Научная статья на тему 'Конвергенция как фактор формирования современного медиа-рынка'

Конвергенция как фактор формирования современного медиа-рынка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6703
1664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА-СФЕРА / КОНВЕРГЕНЦИЯ / КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / МУЛЬТИМЕДИА / МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ / КОНВЕРГЕНТНАЯ РЕДАКЦИЯ / МЕДИА-ЭКОНОМИКА / ГИПЕРМЕДИА / ТРАНС-МЕДИА / MEDIA-SPHERE / CONVERGENCE / CONVERGENT JOURNALISM / MEDIA / MEDIA CONVERGENCE / CONVERGENT EDITORIAL / MEDIA ECONOMICS / HYPERMEDIA / TRANS-MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якубенко Е.Н.

Научная статья является отражением представлений о глобальной системной перестройке информационно-коммуникативной сферы общественной деятельности, а именно медиа-сферы. Автор раскрывает основные показатели современного медиа-рынка, состояние медийного продукта и инноваций, перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERGENCE AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE MODERN MEDIA MARKET

Тhe scientific article is a reflection of the views of the global system adjustment information and communication spheres of social activity, namely, the media sphere. The author reveals the basic indicators of the modern media market, state media and product innovation, development prospects.

Текст научной работы на тему «Конвергенция как фактор формирования современного медиа-рынка»

УДК 338.12.017

КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕДИА-РЫНКА

Е.Н. Якубенко

Научная статья является отражением представлений о глобальной системной перестройке информационно-коммуникативной сферы общественной деятельности, а именно медиа-сферы. Автор раскрывает основные показатели современного медиа-рынка, состояние медийного продукта и инноваций, перспективы развития.

Ключевые слова: медиа-сфера, конвергенция, конвергентная журналистика, мультимедиа, медиаконвергенция, конвергентная редакция, медиа-экономика, гипермедиа, транс-медиа.

Все чаще понятие конвергенции становится синонимом магистральных преобразований в медиа-сфере. Центральное место проблем конвергенции в современных дискуссиях о грядущих трансформациях информационно -коммуникационной сферы объясняется многозначностью и многоплановым трактованием данного термина. Конвергенция представляется процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только системы средств массовой информации и коммуникации, но и различные, связанные с ними, индустрии. Ближайшим к конвергенции СМИ понятием является слияние. В разных случаях речь идет о разных процессах, но при этом их суть самым точным образом передается именно этим словом.

Во-первых, это слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям - кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи - доставлять информацию пользователю или потребителю. В основе технологической конвергенции медиа лежит процесс дигитализации, перевода содержания в цифровую форму, что позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение. Цифровой формат удержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ. Технологическая конвергенция предполагает также, что интерактивность становится одной из важнейших составляющих современной коммуникации. В конечном результате технологическая конвергенция ведет к миниатюризации техники.

Во-вторых, конвергенция - это слияние прежде различных и разобщенных медиа, в результате чего становится трудно определить, о каком же конкретно средстве идет речь. Передача функций одних СМИ другим, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возможность получать одинаковые содержательные продукты разными каналами - все это радикально меняет прежние представления о каналах коммуникации и информации. Сближение различных СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров. Продуктом телевизионной эпохи стал инфотейнмент (information + entertainment), эпоха Интернета создала эдютейнмент (education + entartainment), индивидуализированные каналы современной информации породили инфорториал (information + editorial).

В-третьих, конвергенция - это слияние рынков. От газетных издателей - ведущих представителей медиа-бизнеса прошлого века - современная индустрия СМИ движется ко все большей интеграции с телекоммуникационным сектором, производством бытовой техники, информационными технологиями. В результате создается новый интегрированный рынок, на котором неразрывными связями скрепляются мультимедийные услуги, сетевое обслуживание, создание программных продуктов.

Конвергентная журналистика - это процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Сегодня современные медиа-компании расширяют свой спектр информационных и развлекательных продуктов и используют при этом новые формы подачи медиапродукта: онлайнгазету, радио в интернете, веб-телевидение.

Само слово конвергенция произошло от латинского convergo - «сближаю». В английском языке convergence означает «схождение в одной точке». Павликова М. дает следующее определение, ссылаясь при этом на канадского исследователя СМИ и коммуникаций Дэниса Макуэйла: «это распространение одного и того же содержательного продукта по разным каналам, разными средствами». В широком смысле конвергенция может пониматься не только как взаимное влияние явлений, но и взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние.

А.Г. Качкаева предлагает следующую классификацию конвергенции:

- конвергенция как бизнес-стратегия медиахолдинга;

- конвергенция как тактика;

- конвергенция как «переупаковка»;

- конвергенция в сфере сбора и производства информации;

- конвергенция как новый вид подачи информации.

Таким образом, конвергенция может пониматься как передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).

Впервые новый подход к деятельности СМИ и определение понятия «система средств массовой информации» были введены Хелемендиком В.С. в 1977 году. В итоге изменяется традиционная система СМИ. Современные газеты, радио, телевидение и Интернет функционируют в мультимедийной среде, где образуется сближение. Хелемен-дик обозначил ведущие принципы координации средств массовой коммуникации:

- специфичность,

- систематическое корректирование содержания,

- функциональная взаимозависимость,

- необходимость признания общности функций печати, радио и телевидения и их взаимодействия.

Это позволило ученому еще в 1970-е годы выдвинуть гипотезу о том, что «со временем организационная структура журналистики изменится и ныне самостоятельная газета, радио, телевидение сольются в своеобразные объединения с общим информационным центром, планированием и измерением эффективности их воздействия на массы».

«Происходит стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон,

почта, телеграф, так и средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение», - пишет Ить-ель де Соло Пуль.

Дэниел Белл обозначил особенности новых концепций и представлений об информационном обществе и выдвинул идею, где конвергенция была воспринята и переосмыслена в новом контексте. С 1970-х годов понятие «конвергенция» все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств, например, компьютеров, телефонов, телевизоров. Дальнейшее развитие термин получил в ходе обсуждений о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х годах. Но лишь в 1990-е годы быстрое внедрение Интернета в обыденную жизнь миллионов людей придало разговорам о конвергенции широкий практический смысл.

Именно в последние 20 лет начали всерьез говорить о мультимедиа. Это произошло в связи с прогрессом и развитием компьютерной техники, компьютерных носителей и компьютерных сетей как способа трансляции. Ведь именно эти технологии позволили объединить внутри одного носителя - компакт-диска разные ранее необъедини-мые средства коммуникации - визуальную, текстовую и звуковую, речевую.

На сегодняшний день работа с видеомонтажом, с цветом, компьютерная обработка фотографий, анимация, инфографика, работа со звуком, достигли необычайных высот. Все эти художественно-изобразительные средства свободно интегрируются в медиа. Сегодня уровень технологий создания продукта СМИ позволяет реализовать любую творческую идею. Сегодня одной из наиболее успешных концепций развития медиаиндустрии и отношений между СМИ и аудиторией стало мультимедиа. Специалисты определяют его как «интеграцию двух или более коммуникационных средств и каналов с компьютером». Теперь под словом «мультимедиа» понимается передача информации одновременно несколькими коммуникационными каналами:

- аудио-,

- видео-,

- виртуальных коммуникаций.

Поэтому мультимедиа можно легко представить как единую информационную систему, в основе которой оперируют любые типы СМИ, чьи информационные продукты частично «сливаются» друг с другом.

Благодаря влиянию Интернет-технологий многие традиционные жанры стали мультимедийными. В результате появились новые «гибридные жанры» в Интернет-журналистике. Процесс влияния Интернета на традиционный журналистский текст, в первую очередь, привел к возникновению именно такого гибридного жанра, как мультимедийная история. Информационный атом - это наименьшая единица информации. Она может быть выражена в виде текста, фотографии или рисунка, аудио- или видеоматериала. При сочетании атомов образуется инфомолекула. Мультимедийная история или статья - это информационный жанр онлайн-журналистики, сочетающий в себе элементы медиаконверген-ции, обладающий свойством интерактивности, состоящей из информационных единиц разных жанров. Феномен мультимедийной истории предполагает, что новостная информация состоит из элементов различных языков: визуальных, текстовых, графических, аудиовизуальных. Если радио позволяет узнать, что произошло, телевидение позволяет увидеть, как это происходило, а газета на следующий день позволяет узнать, почему это произошло, то благодаря влиянию Интернета ответы на все эти вопросы содержатся в одном журналистском тексте. В итоге мы получаем совершенно новый продукт, обладающий уникальными свойствами, технологией производства, особенностями восприятия.

Мультимедийная история может включать в себя:

- текст с гиперссылками,

- видео,

- фото,

- слайд-шоу,

- аудио,

- инфографику,

- карикатуру,

- интерактивные формы (голосование, комментарии, рейтинги).

Их удобно классифицировать на первичные и вторичные компоненты. К первичным можно отнести текст с ссылками на другие ресурсы, фото, видео или аудио. Без этого не обходится ни один материал. Все остальные являются второстепенными. Если в традиционном жанре заметки текст выполняет первостепенную роль, то в мультимедийной заметке это не обязательно так. Основную информацию может нести картинка, фоторяд. Текст же выполняет роль комментария, уточнения, заголовка и т.д.

Понятие «новые медиа» вошло в нашу жизнь с появлением цифровых, информационных, компьютерных, сетевых технологий и коммуникаций. Под «новыми медиа» понимается «любая медиапродукция, являющаяся интерактивной, и распространяемая цифровыми методами». Сегодня представлены основные критерии, по которым можно определить и разделить медиа на традиционные и «новые». Это, в первую очередь, доступность и способы доставки конечного продукта потребителю, а также интерактивность, которая является ключевой характеристикой «новых медиа». Также нельзя не учитывать важность Интернета в становлении «новых медиа». Именно развитие Интернета предоставило новые возможности для распространения информационного продукта: аудио-, видео-, изображение, текст, графику.

Контент СМИ (или с англ. «содержание») в медиаиндустрии определяется как данные в виде текста, звука, зрительных образов или объединения мультимедийных данных. Они представлены в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях. Сюда можно отнести бумагу, магнитные или оптические запоминающие устройства, а также микрофильмы. Контент предоставляет широкий спектр содержания текстовых единиц, фотографий, видео, инфографики, аудио-подкастов. Сегодня информация доходит до потребителя именно в том формате, в каком он захочет ее принять.

Сегодня конвергентная редакция считается одной из перспективных моделей развития медиа. Идея самой концепции объединенной редакции заложена в интеграции всех возможных на сегодня форматов медиа-продукта: онлайн, печатного, мобильного, а также вещательного. Вообще реализация идеи конвергенции подразумевает «новую систему» производства информационного продукта, в котором основной идеей является создание полноценной

конвергентной редакции. Теперь такие форматы редакции действуют по принципу трансмедийного повествования; они обмениваются информацией, анонсами, а также ссылками на материалы СМИ участников самого процесса создания общего информационного продукта. При этом единый информационный центр увеличивает свой потенциал и повышает качество поставляемых новостей, тем самым удовлетворяя потребности различных аудиторий.

Выделим следующие типы конвергентных редакций:

- мультимедийная редакция - это редакция, в которой ключевым является наличие специально подготовленных редакторов для каждого технологического пласта издательства. Здесь имеются в виду отдельные редакционные единицы, которые работают одновременно для печатной и онлайнверсий издания;

- интегрированная редакция - это редакция, в которой объединяются все новостные потоки, проходящие на основных технологических пластах издательства. Это происходит на уровне планирования и производства, обеспечивающего контент, содержащий все информационные каналы. В такой редакции нет одного работника, ответственного за определенный информационный канал. Ответственность за освещение новостей на печатных и цифровых пластах издательства лежит на плечах редактора определенного тематического отдела;

- кросс-медийная редакция - это редакция, в которой рабочий процесс происходит по принципу взаимного обмена информацией. Сюда относится создание, обработка и распространение контента, которые производятся сразу для всех технологических пластов издательства. В такой редакции работники различных тематических отделов создают контент и для печатной, и для онлайнверсии издания. Это позволяет обеспечивать видео- и аудио-роликами веб-сайт.

Сегодня в процесс создания СМИ происходит внедрение идеи «универсального журналиста», или «нового» журналиста. Такой журналист является основной рабочей единицей современной медиа-среды. Журналистам, которые работают в конвергентной редакции, необходимо избавиться от принципа вражды между представителями разных видов СМИ. Это поможет повысить уровень создания медиапродукта. Основным качество «универсального» медиаработника является умение быстро определять лучший формат подачи информационного продукта. Для того, чтобы иметь четкое представление о том, какой контент лучше, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контент определенного типа создается. Стоит отметить, что «новый» журналист должен уметь снимать видео, производить текст, записывать аудио-подкасты, монтировать сюжеты, работать с блогами, чтобы собрать значительное количество информации, и максимально раскрыть суть медиа-продукта. Для этого «универсальному журналисту» важно научиться мыслить мультимедийно. «Новый журналист», работающий в конвергентной редакции должен уметь:

- производить новостные материалы для онлайнресурсов;

- загружать аудио- и видео-подкасты в Интернет;

- снимать видеорепортажи;

- делать фотографии, а также обрабатывать их и загружать в Интернет;

- оперативно работать на компьютере;

- ориентироваться в сети Интернет;

- делать новостные сообщения в виде SMS-сообщений;

- использовать всевозможные компьютерные программы;

- передавать информацию через Wi-Fi сразу в выпуск, в номер и на сайт;

- вести всевозможные блоги;

- отбирать качественные факты и данные;

- быть доступным в любое время суток.

Многие западные исследователи заняты сегодня схоластическим спором о том, какой тип конвергенции повлек за собой другие. На деле это извечный спор о том, что было первым - курица или яйцо. Сегодня мы видим и то, и другое: конвергенция - это и развивающийся процесс, и процесс, который уже определил направление дальнейшего прогресса СМИ.

Упреки в технологическом детерминизме часто раздавались в адрес многих исследователей, которые напрямую связывали развитие СМИ с технологическим прогрессом. Имя Маршала Маклюэна стоит первым. Сегодня спорить о том, что прогресс технологий определяет развитие СМИ, уже мало кто решится. Принимаемый форму конвергенции технологический прогресс может уже в недалеком будущем преобразить экономику и рынок СМИ.

Экономисты, анализируя важнейшие движущие силы преобразования медиа-экономики, выделяют в связи с этим, по крайней мере, четыре макроэкономических фактора. В их число входят:

- региональная интеграция национальных экономик (например, Европейский Союз);

- возникновение мира, свободного от идеологий, что заставляет государства действовать более прагматично;

- развитие технологий;

- развитие глобальной экономики, которая стимулируется глобальной конкуренцией.

Наиболее значительные изменения, которые происходят в экономике СМИ, по мнению многих исследователей, стимулируются факторами макроэкономического порядка. И если мнения разных авторов о роли факторов политического или экономического характера все-таки заметно отличаются, то их единодушие в вопросе о значительном воздействии новых технологий на экономику СМИ есть факт абсолютно очевидный.

Общие предположения о том, что новые технологии стимулируют развитие и преобразуют медиа-экономику, в последнее время дополняются конкретными фактами и заключениями. На пороге нового столетия - и более того - тысячелетия выводы приобретают глобальный, в чем-то прогностический характер. Удивительно другое: медиа-экономисты, оценивая последствия технологической конвергенции для современных СМИ, выдвигают тезис о практически полной структурной перестройке медиа-экономики, опровергая теории, господствовавшие на протяжении последних десятилетий.

Пересмотру, прежде всего, подвергается процесс концентрации СМИ, которому в период после второй мировой войны медиа-исследователи посвятили тома исследований. Создание концернов СМИ, диктовавшееся логикой рынка, рассматривалось как главное направление развития медиа-индустрии. Информационные гиганты, которые сосредотачивали в своих руках печатную прессу и вещательные каналы, вызывали у политиков и широкой публики большие опасения. Казалось, что возникавшие угрозы - демократии, плюрализму, мнению маргинальных политических, культурных, лингвистических меньшинств - компенсируются, во всяком случае, стабильностью и экономиче-

ской мощью новых медиа-гигантов. Вместо уничтожавшегося разнообразия процесс концентрации СМИ предлагал медиа-индустрии достаточные ресурсы, устойчивость и поступальное развитие.

Однако действительность преподнесла неожиданные сюрпризы. Последствиями рыночной экспансии и вертикальной интеграции, которым следовали крупнейшие медиа-предприятия США и Западной Европы в 1980-х гг., стали долги, снижение рыночной стоимости акций, ухудшение финансового положения. Лидеры мегаслияний прошлого десятилетия (Тайм Уорнер, Виаком) заговорили о необходимости переноса основного фокуса своей деятельности на традиционные, исторически сложившиеся сферы. Новая двухуровневая структура медиа-конгломератов предполагает, что доминирующие компании будут контролировать до 80-90% ресурсов, оставляя на долю вспомогательных производств не более 20%.

Примером подобных изменений современной корректировки стратегии может служить деятельность многих известных компаний. Одна из них - информационно-развлекательная компания Диснея. В недавнем интервью «Фай-нэншл Таймс» ее руководитель М. Эйснер рассказал именно о таких изменениях. Признавая, что финансовые итоги текущего года в лучшем случае будут «такими же плохими, как и в прошлом», он подчеркнул, что наибольшее внимание в дальнейшем компания будет уделять производству содержания. Дисней не заинтересован более в приобретении новых радио- или телестанций, но создает в противовес прежней стратегии подразделения, отвечающие за развитие Интернета и электронной коммерции.

Новые рыночные модели создаются в противовес популярному ранее процессу диверсификации производства, который, отнимая средства и распыляя ресурсы, ослаблял возможности компании в условиях конвергенции. Конвергенция требует от медиа-предприятий одновременно гибкости в стратегии и твердости в положении на рынке. Все больше западных исследователей склоняются к мысли о том, что конвергенция в результате приведет к перераспределению сегментов рынка. На месте традиционных индустрий, повторяющих еще сохраняющееся разделение СМИ, - газетной, вещательной, кабельной, возникнут новые - производства бытовой техники и технологических устройств, создания содержательных продуктов, поддержания каналов распространения.

В возникающих сегментах новой информационно-коммуникационной индустрии, несмотря на постоянные перемены, уже имеются сформировавшиеся лидеры. Так, в сфере производства содержания (содержательных продуктов) для телевидения очевидно лидерство традиционных гигантов - Дисней/Эй-Би-Си; Тайм Уорнер; Эн-Би-Си; Фокс. В сфере производства содержательных продуктов для кино доминируют те же самые компании - Дисней, Виаком, Тайм Уорнер, для радио лидер также известен - это компания Вестингауз. Нетрудно заметить, что ситуация в новых секторах близка к хорошо известной из медиа-истории прошлого десятилетия. Экономическое лидерство ведущих компаний полностью описывается традиционным типом рыночной структуры - олигополией. Тенденции развития конвергирующихся рынков в конечном итоге только усиливают мощь и доминирование немногочисленных игроков.

Приведенный обзор конвергентных процессов в медиа-сфере был бы неполным без упоминания о трансформациях медиаландшафта в целом. Четырехкомпонентная система СМИ может быть рассмотрена несколько в ином ракурсе - по степени интеграции медиа и коммуникативных технологий.

Если ограничиться журналистской подсистемой медиа, то можно выделить следующие типы современных СМИ:

1. Медиа - это достаточно локализованные издания, работающие в зоне одного из компонентов системы СМИ - печати, радио, телевидения, Интернета. Это примерно то, что подразумевается под термином «традиционные СМИ».

2. Гипермедиа - издания, использующие одновременно различные средства доставки контента. Например, оффлайновая и онлайновая газета. Именно их чаще всего называют конвергентными.

3. Трансмедиа- новые медиа, относительно которых не утихают споры: можно ли их считать СМИ или нет. Например: социальные сети, контент которых, во-первых, не информативный, а коммуникативный, во-вторых, формируется не редакцией, а пользователями. Выход трансмедиа-ресурсов из ограниченного поля профессиональной журналистики обусловлен также расширением их функций за счет решения спектра немедийных задач. Имеется в виду прямое участие социальных сетей в бизнесе, в политике, в образовании и т.п. Трансмедиа выводят не только журналистику, но и медиа в целом за свои границы.

В настоящее время общество является свидетелем глобальной системной перестройки информационно-коммуникативной сферы общественной деятельности. Этот процесс противоречив, сложен и многослоен. Теоретическое осмысление его в целом, вероятно, пока проблематично, хотя бы по той причине, что скорость изменений превышает скорость теоретико-методологической рефлексии. Очевидно также, что эта скорость будет только возрастать. В этой ситуации остается фиксировать происходящие фрагментарные трансформации, пытаясь приспособиться к будущему.

Ihe scientific article is a reflection of the views of the global system adjustment information and communication spheres of social activity, namely, the media sphere. The author reveals the basic indicators of the modern media market, state media and product innovation, development prospects. Key words: media-sphere, convergence, convergent journalism, media, media convergence, convergent editorial, media Economics, hypermedia, TRANS-media.

Об авторе

Якубенко Е.Н. - кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии, рекламы и связей с общественностью Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, pr-stylebgu@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.