УДК 339.5 (470+510)
МА ЮЙЦЮНЬ
О НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И
ПРОВИНЦИЕЙ ХЭЙЛУНЦЗЯН1
Ключевые слова: китайско-российское сотрудничество, региональное сотрудничество, Хэйлунцзян, Дальний Восток, территории опережающего развития, торговые отношения, инвестиции.
В статье исследуется проблема развития китайско-российского экономического сотрудничества на современном этапе. Отмечается, что принятие в конце 2014 года Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» способствовало достижению положительных результатов. По мнению автора, это самая эффективная программа в рамках политики развития Дальнего Востока. Особо отмечено, что за последние 10 лет, в связи с ускоренным развитием, Дальний Восток привлек больше иностранных инвестиций, хотя проблемы в данной сфере по-прежнему сохраняются. Отличительной чертой последнего времени является развитие малых и средних предприятий (МСП) на Дальнем Востоке. Вместе с тем, отсутствие должного развития сотрудничества крупных государственных предприятий оказало не лучшее влияние на масштабы и уровень взаимодействия между двумя странами. Особое внимание уделено опыту сотрудничества с Россией провинции Хэйлунцзян, имеющей для этого благоприятные условия и географические преимущества. Отмечается, что важное значение сегодня приобретают инвестиционные и инфраструктурные проекты. С 2018 года, в соответствии с новыми характеристиками сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Россией, на основе «одного пояса, одного пути» провинциальное правительство предложило стратегический план - «одно окно, четыре района».
MA, YUTSZYUN
ABOUT NEW OPPORTUNITIES FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE HEYLUNJIAN
PROVINCE
Keywords: Sino-Russian cooperation, regional cooperation, Heilongjiang, the Far East, territories of priority development, trade relations, investments.
The article explores the problem of the development of Sino-Russian economic cooperation at the present stage. It is noted that the adoption at the end of 2014 of the Federal Law "On Territories of Advance Social and Economic Development in the Russian Federation" contributed to the achievement of positive results. According to the author, this is the most effective program in the framework of the development policy of the Far East. It was especially noted that over the past 10 years, due to accelerated development, the Far East has attracted more foreign investment, although problems in this area still remain. A distinctive feature of recent times is the development of small and medium enterprises (SMEs) in the Far East. At the same time, the lack of proper development of cooperation between large state enterprises had not the best effect on the scale and level of interaction between the two countries. Particular attention is paid to the experience of cooperation with Russia in Heilongjiang province, which has favorable conditions and geographical advantages for this. Particular attention is paid to the experience of cooperation with Russia in Heilongjiang province, which has favorable conditions and geographical advantages for this. It is noted that investment and infrastructure projects are gaining importance today. Since 2018, in accordance with the new characteristics of cooperation between Heilongjiang and Russia, on the basis of "one belt, one way", the provincial government has proposed a strategic plan -"one window, four districts".
Со времени приобретения независимости Россия была привержена курсу на развитие Дальнего Востока. Начиная с администрации Б.Н. Ельцина и вплоть до последнего президентского срока В.В. Путина, Россия последовательно принимала стратегии по развитию Дальнего Востока, однако, ввиду нехватки финансовых и иных ресурсов, развитие Дальнего Востока проходило медленно.
1. Новые меры по развитию Дальнего Востока России.
1.1. Прогресс достигнут благодаря программам опережающего развития.
С 2018 года темпы развития российского Дальнего Востока ускорились и политика «взгляда на восток» стала важной составляющей в вопросе оживления всей экономики России.
1 Исследовательский проект Секционного фонда (15BGJ032) «Исследование регионального сотрудничества между Дальневосточным развитием России и активизацией Северо-Восточного Китая» и Проектом Фонда социальных наук провинции Хэйлунцзян (17GJB027) «Исследование неэкономических факторов, влияющих на сотрудничество России и России в рамках Пояс и Дорога»
Путем осуществления ряда комплексных мер, нынешняя российская администрация закрепила динамику развития Дальнего Востока. По мере стабилизации ситуации во всем Северо-Восточном регионе Азии, потенциал российского Дальнего Востока будет все более крепнуть. Принятие в конце 2014 года Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» способствовало достижению положительных результатов за последние четыре года. Представляется, что это самая эффективная программа в рамках политики развития Дальнего Востока. Отмеченным законом был создан правовой механизм и определены меры государственной поддержки создания на российском Дальнем Востоке передовых зон социально-экономического развития, в том числе за счет упрощения инвестиционных процедур и налоговых льгот. К октябрю 2018 года Дальневосточная зона опережающего развития увеличилась до 18 ТОР, из которых 17 уже начали свою деятельность. Всего в Хабаровском крае были созданы 6 ТОР, в Приморском - 2, в Амурской области - 2, в Якутии - 1, в Еврейской автономной области - 1 и на Камчатке - 1.
Согласно Федеральному закону, в первые три года реализации закона посредством ТОР проверялись механизмы реализации закона и правоприменительная практика. Через два-три года было принято решение распространить практику на всю территорию России, что для Дальнего Востока означало приоритетное развитие.
Эффект от реализации программ ТОР очевиден для всех. По состоянию на октябрь 2018 года количество предприятий, утвержденных в качестве участников проекта «Один пояс, один путь», достигло 1275, общий же объем инвестиций составил 28 500 трлн. рублей (с возможностью открытия 109 000 новых рабочих мест). Предприятия, утвержденные для проекта «Один пояс, один путь», в основном, являются российскими предприятиями, 76 предприятий - с иностранным участием. Планируемые инвестиции составляют 253,2 млрд. рублей. Среди них - 40 китайских компаний с общим объемом инвестиций в 193 млрд. рублей.
Долгое время условия привлечения иностранных инвестиций на российский Дальний Восток были неудовлетворительными. Другими словами, внешняя политика Дальнего Востока не была признана иностранным капиталом. Однако ТОР разработал спецификации для иностранных инвестиций. Например, национальные и местные инспекции отдельных типов должны проводиться государственными и муниципальными регулирующими органами в рамках совместной проверки. Продолжительность обычной проверки не превышает 15 рабочих дней. Для предприятий среднего масштаба общее время проведения обычных проверок не должно превышать 40 часов в год, а для малых и микропредприятий не должно превышать 10 часов в год. Если национальные и муниципальные регулирующие органы, проводящие проверки, делают необходимым проведение сложных и/или длительных специальных расследований и оценок, время проверки может быть продлено, но для малых предприятий оно не должно превышать 10 рабочих дней. С точки зрения налогообложения новый ТОР предполагает больше налоговых льгот. Предусмотрен ряд льгот в плане НДС, импорта товаров, материалов, услуг. Подоходный налог, включенный в федеральный бюджет, равен нулю, а налог на прибыль, включенный в местный бюджет, будет составлять 5% в течение 10 налоговых периодов; темп роста не будет превышать 10%. Льготы также предусмотрены в плане налогов на имущество, на землю. Кроме того, Департамент развития Дальнего Востока настаивал на установлении страховой ставки 7,6% для поселенцев ТОР.
1.2. Активно строить платформу для общения и сотрудничества с миром с целью создания хорошей атмосферы для развития Дальнего Востока
Дальний Восток активно привлекает инвестиции со всего мира и тем самым улучшает инвестиционную среду в регионе. В частности, используются различные формы сотрудничества с соседними странами, создается хорошая атмосфера для развития Дальнего Востока.
В ходе сотрудничества в 2018 г. стороны добились замечательных результатов. Основываясь на целях регионального сотрудничества, Китай и Россия в 2018-2019 гг. установили достаточно крепкие контакты в плане регионального сотрудничества. Согласно высокоуровневому планированию двух стран, китайско-российское региональное
177
сотрудничество в текущем году уже включает в себя 25 провинций и городов-побратимов, расположенных на Дальнем Востоке РФ и в Китае. Благодаря этой работе, Дальний Восток РФ получил возможность развития как приграничной территории, способной привлекать иностранных инвесторов, в том числе и из Китая.
Для того, чтобы облегчить работу по международному сотрудничеству, инновационные механизмы на Дальнем Востоке России предусматривают внедрение системы электронных виз, предоставление инвесторам налоговых льгот, упрощение импортно-экспортных операций. В 2017 году количество китайских предприятий, участвующих в проекте «Один пояс, один путь» на российской территории увеличилось на 1/3 и достигло 28 единиц. Согласно данным Главного управления таможенных служб Китая, объем торговли между КНР и РФ в январе-октябре 2018 г. составил 87,246 млрд. долларов США, увеличившись в годовом исчислении на 28,2%. Экспорт из Китая в Россию составил 39,272 млрд. долларов США, что на 13,0% больше, чем в предыдущем году. Импорт Китая из России составил 47,974 млрд. долларов США, что на 44,0% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом же, в 2018 году китайско-российский товарооборот превысил отметку в 100 миллиардов долларов. По данным российской статистики, с января по август 2018 года объем торговли Дальнего Востока и Китая составил 5,865 млрд. долл. США [1]. С точки зрения структуры торговли, импортная и экспортная торговля между двумя сторонами является взаимодополняющей. Российская сторона ожидает улучшения баланса торговли и инвестиций, а также оптимизации структуры экспорта товаров в Китай. Согласно российским статистическим данным, в период с 2013 по 2016 г. добавленная стоимость экспорта Китая в Россию продолжала расти. При этом доля продукции строительной техники увеличилась с 59% до 65%, а доля легкой промышленности - такой, как текстиль и обувь, упала с 18% до 12%. Российская сторона надеется, что Китай увеличит свои инвестиции в Россию, поможет экономическому развитию России выйти из модели зависимости от экспорта ресурсов и улучшить структурное качество своего экспорта. Китай также рассчитывает на переход от роста инвестиций в Россию к «качеству и эффективности». В целом, сегодня заложен прочный фундамент для инвестиций с высокой добавленной стоимостью, к примеру, в сфере биомедицины. Конечно, предпосылкой для реализации этих совместных видений являются совместные усилия обеих сторон. С этой целью России необходимо улучшить бизнес-среду, содействовать эффективному развитию преференциальной политики и защищать законные права и интересы инвесторов [2].
Следует особо отметить значение Восточного экономического форума, привлекающего внимание всего мира. 6-7 сентября 2018 года во Владивостоке прошел 4-й Восточный экономический форум. Влияние Восточного экономического форума постоянно усиливается. Ежегодный форум объединяет представителей правительственных учреждений, крупных инвесторов, представителей бизнеса и экспертов различных областей России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Пограничная провинция Хэйлунцзян является важным звеном развития проекта «Один пояс, один путь». Планирование новых идей и новых путей сотрудничества с Россией является одним из важных направлений обеспечения реализации «одного окна и четырех районов» в провинции Хэйлунцзян. Что еще более важно, сотрудничество укрепляется в период, когда западные экономические санкции против России не ослабли, а торговая войны США против Китая продолжает набирать масштабы.
В последнее время Россия стремится активно привлекать иностранные инвестиции. В 2016 году Дальний Восток привлек иностранные инвестиции в размере 11,595 млрд. долларов США, что составляет всего 8,4% от общероссийского показателя. По сравнению с Центральным федеральным округом Дальневосточный федеральный округ привлекает только 14,7% иностранных инвестиций. Однако в 2016 году Дальний Восток привлек гораздо больше иностранных инвестиции и занял по этому показателю третье место в России. В Дальневосточном федеральном округе Сахалин имеет наибольший объем иностранных инвестиций. На его долю приходится 71,5% иностранных инвестиций в регионе. Это на 6,948 млрд. долларов США больше, чем, к примеру, республика Саха (Якутия). В период с 2011 по
178
2016 г. в России обозначилась тенденция снижения притока иностранных инвестиций. Так, за последние 6 лет приток иностранных инвестиций в страну сократился на 41,4%. И только Сибирский и Дальневосточный федеральные округа показали рост этого показателя. Причем Дальневосточный федеральный округ привлекает в 1,6 раза больше иностранного капитала, чем Сибирский федеральный округ. Заметное снижение притока инвестиций ощутили регионы Камчатки, Амурской и Магаданской областей, Еврейский и Чукотский автономный округ. Дальневосточный федеральный округ имел разную степень роста экономики. Наибольший экономический рост имел место в Республике Саха (Якутия) - в 1,9 раза за шесть лет и на 4 процентных пункта по всему Дальнему Востоку.
Таблица 1.
Динамика притока иностранных инвестиций в 2011-2016 гг. в млн. дол.
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Россия 1463 13394 13776
235082 161132 193685 70 9 3
Центральный федеральный округ 172635 95403 121078 8999 0 79509 78575
Северо-Западный 1650
федеральный округ 16240 20773 20650 3 14418 22971
Южный федеральный
округ 2420 2254 2821 2152 2458 2101
Северо-Кавказский
федеральный округ 222 144 67 184 581 388
Приволжский федеральный округ 5261 5252 5936 5026 6556 3351
Уральский федеральный 1696
округ 21027 22997 15742 6 14753 10683
Сибирский федеральный округ 4975 4162 14965 4147 4179 7342
Дальневосточный
федеральный округ 8228 7527 7817 8248 10576 11595
Республика Саха (Якутия) 704 1383 379 228 964 1347
Камчатский край 13 17 13 47 6 2
Приморский край 485 565 369 717 700 872
Хабаровский край 322 75 1070 108 65 544
Амурская область 802 717 762 1005 633 360
Магаданслая область 297 27 761 0,0 758 7
Сахалинская область 4771 4662 4421 5825 7197 8295
Еврейская автономная 0,0
область 114 1 63 49 19
Чукотский автономный
округ 720 80 42 255 204 149
Источник: Российское национальное статистическое управление
Во время форума Китай-Россия ЭКПО, состоявшегося в Харбине в 2018 году, Приморский край предоставил более 20 проектов по привлечению иностранных инвестиций, включая сельское хозяйство, энергетику, полезные ископаемые, образование и охрану окружающей среды. Другие субъекты также проявили готовность привлекать иностранные инвестиции. Что касается китайско-российского сотрудничества, то Китай сегодня, в целом, активен, а российская сторона является более пассивной.
1.3. Экономическое развитие Дальнего Востока внушает оптимизм, создает возможность для иностранного сотрудничества в регионе.
Внешнеэкономические связи являются важной опорой для экономического развития Дальнего Востока. В первые годы распада Советского Союза Дальний Восток изо всех сил пытался преодолеть трудный период путем укрепления международного сотрудничества. Хотя изменения мировой геополитики и мировой модели были очевидны, роль внешней торговли в экономическом развитии Дальнего Востока не уменьшилась, а масштабы контактов стали более широкими.
Тенденция роста внешней торговли на Дальнем Востоке очевидна. В 2018 г. Дальний Восток отчасти избавился от влияния мирового финансового кризиса на экономику, и все аспекты социальной экономики показали хороший импульс развития. Это видно особенно с точки зрения внешнеэкономического и торгового сотрудничества. За первые восемь месяцев 2018 года объем внешней торговли Дальнего Востока составил 20,487 млрд долларов США, увеличившись на 2,281 млрд долларов США, или на 12,5%, с 18,02 млрд долларов США за тот же период 2017 года. Следует отметить торгово-экономические связи с такими странами региона, как Китай, Япония и Южная Корея. Объем торговли Дальнего Востока с Китаем увеличился с 4,74 млрд. долл. США в 2017 г. до 5,865 млрд. долл. США в 2018 году. Экспорт с Дальнего Востока в Китай увеличился с 3,067 млрд. долл. США до 3,746 млрд. долл. США, а импорт - с 1,774 млрд. долл. США до 2,119 млрд. долл. США. Импортная и экспортная торговля между Южной Кореей и Дальним Востоком также изменилась. Общий объем торговли увеличился на 4,3% в 2018 году по сравнению с предыдущим годом. Как показывает статистика, этот показатель не сильно отличался от объема торговли с Китаем. Однако импорт Дальнего Востока из Южной Кореи упал на 51,5%. Объем импорта и экспорта Японии в 20172018 годах сильно не изменился, а самым высоким является то, что экспорт увеличился на 24% в 2018 году. С точки зрения общего объема торговли ситуация с внешней торговлей на Дальнем Востоке не изменилась. Объем торговли Китая, Японии и Южной Кореи составил 74,7% от объема внешней торговли Дальнего Востока, что на 0,2 процентных пункта ниже, чем в предыдущем году.
В последние годы некоторые страны Европы улучшили свою торговлю на Дальнем Востоке. Например, импорт из Бельгии увеличился на 69% по сравнению с 2017 годом, хотя объем торговли здесь по-прежнему невысок. В 2018 году объем импорта составил всего 14,1 млн. долларов США. Это составляет лишь 1,9% от объема торговли Китая на Дальнем Востоке. В 2018 году импорт российского Дальнего Востока из Китая составил 52,8% от общего объема импорта на Дальний Восток. Для сравнения, Индия имеет небольшую долю торговли с Дальним Востоком, которая ежегодно составляет около 500 млн. долл. США или 2,6% от общего объема импорта и экспорта Дальнего Востока. Объём торговли между странами СНГ и Дальним Востоком составляет от 1,06% до 0,36%, что указывает на то, что экономическая взаимодополняемость между ними невелика.
Таблица 2.
Объемы внешней торговли Дальнего Востока РФ в январе-августе 2017-2018 гг. (млн. долл. США)
Январь-август 2017 Годовая Январь-август 2017 Годовая
года сумма года сумма
Импорт экспорт Импорт экспорт
Китай 1718 3056 4774 2119 3746 5865
Корея 775 4276 5051 376 4896 5272
Япония 376 3083 3459 351 3823 4174
Бельгия 8,4 1658 1666,4 14,2 1612 1626,2
Индия 18,8 511 529,8 27,7 512 539,7
СНГ 81 112 193 52 22 74
Общий 4236 13970 18206 4014 16473 20487
13 сентября 2018 года Путин сказал в своем выступлении на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, что экономическая ситуация на Дальнем Востоке лучше, чем в целом
по России. Промышленные темпы роста в 16,6 раза выше, чем в целом по России, а инвестиционные проекты растут с каждым годом. Впервые за последние 20 лет население Дальнего Востока выросло, а темпы роста превышают смертность уже в течение трех лет подряд. Население Дальнего Востока сосредоточено в основном в южном Приморском крае, Амурской области и Хабаровском крае. На долю этих регионов приходится более 80% населения Дальнего Востока. С января по сентябрь 2018 года в Республике Саха (Якутия) родилось 10 086 человек, в том числе 6173 в городах и 3 913 в сельских районах. Коэффициент смертности - 8,2. По сравнению с 2017 годом он увеличился на 1,2 процентных пункта, что свидетельствует о том, что рождаемость медленно растет. Амурская область: в январе-августе 2018 года родились 5975 человек, что на 402 меньше, чем в аналогичный период прошлого года. В течение этого периода население Амура также было относительно подвижным. С января по сентябрь 2018 года население сократилось до 19 407 человек, что на 59 единиц меньше, чем за тот же период в 2017 года. А число людей, которые выехали, составило 20 957 человек, что на 879 человек больше, чем в 2017 году. Приморский край является одним из наиболее быстрорастущих регионов Дальнего Востока России и регионом с самой высокой плотностью населения на Дальнем Востоке. С января по сентябрь 2018 года территория родились 1048 человек, что на 659 человек меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Показатель смертности - 19 440 смертей, что на 353 человека больше. Число иммигрантов составило 56 744 человека, что на 2 257 человек больше, чем в предыдущем году, а зарегистрированное население составило 19 056 человек, что на 989 больше, чем в предыдущем году. Судя по ситуации с развитием населения на Дальнем Востоке, общая ситуация оптимистична, но темпы роста населения медленные. Демографическая тенденция напрямую связана с уровнем регионального развития и оказывает большее влияние на экономический рост.
Отличительной чертой последнего времени является развитие малых и средних предприятий (МСП) на Дальнем Востоке. За последние 10 лет, в связи с ускоренным развитием, Дальний Восток привлек больше иностранных инвестиций, а число российских МСП значительно возросло с начала XXI века. В 2000 году в малых и средних предприятиях на Дальнем Востоке работали 41 000 человек, а в 2016 году этот показатель увеличился в 2,6 раза до 109 000 человек. В период с 2005 по 2016 год количество МСП на Дальнем Востоке увеличилось на 4,3%. За этот период количество совместных китайско-российских малых предприятий увеличилось на 520. В 2016 году количество малых и средних предприятий на Дальнем Востоке было на 38,1% выше, чем в соседнем Сибирском федеральном округе. Темпы роста во всей России также самые высокие. В Дальневосточном федеральном округе наибольшее количество МСП имеют Приморский край и Хабаровский край. В 2016 году в сумме по показателю количества МСП эти два региона составляли 58,7% от всего Дальневосточного федерального округа. В Чукотском автономном округе количество МСП составляет 1 091. Как показывает статистика, этот показатель имеет тенденцию к снижению. В 2016 году он снизился на 42% по сравнению с 2005 годом. Количество сотрудников МСП в расчете на 10 000 сотрудников в Дальневосточном федеральном округе увеличилось в 1,3 раза в 2015 году по сравнению с 2011 годом, что соответствует общероссийскому индексу роста. Среднее количество сотрудников МСП за тот же период увеличилось на 1,03 раза. В 2015 году количество работников МСП на Дальнем Востоке достигло 455,9 тыс. человек, что составляет 4,6% от всей России. Операционная прибыль МСП в 2015 году увеличилась в 2,3 раза по сравнению с 2011 годом. В 2015 году она достигла 1,85 трлн. рублей, что составляет 4,2% всей России и 52,1% от общего ВВП на Дальнем Востоке.
Развитие малых и средних предприятий на Дальнем Востоке является неравномерным. Основная причина объясняется главным образом широким разрывом в уровне экономического развития регионов. В частности, политика развития малых предприятий в районах проживания малых народов не является эффективной, что приводит к медленному развитию малых предприятий. Другая причина заключается в том, что транспортные артерии требуют усовершенствования, труд ограничен, возможности для развития ресурсов сужены, а
181
экономическое развитие ограничено природными условиями. С точки зрения количества выпускаемой продукции, наилучшим полем для развития МСП является оптовая и розничная торговля, за которой следуют строительство, недвижимость, промышленность, транспорт и связь, и, наконец, научные исследования.
Таблица 3.
Статистика данных по МСП Дальнего Востока РФ 2011 по 2015 год [3]
Количество Количество среднее Доход малого
малых и малых и количество и среднего
микропредпр иятий (тыс.) микропредпри ятий на 10 000 сотрудников (за искл. бизнеса (услуг) (млрд.
человек иностранных Руб.)
неполных
рабочих мест)
( тыс.чел. )
2010 2015 2010 2015 2010 2015 2010 2015
Вся Россия 18933, 44124,
1644 2222 115,1 151,7 9790 10378 8 3
Центральный федеральный округ 485 643 126,0 164,4 2855 3078 705,8 16412, 7
Северо-Западный
федеральный округ 221 294 162,7 212,3 1162 1338 2471,5 6933,2
Южный федеральный округ 135 200 97,7 122,3 854 926 1325,2 3059,8
Северо-Кавказский
федеральный округ 42 50 43,7 51,0 235 228 375,2 700,4
Приволжский федеральный округ 301 425 100,8 143,2 2111 2119 307 6973,5
Уральский федеральный округ 148 209 122,8 169,5 836 929 1707,2 3670,4
Сибирский федеральный округ 232 300 120,4 153,7 1299 1304 2104,2 4521,9
Дальневосточный федеральный округ 81 105 128,1 169,2 439 456 820,2 1851,6
Республика Саха (Якутия) 10 12 105,2 121,9 45 43 79,7 155,5
Камчатский край 5 6 154,1 192,7 26 22 55,6 89,0
Приморский край 30 39 151,7 201,0 154 158 304,9 792,7
Хабаровский край 19 26 139,1 196,8 97 115 186,9 430,1
Амурская область 5,8 9 69,9 109,2 48 49 70,0 145,3
Магаданская область 2,3 3 147,2 173,4 13 11 31,4 49,2
Сахалинская область 7,5 9 150,9 179,8 45 46 77,5 165,4
Еврейская автономная область 1,3 1,5 71,5 91,8 10 9,3 11,1 16,3
Чукотский автономный округ 0,3 0,3 64,5 69,1 1,2 2,1 3,0 8,1
2. Провинция Хэйлунцзян получает новые возможности для сотрудничества с Дальним Востоком России.
В сентябре 2018 года, во время инспекции Северо-Восточного Китая Председатель Си Цзиньпин четко указал, что необходимо построить новый промышленный массив. В резолюции четвертого пленарного заседания провинции Хэйлунцзян указывалось, что необходимо глубоко интегрироваться в проект «один пояс, один путь», укрепить строительство открытой платформы сотрудничества, повысить качество и эффективность внешней торговли, улучшить уровень межграничной межсетевой инфраструктуры.
2.1. Укрепление основ сотрудничества с Россией.
Провинция Хэйлунцзян имеет благоприятные условия и географические преимущества для сотрудничества с Россией. Однако в новом раунде развития России на Дальнем Востоке провинция Хэйлунцзян должна не только использовать свои существующие преимущества и возможности, но и воспользоваться историческими возможностями сотрудничества и, закрепив основы сотрудничества с Россией, построить новую модель открытости.
С момента распада Советского Союза Северо-Восточный регион лидирует в сотрудничестве с Россией. С января по август 2018 года объем торговли между Китаем и Дальним Востоком России составил 5,865 млрд. долларов США, что составляет 28,6% от объема внешней торговли Дальнего Востока, что на 22,9% больше, чем за тот же период прошлого года. В 2017 году Китай инвестировал 4 млрд. долларов США в Дальневосточный регион, в котором задействовано более 30 проектов. К концу 2017 года в провинции Хэйлунцзян 162 предприятия занимались сельскохозяйственным развитием на российском направлении. На их долю приходилось 45% инвестиций на сумму 1,464 млрд. долларов США. Они имеют 640 тыс. гектаров пахотных земель в России. С начала 2018 года в контексте крупных изменений в международной геополитике, особенно в связи с ростом торгового протекционизма в США, они предоставили большие возможности для развития сельскохозяйственного сотрудничества между Китаем и Россией. Сокращение импорта продовольствия из США является не только техническим вопросом, но и стратегическим. В 2017 году российское зерно стало крупнейшим экспортным товаром после российской энергетики. В 2017 г. году экспорт зерна в Китай составил всего 500 тыс. тонн, что составляет менее 1% экспортного зерна России и 0,5% импортных соевых бобов Китая. Россия нацелилась на спрос огромного рынка продовольствия в Китае и укрепила свои инвестиции в сельское хозяйство, надеясь скорректировать структуру китайско-российских экспортно-импортных отношений.
В новых условиях поставлена задача способствовать ускорению строительства «одного окна, четырех районов» и содействовать региональному сотрудничеству и развитию. С 2018 года, в соответствии с новыми характеристиками сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Россией, на основе «одного пояса, одного пути» провинциальное правительство предложило стратегический план - «одно окно, четыре района». Основная идея заключается в создании зоны трансграничного сотрудничества и ключевой пилотной зоны развития путем создания транспортного и логистического узла. Посредством строительства «одного окна и четырех районов» будет строиться перерабатывающая и импортная базу для сотрудничества с Россией в вопросах продовольствия и осуществляться эффективная стыковка региональных планов. Используя свои собственные преимущества и возможности для укрепления интеграции отраслей провинции с Пекином-Тяньцзинем-Хэбэй, дельтой реки Янцзы, дельтой реки Чжуцзян, Гонконгом, Макао и Тайванем, будут укрепляться основные предприятия, улучшаться возможности научных и технологических инноваций, планируется оказывать содействие строительству ключевых промышленных проектов.
В данном контексте актуально дальнейшее углубление интеграции инициативы «Пояс и путь» с Евразийским экономическим союзом. Си Цзиньпин отметил: «Китай и Россия, активно осуществляя строительство «Пояс и путь» и европейско-европейского экономического альянса, добились значительных успехов. Китай готов увязать стратегии развития со всеми сторонами на этой основе, укрепить коммуникацию и координацию политики и сформировать синергию» [4]. Необходимо найти ту самую точку интереса, чтобы сотрудничество обеспечило достижение взаимной выгоды. Северо-Восточный регион Китая связан с Дальневосточным регионом России географически, что способствует сотрудничеству во всех областях человеческой деятельности. Тесное сотрудничество, осуществляемое на протяжении многих лет, создало благоприятную среду для развития сотрудничества между Китаем и Россией. Интеграция инициативы «Пояс и Дорога» с Евразийским экономическим союзом - это российская инновационная модель сотрудничества в новой эре. Она требует, чтобы обе стороны сосредоточились на планировании конкретных проектов сотрудничества.
183
С начала XXI века обе страны последовательно проводили политику развития сотрудничества на региональном уровне. Во время выставки «Китайский Импорт Экспо» в Шанхае 5 ноября 2018 года президент Си Цзиньпин при встрече с российским премьер-министром особо подчеркнул необходимость укрепления китайско-российского сотрудничества. Среди основных направлений сельскохозяйственное сотрудничество стало второй по величине сферой после энергетики. Провинция Хэйлунцзян является крупной провинцией для сельскохозяйственного сотрудничества с Россией. В новом сотрудничестве с Россией ее потенциал будет постепенно проявляться все больше и больше.
2.2. Поддержка региональной политики привела к развитию возможностей для сотрудничества между двумя странами. После распада Советского Союза китайско-российские экономические отношения были всесторонне развиты, но степень регионального сотрудничества между двумя странами по-прежнему остается низкой. Развивая экономическое сотрудничество, Китай и Россия должны продолжать развивать контакты в области науки и техники, гуманитарных наук и тем самым содействовать развитию общего китайско-российского сотрудничества [5].
В ноябре 1997 года Китай и Россия подписали «Соглашение о принципах сотрудничества между Китаем и Россией в местных органах власти». Согласно соглашению, каждая сторона представляет 10 провинций, автономных районов и областей, которые будут на региональном уровне развивать дружественные отношения между КНР и РФ.
В настоящее время 68 провинций, муниципалитетов и автономных районов КНР установили дружеские и кооперативные отношения с различными субъектами России. Две страны разработали подробные планы развития, направленные на преобразование старой промышленной базы в Северо-Восточном Китае (2007 г.), План экономического коридора Китай-Монголия, осуществляемый государством для поддержки Северо-Восточного региона. С 2015 года Россия также внедрила программу развития ТОР и политику свободного флота во Владивостоке. Внедрение этой политики дает редкую возможность для развития торгового сотрудничества.
2.3. Укрепление сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии дополняет возможности для регионального сотрудничества. Со времени украинского кризиса Россия столкнулась с давлением со стороны США и европейских стран, поэтому ее экономическое развитие сильно ограничено. В краткосрочной перспективе не видно перемен в этом вопросе. Поэтому «взгляд на восток» - это не только сложившаяся национальная политика России, но и важная поддержка России, чтобы вернуть мечту о большой стране. Более того, СевероВосточная Азия постепенно становится центром мирового экономического развития, объем торговли, в котором уже сегодня составляет более 60% от общего объема мировой торговли. В 2016 году объем торговли между Китаем и пятью странами Северо-Восточной Азии составил приблизительно 605,9 млрд. долл. США, что составляет 16,4% от всего объема внешней торговли КНР. В 2016 году общая внешняя торговля России составляла всего 471,2 млрд. долларов США, на долю которой приходится 70% торговли Китая со странами СевероВосточной Азии. Страны Северо-Восточной Азии также являются одним из наиболее быстрорастущих экономик. Укрепление сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии, такими как Китай, Япония и Южная Корея, является важной мерой для России, чтобы оживить Дальний Восток.
2.4. Трансформация России открыла возможности для сотрудничества и модернизации. Плохая инвестиционная среда России всегда была непреодолимым препятствием для стран, заинтересованных инвестировать в Россию, и это также является одной из основных причин отсутствия иностранных инвестиций на Дальнем Востоке. В 2016 году Дальний Восток привлек иностранные инвестиции в размере 11,595 млрд. долларов США, что составляет всего 8,4% от всего российского объема. По сравнению с Центральным федеральным округом, Дальневосточный федеральный округ привлекает только 14,7% иностранных инвестиций. Однако в 2016 году Дальний Восток привлек иностранные инвестиции в таком объеме, что оказался по этому показателю на третьем место в России. В
184
Дальневосточном федеральном округе Сахалинская область имеет наибольший объем иностранных инвестиций, на долю которого приходится 71,5% иностранных инвестиций от всего объема инвестиций в Дальний Восток, и на 6,948 млрд. долларов США больше, чем получила инвестиций республика Саха (Якутия). С 2011 по 2016 год видно, что иностранные инвестиции России снизились на 41,4%.
2.4. Прогресс в развитии инфраструктуры региона.
В последние годы российский Дальний Восток и Северо-Восток Китая укрепили инфраструктурное строительство в регионе, особенно на Дальнем Востоке. Последовательная реализация проектов «Приморье-1» и «Приморье-2» сыграла важную роль в продвижении строительства канала на Дальнем Востоке.
Во-первых, формируется транспортная сеть, в которой доминирует высокоскоростная железная дорога провинции Хэйлунцзян. Через два года после того, как высокоскоростная железная дорога Харбин-Дацин-Цицикар была открыта, в октябре 2018 года была открыта высокоскоростная железная дорога Харбин-Цзямусы. Ожидается, что скоростная железная дорога Харбин-Муданьцзян будет открыта для движения в конце 2019 года. Таким образом, будет сформирована радиальная высокоскоростная железнодорожная сеть с центром в Харбине, которая будет оказывать огромную поддержку пограничным районам. Приграничная территория провинции Хэйлунцзян была определена государством как самая большая зона по развитию и открыта в 2014 году. Основной причиной неудовлетворительного развития в эти годы является то, что приграничная территория имеет небольшое население, потенциал промышленного развития невелик. В 2018 году провинция Хэйлунцзян первоначально сформировала торговый маршрут с востока на запад через порт Суйфэньхэ, чтобы сотрудничать с такими странами и регионами Северо-Восточной Азии, как Дальний Восток России, Япония и Южная Корея. В настоящее время ходят китайско-европейские поезда из Харбина в Гамбург и Екатеринбург, действуют грузовые полосы в Вашан через Владивосток. Тем самым создан важный пункт поддержки инициативы «Один пояс, один путь».
В Дальневосточном регионе России «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», опубликованная в 2015 году, предусматривает детальное планирование транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Проект будет содействовать экономическому развитию на Дальнем Востоке путем укрепления инфраструктуры. По сравнению с другими частями России, транспортная инфраструктура на Дальнем Востоке и на Байкале очень слаба. Плотность Дальневосточной железной дороги составляет менее 30% по сравнению со средним показателем по России. На обширной территории Дальнего Востока такие регионы, как Чукотская автономная область, Магаданская область и Камчатский край не имеют железнодорожных связей. Это серьезно ограничивает местное экономическое общество. Основным транспортным путям на Дальнем Востоке и в Байкальский регион - Сибирской железной дороге и Байкало-Амурской магистрали - необходимо улучшить пропускную способность. Из-за влияния глобального финансового кризиса многие проекты не были своевременно реализованы, но проекты «Приморье-1» и «Приморье-2» находятся в стадии разработки и планируются к завершению к 2020 году. После завершения двух проектов транспортный коридор из провинции Хэйлунцзян в порт Находка и из провинции Цзилинь в порт Зарубино позволит предприятиям в СевероВосточном Китае значительно сократить время и затраты на транспортировку, в то время, как Россия получит огромные грузопотоки, что будет содействовать значительному процессу сотрудничества между Северо-Востоком Китая и Россией.
Приграничные районы провинции Хэйлунцзян являются границей сотрудничества Китая с Россией и являются барометром сотрудничества с Россией. В 1990-х годах объем торговли с Россией в приграничных районах составлял более 80% от всей торговли Хэйлунцзяна с Россией. В последние годы, с развитием электронной коммерции и промышленности, в строительстве прохода в приграничных районах провинции Хэйлунцзян наметились существенные сдвиги.
13 октября 2018 года было успешно завершено строительство железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское - Тунцзян. Это означает, что китайско-российская граница протяженностью в 2,981 километра получает переправу. Мост Хейхэ находится в стадии строительства и, как ожидается, будет завершен в октябре 2019 года. В то же время на северной границе Китая будут построены два моста, соединяющих Китай и Россию, что, несомненно, будет иметь важное практическое значение для грузовых перевозок провинции Хэйлунцзян и строительства «одного окна и четырех районов». В то же время Восточный проект газопровода уже успешно пересек китайско-российскую пограничную реку Амур. Ожидается, что к 2020 году он достигнет трубопроводных операционных станций в Китае. 12 ноября 2017 года был завершен второй по протяженности российский проект по линии нефтепровода протяженностью 941 километр. Он был успешно введен в эксплуатацию 1 января 2018 года, достигнув цели - увеличения годовой добычи с 15 миллионов тонн до 30 миллионов тонн. Другие инфраструктурные проекты также развиваются успешно.
3. Выбор маршрута сотрудничества между провинцией Хэйлунцзян и Россией на Дальнем Востоке
Концепция Китая «Один пояс, один путь» и основные стратегические решения, такие, как стыковка с «Евразийским экономическим союзом», достигнутые лидерами Китая и России, представляют собой редкую возможность для сотрудничества непосредственно провинции Хэйлунцзяна с Россией.
3.1. Уделять равное внимание торгово-промышленному развитию и постепенному укреплению сотрудничества в сфере промышленного производства.
В течение долгого времени в китайско-российской торговле доминировала торговля сырьевыми товарами. На торговлю такого рода товарами приходилось более 80% объема всей торговли между Китаем и Россией. В последние годы структура торговли между странами претерпела фундаментальные изменения. С января по сентябрь 2018 года объем торговли Хэйлунцзяна с Россией достиг 86,7 млрд. юаней (без учета поставок по трубопроводу), увеличившись за год на 53,8%; это составило 70,8% от всего объема внешней торговли провинции. В данном аспекте необходимо отметить рост показателя экспортной торговли в 4,23 раза. В провинции Хэйлунцзян надеются, что в будущем во взаимоотношениях с Россией будет превалировать тенденция к промышленному сотрудничеству. В период с 2018 по 2020 год, с открытием Хейхэ и моста Тунцзян, ситуация в сотрудничестве между двумя странами претерпевает серьезные изменения. С 2009 года провинция Хэйлунцзян использовала национальную стратегию «выхода» и построила в России 18 заграничных парков, охватывающих торговлю, сельское хозяйство, лесное хозяйство, электромеханическое сотрудничество, развитие минеральных ресурсов и логистику. Создание и функционирование этих парков, несомненно, будет иметь большой толчок для содействия промышленному сотрудничеству между Китаем и Россией.
3.2. Расширение масштабов и объема инвестиций в России и содействие здоровому развитию промышленного сотрудничества.
По сравнению с другими странами, инвестиции Китая в Россию не вошли в десятку стран-лидеров по данному параметру. К концу 2016 года инвестиции Китая в Россию составили 33 млрд. долларов США. На Дальнем Востоке китайские инвестиции в Россию отстают от японских и южно-корейских. Недостаточные инвестиции Китая в Россию серьезно повлияли на китайско-российское промышленное сотрудничество, особенно в энергетике. В последние годы из-за западных финансовых санкций Россия имеет ограниченный доступ к иностранным инвестициям, что открывает большие возможности для инвестиционного сотрудничества между КНР и РФ. Успешная работа проекта «Ямал» является лучшим доказательством инвестиционного сотрудничества между двумя странами. Это также крупнейший инвестиционный проект в России после инициативы «Один пояс, одна дорога» и крупнейшего в мире проекта по сжижению природного газа (СНГ) в Арктике. В этом проекте китайские компании получили 85% всего модульного строительства; Китай предоставил России кредит на сумму 12 млрд. долл. США. Китайский Шелковый дорожный фонд
186
инвестировал 1,4 млрд. долл. США в приобретение 9,9% проекта. Ямал стал первым в России полномасштабным проектом сотрудничества по цепочке поставок между Китаем и Россией в регионе Северного полярного круга, который стал важной опорой «Ледового Шелкового пути». Это будет не только способствовать развитию российской энергетической промышленности и приграничных районов, но и обогатит чистое энергоснабжение Китая и ускорит оптимизацию энергетической структуры Китая.
3.3. Укрепление промышленного сотрудничества с Россией и содействие упорядоченному развитию крупных проектов двух стран
В течение долгого времени операторы России в основном ориентировались на средние и малые предприятия, на которые приходится более 95% объема сотрудничества Китая с Россией. Отсутствие крупных государственных предприятий оказало большее влияние на масштабы и уровень торговли между двумя странами. Особенно в плане промышленного сотрудничества частным предприятиям не хватает капитала и технологий. Что важно - эти предприятия ориентированы на краткосрочную перспективу. Отсутствие долгосрочных планов значительно сокращают продолжительность жизни многих российских проектов. Частные предприятия в основном занимаются проектами в области общественного питания, лесного хозяйства и сельскохозяйственного развития, однако, из-за их малого масштаба и низкого научно-технического содержания трудно сформировать крупномасштабное производство, в результате чего большое количество предприятий в России имеет низкую эффективность и мелкие масштабы. Это явление подверглось критике со стороны соответствующих российских властей. В будущем промышленное сотрудничество провинции Хэйлунцзян с Россией должно активно пополняться участием государственных предприятий, чтобы промышленное сотрудничество между двумя странами действительно могло добиться исторического прорыва на благо двух народов.
3.4. Повысить роль малых и средних предприятий на границе и осуществлять политику их финансовой поддержки.
Китайско-российские МСП являются основой для промышленного сотрудничества между двумя странами, хотя есть много проблем. Учитывая сложившуюся ситуацию с китайско-российским промышленным сотрудничеством, участие государственных предприятий должно подчиняться рыночным законам. Поэтому в существующих условиях МСП должны получить определенную управленческую помощь и поддержку.
Промышленное сотрудничество между приграничными районами Китая и Россией имеет как основу для сотрудничества, так и готовность к сотрудничеству. По мнению Государственного совета КНР, в рамках поддержки Плана активизации Северо-Востока в 2014-2016 годах, промышленное сотрудничество в приграничных районах должно быть расширено, для чего предлагается предпринять ряд мер по оказанию содействия.
3.5. Международное сотрудничество в Арктике и северных регионах.
Китай - большая страна с так называемой «ледовой и снежной промышленностью». Но для развивающихся стран, которые в течение длительного времени доминировали в сельском хозяйстве, ее развитие по-прежнему остается новым. Для развития этой новой отрасли экономики еще предстоит сделать много. В 2015 году, когда президент Си Цзиньпин осмотрел провинцию Хэйлунцзян, он предложил превратить снег и лед в золотые и серебряные горы. В конце 2017 года лидеры Китая и России установили концепцию развития «Ледяного Шелкового пути» и предоставили хорошую возможность для будущего развития двух стран. Во время своего участия в Форуме по саммиту международного сотрудничества «Пояс и путь» в мае 2017 года Путин четко заявил: «Я надеюсь, что Китай сможет использовать арктический водный путь», чтобы соединить его с проектом «Пояс и путь». 4 июля 2017 года во время визита президента Си Цзиньпина в Москву он официально предложил «развивать арктическое водное сотрудничество и совместно построить Ледяной Шелковый путь». В 2022 году в Пекине и Чжанцзякоу пройдет 24-я Зимняя Олимпиада, которая также предоставит редкую возможность для сотрудничества между двумя странами.
Литература и источники
1. http://dvtu.customs.ru/index.php
2. Ляо Вэйцзин. Местное сотрудничество является основой китайско-российских отношений // Экономическая газета. - 2018. - 11 сентября.
3. Малое предпринимательство, регионы России, социально-экономические показатели 2017. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2017.
4. Обмен новыми возможностями для развития Дальнего Востока. Создание прекрасного нового будущего для СевероВосточной Азии - Выступление на 4-м пленарном заседании Восточного экономического форума// Синьхуа Дейли Телеграф 2. 2018. 13 сентября.
5. Ци Венхай. Создание механизма координации и продвижения китайско-российского сотрудничества в постфинансовый кризисный период // Рынок в России Центральной Азии и Восточной Европе. - 2010. - №10.
References and Sources
1. http://dvtu.customs.ru/index.php
2. Lyao Vejczin. Mestnoe sotrudnichestvo yavlyaetsya osnovoj kitajsko-rossijskih otnoshenij // Ekonomicheskaya gazeta. - 2018. - 11 sentyabrya.
3. Maloe predprinimatel'stvo, regiony Rossii, social'no-ekonomicheskie pokazateli 2017. Statisticheskij sbornik. M.: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki, 2017.
4. Obmen novymi vozmozhnostyami dlya razvitiya Dal'nego Vostoka. Sozdanie prekrasnogo novogo budushchego dlya Severo-Vostochnoj Azii -Vystuplenie na 4-m plenarnom zasedanii Vostochnogo ekonomicheskogo foruma// Sin'hua Dejli Telegraf 2. 2018. 13 sentyabrya.
5. Ci Venhaj. Sozdanie mekhanizma koordinacii i prodvizheniya kitajsko-rossijskogo sotrudnichestva v postfinansovyj krizisnyj period // Rynok v Rossii Central'noj Azii i Vostochnoj Evrope. - 2010. - .№10.
МА ЮИЦЗЮНЬ - доктор наук, профессор, директор Института России Академии Общественных наук провинции Хэйлунцзян.
MA, YUTSZYUN - Doctor of Science, Professor, Director of the Institute of Russia of the Academy of Social Sciences of Heilongjiang Province ([email protected]).
УДК 332.021(470+510)
СУН СЯОСУН
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕПОЧКИ КООПЕРАЦИИ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО АГРОПРОМА НА ОСНОВЕ ИНИЦИАТИВЫ «ПОЯС И ПУТЬ»2
Ключевые слова: сельскохозяйственные инвестиции, транспортные расходы, сетевой маркетинг, сельскохозяйственная кооперация.
С развитием интернета и совершенствованием маркетинга, рост продаж продукции аграрного сектора может превысить ожидаемые показатели. В то же время, режим онлайн-торговли может способствовать трансграничной торговле сельскохозяйственной продукцией. В статье автор анализирует кооперацию китайской и российской сельскохозяйственной промышленности на основе инициативы «Пояс и путь». Развитие китайско-российской сельскохозяйственной кооперации может в полной мере расширить взаимодополняемость сельскохозяйственных ресурсов двух стран и смягчить их соответствующие ресурсные ограничения. Вся стратегия цепочки поставок аграрной индустрии может оптимизировать эффективность распределения ресурсов, эффектно повысить комплементарные преимущества аграрных секторов экономики двух стран, и достигнуть конечной цели обеспечения продуктами питания народов КНР и России. Вместе с тем, страны должны увеличить инвестиционные и защитные меры для китайско-российской сельскохозяйственной кооперации, а также создать и усовершенствовать политически ориентированную систему агрострахования.
SONG, XIAOSONG
STUDY ON THE WHOLE INDUSTRY CHAIN COOPERATION OF SINO RUSSIAN AGRICULTURAL INDUSTRY BASED ON THE BELT AND ROAD INITIATIVE
Keywords: Agricultural investment, transportation costs, network marketing, agricultural cooperation.
With the development of Internet, online marketing mode can promote the sale of agricultural products.At the same time, the mode of online trading can also promote cross-border trade in agricultural products. In this paper, the author analysethewhole industry chain cooperation of Sino Russian agricultural industry based on the belt and road initiative. Developing Sino Russian agricultural cooperation can make full use of the complementarity between the two countries' agricultural resources and alleviate their respective resource constraints. The whole industry supply chain strategy can optimize the efficiency of resource allocation, effectively promote the complementary advantages of the two agricultural economies, and achieve the ultimate goal of common prosperity. At the same time, we should increase investment safeguard measures for Sino Russian agricultural cooperation, and establish and improve the policy oriented agricultural insurance system.
2 В 2016 году материалы использовались в проекте 16JYD16 провинции Хэйлунцзян.
188