Научная статья на тему 'Иудаизм на Кубе'

Иудаизм на Кубе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
467
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИУДАИЗМ / КУБА / ДИАСПОРА / РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩИНА / RELIGION / JUDAISM / CUBA / DIASPORA / RELIGIOUS COMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данненберг Антон Николаевич

История иудаизма уже не первое столетие связана с перемещением его представителей по всему миру. Латинская Америка не осталась в стороне от этого процесса. В статье рассматриваются прошлое и настоящее еврейской диаспоры на Кубе, ее специфические особенности. Впервые анализируется положение евреев после Революции 1959 года, а также изменения в ритуальной практике иудаизма в кубинских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUDAISM IN CUBA

The Judaism history long time is connected with movement of its representatives worldwide. Latin America didn’t stand aside from this process. In article the past and the present of the Jewish Diaspora in Cuba, its specific features are considered. For the first time position of Jews after Revolution of 1959, as well as changes in ritual practice of Judaism in the Cuban conditions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Иудаизм на Кубе»

УДК 26(729.1)

ДАННЕНБЕРГ А.Н. Иудаизм на Кубе

История иудаизма уже не первое столетие связана с перемещением его представителей по всему миру. Латинская Америка не осталась в стороне от этого процесса. В статье рассматриваются прошлое и настоящее еврейской диаспоры на Кубе, ее специфические особенности. Впервые анализируется положение евреев после Революции 1959 года, а также изменения в ритуальной практике иудаизма в кубинских условиях.

Ключевые слова: религия, иудаизм, Куба, диаспора, религиозная община.

Рассмотрение иудаизма невозможно

без обращения к истории формирования той или иной еврейской диаспоры, так как именно диаспора, находящаяся в изолированном состоянии, является главным носителем и хранителем религиозных верований. Какова же история формирования еврейской диаспоры на Кубе?

Точная дата появления первых евреев на Кубе доподлинно не известна. Тем не менее большинство исследователей полагают, что их приезд на Кубу состоялся вскоре после их изгнания из Испании в 1492 году. Кроме того, по некоторым версиям, уже в составе экспедиции Христофора Колумба было как минимум три так называемых крипто-еврея, или маррана, то есть крещеных иудеев: Луис де Торрес на "Сан-та-Марии", Хуан де Кабрера на "Ла Пинта" и Родриго де Триана на "Ла Нинье"1.

Во времена инквизиции испанским евреям по сути был предложен выбор: перейти в христианство или покинуть границы государства. Многие приняли решение уехать из Испании (довольно многие нашли убежище в Османской империи), но некоторые иудеи остались. Именно эти оставшиеся и стали называться маррана-ми (marranos)2. Принимая католицизм,

иудеи продолжали исповедовать свою религию, хотя внешне соблюдали католические традиции. Это была своего рода форма маскировки с целью самосохранения и продолжения обычного, налаженного веками образа жизни. Официально история еврейства на Кубе начинается с еврея-мар-рана Луиса де Торреса. Он родился в XV веке, вероятно, в Испании или Португалии и умер в XVI веке. В 1492 году именно де Торрес стал первым из высадившихся на острове. Де Торрес был переводчиком в составе экспедиции Колумба.

В протоколах инквизиции сохранились дела по обвинению живших на острове марранов в тайном исповедовании иудаизма. В 1654 году на Кубу переселилась часть евреев, изгнанных португальцами из Бразилии. Они вели оживленную торговлю с другими районами Вест-Индии. В это время еврейская торговля достигла Амстердама и Гамбурга. Однако преследования инквизиции и запрет на отправление каких-либо культов, кроме католического, привели в начале XVIII века к исчезновению еврейской общины на Кубе3.

Как отмечает исследователь Моисей Асис,период колониальной истории Кубы показал, что с 1500 по 1800-е гг. нет

свидетельств об активном вовлечении еврейского населения в индустрию производства сахарного тростника и нелегель-ную торговлю с датскими и британскими кораблями. Тем не менее есть данные о еврейских корсарах и даже пирата, прибывавших на Кубу4.

В конце 1800-х годов на остров переселились евреи с голландских Антильских островов, которые активно поддержали Х. Мар-ти. Известно, что сам Хосе Марти был тесно связан с еврейскими общинами Нью-Йорка, Кей-Веста, Тампы, Каракаса и целого ряда других городов. Марти посвятил не одну свою статью евреям и еврейскому вопросу. Отметим, что электронная "Энциклопедия еврейских родов и фамилий" прямо пишет о еврейском происхождении лидера кубинского национально-освободительного движения. Так, в частности, упоминается, что полное имя Хосе Марти - Хосе Хулиан Марти-и-Пэ-рэц, а его мать Леонор Пэрэц родилась в марранской семье5.

М. Асис отмечает, что многие не кубинские евреи внесли значительный вклад в борьбу острова за независимость. Конгрегация "Бинаи Сион", располагающаяся в Кей Весте, сообщает, что "еврейское население поддерживало Кубинскую Революцию Хосе Марти, который произнес свою знаменитую речь на пороге дома одного из наших прихожан Луиса Файна"6.

Кубинские евреи были вовлечены во все аспекты кубинского общества и экономики. Евреи способствовали развитию бизнеса по продаже сахарного тростника.

В 1898 году еврейское присутствие на острове стало еще более ощутимым. Американские евреи-ашкенази, родившиеся в Румынии и Восточной Европе, начали приезжать на Кубу, чтобы работать на американских плантациях. В 1904 одиннадцать американских евреев основали первую синагогу Кубы, Объединенную еврейскую конгрегацию (11.Н.С.), или синагогу Реформы. Именно это событие считается официальным началом кубинского еврейского сообщества7. В 1906 году еврея-ми-ашкенази был приобретен участок земли недалеко от Гаваны, где вскоре появилось первое еврейское кладбище. К этому времени на Кубе проживало всего около одной тысячи евреев.

В то же время прибывшие на Кубу за несколько лент до первой мировой войны из Турции и стран Ближнего Востока се-фардские евреи в 1914 году создали свою собственную синагогу "Шевет Ахим"8.

Большое количество евреев иммигрировало на Кубу в период с 1910 по 1920 г. Многие из этих евреев прибыли из Восточной Европы и использовали Кубу в качестве остановки на пути в Соединенные Штаты. Для некоторых из них Куба из своего рода "перевалочного пункта" превратилась в постоянное место жительства, так как на острове в этот период отсутствовало понятие антисемитизма, а климатические условия были крайне благоприятными. Многие из вновь прибывших евреев находили себя помимо торговли в такой области экономики, как швейный бизнес. В результате к 1924 году на Кубе проживало порядка 24 тысяч евреев, подавляющее число которых были ашкенази.

Следует отметить, что резкое увеличение количества евреев на Кубе было связано прежде всего с тем, что Соединенные Штаты приняли меры по сокращению иммиграции в страну(Закон о национальном происхождении (1924 год)).

Увеличение числа евреев на острове не могло не сказаться на их активности, в том числе в политической сфере. Так, в 1925 году среди членов первой Коммунистической партии Кубы, которая представляла собой малочисленную группу, было четыре еврея: Гримберг Вассерман, Симхович и Гурбич9.

Как отмечает М. Корралес, кубинское еврейство изначально было разделено на два мощных течения, которые можно определить как коммунистическое и сионистское. Именно они определяли облик кубинских евреев как сообщества10.

Еврейская секция в зарождавшейся Компартии Кубы была создана около 1924 года. М. Асис ошибочно причисляет Сим-ховича к четверке первых еврейских коммунистов, так как "Юнгер Симхович" - псевдоним Фабио Гробарта. Четвертым же участником еврейской секции, как пишет Д. Керсфельд, являлся Мигель Махидсон, эмигрировавший впоследствии в Мексику11.

Серьезный прилив эмигрантов-евреев на Кубу в начале 1920-х годов побудил богатые североамериканские еврейские

организации вмешаться в их судьбу. Так, с конца 1921 года на Кубу был направлен представитель влиятельной организации "Общество еврейской защиты и помощи эмигрантам" (HIAS). В 1922-1923 годах на острове действует "Американский еврейский объединенный комитет" (JDC), а также "Национальный совет еврейских женщин". Совместно они организовывают так называемый Еврейский комитет Кубы с центром в Нью-Йорке. Еврейский комитет вел активную деятельность на острове вплоть до 1926 года, пока не произошло его объединение с Израильским центром, образованным в 1925 году выходцами из Восточной Европы. Интересно, что среди кубинского население евреи получали название "palacos", даже если эти евреи прибыли и не из Польши.

В 1929 году Сионистский союз Кубы получил свое организационное оформление, став значимой силой в течение последующих десятилетий.

В 1930-х годах на Кубе был создан Центральный еврейский комитет, который объединил все еврейское население острова. В условиях ухудшения ситуации с еврейским вопросом в Европе началась новая волна эмиграции, которая также затронула и Кубу.

Диктатура Фульхенсио Батисты не затронула еврейское сообщество главным образом из-за его "аполитичного характера"12. К 1935 году количество евреев на Кубе было около двадцати тысяч человек, и эта цифра не менялась до второй мировой войны. В 1941 году кубинское еврейское сообщество активно участвовало в антифашистском движении, создав Еврейский антифашистский комитет и Израильское общество Орьенте. В 1943 году была создана так называемая ложа "Бинаи Би-риз" ("B'nai B'rith Lodge"), чуть позже -Израильское религиозное общество Адат (ортодоксы). В 1943 году на Кубе было 24 еврейских предприятия с 1200 рабочих. С 1934 года на острове действовала Еврейская торговая палата.

Тем не менее нельзя не сказать и об одном неприятном эпизоде из истории евреев на Кубе в этот период. 13 мая 1939 года из Гамбурга вышло судно "Сэйнт Луис", на борту которого находилось 900

немецких евреев. Все они обладали документами, позволявшими им попасть на Кубу. Но когда 27 мая 1939 года корабль подошел к берегам острова, кубинский президент Федерико Ларедо Бру не позволил ему войти в порт Гаваны. Проблема была связана с изменившимся буквально накануне кубинским законодательством, а также с аферой Мануэля Бенитэза, который в то время отвечал за вопросы, связанные с иммиграционными процессами. Бенитэз, используя лазейку в 55 Декрете, который проводил различия между беженцами и туристами, продал пассажирам "Сэйнт Луиса" поддельные разрешения по заниженной стоимости на въезд на Кубу. Все могло бы пройти удачно, но 5 мая был принят 937 Декрет, который ужесточил различия между туристами и беженцами. Афера вскрылась, и с приплывших потребовали всю сумму, которые они должны были оплатить как беженцы в соответствии с кубинским законодательством. В результате судно, не принятое Кубой (а затем и США), было вынуждено вернуться в Европу, обрекая находящихся на нем евреев на смерть.

Послевоенные миграционные процессы и изменение статуса еврейского населения в мире в целом привели к оттоку кубинских евреев с острова. В результате к 1952 году на Кубе осталось порядка двенадцати тысяч евреев, из которых 7200 были ашкенази.

С приходом на остров евреев на Кубе появилась и национальная религия этого народа - иудаизм. И если в случае с католицизмом мы говорим о его некоторой, но все же трансформации в специфических латиноамериканских условиях, то в случае с иудаизмом данное утверждение не представляется возможным. Несмотря на все трудности, связанные с малочисленностью диаспоры, а также событиями на Кубе во второй половине XX века, иудаизм на острове сохранился и продолжает свое существование. И если до 1959 года кубинские иудеи были частью всемирного еврейства, то после революции они оказались фактически в изоляции. Как же существовала диаспора в этот период и что происходит с ней сегодня?

После революции на Кубе еврейское сообщество отреагировало на это событие

довольно быстро и однозначно: 94% из пятнадцати тысяч кубинских евреев в течение нескольких лет покинули страну, переселившись в США, Израиль, Венесуэлу, Панаму, Коста-Рику и другие государства13.

Следует отметить, что первоначально часть еврейского населения острова достаточно позитивно встретила революционные преобразования. К тому же евреи принимали участие и в "Движении 26 июля". В частности, Энрике Олтуски являлся одним из лидеров революционного подполья, а после прихода Кастро к власти даже стал министром по делам коммуникаций. Кроме него еврейскими активистами среди повстанцев были Фабио Гробарт, Исраэль Бехар Дуэ-нас, Гайде Тамара Бурке, Арчи Ратлов, Маркус Эпштейн, Хулио Новомоди14.

С 1959 года на Кубе продолжало действовать пять синагог (в 1955 году создается крупнейшая на острове синагога Patronato de la Casa de la Comunidad Hebrea de Cuba ("Бет Шалом")). В 1970-е годы одна из них в Сантьяго-де-Куба была закрыта и открылась вновь лишь в 1996 году. В 1980-е годы на грани закрытия оказалась и еще одна синагога (Объединенная еврейская конгрегация). Тем не менее религиозная жизнь кубинских иудеев продолжалась весь революционный период.

Безусловно, при Кастро (как и до него) на Кубе не наблюдалось никаких признаков антисемитизма. Но к иудаизму, как и к любой другой религии, были предъявлены значительные ограничения. Религиозная активность хотя и сохранялась, но ее уровень в иудейской среде вызывал серьезные опасения. Немногочисленность общины определяла ее состояние. Как отмечает глава "Бет Шалом", "К концу 1980-х годов развитие было столь слабым, что мы опасались, что иудаизм на Кубе затухнет. Мы знали, что надо действовать, или будет слишком поздно, чтобы полностью изменить ситуацию"15.

Иудеям разрешалось покупать и продавать кошерную пищу, а также получать различные пожертвования из-за границы к праздникам, таким как Песах и Новый год. В богатом квартале Гаваны Ведадо продолжал работать ресторан кошерной пищи.

Преобразования, затронувшие образование, отразились на кубинских евреях, но

и здесь были сделаны некоторые послабления. Так, еврейская школа имена Альберта Эйнштейна была преобразована в общественную школу, но две комнаты в ней отдавались во второй половине дня под изучение иврита. Как отмечает С. Киперман, не ощущалось особенного ограничения и в деятельности сионистских организаций16.

Но есть и иные свидетельства. Если общественная сторона жизни еврейской диаспоры и не была полностью парализована, то иначе обстояла ситуация с религией. Так, отвечая на вопрос, каково было состоянии иудаизма в период с 1960 по 1990 год, респонденты опроса, проводимого американскими специалистами, отвечали, что религиозная практика в этот период практически исчезла17.

По данным Кубинской сионистской федерации, в 1963 году на Кубе оставалось 2586 евреев, представлявших 1022 семьи. Большая их часть проживала в Гаване и являлась ашкенази. По данным Иудейской энциклопедии, к 1965 году на острове проживало 2000 евреев, а в 1970 -150018. Как отмечает Р. Санчес, в 1980-е годы остров покинуло чуть менее 100 человек. Основная причина их отъезда может определяться как экономическая19.

С середины 1960-х годов кубинские власти попытались взять под контроль активность еврейского населения на острове. Это проявилось прежде всего в попытках политизировать еврейские праздники. Так, Песах, например, предлагалось рассматривать не просто как традиционный иудейский праздник, но как праздник национального освобождения. Для еврейской интеллигенции периодически устраивались лекции по таким темам, как "Библия и еврейское влияние на жизнь и творчество Хосе Марти". Кроме того, по радио проводилась еженедельная тридцатиминутная программа на идише - единственная в тот момент программа на кубинском радио на иностранном языке20. Все это привело к тому, что в 1965 году 90% кубинских евреев, включая всех раввинов и мохелов, покинули остров21.

До определенного момента Ф. Кастро поддерживал и дружеские отношения с Израилем. Желавшим выехать туда евреям не создавалось никаких препятствий.

Они имели право взять с собой все свое имущество, а перевозка осуществлялась с помощью кубинской авиации. Фактически последовавший в 1973 году разрыв дипломатических отношений между Израилем и Кубой был осуществлен под нажимом Советского Союза. Другим фактором выступало Движение неприсоединения, в которое входили антиизраильски настроенные арабские государства.

Внешняя политика Кубы, переориентированная на поддержку Палестины в ее конфликте с Израилем, создавала ряд неудобств для внутренней жизни кубинских иудеев. Так, на территории Кубы находились тренировочные лагеря для палестинцев. Также проводились и различные антиизраильские кампании, в том числе по запрету определенной литературы. В частности, на Кубе были запрещены к изданию книги Анны Франк, Исаака Баше-вича Зингера, Эли Вайсера.

В результате своей основной целью кубинский иудаизм сегодня видит обращение в веру тех евреев, которые проживали на острове, но в силу политической ситуации в предыдущие десятилетия оказались вне религиозной общины. Ситуация осложнялась и тем, что в отличие от других религиозных конфессий, иудаизм не мог привлекать в свои ряды новых сторонников со стороны. Таким образом, основная работа была сосредоточена с самого начала на еврейском населении, в первую очередь - молодежи.

Не имея достаточных ресурсов для возрождения активной религиозной деятельности (главным образом финансовой), кубинское сообщество обратилось к Американскому еврейскому объединенному комитету, который представил добровольцев и оказал определенную материальную помощь кубинским иудеям.

Если в Гаване к началу 1990-х годов продолжали действовать три синагоги, то в других областях страны ситуация не была столь благоприятной. Раввины обратились к наиболее активным членам общины с просьбой о помощи. В результате по всей стране стали возникать еврейские центры. Раввинский трибунал, состоящий из членов Объединенных синагог Америки, одобрил начатые кубинскими иудеями преобразования.

К 1989 году, согласно ряду исследований, еврейское сообщество на Кубе было представлено в количестве порядка 900 человек или 305 семей. Из них 635 (70%) человек были рождены от еврейских матерей, остальные были евреями по отцам. Из 194 пар только в 14 оба партнера были евреями22.

Ситуация начала меняться с 1991 года, когда официально религия вышла из-под прессинга идеологии. Как отмечает кубинская еврейка, профессор антропологии Мичиганского университета Рут Бехар, живущая в США, когда в 1991 году она приехала на Кубу, то обнаружила, что синагога "Бет Шалом" стала своеобразным эпицентром еврейской жизни в Гаване, где кубинские евреи пытались после революционного расцвета предыдущих десятилетий выяснить, что значит быть евреем открыто23.

В 1990-е годы многие кубинские евреи покинули остров, устремившись в первую очередь в США. В то же время оставшиеся начали активный поиск идентичности. Именно в этот период наблюдается определенный всплеск иудаизма, когда неевреи в традиционном смысле (рожденные от отца- еврея) стали активно принимать гиюр, обращая в иудаизм также и своих детей.

По словам Ивана Глайта, который является менеджером кубинских программ от Американского еврейского объединенного комитета и контролирует все иудейские общины на острове, к началу 90-х годов ситуация выглядела следующим образом: "Когда у них было семь человек в комнате, на которых приходилось три Торы, они называли это "Кубинский минь-ян""24. Ирония Глайта понятна и очевидна, ведь по иудейским традициям миньян, то есть кворум, необходимый для совершения богослужения и молитвы, составляет не менее десяти человек.

В сложившейся в 1990-е годы ситуации еврейское сообщество США активно помогало кубинским иудеям не только материально, но и организационно. На Кубу приезжали специалисты, помогавшие в том числе и возрождению непосредственно религиозной традиции. Они помогали в проведении обрядов, свадеб по еврейским канонам и так далее.

Сегодня Куба официально не признает государство Израиль. Разорванные в

1973 году дипломатические отношения продолжают таковыми и оставаться. Несмотря на это, кубинцы имеют возможность через канадское посольство в Гаване делать соответствующие документы для последующей эмиграции в Израиль. С 1995 года около 400 кубинских евреев воспользовались этим правом25.

Перемещение евреев с Кубы в Израиль получило название "Операция Сигара". Суть ее заключалась в трехстороннем соглашении между Кубой, Канадой и Израилем, по которому все документаци-онные дела на себя брала канадская сторона. Следует отметить, что, вероятно, именно количество поданных в канадское посольство документов заставило Ф. Кастро появиться на праздновании Ханнуки в синагоге "Бет Шалом" в 1998 году.

В том же 1998 году с визитом на Кубе находился папа римский Иоанн Павел II, который 25 января провел встречу с некатолическими конфессиями на острове. В этой встрече приняли участие и представители иудаизма. Обращаясь к ним, папа сказал: "Я также хочу адресовать особое приветствие еврейскому сообществу, представленному здесь. Ваше присутствие -красноречивое выражение братского диалога, нацеленного на лучшее взаимопонимание между евреями и католиками, который благодаря Второму Ватиканскому Собору стал еще более широким. С Вами мы разделяем общее духовное наследие, уходящее корнями в Священное Писание. Возможно, Бог, Создатель и Спаситель, поддерживает наши совместные усилия идти вместе, и, поощренные божественным словом, мы можем расти в вере и пылкой любви к Нему. Возможно, все это когда-нибудь найдет свое выражение в эффективных действиях на пользу каждого человека"26.

Сдержанное отношение кубинских властей к своим соотечественникам-иудеям хорошо видно по состоянию старейшей сифардской синагоги Гаваны "Шевет Ахим", которая из-за своего плачевного состояния (фактического разрушения здания, в котором она располагалась) была вынуждена закрыть двери в 1995 году. В результате сегодня, как отмечает Рут Бе-хар, "единственным свидетельством се-фардского наследства на Кубе остается

"Центр евреев-сефардов"27. Но и этот Центр к началу 2000-х годов пришел в упадок. Весьма показательно, что большую его часть арендовали последователи афроку-бинской сантерии,28 и каждый полдень там "через стенку можно слышать песнопения в честь афрокубинских богов - оришей"29.

Восстановление иудейской традиции происходит сегодня на Кубе главным образом с помощью зарубежных еврейских пожертвований. Так, в 1995 году была вновь открыта синагога в Сантьяго-де-Куба, в здании которой с 1979 года размещалась танцевальная студия.

В то же время следует отметить, что в 2005 году в еще одной ортодоксальной гаванской синагоге "Адат Израэль" была восстановлена единственная в Гаване миква -ванна для ритуальных омовений в иудейской традиции. При этом до восстановления миквы кубинские евреи, безусловно, соблюдали требование совершения очищающих ритуальных омовений, но совершали их прямо в море под присмотром раввинов. Так как синагога "Адат Израэль" патронируется ортодоксами из Хабад-Любавич, службы здесь проходят ежедневно, а читать Тору и вести службу могут лишь мужчины.

Серьезной на сегодняшний день является проблема с религиозным иудейским образованием на Кубе. При синагогах открыты воскресные школы для желающих ближе познакомиться с еврейской религией, языком и культурой, но официально правительство не позволяет религиозному образованию институализироваться. По мнению некоторых кубинских евреев, власти фрагментарно нарушают Декларацию прав человека, которая провозглашает права родителей на образование для своих детей.

Кубинские евреи крайне обеспокоены и кампанией правительства по информированию населения о ситуации вокруг арабо-израильского конфликта. По их мнению, правительство дезинформирует граждан о реальном положении вещей, а правдивая информация поступает на остров лишь через приезжающих на Кубу евреев.

Говоря о кубинских евреях, безусловно, следует делать оговорку, что сегодня на Кубе всего около 25 так называемых "чистых" евреев, то есть родившихся от еврейских отца и матери30. Но попытка обрести

свою этническую и религиозную идентификацию ведутся сегодня в диаспоре крайне активно. Ежегодно организуются так называемые лагеря (Majanot), где евреи со всего острова изучают еврейский (иудейский) образ жизни и традиции своего народа. Кроме этого, как отмечает Э. Садрас-Рон, религия во многом обеспечила возможность для кубинцев преодолеть политические ограничения на связи с международным сообществом: религиозные миссии как на самой Кубе, так и вне ее - это дверь в международное сообщество31.

Подводя итоги, следует отметить, что история и современное положение иудаизма на Кубе говорит о традиционном для этой религии феномене самосохранения даже в самых сложных условиях. Если на первом этапе, до Революции 1959 года, кубинские иудеи еще могли поддерживать связь со своими единоверцами в Латинской Америке и, в первую очередь в США, то после прихода к власти Ф. Кастро они оказались фактически в полной изоляции. Казалось бы, за более чем тридцать лет (до 1991 года) столь малочисленная диаспора могла полностью раствориться и потерять свою религиозную самоидентификацию. Но иудаизм в очередной раз продемонстрировал способность к выживанию, поступаясь частностями, но сохраняя свою сущность.

1 Weiner R. Jews in Cuba. Адрес доступа: http://www.israelfound.com/Cuban-Jews.php

2 По-исп. marrano означает "свинья". Существуют, однако, и другие версии этимологии термина "marrano": ивр. ошайъ тйпэ (мар'ит аин, "внешняя видимость"); арам. ош арес (мар анус, "принужденный"); ивр. оеошэ (мумар, "выкрест") с испанским окончанием "ano"; араб. тига'Ьээ ("ханжа"); или даже из церковного проклятия лат. anathema maranatha.

3 Лебедев Н. Сахар, сигары и евреи. Адрес доступа: http://www.jewish.ru/history/ facts/2011/06/news994297761.php

4 Asis M. Judaism in Cuba 1959-1999. ICCAS Occasional Series. 2010. P. 3

5 Энциклопедия еврейских родов и фамилий. Адрес доступа: http://www.jewage.org

6 Congregation B'nai Zion. Адрес доступа: http://www. binaizionkw.org/history.htm

7 Weiner R. Jews in Cuba. Адрес доступа: http://www.israelfound.com/Cuban-Jews.php

8 Снитковский В. Местечки Карибского моря. Куба: Первые шаги Луиса де Торреса // Еврейский мир (русскоязычная газета Америки). 2008. 13 янв. № 3.

9 Asis M. Judaism in Cuba 1959-1999. ICCAS Occasional Series. 2010. P. 5.

10 Corrales M. The Chosen Island: Jews in Cuba. Chicago: Salsedo Press. 2005. P. 191.

11 Kersffeld D. "Polacos" en cuba: primeros pasos del comunismo judio en la isla//Revista Estudios. No. 23, 2010. Адрес доступа: http:// www.estudiosgenerales.ucr.ac.cr

12 Cuban Jewish Community. Historia. Адрес доступа: http://www.chcuba.org/english/ community/history.htm

13 Asis M. Judaism in Cuba 1959-1999. ICCAS Occasional Series. 2010. P. 3.

14 Киперман С. Куба, евреи, Израиль // Еврейский обозреватель. 2006.13/128. Июль.

15 Bearden M. Cuba's Jews: Rebuilding a Religion // The Tampa Tribune. 1998. 4.02.

16 Киперман С. Куба, евреи, Израиль // Еврейский обозреватель. 2006.13/128. Июль.

17 Heft LaPorte H.,Sweifach J., Strug D. Jewish Life in Cuba Today // Journal of Jewish Communal Service. Vol. 84. 2009. No. 3/4. P. 317

18 Fernandez Valderrama C. Una Breve Mirada a la Inmigracion Judia en Cuba. Адрес доступа: http:/ /www.lajiribilla.cu/2001/n11_julio/298_11.html

19 Sanchez R. Tradicion y modernidad: Los judios en Cuba// Revista de Africa y Medio Oriente. 1993. Vol. 10. N? 1-2. P. 143.

20 Киперман С. Куба, евреи, Израиль // Еврейский обозреватель. 2006.13/128. Июль.

21 Kaplan D.E. Fidel and the Jews // Moment. 2004. August. P. 43.

22 Asis M. Judaism in Cuba 1959-1999. University of Miami, 2000. P. 7.

23 Behar R. The Island Called Home. Rutgers University Press, 2007. P. 15.

24 Cuban jews celebrate center's renovation and community's revival. Адрес доступа: http:// www.jewishcuba.org/patron2.html.

25 Judios cubanos se unen los invasores de Palestina en Israel // Revision. 15.01.2009.

26 Meeting with other christian communities. Message Of John Paul II. Sunday, 25 January 1998 -Адрес доступа: http://www.vatican.va/holy_father/ john_paul_ii/speeches/1998/january/documents/ hf_jp-ii_spe_19980125_lahavana-confessioni_en.html

27 Behar R. The Island Called Home. Rutgers University Press, 2007. P. 65.

28 Сантерия (Santeria) - афрокубинская религия, распространенная на Кубе, объединяющая католицизм с религиозными верованиями чернокожего населения (религией йоруба).

29 Behar R. The Island Called Home. Rutgers University Press, 2007. P. 66.

30 Corrales M. The Chosen Island: Jews in Cuba. Chicago: Salsedo Press, 2005. P. 307.

31 Sadras-Ron E. Jewish Identity and Religious Revival in Post-Soviet Cuba // Identity Studies. 2010. P. 18-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.