Научная статья на тему 'Новые религиозные движения: между экстремизмом и индифферентностью'

Новые религиозные движения: между экстремизмом и индифферентностью Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
278
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / RELIGION / RELIGIOUS EXTREMISM / NEW RELIGIOUS MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яшин Владимир Борисович

Новые религиозные движения обладают таким же потенциалом экстремизма, как и традиционные религии. Дополнительные риски проявлений экстремизма обусловлены альтернативностью социокультурным нормам и преобладанием неофитов. С другой стороны, нарастание плюрализма, обусловленного генерированием новых движений, превращает поиск религиозной идентичности в перебирание вариантов и приводит к эрозии религиозной веры. При такой установке готовность идти на крайности во имя торжества своих убеждений становится бессмысленной и невозможной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Яшин Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Religious Movements: between Extremism and Indifferentism

New religious movements have the same potential of extremism as that traditional religions have. Additional risks of extremism arising from new religious movements are determined by the alternative to social and cultural norms and prevalence of neophytes. On the other hand, the pluralism determined by generating new religious movements being strengthened, it turns the search of religious identity into looking through variants and causes the destruction of religious beliefs. Under these circumstances the readiness to fall into extremes for the sake of ones beliefs triumph is impossible and has no sense.

Текст научной работы на тему «Новые религиозные движения: между экстремизмом и индифферентностью»

Теоретика

УДК 343.9 © В. Б. Яшин, 2012

Новые религиозные движения: между экстремизмом и индифферентностью

В. Б. Яшин *

Новые религиозные движения обладают таким же потенциалом экстремизма, как и традиционные религии. Дополнительные риски проявлений экстремизма обусловлены альтернативностью социокультурным нормам и преобладанием неофитов. С другой стороны, нарастание плюрализма, обусловленного генерированием новых движений, превращает поиск религиозной идентичности в перебирание вариантов и приводит к эрозии религиозной веры. При такой установке готовность идти на крайности во имя торжества своих убеждений становится бессмысленной и невозможной.

Ключевые слова: религия, религиозный экстремизм, новые религиозные движения.

Феномен новых религиозных движений (НРД) отличается чрезвычайно широким диапазоном проявлений . Как справедливо указывает известный британский религиовед А . Баркер, «следует неустанно подчеркивать, что практически любое обобщение по поводу НРД оказывается ложным, если его применять ко всем движениям» 1 . Тем не менее НРД имеют и очевидные общие родовые признаки, что, собственно, позволяет выделять их в особую категорию и рассматривать как мультикультуральное единство . Поэтому правомерна постановка проблемы «НРД и экстремизм» в самом общем виде .

Здесь следует сделать несколько предварительных замечаний

Одним из стереотипов восприятия проблемы НРД, доминирующих как в научном сообществе, так и в массовом сознании, выступает эпистемологическая установка, в соответствии с которой этот феномен зародился лишь несколько десятилетий назад, и в данном отношении современная эпоха представляет собой нечто исключительное (даже аномальное) во всемирной истории религии . Вследствие антиисторического подхода рефлексия относительно

НРД остается своеобразным заповедником «теории обмана», которая в религиоведении в целом уже давно даже не вчерашний, а позапозавчерашний день При таком подходе многомерный и неоднозначный феномен НРД редуцируется и трактуется либо как результат мошеннической деятельности харизматических лидеров, использующих религию в качестве инструмента для достижения собственных корыстных целей, либо (в контексте конспирологических теорий) как порождение спецслужб, происки «мировой закулисы» и т п

Между тем игнорирование типологически сходных черт генезиса и функционирования так называемых традиционных, исторических конфессий и современных религиозных новообразований является серьезной методологической ошибкой . НРД органично и неотрывно включены в единый поток всемирной истории религии Можно говорить о своеобразном циклизме: на протяжении истории человечества сменяют друг друга периоды относительной моноконфессиональности (конфессиональной гомогенности) и периоды напряженных духовных исканий, религиозного диссидентства и т. д . Всплеск ак-

* В нашем журнале публикуется впервые .

тивности НРД, наблюдаемый с конца XIX — начала ХХ вв . и особенно со второй половины минувшего столетия, — не более чем очередная волна массовых поисков новой религиозной идентичности, неоднократно отмечавшихся и в прошлые времена

Однако принцип историзма предполагает конкретно-исторический подход: в каждую определенную эпоху и в каждом конкретном социуме НРД имеют доминирующую специфику интенциальных акцентов, форм институциализации и т. п . В этом смысле НРД, например эпохи Реформации, существенно отличаются как от поисков Божества времен поздней античности, так и от современных разновидностей религиозных новообразований матрицы New Age . Соответственно факторы риска, обусловливающие возможность экстремистских проявлений в среде НРД, целесообразно разделить на универсальные (всеобщие) и специфические (частные) для определенной исторической эпохи и конкретной цивилизации

Говоря об универсальных факторах, в первую очередь следует отметить, что НРД являются лишь частным случаем феномена религиозности и, следовательно, НРД обладают таким же потенциалом экстремизма, как и любая «традиционная» религия С позиций феноменологии религии, религиозность представляет собой систему коммуникаций, с особой, априорной для человеческого сознания, сакральной реальностью, которая выступает средоточием и источником предельных смыслов человеческого бытия, всех аксиологических ориентаций . Акт веры, мотивированный переживанием сакрального, предполагает полную самоотдачу, крайнее напряжение сил, радикальный разрыв и конфронтацию с профанным. В своем предельном модусе акт веры может проявляться как в конструктивной, так и в девиантной форме, в последнем случае мы и имеем дело с религиозным экстремизмом. В свою очередь, любые «экстремистские практики имеют религиозное измерение, являющееся доминирующим, поскольку предполагают способность и устремленность индивида к выходу за рамки обыденности и условностей, «за край». Это касается не только собственно «новых и старых» религиозных движений, чья конфессиональная принадлежность просматривается и определяется достаточно четко, но и группировок, формально не являющихся религиозными» 2 .

Кроме того, НРД генерируют дополнительные риски различных проявлений религиозного экстремизма Отметим наиболее значимые из них

Во-первых, НРД по своей природе — религии, альтернативные господствующим социокультурным паттернам, предлагающие собственную систему социальных и моральных норм. Тем самым НРД неизбежно в той или иной степени ориентированы на

отказ от сложившихся порядков и трансформацию социума .

Во-вторых, возникновение новых религиозных движений влечет за собой усложнение конфессионального расклада, нарушает сложившийся баланс религиозных сообществ . Как следствие, закономерен рост напряженности в межконфессиональных отношениях

В-третьих, существенной особенностью НРД является преобладание в них верующих первого поколения, неофитов — тех, кто принял данную религию не от рождения, не в силу семейного и общественного воспитания, а по сугубо личному выбору. Любому же новообращенному неизбежно присущ максимализм, гипертрофированная модальность личной религиозности, энтузиазм, доходящий до фанатизма . При этом если традиционные религии излишнее религиозное рвение стремятся нейтрализовать, поскольку за многие века своего существования они выработали приемлемые компромиссы между духовным идеалом и социальной реальностью (по принципу «Воздайте Богу Богово, а кесарю — кесарево»), то НРД, наоборот, стремясь к скорейшему самоутверждению, заинтересованы в постоянном его подогревании

Вследствие указанных обстоятельств НРД закономерно представляют собой конфликтогенную среду, они, так или иначе, настроены на конфронтацию с обществом . Религиозно мотивированное желание как можно быстрее радикально решить все личные и социальные проблемы (устроить Царство Божие на Земле, выйти на новый уровень космической эволюции, расширить сознание и т д и т п ) нередко провоцируют последователей НРД на экстремистские действия . В числе широко известных эксцессов такого рода:

— индивидуальный и коллективный суицид («Ветвь Давидова», Уэйко (Техас), апрель 1993 г. — 80 жертв; «Солнечный храм», Швейцария, октябрь

1994 г. — 53 жертвы; «Движение за восстановление Десяти заповедей», Уганда, март 2000 г. — 780 жертв);

— организация массовых беспорядков («Белое Братство», Киев, ноябрь 1993 г.);

— террористические акты (газовая атака боевиков «Аум Синрикё» в токийском метро, март

1995 г — 12 погибших, около 5000 получивших повреждения различной степени тяжести) 3.

Впрочем, НРД могут становиться не только субъектами, но и объектами экстремистской деятельности: неприятие экзотических религиозных новообразований (пусть даже самых миролюбивых и безобидных) представителями социокультурного большинства и/или иных конфессий может принимать агрессивные формы . Так, 22 июня 1995 г. группа молодежи из ультраправых организаций устроила погром в храме приверженцев Общества сознания

Кришны в Ростове-на-Дону В результате, по разным данным, пострадали от 25 до 30 человек 4 . В 2008 г. во Флашинге — китайском квартале Нью-Йорка — неоднократно фиксировались случаи публичных оскорблений и физического насилия со стороны прокоммунистически настроенных мигрантов из Китая по отношению к последователям движения Фалуньгун, распространявших миссионерскую газету «The Epoch Times» 5 . 2 июня 2008 г. в Рио-де-Жанейро четыре адепта евангелической церкви «Новое поколение Иисуса Христа» ворвались в центр приверженцев неоязыческого культа умбанды и уничтожили около 30 фигурок божеств 6 .

Но было бы ошибкой видеть в НРД только угрозу различных проявлений религиозного экстремизма С природой этого феномена связан и ряд факторов, которые, напротив, снижают риск экстремистских эксцессов Основной из них заключается в том, что мир НРД — это негативная бесконечность генерирования все новых и новых религиозных смыслов Тем самым непроизвольно разрушается представление об уникальности, предельности и окончательности религиозной истины . Появление все новых и новых религий порождает ситуацию не столько религиозного выбора (выбор предполагает конечное число альтернатив), сколько перебора религий, и любая конфессия в этих условиях воспринимается всего лишь как еще один, очередной вариант среди безграничного множества подобных Авторитет религии в результате снижается, поскольку она становится предметом критического сравнения, а это фундаментально изменяет ее природу 7.

В условиях религиозного плюрализма НРД вынуждены апеллировать не столько к вере и духовной интуиции, сколько:

а) приводить когнитивно-рациональные (в том числе сциентизированные) аргументы в обоснование своей правоты;

б) предлагать чувственно воспринимаемые, поддающиеся опытному воспроизведению техники религиозного опыта;

в) сервильно адаптироваться к актуальным запросам и вкусам потенциальной аудитории

Тем самым нарастающее разнообразие НРД приводит к эрозии самой сути религиозности — религиозной веры

Разумеется, можно привести и контраргументы: сосуществование различных вероисповеданий, конкуренция религиозных идей имели место и раньше; ситуация плюрализма и отсутствия внешних регуляторов религиозности делает религиозный выбор свободным и тем самым только укрепляет личную религиозную убежденность; плюрализм — не более чем объективная черта социальной реальности, и сам по себе не является ни источником расцвета религии,

ни причиной ее упадка 8 . Однако в современную эпоху количество предложений в «духовном супермаркете» явно перешло в качество Постмодернистский дискурс, ставший на рубеже ХХ-ХХ1 вв . доминантой для западной и вестернизированной глобальной цивилизации, предполагает гипертрофию принципа плюрализма, решительный отказ от истины в последней инстанции, мозаичность и клиповость представлений о мире, релятивизм любых религиозных, культурных и моральных установок, отказ не только от догматики, но и от мировоззренческой определенности вообще, субъективизм и нарциссизм . В контексте постмодерна существенно меняется характер интенций по отношению к религии: от нее ожидаются уже не столько предельные ответы на экзистенциальные вопросы, сколько новые, яркие впечатления, свежие идеи, приносящие пользу и удовольствие практики. Естественно, эти установки радикально отличаются от фундаментальных оснований классических, традиционных религий, «религий большого стиля» Нишу, сформированную отмеченными выше респектациями, в первую очередь и занимают НРД современности 9.

Стоит еще раз обратить внимание: специфика современных НРД — это в значительной степени (если не прежде всего) специфика их аудитории Принято считать, что среди адептов всевозможных сект и экзотических культов преобладают два типа личности . Перефразируя П. Е . Суслонова 10, их можно назвать «нищими духом» (это те, кто не способны к самостоятельному обретению полноценного «Я» и поэтому находят компенсацию в гуру, пророке, мессии) и «преизбытствующими духом» (личности креативные, обладающие харизматическими задатками, ищущие нетривиальные пути самореализации) . Для обоих типов весьма высока вероятность религиозного фанатизма и, соответственно, склонность к экстремистским действиям: в первом случае из-за неспособности критически осмысливать проповедь своего духовного вождя и готовность слепо исполнять его волю, во втором — из-за пассионарного максимализма

Однако в ситуации постмодерна среди последователей НРД все более нарастает доля носителей третьего типа личности: тех, кто относятся к религии скорее как к игре ума, форме проведения досуга и расширения кругозора, как к своеобразному развлечению К адептам такого рода уже неприменим привычный термин «богоискатели», поскольку они меньше всего ориентированы на поиск абсолютной окончательной истины . Перманентный перебор духовных техник и практик, мировоззренческая мобильность, постоянное стремление к новизне, в том числе и в духовной сфере, для них становится самоцелью По аналогии с понятием «веб-серфинг» — психи-

ческой зависимостью, проявляющейся в навязчивом желании непрерывно «путешествовать» по Всемирной паутине, бесконечно переходить с сайта на сайт без цели и смысла — подобное явление можно обозначить как спирит-серфинг, «духовный номадизм» Современный мир НРД преимущественно представляет собой зону духовного транзита — значительная часть аудитории новых религий надолго в них не задерживается При такой установке жертвенность во имя некой сверхценной идеи, готовность идти на крайности во имя торжества своих убеждений, а, следовательно, любые формы религиозного экстремизма, становятся бессмысленными и невозможными

Отметим также, что в современных условиях НРД все более утрачивают институциальность: вследствие развития информационных технологий и средств коммуникации для распространения идей и поддержания контактов между единомышленниками уже не требуется физического взаимодействия Поэтому проблема тоталитарных сект постепенно вытесняется другой: появлением виртуальных религиозных сообществ (в том числе транснациональных) без четко выраженной иерархичности и лидерства, единого центра и без внятной доктрины Тем самым главная опасность, исходящая сегодня от НРД, не пресловутое «промывание мозгов» с целью внедрения жестких идеологем, а размягчение мозгов — отсутствие четких убеждений, атрофия системности мышления и мировоззрения

1 Баркер А. Новые религиозные движения . Практическое введение . СПб . , 1997. С. 4.

2 Суслонов П. Е. Роль новых религиозных движений в генезисе экстремистских практик // Мораль . Право . Политика . Религия : сб. науч. тр. Екатеринбург, 2010. С. 102.

3 Раевский А. Е. Психологическое манипулирование в новых религиозных движениях // Вестн . Моск. ун-та . Сер. 14, Психология . 2009. № 2. С. 83 ; Cults, Religion and Violence / ed. by David G. Bromley, I . Gordon Melton . Cambridge, 2002. 250 p .

4 Дворкин А. Введение в сектоведение. Н . Новгород,

1998. С. 218 ; Нрисимхадев в Ростове-на-Дону // Путь домой. 2005. № 3 . С. 4.

5 Нападение на последователей Фалуньгун во Флашинге . URL: http://ntdtv. ru/ntdtv_ru/pre/155 . html (дата обращения: 02.02.2012).

6 В Бразилии протестанты разгромили языческое капище. URL: http://www.bogoslov.ru/text/302938/index.html (дата обращения: 02.02.2012) . Умбанда — синкретическая религия, возникшая в начале XX в . в Бразилии и состоящая из католических, африканских, индуистских и буддистских элементов .

7 Этой позиции долгое время придерживался П . Бергер (Berger P. The sacred canopy: Elements of a sociological theory of religion . Garden City, NJ: Doubleday, 1967).

8 Опалев С. А. Исследования религиозного плюрализма в современной западной социологии религии // Религиоведение . 2011. № 2. С . 106-115 ; Степанова Е. А. Новая духовность и старые религии // Там же . № 1 . С . 127-134.

9 Быков Р. А. Новые религиозные движения как способ формирования социокультурного опыта в постиндустриальном обществе : автореф . дис . ... канд . филос . наук . Томск, 2011. 19 с . ; Гаврилов Е. О. Метаморфозы религиозности в современной России в контексте глобальных социальных изменений // Вестн . Томск, гос . ун-та . 2011 . Ноябрь . № 352. С. 48 ; Калужская Е. В. Современное сектантство как явление эпохи постмодерна: социально-философский анализ : автореф дис . ... канд . филос . наук. М . , 2010. 24 с .; Лезов С. Письмо о религии // Попытка понимания Избранные работы М -СПб ,

1999. С. 223-225 ; Манченко Д. М. Религии «Нового века» в контексте культуры постмодерна : автореф . дис . ... канд . философ, наук. М. , 2002. 18 с . ; Рыжов Ю. В. Новая религиозность в современной культуре : автореф дис . д-ра культурологии М , 2007 42 с

10 Суслонов П. Е. Указ . соч . С. 105 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.