Научная статья на тему 'Новые подходы в научном сотрудничестве Российской Федерации и Республики Куба (на примере кубинско-татарстанских научных связей)'

Новые подходы в научном сотрудничестве Российской Федерации и Республики Куба (на примере кубинско-татарстанских научных связей) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КУБА / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ФИЛОСОФИЯ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / RUSSIA / CUBA / LATIN AMERICA / PHILOSOPHY / KNOWLEDGE SOCIETY / SCIENCE / EDUCATION / COOPERATION / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломыц Д. М., Эстевес Эльза Пас, Франкиз Альфонсо Алонсо

В статье рассмотрены особенности развития российско-кубинского сотрудничества в свете «общества знаний». Понятие «общество знаний» отражает особую познавательную философию, развивающуюся в Латинской Америке. Наука и образование представляют собой способ двустороннего и многостороннего сотрудничества России, Кубы и Латинской Америки, где Россия посредством кубинского влияния может укрепить свои позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to scientific coo-peration between the Russian Federation and the Republic of Cuba (on the example of the Cuban-Tatarstan scientific relations)

The article views the directions of the Russian-Cuban cooperation development in the light of "knowledge society". The concept of "knowledge society" reflects specific cognitive philosophy, developing in Latin America. The development of scientific and educational cooperation goes beyond the purely economic relations. It has a great impact on the nations’ outlook. Developing scientific and educational cooperation, our two countries have both short-term benefits and long-term strategic advantages in our civilizational dialogue. Science and education are the way to bilateral and multilateral development of Russia, Cuba and Latin America, where Russia by a Cuban influence can strengthen its position. The example of relations with such Russian region as Tatarstan shows the possibilities of deepening the Russian-Cuban cooperation in this direction.

Текст научной работы на тему «Новые подходы в научном сотрудничестве Российской Федерации и Республики Куба (на примере кубинско-татарстанских научных связей)»

благополучную внешне, но раздираемую противоречиями изнутри. Общество не сфокусировано на анализе состояния семей, не отмеченных сводками каких-либо происшествий. А потребность в этом есть, и немалая.

До начала социальных реформ в Российской Федерации на двух уровнях - федеральном и региональном - над проблемами семьи, женщин и детей прицельно работали органы представительной и исполнительной власти, в структуре которых имелись соответствующие отделы. Ими отслеживались тенденции состава семей, проблемы многодетных, неполных семей, причины падения рождаемости и роста разводимости, детской безнадзорности и социальной дезадаптации.

Ныне такая работа проводится лишь органами статистики и органами записи актов гражданского состояния. Вместо реального решения стоящих перед институтом семьи проблем, включая и проблему достижения социальной стабильности и психологического благополучия, нынешняя власть фактически лишила институт семьи своего центрального органа, социальной структуры, которая представляла бы некий центр ответственности за её судьбу. Фактически некому оказать нравственно-психологическую, социокультурную поддержку социально благополучным семьям, которые сталкиваются с разного рода проблемами - социально-экономического, социально-педагогичес-кого, социально-психологического, этнорелигиозного, социокультурного характера.

Системную, комплексную работу с семьей могло бы возглавить такое ведомство как Управление записи актов гражданского состояния. Наблюдая за состоянием институтов брака и семьи, специалисты ЗАГС могли бы не только стать центром сбора информации о семейном благополучии граждан, но и оказывать позитивное влияние на их фамилистические планы и ожидания. Специалисты органов ЗАГС могли бы вести постоянный мониторинг состояния умонастроений супругов, всеми доступными средствами формировать положительное общественное мнение в направлении социальной поддержки семьи крепкой, в едином и официальном браке, с несколькими детьми, благополучной социально и психологически. В помощь органам ЗАГС могли бы выступить учреждения социального обслуживания семьи, министерства и ведомства, сопричастные её заботам и проблемам: здравоохранения, культуры, молодёжи, образования и науки, экономики, охраны порядка. И здесь нужна политическая воля, понимание власть предержащими особенностей семейного общежития, процессов функционирования семьи, факторов, которые оказывают на неё непосредственное и опосредованное влияние. Семья нужна человеку. Только она делает его счастливым безусловно, а значит всё общество, как и государство, должно приложить максимум усилий для поддержания семейного status quo, сохранения и развития фамилистической культуры в российском обществе.

Литература

1.Тараданов А.А. Семейное благополучие: от теории к практике. - Челябинск: Чел. гос. ун-т, 2002. 153 с. Он же: Семейный круг: Результаты социологических исследований проблем семьи в Уральском регионе в 19931999 годах. - Челябинск: Чел. гос. ун-т, 2000. - 295 с.

2.Социально-психологические аспекты взаимоотношений в молодой семье: учебно-методическое пособие /Сост. С.А. Домрачева. - Йошкар-Ола, 2011. - 131 с.

3. Карцева Л.В. Счастье, которое мы ищем: Науч. монография. - Казань: РИЦ «Школа», 2014. - 148 с.

УДК 130.1

Д.М.Коломыц, Эльза Пас Эстевес, Альфонсо Алонсо Франкиз

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В НАУЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КУБА (НА ПРИМЕРЕ КУБИНСКО-ТАТАРСТАНСКИХ НАУЧНЫХ СВЯЗЕЙ)

В статье рассмотрены особенности развития российско-кубинского сотрудничества в свете «общества знаний». Понятие «общество знаний» отражает особую познавательную философию, развивающуюся в Латинской Америке. Наука и образование представляют собой способ двустороннего и многостороннего сотрудничества России, Кубы и Латинской Америки, где Россия посредством кубинского влияния может укрепить свои позиции.

Ключевые слова: Россия, Куба, Латинская Америка, философия, общество знания, наука, образование, сотрудничество, цивилизация

Dmitry Kolomyts, Elsa Paz Esteves, Alfonso Alonso Franquiz NEW APPROACHES TO SCIENTIFIC COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF CUBA (ON THE EXAMPLE OF THE CU-BAN-TATARSTAN SCIENTIFIC RELATIONS)

The article views the directions of the Russian-Cuban cooperation development in the light of "knowledge society". The concept of "knowledge society" reflects specific cognitive philosophy, developing in Latin America. The development of scientific and educational cooperation goes beyond the purely economic relations. It has a great impact on the nations' outlook. Developing scientific and educational cooperation, our two countries have both short-term benefits and long-term strategic advantages in our civilizational dialogue. Science and education are the way to bilateral and multilat-

eral development of Russia, Cuba and Latin America, where Russia by a Cuban influence can strengthen its position. The example of relations with such Russian region as Tatarstan shows the possibilities of deepening the Russian-Cuban cooperation in this direction.

Key words: Russia, Cuba, Latin America, philosophy, knowledge society, science, education, cooperation, civilization

Данная статья является продолжением темы, поднятой в предыдущей статье [5]. Мы уже рассматривали понятие «общество знаний», получившее распространение в Латинской Америке. Это понятие подразумевает особую философию, которая нацелена на преобразование общества на основе научных подходов, развитие самой науки с опорой на общественные потребности, и развитие образования как неотъемлемой части научной деятельности. В этой связи возрастает роль международного сотрудничества. В условиях, когда страны Запада ставят это сотрудничество в зависимость от лояльности к ним того или иного политического режима, возрастает роль стран, поддерживающих сложившийся после Второй мировой войны миропорядок. Его принципы изложены в Ялтинско-Потсдамских соглашениях и документах ООН. Россия и Куба стремятся к сохранению этого миропорядка.

Процесс установления центральной роли знаний в обществе XXI века должен исходить из неразрывной связи между интеллектуальным капиталом и новыми технологиями. Такой процесс не происходит спонтанно, необходимо революционизировать образование, культуру обучения (непрерывного обучения, новые модели академической деятельности, новые возможности и функции университета и его научного потенциала) нормативно-правовую базу, культуру лиц ответственных за принятие решений и роль научных сообществ в местном и глобальном масштабе. Усвоение такого огромного потока знаний проходит через необходимость революционизировать педагогику, технологическую поддержку информации и создания учреждений, генерирующих компетентные фильтры знаний и модели эффективного обучения. Всё это пойдет на пользу развития творческих профессионалов, чьи знания будут приумножаться, и время между результатом исследований и соответствующим применением будут значительно сокращаться.

Другая характеристика общества знаний включает постоянное совершенствование и использование информационных технологий, и они в свою очередь порождают новые возможности для передачи знаний, положительно влияющие на общественные отношения в пользу повышения уровня и качества жизни. Новые критерии рациональности потребления будут способствовать транзиту между культурой «потребить» и культурой «быть» как этической парадигмы гармоничных отношений с окружающей средой и сохранения планеты.

В результате российско-кубинского сотрудничества на Кубе сложилась одна из лучших в мире систем образования и здравоохранения. И даже в условиях экономической блокады кубинские врачи, инженеры, учителя, преподаватели, исследователи работают во многих странах Латинской Америки и Карибского бассейна, Африки и Азии. Историческое значение двусторонних отношений между Советским Союзам и Кубой признавалось Фиделем Кастро в докладе Первого съезда компартии в 1975 году: "Долг благодарности со стороны кубинского народа славной партии Советского Союза и его героического народа никогда не будут удалены из наших сердец... мир может изменяться как угодно, но наши чувства благодарности будут вечными" [4].

Как известно, тысячи кубинских сотрудников работают более чем в 30 странах, а кубинские биотехнологические продукты присутствуют в более 50 странах [1]. Наука развивается не только из новых знаний, "рекомбинация" существующих научных знаний позволяет решить многие проблемы: открывает перспективы расширения сотрудничества с Российской Федерацией и Латинской Америкой [6]. Республика Куба одобрила новый закон об инвестициях, согласно которому в страну будут привлекаться иностранные инвестиции как источник экономического развития страны в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. В качестве цели их привлечение нужно для доступа к передовым технологиям, совершенствования методов управления, диверсификации и расширения экспортных рынков, импортозамещения, создания новых рабочих мест и достижения более высоких доходов от внутренних связей [4].

В период с 1991 по 2002 год, отношения между странами почти прекратились в связи с происходящими в России преобразованиями. После официального визита Владимира Путина на Кубу в 2002 году возобновился научно-образовательный обмен [5].

В этом контексте Казанский государственный университет (КФУ) и кубинский университеты намерены подписать соглашения о сотрудничестве в следующих областях: послевузовское обучение по естественным техническим и общественные наукам; курсы изучения испанского языка, культуры и истории Кубы и Латинской Америки; развитие научно-исследовательских проектов на компенса-

ционной основе; участие научных сотрудников и преподавателей в научных форумах; разработка совместных образовательных программ по подготовке научных кадров в аспирантуре и магистратуре по приоритетным направлениям. Все будущие совместные проекты между Республикой Татарстан и Кубой могут основываться на роли университетов в создании общества знания. Таким образом, они могут руководствоваться теоретическими основами, рекомендуемыми авторами [5].

История научно-образовательного сотрудничества Кубы с КГУ имеет давние традиции. В 1977 году в рамках этого сотрудничества установились академические связи между Татарской АССР и Республикой Куба. Казанский государственный университет начал принимать первых кубинских студентов по двум специальностям. Академическое сотрудничество развивалось на протяжении почти 30 лет. В то же время в десятилетие 80-х годов прошлого века в университете стали готовить и научные кадры: кубинцы обучались в аспирантурах и проходили научные стажировки. Начало международной деятельности КГУ связано с программами подготовки квалифицированных кадров для Республики Куба. В 1982 году первые 14 кубинских студентов получили дипломы о высшем образовании. Кубинцы учились на филологическом, историческом, ВМК факультетах. Всего в КГУ получили образование 198 человек. С 1984 по 1989 годы 9 человек защитили диссертации: 1на филологическом и 8 на историческом факультетах [2]. За период с 1977 по 1989 год в Казанском университете обучались, успешно сдали экзамены и получили дипломы 207 кубинцев. Около 150 из них работают сегодня на Кубе и занимают ответственные посты в системе образования и народного хозяйства Кубы; другие выпускники живут и работают в Европе, Африке, странах Латинской Америки. На Кубе действует общество выпускников КГУ, которое возглавляет Ирина Райза Каспофил, окончившая университет в 1986 году.

С 4 июня по 7 декабря 2014 года произошёл обмен делегациями между КФУи ведущими университетами Кубы. На базе КФУ был проведён Форум ведущих российско-кубинских университетов. Участие в форуме приняли более 20 руководителей вузов ПФО. Были обсуждены перспективы развития сотрудничества между Россией и Кубой в научно-образовательной сфере. Были подписаны соглашения о сотрудничестве КФУ с Институтом передовых технологий и прикладных наук Республики Куба и Университетом города Ольгин Республики Куба. Были обсуждены потенциальные направления сотрудничества между Казанским и Гаванским университетами, а также между Институтом фундаментальной медицины и биологии КФУ и Центром генной инженерии и биотехнологий Республики Куба. Был подписан Протокол о намерениях сотрудничества между КФУ с Гаванским университетом и с Центром генной инженерии и биотехнологий. 1 апреля 2015 года КФУ посетил советник по науке Государственного Совета Республики Куба, научный советник Президента Республики Куба Фидель Кастро Диас-Баларт. Кастро Диас-Баларт ознакомился с лабораторным комплексом Института фундаментальной медицины и биологии. Обе стороны обсудили вопросы, касающиеся развития совместных научных проектов и академического обмена. По итогам были достигнуты договоренности о сотрудничестве в области биотехнологий и биоинженерии; разработке совместных образовательных программ по подготовке научных кадров по направлению медицины и биологии для Кубы; взаимодействии в рамках совместной аспирантуры с факультетом медицинских наук Гаванского университета, а также об открытии Центра русского языка и культуры КФУ на базе Гаванского университета.

Прикладное значение могут иметь связи ведущих кубинских компаний с казанскими научными центрами. Ведущая кубинская компании «Кубапетролео» обсуждала вопросы подготовки кубинских аспирантов по направлениям «нефтехимия» и «нефтедобыча» на базе Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ. На заседаниях, проводимых под эгидой Федерального Собрания РФ и Россотрудничества на Кубе и Министерства образования Кубы, было принято решение о предоставлении 100 квот для кубинских граждан на обучение в России и годовых стажировках на базе ведущих российских университетов. На встрече с руководством компании Cuba Petroleo (Cupet) обсуждалась возможность направления 15 магистров в рамках квот на обучение кубинцев в Институт геологии и нефтегазовых технологий КФУ. Осуществляется пилотная программа повышения квалификации специалистов Cupet по геологическому моделированию специалистами ИГиНТ и кафедрой минералогии и литологии. В связи с открытием Центра по обслуживанию транспортных средств КАМАЗ на Кубе, Министерство транспорта Кубы проявило заинтересованность в направлении на стажировку студентов кубинских вузов в Инженерный институт КФУ для подготовки специалистов в данной области. Заключено соглашение с Химическим Институтом КФУ. В 2015-16 гг. двое учёных из Гаванского аграрного университета и три из университета Матансаса прошли постдокторское обучение по направлениям политических наук и физики перспективных материалов.

Два человека проходили стажировку по направлению аналитической химии и социальных наук, обучается один аспирант по педагогическим наукам.

В статье мы рассмотрели сотрудничество с КФУ. Но для дальнейшего развития надо расширять базу сотрудничества, включая в него новые образовательные и научные центры России и Кубы. Все условия для успешного сотрудничества между нашими странами созданы. Для России развитие отношений с Кубой означает и выход на научное, образовательное, культурное и экономическое пространство стран Латинской Америки. По сути, каждый российский ВУЗ и научный центр сможет найти здесь широкое поле для взаимовыгодного сотрудничества.

Литература

1. Агентство Prensa Latina Granma Digital, 26 марта 2016.

2. Данные, предоставленные отделом международных связей КФУ. Апрель, 2016

3. Закон Республики Куба «Об иностранных инвестициях». Официальная газета Республики Куба. Январь, 2013, - № 2

4. Кастро Ф. Доклад на 1-м конгрессе PCC. - Гавана, 1975.

5. Коломыц Д.М., Эстевес Э.П, Франкиз А.А. Развитие российско-кубинских отношений в сфере науки и культуры в контексте формирования общества знаний / / Вестник КазГУКИ - № 2, -С. 27-31.

6. Granma. Международный редакционный отдел, 31 марта 2015 г.

УДК 81(091)

А.Г.Яруллина, Г.И.Каюмова

ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В «ТАТАРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ» И ИХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

В статье рассматриваются греко-латинские заимствования, имеющие место в «Татарской энциклопедии» (ТЭ), которая издана на русском и татарском языках, отмечается их историко-культурное значение; также указывается, что терминология является наиболее значимой среди данных заимствований и охватывает многие области науки и искусства.

Ключевые слова: лексика, русский язык, татарский язык, энциклопедия, греко-латинские заимствования, терминология, историко-культурное значение.

Yarullina A.G., Kayumova G.I. GREEK AND LATIN BORROWINGS IN THE «TATAR ENCYCLOPEDIA» AND THEIR HISTORICAL AND CULTURAL VALUE

The role of Greek and Latin borrowings in the formation and development of the cultural-historical layer of lexicon of different languages is recognized in the domestic and foreign linguistics. Latin borrowings are the basis of the terminological fund of many languages, including Russian and Tatar. Words of Latin origin are relevant for contemporary discourse as they serve as the nomination of the political, economic and other realities of today. This article discusses Greek and Latin borrowings in the «Tatar encyclopedia» was published in Russian and Tatar languages, their historical and cultural value; it is noted that among the borrowings a terminology which covers many areas of science and art, most of which have become international is more significant in it.

Keywords: a vocabulary, Russian language, Tatar language, an encyclopedia, Greek and Latin borrowings, a terminology, historical and cultural value.

С древних времён народы вступали в культурные, торговые, военные, политические связи с другими государствами, что привело к языковым заимствованиям. В заимствованиях иноязычных слов в разное время отразилась история народов. Большой вклад в изучение взаимовлияния разных языков внёс Э.Сепир, который подчёркивал, что самым простым видом влияния, оказываемым одним языком на другой, является заимствование слов [3]. Одна из ведущих отечественных исследователей в области лингвистических заимствований Э.Ф.Володарская трактует заимствование как универсальное языковое явление [1].

Значительным на язык Древней Руси было влияние греческого языка. Киевская Русь вела торговлю с Византией, поэтому греческие слова в русскую лексику проникли ещё до принятия христианства на Руси (VI в.), и этот процесс усилился в связи с крещением киевлян (IX в.) и распространением богослужебных книг. Заимствования из латинского языка начали проникать в русский язык в период правления Петра I и сыграли значительную роль в обогащении лексики в области научно-технической и общественно-политической терминологии, многие из которых стали интернациона-лизмами: аудитория, декан, директор, диктант, экзамен, диктатура, конституция, революция, республика, авиация, акварель, арена, аудитор, студент, юрист и др. Роль греко-латинских заимствований в формировании и развитии культурно-исторического пласта лексики разных языков признана в отечественном и зарубежном языкознании. Латинизмы являются основой терминологического фонда многих языков, в том числе русского и татарского. Слова латинского происхождения актуаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.