Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Т.В., Цуглаева Н.В.

В статье рассматривается изменение законодательства в сфере предоставления платных медицинских услуг. Рассмотрены регламент предоставления платной медицинской помощи, преимущества для пациента и медицинской организации. Отражены проблемы, не учтенные в современной нормативной документации. Показаны средства защиты прав потребителей в сфере оказания платных медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Т.В., Цуглаева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE PROVISION OF MEDICAL SERVICES

The article discusses the change in legislation in the provision of paid medical services. The regulations for the provision of paid medical care, benefits for the patient and the medical organization are considered. The problems that are not taken into account in modern regulatory documentation are reflected. The means of consumer protection in the field of paid medical services are shown.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

_ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_272 УДК 366.5

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ LEGAL ASPECTS OF THE PROVISION OF

ИВАНОВА Татьяна Владимировна,

магистрант «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». ул. Пушкина, 11, г. Элиста, Республика Калмыкия, 358000. E-mail:ankarleeva99@inbox.ru;

ЦУГЛАЕВА Нина Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова». ул. Пушкина, 11, г. Элиста, Республика Калмыкия, 358000. E-mail:palestinka-30@mail.ru;

IVANOVA Tatiana Vladimirovna,

Master's student of "Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov". Pushkin str., 11, Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail:ankarleeva99@inbox.ru ;

TSUGLAEVA Nina Viktorovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure "Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov". Pushkin str., 11, Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail:palestinka-30@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается изменение законодательства в сфере предоставления платных медицинских услуг. Рассмотрены регламент предоставления платной медицинской помощи, преимущества для пациента и медицинской организации. Отражены проблемы, не учтенные в современной нормативной документации. Показаны средства защиты прав потребителей в сфере оказания платных медицинских услуг.

Abstract: The article discusses the change in législation in the provision of paid médical services. The régulations for the provision of paid médical care, benefits for the patient and the medical organization are considered. The problems that are not taken into account in modern regulatory documentation are reflected. The means of consumer protection in the field of paid medical services are shown.

Ключевые слова: платные медицинские услуги, правовой механизм защиты, защита прав потребителей.

Keywords: paid medical services, legal mechanism of protection, consumer protection.

Для цитирования: Иванова Т.В., Цуглаева Н.В. Правовые аспекты предоставления медицинских услуг // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 272-273. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_272.

For citation: Ivanova T. V., Tsuglaeva N. V. Legal aspects of the provision of medical services // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 272-273. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_272.

Статья поступила в редакцию: 29.04.2023

Все учреждения здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут иметь один или несколько источников финансирования. Например, медицинская помощь оказывается из бюджетов (федерального, регионального, местного) в рамках конкретного финансирования или утвержденного государственного задания ; застрахованным гражданам из системы обязательного медицинского страхования ; в рамках национальных проектов ; и, конечно, из внебюджетных источников финансирования. И одним из источников внебюджетного финансирования являются платные медицинские услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами, рассмотрение которых является нашей задачей.1

Законодательство, регулирующее оказание платной медицинской помощи в Российской Федерации, распространяется на организации всех форм собственности без исключения. Реформирование рынка медицинских услуг назрело в связи с проблемами, возникшими вследствие недовольства пациентов, особенно в государственных медицинских организациях, где из-за ограниченного финансирования возникли огромные очереди почти на все виды гарантированной государством помощи. Самым прибыльным местом были диагностические услуги.

После публикации приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 377 от 29. 2009 года "О неотложных мерах по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью" начались повороты в другую сторону, вплоть до полного запрета на оплату медицинских услуг в некоторых государственных учреждениях. Мы все знаем, к чему это привело: к отказу от "теневых" платных судебно-экспертных услуг и увеличению платы за предполагаемый риск персонала, предоставляющего услуги.2

Система общего законодательства, применимого к оказанию любых услуг, в том числе медицинских, включает главу 39 Гражданского кодекса РФ ; Закон РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей" от 07. 1992 г. (далее - Закон) ; "Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", утвержденные Постановлением Правительства РФ № 27 от 13.01.1996 г. (далее - Правила)3. Согласно п. 2 Положения, предоставление возмездных медицинских услуг оформляется договором с гражданами или организациями, когда такие услуги предоставляются работникам и членам их семей. В обоих случаях потребителями услуг являются граждане. Условия договора на оказание возмездных медицинских услуг включают в себя предмет, т.е. какие услуги должны быть оказаны, стоимость услуг и условия их оказания. Согласно ст. 4 Закона "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на получение медицинских услуг надлежащего качества. Пункт 1 данной статьи гласит, что качество товаров, работ или услуг должно соответствовать договору. Если в договоре не оговорены условия качества, то должны быть соблюдены требования, обычно применяемые к этим услугам. К сожалению, регламент не содержит критериев, определяющих качество медицинской услуги4.

1 Акопов В. И. Медицинское право в вопросах и ответах. — М.: Феникс, 2016. — 509 с.

2 Демьянова, В. Е. Предоставление платных медицинских услуг как одна из функций медицинских учреждений / В. Е. Демьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68357/

Колоколов Г. Р., Маханько Н. И. Медицинское право. Учебное пособие — М.: Дашков и К, 2009. — 452 с.

4 Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать — М.: ГЭОТАРГ-Медиа, 2015. — 704 с.

МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ MEDICAL SERVICES

Частно-правовые (цивилистические) науки

В определенной степени вопрос качества медицинских услуг затрагивается в пункте 5 Положения, где говорится, что медицинские услуги должны соответствовать методам диагностики и лечения, применяемым на территории Российской Федерации. При оценке качества медицинских услуг следует учитывать положение, содержащееся в статье 4(4) Закона о защите прав потребителей, согласно которому в случаях, когда поставщик услуг знал о цели услуги, качество должно соответствовать этой цели.

Согласно статье 5 Закона о защите прав потребителей, получатель услуги должен быть проинформирован о сроке службы приобретенного товара и гарантийном сроке на товары, работы и услуги. Что касается обязательств по оказанию медицинских услуг, то данное правило может быть учтено при оказании платных медицинских услуг по изготовлению ортопедических и зубных протезов, когда исполнитель услуг обязан информировать потребителя не только о сроке службы зубных или иных протезов, но и о негативных последствиях их использования сверх предусмотренных сроков. Положения Закона о защите прав потребителей, обязывающие исполнителя работы или услуги предоставлять гарантийные сроки как на продукцию, то есть сами зубные протезы, так и на выполненные работы по их установке, в полной мере применимы к протезно-ортопедическим медицинским услугам. Поэтому стоматологические клиники или стоматологи, занимающиеся частной практикой, несут ответственность за дефекты не только выполненной работы, но и материалов, из которых изготовлен протез.1

Статья 7 Закона о защите прав потребителей устанавливает право потребителя на безопасность. Согласно этому положению, потребитель медицинских услуг должен быть проинформирован о наличии противопоказаний к применению лекарственных средств или определенных методов диагностики и лечения. Эта информация должна быть предоставлена заранее, и потребитель должен быть проинформирован до оказания медицинской услуги, так как от этого зависит согласие на данное медицинское вмешательство. Статья 7(2) Закона подчеркивает, что ущерб, причиненный жизни или здоровью потребителя, подлежит возмещению, что является эффективной гарантией права на безопасность.2

Особенную роль приобретают в связи с этими положениями правила, содержащиеся в статьях 8-12 Закона о защите прав потребителей. Так, например, потребитель имеет право на получение информации о поставщике медицинских услуг, которая содержит все необходимые сведения о соответствующем медицинском учреждении: наименование или фирменное наименование, местонахождение; место государственной регистрации ; сведения о лицензии на осуществление определенной деятельности ; сведения о специалистах, их категории с указанием номера сертификата ; сведения о графике работы медицинского учреждения и каждого специалиста ; подробную информацию о перечне предоставляемых услуг. Если оплата производится в медицинском учреждении с применением контрольно-кассовой техники, потребителю выдается чек или копия бланка строгой отчетности (пункт 12 Положения). Согласно пункту 10 Положения, эта информация предоставляется бесплатно.

Также на одно из главенствующих ролей выходит вопрос установления сроков предоставления медицинских услуг. В договоре могут быть предусмотрены начальные, конечные и промежуточные сроки, а также этапы выполнения необходимых действий. Конкретизируя положения Закона о правах потребителей, пункт 17 правил устанавливает права потребителя услуг в случае несоблюдения сроков. В частности, он/она имеет право потребовать новый срок, поручить оказание медицинской услуги другому специалисту, расторгнуть договор и потребовать возмещения ущерба. За каждый день просрочки получатель услуги должен будет заплатить штраф в размере 3% от стоимости не предоставленной вовремя услуги, но не более общей цены услуги. Если в результате ненадлежащего исполнения договора причинен вред жизни или здоровью лица, которому были оказаны медицинские услуги, то наступает внедоговорная ответственность. Ущерб возмещается потребителю независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с медицинским учреждением или нет. Ответственность поставщика возникает независимо от его вины, если ущерб был вызван дефектом конструкции материалов, изделий или оборудования, с помощью которых проводилась диагностика, лечение или другие мероприятия, входящие в пакет медицинских услуг.

Библиогра фия:

1. «Конституция Российской Федерации» // «Российская газета». - 1993. - № 237.

2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ // Росс. газ. 23 ноября 2011. № 263.

3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006н «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. - N 41.

4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1631н «Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации» // «Российская газета». - 26 апреля 2013 г. - N 92.

5. Акопов В. И. Медицинское право в вопросах и ответах. - М.: Феникс, 2016. — 509 с.

6. Демьянова, В. Е. Предоставление платных медицинских услуг как одна из функций медицинских учреждений / В. Е. Демьянова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 13 (303). - С. 82-84. - URL: https://moluch.ru/archive/303/68357/.

7. Колоколов Г. Р., Маханько Н. И. Медицинское право. Учебное пособие - М.: Дашков и К, 2009. - 452 с.

8. Тихомирова А. В. Медицинская услуга. Правовые аспекты - М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1996. - 352 с.

9. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать - М.: ГэОТАРГ-Медиа, 2015. - 704 с.

References:

1. "Constitution of the Russian Federation" // "Rossiyskaya Gazeta". - 1993. - No. 237.

2. Federal Law "On the Basics of public health protection in the Russian Federation" dated 21.11.2011 N 323-FZ // Rossiyskaya Gazeta. - November 23, 2011. - No. 263.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of 04.10.2012 No. 1006n "On approval of the Rules for the provision of paid medical services by medical organizations" // Collection of Legislation of the Russian Federation of October 8, 2012 - No. 41.

4. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated December 29, 2012 N 1 631n "On approval of the Procedure for determining prices (tariffs) for medical services provided by medical organizations that are budgetary and state-owned state institutions under the jurisdiction of the Ministry of Health of the Russian Federation" // "Rossiyskaya Gazeta". - April 26, 2013 - N 92.

5. Akopov V. I. Medical law in questions and answers. - Moscow: Phoenix, 2016. — 509 p.

6. Demyanova, V. E. Provision of paid medical services as one of the functions of medical institutions / V. E. Demyanova. - Text : nepo-mediate // Young scientist. -2020. - № 13 (303). - Pp. 82-84. - URL: https://moluch.ru/archive/303/68357 /.

7. Kolokolov G. R., Makhanko N. I. Medical law. Textbook - M.: Dashkov and K, 2009. - 452 p.

8. Tikhomirova A.V. Medical service. Legal aspects - M.: Information and publishing house "FILIN", 1996. - 352 p.

9. Ulumbekova G. E. Healthcare of Russia. What to do - Moscow: GEOTARG-Media, 2015. - 704 p.

1 Тихомирова А. В. Медицинская услуга. Правовые аспекты — М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1996. — 352 с.

2 Демьянова, В. Е. Предоставление платных медицинских услуг как одна из функций медицинских учреждений / В. Е. Демьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.