У.В. Малахатько
НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ТОМСКЕ
Охарактеризованы религиозные организации г. Томска, относящиеся к новым религиозным движениям, история появления данных организаций в Томске, состав общин, основы учения и культовой практики. Характеризуются формы социального служения и просветительской деятельности данных организаций.
Ключевые слова: Церковь Иисуса Христа святых последних дней; Буддийский центр Алмазного пути школы карма-кагью; Томская община Международного общества сознания Кришны.
Термином «новые религиозные движения» (НРД) принято называть нетрадиционные религии и религиозные верования, возникшие в современном мире начиная со второй половины ХХ в. Существует несколько классификаций НРД. Основным критерием одной из классификаций служит источник происхождения движений. Согласно данной классификации в НРД выделяют три основных направления. Во-первых, неохристианство, объединяющее религиозные течения, которые возникают в рамках христианской традиции. Во-вторых, ориенталистское направление, к которому принадлежат новые индуистские и буддистские движения. В-третьих, синкретические движения, в основе которых лежат эклектично объединённые элементы западных и восточных религиозных систем [1. С. 60].
В Томске НРД представлены 4 общинами, зарегистрированными как религиозные организации. К ним относятся Свидетели Иеговы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней, относящиеся к неохристиан-скому направлению. Буддийский центр Алмазного пути школы карма-кагью и Томская община Международного общества сознания Кришны принадлежат к ориенталистскому направлению.
При подготовке статьи были использованы личные материалы автора, собранные путем интервьюирования руководителей и представителей данных общин; посещения различных мероприятий, устраиваемых ими. Для изучения состава Буддийского центра Алмазного пути школы карма-кагью и Томской общины Международного общества сознания Кришны проведено анкетирование их членов. Община Церкви Иисуса Христа святых последних дней в просьбе о проведении анкетирования отказала, мотивируя это маловажностью информации по составу общины [2]. Сведениями о томской общине Свидетелей Иеговы автор статьи не располагает.
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней -это название христианской деноминации, полностью принимающей новозаветное повествование о рождении, жизни, распятии и воскресении Иисуса Христа, вера в божественность которого является основой учения церкви. Ее основателем стал американец Джозеф Смит. Главные источники вероучения - Библия и Книга Мормона, рассказывающая о народе, жившем на земле древней Америки с 600 до н. э. по 421 гг. н. э. [3. С. 551]. Название книги связано с именем пророка Мормона, который свел воедино записи древних летописцев и передал летопись своему сыну Моронию. Последний добавил к летописи собственное повествование о современных ему событиях и спрятал ее в холме, где она и хранилась, пока Д. Смит не получил ее для перевода [4. С. 367]. Церковь Иисуса Христа святых
последних дней была официально организована в апреле 1830 г. в г. Фейет (штат Нью-Йорк, в северовосточной части США). Церковь является миссионерской, и на сегодня ее приходы действуют во многих странах мира, в том числе и в России.
В Томске церковь Иисуса Христа святых последних дней появилась в результате деятельности миссионеров, которые обратились в администрацию города и получили разрешение работать на его территории [2]. Церковь была зарегистрирована как юридическое лицо 27 августа 1998 г. В число первых последователей церкви вошли Н.А. Денисова, Т. А. Волдина и Б. А. Серебренников, ставший впоследствии президентом томского прихода. Томский приход входит в Новосибирскую миссию. Должность президента прихода назначается руководством миссии сроком на пять лет. Благодаря добросовестному выполнению своих обязанностей и отсутствию нареканий, Б. А. Серебренников был президентом томского прихода восемь лет вместо положенных пяти. С 2006 г. президентом стал Д.Н. Савин [2].
Организация общины предполагает деление прихожан на группы по половозрастному признаку. Собрание священства посещают мужчины от 18 лет и старше. Их обучают мужчины, которые получили назначение быть учителями. Молодые люди в возрасте от 12 до 18 лет собираются отдельно и обучаются своими руководителями. Для всех женщин от 18 лет и старше проводятся занятия в обществе милосердия. Общество молодых женщин объединяет девушек от 12 до 18 лет. Дети в возрасте до 12 лет посещают первоначальное общество [4. С. 367]. Особое значение мормоны придают семье как основной единице церкви. Брак считается священным заветом между мужчиной и женщиной. По словам Н. Г. Квеско, представителя по связям с общественностью томского прихода, семья члена церкви и благополучие в ней гораздо важнее, чем приверженность к церкви. По этой причине, если в семье возникают конфликты из-за посещения одним из ее членов церкви Иисуса Христа святых последних дней, община советует не посещать церковь вообще [2].
Культовая практика Церкви Иисуса Христа святых последних дней состоит из крещения, конфирмации, причастия, ежемесячного поста, крещения за умерших. Отмечаются общехристианские праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха. Даты праздников определяются тем, на какой территории находится приход. В частности, в Томске праздники отмечаются по православному календарю, но большого значения даты не имеют. Например, Рождество прихожане могут отмечать два раза: 25 декабря по календарю Римско-католической церкви и 7 января согласно православной традиции. Наряду с церковными праздника-
ми отмечают и светские, прихожане при этом устраивают любительские спектакли, готовят угощения и подарки друг для друга. Все мероприятия могут посещать не только члены общины, но и все желающие [2].
Деятельность Церкви Иисуса Христа святых последних дней характеризуют различные гуманитарные программы, направленные на помощь нуждающимся людям, в частности томская община сотрудничает с томским хосписом, детскими домами. Также силы прихожан направлены на благоустройство родного города: регулярными являются уборки территорий различных его районов [2].
В 2005 г. для томского прихода был построен дом собраний. Средства на строительство здания выделила религиозная ассоциация Церкви Иисуса Христа святых последних дней. Она же частично финансирует деятельность прихода. Другую часть расходов покрывают пожертвования членов общины. С учетом своего внутреннего убеждения и материальных возможностей они отдают десятую часть своего дохода на нужды церкви. Также существует пожертвование от поста, которого придерживаются последователи церкви в первое воскресенье каждого месяца. Сэкономленные в этот день деньги прихожане передают в приход. Эти средства идут на помощь малообеспеченным членам церкви.
У Церкви Иисуса Христа святых последних дней есть централизованное издание - журнал «Лиахона», который печатается в Германии. Издание на русском языке поступает в томский приход.
Буддизм представлен в Томске направлением вад-жраяны (Алмазная колесница). Его учение предполагает достижение состояния Будды в течение одной жизни. Из Тибета ваджраяна попала в Монголию, а потом в XVI-XVII вв. проникла и в Россию [5. С. 92]. Вад-жраяна представлена несколькими школами, и одна из них - карма-кагью. Данная школа основана в Тибете около 1050 г. Буддизм школы карма-кагью был ведущей традицией Бутана, Сиккима и преобладал в Восточном Тибете. На территории России школа карма-кагью известна с XIII в. присутствием в религиозной традиции калмыков и бурят. На Западе учение школы карма-кагью становится известным благодаря датчанину Оле Нидалу, который в 19б9 г. в Непале познакомился с ее руководителем. Со временем центры кагью были созданы во многих странах мира. Не стала исключением и Россия, в которой эти центры разбросаны по многим городам [б. Т. III. C. 249].
История томского буддийского центра карма-кагью ведет свое начало с 1995 г., когда Сергей Тендитный, лидер хипповского движения в Томске, и еще несколько томичей попали на лекцию ламы Оле в Новосибирске и заинтересовались тренингом собственного ума с помощью методов Будды. Съездив летом на медитационный курс в Иркутск, они начали медитировать. В сентябре 1997 г. в Самаре, встретившись с ламой в очередной раз, рассказали о своем желании организовать центр в Томске и получили его благословение на это. В городе начались сеансы совместной медитации, появились первые книги в библиотеке по буддизму. Путешествующие учителя, ученики ламы Оле, посещающие все центры с лекциями, стали приезжать и в Томск [7]. Томск лама О. Нидал впервые посетил по приглашению своих уче-
ников 13 марта 199S г. Лекция состоялась в большом зале Облсовпрофа. Послушать поучения о практическом Буддизме пришли около 350 человек [S. С. 329]. На следующий год, 24 мая 1999 г. Управлением юстиции администрации Томской области была зарегистрирована религиозная организация «Буддийский центр Алмазного пути школы карма-кагью г. Томска».
Руководящие функции в центре выполняет совет, возглавляемый президентом. Ежегодно общее собрание участников центра подтверждает их полномочия или выбирает новых. Первым президентом был избран А.Ю. Гавинский [S. C. 32S]. С 2009 г. по настоящее время обязанности президента исполняет А. А. Мамро-сенко. Формальную сторону жизни центра организует устав, в соответствии с которым два раза в год проходят собрания совета. Собрания также могут проводиться по мере необходимости для решения оргвопросов. Своеобразная иерархия в центре определяемая степенью заинтересованности его членов в решении общих дел. В составе центра почти в равном количестве представлены мужчины и женщины, преобладают люди с высшим образованием и студенты. Возрастной интервал практикующих - от 22 до 35 лет.
Основная деятельность буддийского центра определяется его участниками как «площадка для медитации» - основной формы практик [S. C. 32S]. Общие медитации проходят ежедневно в 20.00. Их проводит ведущий, способный прочесть текст до конца, желательно не сбиваясь, имеющий опыт медитации. По пятницам перед медитацией проводятся десятиминутные лекции, посвященные истории буддизма и его учению [9]. Обычно медитации длятся около часа, но иногда и более. Для проведения медитаций в центре оборудован специальный зал - гомпу. Это не очень большая комната с нишей для алтаря в центре стены, противоположной от входа. На алтаре помещены скульптура Будды и символические предметы. На стенах развешены портреты глав школы, информационные плакаты. В зале оборудована библиотека. Изначально центр находился на квартире у С. Тендитного. Далее центр переезжал на квартиры других членов буддийской общины, а с конца 2005 по 2010 г. под него снимали квартиру на ул. Розы Люксембург, д. 22, кв. 12. На сегодня центр располагается по адресу пер. Южный, д. 71 [7].
Одним из направлений деятельности буддийского центра является организация лекций путешествующих учителей. Публичность лекции связана с личностью учителя: если он достаточно известен и популярен, то центр арендует зал для проведения лекции. Если учитель еще не знаком публике, то его лекции проходят в буддийском центре. В том и другом случае действует плата за вход. Темы лекций определяются такими понятиями, как «основы буддизма Алмазного пути», «цели и методы учения», «методы работы с умом», «буддизм сегодня» и др. [9]. Путешествующие учителя из России, Германии, Дании, Польши и других стран посещают томский буддийский центр в рамках туров. Маршруты учителей регулирует Российская Ассоциация буддистов школы карма-кагью. Примерная периодичность приезда учителей - раз в месяц.
Для деятельности центра характерна пропаганда буддийской культуры в Томске. В декабре-январе
5б
2005-2006 гг. в Доме путешественника проходила выставка «Непал-Тибет: куда смотрят глаза Будды». Программа мероприятия включала выставку фоторабот А. Бушова, экскурсии, показ кинофильмов, предоставленных центром, чтение лекций по философии и практике буддизма [8. С. 328]. Часть экспонатов была предоставлена буддийским центром, все экскурсии проводили его участники. В октябре-ноябре 2008 г. в Томском областном краеведческом музее прошла выставка буддийского искусства «Сокровища Тибета. Бесстрашие. Радость. Сочувствие» в рамках фестиваля буддийской культуры в Томске. Экспозиция была организована силами международной общественной организации «Культурное наследие Гималаев». Коллекция экспонатов появилась на свет благодаря щедрости частных лиц, коллекционеров и усилиям энтузиастов. На время пребывания выставки в Томске ее экспозиция была дополнена предметами, предоставленными буддийским центром. Экспонатами выставки стали свит-ковая живопись танка, скульптура, ксилография, книги, ритуальные и бытовые предметы, музыкальные инструменты. Экспозицию дополнили фотографии и слайды, знакомящие как с традициями Востока, так и с современным развитием буддизма на Западе.
Международное общество сознания Кришны (МОСК), в состав которого входит и томская община, -это всемирный союз единоверцев, исповедующих вайшнавизм [10. С. 352]. Вайшнавизм - монотеистическое вероучение, в основе которого лежит культ бога Кришны - самой почитаемой аватары (воплощения) Вишну (Всевышнего). Учение вайшнавизма представляет собой систему знаний о положении Всевышнего -Шри Кришны: его энергиях и качествах, о структуре творения и о природе души (дживы). Согласно ведическому знанию, Господь - абсолютное начало творения, источник всего сущего - проявляет себя в безграничном разнообразии энергий. Три вида энергии являются первичными: внутренняя энергия - йогамайя, или духовное творение, внешняя энергия - махамайя, или материальное творение, определяемая как иллюзорная, а также души живых существ, представляющих так называемую пограничную энергию Господа. Душа (джива) является энергией Господа, ее предназначение - служение Господу, и только в изначальном качестве слуги джива способна полностью проявить все свои потенции [10. С. 352]. Одним из основных понятий в вайшнавизме является «бхакти» (путь преданного служения богу). Цель бхакти - пробудить в человеке чистую изначальную любовь к богу, что, согласно учению вед, является критерием истинной религии [11. Т. 3. С. 364-365]. Особое значение имеют культовые практики, посредством которых происходит общение с богом. Основными являются индивидуальная медитация - джапа, при которой многократно повторяют имя бога, и коллективное воспевание священных гимнов -киртан [12].
В Томске первые вайшнавы появились в 1991 г., когда в город приехал один из ведущих проповедников МОСК в России. Первые встречи вайшнавов проходили на частных квартирах. В 1992 г. появился ашрам (место, где живут послушники), под который вайшна-вы сняли деревянный дом. Участники движения вели
приближенный к монашескому образ жизни. Они придерживались определенного распорядка дня: ранний подъем, омовение, медитация, изучение духовной литературы. Также обитатели ашрама занимались организацией просветительских лекций и воскресных программ, распространяли духовную литературу и культовую атрибутику. Параллельно вайшнавы продолжали учиться в учебных заведениях города, так как в основном это были студенты [12]. Первым лидером томской общины был А. Мироненко - томич, один из первых в городе принявший вайшнавизм. Он руководил общиной с 1996 по 1997 г. С 1998 г. и до настоящего времени функции руководителя общины выполняет Э.Х. Измайлов. В качестве религиозной организации общество было зарегистрировано в 2000 г. [10. С. 353].
Вся община подразделяется на небольшие группы -нама-хатты, куда входят примерно по 10 членов. На сегодня в обществе насчитывается 15 нама-хатт. Собрания нама-хаттов проводятся еженедельно на квартирах участников. Организационная структура общины представлена двумя советами. Первый - совет лидеров нама-хаттов, сюда входят старшие вайшнавы, которые курируют остальных членов этой ячейки. Второй - совет менеджеров, в котором могут участвовать старшие вайшнавы и другие члены общины. Данный совет занимается всеми финансовыми и организационными вопросами. По мере необходимости оба совета проводят совместные заседания. Финансирование общества происходит за счет частных добровольных пожертвований вайшнавов. Сумма взноса не устанавливается, каждый жертвует по мере своих возможностей. Также средства поступают от продажи духовной литературы и культовой атрибутики.
В составе почти в равном количестве представлены мужчины и женщины, молодежь и люди среднего возраста. Менее репрезентативна категория лиц более старшего возраста начиная с 48 лет. Среди членов общества преобладают студенты и люди с высшим образованием.
Деятельность томской общины сознания Кришны характеризуется двумя направлениями: образовательным и благотворительным. На базе центра ведической культуры реализуются различные просветительские программы: внутренние и внешние. Внутренние программы предназначены для членов общины. Воздействие внешних направлено на людей, интересующихся культурой и религиями Востока. Периодически проводятся лекции, посвященные ведической культуре, основным ведическим писаниям, на которые опирается вайшнавизм, семинары по отраслям ведической философии, тренинги. Также проходят музыкальные занятия и уроки индийского танца. Существует специальная программа для беременных женщин, которые хотят рожать дома. С ними занимаются врачи-вайшнавы.
Благотворительная деятельность сосредоточена в рамках программы «Пища жизни». Реализуя ее, вайш-навы раздают освященную пищу (прасад) нуждающимся слоям общества. Программа начала действовать с 2004 г., когда администрация города предоставила помещение. В данный момент программа приостановлена из-за организационных сложностей, возникших в де-
партаменте социальной защиты населения администрации Томской области [12].
Таким образом, в Томске действуют НРД неохри-стианского и восточного происхождения. Все они являются официально зарегистрированными религиозными организациями. Томский буддийский центр Алмазного пути школы карма-кагью был организован томичами, заинтересовавшимися учением данной религиозной традиции. В отличие от него Церковь Иисуса Христа святых последних дней и Томская община Международного общества сознания Кришны появи-
лись в результате деятельности миссионеров. Церковь Иисуса Христа святых последних дней и Томская община международного общества сознания Кришны имеют довольно четкую организационную структуру, в первой деление происходит по половозрастным признакам, вторая состоит из ячеек (нама-хатты), которыми руководят духовные учителя. Структуру буддийского центра карма-кагью можно назвать амофной. Участие данных организаций в общественной и культурной жизни города характеризуется благотворительными и образовательными программами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы религиоведения / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высш. шк., 1994. 368 с.
2. Развернутое интервью с представителем по связям с общественностью Церкви Иисуса Христа святых последних дней в Томской области
Н.Г. Квеско. 15.11.2009.
3. Кантеров И.Я. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республи-
ка, 1999. С. 551-552.
4. Квеско Н.Г. Церковь Иисуса Христа святых последних дней в Томской области // Томская область: народы, культуры, конфессии: Энцикло-
педия. Томск, 2007. С. 366-369.
5. АльбедильМ.Ф. Буддизм. СПб.: Питер, 2006. 206 с.
6. Пореш В. Буддизм // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. М.: Логос, 2005. Т. 3. С. 228-317.
7. Материалы автора. Развернутое интервью с руководителем Буддийского центра Алмазного пути школы карма-кагью Е.Ю. Локотко
25.01.2009; Развернутое интервью с участником Буддийского центра Алмазного пути школы карма-кагью А.И. Главанаковым 26.11.2008.
8. Борисова М.В., Вымятнин А.В., Гавинский А.Ю., Локотко Е.Ю., Тендитный С.Н. Буддийский центр Алмазного пути школы карма-кагью
г. Томска // Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия. Томск, 2007. С. 328-330.
9. Буддизм Алмазного пути. Линия карма-кагью. Буддийский центр Алмазного пути города Томска. URL: http://www.buddhism.tomsk.ru (дата
обращения: 13.02.2011).
10. Черепанова Н.В. Томская община Международного общества сознания Кришны // Томская область: народы, культуры, конфессии: Энциклопедия. Томск, 2007. С. 352-354.
11. Лункин Р.Н. Общество сознания Кришны (Вайшнавы) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. М.: Логос, 2005. Т. 3. С. 362-373.
12. Материалы автора. Развернутое интервью с руководителем Томской общины Международного общества сознания Кришны Э.Х. Измайло-
вым. 25.03.2009.
Статья представлена научной редакцией «Культурология» 21 апреля 2011 г.
5S