Список литературы
1. Василенко, И. В. Культурный дискурс как имиджевый ресурс города [Электронный ресурс] / И. В. Василенко // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. - URL: http://rus.jf.spbu.ru/ conference/3090/3117.html (дата обращения 01.03.2019).
2. Егорова, Л. Г. Современный региональный дискурс СМИ: тема культуры на страницах изданий Республики Крым [Текст] / Л. Г. Егорова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2019. -Т. 25, № 1 (183). - С. 30-36.
3. Засурский, Я. Н. Система средств массовой информации России [Текст] / под ред. Я. Н. Засурского. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 259 с.
4. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики [Текст] : учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 287 с.
5. Кошкарова, С. Курганский и Челябинский театры драмы обменяются комедиями о любви [Электронный ресурс] / С. Кошкарова // KIKONLINE.RU. - URL: https://kikonline. ru/2019/01/29/kurganskij -i-chelj abinskij -teatry-dramy-obmenj ajutsj a-komedij ami-o-ljubvi/ (дата обращения: 08.03.2019).
6. Курганский и Челябинский театры драмы обменялись гастролями [Электронный ресурс] // Новый мир. - URL: http://www.nm45.ru/news/kultura/kurganskiy-i-chelyabinskiy-teatry-dramy-obmenyalis-gastrolyami (дата обращения: 08.03.2019).
7. Львова, М. Артисты Курганского театра драмы отправились покорять челябинского зрителя. С обменными гастролями в Курган приехал Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова [Электронный ресурс] / М. Львова // ГТРК «Курган». - URL: http://gtrk-kurgan.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=22500&catid=25&Itemid=120 (дата обращения: 08.03.2019).
8. Мыльникова, К. Курганцам показали спектакль-долгожитель драмтеатра Челябинска [Электронный ресурс] / К. Мыльникова // Область 45. - URL: https://oblast45. ru/publication/25429 (дата обращения: 08.03.2019).
9. Прохоров, Е. П. Функции журналистики [Текст] : учебник / Е. П. Прохоров // Введение в теорию журналистики. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 351 с.
Жак Софья Викторовна - студент Гуманитарного института Курганского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]
Научный руководитель: Резниченко Елена Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Гуманитарного института Курганского государственного университета.
DOI 10.24411/2070-0717-2019-10105
Ж. М. Жумаш
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ МЕДИА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ АУДИТОРИИ
Исследуются особенности деятельности конвергентных редакций, в частности возможности взаимодействия с аудиторией на основе использования мультимедиа, как
для создания материалов цифровых СМИ, так и продвижения контента. Исследование проведено на базе регионального медиахолдинга «Otrar.kz» (Казахстан, город Шымкент). Восприятие медиапродукта проанализировано на основе работы фокус-группы, в состав которой включены респонденты разных возрастных сегментов. Выводы, сделанные в результате работы, послужили основанием для разработки рекомендаций конвергентным редакциям, заинтересованным в повышении лояльности аудитории к СМИ.
Ключевые слова: новые медиа, конвергентная редакция, мультимедиа, аудитория.
В эпоху глобализации издание с историей и опытом может уступить дорогу молодому и начинающему при условии, что последнее будет грамотно использовать инструменты взаимодействия с аудиторией, применять не только современные технологии продвижения СМИ в интернете, но и современный инструментарий, позволяющий создавать контент, привлекательный для массового потребителя. Современные инструменты продвижения равно применимы как в практике крупных медиахолдингов, так и локальных, которые с развитием сети Интернет получили дополнительные возможности для взаимодействия с аудиторией.
Цель данного исследования: выявить особенности восприятия аудиторией цифровых медиапродуктов и разработать рекомендации по использованию новых медиа для конвергентных редакций в целях повышения лояльности аудитории. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать работу конвергентной редакции по производству цифрового мультимедийного материала; исследовать восприятие аудиторией мультимедийных медиапродуктов; определить, какие именно современные технологии и инструменты создания контента, его продвижения наиболее эффективны с позиции целевой аудитории.
Данная тема для масштабных медиахолдингов давно перестала быть инновационной, инструменты мультимедиа используются в работе медиагигантов в течение длительного времени. Однако региональным медийным компаниям сложнее перестраиваться и переходить на новую модель коммуникации с аудиторией. Прежде всего, необходимо рассмотреть основные принципы работы новых медиа, в том числе создание мультимедийного контента и механизмы, формирующие «тело информационной мультимедийной молекулы».
Новые медиа (англ. New media) - термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий. Сегодня он также соотносится с цифровыми, сетевыми технологиями. Новые медиа имеют три базовые составляющие: цифровой формат, интерактивность и мультимедийность [4. С. 31]. Дадим краткую характеристику каждой из составляющих. На цифровой формат сегодня перешли практически все СМИ, в том числе и те, у которых минимальная территория распространения. Однако недостаточно создать платформу для цифрового СМИ, необходимо грамотно наполнять ее контентом, используя инструменты следующей составляющей - мультимедиа.
Специалисты определяют мультимедиа как интеграцию двух или более коммуникационных средств и каналов с компьютером. Это понятие трактуется как передача информации одновременно несколькими коммуникационными каналами: аудио-, видео-и другими. «Поэтому мультимедиа можно представить как единую информационную систему, в основе которой оперируют любые типы СМИ, чьи информационные продукты частично сливаются друг с другом» [5. С. 110].
Эксперты американского агентства Associated Press сравнивают мультимедиа с атомно-молекулярным процессом и одну единицу информации условно считают инфоатомом. «Несколько подобных элементов, выполняющих одну миссию, - это уже инфомолекула.
То есть, к примеру, одна фотография - это инфоатом. А ряд фото, иллюстрирующих одну тему, это уже инфомолекула. Когда же соединяются разные атомы и молекулы, то есть объединяются, к примеру, текст, фото, видео, слайд-шоу, - получается тело мультимедийного материала» [6. С. 28]. Оно и служит основой для формирования контента новых медиа.
Исследователи выделяют в новых медиа следующие формы и жанры построения материала: текстовые, мультимедийные и синтетические. К текстовым жанрам относят традиционные - новость, авторская колонка, репортаж. Новые формы - лонгриды, фичеры, текстовые онлайн-трансляции. Самый объемный раздел - мультимедийные жанры и форматы. Выделяют три группы: видео-, аудиальные и иллюстративные. В иллюстративных используются статичные иллюстрации, которые позволяют визуализировать суть. К ним относятся жанр фоторепортажа (фотолента), карикатура, а форматы - слайд-шоу, графика, инфографика. К аудиальным жанрам можно отнести подкасты (цифровая запись радио- или телепрограммы), аудиоиллюстрации (прямая речь главного героя), аудиоверсия текста (в специализированных проектах). Видеожанры отчасти дублируют иллюстративные жанры. К ним относятся видеоиллюстрация (незавершенный фрагмент), видеосюжет (законченный и структурированный видеоряд), потоковое видео (снятое с помощью квадрокоптера, камеры GoPro), а формат, например, интерактивный видеомост и т. д. В отдельную группу выделяют синтетические жанры. Эта классификация сложнее, она группирует в себе несколько видов инфоатомов и является очень сложной инфомолекулой. К примеру, это может быть интерактивное фото или видео, слайд-шоу со звуком, которое в аудиоряд включает цитаты, интершум, звуковые эффекты, а в визуальный - фотографии, документы, карты, карикатуры. К синтетическим жанрам также относятся мультискрипт, интерактивная карта или интерактивное фото. В настоящее время журналистике свойственно смешение классических жанров, в материалах журналистов используется синтез жанров.
Чтобы грамотно объединить отдельные элементы мультимедиа в общую структуру, дать возможность им воздействовать на аудиторию, привлекать ее внимание, необходимо принципиально иначе подходить к организации работы по производству мультимедийного продукта. Речь идет как о редакционной структуре СМИ, так и о внутренней схеме работы редакции. Новая форма организации трудового процесса получила название «конвергентная редакция», в которой по-новому работают с материалом, пространством и средой. Суть работы коллектива в том, что в центре информационного пространства находится не медийный продукт, а потребитель, для которого готовится материал. Главенство в паре «медиа - аудитория» меняется. Если ранее средство массовой информации доминировало, то в настоящее время редакции вынуждены выстраивать концепцию работы над материалом, отталкиваясь от интересов потребителя.
В конвергентных редакциях контент создается и распределяется централизованно на основе поставленных задач для каждой платформы. В связи с этим данные редакции не так автономны, как в обычных холдинговых структурах. Конвергенция формирует новую бизнес-модель, новую форму организации. Во-первых, для работы в таких редакциях необходим новый универсальный репортер, который профессионально владеет разными видами техники и разными формами работы с материалом: способен справиться с записью видео, умеет фотографировать (во всяком случае, на уровне азов) и способен написать информационный текст. Для конвергентных редакций нужен и особый тип редактора. Этот человек должен направлять все свои усилия на сбор информации, отбор полезного и релевантного материала, его публикацию (на сайте, в печатном издании, социальных закладках и блогах), подсказывать актуальные темы журналистам.
Практики выделяют несколько типов конвергентных редакций:
- мультимедийная редакция, в которой ключевым является наличие специально подготовленных редакторов для каждого технологического пласта компании;
- интегрированная редакция, в которой объединяются все новостные потоки, проходящие на основных технологических пластах компании;
- кросс-медийная редакция, в которой рабочий процесс происходит по принципу взаимного обмена информацией [3].
Тренд превращения средств массовой информации в средства массовой коммуникации меняет редакционные процессы, организацию труда и схему работы с аудиторией. Потребители продукта масс-медиа не просто формируют информационный заказ, они становятся ньюсмейкерами, рецензентами и оппонентами. Поэтому наряду с изменениями в подготовке материала в новых медиа формируется иная, отличная от прежней, модель взаимодействия репортера с аудиторией.
Подытоживая теоретическую часть работы, необходимо отметить, что вышеперечисленные изменения в первую очередь наиболее применимы для медиахолдингов, так как они более доходны, лучше оснащены техникой и кадрами, более конкурентоспособны и имеют необходимость оперативно реагировать на требования времени, меняться. Локальные СМИ имеют меньше материальных и интеллектуальных возможностей для развития масс-медиа и продвижения контента.
Конвергентные редакции Казахстана следует относить к локальным СМИ, так как даже медиакомпании республиканского масштаба ограничены количеством проживающих в стране человек. По последним данным население страны составляет 18292704 человека [7]. В Казахстане преобладают конвергентные редакции в основном мультимедийного типа. Более сложные организации конвергентных редакций встречаются редко.
Рассмотрим пример такой редакции, проект, который изначально создавался привлеченными специалистами. Речь идет о конвергентной редакции Otyrar.kz города Шымкента [8].
Образована она была в 2009 году из трех самостоятельных изданий - газет «Рабат», «Онтустик Рабат» и телеканала «Отырар-ТВ». Создали ее за два дня. Тридцать два сотрудника новой конвергентной редакции, включая журналистов, рекламных менеджеров, системных администраторов, редакторов, продюсеров, прошли обучение на тренингах Оксаны Силантьевой, магистра мультимедиа. За технический запуск сайта отвечал Олег Гант, руководитель проекта «Развитие новых медиа в ЦА», Internews Network (Алматы).
По итогам первых двух дней работы сотрудники увидели результат. Если ранее их издания работали традиционно и ничем не выделялись в информационном медиапространстве Казахстана, то после преобразования в течение двух дней были опубликованы 33 статьи, в том числе три фоторепортажа, подготовленных с использованием инструментов мультимедиа инфопортала otyrar-tv.kz. Из этого информационного кванта 5 историй, опубликованных на otyrar-tv.kz, получили репосты в республиканские информационные агентства. Так постепенно стал развиваться новый этап коммуникации с читателями как результат восприятия мультимедийного контента. Со временем пользователи стали присылать новости в рубрику «Народные новости», причем опубликованные посты получали более полусотни комментариев. По совету коучеров, редакция otyrar-tv.kz выбрала предмодерацию комментариев, посчитав, что для них такая схема публикации пользовательских мнений наиболее приемлема. Такие решения принимают многие владельцы онлайн-ресурсов в домене kz, так как в Казахстане интернет-сайты по Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» приравнены к СМИ и несут ответственность за публикацию не только постов, но и комментариев к ним, опубликованных пользователями [1].
В настоящее время Otyrar.kz развивается успешно, однако лидером в республиканском рейтинге не стал. Является ведущим СМИ в своем регионе и занимает 24 место в рейтинге новых медиа Казахстана [9]. В этом рейтинге есть только три региональных интернет-платформы СМИ, все остальные - республиканского масштаба. На основе анализа контента сайта компании можно сделать вывод, что в данной редакции большое внимание уделяют проблемным темам, оперативно работают в новостном поле, разрабатывают собственные проекты, консолидирующие аудиторию вокруг СМИ. В организации конвергентной редакции использованы принципы работы интегрированной и кросс-медийной редакции. В редакции нет одного работника, ответственного за определенный информационный поток. Ответственность за новости на печатных и цифровых платформах компании лежит на плечах редактора определенного тематического отдела (принцип работы интегрированной редакции). От кросс-медийной взяли принцип работы с контентом - работники создают его и для печатной, и для онлайн версии издания. Ранее это позволяло обеспечивать видео- и аудиороликами веб-сайт, в настоящее время информация на сайте сопровождается преимущественно фотоединицами. Это произошло от того, что в редакции кадровый дефицит: компетентный редактор сайта сменил место работы, в настоящее время редакция ищет человека, который смог бы грамотно организовать наполнение контентом сайта.
Чтобы исследовать особенности работы региональной медиакомпании, была создана фокус-группа [2. С. 25]. В нее вошли представители разных возрастных категорий, с разными предпочтениями в выборе способов получения информации. При утверждении состава фокус-группы учитывалось несколько факторов:
1. Все участники фокус-группы ранее не взаимодействовали с данной медиакомпанией, материал, представленный для изучения, рассматривали впервые.
2. Респонденты, входящие в состав фокус-группы, подбирались с учетом возраста. Пять человек в данной фокус-группе относятся к представителям молодого поколения (Тимур Альчимбаев (31 год), Виктория Проскурякова (25 лет), Яна Лантух (21 год), Руслан Бельжанов (18 лет), Арсений Стаканов (16 лет), пять - к более зрелому (Марат Утешев (37 лет), Мария Шило (39 лет), Кайрат Байжанов (41 год), Елена Гердт (52 года) и Галина Ким (63 года).
3. Выбор респондентов произведен в соответствии со статистическими особенностями потребления информации разных возрастных групп. Четыре человека - Арсений Стаканов (16 лет), Руслан Бельжанов (18 лет), Яна Лантух (21 год) и Виктория Проскурякова (25 лет) - предпочитают получать информацию из сети Интернет, в том числе и социальных сетей. Для четырех человек - Галина Ким (63 года), Елена Гердт (52 года), Кайрат Байжанов (41 год) и Тимур Альчимбаев (31 год) - более привычно получать информацию из бумажных или электронных СМИ (газеты и ТВ). И два человека из фокус-группы (Мария Шило (39 лет) и Марат Утешев (37 лет)) в равной мере получают информацию из традиционных и современных источников.
Участники фокус-группы были ознакомлены с вышеизложенными основами организации работы новых медиа, исследовали сайт медиахолдинга, по десятибалльной шкале оценили качество произведенного материала, работу с аудиторией, доступность платформы и продвижение СМИ в сети Интернет.
В ходе обсуждения фокус-группа отметила, что к преимуществам ресурса можно отнести содержание контента и работу с аудиторией: тематическое разнообразие контента привлекательно для потребителей информации разных возрастов, разных социальных статусов. Кроме того, успешной посчитали работу с аудиторией: на сайте представлены тематические разделы, спецпроекты, консолидирующие и привлекающие потребителей информации из разных социальных групп, действует опция «Народные новости». Правда, пользователю, который попал на сайт впервые, будет сложно найти этот раздел, он не на виду. Навигация сайта в целом вызвала у участников фокус-группы ряд вопросов
и претензий: нет четкого разделения информационного поля, интересная информация находится внизу: раздел «Видеоновости», который должен привлекать внимание аудитории, не виден, только информированные пользователи знают, что он там есть. И в итоге из-за неграмотной расстановки материала на сайте теряются мультимедийные проекты. Видеоновости и текстовые новости дублируются, тогда как при грамотном сочетании они могли бы дополнять друг друга и формировать «мультимедийное тело» материала. Это свидетельствует о несогласованности действий отделов редакции, делает контент менее привлекательным для потребителя. В целом при формировании контента используются традиционные составляющие мультимедийной молекулы: фото или видео, реже слайд-шоу. Аудиозаписи практически не используются, синтетических жанров нет вообще. На сайте можно найти лонгрид, сформированный из аудио-, видеоматериалов, с использованием иллюстраций. Однако это всего одна работа, и, судя по дате, сделана она была в момент создания конвергентной редакции. Слабо данная конвергентная редакция работает над продвижением контента в социальных сетях. Несмотря на то, что во всех популярных соцсетях созданы группы редакции, пользователей в них мало - 4000-5000 человек. Для города Шымкент, количество жителей в котором в этом году превысило миллион человек, это незначительная цифра. Оценка мультимедийного инструментария и взаимодействия с аудиторией представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Оценка инструментария и особенностей взаимодействия с аудиторией медиаплатформы Otyrar.kz (по итогам работы фокус-группы)
Аспекты деятельности Фокус-группа Использование традиционных инструментов мультимедиа (фото, видео, аудио) Использование нестандартных инструментов мультимедиа (слайд-шоу, инфографика, аудиоиллюстрации, потоковое видео) Взаимодействие с аудиторией на сайте Продвижение контента в социальных сетях Доступность медийной платформы, навигация
Мария Шило, 39 лет, журналист 7 1 9 2 7
Елена Гердт, 52 года, предприниматель 8 3 8 3 7
Яна Лантух, 21 год, студент вуза (КГПИ, 2 курс) 9 3 8 2 5
Руслан Бельжанов, 18 лет, студент колледжа (ВКПК, 4 курс) 8 2 9 3 5
Кайрат Байжанов, 41 год, юрист 8 3 8 4 6
Марат Утешев, 37 лет, водитель такси 6 2 7 4 4
Тимур Альчимбаев, 31 год, инженер 7 2 8 3 6
Арсений Стаканов, 16 лет, 11 класс, школа № 1 6 2 7 4 7
Виктория Проскурякова, 25 лет, учитель, школа № 22 8 3 8 3 6
Галина Ким, 63 года, пенсионер 7 2 9 4 5
Исходя из анализа особенностей формирования контента и работы с аудиторией портала Otyrar.kz, исходя из того, что исследуемый ресурс относится к группе типичных, находящихся на ступени перехода к статусу «новое медиа», целесообразно дать рекомендации для использования с целью повышения лояльности локальной аудитории.
1. Следует грамотно подходить к обустройству навигации сайта, его оформлению. Располагать привлекающий внимание аудитории контент на выигрышном месте, размещать его таким образом, чтобы незнакомая аудитория сразу видела наиболее интересные проекты и информационные блоки. Это основополагающий элемент в системе повышения лояльности аудитории. Для того, чтобы у пользователей, не знакомых с контентом медиаресурса, возникло желание составить представление о нем, необходимо грамотно использовать пространство окна диалога с аудиторией, размещать в нем не только информационную ленту, но и индикаторы, направленные на повышение активности аудитории: кнопки перехода к спецпроектам, народным новостям, в социальные сети.
2. Для повышения привлекательности контента, для того чтобы контент был востребован не только у местной аудитории, но и привлекал внимание жителей других регионов, следует эффективнее использовать инструменты мультимедиа в создании контента. Грамотное использование текстовых, мультимедийных и синтетических жанров новых медиа повысит интерес как у аудитории, которая идет привычным путем и подписана на источник информации, так и у аудитории, которая находит данный источник информации впервые. При эффективном использовании современных инструментов мультимедиа возможно расширить конкурентную среду, привлекать не только местную аудиторию, но и тех, кто живет в других территориях, но интересуется мультимедиа. Региональным медиа свойственно формировать для своей аудитории контент, первоисточником которого являются более масштабные СМИ, информировать о происходящем в стране, мире. При работе с несколькими первоисточниками возможно формирование более привлекательного образа контента, с использованием нескольких инфоатомов, формирующих общее тело материала - фото, видео, аудиозаписей, слайд-шоу или инфографики. Данные действия в целом повысят конкурентоспособность СМИ и позволят повысить лояльность уже сложившейся аудитории, привлечь новых пользователей.
3. Для удержания аудитории необходимо создавать и продвигать спецпроекты, консолидирующие вокруг себя определенные социальные группы. Важно создавать контент, ориентированный на гражданскую позицию и на потребительский интерес, транслировать в спецпроектах полезную информацию. Например, проект «Ваш участковый» дает возможность легко найти телефоны участковых полиции, это повышает доверие к ресурсу и делает его более популярным.
4. Обеспечивать продвижение ресурса в социальных сетях. В настоящее время стационарные компьютеры уступают первенство мобильным устройствам по выходу в интернет. Преимущество получают медиаплатформы, активно продвигающие контент в социальных сетях: ВКонтакте, Инстаграм, Фейсбук, Одноклассники. Грамотное использование данных социальных сетей позволяет охватывать все слои аудитории, привлекать внимание к медиаресурсу как молодых людей, так и более зрелого поколения, формировать его доверие не только к бумажному аналогу (если он есть), но и к интернет-версии медиа. Грамотное и периодичное формирование контента в социальных сетях повышает интерес к СМИ, влияет на посещаемость ресурса, открывает новые перспективы для монетизации контента.
5. Развивать взаимодействие с аудиторией не как с потребителем, а как с производителем контента, структурировать «Народные новости», находить новые группы ньюсмейкеров. К примеру, работать со службой такси, наладить связь и сделать таксистов ньюсмейкерами,
ведь это люди, которые чаще других становятся очевидцами происшествий, ЧП и интересных событий.
6. Повышать уровень компетентности сотрудников, в том числе универсальных репортеров, грамотно подходить к организации редакторской работы с разными пластами информации. Локальные региональные редакции проигрывают крупным компаниям по параметрам материальной базы, профессионализму работников. Однако у локальных СМИ есть преимущество, которое можно использовать на благо любого, даже самого скромного издания. В локальном СМИ легче создать сплоченный коллектив, заинтересованный в продвижении медиакомпании на рынке, привлекать новую аудиторию и удерживать лояльную.
Данные рекомендации были сформулированы на основании долговременной работы, как с теоретическими источниками, так и на основании изучения восприятия мультимедийного контента аудиторией. Грамотное использование данных рекомендаций позволит повысить уровень лояльности аудитории и создать возможности для использования современных технологий с учетом особенности потребителей медиапродукта.
Список литературы
1. Адилет. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z090000178 (дата обращения 19.09.2018).
2. Белановский, С. Метод фокус-групп [Текст] / С. Белановский. - Москва, 2006. -151 с.
3. Гант, О. Два совета, как создать конвергентную редакцию, которая будет работать [Электронный ресурс] / О. Гант // Новый репортер. - 2013. - URL: https://newreporter. org/2013/07/30/dva-soveta-kak-sozdat-konvergentnuyu-redakciyu-kotoraya-budet-rabotat/ (дата обращения 18.09.2018).
4. Епишкин, И. Новые медиа в структуре связей с общественностью [Электронный ресурс] / И. Епишкин. - URL: https://www.hse.ru/data/2016/03/03/1125954392/Епишкин. pdf (дата обращения 19.09.2018).
5. Официальный интернет-ресурс акимата Костанайской области [Электронный ресурс]. - URL: http://kostanay.gov.kz/bitrix/urlrewrite.php (дата обращения 18.09.2018).
6. Результаты исследования «Масс-медиа Казахстана: ключевые игроки, возможности, потребности и риски» [Текст] / под ред. В. Абрамова // Международный центр журналистики «MediaNet». - Алматы, 2009. - 30 с.
7. Сетевое издание Otyrar.KZ [Электронный ресурс]. - URL : https://otyrar.kz/ (дата обращения 19.09.2018).
8. Статистика Казнета [Электронный ресурс]. - URL : https://zero. kz/?c=11&sr=kz&pd=86400 (дата обращения 19.09.2018).
9. Lawson-Borders, Gracie L. Media organizations and convergence: case studies of media convergence pioneers [Text] / Gracie L. Lawson-Borders. - Routledge, 2006. - 145 c.
Жумаш Женисгуль Муратовна - магистрант кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]
Научный руководитель: Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]