№ 360
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Июль
2012
ИСТОРИЯ
УДК 94 (470)
Р. А. Быков
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ
Статья посвящена феномену новых религий и Новых религиозных движений (НРД) как наиболее яркому в религиозной сфере и вызывающему множество противоречивых интерпретаций. Рассматривается история формирования новых религий XIX в. и НРД, возникших во второй половине XX в. Проводятся параллели между данными религиозными течениями. Анализируя условия современной социокультурной реальности, автор определяет характер новых форм религиозности.
Ключевые слова: новые религии; Новые религиозные движения; внехрамовая религиозность.
Исторические процессы последних двух столетий, и особенно второй половины XX в., связанные с социально-культурными изменениями, безусловно, продемонстрировали ошибочность прогнозов и ожиданий многих мыслителей, предрекавших уход религии на дальний план в обществе и ее закономерное отмирание. Концепция секуляризации как постепенного процесса угасания религии оказалась не в состоянии объяснить всплеск интереса к религиозным исканиям, особенно среди молодого поколения, что нашло свое отражение в распространении новых религиозных движений и исследований «десекуляризации». Возникновение и развитие новых религий в большей части мира обычно относят к XIX в., а 60-70 гг. XX в. часто характеризуют как время религиозного ажиотажа.
В данной статье рассмотрим историю формирования новых религиозных движений и попытаемся проанализировать взаимозависимость между социокультурными изменениями и тенденциями в религиозной сфере.
Как отмечают западные и отечественные исследователи, «возникновение и распространение новых религий до сих пор остается незавершенным процессом в истории религии. Многие конфессии, которые ныне имеют за своими плечами уже длительную историю, тоже когда-то были новыми религиями, и проходило порою немало времени от момента их возникновения до стадии консолидации и признания, позволявшего им самим представить уже как нечто завершившее свою собственную историю» [1. С. 250]. Возникновение любого нового течения не происходит без связи с тем, что существовало ранее (философские и религиозные системы). Даже если учитель, мессия, гуру или пророк говорит о новом откровении, так или иначе он должен рефлексировать относительно бывших верований его последователей и того, как соотносятся новые и старые системы мировосприятия и объяснения реальности.
Возникновение религии тесно связано с условиями, которые существуют в это время в социуме, поскольку религия хоть и достаточно закрытая система, в то же время она существует в обществе, «обязана» соответствовать онтологии социокультурного пространства. С другой стороны, новые религиозные смыслы и символы, в свою очередь, оказывают влияние на социальные тенденции. Протестантская этика,
как известно, способствовала формированию нового мышления, которое провоцировало поиск успеха в обычном, повседневном мире (М. Вебер). Как же формировались НРД, каковы были социокультурные условия для этого?
Новые религии XIX в., предшественники НРД, возникали как реакция на изменения в обществе, развитие науки, их духовных лидеров не удовлетворяли объяснения традиционных религий и уже достаточно институционализированных протестантских деноминаций. Прагматизму, позитивизму, материализму, которые начинали усиливаться уже в то время, необходимо было найти достойный ответ.
Распространение христианства по всему миру приводило также к тому, что различные религии, соприкасавшиеся с «библейским» посланием, должны были менять закостеневшие к XIX в. формы, реагировать на иное понимание сакрального, поскольку старые объяснительные системы уже не удовлетворяли «потребителей» духовных смыслов. Анабаптисты, Адвентисты Седьмого Дня, Свидетели Иеговы, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, религия Бахай, Сэкай кюсэй, Омото, Тэнри, Каодай и др. относятся к числу новых религии, формировавшихся в данном ключе.
Происходило также обращение к традициям своей страны, осуществлялись попытки восстановить утраченное и забытое, например, гапу-религия, возникшая в 1825 г. на Гавайях, тука-религия, известная на островах Фиджи с 1873 г., религия пай-марир, называемая также гау-гау в Новой Зеландии.
В русле Ислама в 1844 г. сформировалась религия ба-бистов, которые затем частично перешли в религию Бахай, ведущую свою историю с 1863 г., когда состоялось откровение ее основателя Баха-у-ллаха. Движение «Миссия Ахмадии» также сформировалось в русле Ислама. Можно назвать и новые религии, возникшие в Японии и происходящие из Нишеренской школы [1. С. 255].
В России новые религии к концу XIX - началу XX в. набирали силы, приживались западные течения, по-прежнему функционировали отечественные религиозные группы: молокане, хлысты, иконоборцы. Интеллигенция увлекалась различными оккультными практиками, гаданием, спиритизмом, «восточными» техниками, некой квазирелигией, по сути всем тем, что сейчас присутствует в СМИ. В любом книжном магазине можно
купить пособия по астрологии, магии, фен шуй, духовно-оздоровительным практикам и пр. Новые религиозные движения второй половины XX в. формировались в новых исторических условиях. Формирование НРД в России происходило по той же схеме, что и в США и Европе в 1960-1970-е гг. После Второй Мировой войны в обществе произошло разочарование в великих идеях, так называемых метанарративах.
Прогресс, связанный с научно-техническими достижениями, имел не только положительные последствия. Отчуждение труда усилилось и трансформировалось в самоотчуждение личности, «бегство от свободы». Одиночество в толпе, индивидуализации, унификация и прочие феномены современности опровергали «золотые» идеи прошлых эпох [2]. Вытесненные светской идеологией религиозные институты в самых разных странах создали вакуумы, поскольку ни одна идеология полностью не решала вопросы предельных смыслов о назначении жизни и смерти, Абсолюте и пр.
Плюрализм идей, конвергенция разных культур и глобализация привели к их взаимному обмену и обогащению, в связи с этим сформировалось огромное количество синкретичных движений, объединяющих самые разные сферы: Церковь Объединения, Церковь Саентологии, различные практики нового века, парана-учные течения, стремящиеся к синтезу с наукой и пр.
Духовная недостаточность ощущалась довольно остро, например, в США возникло мощное движение контр- или субкультур, в которых молодежь выражала недовольство политикой властей, призывала к миру, использовала девиантные формы самореализации -ЛСД и прочие наркотики. Приехавшие на Запад гуру из разных стран мира тогда выглядели как спасители.
Возник новый феномен - мода на религию. Это было достаточно сильно проявлено в России, когда бывшие партийные деятели крестились или стали увлекаться идеями различных околорелигиозных направлениями. Такие слова, как «карма», «йога», «фен шуй», «чакра», «астральное тело», «реинкарнация» стали известны всем, и незнание их в некоторых ситуациях могло вызвать недоумение, об этом свидетельствуют наши эмпирические исследования НРД в Сибирском регионе.
Релятивизм современности привел к формированию новых течений, различных сатанистских групп, которых, например, в сравнительно небольшом городе Томске в конце 1990-х гг. насчитывалось четыре, общей численностью около 400 человек. Появились организации, предлагающие дипломы по самым разным паранаучным направлениям: парапсихологии, кармап-сихологии, экстрасенсорике, медицине биополей.
В России, как мы уже отмечали, во многом отечественные движения копировали опыт западных НРД 1960-1970-х гг. После ослабления государственного контроля новых организаций и религий в СССР с середины 1980-х гг., и даже ранее, начали проникать миссионеры уже оформившихся на западе НРД.
Различные протестантские движения и течения, возникшие в их русле, неориенталистские движения и религиозные группы «отечественного производства» были свежим предложением для нашего общества, уставшего от контроля и морали, которой большинство не
следовало на практике. Общество Сознания Кришны вело передачи на радио, руководители встречались с представителями органов власти (например, Сан Мен Мун, учителя РОСК), на улицах звучали мантровые пения людей в шафрановых одеждах, культурные и вежливые иностранцы в черных костюмах предлагали изучать английский, в дома стучались люди с Библией, в магазинах стали появляться книги о всех культах мира, о магии в бизнесе и менеджменте и т.д.
Многие НРД имели проблемы с регистрацией, но с наступлением 1990-х гг. началось постепенное вхождение новых движений в юридическое и социокультурное пространство России. Участники НРД в самом начале воспринимались как чудаки. С появлением антикультовых (антисектантских) движений (АКД), которые распространяли только негативную информацию о НРД в СМИ, все нетрадиционные для России объединения стали воспринимать в обществе как «страшные секты». Подобное было и на Западе и, вероятно, будет происходить везде, где появляется непонятный новый феномен религиозного толка (например, христиане в I в.).
Антисектанты обвиняли НРД во всех грехах, особенно после событий вокруг «Аум Сенрике» 1995 г. Представители НРД обращались в суд, иногда побеждая, иногда не опровергая данные о себе. В XXI в. рост количества НРД остановился или происходит очень медленно, поэтому гипотеза о том, что новые религии заполонят Россию, не подтверждается. К концу первого десятилетия XXI в. накоплено немало исследований, которые рисуют достаточно объективную картину феномена НРД, но и теперь научная информация сталкивается с политическими интересами в СМИ и на конференциях разного толка.
Рассмотрим, как развивалась история некоторых НРД в России. Чтобы закрепиться на новом пространстве, многие НРД вели активную проповедь, чем и привлекали внимание общественности, используя при этом всевозможные каналы.
Например, представители «Сахаджа-йоги», буддийского нетрадиционного для многих областей России течения «Карма-кагью», РОСК, центра Шри Чинмоя и другие акцент делали на проведении публичных, образовательных или культурных мероприятий с приглашением учителей, параллельно распространялись книги и материалы учения, открывались центры, проводились публичные лекции. Активно стали использовать Интернет, где сейчас можно найти любую информацию о религиях.
В НРД люди приходят и уходят. Возникает ситуация, когда человек попал на курсы, получил необходимое и ушел, не став религиозным человеком или членом какой-либо группы (70% участников НРД выходят из движений в течение месяца). Это опровергает множество стереотипов относительно НРД, освобождая общество от мифов и предрассудков.
Например, Церковь Последнего Завета (Виссариона) - специфичное российское НРД - развивалась как любая религиозная группа, имеющая своей целью бытие в общине. После первой проповеди в 1991 г. С.А. Тороп объявил о создании единой религии мира. Администрация Курагинского района в ответ на предложение от инициативной группы о создании экологического поселения выделила 250 гектаров земли в рай-
оне горы Сухая и озера Тиберкуль. Медики, работники искусства, агрономы и представители самых разных социальных групп отправились на строительство общины «Город Солнца». В последнее время во многих городах России и не только появились последователи данного движения, организовываются общины, открываются центры. В определенные периоды для движения характерны эсхатологические настроения, последний «конец света» должен был быть в 2007 г. [3].
Движение «Звенящие кедры России» не имеет четкой структуры, объединяет небольшое количество людей, следующих учению В.Н. Мегре, представленному в книгах «Анастасия». Гармония с природой как одна из центральных идей, которая возможна в родовых поселениях, где на каждого человека выделяется около 1 га, объединяет самых разных людей с конца 1990-х гг.
С одной стороны, это люди, обеспокоенные экологией, с другой - стремящиеся к саморазвитию, гармонизации души с Космосом, единым полем земли и т.д. На протяжении последнего десятилетия на территории России появляются различные поселения, например, в Калужской, Новосибирской, Владимирской, Тульской, Курганской областях, в Краснодарском крае, Хакасии. На наш взгляд, число подобных поселений в дальнейшем будет расти, но скорее всего для большинства привлекательными станут не околорелигиозные, а социальные и экологические идеи.
Различные относительно новые для России христианские движения: Церковь Евангельских христиан-баптистов, Адвентисты Седьмого Дня, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, Свидетели Иеговы, Евангельские христиане (пятидесятники), Церковь Прославления, различные христианские общины с дру-
гими названиями - все они достаточно закрепились в нашей стране на данный момент. Поскольку население России как привычные воспринимает идеи Библии и Христа, в отличие от, например, неизвестной для многих Бхагават-гиты, их распространение не вызвало социальной напряженности, так как в массовом сознании нет ясного видения отличий одного христианского течения от другого. Многие пожилые люди ходят в самые разные НРД, не понимая, что это нечто другое, чем то, во что верили их родители.
Таким образом, можно увидеть, что в современном российском обществе к концу XXI в. сформировалось большое количество НРД. Многие из них развивались, как и любые традиционные религии в начале своего существования. Особенности формирования НРД связаны со спецификой среды современного изменчивого социума, которая заключается в том, что под религией человек за последние два столетия стал понимать нечто иное. Исторические условия меняются, и вместе с ними трансформируются формы современной религиозности, которые стремятся к синтезу с другими сферами -наукой, медициной, становятся мироориентированны-ми. НРД формируются как экономические сетевые структуры, некоторые напоминают социальные движения, партии, клубы любителей духовного. Возникает такой феномен, как «внехрамовая религиозность», к которой можно отнести астрологию, магию, паранауку и пр. Возможно, процесс секуляризации в современности будет означать переход от храмовой и структурированной религиозности к свободной и индивидуализированной, синкретичной, что в целом соответствует эпохе поиска свободы, отстаивания прав и при этом растущего плюрализма и релятивизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Флаше Р. Новые религии // Петер Антес. Религии современности. История и вера / пер. с нем. С. Червонной. М. : Прогресс-Традиция, 2001.
С. 250-278.
2. Белл Д., Иноземцев В.Л. Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века. М. : Центр исследований постиндустриального общества,
2007. 304 с.
3. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России: религиоведческий анализ. М. : МГУ, 2006. 467 с.
4. Агаджанян А. Религиозный дискурс в российских масс-медиа: энтропия, симфония, идеократия // Старые церкви, новые верующие: Религия
в массовом сознании постсоветской России / под ред. проф. К. Каариайнена, проф. Д.Е. Фурмана. М. : Летний сад, 2000. С. 116-142.
5. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ / Российская академия наук. Институт филосо-
фии. М. : Институт философии РАН, 2010. ИЯЬ: http://www.philosophy.ru/iphras/ НЬгагу/Ьа1/Мех (дата обращения: 10.09.2010).
6. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 2005. 282 с.
7. Иваненко С.И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. М. : Философская книга, 1998. 296 с.
Статья представлена научной редакцией «История» 23 марта 2012 г.