Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ, ФОРМИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ'

АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ, ФОРМИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПУТЕШЕСТВИЕ / СФЕРА УСЛУГ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТУРИСТЫ / ТУРИСТСКИЕ КОМПАНИИ / ТУРФИРМЫ / НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / НАРУШЕНИЯ ПРАВ ТУРИСТОВ / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аштаева Саглар Сергеевна, Цуглаева Нина Викторовна, Аксёнов Александр Евгеньевич, Салдысов Мазан Алексеевич, Утнасунова Эльзята Владимировна

В настоящей статье проанализирована судебная и правоприменительная практика по нарушениям в договорной работе с потребителями туристских услуг, отражены недостатки правового регулирования защиты прав потребителей туристских услуг от многочисленных нарушений законодательства профессиональными участниками туристского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аштаева Саглар Сергеевна, Цуглаева Нина Викторовна, Аксёнов Александр Евгеньевич, Салдысов Мазан Алексеевич, Утнасунова Эльзята Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF JUDICIAL AND ADMINISTRATIVE PRACTICE IN THE FIELD OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS OF TOURIST SERVICES, FORMATION OF CONCLUSIONS

This article analyzes the judicial and law enforcement practice on violations in contractual work with consumers of tourism services, reflects the shortcomings of the legal regulation of protecting the rights of consumers of tourism services from numerous violations of the law by professional participants in the tourism market.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ, ФОРМИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_63 УДК 340

АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ, ФОРМИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ ANALYSIS OF JUDICIAL AND ADMINISTRATIVE PRACTICE IN THE FIELD OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS OF TOURIST SERVICES, FORMATION OF CONCLUSIONS

АШТАЕВА Саглар Сергеевна,

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова».

358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11.

E-mail: ashtaeva.s@mail.ru;

ЦУГЛАЕВА Нина Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: palestinka-30@mail.ru;

АКСЁНОВ Александр Евгеньевич,

студент, направление «Юриспруденция»

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: alexaksenov858@gmail.com;

САЛДЫСОВ Мазан Алексеевич,

студент, направление «Юриспруденция»

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: m.saldysovm@mail.ru;

УТНАСУНОВА Эльзята Владимировна,

магистрант, направленность (профиль) «Гражданское право, семейное право, международное частное право» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: civil.pravo@mail.ru;

ЯШКУЛОВ Мерген Зурганович,

магистрант, направленность (профиль) «Гражданское право, семейное право, международное частное право» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: civil.pravo@mail.ru;

НАМИНОВ Айта Арсланович,

студент, направление «Юриспруденция»

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11. E-mail: naminov01@mail.ru;

ASHTAEVA Saglar Sergeevna,

Senior Lecturer of the Department of Civil Law and Procedure Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: ashtaeva.s@mail.ru ;

TSUGLAEVA Nina Viktorovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: palestinka-30@mail.ru;

AKSENOV Alexander Evgenievich,

student, direction "Jurisprudence" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: alexaksenov858@gmail.com;

SALDYSOV Mazan Alekseevich,

student, direction "Jurisprudence" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: m.saldysovm@mail.ru ;

UTNASUNOVA Elzyata Vladimirovna,

Master's student, orientation (profile) "Civil Law, Family Law, private International Law" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: civil.pravo@mail.ru;

YASHKULOV Mergen Zurganovich,

Master's student, orientation (profile) "Civil Law, Family Law, Private International Law" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: civil.pravo@mail.ru;

NAMINOV Aita Arslanovich,

student, direction "Jurisprudence" Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov. 11 Pushkin str., Elista, Republic of Kalmykia, 358000. E-mail: naminov01@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье проанализирована судебная и правоприменительная практика по нарушениям в договорной работе с потребителями туристских услуг, отражены недостатки правового регулирования защиты прав потребителей туристских услуг от многочисленных нарушений законодательства профессиональными участниками туристского рынка.

Abstract: This article analyzes the judicial and law enforcement practice on violations in contractual work with consumers of tourism services, reflects the shortcomings of the legal regulation of protecting the rights of consumers of tourism services from numerous violations of the law by professional participants in the tourism market.

Ключевые слова: туризм, путешествие, сфера услуг, правовое регулирование, туристы, туристские компании, турфирмы, недостаточность правового регулирования, судебная практика, судебная защита, защита прав потребителей в сфере туризма, нарушения прав туристов, право на информацию.

Keywords: tourism, travel, service sector, legal regulation, tourists, travel companies, travel agencies, lack of legal regulation, jurisprudence, judicial protection, protection of consumer rights in the field of tourism, violations of the rights of tourists, the right to information.

Для цитирования: Аштаева С.С., Цуглаева Н.В., Аксенова А.Е., Салдысов М.А., Утнасунова Э.В., Яшкулов М.З., Наминов А.А. Анализ судебной и административной практики в сфере защиты прав потребителей туристических услуг, формирование выводов // Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 63-66. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_63.

For citation: Ashtaeva S.S., Tsuglaeva N.V., Aksenova A.E., Saldysov M.A., Utnasunova E.V., Yashkulov M.Z., Naminov A.A. Analysis of judicial and administrative practice in the field of consumer protection of tourist services, formation of conclusions // Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 63-66. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_63.

Статья поступила в редакцию: 21.07.2022

Анализируя современную судебную практику по рассмотрению дел, касательно защиты прав потребителей, стоит отметить, что ситуация в этой отрасли остается в достаточно плачевном состоянии. Не редки случаи нарушения прав граждан в вопросе получения качественных услуг туристического характера.

Довольно часто, потребители в судебном порядке стремятся защитить свои законные интересы, поскольку самостоятельно урегулировать спорные ситуации не представляется возможным.

Ввиду чего, в современной судебной практике нашей страны собралась достаточно внушительная база таких дел, которые прямо или опосредовано относятся к аспектам защиты прав потребителей.

Изучив современные примеры из судебной практике по анализируемой в работе теме, сам собой напрашивается вывод о системности некоторых правонарушений, которые наиболее часто встречаются в отечественной судебной практике. В частности, считаем целесообразным акцентировать внимание на таких примерах:

- сознательное уклонение исполнителя предоставить потребителю исчерпывающую информацию о тех или иных видах услуг, которые напрямую относятся к выбранному вектору путешествия;

- уклонение от оказания оплаченных услуг или недобросовестное выполнение взятых на себя обязательств туристическим оператором;

- несоблюдение взятых обязательств по вопросам трансфера потребителей, халатное отношение к материальным ценностям потребителей туристических услуг;

- сознательное или непреднамеренное изменение условий сотрудничества с клиентом, при котором он испытывает неудобства или дискомфорт. В том числе это относится к аспектам предоставления транспорта пониженного комфорта, предоставление номера в отеле проживания, который никак не соответствует предварительно полученным договоренностям, а также прочие факторы, которые не соответствуют тому, что было ранее заявлено в договоре на оказание услуг;

- невыполнение обязательств по поводу дополнительных услуг, которые ранее были оплачены клиентом.

На сегодняшний день, в суды нередко сталкиваются с рассмотрением таких дел, которые напрямую или опосредовано относятся к сознательному уклонению от предварительно взятой ответственности туристическим оператором. К таким ситуациям можно отнести:

- отказ или срыв сроков подготовки визовых документов для вылета на отдых заграницу;

- предоставление потребителю фиктивных, подложных или поддельных документов.

- услуги, которые потребитель получил гораздо более поздно, чем это предполагалась туристическим договором. Ввиду чего, произошел срыв или изменение сроков вылета на отдых.

Если анализировать такие ситуации не с позиции правоохранительных органов, а с позиции Роспотребнадзора, который однозначно утверждает, что подобным проблем у туристов было бы гораздо меньше, будь на рынке услуг большее число туристических операторов. Государственная инстанция подчеркивает тот факт, что речь идет о добросовестных исполнителях, которые стремятся к максимальной клиентоори-ентированности, заботятся о собственной репутации. При наличии в городе или области одного монополиста в сфере туризма, порой, может стать причиной настоящего коллапса, как это было в предыдущие годы с некоторыми частными туристическими компаниями.

Вместе с тем, существуют на сегодняшний день и определенные несовершенства законодательства, в вопросе привлечения недобросовестных исполнителей к адекватной административной ответственности.

В частности, целесообразно обратить внимание на достаточно высокую степень лояльности к компаниям, которые предоставляют потребителям туристические услуги. Даже, при наличии факта злостного уклонения от взятых на себя обязательств, такие компании не несут колоссальные убытки, как в других странах мира, а отделываются минимальными штрафными санкциями, которые никак не отражаются на состоянии данной компании.

Считаем целесообразным пересмотреть степень административной ответственности для таких компаний, в случае достаточной дока-

зательной базы подобных правонарушений. Было бы целесообразным, со стороны законодательной власти, ввести в нормативно-правовую базу такие новшества, которые бы препятствовали деятельности туристических операторов, которые оказывают услуги низкого качества. Запрет на осуществление данного вида деятельности позволит предотвратить повторное повторение подобных ситуаций на практике, как это было изложено в предыдущем разделе.

Досконально проанализировав ситуации, которые стали причиной судебных разбирательств с туристическими операторами, отметим, что добиться правды и справедливости потребителям при урегулировании споров мирным путем практически невозможно. Чтобы взыскать фактически затраченные на услуги средства, получить моральную компенсацию, туристам необходимо в каждом отдельно взятом случае, обращаться в суды.

Таким образом, в правовой системе страны обнажается еще одна проблема, которая напрямую относится к неисполнению законодательства, относительно защиты прав потребителей.

В качестве еще одного показательного примера, считаем необходимым проанализировать еще одну показательную ситуацию в вопросе защиты прав потребителей. Так, интернет-пользователь через портал туристических услуг в свое время приобрел путевки для своей семьи. Курортные путевки раннего бронирования были оплачены в 100% объеме, однако, позднее их потребовалось аннулировать. При этом, пользователь уведомил туристического оператора о невозможности использования услуги, а также направил официальный запрос с требованием возврата полной суммы, которая внесена была ранее. В результате чего, получил от туристического оператора отказ. Далее, в судебном порядке, было доказано, что сумма, предварительно внесенная за туристические путевки, не может быть возвращена пользователю, ввиду истечения сроков, когда залоговые средства могут быть возвращены клиенту. Таким образом, нарушение прав потребителей, по решению суда, не было обнаружено.

Далее, дело рассматривалось в апелляционном суде, где турист также получил отказ, который суд мотивировал положениями 401 статьи ГК РФ. После чего, туристом была направлена кассационная жалоба о том, что судебные органы не брали во внимание, при рассмотрении дела следующие обстоятельства, а также нормативно-правовые акты, которые на тот момент имели полную юридическую силу. В частности, по решению Кассационного суда было установлено, что:

- компания, которая предоставляет туристические услуги не в полной мере соблюдает российское законодательство. В частности, речь идет о привлечении к ответственности, в случаях, когда вина исполнителя услуг частично или полностью была доказана;

- потребитель имеет полное и законное право требовать от исполнителя услуг компенсации понесенных расходов, которые возникли по вине туристического оператора, а также при отклонении от предварительно полученных договоренностей, которые были изложены в договоре. В частности, суд акцентирует внимание на 6 статье федерального закона «Об основах туристической деятельности». Также, суд постановил, что апелляционное решение принято не правомерно и подлежит пересмотру1.

Рассмотрим еще один показательный пример из практики рассмотрения дел относительно взаимодействия с туристическими операторами. Так, в одном из судов столицы рассматривалось гражданское судопроизводство относительно возврата ранее уплаченных средств потребителем услуг. Взыскать денежные средства необходимо было с туристической компании, с которой ранее был заключен договор. Сделка по предоставлению услуг не была предоставлена, ввиду не предоставления исполнителем трансфера к месту отдыха. По решению суда, исполнителю услуг необходимо было вернуть ранее полученные средства, компенсировать моральный ущерб, а также оплатить штраф, согласно профильного законодательства.

Еще один показательный пример урегулирования туристических споров в судебном порядке, был связан со столичным судом, в котором рассматривалось дело относительно оказания услуг завышенной стоимости, которые были предоставлены потребителю низкого качества.

По решению суда, было доказано, что вместо услуг премиум-уровня, потребитель получил услуги в Турции, равные эконом-классу. При этом, вместо апартаментов площадью более 80 квадратных метров, семье из трех человек пришлось проживать в номере площадью в три раза меньшей. Также, в отеле, в котором были размещены туристы отсутствовали некоторые виды удобств. Некоторые время, туристам пришлось проживать в таких условиях, после чего им были предоставлены апартаменты, соответствующие условиях сделки. Однако, качество таких услуг было предоставлено также ненадлежащим.

Суд постановил, что изменение условий договора в части оказания услуг более низкого качества является основанием для того, чтобы признать потребителя пострадавшей стороной и вменить исполнителю компенсировать расходы, согласно условий договора. Суд, при принятии решения, руководствовался положениями 309 статьи Гражданского кодекса, посчитав данные изменения явным нарушением со стороны туристического оператора. Также, суд руководствовался 310 статьи той же нормативно-правовой базы, согласно положениям которой, не допустимы любые изменения в исполнении предварительно заключенного договора между сторонами сделки.2 Таким образом, исковое заявление пострадавшей стороны, потребителя услуг, судом было полностью удовлетворено.

Подводя итог всему сказанному выше, отметим, что нормативно-правовая база, которая регулирует отношения потребителей с исполнителем услуг, в том числе и в контексте оказания туристических услуг, за пределами страны, имеет множество неточностей и несовершенств, не говоря уже о тех противоречиях, которые часто становятся причиной затяжных судебных процессов, ввиду невозможности однозначной трактовки тех или иных положений закона.

1 Документ: Решение Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции (г. Челябинск) по гражданскому делу №2-2456/2020 от 26 января 2021 года

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ . -1994. -№ 32. -Ст. 3301.

В связи с имеющимися в законодательстве противоречиями, считаем целесообразным внедрить некоторые изменения, направленные на:

- более исчерпывающую и однозначную трактовку обязательств, которые возлагаются на туристического оператора;

- внедрить на практике более однозначные и жесткие меры по привлечению туристических операторов к административной ответственности, в случае ненадлежащего оказания заявленных услуг;

- определить четкие механизмы ответственности двух сторон сделки по туристическому профилю;

- внедрить в существующую профильную нормативно-правовую базу государственный мониторинг и контроль в области предоставления туристических услуг гражданам страны.

Важно обратить внимание и на то, что львиная доля судебных разбирательств по данному вопросу обусловлена незнанием гражданами своих прав и свобод, не только конституционных, но и в вопросе законодательства относительно защиты прав потребителей. Ввиду чего, необходимо на национальном уровне внедрять программы, направленные на воспитание правовой культуры и грамотности населения страны.

Библиогра фия:

1. Документ: Решение Судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции (г. Челябинск) по гражданскому делу №2-2456/2020 от 26 января 2021 года

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ . -1994. -№ 32. -Ст. 3301.

References:

1. Document: Decision of the Judicial Board for Civil Cases of the Seventh Cassation Court of General Jurisdiction (Chelyabinsk) in civil case No. 2-2456/2020 dated January 26, 2021

2. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 No. 51-FZ (ed. of 09.03.2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. -1994. -No. 32. - St. 3301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.