Теоретика
УДК 343.9 © В. Б. Яшин, 2012
Новые религиозные движения: между экстремизмом и индифферентностью
В. Б. Яшин *
Новые религиозные движения обладают таким же потенциалом экстремизма, как и традиционные религии. Дополнительные риски проявлений экстремизма обусловлены альтернативностью социокультурным нормам и преобладанием неофитов. С другой стороны, нарастание плюрализма, обусловленного генерированием новых движений, превращает поиск религиозной идентичности в перебирание вариантов и приводит к эрозии религиозной веры. При такой установке готовность идти на крайности во имя торжества своих убеждений становится бессмысленной и невозможной.
Ключевые слова: религия, религиозный экстремизм, новые религиозные движения.
Феномен новых религиозных движений (НРД) отличается чрезвычайно широким диапазоном проявлений . Как справедливо указывает известный британский религиовед А . Баркер, «следует неустанно подчеркивать, что практически любое обобщение по поводу НРД оказывается ложным, если его применять ко всем движениям» 1 . Тем не менее НРД имеют и очевидные общие родовые признаки, что, собственно, позволяет выделять их в особую категорию и рассматривать как мультикультуральное единство . Поэтому правомерна постановка проблемы «НРД и экстремизм» в самом общем виде .
Здесь следует сделать несколько предварительных замечаний
Одним из стереотипов восприятия проблемы НРД, доминирующих как в научном сообществе, так и в массовом сознании, выступает эпистемологическая установка, в соответствии с которой этот феномен зародился лишь несколько десятилетий назад, и в данном отношении современная эпоха представляет собой нечто исключительное (даже аномальное) во всемирной истории религии . Вследствие антиисторического подхода рефлексия относительно
НРД остается своеобразным заповедником «теории обмана», которая в религиоведении в целом уже давно даже не вчерашний, а позапозавчерашний день При таком подходе многомерный и неоднозначный феномен НРД редуцируется и трактуется либо как результат мошеннической деятельности харизматических лидеров, использующих религию в качестве инструмента для достижения собственных корыстных целей, либо (в контексте конспирологических теорий) как порождение спецслужб, происки «мировой закулисы» и т п
Между тем игнорирование типологически сходных черт генезиса и функционирования так называемых традиционных, исторических конфессий и современных религиозных новообразований является серьезной методологической ошибкой . НРД органично и неотрывно включены в единый поток всемирной истории религии Можно говорить о своеобразном циклизме: на протяжении истории человечества сменяют друг друга периоды относительной моноконфессиональности (конфессиональной гомогенности) и периоды напряженных духовных исканий, религиозного диссидентства и т. д . Всплеск ак-
* В нашем журнале публикуется впервые .
тивности НРД, наблюдаемый с конца XIX — начала ХХ вв . и особенно со второй половины минувшего столетия, — не более чем очередная волна массовых поисков новой религиозной идентичности, неоднократно отмечавшихся и в прошлые времена
Однако принцип историзма предполагает конкретно-исторический подход: в каждую определенную эпоху и в каждом конкретном социуме НРД имеют доминирующую специфику интенциальных акцентов, форм институциализации и т. п . В этом смысле НРД, например эпохи Реформации, существенно отличаются как от поисков Божества времен поздней античности, так и от современных разновидностей религиозных новообразований матрицы New Age . Соответственно факторы риска, обусловливающие возможность экстремистских проявлений в среде НРД, целесообразно разделить на универсальные (всеобщие) и специфические (частные) для определенной исторической эпохи и конкретной цивилизации
Говоря об универсальных факторах, в первую очередь следует отметить, что НРД являются лишь частным случаем феномена религиозности и, следовательно, НРД обладают таким же потенциалом экстремизма, как и любая «традиционная» религия С позиций феноменологии религии, религиозность представляет собой систему коммуникаций, с особой, априорной для человеческого сознания, сакральной реальностью, которая выступает средоточием и источником предельных смыслов человеческого бытия, всех аксиологических ориентаций . Акт веры, мотивированный переживанием сакрального, предполагает полную самоотдачу, крайнее напряжение сил, радикальный разрыв и конфронтацию с профанным. В своем предельном модусе акт веры может проявляться как в конструктивной, так и в девиантной форме, в последнем случае мы и имеем дело с религиозным экстремизмом. В свою очередь, любые «экстремистские практики имеют религиозное измерение, являющееся доминирующим, поскольку предполагают способность и устремленность индивида к выходу за рамки обыденности и условностей, «за край». Это касается не только собственно «новых и старых» религиозных движений, чья конфессиональная принадлежность просматривается и определяется достаточно четко, но и группировок, формально не являющихся религиозными» 2 .
Кроме того, НРД генерируют дополнительные риски различных проявлений религиозного экстремизма Отметим наиболее значимые из них
Во-первых, НРД по своей природе — религии, альтернативные господствующим социокультурным паттернам, предлагающие собственную систему социальных и моральных норм. Тем самым НРД неизбежно в той или иной степени ориентированы на
отказ от сложившихся порядков и трансформацию социума .
Во-вторых, возникновение новых религиозных движений влечет за собой усложнение конфессионального расклада, нарушает сложившийся баланс религиозных сообществ . Как следствие, закономерен рост напряженности в межконфессиональных отношениях
В-третьих, существенной особенностью НРД является преобладание в них верующих первого поколения, неофитов — тех, кто принял данную религию не от рождения, не в силу семейного и общественного воспитания, а по сугубо личному выбору. Любому же новообращенному неизбежно присущ максимализм, гипертрофированная модальность личной религиозности, энтузиазм, доходящий до фанатизма . При этом если традиционные религии излишнее религиозное рвение стремятся нейтрализовать, поскольку за многие века своего существования они выработали приемлемые компромиссы между духовным идеалом и социальной реальностью (по принципу «Воздайте Богу Богово, а кесарю — кесарево»), то НРД, наоборот, стремясь к скорейшему самоутверждению, заинтересованы в постоянном его подогревании
Вследствие указанных обстоятельств НРД закономерно представляют собой конфликтогенную среду, они, так или иначе, настроены на конфронтацию с обществом . Религиозно мотивированное желание как можно быстрее радикально решить все личные и социальные проблемы (устроить Царство Божие на Земле, выйти на новый уровень космической эволюции, расширить сознание и т д и т п ) нередко провоцируют последователей НРД на экстремистские действия . В числе широко известных эксцессов такого рода:
— индивидуальный и коллективный суицид («Ветвь Давидова», Уэйко (Техас), апрель 1993 г. — 80 жертв; «Солнечный храм», Швейцария, октябрь
1994 г. — 53 жертвы; «Движение за восстановление Десяти заповедей», Уганда, март 2000 г. — 780 жертв);
— организация массовых беспорядков («Белое Братство», Киев, ноябрь 1993 г.);
— террористические акты (газовая атака боевиков «Аум Синрикё» в токийском метро, март
1995 г — 12 погибших, около 5000 получивших повреждения различной степени тяжести) 3.
Впрочем, НРД могут становиться не только субъектами, но и объектами экстремистской деятельности: неприятие экзотических религиозных новообразований (пусть даже самых миролюбивых и безобидных) представителями социокультурного большинства и/или иных конфессий может принимать агрессивные формы . Так, 22 июня 1995 г. группа молодежи из ультраправых организаций устроила погром в храме приверженцев Общества сознания
Кришны в Ростове-на-Дону В результате, по разным данным, пострадали от 25 до 30 человек 4 . В 2008 г. во Флашинге — китайском квартале Нью-Йорка — неоднократно фиксировались случаи публичных оскорблений и физического насилия со стороны прокоммунистически настроенных мигрантов из Китая по отношению к последователям движения Фалуньгун, распространявших миссионерскую газету «The Epoch Times» 5 . 2 июня 2008 г. в Рио-де-Жанейро четыре адепта евангелической церкви «Новое поколение Иисуса Христа» ворвались в центр приверженцев неоязыческого культа умбанды и уничтожили около 30 фигурок божеств 6 .
Но было бы ошибкой видеть в НРД только угрозу различных проявлений религиозного экстремизма С природой этого феномена связан и ряд факторов, которые, напротив, снижают риск экстремистских эксцессов Основной из них заключается в том, что мир НРД — это негативная бесконечность генерирования все новых и новых религиозных смыслов Тем самым непроизвольно разрушается представление об уникальности, предельности и окончательности религиозной истины . Появление все новых и новых религий порождает ситуацию не столько религиозного выбора (выбор предполагает конечное число альтернатив), сколько перебора религий, и любая конфессия в этих условиях воспринимается всего лишь как еще один, очередной вариант среди безграничного множества подобных Авторитет религии в результате снижается, поскольку она становится предметом критического сравнения, а это фундаментально изменяет ее природу 7.
В условиях религиозного плюрализма НРД вынуждены апеллировать не столько к вере и духовной интуиции, сколько:
а) приводить когнитивно-рациональные (в том числе сциентизированные) аргументы в обоснование своей правоты;
б) предлагать чувственно воспринимаемые, поддающиеся опытному воспроизведению техники религиозного опыта;
в) сервильно адаптироваться к актуальным запросам и вкусам потенциальной аудитории
Тем самым нарастающее разнообразие НРД приводит к эрозии самой сути религиозности — религиозной веры
Разумеется, можно привести и контраргументы: сосуществование различных вероисповеданий, конкуренция религиозных идей имели место и раньше; ситуация плюрализма и отсутствия внешних регуляторов религиозности делает религиозный выбор свободным и тем самым только укрепляет личную религиозную убежденность; плюрализм — не более чем объективная черта социальной реальности, и сам по себе не является ни источником расцвета религии,
ни причиной ее упадка 8 . Однако в современную эпоху количество предложений в «духовном супермаркете» явно перешло в качество Постмодернистский дискурс, ставший на рубеже ХХ-ХХ1 вв . доминантой для западной и вестернизированной глобальной цивилизации, предполагает гипертрофию принципа плюрализма, решительный отказ от истины в последней инстанции, мозаичность и клиповость представлений о мире, релятивизм любых религиозных, культурных и моральных установок, отказ не только от догматики, но и от мировоззренческой определенности вообще, субъективизм и нарциссизм . В контексте постмодерна существенно меняется характер интенций по отношению к религии: от нее ожидаются уже не столько предельные ответы на экзистенциальные вопросы, сколько новые, яркие впечатления, свежие идеи, приносящие пользу и удовольствие практики. Естественно, эти установки радикально отличаются от фундаментальных оснований классических, традиционных религий, «религий большого стиля» Нишу, сформированную отмеченными выше респектациями, в первую очередь и занимают НРД современности 9.
Стоит еще раз обратить внимание: специфика современных НРД — это в значительной степени (если не прежде всего) специфика их аудитории Принято считать, что среди адептов всевозможных сект и экзотических культов преобладают два типа личности . Перефразируя П. Е . Суслонова 10, их можно назвать «нищими духом» (это те, кто не способны к самостоятельному обретению полноценного «Я» и поэтому находят компенсацию в гуру, пророке, мессии) и «преизбытствующими духом» (личности креативные, обладающие харизматическими задатками, ищущие нетривиальные пути самореализации) . Для обоих типов весьма высока вероятность религиозного фанатизма и, соответственно, склонность к экстремистским действиям: в первом случае из-за неспособности критически осмысливать проповедь своего духовного вождя и готовность слепо исполнять его волю, во втором — из-за пассионарного максимализма
Однако в ситуации постмодерна среди последователей НРД все более нарастает доля носителей третьего типа личности: тех, кто относятся к религии скорее как к игре ума, форме проведения досуга и расширения кругозора, как к своеобразному развлечению К адептам такого рода уже неприменим привычный термин «богоискатели», поскольку они меньше всего ориентированы на поиск абсолютной окончательной истины . Перманентный перебор духовных техник и практик, мировоззренческая мобильность, постоянное стремление к новизне, в том числе и в духовной сфере, для них становится самоцелью По аналогии с понятием «веб-серфинг» — психи-
ческой зависимостью, проявляющейся в навязчивом желании непрерывно «путешествовать» по Всемирной паутине, бесконечно переходить с сайта на сайт без цели и смысла — подобное явление можно обозначить как спирит-серфинг, «духовный номадизм» Современный мир НРД преимущественно представляет собой зону духовного транзита — значительная часть аудитории новых религий надолго в них не задерживается При такой установке жертвенность во имя некой сверхценной идеи, готовность идти на крайности во имя торжества своих убеждений, а, следовательно, любые формы религиозного экстремизма, становятся бессмысленными и невозможными
Отметим также, что в современных условиях НРД все более утрачивают институциальность: вследствие развития информационных технологий и средств коммуникации для распространения идей и поддержания контактов между единомышленниками уже не требуется физического взаимодействия Поэтому проблема тоталитарных сект постепенно вытесняется другой: появлением виртуальных религиозных сообществ (в том числе транснациональных) без четко выраженной иерархичности и лидерства, единого центра и без внятной доктрины Тем самым главная опасность, исходящая сегодня от НРД, не пресловутое «промывание мозгов» с целью внедрения жестких идеологем, а размягчение мозгов — отсутствие четких убеждений, атрофия системности мышления и мировоззрения
1 Баркер А. Новые религиозные движения . Практическое введение . СПб . , 1997. С. 4.
2 Суслонов П. Е. Роль новых религиозных движений в генезисе экстремистских практик // Мораль . Право . Политика . Религия : сб. науч. тр. Екатеринбург, 2010. С. 102.
3 Раевский А. Е. Психологическое манипулирование в новых религиозных движениях // Вестн . Моск. ун-та . Сер. 14, Психология . 2009. № 2. С. 83 ; Cults, Religion and Violence / ed. by David G. Bromley, I . Gordon Melton . Cambridge, 2002. 250 p .
4 Дворкин А. Введение в сектоведение. Н . Новгород,
1998. С. 218 ; Нрисимхадев в Ростове-на-Дону // Путь домой. 2005. № 3 . С. 4.
5 Нападение на последователей Фалуньгун во Флашинге . URL: http://ntdtv. ru/ntdtv_ru/pre/155 . html (дата обращения: 02.02.2012).
6 В Бразилии протестанты разгромили языческое капище. URL: http://www.bogoslov.ru/text/302938/index.html (дата обращения: 02.02.2012) . Умбанда — синкретическая религия, возникшая в начале XX в . в Бразилии и состоящая из католических, африканских, индуистских и буддистских элементов .
7 Этой позиции долгое время придерживался П . Бергер (Berger P. The sacred canopy: Elements of a sociological theory of religion . Garden City, NJ: Doubleday, 1967).
8 Опалев С. А. Исследования религиозного плюрализма в современной западной социологии религии // Религиоведение . 2011. № 2. С . 106-115 ; Степанова Е. А. Новая духовность и старые религии // Там же . № 1 . С . 127-134.
9 Быков Р. А. Новые религиозные движения как способ формирования социокультурного опыта в постиндустриальном обществе : автореф . дис . ... канд . филос . наук . Томск, 2011. 19 с . ; Гаврилов Е. О. Метаморфозы религиозности в современной России в контексте глобальных социальных изменений // Вестн . Томск, гос . ун-та . 2011 . Ноябрь . № 352. С. 48 ; Калужская Е. В. Современное сектантство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ : автореф дис . ... канд . филос . наук. М . , 2010. 24 с .; Лезов С. Письмо о религии // Попытка понимания Избранные работы М -СПб ,
1999. С. 223-225 ; Манченко Д. М. Религии «Нового века» в контексте культуры постмодерна : автореф . дис . ... канд . философ, наук. М. , 2002. 18 с . ; Рыжов Ю. В. Новая религиозность в современной культуре : автореф дис . д-ра культурологии М , 2007 42 с
10 Суслонов П. Е. Указ . соч . С. 105 .