УДК 339.9(470)+(510)«190/210»
МА ЮЙЦЗЮНЬ
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСАМ СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ПРОГРАММ ОСВОЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КИТАЯ1
Ключевые слова: Дальний Восток, Северо-Восточный Китай, российско-китайское сотрудничество, программы развития, территории опережающего развития, инновации, стратегическое партнерство, региональное сотрудничество.
В статье исследуются проблемы совершенствования взаимодействия России и Китая в процессе реализации стратегических программ развития Дальнего Востока России, с одной стороны, и старых промышленных баз Северо-Восточного Китая - с другой. Отмечается, что программы развития российского Дальнего Востока, принимавшиеся в 1990-е годы, оказались ресурсно не обеспеченными, а потому не были выполнены. На современном этапе, когда Россия ставит перед собой масштабные задачи развития региона, одним из важных ресурсов роста должно стать расширение сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Обоснован вывод о том, что существуют необходимые предпосылки для успешной реализации программ развития, прежде всего, политические, связанные со стратегическим партнерством двух стран.
MA, YUTSZYUN
NEW APPROACHES TO COOPERATION QUESTIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FAR EAST OF RUSSIA DEVELOPMENT PROGRAMS AND THE REVIVAL OF NORTHEASTERN CHINA
Keywords: Far East, Northeast China, Russian-Chinese cooperation, development programs, territories for advanced development, innovations, strategic partnership, regional cooperation.
The article examines the problems of improving the interaction between Russia and China in the process of implementing strategic programs for the development of the Russian Far East, on the one hand, and the old industrial bases of Northeast China, on the other. It is noted that the programs for the development of the Russian Far East that were adopted in the 1990s were resource-poorly provided, and therefore were not met. At the present stage, when Russia sets itself ambitious tasks for the development of the region, expansion of cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China should be an important resource for growth. The conclusion is substantiated that there are necessary prerequisites for the successful implementation of development programs, primarily political ones related to the strategic partnership of the two countries.
В 2015 году в России был принят ряд правительственных постановлений о развитии территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке России («Комсомольск», «Надеждинская», «Хабаровск», «Белогорск» и пр.). Эти нормативные акты стали практическим отражением важного стратегического решения, основанного на долговременном курсе, выработанном еще в 1990-е годы, и открывшего новую страницу в истории развития Дальнего Востока.
Развитие Дальнего Востока России получает новый импульс также на основе всестороннего сотрудничества между Китаем и Россией. Поэтому, как Китай, так и Россия должны использовать возможности новой политики для развития всестороннего сотрудничество между двумя странами, повышать уровень экономического взаимодействия, расширять сферы сотрудничества между двумя странами и содействовать всестороннему развитию стратегического сотрудничества между двумя странами, являющегося основой их отношений.
1 Проект Национального фонда социальных наук: «Развитие Дальнего Востока России и региональное сотрудничество в активизации Северо-Восточного Китая (15BGJ032)»; Проект Фонда социальных наук провинции Хэйлунцзян: «Исследование неэкономических факторов, влияющих на сотрудничество Китая и России в рамках «Один пояс - один путь» (170ХВ027)
I. Новые меры по освоению Дальнего Востока России
1) Стратегия освоения Дальнего Востока России
С момента распада СССР и провозглашения суверенитета Российской Федерации, Россия настойчиво пытается осуществлять программы освоения Дальнего Востока. В течение 1990-х годов - с момента прихода к власти Б.Н. Ельцина, российское правительство сформулировало целый ряд программ освоения Дальнего Востока, однако из-за ограниченности ресурсного обеспечения, существенного прогресса в освоении Дальнего Востока достичь так и не удалось.
В частности, Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. №480 была принята Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года». В этой связи отмечалось, что эта программа имеет важное стратегическое значение для развития региона, для укрепления связей Дальнего Востока с соседними странами, прежде всего, для расширения взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Однако из-за нехватки средств, государственные и местные бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию программы, составили лишь 24% от необходимых средств. Следует также признать, что цели и задачи программы, а также механизмы их исполнения были не вполне ясны, а системы управления и надзора - слабо проработаны. Поэтому программа выполнялась с большими трудностями и, в конечном счете, реализована в полной мере не была.
Самое серьезное значение развитию Дальнего Востока изначально придавал и президент В.В. Путин, считавший принципиально важным осуществление программы содействия социально-экономическому развитию Дальнего Востока. Знаковой вехой на пути развития данной стратегии стало утверждение Правительством РФ 28 декабря 2009 года «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». (СЗ РФ. 25.10.2010. №4. Ст.421).
Согласно сформулированным здесь целям, за период 2010-2025 гг. средний ежемесячный доход на душу населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе вырастет с 19 до 66 тысяч рублей. Средняя жилплощадь на душу населения вырастет с 19 до 23.2 квадратных метров. Удельный вес инновационных продуктов вырастет с 8.9% до 16.0%.
2) Стратегия развития севера-востока Китая.
В 2003 году, Китайское правительство приняло «Стратегию возрождения старых промышленных баз Северо-Восточного Китая» и создало ведущую группу Государственного Совета по возрождению старых промышленных баз Северо-Восточного Китая, чтобы максимально форсировать региональное экономическое развитие. В 2007 году был утвержден «План возрождения Северо-Восточного Китая», в котором была поставлена задача осуществить полное возрождение Северо-Восточного Китая за 10-15 лет.
Возрождению старых промышленных баз Северо-Восточного Китая в немалой степени могло способствовать техническое сотрудничество с Россией. В свою очередь, для освоения Сибири и Дальнего Востока России также немалую роль могли сыграть китайские инвестиции, технологии и рабочая сила. В данном контексте, для осуществления координации стратегий освоения двух смежных районов, в 2009 году руководители двух стран подписали «Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на период 2009-2018 гг.» [1].
Стыковки стратегии освоения Дальнего Востока России со стратегией освоения Северо-Востока Китая, с одной стороны, должно было содействовать углублению экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а с другой -совершенствовать механизмы сотрудничества Северо-Восточной Азии в сфере безопасности. В целом, программа способствовала расширению сферы китайско-российского сотрудничества и содействовала переходу к новой модели сотрудничества двух стран.
Благодаря последовательному курсу на развитие двустороннего сотрудничества, в последние годы быстро растет Китайско-Российская торговля. По данным китайской
таможенной статистики, в 2009 году - т.е. в год финансового кризиса, объем торговли между Китаем и Россией составил 38.8 млрд. долл. США. В 2010 году он вырос до 55.5 млрд. долл. США, а в 2011 году составил уже 79.3 млрд. долл. США. Конечно, из-за влияния мирового экономического кризиса темпы роста торговли объективно сдерживались. Тем не менее, в 2012 году объем китайско-российской торговли достиг 88.2 млрд. долл. США.
В 2012 году В.В. Путин посетил с официальным визитом Китай, а в 2013 году вновь избранный Председатель КНР Си Цзиньпин отправился в свою первую зарубежную поездку - в Россию. Новый лидер Китая много раз подчеркивал, что курс на приоритетное развитие двусторонних связей с Россией остается для КНР неизменным. Китай считает Россию самым важным стратегическим партнером. По утвержденному лидерами двух стран плану, объем двусторонней торговли увеличится до 200 млрд. долларов США к 2020 году. 25 октября 2012 года. На встрече с членами Международного дискуссионного клуба «Валдай», В.В. Путин подчеркнул, что для достижения этой цели нужно сделать следующее. Во-первых, всемерно развивать торговлю, импортировать потребительские товары из Китая и экспортировать энергетические продукты в Китай. Во-вторых, активно развивать инвестиционные процессы, совершенствовать сотрудничество в сфере ядерной энергетики, авиации, космонавники и т.д. В-третьих, активизировать финансовое сотрудничество, переходить к рассчетам в своих национальных валютах.
По мере углубления реформ, важно всемерно совершенствовать двусторонние экономические структуры. На существующей основе следует развивать экспортно-ориентированную экономику. Поэтому для Китая особенно важно укреплять сотрудничество с Дальним Востоком России, который обладает богатыми природными ресурсами. В августе 2014 года Государственный Совет издал «мнения о поддержке курса на возрождение старых промышленных баз Северо-Восточного Китая». Государственный комитет КНР по развитию и реформам совместно с правительствами северо-восточных провинций подготовили «План возрождения Северо-Востока».
В этих документах особо подчеркивалось, что в процессе возрождения СевероВосточного Китая нужно развивать экспортно-ориентированную экономику, в том числе укреплять сотрудничество с Дальним Востоком России. Следует расширить сотрудничество с регионом Северо-Восточной Азии и развитыми странами, укреплять стыковку стратегий «возрождения Северо-Восточного Китая» и «освоения Дальнего Востока России», запустить механизм китайско-российского сотрудничества в сфере освоения Дальнего Востока России. Особенно важно продвигать Китайско-Российское сотрудничество на основе реализации крупномасштабных проектов в сфере энергетики, минеральных ресурсов и обрабатывающей промышленности. Следует углубленно анализировать потенциал развития и возможности внешнего сотрудничества Северо-Восточного региона, особенно использовать возможность освоения Дальнего Востока, эффективно увязывать стратегии развития и возрождение Северо-Восточного Китая и освоения Дальнего Востока России. Образно говоря, «парусам экономики» освоения Дальнего Востока необходимо поймать «судно китайского экономического развития».
История доказала, что только собственными силами России трудно завершить освоение Дальнего Востока. Поэтому правительствам обеих стран необходимо думать над тем, чтобы на основе отмеченных выше стратегий создать условия, которые благоприятствовали бы Китайско-Российскому сотрудничеству, поднимали уровень этого сотрудничества, улучшали структуру региональной торговли, повышали объемы и качество торговли.
Потенциал для развития сотрудничества сегодня сторонами еще не реализован в полной мере. Хотя в 2014 году Китайско-Российский товарооборот вырос на 6.8%, - до 95.3 млрд. долл., эта цифра составляла всего 1/6 объема Китайско-Американской торговли, 1/5 объема Китайско-Японской торговли и 1/5 объема Китайско-Корейской торговли. Очевидно, что такие объемы взаимодействия не отвечают современному уровню Китайско-Российских отношений партнерства и стратегического взаимодействия. Одновременно остается
совершенно недостаточной и доля взаимных инвестиций в общей сумме привлечения иностранных инвестиций. К концу 2013 года Китай инвестировал капитал в Россию в общей сумме 30 млрд. долларов [2].
II. Новые пути состыковки программ осуществления возрождения СевероВосточного Китая и освоения Дальнего Востока России.
По практическим соображениям Россия придает все большее значение Азиатско-Тихоокеанскому региону. Именно развитие Дальнего Востока позволяет ей поймать экспресс экономического роста Азиатско-Тихоокеанского региона. В данной связи, Россия планирует проводить переговоры о свободной торговле с странами АТЭС, способствует развитию торговли и инвестиционного сотрудничества, повышает конкурентоспособность своих предприятий.
Развитие экономики и освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока требует значительных инвестиций, поэтому необходимо укрепить международное сотрудничество, рационально и эффективно использовать потенциал Азиатско-Тихоокеанского региона, привлечь отсюда капиталы и технологии. Это позволит превратить Сибирь и Дальний Восток в центр снабжения продовольствием, сырьем и энергией всего Азиатско-Тихоокеанского региона, а также организовать здесь трансевразийский транспортный коридор.
Необходимо придавать серьезное значение существующим вызовом и проблемам в китайско-российском сотрудничестве.
Во-первых, вслед за повышением уровня китайской и российской экономик, торговая форма взаимодействия все более нуждается в дополнении ее сотрудничеством в сфере инноваций. На протяжении 20 лет модель китайско-российской торговли не изменяется. Она по-прежнему остается в основном торговлей сырьевой и торговлей потребительскими товарами. Россия, реализуя стратегию модернизации экономики, неизбежно будет изменять модель экспорта сырья и, привлекая инвестиции, будет развивать перерабатывающую промышленность и поощрять глубокую переработку сырья. Инвестиции в данную сферу будут способствовать и развитию торговли.
Во-вторых, Китай, Япония и Корея являются основными торговыми партнерами Дальнего Востока России. В импортной структуре товаров, китайские товары являются сегодня главными потребительскими товарами с низкой добавленной стоимостью. Японско-российское и корейско-российское торгово-экономическое сотрудничество также должно повлечь за собой расширение инвестицией. Между Китаем, Японией и Кореей не только существует конкуренция; здесь имеются также богатые возможности сотрудничества. В-третьих, необходимо изменять стереотипы, мешающие понять, что быстрое экономическое развитие Китая не только порождает конкуренцию, но и приносит новые возможности для развития Дальнего Востока.
2) Разработка новых форм торговли.
Сегодня очевидна необходимость в расширении сферы торговли, оптимизации ее структуры. При этом на путях поиска новых точек для роста торговли должен соблюдаться разумный торговый баланс. Необходимо разработать новые формы торговли, развивать трансграничную электронную коммерцию и другие новые виды коммерческой деятельности, создавать и улучшать систему содействия торговле услугами, укреплять и расширять традиционные отрасли торговли, активно развивать современную торговлю услугами. Инвестиции и торговля должны быть объединены для того, чтобы инвестиции способствовали развитию торговли.
2) Расширение инвестиции в Россию
Центральному правительству необходимо поддерживать возможность для капиталовложений провинции Хэйлунцзян, расширять инвестиции в Россию в сфере сельского хозяйства, лесного хозяйства и энергии, укреплять сотрудничество в сфере строительства, развития инфраструктуры, содействовать реализации больших проектов, стимулировать развитие реальной экономики. Поскольку инвестиции способствуют
развитию торговли, через рынок Дальнего Востока необходимо расширять рынок всего Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы и Центральной Азии. Поэтому особенно важно успешно реализовать выполнение «программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая на 2009-2018 годы», в рамках ШОС распространить такие проекты на Сибирь.
3) Продвижение реализации инициативы «один пояс и один путь» вместе с Россией, усиление жизнеспособности развития китайско-российского регионального сотрудничества.
Сегодня Россия активно развивает программы строительства транспорта и инфраструктуры, которые совпадают с реализацией проекта «одного пояса и одного пути» Китая. Реализация прорывных проектов развития инфраструктуры, в том числе строительство железных дорог, представляет важное значение для развития Дальнего Востока и одновременно имеет важное стратегическое значение для содействия сотрудничеству в рамках Китайско-Российского пограничного региона. В этой связи, в Китайско-Российском пограничном регионе важно осуществлять строительство пограничного «международного большого пути», укреплять связи сторон, открывая и осваивая зоны трансграничного экономического сотрудничества, осуществлять трансграничную экономическую интеграцию и продвигать процесс экономической интеграции в целом. Одновременно необходимо поддержать строительство инфраструктуры приграничных портов, дорог, промышленных парков и т.д.
4) Мобилизация активности Российской стороны и продвижение сотрудничества Китайско-Российского крупных проектов.
В настоящее время, на наш взгляд, сотрудничеству между Китаем и Россией недостает крупных местных проектов. Между тем, совместными усилиями обеих сторон, на основе углубления энергетического сотрудничества и исследования новых технологий, сегодня в рамках приграничных регионов возможно успешно продвигать сельское, лесное сотрудничество и т.д. Это позволит успешнее сбалансировать интересы обеих сторон, повысить благосостояние и улучшить уровень жизни населения [3].
5) Расширение подряда на строительство и трудового сотрудничества
Долгое время на Дальнем Востоке существует серьезный дефицит рабочей силы. В текущее время трудовое сотрудничество с Россией сосредоточивается на Дальнем Востоке. Провинции Хэйлунцзян следует использовать свой потенциал, связанный с наличием трудовых ресурсов, усиливать и расширять трудовое сотрудничество с соседними российскими регионами, которое стимулирует экспорт соответствующего оборудования и технологий, повысит уровень и качество сотрудничества.
Литература и источники
1. Ма Юцзюнь: Исследование для ускорения реализации китайско-российского плана сотрудничества в СевероВосточном Китае // Общественные науки Хэйлунцзяна.. - 2013. - №1. (на китайском языке)
2. Чжоу Яньли. Китайско-российский торговый объем до 2020 г достигает в 200 миллиардов долларов // Северо-Восточная Азия. - 2016. - №4. (на китайском языке)
3. Лю Шуан, Ма Юйцзюнь, Чжун Цзяньпин: Обзор и анализ развития инфраструктуры в приграничных районах Китая и России// Евразийская экономика. 2017. № 1. (на китайском языке)
References and Sources
1. Ma YUczyun': Issledovanie dlya uskoreniya realizacii kitajsko-rossijskogo plana sotrudnichestva v Severo-Vostochnom Kitae // Obshchestvennye nauki Hehjlunczyana.. - 2013. - №1. (na kitajskom yazyke)
2. CHzhou YAn'li. Kitajsko-rossijskij torgovyj ob"em do 2020 g dostigaet v 200 milliardov dollarov // Severo-Vostochnaya Aziya. -2016. - №4. (na kitajskom yazyke)
3. Lyu SHuan, Ma YUjczyun', CHzhun Czyan'pin: Obzor i analiz razvitiya infrastruktury v prigranichnyh rajonah Kitaya i Rossii// Evrazijskaya ehkonomika. 2017. № 1. (na kitajskom yazyke)
МА ЮИЦЗЮНЬ - доктор наук, профессор, директор Института России Академии Общественных наук провинции Хэйлунцзян.
MA, YUTSZYUN - Doctor of Science, Professor, Director of the Institute of Russia of the Academy of Social Sciences of Heilongjiang Province.