Научная статья на тему 'Новые профессиональные профили журналиста: опыт типологического прочтения'

Новые профессиональные профили журналиста: опыт типологического прочтения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
929
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ПРОФИЛИ / СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Распопова Светлана Сергеевна

Мир, в котором мы живем, кардинально изменился за последние десятилетия. Превращение традиционных СМИ в мультимедийные на базе Интернета несет в себе существенные изменения, которые во многом трансформируют журналистскую практику, а, следовательно, внесут коррективу и в содержание журналистских специализаций, профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые профессиональные профили журналиста: опыт типологического прочтения»

висимости от обстоятельств, переписать историю, либо вовсе отказаться от неё, заменив, например, информационным сообщением по данное теме.

Подобных проблем, как правило, не возникает при производстве в конвергентной редакции материалов в формате комментированной новости, когда после анонсирующей подводки ведущего в студии даётся краткий фрагмент из интервью с ньюсмейкером (в текстовой версии - это расшифровка, оформленная как цитата). Это один из самых продуктивных способов сочетания оперативности и качества подачи новостей в конвергентной редакции. Однако и здесь следует быть внимательным. Так, например, в радиоверсии сюжета «Власти Москвы довольны, как убирается снег с улиц» от 19 января 2011 года, в двух местах речь столичного чиновника прерывается поддакиванием репор-тёра4.

На радио такая запись считается браком -различные непроизвольные звуки, мешающие восприятию, легко вырезаются при монтаже,

в отличие от телевидения, где правилом хорошего тона считается брать цельные куски без монтажных склеек или максимально сокращать число таких склеек.

Таким образом, на нескольких примерах из опыта работы конвергентной редакции мы видим, что при производстве сюжета в видео и аудиоверсиях не всегда учитывается специфика радиоэфира. Это говорит о том, что создание конвергентного ньюс-рума и технической платформы ещё не решает всех проблем, пока журналисты не научатся «мыслить мультимедийно».

Примечания

1 URL : http://www.vesti.ru/doc.html?id=422535 &tid=87653.

2 URL : http://www.radiorus.ru/audio.html?id= 1295156&doc_type=tvp&doc_id=285542.

3 URL : http://www.vesti.ru/videos?vid=299116& p=2&sort=1&sub_sort=0&cid=320.

4 URL : http://www.radiorus.ru/news.html?date= 19-01-2011&id=516080&rid=304.

Светлана Сергеевна Распопова

Московский государственный университет печати

НОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ ЖУРНАЛИСТА: ОПЫТ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЧТЕНИЯ

Мир, в котором мы живем, кардинально изменился за последние десятилетия. Превращение традиционных СМИ в мультимедийные на базе Интернета несет в себе существенные изменения, которые во многом трансформируют журналистскую практику, а, следовательно, внесут коррективу и в содержание журналистских специализаций, профилей.

Ключевые слова: конвергентная журналистика, профили, специализации.

Профессиональный профиль - это, по сути, краткая характеристика навыков, знаний, умений, возможностей и черт характера субъекта профессиональной деятельности. Существующая в журналистике классификация профилей опирается на несколько оснований:

- жанровое: очеркист, фельетонист, аналитик, репортер и т. д.

- тематическое: политический, экономический, спортивный обозреватель;

- отраслевой: газетчик, телевизионщик, интернет-журналист и т. д.

В новых условиях, когда о журналистике с новой активностью заговорили как о синтетической профессиональной деятельности, газет-

чики перестают быть собственно газетчиками, как и теле- и радиожурналисты. Они становятся в прямым смысле слова универсалами-многостаночниками. Отсюда возникает вопрос: сохранятся ли существующие до сих пор традиционные профессиональные профили: жанровый, тематический, отраслевой - в условиях конвергентных СМИ?

Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, озвучим основные положения конвергенции как нового для российских СМИ явления. Как известно, суть конвергенции заключается в том, чтобы создать контент (информационные материалы) для всех видов СМИ и управлять этим информационным потоком из единого

центра. Рассмотрим новые подходы к организации работы мультимедийной редакции, в формате которой работают сегодня многие европейские СМИ. Как известно в традиционной редакции роли распределяются следующим образом: корреспондент, обозреватель, фотокорреспондент, дизайнер, редактор. В мультимедийном СМИ, перед которым стоят иные задачи: создание единой редакции, которая взаимодействует с различными каналами получения и распространения информации, - появляются новые роли. Причем, что очень интересно, их появление связано напрямую с источниками информации в сетевой среде.

Сегодня называются 3 таких ключевых источника информации:

- фиды (любые ленты новостей) информационных агентств, сайтов и блогов;

- социальные сети, которые помогают найти очевидцев событий, комментаторов, экспертов;

- базы данных, которые находятся в открытом доступе, а также редакционные и личные журналистские данные.

В зависимости от того, с каким источником более тесно работает журналист, выделяются следующие роли:

- редактор-агрегатор (он осуществляет сбор информации, отбирает полезную информацию, может подсказать активно обсуждаемые темы);

- мобильный журналист (его задача находить людей, события, о которых речь не идей в онлайне. Он шлет информацию в редакцию или на сайт через «Твиттер»;

- журналист-аналитик, который умеет работать с базами данных, с таблицами, выявляя закономерности;

- мультимедиапродюсер, который умеет комбинировать разные формы подачи информации и координирует работу аналитиков, мобильных журналистов, агрегаторов - всех тех, кто задействован в раскрытии конкретной темы;

- редактор-эксперт, который делает аналитические обзоры, ведет тематические блоги, комментирует записи в других блогах (к этой работе привлекаются и отраслевые специалисты);

- редактор сообщества (он формирует сообщества, оказывает помощь в проведении дискуссии в сообществе, помогает, поощряет, организует диалог).

Зададимся вопросом, сохранятся ли в конвергентных редакциях профилизации, осно-

ванные на жанровой, тематической и отраслевой дифференциации?

Как утверждают эксперты, жанровая специализация сохранится, так как сохранятся в своей родовой сущности и сами жанры:

- заметка (мультимедийная);

- карикатура (анимационная);

- колонка (видео);

- очерк (видео);

- комментарий (видео);

- шоу (аудислайд).

Однако традиционные жанры видоизменяются, приобретая синтетический характер. Очень хорошо это видно на жанре аудислайд-шоу (вариант синтезирования картинки и звука). В мультимедийном измерении традиционные жанры размываются, и все потому, что они связаны напрямую с потребностями аудитории, а она уже не желает смотреть линейные сюжеты. Но жанры как таковые не исчезают, так как они вызваны к жизни предметно-объектным многообразием действительности. Как справедливо отмечал М. Бахтин, «жанр -это представитель культурно-исторической памяти...». А, значит, если жив жанр, то и по-прежнему востребована деятельность журналиста, в результате которой и появляются тексты тех или иных жанров. Но деятельность эта носит сегодня иной характер: можно сказать, что способ деятельности журналиста включает в себя уже и процесс диверсификации производства разных частей мультимедиа, и процесс его режиссирования. Из этого следует, что меняются, прежде всего, технологическая сторона профессиональной деятельности: появляются новые инструменты для организации работы журналиста (программное обеспечение, например), позволяющее хранить большой объем информации. Подтверждением того, что традиционные профили сохраняются в новых условиях, служит то обстоятельство, что сохраняются традиционные этапы производства информации: получения, переработки, распространения. И каждый из этих этапов предполагает, как и прежде, необходимые профессиональные компетенции. Так, процессом получения информации занимаются новостные отделы (репортеры, корреспонденты). А вот процесс обработки («упаковки») протекает несколько иначе, чем в традиционных СМИ. Полученные новости как бы «упаковываются» в форматы тех носителей, на которых они выйдут в свет. Если это газета, то происходит планирование, распределение информации на

полосе, если это ТВ, то происходит монтаж сюжетов, озвучивание, координация выхода в эфир выпусков новостей. Их сказанного выше можно сделать вывод о сохранении традиционных форматов (газета, радио, телевидения), но в условиях объединенной редакции (с другим процессом производства информации: репортеры добывают «сырье» для всех платформ, но не участвуют в его «упаковке»). Налицо еще одно своеобразие деятельности репортера в новых условиях: он не связан технологическими ограничениями собственного вида СМИ (газеты, радио, ТВ). А вот процесс планирования происходит у каждой платформы отдельно, что еще раз свидетельствует о том, что газета, радио, ТВ сохраняют свою внутреннюю автономию.

Что же касается тематической дифференциации, то сохраняется и она. На этапе «упаковки» основная нагрузка ложится на отделы, которые сохраняют свою тематику (культура, спорт и т. д.). Будучи не закрепленными за конкретными СМИ, они становятся универсальными и выполняют заказы разных платформ. Так, например, отдел экономики занимается подготовкой материала и для радио, и для газеты, и для ТВ. Он теряет былую самостоятельность, например, в планировании, в распределении ресурсов и пользуются совместно той информацией, которую произвели корреспонденты, но его работа протекает в русле одного направления, что позволяет говорить о том, что тематическая специализация сохраняется. Хотя, безусловно, это очень приблизительно: тематическая специализация задается необходимостью глубоко разбираться в предмете разговора.

Мультимедийные редакционные коллективы - это вполне сложившаяся реальность западных СМИ. Для средств массовой информации постсоветсого пространства это только начало пути. В этой связи стоит назвать «Комсомольскую правду», которая первой из общероссийских газет обратилась к необходимости создания конвергентной редакции. Радио «КП» существует 2 года. И хотя радиостанция молодая и не всеми поддерживаемая (главные редакторы других радиостанций обвиняют радио «КП» по многим позициям: нет концепции, «радийщиков» мало, голоса какие-то «корявые»), на сегодняшний день она уже вещает в шести городах. Вещание идет круглые сутки -более 100 программ, Каждые полчаса - новости в эфире. В планах «КП» открытие ТВ. Есть попытки создания конвергентных редакций и на

уровне других редакций и даже в региональной прессе, но все это пока отдельные опыты, аналогов создания полноценной мультимедийной редакции в России пока нет. По мнению экспертов, это дело недалекого будущего.

Подводя итог сказанному, можно предположить, что традиционные профили и в будущем сохранятся в журналистике, так как с приходом информационных технологий сущность профессии не поменялась. Меняется лишь технологическая сторона производства информации, что, безусловно, сказывается на трансформации традиционных профилей и на появлении новых. А это в свою очередь ведет к развитию способа профессиональной деятельности журналиста, а, соответственно, и к обогащению профессиональных компетенций журналиста. В конвергентном ньюсруме журналисты должны уметь создавать информационный продукт в различных форматах. Конечно же, работа корреспондента не должна быть похожей на театр одного актера, где он сам будет выполнять всю работу. Журналист должен создавать контент в том формате, в котором это ему удается лучше всего и который максимально подходит для освещения конкретного информационного повода. А это ли не подтверждение идеи про-филизации. Скажем, на сайте размещается новость, сопровождаемая видео- или аудиосюже-том, а на страницах печатного СМИ появляется статья с хорошим анализом и комментариями экспертов. Такое использование различных типов представления информации на одной площадке является лучшей характеристикой конвергенции, которая не исключает специализацию.

С появлением конвергентных ньюсрумов в журналистике сформировалось понятие универсального журналиста. Универсальность медиапрофессионала заключается не только в том, что он умеет пользоваться видеокамерой, диктофоном и писать тексты. Основное его качество - профессиональное мышление, умение грамотно ставить и грамотно решать профессиональные задачи, в том числе - умение понимать, в каком формате лучше всего сделать тот или иной материал. Например, какая-то новость лучше всего распространяется через оперативную ленту новостей. Какая-то информация интересна узкому кругу людей, поэтому лучше всего ее распространять путем размещения на специализированных сайтах-сообществах. Но чтобы попасть в яблочко и знать, что, где и когда нужно разместить, журналист должен иметь

навыки работы с различными типами СМИ и знать, каким образом этот контент создается. Речь идет о том, что журналист должен уметь снимать видео, монтировать его, создавать ау-диоподкаст, пользоваться блогом, с помощью которого можно собрать огромное количество информации, делать фотографии. Например, когда редакция английского Daily Telegraph перешла на конвергентные принципы работы, журналисты начали мыслить мультимедийно. Редактор отдела моды посещает показы, после чего пишет свои заметки для газеты. Рядом со статьей он размещает блог с призывом посетить сайт газеты, где есть более обстоятельный репортаж; к репортажу добавлено еще и слайд-шоу из фотографий с музыкальным сопровождением и аудиокомментариями журналиста. В результате, журналист предоставляет своему читателю информацию в полном объеме. В контексте сказанного зададимся вопросом: нет ли здесь противоречия между универсальностью и профилизацией? Мы полагаем, что нет, так как универсальность мы рассматриваем в связи с технологической стороной профессиональной деятельности, а профилизацию - с содержательной стороной, как взаимоотношения формы и содержания, где содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Известно, что возникающее в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счёте разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию. Из сказанного выше можно предположить, что конвергентная организация работы редакции не может быть рассмотрена как навсегда найденная и незыблемая. Жизнь развивается,

исчезают одни пласты, на их месте появляются другие, что и приводит к новым поискам формы. Однако сущность, лежащая в основе бытия, сохраняет свою устойчивость. В отношении журналистики наиболее устойчивыми категориями, на наш взгляд, являются категории жанра, темы и типа издания. А если это так, тогда традиционные профессиональные профили журналиста при всех изменениях технологического характера будут сохраняться в своей базовой основе. Их устойчивость - гарант сохранения профессии.

Список литературы

1. Интернет-СМИ: теория и практика [Текст] : учеб. пособие / под ред. М. М. Лукиной. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 348 с.

2. Информационная политика: в контексте социальной информациологии [Текст]: хрестоматия / сост. Н.П. Арапова. М.: Изд-во РАГС,

2007. - 248 с.

3. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника [Текст] / под. науч. ред. Т. Е. Шехтер. -СПб. : Изд-во СПбГУП, 2010. - 204 с.

4. К мобильному обществу : утопии и реальность [Текст] / под ред. Я. Н. Засурского. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 304 с.

5. Новые аудиовизуальные технологии [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. К. Э. Разлогов. - М. : Едиториал УРСС, 2005. - 488 с.

6. Основы медиабизнеса [Текст] / Е. Л. Вартанова, В. Л. Иваницкий, А. Н. Назайкин и др. ; под ред. Е. Л. Вартановой. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 359 с.

7. Организация и особенности деятельности сетевого издания. Теоретические материалы [Текст] / сост. С. Г. Такташева. - Зима : ТРЦ,

2008. - 16 с.

Светлана Ивановна Симакова

Челябинский государственный университет

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА И ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ В ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛАХ

В работе анализируется ситуация использования цифровых обозначений в журналистских материалах. Автор статьи отмечает, что используемые журналистами приемы применения цифровых обозначений в журналистских материалах служат формированию информационной картины мира читательской аудитории. А поэтому, подчеркивает автор, в первую очередь практикующие журналисты обязаны учитывать в своих материалах выявленные тенденции и особенности.

Ключевые слова: цифра, цифровые обозначения, контент, газетный текст, журналистские материалы, картина мира, информационная картина мира, креолизованный текст, иконические изображения, функции цифры, визуализация материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.