Е.А. Лексина
КУБИНСКИЙ ВЕКТОР ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ КНР* CUBAN VECTOR OF CHINA'S LATIN-AMERICAN STRATEGY
В статье рассматривается современное состояние китайско-кубинских отношений. Анализируются основные уровни взаимодействия стран. Исследуется китайский формат развития отношений с Кубой в условиях деизгоизации Острова Свободы. Характеризуются перспективы политического диалога.
Ключевые слова: Куба, Китай, латиноамериканская стратегия КНР, государство-изгой, потенциальное лидерство КНР.
The article considers the current situation of Chinese-Cuban relations. Basic levels of the cooperation between the countries are analyzed. Much attention is given to an examination of the Chinese way of developing relations with Cuba in the context of the Cuba's emergence from the international isolation. Prospects of political dialogue are characterized.
Key words: Cuba, China, PRC's Latin-American strategy, rogue state, potential leadership of China.
Регион Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) привлекает пристальное внимание мировых акторов. Среди ключевых игроков на «латиноамериканском поле» особо выделяются США и Китай - два мировых экономических гиганта, которые являются конкурентами и стремятся заручиться поддержкой региональных держав с целью усилить свои позиции в ЛАКБ и тем самым закрепить лидерство в ключевых точках земного шара.
Основная цель работы - охарактеризовать развитие китайско-кубинских отношений, а также выявить перспективы двустороннего диалога в условиях начала процесса нормализации американо-кубинских отношений. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть современное состояние китайско-кубинского диалога, проанализировав экономическую и политическую составляющую отношений;
2) определить взаимные интересы сторон;
3) проанализировать перспективы китайско-кубинских отношений.
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 15-37-01208.
38
Современный диалог КНР и Кубы
Китайско-кубинские отношения опираются на многолетнюю взаимовыгодную основу. Точкой отсчета для отношений между государствами принято считать 28 сентября 1960 г. Куба стала первой страной ЛАКБ, которая признала Китайскую Народную Республику де-юре и установила с ней дипломатические отношения. С тех пор межгосударственный диалог не раз испыты-вался на прочность, однако страны находили точки соприкосновения и сохраняли активность в развитии сотрудничества.
Историю китайско-кубинских взаимоотношений можно охарактеризовать как взаимовыгодное, прагматичное сотрудничество. Тем не менее, нельзя не учитывать хорошую основу для политического сближения государств.
Во-первых, оба государства избрали в качестве модели своего развития социализм. Безусловно, социализм Кубы отличается от социализма Китая. Кубинская социалистическая модель базируется во многом на советском опыте, поэтому нуждается в модернизации в условиях современного мира. Китайская же модель («социализм с китайской спецификой») представляет собой симбиоз централизованной экономики с использованием рыночных механизмов. Однако, учитывая немногочисленный состав социалистических государств на международной арене, неудивительно, что Китай и Куба планомерно движутся навстречу друг другу.
Во-вторых, позиции сторон по международным вопросам часто близки либо совпадают. Глава МИД Кубы Бруно Родригез утверждает, что у Китая и Кубы общие задачи в международных делах [1]. Кроме того, Пекин неоднократно выражал кубинским лидерам свою поддержку в вопросах снятия экономической блокады с Кубы и ее возвращения из международной изоляции в мировую систему на правах полноценного участника.
Конечно, после смерти вдохновителя Кубинской революции и отца современной Кубы Фиделя Кастро остро встал вопрос, по какому пути пойдет посткастровская Куба: выберет построение социализма, взяв курс на внедрение китайского опыта либо развернется на 180 градусов и будет налаживать диалог с США, проводя рыночные и демократические реформы. Многие исследователи полагают, что в новых реалиях Куба, учитывая предыдущий опыт взаимоотношений с могущественным северным соседом, не станет сворачивать с социалистического пути, а примет китайский вариант развития. Однако нельзя не учитывать тот факт, что в 2018 г. пост главы государства покинет Рауль Кастро и пока неизвестно имя преемника, поэтому прогнозы относительно будущего развития Кубы пока остаются всего лишь прогнозами.
Китай и Куба нередко обмениваются визитами на высшем и высоком уровне. Визит главы китайского правительства Ли Кэцяна в сентябре 2016 г.
ознаменовался новым подъемом в двусторонних отношениях. В рамках этой встречи стороны подтвердили приверженность общим социалистическим ценностям и обсудили перспективы двустороннего сотрудничества. Китайско-кубинские отношения получили новый импульс в связи с интенсификацией сотрудничества в области образования и информационных коммуникаций [2]. Ли Кэцян представил соответствующую дорожную карту сотрудничества в области знаний (knowledge cooperation), которое будет основываться на четырех базовых принципах: развитие индустрии, коммерции, культурное и интеллектуальное развитие стран [3]. Особо китайский премьер подчеркнул важность четвертого пункта, в рамках которого стороны должны делиться опытом в области развития новых технологий и сотрудничать в использовании и развитии интеллектуального потенциала. По признанию сторон, сотрудничество в данном формате может стать прочной основой для укрепления дружественных связей.
Однако важнейшей частью сотрудничества является экономическая сфера. В 1990-е гг., в условиях тяжелейшего эмбарго и отсутствия поддержки со стороны России, которая была занята внутренними проблемами, Китай протянул дружественному социалистическому государству руку помощи. В рамках «энергетической революции», которая начала реализовываться на острове в начале 2000-х гг. и была направлена на замену устаревшего энергозатратного оборудования, Гавана приобрела у Пекина энергосберегающую продукцию «нового поколения», что позволило кубинскому правительству в дальнейшем сэкономить значительные суммы [4].
Китай также оказывал Кубе содействие в освоении новейших информационных технологий в составе китайского «Большого дракона информационных технологий» и кубинского предприятия «Электроэнергетический Союз» (Union Electrica). Заработала межправительственная комиссия, координирующая торговые операции между двумя странами [5].
Пекин стабильно занимает одно из первых мест среди торговых партнеров Гаваны. По итогам 2015 г. китайский экспорт достиг 2,33 млрд долл. Его структура представляет собой следующий набор: технологии (в основном, телекоммуникационный сектор), машинное оборудование, сырье и продукты массового потребления. Примечательно, что в 2016 г. в связи со снижением товарооборота Кубы с Венесуэлой, Китай выдвинулся в лидеры среди торговых партнеров Кубы [6]. Данный факт свидетельствует об успешной «привязке» кубинской экономики к КНР. Но будет ли достигнутый успех постоянным явлением в двусторонних отношениях?
Важнейшим критерием экономического сотрудничества двух стран является уровень китайских инвестиций в кубинскую экономику. Во время визи-
та на Остров Свободы главы КНР Си Цзиньпина в 2016 г. было подписано 29 новых соглашений, содержание которых касалось таких сфер, как финансы, биотехнологии, сельское хозяйство, объекты инфраструктуры и возобновляемые источники энергии. Благодаря предоставленному правительством КНР кредиту в 100 млн долл., будет модернизирован морской порт в Сантья-го-де-Куба [7].
Несмотря на небольшое количество совместных предприятий и прямых инвестиций, Китай планирует масштабные вложения в туристическую отрасль кубинского хозяйства на сумму 460 млн долл. Кроме того, многие эксперты отмечают определенную выгоду для Китая от смягчения политики США в отношении Кубы. По мнению Сю Шичена, ведущего эксперта по Кубе в Академии общественных наук КНР, смягчение санкций и отмена эмбарго откроют неисчерпаемое количество перспектив перед Китайской Народной Республикой, т.к. сейчас санкции серьезно ограничивают свободу китайских предприятий на Кубе и препятствуют углублению и расширению экономического диалога стран. Помимо этого, как отмечает Сю, ограничения, связанные с иностранными инвестициями, мешают компаниям нанимать рабочих и осуществлять денежные переводы в Китай [8].
Немаловажное значение во взаимоотношениях двух стран имеет социокультурный фактор. Китай, взяв на вооружение и активно используя в своей внешнеполитической стратегии механизмы мягкой силы, преуспел в этом за прошедшие несколько лет. В отношении Кубы также можно проследить позитивную тенденцию в данном направлении.
Во-первых, кубинцы положительно воспринимают китайцев. Здесь, вероятно, свою роль играют идеологическая близость и исторический базис холодной войны, который еще плотно запечатлен в памяти многих кубинцев.
Во-вторых, на Кубе в разные исторические эпохи проживало некоторое количество китайцев и до сих пор остались семьи, образовавшие китайские кварталы. В последнее время за возрождение кубинского Чайнатауна взялось правительство, вероятно, в связи с расширением сотрудничества с Китаем. Местные чиновники уверены, что им удастся вдохнуть в старые китайские кварталы новую жизнь [9].
В-третьих, на Кубе функционируют специальные образовательные центры, где можно приобщиться к культуре Поднебесной и выучить язык [10]. Тем самым, китайцы деликатно формируют у кубинцев интерес к своей культуре и языку, что скрепляет узы, связывающие эти социалистические государства, несмотря на территориальную удаленность.
Более того, в эпоху развития информационно-цифровых технологий было бы ошибкой со стороны КНР не воспользоваться потенциалом Кубы в
области строительства там Интернет-инфраструктуры. Дело в том, что на острове в условиях контроля государства за всеми сферами жизни общества Интернет развивается с определенными ограничениями. Только с началом реформ, которые инициировал Рауль Кастро, Интернет стал доступен гражданам Кубы, ранее им могли пользоваться только люди определенных профессий и лишь при наличии письменного разрешения правительства.
Взаимные интересы сторон
Исходя из анализа политических, экономических и культурных предпосылок сближения Китая и Кубы, необходимо выяснить природу взаимоотношений стран. Чем, помимо схожести государственного строя, продиктовано стремление обеих стран к взаимному сотрудничеству? Какие интересы преследует Китай на Кубе? И чем Поднебесная привлекает Остров Свободы?
Необходимо понимать, что сотрудничество Пекина и Гаваны базируется на прочных и объективных принципах выстраивания взаимовыгодных отношений, в основе которых лежит прагматизм. Китай с 2000-х гг. активно наращивает свое присутствие в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна. Куба занимает важное местоположение, поскольку находится на стыке Северной, Центральной и Южной Америк, являясь тем самым связующим звеном между ними. Вероятно, поэтому она выбрана китайским правительством.
Кроме того, для Китая важное значение имеет вопрос строительства Никарагуанского канала в качестве альтернативы Панамскому. Соответственно, Куба может рассматриваться китайским правительством как подходящий форпост, укрепление позиций на котором расширит возможности Китая по расширению экономического присутствия в регионе и «привязки» стран Латинской Америки.
Также нельзя не учитывать влияние на отношения Китая и Кубы американского фактора. США в своем стремлении изолировать Кубу не предвидели усиления КНР, а потому проект изгоизации Острова Свободы казался американской администрации вполне реалистичным. Однако сегодня Китай и США являются главными конкурентами на звание глобального лидера XXI столетия. Многие эксперты предполагают, что результат их противостояния определит новый расклад на мировой шахматной доске. А потому соперничество двух гигантов происходит во всех точках земного шара.
Одним из существенных достижений Китая на латиноамериканском направлении является интенсивное сотрудничество с интеграционным объединением СЕЛАК. Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна было образовано в 2010 г. В него включено 33 государства региона,
исключая США и Канаду. По мнению исследователей, данная организация создана с целью заменить Организацию американских государств (ОАГ), которую бывший президент Венесуэлы Уго Чавес назвал «устаревшей и изношенной» [11]. КНР в отсутствие США наращивает сотрудничество со странами Сообщества. Китайское правительство еще в 2014 г. выдвинуло инициативу по созданию в регионе двух китайских инвестиционных фондов с суммарным капиталом до 25 млрд долл., который будет направлен на развитие инфраструктуры и реализацию социально-экономических проектов [12].
Серьезность намерений Китая в отношении стран СЕЛАК подтвердилась созданием постоянного Форума для диалога со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. Первый такой форум состоялся в январе 2015 г. в Пекине, где стороны наметили план развития взаимовыгодного сотрудничества и обсудили намеченные проекты. В рамках форума китайские представители заявили, что намерены инвестировать в страны данного региона порядка 250 млрд долл. [13]
Таким образом, латиноамериканский вектор занимает значимое место во внешнеполитической стратегии Китая. А Куба в этом отношении является достаточно важным звеном, поскольку пользуется определенным авторитетом среди региональных держав, а также является для Китая близким в идеологическом плане государством.
Перспективы китайско-кубинских отношений
Сценарий переориентации Кубы на Соединенные Штаты на сегодняшний момент представляется маловероятным. Во многом «благодаря» историческому контексту времен холодной войны, взаимоотношения Вашингтона и Гаваны характеризуются множеством проблем и препятствий к установлению полноценного дипломатического диалога. В восприятии значительной части кубинцев США до сих пор предстают в образе гегемона и узурпатора, пытающегося навязать свободолюбивой и независимой Кубе свое видение государственного развития.
В отличие от США, Китай, успешно используя ситуацию, стремится не потерять достигнутых на кубинском направлении результатов и, скорее всего, будет и дальше наращивать сотрудничество, поскольку придает Кубе немаловажное значение. По мнению Б.Ф. Мартынова, заместителя директора Института Латинской Америки РАН, влияние Китая продолжит укрепляться, как и его роль в Латинской Америке в целом. «Куба - лакомый кусок для китайских капиталовложений и для использования ее в качестве своеобразного логистического центра. Этому способствует благоприятное географическое рас-
положение Кубы в западном полушарии. К тому же, на Кубе прекрасные порты, пять лучших портов на Карибах - кубинские» [14].
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на изменения в американо-кубинских отношениях и возможную их нормализацию, Китай прочно укрепил свое влияние в регионе ЛАКБ и непосредственно на Кубе. Как считают многие исследователи, новое кубинское руководство после ухода с поста главы государства Рауля Кастро в 2018 г. не изменит прокитайского курса, поскольку в противовес неизвестности, которую предлагают США, а также учитывая исторический контекст взаимоотношений, для Кубы Китай является более выгодным и надежным партнером, нежели Америка.
Список использованных источников и литературы
1. Mallen P. China and Cuba: Skip the Ideology, Let's Talk About Money // International Business Times. - 24.04.2014. - URL: http://www.ibtimes.com/china-cuba-skip-ideology-lets-talk-about-money-1575560
2. Barrios R. The Cuba Test: China Eyes New Model for Latin America Relations // The Diplomat. - 11.11.2016. - URL: http://thediplomat.com/2016/11/the-cuba-test-china-eyes-new-model-for-latin-america-relations/
3. Там же.
4. Бородаев В.А. Три главных направления мировой политики Кубы в начале XXI века // Альманах «VIA EVRASIA». - 2012. - № 1. - URL: http://www.viaevrasia.com/ru/три-главных-направления-мировой-политики-кубы-в-начале-xxi-века-владимир-бородаев.html
5. Там же.
6. Kuo M. China-Cuba Relations: Assessing US Stakes // The Diplomat.
- 24.12.2016. - URL: http://thediplomat.com/2016/12/china-cuba-relations-assessing-us-stakes/
7. Либерализация на Кубе: Китай держит руку на пульсе // REGNUM.
- 28.06.2016. - URL: https://regnum.ru/news/polit/2150639.html
8. США и Китай поборются за Кубу // Ведомости. - 21.03.2016. -URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2016/03/21/634347-ssha-kitai-poboryutsya-kubu
9. Китайские иммигранты на Кубе // CNTV Россия. - 05.07.2012. -URL:http://www.cn1V.ru/2012/07/05/ARTI1341451259957561 .shtml
10. Там же.
11. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна создали СЕ-ЛАК // РИА Новости. - 03.12.2011. - URL: https://ria.ru/world/20111203/505216992.html
12. Китай в ближайшие 10 лет намерен инвестировать в страны Латинской Америки $ 250 млрд // Gordonua.com. - 08.01.2015. - URL: http://gordonua.com/news/worldnews/kitay-v-blizhayshie-10-let-nameren-investirovat-v-strany-latinskoy-ameriki-250-mlrd-60259.html
13. Форум Китай-СЕЛАК поможет расширить торгово-экономическое сотрудничество между КНР и странами Латинской Америки // CNTV Россия. -08.01.2015. - URL: http://www.cntv.ru/2015/01/08/VIDE1420716012893157.shtml
14. Отношения Китая и Кубы после смерти Фиделя не изменятся, считают политологи // РИА Новости. - 28.11.2016. - URL: https://ria.ru/world/20161128/1482329472.html
Коротко об авторе
Лексина Елена Андреевна - учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 3 им. И.В. Панфилова г. Петровска. Электронная почта: [email protected]
Briefly about the author
Leksina Elena Andreevna - teacher of History and Social Science, Panfilov's Secondary School №3, Petrovsk. E-mail: [email protected]