С. Н. Бобылев1, П. А. Кирюшин1, Н. Р. Кошкина3
НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ И ЗЕЛЕНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ4
Неустойчивость мировой экономики и экологические риски стимулировали формирование новых приоритетов и моделей экономики. Рассматриваются актуальные вопросы зеленого финансирования в контексте экологизации мировой экономики, в частности все более значимых низкоуглеродных трендов. Все больше стран, банков и корпораций реализуют политику зеленых инвестиций для достижения углеродной нейтральности. В России также происходит становление системы зеленого финансирования, однако в рамках неустойчивой экспортно-сырьевой модели экономики сложно построить эффективную систему. России необходимо разработать долгосрочную стратегию развития страны, в основу которой могут быть положены принципы устойчивого развития, сочетающие социальные, экономические, финансовые и экологические факторы.
Ключевые слова: зеленое финансирование, зеленые финансы, зеленая экономика, устойчивое развитие, низкоуглеродное развитие.
Б01: 10.37930/1990-9780-2021-1-67-152-166 УДК 339.97
Введение
В настоящее время в мире все более четко осознается опасность экологических угроз для будущего человечества, а также развития глобальной и национальных экономик. В январе 2020 г. на Всемирном экономическом форуме был представлен ежегод-
1 Сергей Николаевич Бобылев, заведующий кафедрой экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (119991, РФ, Москва, ул. Колмогорова, 1), руководитель Центра биоэкономики и экоинноваций экономического факультета МГУ, д-р экон. наук, профессор, e-mail: [email protected].
2 Петр Алексеевич Кирюшин, доцент кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (119991, РФ, Москва, ул. Колмогорова, 1), директор по развитию Центра биоэкономики и экоинноваций экономического факультета МГУ, канд. экон. наук, e-mail: [email protected]
3 Наталия Радиковна Кошкина, аспирант кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (119991, РФ, Москва, ул. Колмогорова, 1), e-mail: [email protected]
4 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-010-00981.
ный доклад, в котором были определены глобальные мировые риски по вероятности их наступления и степени влияния [12]. Все наиболее вероятные глобальные угрозы, по оценкам экспертов, оказались экологическими (табл. 1).
Очевидно, что в следующем году и в ближайшей перспективе к глобальным рискам добавятся угрозы эпидемий, связанные с СОУГО-19, и, возможно, какие-то иные факторы. Однако общий тренд «позеленения» рисков с большой вероятностью сохранится. Это подтверждает динамика оценки рисков экспертами Всемирного экономического форума (см. табл. 1). Отметим, что в 2019 и 2018 гг. экологических угроз среди наиболее вероятных было только три, а до 2010 г. экологические риски вообще не включались в доклад как вероятные или значимые с точки зрения воздействия.
Таблица 1
Топ-5 глобальных рисков в 2016 - 2020 гг. по степени вероятности, Всемирный экономический форум (2020)*
2016 2017 2018 2019 2020
Вынужденная миграция**** Экстремальные погодные явления** Экстремальные погодные явления** Экстремальные погодные явления** Экстремальные погодные явления**
Экстремальные погодные явления** Вынужденная миграция**** Природные катастрофы** Неэффективность климатиче ских действий** Неэффективность климатических действий**
Неэффективность климатиче ских действий** Природные катастрофы** Кибератаки***** Природные катастрофы** Природные катастрофы**
Межгосударственные конфликты*** Террористические атаки*** Мошенничество с данными и их кража***** Мошенничество с данными и их кража***** Потери биоразнообразия**
Природные катастрофы** Мошенничество с данными и их кража***** Неэффективность климатических действий** Кибератаки ***** Природные катастрофы антропогенного происхождения**
* The Global Risks Report 2020 (2020) World Economic Forum, Geneva.
*Экономические **Экологические ***Геополитические ****Социальные *****Техно логические
Концепция устойчивости, позволяющая предотвратить угрозы и снизить риски, стала парадигмой развития человечества в XXI в. В данной концепции сбалансированно сочетаются социальные, экономические и экологические факторы. Устойчивое развитие нашло отражение в стратегических документах двух представительных конференций ООН. В сентябре 2015 г. были приняты Цели устойчивого развития (ЦУР) (Sustainable Development Goals) на период 2016-2030 гг. Также в 2015 г. состоялась конференция ООН, посвященная борьбе с изменением климата - многие страны поддержали переход к низкоуглеродному развитию с целью сокращения выбросов парниковых газов.
Неустойчивость мировой экономики и экологические риски во многом стали триггером, который привел к формированию новых моделей экономики как в теории, так и в реальной экономической жизни. Среди этих моделей можно выделить зеленую (green) и низкоуглеродную (low-carbon) экономику, экономику замкнутого цикла (circular), а также биоэкономику (bioeconomy) и экономику на основе зеленого роста (green growth).
В стратегических документах Всемирного банка, ОЭСР, Европейского союза (ЕС) новые модели экономики становятся основными при определении долгосрочных целей. Ярким примером является деятельность ЕС, который реализует планы перехода к биоэкономике, низкоуглеродной экономике и экономике замкнутого цикла.
В России экологизация финансовой деятельности только начинается. В качестве примера постепенного осознания новой экологической реальности в мире, необходимости выполнения международных обязательств и реализации национальных целей и проектов можно отметить Распоряжение Председателя Правительства РФ (от 18 ноября 2020 г. № 3024-р), в котором предусматривается развитие «инвестиционной деятельности и привлечение внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»5 (далее - Распоряжение № 3024-р).
Важное направление перехода к устойчивому развитию и новым моделям экономики связано с трансформацией финансового сектора, предполагающей развитие различных видов финансирования, учитывающего экологический фактор: устойчивого, зеленого, низкоуглеродного, ответственного, климатического финансирования и соответствующих финансовых инструментов. В нашей работе в качестве основных терминов мы будем использовать понятия «зеленое финансирование» и «зеленые финансы», которые являются наиболее распространенными и часто обобщающими для других финансовых направлений в этой области. Эти же термины часто используются в контексте реализации перечисленных новых моделей экономики - зеленой, низкоуглеродной, замкнутого цикла и т. п.
На международном уровне вопросами зеленых финансов занимаются, в частности Всемирный банк и ООН, среди известных экономистов можно отметить Пола Кругмана [8] и Джефри Сакса [9]. Среди отечественных исследований, посвященных теме зеленого финансирования, перечислим работы Б. Б. Рубцова с коллегами из Финансового университета при Правительстве РФ [5], Б. Н. Порфирьева [3], В. В. Архиповой [1], Л. С. Худяковой [6], П. А. Яковлева и Л. С. Кабир [7]. В их работах рассматриваются инструменты и институты зеленого финансирования, а также влияние экологических и климатических факторов на мировую финансовую систему, ее стабильность, зеленые инвестиции [3].
Отметим, что в исследованиях многих зарубежных авторов зеленое финансирование рассматривается не только как одно из направлений развития финансового сектора, а именно как его трансформация (можно сказать - новый этап). И эта трансформация призвана способствовать достижению не только экологической устойчивости, но также финансово-экономической и социальной.
Тем не менее в немногочисленной научной литературе нет полного осознания прямой связи макроэкономических трансформаций, направленных на большую устойчивость развития, и экологизации финансовой политики, формирования новых моде-
5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 3024-р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011200033 (дата обращения: 07.11.2020).
лей экономики. В нашей статье на основе анализа новейших зарубежных исследований и опыта в области поддержки государствами, корпорациями, банками механизмов зеленого финансирования исследуются реалии и перспективы таких механизмов в России.
1. Развитие зеленого финансирования в мире
Одним из первых значимых событий в сфере зеленых финансов стало создание Финансовой инициативы Программы ООН по окружающей среде (UNEP/ЮНЕП). Это произошло после конференции ООН, посвященной вопросам устойчивого развития, которая состоялась в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Однако, как отмечают исследователи, в течение 1990-х гг. существенных подвижек в экологизации мировой финансовой системы не произошло [6].
Заметные изменения начали проявляться лишь в 2000-е гг. Так, в 2003 г. десять международных финансовых организаций обнародовали «Принципы Экватора» (The Equator Principles), представляющие собой подход к управлению социальными и экологическими рисками при проектном финансировании. На текущий момент эти принципы приняты 111 финансовыми институтами в 37 странах мира6. Другой пример - в 2006 г. были сформулированы «Принципы ответственного инвестирования ООН» (Principles for Responsible Investment Initiative), а в 2009 г. у данной инициативы было уже более 500 участников. К январю 2020 г. к «Принципам ответственного инвестирования ООН» присоединились 2300 финансовых институтов, а общая сумма их активов составила 80 трлн долларов7.
Значительный импульс экологизации мировой финансовой системы придал финансово-экономический кризис 2008 г. С одной стороны, были выявлены ограничения существующей модели мировой финансовой системы и начался поиск новых направлений ее развития с целью обеспечения устойчивости. Тогда же активизировались международные структуры, такие как «Большая двадцатка», которые стимулировали создание и развитие зеленого финансового регулирования, соответствующей инфраструктуры и инструментов - зеленых облигаций, климатических фондов, биржевых индексов устойчивого развития ит. п. [3].
Сегодня правительства разных стран принимают меры по стимулированию зеленого финансирования с целью мобилизации ресурсов для экономической трансформации и увеличения конкурентоспособности. Для этого используются новые зеленые финансовые инструменты и их разновидности, стремительный рост которых подтверждают данные Bloomberg (рис. 1).
В 2019 г. объем устойчивых долговых обязательств, выпущенных в мире, составил 465 млрд долларов, что на 78 % больше, чем годом ранее, и более чем в 30 раз выше показателя 2013 г. Больше половины годовых объемов эмиссии устойчивых долговых обязательств - это зеленые облигации: в 2019 г. их выпуск составил 271 млрд долларов. В секторальном разрезе средства зеленых облигаций были вложены преимущественно в финансирование зеленой энергетики (32 %), повышение энергоэффективности зданий (29 %)ив транспорт (20 %).
6 ЕР Association Members & Reporting - Equator principles. URL: https://equator-principles. com/members-reporting/ (дата обращения: 23.10.2020).
'Annual Report 2020 - UN Principles for Responcible Investment. URL: https://www.unpri. org/pri/about-the-pri/annual-report (дата обращения: 23.10.2020).
500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
- ■ ■
2013 2014 2015 201( 5 2017 201 8 2019
■ Зеленыеоблигации □ Остальные
Рис. 1. Годовая эмиссия обязательств в области устойчивого развития в 2013-2019 гг., млрд долл. (источник: В1оотЬещКЕГ8)
Таким образом, начиная с 2008 г. на международном уровне происходит экологизация мировой финансовой системы одновременно с развитием новых экономических моделей.
2. Идентификация зеленого финансирования
Всемирный банк выделил ряд существенных проблем, замедляющих развитие зеленого финансирования на мировом и национальных уровнях: отсутствие стратегических сигналов, разрозненные методики оценки эффекта от зеленых инвестиций, низкий уровень осведомленности о зеленом финансировании9.
Одной из ключевых проблем является отсутствие четкой интерпретации понятия зеленое финансирование. Это характерно не только для зеленых финансов, но и для родственных терминов, например, «устойчивое финансирование», «ответственное финансирование» или «климатические инвестиции». По мнению экспертов из Научно-исследовательского финансового института Минфина, отсутствие единой позиции по поводу того, что следует понимать под зелеными инвестициями, «приводит к формированию идеологических, методологических, политических, регулятивных и экономических противоречий» [2]. Отдельной и все более острой проблемой в мире является идентификация проектов «зеленого камуфляжа» ^гее^азЫ^), когда финансово-экономическая деятельность может носить антиэкологический характер, но позиционироваться как обладающая экологическим эффектом.
На наш взгляд, конструктивное и общее определение зеленого финансирования было дано Рабочей группой 0-20: это - «финансирование инвестиций, обеспечиваю-
8 Sustainable Debt Sees Record Issuance At $465Bn in 2019, Up 78 % From 2018 -BloombergNEF. URL: https://about.bnef.com/blog/sustainable-debt-sees-record-issuance-at-465bn-in-2019-up-78-from-2018/ (дата обращения: 13.12.2020).
9 Russia Green Finance: Unlocking Opportunities for Green Investments (2018). Washington, D.C.: World Bank Group.
щих экологические выгоды и в более широком контексте экологически устойчивое развитие»10. Имеются детальные классификации зеленых финансов с выделением устойчивых, экологических, зеленых, климатических, низкоуглеродных финансов. По нашему мнению, важно различать устойчивые финансы - как общий термин для финансирования устойчивого развития, сбалансированно объединяющего социальные, экологические и экономические проекты, и собственно зеленые финансы, поддерживающие эколого-экономические проекты.
В зависимости от объекта финансирования на уровне отдельных стран и их объединений складываются свои подходы к определению зеленых финансов. Например, в докладе ЕС по устойчивой зеленой таксономии в 2020 г. определены рамки, в которых экономическая деятельность может считаться экологически устойчивой в соответствии с европейским финансовым законодательством11. Чтобы та или иная экономическая активность считалась приемлемой в соответствии с таксономией, она должна способствовать достижению по меньшей мере одной из шести экологических целей:
• смягчение изменений климата;
• адаптация к изменению климата;
• устойчивое использование и охрана водных и морских ресурсов;
• переход к экономике замкнутого цикла, предотвращение образования отходов и их рециркуляция;
• предотвращение и контроль загрязнения;
• охрана экосистем.
На наш взгляд, российская таксономия зеленых проектов и финансирования должна быть более широкой и учитывать экологические риски, которых нет в других странах. Такие риски во многом связаны со значительным ущербом для здоровья из-за загрязнения окружающей среды, масштабной физической изношенности основных фондов и других факторов. В докладе Президента РФ на заседании Госсовета в 2016 г., посвященном Году экологии, приведены цифры экономического ущерба от загрязнения окружающей среды (включая ухудшение здоровья населения) - до 15 % ВВП12. В связи с этим можно говорить о необходимости минимизации эколого-социальных рисков в стране.
Что касается изношенности основных фондов, то, по данным Росстата, она может достигать 60...80 % в зависимости от отрасли и технологий13. Данная ситуация может спровоцировать большое количество техногенных аварий и экологических катастроф. Печальным примером является утечка нефтепродуктов в Норильске, ставшая
10 Sustainable Finance Synthesis Report 2016 - G20 Sustainable Finance Study Group. September, 2016. Экологические выгоды - выгоды, связанные со снижением загрязнения воздуха, почвы и воды, повышением ресурсоэффективности, противодействием климатическим изменениям и адаптацией к ним.
11 TEG final report on the EU taxonomy 2020. URL: https://ec.europa.eu/info/files/200309-sustainable-finance-teg-final-report-taxonomy_en (дата обращения: 10.12.2020).
12 Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений. 27 декабря 2016 года. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/53602 (датаобращения: 28.10.2020).
13 Основные фонды - Федеральная служба государственной статистики. URL: http:// old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/# (дата обращения: 15.11.2020).
одной из крупнейших мировых экологических катастроф в арктической зоне. Другой пример - сотни ежегодных разрывов нефтепроводов и разливов нефти. Поэтому к проектам зеленого финансирования целесообразно относить и мероприятия, соответствующие критерию «двойного выигрыша» - нацеленные на получение экономических выгод и дающие значительные экологические выгоды. К их числу можно отнести проекты в области реализации концепции наилучших доступных технологий (НДТ), обновление инфраструктуры и т. д.
С учетом особенностей современного этапа развития российской экономики можно дать обобщенную дефиницию зеленого финансирования для России: финансирование инвестиций и текущих затрат, обеспечивающих экологические выгоды, а также минимизирующих экологические и эколого-социальные риски.
3. Государство и зеленое финансирование
Приоритетным фактором развития зеленого финансирования, как подчеркивается в документах Всемирного банка, являются стимулирующие стратегические сигналы и механизмы на национальном уровне14. Важную роль в этом играют государственный сектор и государственные финансовые организации, способные мобилизовать частные средства и ресурсы и принять на себя риски, которые частный сектор не готов нести. Как показывает мировой опыт, без участия финансового регулятора ни одна страна в мире не смогла эффективно внедрить систему зеленого финансирования. Это обусловлено высокими капитальными затратами на начальном этапе, длинными сроками возврата и высокой зависимостью от нормативно-правового регулирования.
Поэтому роль государственного сектора в зеленом финансировании особенно значима: он содействует экологизации финансирования за счет создания благоприятных условий. При этом государственные финансовые инструменты также позволяют ускорять и увеличивать эффекты частного финансирования для зеленых инвестиций. Для стимулирования бизнеса используются различные корректировки в форме налогов и субсидий в соответствии с общественными издержками и выгодами: налоговые вычеты для инвестиций в новые более рискованные технологии, льготные тарифы при использовании возобновляемых источников энергии, налоги (торговля квотами) за выбросы углерода в атмосферу, инвестиционные гарантии или страхование ит. д.15
В настоящее время значительное число стран реализует программы зеленого финансирования в рамках антикризисных программ. В 2020-е гг. Европейский союз планирует инвестировать около 1 трлн евро в технологии устойчивого развития для перестройки городов и экономик16. В Китае Постоянный комитет Политбюро в марте этого же года принял концепцию «строительства новой инфраструктуры», в рамках которой планируется вложение 1,4 трлн долларов в течение шести лет, в том числе в развитие возобновляемой энергетики, электромобилей и железнодорожного транспорта17.
Развитие зеленого финансирования и переход к новым моделям экономики происходит и в рамках антикризисных экономических мер. Среди лидеров этого направле-
14 Russia Green Finance: Unlocking Opportunities for Green Investments (2018). Washington, D.C.: World Bank Group.
15 Там же.
16 Recovery plan for Europe - European Comission. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/ recovery-plan-europe_en (датаобращения: 13.12.2020).
17 COVID-19 and the electrification of the Chinese economy - The Oxford Institute for energy studies. URL: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2020/06/COVID-19-and-the-electrification-of-the-Chinese-economy.pdf (дата обращения: 05.11.2020).
ния Франция, Великобритания, Германия и Южная Корея (рис. 2). На этом фоне усилия России в области экологической трансформации финансового сектора и экономики в целом невелики - в рамках антикризисных мер страна продолжает поддерживать традиционные сектора экономики. Отметим, что подобная российская политика в условиях предыдущего мирового кризиса 2008-2009 гг. привела к застою и закреплению экспортно-сырьевой модели экономики.
-СГ
I« 1
I« □.........
1 • ■
I--
ff
Положительный вклад
Отрицательный
вклад
Индекс
Китай ..............
Индонезия ........
США -----------
Россия .............
Индия ............
Мексика .........
Южная Африка
Бразилия .........
Австралия .......
Канада ............
Италия .............
Япония .............
Испания .........
Южная Корея
Германия .........
Великобритания
Франция ..........
Европейская — комиссия
-100
Рис. 2. Субсидии: увязка антикризисных мер с целями низкоуглеводного и зеленого развития18 (пункты, 100- субсидии максимально благоприятны для окружающей среды)
1
■...........
1..... 1---- 1 ..............® !____
Огромное влияние на увеличение финансовых потоков для зеленого развития окажет намерение многих развитых стран достичь углеродной нейтральности для выполнения Парижского климатического соглашения и транзита к низкоуглеродной экономике в целом. Здесь можно отметить ЕС, Японию, Южную Корею. В качестве примера приведем амбициозный документ по европейской низкоуглеродной трансформации «Зеленый курс» (Green Deal), принятый ЕС в декабре 2019 г.19 В документе предусматривается достижение углеродной нейтральности ЕС к 2050 г. Другой пример - в программе Президента СШАБайдена намечено выделение 1,5...2 трлн долларов на зеленое развитие американской экономики, в частности, переориентация энергетического сектора в направлении возобновляемых источников энергии20.
18 Greenness of Stimulus Index - Vivideconomics. URL: https://www.vivideconomics.com/wp-content/uploads/2020/10/201028-GSI-report_October-release.pdf (дата обращения: 09.12.2020).
19 A European Green Deal (2019). European Commission. Brussels.
20 The Biden plan for a clean energy revolution and enviromentaljustice. URL: https://joebiden. com/climate-plan/ (дата обращения: 19.11.2020).
4. Зеленое финансирование и углеродная нейтральность: банки и корпорации
Реализация парадигмы устойчивого развития и новых моделей экономики определяет необходимость реорганизации финансовой системы. В таких условиях появляются новые вызовы для банков и крупных корпораций, которые выражаются в реструктуризации банковских портфелей и потоков финансирования. Кроме того, для привлечения капитала необходимо обеспечивать баланс между состоянием окружающей среды и устойчивой экономической отдачей, что требует от банков реализации проектов в экологической сфере.
Особенно четко развитие зеленого финансирования проявляется в области низкоуглеродных тенденций, связанных с борьбой с изменением климата. Во многих европейских странах банки начали оценивать воздействие рисков, связанных с изменением климата и переходом к низкоуглеродной экономике в финансовом секторе. Интересны инициативы ведущих банков в странах с развитым финансовым сектором (табл. 2). Ярким примером являются планы немецкого Deutsche Bank по удвоению объемов зеленого финансирования (до 200 млрд евро) к 2025 г. и прекращению работы с компаниями, связанными с добычей угля, также банк прекращает поддержку новых проектов в Арктике21. В целом, анализируя зеленую политику крупнейших мировых банков (Crédit Suisse, Citigroup, Barclays, UBS), можно выделить по крайней мере четыре приоритетных направления: резкое увеличение финансирования зеленых проектов, ориентация на устойчивое и низкоуглеродное развитие, уход из угольных проектов, отказ от поддержки промышленной деятельности в Арктике.
В деятельности крупных транснациональных корпораций лидирующим зеленым трендом стала ориентация на углеродную нейтральность. Об этом заявили такие гиганты, как Apple, Google, Volvo, Coca-Cola, и др. Например, компания Apple объявила, что к 2030 г. она будет стремиться к 100 %-ной углеродной нейтральности своей продукции и в цепочках поставок22. В свою очередь, компания Google утверждает, что уже сейчас ее углеродный след равен нулю, а к 2030 г. она планирует потреблять электроэнергию из безуглеродных источников23.
Даже высокоуглеродные нефтегазовые компании, которые выбрасывают огромное количество парниковых газов, декларируют приверженность низкоуглеродным трендам и достижению углеродной нейтральности. Так, в феврале 2020 г. компания BP объявила о начале реализации стратегии «Чистого нуля» (Net Zero), которая будет действовать до 2050 г. Данная стратегия предполагает достижение нулевого углеродного баланса в операционной деятельности и в производстве нефти и газа. Компания вложит минимум 1 млрд долларов в чистую энергетику до 2030 г. Также BP планирует в десять раз увеличить низкоуглеродные инвестиции - до 5 млрд долларов к 2030 г.
21 Deutsche Bank sets itself ambitious sustainability targets. URL: https://www.db.com/ newsroom_news/2020/deutsche-bank-sets-itself-ambitious-sustainability-targets-en-l 1573.htm (дата обращения: 19.11.2020).
22 Apple commits to be 100 percent carbon neutral for its supply chain and products by 2030. URL: https://www.apple.com/newsroom/2020/07/apple-commits-to-be-100-percent-carbon-neutral-for-its-supply-chain-and-products-by-2030/ (дата обращения: 04.12.2020).
23 Our third decade of climate action: Realizing a carbon-free future. URL: https://blog.google/ outreach-initiatives/sustainability/our-third-decade-climate-action-realizing-carbon-free-future/ (дата обращения: 29.11.2020).
Таблица 2
Инициативы банков различных стран в области зеленого финансирования и низкоуглеродного развития*
Германия Великобритания Швейцария США
Deutsche Bank: обязательство удвоить объемы зеленого финансирования до 200 млрд евро к 2025 г.; выпуск первых зеленых облигаций с целью привлечения средств для инвестиций в возобновляемые источники энергии в конце 2020 г.; прекращение работы с компаниями, связанными с добычей угля, не позднее 2025 г.; прекращение финансирования новых проектов в Арктике или проектов по разработке нефтяных песков Barclays: достижение углеродной нейтральности в финансируемых секторах к 2050 г.; стремление к приоритетному предоставлению кредитов компаниям, участвующим в реализации Парижского климатического соглашения; снижение объемов кредитования компаний, занимающихся выработкой энергии из ископаемого топлива Royal Bank of Scotland: прекращение кредитования нефтегазовых компаний, если к 2021 г. у них не будет плана перехода к Парижскому соглашению Crédit Suisse: предоставление в течение следующего десятилетия не менее 300 млрд швейцарских франков (328,41 млрд долларов) в рамках устойчивого финансирования в таких областях, как возобновляемые источники энергии и зеленые облигации; прекращение финансирования нефтегазовых проектов в Арктике и кредитования компаний, получающих более 25 % своих доходов от добычи энергии из угля UBS: отказ от финансирования оффшорных нефтяных проектов в Арктике, добычи каменного угля и разработки нефтеносных песков Citigroup: в течение 10 лет прекращение оказания финансовых услуг угледобывающим компаниям с целью ускорения перехода экономики от ископаемого топлива к более чистым источникам энергии; план - к 2025 г. не предоставлять андеррайтинговые и консультационные услуги отрасли, а также сократить кредитные риски наполовину; обязательство отказаться от финансирования нефтегазовой разведки и добычи нефти и газа в Арктике
*Составлено авторами на основе данных компаний: Deutsche Bank sets itself ambitious sustainability targets. URL: https://www. db.com/newsroom_news/2020/deutsche-bank-sets-itself-ambitious-sustainability-targets-en-11573.htm (дата обращения: 10.12.2020); Our ambition to be a net zero bank by 2050 - Royal Bank of Scotland. URL: https://home.barclays/society/our-position-on-climate-change/ (дата обращения: 10.12.2020); Sustainable banking and our climate change strategy. URL: https://personal.rbs.co.uk/personal/banking-with-royal-bank-of-scotland/sustainable-banking.html (дата обращения: 09.12.2020); Crédit Suisse earmarks more than $300 billion for sustainable finance. URL: https://uk.reuters.coin/article/us-credit-suisse-gp-sustainabihty/credit-suisse-eannarks-more-than-300-binion-for-sustainable-finance-idUSKCN24VlM3 (дата обращения 04.12.2020); UBS cuts funding for new Arctic offshore oil projects. URL: https://www. intemationalinvestment.net/news/4012779/ubs-cuts-funding-arctic-oifshore-oil-projects (дата обращения: 04.12.2020); Finance fora Climate-Resilient Future - Citi's TCFD Report. URL: https://www.citigroup.com/citi/sustainability/data/finance-for-a-climate-resilient-future.pdf (дата обращения: 29.11.2020).
С помощью данных мер компания планирует достичь нулевого уровня выбросов к 2050 г24. Отметим, что акции BP после заявления этой амбициозной цели выросли на 8 %. К 2030 г. на инвестиции в экологичные бизнесы будет приходиться примерно треть расходов компании25. Аналогичный подход «чистого нуля» или близкого к нему баланса объявлен такими крупными нефтегазовыми компаниями, как Repsol26 и Eni27 80 %. Среди российских компаний Лукойл заявил о стремлении к достижению углеродной нейтральности к 2050 г.28. Компании Shell, Total и Equinor планируют достичь к 2050 г. соответственно 65, 60 и 50 %-ного углеродного баланса.
5. Россия: зеленое финансирование и низкоуглеродное развитие
Направление зеленых финансов развивается и в нашей стране, хотя и не таким быстрыми темпами, как в странах ЕС, ОЭСР или Китае. В Распоряжении № 3024-р предусматривается развитие «инвестиционной деятельности и привлечение внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации, ... в том числе по утверждению целей и направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития при разработке критериев проектов развития и требований к системе верификации проектов развития»29.
В качестве координатора инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты зеленого развития в данном Распоряжении назначается Минэкономразвития, а методологическим центром - государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Развитие зеленого финансирования в стране необходимо для поддержки проектов по развитию низкоуглеродной экономики (регулирование эмиссий парниковых газов), циркулярной экономики (борьба с отходами), биоэкономики (использование природных компонентов для фармакологической промышленности, сельского хозяйства ит. д.).
В России имеются примеры реализуемых проектов в области зеленого финансирования. Так, ОАО «РЖД» в мае 2019 г. привлекло 500 млн евро за счет размещения зеленых облигаций. Соорганизатором их эмиссии выступил инвестиционный банк
24 BP sets ambition for net zero by 2050, fundamentally changing organisation to deliver. URL: https://www.bp.com/en/global/corporate/news-and-insights/press-releases/bernard-looney-announces-new-ambition-for-bp.html (датаобращения: 02.12.2020).
25 From International Oil Company to Integrated Energy Company: bp sets out strategy for decade of delivery towards net zero ambition - BP. URL: https://www.bp.com/en/global/corporate/news-and-insights/press-releases/from-intemational-oil-company-to-integrated-energy-company-bp-sets-out-strategy-for-decade-of-delivery-towards-net-zero-ambition.html (дата обращения: 02.12.2020).
26 Repsol will be a net zero emissions company by 2050. URL: https://www.repsol.com/en/ press-room/press-releases/2019/repsol-will-be-a-net-zero-emissions-company-by-2050.cshtml (дата обращения: 21.10.2020).
27 Eni's strategy for the fight against climate change. URL: https://www.eni.com/en-IT/low-carbon/strategy-climate-change.html (дата обращения: 21.10.2020).
28 Лукойл хочет стать углеродно-нейтральным к 2050 году, «как и вся Европа». URL: https://renen.ru/lukojl-hochet-stat-uglerodno-nejtralnym-k-2050-godu-kak-i-vsya-evropa/ (дата обращения: 21.10.2020).
29 Распоряжение № 3024-р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012020 11200033 (датаобращения: 13.12.2020).
ВТБ Капитал30. Есть позитивные изменения и в банковском секторе. Например, отечественный банк «Центр-Инвест», признанный лучшим банком в Центральной и Восточной Европе по корпоративной ответственности, предлагает депозит с привязкой к Целям устойчивого развития31.
Еще одним показателем развития зеленого финансирования в нашей стране является начало работы сектора устойчивого развития в августе 2019 г. на Московской бирже. По сути, данный сектор стал первой отечественной платформой по привлечению зеленого финансирования. Другим важным шагом стало то, что ВЭБ.РФ, Минэкономики и ЦБ подготовили рекомендации в июле 2020 г. по зеленому финансированию, а также описание соответствующих проектов. Таким образом, в нашей стране подготовлен национальный стандарт в области зеленых финансов32. Вместе с тем Минпромторг с помощью зеленых финансовых инструментов намеревается привлечь частные российские и иностранные средства для реализации нацпроекта «Экология» и внедрения наилучших доступных технологий.
С другой стороны, российский финансовый сектор подвергается существенным экологическим рискам, связанным с сырьевым и высокоуглеродным характером экономики, а также большими масштабами производства энергетических ресурсов. Так, после быстрого снижения выбросов парниковых газов в 1990-е гг. Россия в 2000-е гг. фактически вышла на плато, что происходило на фоне снижения эмиссий в ЕС и США (рис. 3).
1 - Китай; 2 - США; 3 - Индия; 4 - Россия; 5 - Япония; 6 - Германия
Рис. 3. Выбросы парниковых газов в основных странах-эмитентах (1990-2019 гг.) (источник: данные Международного энергетического агентства33)
30 В Реестр зеленых облигаций Центра компетенций и зеленой экспертизы НАКДИ и WWF России включен второй выпуск облигаций РЖД - Концессии и инфраструктурные инвестиции. URL: https://investinfra.ru/novosti/v-reestr-zelenyx-obligaczij-czentra-kompetenczij-i-zelenoj-ekspertizy-nakdi-i-wwf-rossii-vklyuchen-vtoroj-vypusk-obligaczij-rzhd.html (дата обращения: 07.12.2020).
31 Первый «зеленый» вклад в России ввел банк «Центр-инвест». URL: https://www. centrinvest.ru/ru/about/news/34020/ (датаобращения: 09.12.2020).
32 Зеленое финансирование - ВЭБ.РФ. URL: https://veb.ru/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/ (дата обращения: 09.12.2020).
33IEA Atlas of energy. URL: http://energyatlas.iea.Org/#l/tellmap/1378539487 (дата обращения: 18.11.2020).
В соответствии с Указом Президента РФ объем выбросов парниковых газов в нашей стране в 2030 г. должен быть на уровне 70 % от показателя 1990 г.34. Сейчас эмиссия этих газов составляет немногим более 50 % от уровня 1990 г., а значит, возможен рост выбросов примерно на 40 % по отношению к 2020 г. и как следствие - сохранение трендов традиционной, исчерпавшей себя экспортно-сырьевой модели экономики.
При поддержании такого вектора углеродного развития российской экономике грозят «экологические санкции», что во многом связано с усилением экологического протекционизма в мире. По прогнозу аудиторской компании КРМО, потери российских компаний достигнут 4.. .6 млрд евро в год35. С этими оценками корреспондируется оценка ИНП РАН, согласно которой при введении европейского углеродного налога в рамках программы «Зеленый курс», потери отечественных экспортеров при сохранении современного высокоуглеродного тренда могут составить 2,8.. .3,6 млрд евро в год [4].
Для преодоления неустойчивых и высокоуглеродных трендов, борьбы с угрозами экологического протекционизма, а также усиления конкурентных позиций в России подготовлены проект «Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» (март 2020 г.) и проект ФЗ «О государственном регулировании выбросов парниковых газов» (август 2020 г.). Это хорошие теоретические документы, но без внятных механизмов реализации, в ближайшем будущем необходимо устранить этот недостаток.
Выводы
Переход к устойчивому развитию в мире привел к трансформации финансового сектора на глобальном и национальном уровнях. Ведущие страны, транснациональные банки и корпорации демонстрируют резкое увеличение финансирования зеленых проектов, ориентацию на устойчивое и низкоуглеродное развитие. Для зеленого финансирования характерны уход из угольных и арктических проектов. Перечисленные особенности должны учитываться в России при разработке программ и проектов. Сейчас этого явно недостаточно, что может привести к значительным финансовым потерям, экологическому и социальному ущербу, снижению международной конкурентоспособности экономики.
Отметим ряд проблем, замедляющих развитие зеленого финансирования на мировом и национальном уровнях: отсутствие стратегических сигналов, разрозненные методики оценки эффекта от зеленых инвестиций, отсутствие единых критериев для зеленого финансирования.
В рамках неустойчивой экспортно-сырьевой модели экономики сложно построить эффективную систему зеленого финансирования. Финансовую политику нельзя выстроить без четкого определения долгосрочных приоритетов развития. России необходима долгосрочная стратегия развития страны, в основу которой могут быть положены принципы устойчивого развития, сбалансированно сочетающие социальные, экономические, финансовые иэкологические факторы. Следу етувеличить государственные расходы на охрану окружающей среды - в настоящее время они, как минимум, в два раза меньше, чем в развитых странах. Для обеспечения перехода к экологически устой-
34 Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 г. № 666. URL: http://kremlin.ru/ acts/bank/45990 (датаобращения: 18.11.2020).
35 KPMG оценила ущерб для России от введения углеродного налога в ЕС. URL: https:// www.rbc.ru/business/07/07/2020/5fD339a39a79470b2fdb51be (дата обращения: 10.12.2020).
чивой экономике потребуется дополнительное финансирование из государственного и частного секторов. Государственная политика и рыночные механизмы должны создавать возможности для сочетания государственного и частного финансирования, эффективного государственно-частного партнерства.
Список литературы
1. Архипова, В. В. «Зеленые финансы» как средство для решения глобальных проблем / В. В. Архипова // Экономический журнал ВШЭ. -2017.-T.2L- №2. - С. 312-332.
2. Бокарев, А. А. «Зеленые» инвестиции в России: поиск приоритетных направлений / А. А. Бокарев, И. А. Яковлев, Л. С. Кабир; Научно-исследовательский финансовый институт // Финансовый журнал. - 2017. -№6,- С. 40-49.
3. Порфиръее, Б. Н. «Зеленые» тенденции в мировой финансовой системе / Б. Н. Порфи-рьев // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - Т. 60. -№9,- С. 5-16.
4. Порфиръее, Б. Н. Климат для людей, а не люди для климата / Б. Н. Порфирьев, А. А. Ши-ров, А. Ю. Колпаков // Эксперт. - №31-34 (1172). - С. 44-47.
5. «Зеленые финансы» в мире и России: монография / Б. Б. Рубцов, И. А. Гусева, А. И. Ильинский, И. В. Лукашенко, С. А. Панова, А. Ф. Садретдинова, С. М. Алыкова; под ред. Б. Б. Рубцова. - М.: Русайнс, 2016. - 167 с.
6. Худякова, Л. С. Реформа глобальных финансов в контексте устойчивого развития / Л. С. Худякова//Мировая экономика и международные отношения.-2018.-Т. 62,№7.-С. 38-47.
7. Яковлев, И. А. Механизм финансирования «зеленых» инвестиций как элемент национальной стратегии финансирования устойчивого развития / И. А. Яковлев, Л. С. Кабир // Финансовый журнал. - 2018. - №3. - С. 9-19.
8. Krugman, Р. (2010). Buildingagreen economy. The New York Times Magazine, 5, pp. 2-16.
9. Sachs, J., Woo, W. Т., Yoshino, N., & Taghizadeh-Hesary, F. (Eds.). (2019). Handbook of Green Finance: Energy Security and Sustainable Development. Springer Singapore.
References
1. Arhipova V. V. (2017) «Zelenye finansy» kak sredstvo dlya resheniya global'nyh problem [Green finance as a tool for solving global problems]. Economic Journal of the Higher School of Economics, 21 (2), pp. 312-332.
2. Bokarev A. A., Yakovlev I. A., Kabir L. S. (2017) «Zelenye» investicii v Rossii: poisk prioritetnyh napravlenij ["Green" investments in Russia: search for priority areas]. Financial Research Institute. Financialjournal, 6, pp. 40-49.
3. Porfir'ev B. N. (2016) «Zelenye» tendencii v mirovoj finansovoj sisteme ["Green" trends in the global financial system]. World Economy and International Relations, 60(9), pp. 5-16.
4. Porfir'ev B. N., SHirov A. A., Kolpakov A. Yu. (2020) Klimat dlya lyudej, a ne lyudi dlya klimata [Climate is forpeople, notpeople for climate]. Expert, 31-34 (1172), pp. 44-47.
5. Rubcov В. B. (2016) «Zelenye finansy» v mire i Rossii ["Green finance" in the world and in Russia]. Moscow: Rusayns, 167 p.
6. Hudyakova L. S. (2018) Reforma global'nyh finansov v kontekste ustojchivogo razvitiya [Global finance reform in the context of sustainable development]. World economy and international relations, 62(7), pp. 38-47.
7. Yakovlev I. A., Kabir L. S. (2018) Mekhanizm finansirovaniya «zelenyh» investicij kak element nacional'noj strategii finansirovaniya ustojchivogo razvitiya [Green investment financing facility as an element of the national sustainable development financing strategy]. Financialjournal, 3, pp. 9-19.
8. Krugman, P. (2010). Buildingagreen economy. The New York Times Magazine, 5, pp. 2-16.
9. Sachs, J., Woo, W. T., Yoshino, N., & Taghizadeh-Hesary, F. (Eds.). (2019). Handbook of Green Finance: Energy Security and Sustainable Development. Springer Singapore.
S. N. Bobylev36, P. A. Kiryushin37, N. R. Koshkina38. New priorities for the economy and green finance. The unsustainability of the global economy and environmental risks were in many ways the trigger that led to the formation of new priorities and models of the economy, both in theory and in real economic life. The paper discusses crucial issues of green finance in the context of the greening of the world economy, in particular, the increasingly significant low-carbon trends. The green finance market is growing at an enormous rate every year. A significant part of the green funds is invested in the reduction of the carbon intensity of economy, the energy efficiency, development of the renewable energy. A growing number of countries, banks and corporations are pursuing green investment policies to achieve ambitious carbon neutrality goals. The development of a green financing system is also taking place in Russia. Such structures as VEB.RF, the Central Bank and the Ministry of Economic Development are participating in its development. However, within the framework of an unstable commodity-exporting model of the economy, it is difficult to build an effective system of green financing. Russia needs to develop a long-term strategy for the country's development, which can be based on the principles of sustainable development, balancing social, economic, financial and environmental factors.
Keywords: green financing, green finance, green economy, sustainable development, low-carbon development.
36 Sergey Bobylev, Head of the Department of Nature Management Economy, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University (1 Kolmogorova St., Moscow 119991, Russia); Head of the Center for Bioeconomy and Eco-innovations, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University; DoctorofEconomics, Professor, e-mail: [email protected].
37 Peter Kiryushin, Assistant Professor, Department of Nature Management Economy, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University (1 Kolmogorova St., Moscow 119991, Russia); Development Director at the Center for Bioeconomy and Eco-innovations, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Ph.D. in Economics, e-mail: [email protected]
38 Natalia Koshkina, Graduate Student in the Department of Nature Management Economy, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University (1 Kolmogorova St., Moscow 119991, Russia), e-mail: [email protected]