Научная статья на тему 'Новые правила предоставления платных медицинских услуг: какие изменения ожидают медицинские организации'

Новые правила предоставления платных медицинских услуг: какие изменения ожидают медицинские организации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
платные медицинские услуги / потребитель / пациент / защита прав потребителей / договор / paid medical services / consumer / patient / consumer protection / contract

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мустафина-Бредихина Диана Мядхатовна

Статья посвящена новым правилам предоставления платных медицинских услуг, введенным в действие с 1 сентября 2023 г., которые предполагают важные изменения в порядке заключения договоров на оказание платных медицинских услуг, информирования пациентов. Наконец внесена ясность в вопрос о сроках ответа на претензии пациентов (заказчиков, потребителей) по поводу оказания платных медицинских услуг. Впервые законодательно закреплен дистанционный способ заключения такого типа договоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мустафина-Бредихина Диана Мядхатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New rules for the provision of paid medical services: what changes will be expected for the medical organizations

The article devoted to the new rules for the provision of paid medical services, put into effect from September 01, 2023. They imply important changes in the procedure for concluding contracts for the provision of paid medical services and informing of patients. The question of the timing has been clarified. Response to the claims of patients (customers, consumers) regarding the provision of paid medical services reveal more clear. For the first time, a remote method of concluding this type of contract has legislated.

Текст научной работы на тему «Новые правила предоставления платных медицинских услуг: какие изменения ожидают медицинские организации»

КОЛОНКА ЮРИСТА

Новые правила предоставления платных медицинских услуг: какие изменения ожидают медицинские организации

Мустафина-Бредихина Д.М._

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», 117198, г. Москва, Российская Федерация Общероссийская общественная организация содействия развитию неонатологии «Российское общество неона-тологов», 117997, г. Москва, Российская Федерация

Статья посвящена новым правилам предоставления платных медицинских услуг, введенным в действие с 1 сентября 2023 г., которые предполагают важные изменения в порядке заключения договоров на оказание платных медицинских услуг, информирования пациентов. Наконец внесена ясность в вопрос о сроках ответа на претензии пациентов (заказчиков, потребителей) по поводу оказания платных медицинских услуг. Впервые законодательно закреплен дистанционный способ заключения такого типа договоров.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Мустафина-Бредихина Д.М. Новые правила предоставления платных медицинских услуг: какие изменения ожидают медицинские организации // Неонатология: новости, мнения, обучение. 2023. Т. 11, № 3. С. 70-73. 001: ИйрБ://^. огд/10.33029/2308-2402-2023-11-3-70-73

Статья поступила в редакцию 04.09.2023. Принята в печать 18.09.2023.

New rules for the provision of paid medical services: what changes will be expected for the medical organizations

Mustafina-Bredikhina D.M.

People's Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, 117198, Moscow, Russian Federation Russian Society of Neonatologists, 117997, Moscow, Russian Federation

The article devoted to the new rules for the provision of paid medical services, put into effect from September 01, 2023. They imply important changes in the procedure for concluding contracts for the provision of paid medical services and informing of patients. The question of the timing has been clarified. Response to the claims of patients (customers, consumers) regarding the provision of paid medical services reveal more clear. For the first time, a remote method of concluding this type of contract has legislated. Funding. The study had no sponsorship. Conflict of interest. The author declares no conflict of interest. Keywords: paid medical services; consumer; patient; consumer protection; contract

For citation: Mustafina-Bredikhina D.M. New rules for the provision of paid medical services: what changes will be expected for the medical organizations. Neonatologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Neonatology: News, Opinions, Training]. 2023; 11 (3): 70-3. DOI: https://doi.org/10.33029/2308-2402-2023-11-3-70-73 (in Russian) Received 04.09.2023. Accepted 18.09.2023.

Ключевые слова:

платные

медицинские

услуги;

потребитель;

пациент;

защита прав

потребителей;

договор

7G

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

С1 сентября 2023 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 11.05.2023 № 736, утвердившее новые правила оказания платных медицинских услуг (далее - Правила). Изменения коснулись многих аспектов, однако часть возникавших ранее у медицинских юристов вопросов, к сожалению, пока не нашла четких ответов. Однако обо всем по порядку.

В Правилах однозначно указано, что оказание платных медицинских услуг не должно приводить к снижению объемов и увеличению сроков ожидания оказания медицинской помощи, которая осуществляется бесплатно в рамках программы государственных гарантий и территориальных программ. Это означает, что пациенту (потребителю) должно быть разъяснено, почему ожидание в рамках, например, территориальной программы, составит 2 нед, а в рамках платных медицинских услуг - 1 день. Недостаточное информирование в дальнейшем может привести к возникновению претензий со стороны пациентов. В целом «информирование» стало одним из самых важных разделов новых Правил, поскольку медицинская организация должна донести в доступной для пациента (потребителя) форме не только общую информацию о самой организации (адрес, ИНН и пр.), но также сведения:

■ о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

■ сроках ожидания оказания медицинской помощи, которая осуществляется бесплатно в соответствии с государственной и территориальной программой;

■ перечне платных медицинских услуг, соответствующих номенклатуре медицинских услуг, с указанием цен в рублях;

■ сроках ожидания предоставления платных медицинских услуг;

■ стандартах медицинской помощи и клинических рекомендациях (при их наличии), с учетом и на основании которых (соответственно) оказываются медицинские услуги, путем размещения на сайте ссылок на официальный интернет-портал правовой информации (www. pravo.gov.ru) и официальный сайт Минздрава России, на котором размещен рубрикатор клинических рекомендаций, а также путем размещения указанных ссылок на информационных стендах;

■ медицинских работниках, участвующих в оказании платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

■ режиме работы организации, графике работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг.

Кроме того, медицинская организация должна:

■ предоставить образцы договоров;

■ указать перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг (при их установлении учредителем организации или подзаконным нормативным актом);

■ сообщить адреса и телефоны учредителя, исполнительного органа субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной

службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и территориального Фонда обязательного медицинского страхования.

Вся вышеуказанная информация обязательно должна содержаться на информационных стендах медицинской организации в доступном для посетителей месте, а также на официальном сайте.

Если медицинская организация по тем или иным причинам приостанавливает свою деятельность (ремонт, плановые «мойки» и пр.), она обязана информировать потребителей путем размещения информации на сайте либо в иной доступной форме о дате приостановления деятельности и времени, в течение которого деятельность медицинской организации будет приостановлена.

Новые Правила предусматривают также обязанность медицинских организаций в письменной форме уведомлять о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу, в том числе назначенного режима лечения, может снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя. Таким образом, именно до заключения договора заказчик (потребитель) должен подписать такой документ. Очевидно, это может немного усложнить процедуру заключения договора, но в целях экономии ресурсов и времени можно добавить форму такого уведомления над формой договора и попросить заказчика (потребителя) поставить там подпись с расшифровкой, а уже ниже разместить текст договора. Следовательно, формально уведомление действительно будет подписано до заключения договора. Образец такого уведомления представлен ниже.

Новые Правила также установили достаточно четкие требования к содержанию договора, который должен быть безусловно оформлен в письменном виде и включать в себя не только общие для такого рода документов пункты (наименование, реквизиты медицинской организации, ФИО заказчика, потребителя и пр.), но также такие пункты, как:

■ стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

■ условия и сроки ожидания платных медицинских услуг;

■ сроки ожидания оказания медицинской помощи, предоставление которой осуществляется бесплатно в соответствии с программой и территориальной программой, определяются в нормативных правовых актах, обеспечивающих реализацию программ государственных и территориальной программ гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

■ порядок и условия выдачи потребителю (законному представителю потребителя) после исполнения договора исполнителем медицинских документов (копий медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающих состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, ме-

КОЛОНКА ЮРИСТА

тодах лечения, об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, без взимания дополнительной платы;

■ информацию об уведомлении потребителя и (или) заказчика о том, что граждане, находящиеся на лечении, в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях;

■ иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Договор составляется в 3 экземплярах, один из них находится в Центре, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае если договор заключается потребителем (являющимся одновременно заказчиком) и Центром, он составляется в 2 экземплярах (кроме случаев заключения договора дистанционным способом). Хранение договоров на оказание платных медицинских услуг осуществляется в соответствии с законодательством РФ об архивном деле. Срок хранения составляет 5 лет.

В случае необходимости предоставления дополнительных платных медицинских услуг на возмездной основе медицинская организация своевременно предупреждает об этом потребителя и (или) заказчика и предоставляет их после оформления дополнительного соглашения к договору с указанием конкретных дополнительных медицинских услуг и их стоимости. Не допускается оказывать дополнительных медицинских услуг без дополнительного соглашения. Безусловно, это определенным образом усложняет ситуации, когда пациенту могут понадобиться дополнительные медицинские услуги уже в процессе, например, оперативного вмешательства и оформление дополнительного соглашения крайне затруднительно. Однако неизменным осталось положение о том, что в случае если пациенту в процессе оказания платных медицинских услуг понадобилась экстренная медицинская помощь, она должна быть оказана без взимания платы.

Правила по-прежнему не дифференцируют платные медицинские услуги, предоставляемые в амбулаторных и стационарных условиях, хотя на практике могут отличаться и условия оплаты, и необходимость составления сметы (плана лечения), которую, к слову, медицинская организация обязана составить, если заказчик (потребитель) этого потребует. Правила не запрещают уточнить особенности оказания платных медицинских услуг в амбулаторных и стационарных условиях в локальном нормативном акте, которые медицинская организация обязана разработать на основе Правил и утвердить приказом руководителя (Положение о порядке предоставления платных медицинских услуг).

Абсолютным новшеством Правил является включение возможности заключения договора на оказание платных медицинских услуг дистанционным способом посредством сети Интернет на официальном сайте организации. Форма договора должна быть также размещена на сайте, чтобы потенциальный заказчик имел возможность с ним ознакомиться. Со дня получения согласия (акцепта) и осуществления потребителем

и (или) заказчиком частичной или полной оплаты по нему все условия договора остаются неизменными и не должны корректироваться медицинской организацией без согласия потребителя и (или) заказчика. Заказчик при заключении договора на предоставление платных медицинских услуг должен пройти идентификацию, которая в случае интеграции возможна через портал «Госуслуги». Согласие (акцепт) должно быть подписано электронной подписью потребителя и (или) заказчика (простой, усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной) и усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица медицинской организации. Таким образом, заключение договора дистанционным способом прямо предусматривает наличие электронных цифровых подписей, а не обмен отсканированными документами по электронной почте, как это традиционно представлялось многим раньше.

Новые Правила также предусматривают включение в Положение о платных медицинских услугах условия использования материально-технической базы и привлечения медицинских работников к оказанию платных медицинских услуг. Иными словами медицинская организация должна разделить свое оборудование, рабочее время сотрудников и т.д. на то, где оказывается медицинская помощь в рамках получения гражданами бесплатной медицинской помощи и где реализуются платные медицинские услуги... Дискуссии на эту тему были и ранее, однако до настоящего времени Минздрав России не издал никаких нормативных правовых актов, регулирующих такое разделение.

Постановление Правительства РФ, утвердившее Правила предоставления платных медицинских услуг, наконец поставило точку в вопросе сроков ответа на претензии потребителя (пациента) по поводу оказания платных медицинских услуг. В новых Правилах однозначно обозначено, что срок ответа на претензии потребителя (пациента) - 10 календарных дней в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. При этом медицинская организация должна довести до потребителя и (или) заказчика информацию о форме и способах направления обращений (жалоб) в органы государственной власти и организации, а также сообщить почтовый адрес или адрес электронной почты (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба) путем размещения информации на официальном сайте в сети Интернет и на информационных стендах. Если такая информация не размещена, потребитель может направить жалобу любым удобным для него способом.

Остался нерешенным вопрос об охране врачебной тайны и персональных данных в случае, если заказчик не является конечным потребителем услуг. Эта проблема неактуальна, если потребитель (пациент) является несовершеннолетним лицом, поскольку заказчик в подавляющем большинстве случаев - законный представитель, однако и здесь могут возникнуть вопросы, если заключить договор на оказание платных медицинских услуг хочет, к примеру, бабушка, которая формально, без доверенности со стороны законных представителей, не вправе принимать решения о лечении внуков. В таких случаях большинство медицинских организаций отказывают в заключении договора на оказание платных медицинских услуг, разъясняя, что заключить договор может только законный представитель

72

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

ребенка. Еще сложнее обеспечить сохранность персональных данных и врачебную тайну, если заказчик и потребитель являются совершеннолетними, дееспособными лицами. Заказчик, оплачивая медицинские услуги для потребителя (например, когда взрослый сын оплачивает лечение матери, сестра - лечение брата и т.д.), по сути получает доступ к информации о состоянии здоровья потребителя, в том числе подписывая за него согласие на получение платных медицинских услуг (не путать с информированным добровольным согласием на медицинские вмешательства, это разные документы!) и указывая, каким способом предоставить результаты исследова-

ний, анализов и т.д. Это является зоной риска, если между заказчиком и потребителем возникнут разногласия. Одним из вариантов решения данной проблемы является указание в договоре на то, что в обязанности заказчика входит, помимо прочего, «уведомлять Потребителя обо всех положениях Договора и иных документов, подписываемых Заказчиком».

Учитывая достаточно серьезные изменения в алгоритме предоставления платных медицинских услуг, каждая медицинская организация обязана обновить свои локальные нормативные акты, и в частности саму форму договора на оказание платных медицинских услуг.

УВЕДОМЛЕНИЕ

Заказчика (потребителя) о предоставлении платных медицинских услуг

г.__« »_202_ г.

Я,

обратившийся(-шаяся) в_(наименование медицинской организации) за предоставлением платных

медицинских услуг (далее - Услуги), настоящим подтверждаю, что я проинформирован(-а) об услугах, которые входят в программу (территориальную программу) государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и которые потребитель может получить бесплатно в установленном порядке и сроки.

Мне разъяснено, что потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Я добровольно, согласно моему желанию, принимаю решение о предоставлении услуг и прошу заключить со мной Договор на предоставление Услуг.

Я до подписания Договора на оказание платных медицинских уведомлен(-а) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, может снизить качество предоставляемой Услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя. Я предупрежден (-а), что в процессе лечения по медицинским показаниям может потребоваться оказание дополнительных Услуг.

_/_/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мустафина-Бредихина Диана Мядхатовна (Diana M. Mustafina-Bredikhina) - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права ФГАОУ ВО РУДН им. Патриса Лумумбы, юрист Российского общества неонатологов, Москва, Российская Федерация E-mail: diana-mus@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-3023-6631

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.