Научная статья на тему 'Новые подходы к построению развивающего обучения школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе'

Новые подходы к построению развивающего обучения школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1036
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / DEVELOPING EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / THE THEORY AND PRACTICE OF TEACHING / NEW APPROACHES TO TEACHING PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Галимов Геннадий Яковлевич, Марков Константин Константинович, Кадач Ольга Викторовна

Статья посвящена обоснованию новых подходов к построению развивающего обучения школьников на уроках физической культуры на примере применения теории учебной деятельности Д.Б. Элькoнинa – B.B. Дaвыдoвa. Процесс преподавания физической культуры в общеобразовательной школе нуждается в поиске и апробации современных технологий обучения школьников. Это позволяет повысить уровень их физической подготовленности, помогает поддерживать у них высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой, развивает творческие и личностные способности. Научное решение данной проблемы является важной и актуальной для успешной работы общеобразовательной школы в современных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Галимов Геннадий Яковлевич, Марков Константин Константинович, Кадач Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO CONSTRUCTION OF DEVELOPING EDUCATION AT THE LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION FOR PUPILS IN COMPREHENSIVE SCHOOL(

The article is devoted to the justification of the new approaches to the construction of developing education for pupils at the lessons of physical education by the example of the application of the theory of learning activity by D.B. Elkonin and B.B. Davydov. The process of teaching physical education in a comprehensive school needs the search and testing of advanced teaching technologies for pupils. This can increase their level of physical fitness, helps to maintain their high level of motivation in physical training, and develops their creative and personal abilities. A scientific solution to this problem is important and relevant to the successful work of a comprehensive school in the modern world

Текст научной работы на тему «Новые подходы к построению развивающего обучения школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

NEW APPROACHES ТО CONSTRUCTION OF DEVELOPING EDUCATION AT THE LESSONS OF PHYSICAL EDUCATION FOR PUPILS IN COMPREHENSIVE SCHOOL

М.Д. Кудрявцев, Г.Я. Галимов, M.D. Kudryavtsev, G.Ya. Galimov,

K.K. Марков, O.B. Кадач К.К. Markov, O.V. Kadach

Развивающее обучение, физическая культура, образовательный процесс, теория и практика преподавания, новые подходы к преподаванию физической культуры. Статья посвящена обоснованию новых подходов к построению развивающего обучения школьников на уроках физической культуры на примере применения теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина -

В,В, Давыдова. Процесс преподавания физической культуры в общеобразовательной школе нуждается в поиске и апробации современных технологий обучения школьников. Это позволяет повысить уровень их физической подготовленности, помогает поддерживать у них высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой, развивает творческие и личностные способности. Научное решение данной проблемы является важной и актуальной для успешной работы общеобразовательной школы в современных условиях.

Developing education, physical education, educational process, the theory and practice of teaching, new approaches to teaching physical education.

The article is devoted to the justification of the new approaches to the construction of developing education for pupils at the lessons of physical education by the example of the application of the theory of learning activity by D.B. Elkonin and

B.B. Davydov. The process of teaching physical education in a comprehensive school needs the search and testing of advanced teaching technologies for pupils. This can increase their level of physical fitness, helps to maintain their high level of motivation in physical training, and develops their creative and personal abilities. A scientific solution to this problem is important and relevant to the successful work of a comprehensive school in the modern world.

В настоящее время на основе личностно ориентированного подхода в отечественной педагогике разработаны концепция структуры и содержания образования школьников в области физической культуры; минимальное содержание и минимальные требования к уровню подготовленности учащихся начальной школы по физической культуре; примерная программа по физической культуре для учащихся начальной школы, что привело к объективной необходимости совершенствования имеющихся и создания новых педагогических технологий и методик преподавания образовательной области «Физическая культура», разработки новых форм организации учебной деятельности школьников, отбора критериев эффективности учебного процесса, осуществляемого по новым технологиям [Виленская, 2007; Громыко и др. 2007; Фёдорова, Кузнецов, 2010].

Научная новизна проведенного теоретического исследования заключается в том, что реализация приоритетных национальных проектов в области образования предполагает значительное улучшение системы обучения и воспитания, в том числе и в процессе физического воспитания школьников. В то же время, очевидно, что его совершенствование на основе старых концептуальных положений не эффективно. Задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания в массовой общеобразовательной школе. В настоящее время ставится вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания детей, о переориентации цели и задач физического воспитания.

Целью исследования являются процесс обучения в новой системе физического воспитания, раз-

М.Д. КУДРЯВЦЕВ, Г.Я. ГАЛИМОВ, К.К. МАРКОВ, О.В. КАДАЧ. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

витие психических функций и свойств личности, развитие ребенка - субъекта учения, самодействующего индивида на основе формирования основ теоретического мышления.

Главная задача исследования заключается в том, чтобы найти новые подходы к ведению инновационной учебной деятельности по физической культуре как основы развивающего обучения, вооружить учащихся способами самостоятельного освоения знаний. Стержневой идеей технологии развивающего обучения является идея об опережающем развитии мышления, которое способно повести за собой умственное развитие ребенка в целом, обеспечить его способами самостоятельно использовать свой творческий потенциал в применении средств физической культуры [Гальперин, 1976; Давыдов, Кудрявцев, 1997].

Теоретическая значимость проведённого исследования, заключается в том, что творческая активность младших школьников на уроках физической культуры может проявляться не только в оптимизации двигательной деятельности, но и в осмысленном овладении практическим материалом. При этом двигательная активность в сочетании с мыслительной способствует формированию у младших школьников осознанного отношения к физической культуре и как к учебной деятельности, и как к развитию мыслительных способностей [Кудрявцев,

2012]. Однако регламентация процесса физического воспитания затрудняет развитие мыслительных способностей, поэтому необходимо использовать принцип развивающего обучения, так и ненашедшего широкого применения в практике физического воспитания.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что новая специальная педагогическая технология, называемая развивающим обучением, обеспечивает обучение, идущее впереди развития, максимально использующее генетические возрастные предпосылки и вносящее в них существенные коррективы. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. В основе теории развивающего обучения лежат философско-логические и психологические понятия деятельности, идеального сознания, типов мышления человека и его развития [Давыдов, Кудрявцев, 1997].

Основное противоречие. Физическое воспитание школьников неразрывно связано с проработкой современных педагогических технологий

на основе активизации освоения здоровьеформирующих ценностей физической культуры в массовой общеобразовательной школе. Здесь особое значение приобретает научное понимание соотношения процессов развития и обучения, которое относится к наиболее актуальным и сложным проблемам. Одной из важнейших задач педагогической науки является выявление и разрешение противоречия между процессами развития учения, исследование которых может обнаружить новые подходы к решению проблемы эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе [Фролов С.В., Фролов С.С., 2008].

Новые подходы к разработке содержания развивающего обучения. Основной итог выполненного исследования заключается в нахождении новой концепции развивающего обучения, суть которой сводится к тому, что обучение происходит в результате отношений социального порядка и должно быть опережающим по отношению к развитию, а не подстраиваться под него. В современных концепциях развивающего обучения найдены технологии, способствующие формированию ценностей личности младшего школьника и различающиеся по целевым ориентациям, особенностям содержания и методики [Давыдов, Кудрявцев, 1997; Фёдорова, Кузнецов, 2010; Кудрявцев, Галимов, 2013].

В проведённом исследовании установлено, что в целостной концепции обучения учащихся теория учебной деятельности, разработанная Д.Б. Элькони-ным и В.В. Давыдовым, является основой развивающего обучения. Существенной характеристикой и её особенностью является то, что она содержит все компоненты общего понятия деятельности и при этом имеет свое специфическое содержание с обязательным наличием в нем творческого или преобразующего начала [Гальперин; Кудрявцев, Галимов,

2013]. В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам указанных выше форм общественного сознания, но и те способности, которые лежат в основе сознания и мышления - способности к рефлексии, анализу, мысленному эксперименту. Содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, причем учебная деятельность имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми в младшем школьном возрасте.

До сих пор мало внимания уделялось развитию самой личности, воспитанию ценностных ори-

ентаций и двигательной культуры. Доказано, что это в совокупности является важнейшим средством для обеспечения развития личности в целом, а также психики ребенка, его духовных начал. Однако подобные задачи в физическом воспитании детей в школе больше декларировались, чем выполнялись. Для их решения, в том числе и в обучении двигательным действиям, не было необходимой методики [Кудрявцев, 2012].

В теории и методике физического воспитания крайне мало внимания уделяется теории содержания развивающего обучения. Традиционная методика физического воспитания в основном опирается на заучивание двигательного действия в строго регламентированных условиях, что закрепляет его выполнение в конкретных типовых ситуациях и мешает применению в нестандартных ситуациях [Гальперин, 1976].

Основные результаты исследования. Проблема развивающего обучения и воспитания была интенсивно исследована в связи с необходимостью усовершенствования обучения школьников начиная с младших классов. Результаты этих исследований позволяют: во-первых, экспериментально обосновать положение о ведущей роли обучения в умственном развитии детей; во-вторых, показать, что не всякое обучение имеет подлинно развивающее значение; в-третьих, установить, что вне целенаправленного формирования у школьников учебной деятельности не может быть подлинно развивающего обучения; в-четвертых, определить психолого-педагогические условия его реализации [Давыдов, Кудрявцев 1997].

Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. На сегодняшний день практически отсутствует методическое обеспечение деятельности учителей физической культуры, направленной исключительно на развиваюш,ее обучение, что отрицательно сказывается на развитии основ современного образования младших школьников и выполнении целевых установок на формирование физической культуры личности учащихся. Причем в национальной образовательной инициативе «Новая школа» (2010) говорится о том, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

2. В настоящее время на волне инновационного движения российское начальное образование постепенно приобретает развивающий характер. Изменение содержания и методов традиционного

начального обучения дает определенный положительный эффект в развитии детей.

3. Главными особенностями экспериментальной методики развивающего обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности является то, что положения этой теории предполагают строить обучение «от общего к частному». В результате правильной организации такого обучения повышаются: положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках; интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата [Кудрявцев, 2012].

Библиографический список

1. Виленская Т.Е. Теория и технология здоровье-сбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. Краснодар, 2007. 38 с.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. С. 149-151.

3. Громыко В.В., Лысова И.А., Шубина Г.Л. Инновационный подход к физическому и духовному воспитанию школьников // Теория и практика физической культуры. 2007. №2.

С. 60-63.

4. Давыдов В.В., Кудрявцев ТВ. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. 1997. №1.

С. 137-169.

5. Кудрявцев М.Д. Обоснование эффективности разработанного подхода к преподаванию образовательного компонента физической культуры учащимся младшего школьного возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. Вып. №1. С. 68-72.

6. Кудрявцев М.Д., Галимов Г.Я. Оздоровительная направленность учебных занятий по физической культуре // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. Вып. № 2. С. 118-121.

7. Федорова М.Ю., Кузнецов В.И. Развивающее обучение на уроках физической культуры в начальной школе. Чита: ЗабГГПУ, 2010. С. 155-159.

8. Фролов С.В., Фролов С.С. Об опережающем подходе в процессе физического воспитания школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2008. №4. С. 2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.