Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ВОСТРЕБОВАННЫХ РАБОТОДАТЕЛЯМИ'

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ВОСТРЕБОВАННЫХ РАБОТОДАТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
востребованные родственные профессии / профессиональные компетенции / работодатели / оценка сформированности компетенций / профессиональное самоопределение. / in-demand related professions / professional competencies / employers / assessment of the competency development professional self-determination.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Ольга Михайловна, Новиков Пётр Николаевич, Прянишникова Ольга Дмитриевна

Объект и предмет исследования – группы родственных профессий, востребованных работодателями, и ключевые профессиональные компетенции, соответствующие группе родственных профессий. Цель исследования – обоснование подхода к оценке сформированности профессиональных компетенций по профессиям, востребованным работодателями. В процессе исследования применялись методы системного анализа, синтеза, обобщения, сравнения и систематизации. Новизна исследования состоит: в разработке и обосновании подходов к выделению востребованных у работодателей групп родственных профессий и соответствующих им ключевых профессиональных компетенций, а также к оценке их сформированности с использованием специализированных тестовых заданий; в обосновании положения, что изменение вида профессиональной деятельности на основе сформированных ключевых компетенций в рамках группы родственных профессий является одной из форм функционирования закона перемены труда в условиях рыночной экономики. Результаты исследования могут быть использованы в центрах занятости населения в целях содействия успешному трудоустройству и развитию профессиональной мобильности молодежи, других категорий граждан, выходящих на рынок труда; в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования при проведении профориентационной работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайцева Ольга Михайловна, Новиков Пётр Николаевич, Прянишникова Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO ASSESSING PROFESSIONAL COMPETENCIES IN DEMAND BY EMPLOYERS

The object and subject of the study are groups of related professions in demand by employers, and key professional competencies corresponding to the group of related professions. The purpose of the paper is to substantiate the approach to assessing the development of professional competencies in professions that are in demand by employers. The research methods are system analysis, synthesis, generalization, comparison, and systematization. The novelty of the research lies in the development and substantiation of approaches to identifying groups of related professions in demand among employers and the key professional competencies corresponding to them, as well as evaluating their maturity using specialized test tasks; in substantiating the idea that adapting one's professional activities based on the established key competencies within a group of related professions is a way of implementing changes in labor practices in a market economy. The results of the study can be used in employment centers to promote successful employment and the development of professional mobility of youth and other categories of citizens entering the labor market; in professional educational organizations and higher education organizations when providing career guidance to students.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ВОСТРЕБОВАННЫХ РАБОТОДАТЕЛЯМИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-187-195 УДК 331; 331.1

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ВОСТРЕБОВАННЫХ РАБОТОДАТЕЛЯМИ

О.М. Зайцева а, П.Н. Новиков а б, О.Д. Прянишникова а

а Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия б Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Объект и предмет исследования - группы родственных профессий, востребованных работодателями, и ключевые профессиональные компетенции, соответствующие группе родственных профессий. Цель исследования - обоснование подхода к оценке сформированности профессиональных компетенций по профессиям, востребованным работодателями. В процессе исследования применялись методы системного анализа, синтеза, обобщения, сравнения и систематизации. Новизна исследования состоит: в разработке и обосновании подходов к выделению востребованных у работодателей групп родственных профессий и соответствующих им ключевых профессиональных компетенций, а также к оценке их сформированности с использованием специализированных тестовых заданий; в обосновании положения, что изменение вида профессиональной деятельности на основе сформированных ключевых компетенций в рамках группы родственных профессий является одной из форм функционирования закона перемены труда в условиях рыночной экономики. Результаты исследования могут быть использованы в центрах занятости населения в целях содействия успешному трудоустройству и развитию профессиональной мобильности молодежи, других категорий граждан, выходящих на рынок труда; в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования при проведении профориентационной работы со студентами. Ключевые слова: востребованные родственные профессии; профессиональные компетенции; работодатели; оценка сформированности компетенций; профессиональное самоопределение.

Для цитирования: Зайцева О.М., Новиков П.Н., Прянишникова О.Д. Новые подходы к оценке сформированности профессиональных компетенций, востребованных работодателями. Социально-трудовые исследования. 2024;55(2):187-195. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-187-195.

ORIGINAL PAPER

NEW APPROACHES TO ASSESSING PROFESSIONAL COMPETENCIES IN DEMAND BY EMPLOYERS

O.M. Zaitsevaa, P.N. Novikov a b, O.D. Pryanishnikovaa

a All-Russian Research Institute of Labour, Moscow, Russia b Financial Research Institute of the Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia

ABSTRACT

The object and subject of the study are groups of related professions in demand by employers, and key professional competencies corresponding to the group of related professions. The purpose of the paper is to substantiate the approach to assessing the development of professional competencies in professions that are in demand by employers. The research methods are system analysis, synthesis, generalization, comparison, and systematization. The novelty of the research lies in the development and substantiation of approaches to identifying groups of related professions in demand among employers and the key professional competencies corresponding to them, as well as evaluating their maturity using specialized test tasks; in substantiating the idea that adapting one's professional activities based on the established key competencies within a group of related professions is a way of implementing changes in labor practices in a market economy. The results of the study can be used in employment centers to promote successful employment and the development of professional mobility of youth and other categories of citizens entering the labor market; in professional educational organizations and higher education organizations when providing career guidance to students.

Keywords: in-demand related professions; professional competencies; employers; assessment of the competency development professional self-determination.

For titation: Zaitseva O.M., Novikov P.N., Pryanishnikova O.D. New approaches to assessing professional competencies in demand by employers. Social and labor research. 2024;55(2):187-195. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-55-2-187-195.

© Зайцева О.М., Новиков П.Н., Прянишникова О.Д., 2024

ВВЕДЕНИЕ

Задача обеспечения экономики страны профессиональными кадрами, количество и квалификация которых сделают возможным эффективное и поступательное развитие страны, ее способность сохранять устойчивость и достойно отвечать на различные вызовы, может быть решена при создании и использовании широкого спектра инструментов, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность процессов профессионального самоопределения и профессионального развития граждан (включая выбор профессии, получение квалификации и трудовую деятельность) и процессов удовлетворения кадровых потребностей конкретных организаций, особенно в ключевых для страны отраслях.

Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения граждан и сугубо практические задачи обеспечения экономики страны квалифицированными кадрами «соединяются» при ответе на вопрос, что и на каком уровне надо сделать, чтобы каждый гражданин «нашел достойное место» в профессиональной сфере, а страна устойчиво и поступательно развивалась.

Рассматривая профессиональное самоопределение как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, как составную часть целостного жизненного самоопределения, как длительный процесс согласования внутри-личностных и социально-профессиональных потребностей, который не завершается профессиональной подготовкой по избранной специальности, а происходит на протяжении всего жизненного и профессионального пути, мы закономерно выходим на задачи обоснования и создания инструментария, который бы способствовал эффективной реализации каждого из этапов профессионального самоопределения [1-4]. И здесь важно отметить, что речь идет не о каком-то одном универсальном инструменте, а о целой «линейке» инструментов, которые должны обеспечить не только возможность выбора оптимальных приемов и способов действия на различных этапах профессионального самоопределения в зависимости от особенностей личности, специфики «жизненной ситуации», но и взаимосвязь профессиональных пожеланий и ожиданий граждан с потребностью экономики страны в профессиональных кадрах. Иначе, не достигнув цели самоопределения, человек не сможет реализовать себя «в профессии», а страна не сможет сохранять экономическую и социальную устойчивость, что также негативно скажется на ее гражданах.

Профессиональное самоопределение можно разделить на несколько этапов в зависимости от тех задач, которые являются ключевыми: определение, выбор области и характера профессиональной деятельности, ее специализации; выбор пути и способов получения профессиональной квалификации (как правило, это начинается и проходит в рамках профессионального образования/обучения); профессиональная деятельность и профессиональное развитие [5-7]. Так сложилось, что наибольшее внимание уделяется этапу профессионального самоопределения, направленному на выбор области профессиональной деятельности, и этапу прохождения подготовки в рамках освоения различных профессиональных образовательных программ. Причем, подготовка рассматривается часто как некий финальный, завершающий этап профсамоопределения, а не как начало большого насыщенного событиями этапа профразвития, который может реализовывать-ся как по горизонтали (т.е., в рамках выбранных «профессионального поля», профессии и того же уровня\вида образования), так и в других направлениях (изменение области профессиональной деятельности, ее характера и (или) содержания, повышение уровня образования). Поскольку потребности экономики в профессиональных кадрах как в регионально-отраслевом, так и в квалификационно-профессиональном аспекте также изменчивы и мобильны, очень важно научиться сопрягать и координировать эти два тренда, обеспечивать их максимально возможное соответствие друг другу.

В линейку уже существующих инструментов оценки соответствия профессиональных компетенций граждан потребностям экономики входят аттестационные (экзаменационные) процедуры в рамках системы профобразования и обучения (недостатки и ограниченные возможности которых хорошо известны и их обсуждение не является предметом настоящей статьи), а также прохождение испытательного срока при найме и независимая оценка квалификации. Отличительной особенностью всех этих процедур является то, что они применяются, как правило, уже после завершения этапа формирования квалификации (или завершают этот этап) и имеют в случае неудачи серьезные последствия для гражданина.

Предлагаемый подход может применяться как на этапе формирования компетенций (в рамках профессионального образования/обучения), так и после завершения этого процесса (в ходе поиска работы и (или) профессиональной деятельности).

По итогам процедуры оценки гражданину предоставляется информация, которая в совокупности с другими сведениями, поможет ему принять обоснованное решение о реализации себя в уже выбранной профессии, реализации себя в ней, о своем дальнейшем профессиональном развитии, корректировке своего профобразования, уточнении своих возможностей и запросов при выходе на рынок труда. Подготовка к оценке сформиро-ванности компетенций и ее прохождение в рамках рассматриваемого подхода не требует от человека значительных затрат (не нужен допуск к оценке, не регламентируются время и место для ее прохождения, отсутствует оплата за оценочную процедуру и др.). Результаты оценки имеют информационный характер и не грозят пользователю ни финансовыми, ни административными последствиями.

ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ

СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ВОСТРЕБОВАННЫХ РАБОТОДАТЕЛЯМИ

Понятия «компетенция», «профессиональная компетенция» имеют множество определений и трактовок, в которых отражается их комплексный, многогранный характер. Обратим внимание, что официального определения понятия «компетенция» в образовательно-профессиональном аспекте нет ни в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ни в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Поэтому приведем только некоторые трактовки исследуемых понятий и возможные классификации, которые позволят определить и обосновать понимание «компетенции», «профессиональной компетенции» в целях разрабатываемого подхода к оценке их сформированности.

Понятие «компетенция» многими авторами рассматривается как комплекс знаний, понимания, умений, навыков и способностей, который может быть дополнен параметрами, раскрывающими вектор формирования, приложения и развития данного комплекса. Например, «компетенция - это такая комбинация знаний, умений, навыков, мотиваци-онных факторов, личностных качеств и ситуационных намерений, которая обеспечивает эффективное решение исполнителем задач определенного класса в определенной организации, на определенном рабочем месте, в определенном производственном коллективе» [8]; «Компетенции - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это спо-

собность человека реализовывать на практике свою компетентность» [9]; компетенция - потенциальная активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности [10]. В общем массиве компетенций выделяют профессиональные (профессионально ориентированные), общие (ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, метапрофессиональные, надпрофессиональные и т.д.), академические и др. компетенции [11]. Мы придерживаемся следующего определения: «Компетенция - комбинация знаний, умений и опыта, способность и готовность применять их для успешной профессиональной деятельности»1.

К сожалению, трактовки и применение понятия «компетенция» (равно, как и ряда других понятий) не всегда является результатом научных исследований, что порождает «аморфность» формулировок, усиливает риски использования данного понятия в отечественной понятийно-терминологической системе [12; 13].

Исходя из этого, при практическом использовании понятия «компетенция», как правило, прибегают к его адаптации и оптимизации, используя только те части, которые можно достаточно точно, корректно выявить, определить, оценить, проверить. С учетом цели и задач, которые должен решать разрабатываемый подход, было предложено рассматривать профессиональные компетенции, как перечень профессиональных знаний и умений, распределенных на две группы - общепрофессиональные и специальные, являющиеся ключевыми, т.е., их сформированное^ обязательна для осуществления профессиональной деятельности.

При формировании и формализации предмета оценки встает вопрос о том, с какой компонентой профессиональной деятельности должны соотноситься профессиональные компетенции. Здесь возможны варианты: профессии, квалификации, должности, микроквалификации, группы профессий, группы квалификаций и др. В результате исследования, проведенного Центром развития профессиональных квалификаций ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в 2023 г.2 было определено, что формировать перечни профессиональных компетенций необходимо для групп родственных профессий, которые востребованы работодателями. Проверка сформированности профессиональных компетенций для группы родственных профессий

1 Волошина И. А., Зайцева О. М., Новиков П. Н., Перова И. Т., Прянишникова О. Д. Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы: словарно-справочное пособие. - М.: Издательство «Перо», 2021. с. 13.

2 Отчет о работе по научно-методическому обеспечению по теме «Разработка инструментов оценки сформированности компетенции у молодежи в соответствии с запросами работодателей в целях построения профессиональной карьеры», № 730000Ф.99.1.БВ16АА01000

(а не отдельной профессии) позволяет решить две важные задачи. Во-первых, в этом случае будет достигнут баланс между возможностью метода и процедуры оценки и достоверностью ее результатов, во-вторых, будет расширено «поле» использования результатов оценки. Достоверно проверить и подтвердить сформированность всех профессиональных компетенций по конкретной профессии, должности в соответствии с требованиями конкретного работодателя можно только в ходе практической работы на реальном рабочем месте, тогда как проверить сформированность на заданном уровне некоторых, отдельных профессиональных компетенций с итоговым результатом «в целом сформирована» или «в целом не сформирована» возможно и вне рабочего места, с использованием корректно составленных тестовых заданий. Также результаты проверки сформированности профессиональных компетенций именно для группы родственных профессий могут быть полезными при принятии решений по широкому спектру вопросов профессионального развития: продолжение обучения по выбранной профессии; доподготовка в различных формах при выявлении несформированности отдельных ключевых профессиональных компетенций; смена профессиональной образовательной программы в соответствии с родственной профессией из группы; выход на рынок труда по своей основной профессии или по родственной и др.

Определение и обоснование выбора профессий, группировка их по признаку «родственности» проводились на основе анализа сведений, представленных в различных источниках (стратегии развития конкретных отраслей в части приоритетных направлений исследований и разработок, внедрения новых технологий; аналитические системы мониторинга публичного рынка вакансий и резюме; результаты мониторинга рынка труда, проводимые советами по профессиональным квалификациям, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России и иными экспертными организациями и др.). Родственными в целях формирования инструмента оценки сфор-мированности профессиональных компетенций считаются профессии, «предполагающие решение похожих задач, имеющие одну или несколько одинаковых трудовых функций и (или) требующие сходных знаний, умений и навыков». В качестве признаков родственности профессий рассматривались: «степень общности содержания профессиональной деятельности (по трудовым функциям -имеются одна или несколько одинаковых трудовых функций); сходство технико-технологических параметров (в частности, сходство используемых в про-

фессиональной деятельности технологий); сходство

- "3

знаний, умений, навыков, компетенций».3

При создании инструмента оценки сформи-рованности профессиональных компетенций, результаты которой призваны повысить, с одной стороны, эффективность профессионального самоопределения граждан, а, с другой, содействовать обеспечению страны профессиональными кадрами в соответствии с отраслевыми и региональными потребностями, необходимо ориентироваться на определенные группы профессий. Прежде всего следует обратить внимание на востребованные профессии (профессии, которые необходимы для обеспечения функционирования и развития различных сфер жизни общества (экономики, социальной сферы, экологии, политики и др.), а среди общей группы востребованных - выделить массовые и ключевые.4

Для определения степени востребованности каждой родственной профессии были предложены следующие критерии: обозначение в стратегии («дорожной карте») профессии как важной, значимой для развития отрасли в кратко- и (или) среднесрочный период времени; количество вакансий (публикация не менее 1 тыс. вакансий в течение календарного года); наличие профессионального стандарта; наличие профессиональных квалификаций, выделенных на основе профессиональных стандартов; экспертная оценка представителей профильных советов по профессиональным квалификациям. При выполнении указанных критериев родственная профессия относилась к категории «востребованных профессий».

Практическая реализация данного подхода позволила сформировать 64 группы родственных профессий для более чем 20 областей профессиональной деятельности. Перечень областей профессиональной деятельности, для которых определены группы родственных профессий, приведен в табл. 1.

Примеры групп родственных профессий представлены в табл. 2.

Выделение профессиональных компетенций по каждой группе родственных профессий проводится на основе анализа сведений, представленных в профессиональных стандартах, в федеральных государственных образовательных стандартах, а

3 Волошина И. А., Зайцева О. М., Новиков П. Н., Перова И. Т., Прянишникова О. Д. Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы: словарно-справочное пособие. - М.: Издательство «Перо», 2021. С.31.

4 Волошина И. А., Зайцева О. М., Новиков П. Н., Перова И. Т., Прянишникова О. Д. Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы: словарно-справочное пособие. - М.: Издательство «Перо», 2021. С.31.

Таблица 1 / Table 1

Перечень областей профессиональной деятельности, для которых выделены группы родственных профессий и разработаны оценочные средства / List of areas of professional practice for which groups of related professions have been identified and assessment tools have been developed

№ п/п Наименование области профессиональной деятельности / Professional area Количество групп родственных профессий / Number of groups of related professions Количество родственных профессий / Number of related professions

1 Библиотекарская деятельность 1 3

2 Городской транспорт 1 9

3 Деревообрабатывающая промышленность 2 11

4 Железнодорожный транспорт 4 23

5 Жилищно-коммунальное хозяйство 1 4

6 Здравоохранение 1 14

7 Лесная промышленность 2 17

8 Машиностроение 11 102

9 Мебельная промышленность 2 7

10 Охрана труда 1 2

11 Пищевая промышленность 1 23

12 Рыбоводство и рыболовство 1 5

13 Связь 2 9

14 Сельское хозяйство 9 45

15 Сквозные виды деятельности (Закупка и торговля) 4 58

16 Социальная работа 1 4

17 Строительство 6 23

18 Судостроение 4 11

19 Сфера услуг (туризм) 2 9

20 Управление персоналом 1 16

21 Финансовые услуги 5 30

22 Электроэнергетика 2 16

23 ИТОГО 64 441

Источник/Source: составлено авторами / compiled by the authors.

также в описании вакансий и иных документах, содержащих информацию о профессиональных компетенциях по соответствующей группе в части требований к умениям и знаниям, результатам освоения образовательных программ, трудовым функциям и к применяемым для их выполнения технологиям.

В ходе анализа было необходимо определить перечень профкомпетенций, имеющих ключевое значение при выполнении профессиональной деятельности, т.е., выделить те компетенции, которые обязательны при выполнении основных трудовых функций по профессиям, входящим в группу родственных, без наличия которых невозможно отнести работника к представителям данных профессий. Ключевые компетенции группируются, как отмечалось выше, в общепрофессиональные -знания и умения, необходимые для выполнения широкого круга профессиональных задач в рамках различных профессий и специальные профессиональные - знания и умения, необходимые для вы-

полнения специальных профессиональных задач в рамках группы родственных профессий.

Таким образом, в ходе оценки будет рассматриваться только часть (но очень значимая, важная часть!) необходимых для выполнения профессиональной деятельности компетенций. Такой подход позволяет оптимизировать затраты не только на формирование оценочных средств (они необходимы для проверки не всех, а только части профессиональных компетенций), но и на прохождение процедуры тестирования (пользователю достаточно ответить на несколько десятков вопросов, чтобы с высокой долей достоверности определить насколько полно у него сформированы профессиональные компетенции, имеющие ключевое значение для конкретной группы родственных профессий).

Примеры перечней ключевых профессиональных компетенций по некоторым группам родственных профессий представлены в табл. 3.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ

СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Проверка сформированности профессиональных компетенций с помощью тестирования, а не практического экзамена, имеет серьезные ограничения, однако, этот формат имеет и определенные преимущества. Безусловно, он не позволяет оценить способность и готовность выполнения конкретных профессиональных задач, но помогает оценить наличие необходимых для их решения знаний, понимание путей и способов их выполнения, способность объяснить проблемы, возникающие при решении профессиональных задач, обосновать выбор тех или иных путей и способов их решения. Иными словами, в ходе тестирования осуществляется проверка сформированности той части профессиональных компетенций, без которой, как отмечалось, соответствующая профессиональная деятельность невозможна. Информация о том, какие из ключевых профессиональных компетенций необходимо развить, важна как для обучающегося работника, так и для его работодателя. Если работник не знает, не понимает и не может объяснить значимые для профессиональной деятельности вопросы, то допуск его к работе несет огромные риски для организации, работодателя и самого работника.

Для того, чтобы проверка профессиональных компетенций в формате тестирования была эффективной и результативной (т.е., позволяла объективно и достоверно оценить выбранный предмет - наличие заданного (в данном случае базового) уровня

Таблица 2/ Table 2

Примеры групп родственных профессий / Examples of related profession groups

Наименование группы родственных профессии / Groups of related professions ОКЗ / All-Russian Classifier of Occupations Количество вакансий (2020-2021) / Number of vacancies (2020-2021) Родственные профессии / Related professions Профессиональный стандарт / Professional standard Квалификация НОК / NQA qualifications

Сельское хозяйство

Агроном 2132 Специалисты в области сельского, лесного и рыбного хозяйства 22 069 Агроном 13.017 Агроном 13.01700.05 Агроном средней квалификации (5-й уровень квалификации) 13.01700.06 Агроном (6-й уровень квалификации)

Агроном в органическом сельском хозяйстве 13.017 Агроном 13.01700.06 Агроном (6-й уровень квалификации)

Агроном-селекционер 13.017 Агроном 13.01700.07 Агроном по испытанию и охране селекционных достижений (6-й уровень квалификации)

Агроном по защите растений 13.008 Специалист по фито-санитарному мониторингу и контролю качества семян 13.00800.03 Агроном по защите растений (6-й уровень квалификации)

Специалист по фитоса-нитарному контролю 13.008 Специалист по фито-санитарному мониторингу и контролю качества семян 13.00800.03 Агроном по защите растений (6-й уровень квалификации)

Агроном по семеноводству 13.008 Специалист по фито-санитарному мониторингу и контролю качества семян 13.00800.02 Агроном по семеноводству (6-й уровень квалификации)

Ветеринарный врач 2250 Ветеринарные врачи 28 320 Ветеринарно-санитар-ный эксперт 13.012 Работник в области ветеринарии 13.01200.11 Ветеринарно-са-нитарный эксперт (6-й уровень квалификации)

Ветеринарный врач 13.012 Работник в области ветеринарии 13.01200.12 Ветеринарный врач (7й уровень квалификации)

Специалист по ветеринарному надзору 13.012 Работник в области ветеринарии 13.01200.11 Ветеринарно-са-нитарный эксперт (6й уровень квалификации)

Финансовые услуги

Бухгалтер 2411 Бухгалтеры 4311 Служащие по бухгалтерским операциям и учету 47 934 Помощник бухгалтера Помощник аудитора Бухгалтер-кассир Бухгалтер по расчету заработной платы Оператор программы 1С: Предприятие 08.022 Бухгалтер 08.00200.16 Бухгалтер (5-й уровень квалификации) 08.00200.17 Бухгалтер организации бюджетной сферы (5-й уровень квалификации) 08.00200.18 Бухгалтер финансовой организации (5-й уровень квалификации)

Источник/Source: составлено авторами на основе материалов, предоставленных отраслевыми советами по профессиональным квалификациям / compiled by the authors based on materials provided by industry councils for professional qualifications.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

знаний и умений, соответствующего ключевым профессиональным компетенциям) необходимо корректно определить предмет оценки и сформировать соответствующие целям и задачам инструменты оценки в форме тестовых заданий, которые разрабатываются с учетом ряда требований:

• для конкретной компетенции необходимо предложить не менее 4-5 тестовых заданий, на основе которых формируются уникальные (содержащие неповторяющиеся наборы вопросов) тесты;

• тестовые задания должны быть только закрытого типа (так как процедура тестирования автоматизирована и не предполагает участия экспертов в проверке выполнения тестов).

Тест, формируемый на основе перечня тестовых заданий, содержит вопросы по каждой из отобранных для проверки профессиональной компетен-

ции. Для того, чтобы был сделан вывод о сформированное™ на заданном уровне компетенций, необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности, необходимо ответить правильно на все вопросы теста. Ошибка в ответе хотя бы на один вопрос является основанием для вывода о несформированности компетенций. Такая жесткая градация оценки обусловлена тем, что для проверки отбиралась только часть компетенций, которые являются ключевыми и сформи-рованность которых на заданном уровне должна присутствовать у любого представителя конкретной профессии.

Предложенный формат тестирования направлен на проверку не личностных качеств и не комплекса умений, навыков общего характера (так называемых «soft skills»), а профессиональных умений и знаний. Такой подход позволяет рассматривать соз-

Таблица 3/ Table 3

Примеры перечней профессиональных компетенций / Examples of lists of professional competencies

Наименование группы родственных профессии / Groups of related professions Краткая характеристика деятельности. Входной уровень / Brief description. Entry level Профессиональные компетенции (ключевые для выполнения деятельности) / Professional competencies (key for performing activities)

Общепрофессиональные компетенции / General professional competencies Специальные профессиональные компетенции / Special professional competencies

Умения / Skills Знания / Knowledge Умения / Skills Знания / Knowledge

Инженер-технолог в машиностроении Технологическая подготовка производства изделий в машиностроении. Высшее образование - бакалавриат Читать и оформлять технологическую документацию Правила разработки технологической документации, Единая система технологической документации Выбирать заготовки для производства деталей машиностроения Правила выбора заготовок, технологические возможности основных методов получения заготовок

Читать и оформлять конструкторскую документацию Правила разработки конструкторской документации, Единая система конструкторской документации Выбирать методы изготовления изделий машиностроения Технологические возможности методов обработки материалов

Оценивать экономический эффект от разрабатываемых технологических процессов Методики расчета экономической эффективности от внедрения технологических процессов Выбирать режимы обработки материалов Технологические свойства конструкционных материалов деталей машиностроения

Выбирать средства технологического оснащения для реализации технологических процессов Виды, характеристики и технологические возможности средства технологического оснащения в машиностроении Разрабатывать технологические процессы изготовления изделий в машиностроении Методики, принципы и правила проектирования технологических процессов

Анализировать технологичность конструкции изделия Критерии качественной и показатели количественной оценки технологичности конструкции изделия Анализировать производственную ситуацию и выявлять причины дефектов при изготовлении изделий машиностроения Технологические факторы, влияющие на качество изготавливаемых изделий

Штамповщик Подготовка кузнеч-но-штамповочного оборудования и штамповой оснастки к работе, обслуживание рабочего места. Выполнение операций штамповки изделий. Контроль штампованных изделий. Среднее общее образование и профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; программы переподготовки рабочих, служащих Читать и анализировать чертежи изделий и деталей Основы Единой системы - конструкторской документации в объеме, необходимом для выполнения работы Подготавливать к работе и использовать кузнечно-штамповочное оборудование и средства механизации Виды, основные механизмы и узлы куз-нечно-штамповочного оборудования и средств механизации

Читать и анализировать технологическую документацию Основы Единой системы - технологической документации в объеме, необходимом для выполнения работы Подготавливать к работе и использовать штамповую оснастку и приспособления Виды, устройство, назначение, правила и условия эксплуатации штамповой оснастки и приспособлений

Анализировать производственную ситуацию для выполнения производственного задания Правила чтения технической документации Выполнять операции штамповки изделий на кузнечно-штамповочном оборудовании Способы и приемы штамповки изделий на кузнечно-штамповоч-ном оборудовании

Поддерживать состояние рабочего места в соответствии с требованиями охраны труда, пожарной, промышленной, экологической безопасности и применять средства индивидуальной и коллективной защиты при штамповке изделий Опасные и вредные производственные факторы кузнечно-штамповочного производства Соблюдать температур-но-скоростные параме -тры штамповки изделий и условия применения смазочно-охлаждающих жидкостей Марки и свойства конструкционных, инструментальных сталей и дополнительных материалов

Выявлять дефекты штампованных изделий и определять причины их появления Требования, предъявляемые к качеству штампованным изделий и способы их устранения

Контролировать качество штампованных изделий Основы метрологии в объеме, необходимом для выполнения работы

Источник/Source: составлено авторами на основе материалов, предоставленных отраслевыми советами по профессиональным квалификациям / compiled by the authors based on materials provided by industry councils for professional qualifications.

даваемые оценочные средства и систему оценки в целом как разновидность профессиональных проб, исследованию которых посвящено достаточно большое количество публикаций, например [14-17].

По результатам оценки каждому участнику выдается заключение, в котором, в частности, указаны профессиональные компетенции, проверяемые в ходе тестирования, результат оценки по каждой компетенции и рекомендации по использованию полученных результатов.

Правильные ответы на все вопросы теста можно рассматривать как подтверждение сформиро-ванности на заданном уровне профессиональных компетенций, составляющих «основу» профессии. В этом случае возможны два варианта действий: продолжение развития (обучения) по выбранной профессии (группе родственных профессий) или выход на рынок труда и получение опыта практической работы. Если результаты оценки показали, что профессиональные компетенции, составляющие

«основу» профессии, у пользователя сформированы недостаточно (не на все вопросы теста были даны правильные ответы), то, прежде всего, необходимо установить и устранить причину такого результата. При подтверждении несформированности ключевых компетенций (повторные тестирования показали аналогичные результаты) рекомендуется сделать «остановку» в профессиональном развитии, так как фундамент для профессионального становления не сформирован должным образом, устранить несформированность профессиональных компетенций на этом уровне и после этого продолжить профессиональное развитие.

ВЫВОДЫ

Разработанный подход к оценке сформирован-ности профессиональных компетенций (которую мы продолжим исследовать как функцию, как про-

цесс и как результат) позволяет на основе закона перемены труда расширить профиль деятельности работника в рамках группы родственных профессий, востребованных работодателями, способствует взаимосвязи занятости с запросами рынка труда.

Полагаем, что результаты данного исследования могут быть использованы в рамках оказания государственной услуги по профориентации граждан на ЕЦП «Работа в России» (сервис «Самостоятельное тестирование», раздел «Профессиональная ориентация»), а предлагаемые инструменты оценки сформированности профессиональных компетенций должны найти широкое практическое применение при оказании услуг по профессиональной ориентации и поиску работы в центрах занятости населения, а также в системе профессионального образования - при проведении профориентацион-ной работы со студентами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., Академия. 2008.

2. Профессиональное самоопределение молодежи: Концепция / В.А. Поляков, С.Н. Чистякова (рук.), С.А. Волошин, А.В. Губин,

B.В. Журавлев, А.Я. Журкина, Н.С. Пряжников // Педагогика.1993;(5):33-37.

3. Блинов В.И., Сергеев И.С. и др. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. М., ФИРО; изд-во «Перо». 2014.

4. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М., 2002.

5. Сергеев И.С. Проектирование системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикального интегрированного непрерывного образования. М.: Издательство «Перо», 2017.

6. Балакина А.П. Профоринетация в системе управления развитием человеческих ресурсов // Экономика и управление. 2011; 12(74):3-6.

7. Методика формирования профессионального самоопределения на различных возрастных этапах / под ред. А.Я. Журкиной,

C.Н. Чистяковой. Кемерово, 2011.

8. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелёв А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского Университета. 2014. Серия 14. Психология, 1. 87-102.

9. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005;(4):23-29.

10. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация основные направления современных исследований // Научные исследования в образовании. 2008;(1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnost-kompetentsiya-kvalifikatsiya-osnovnye-napravleniya-sovremennyh-issledovaniy.

11. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004;(11):3-13.

12. Зуев В.М., Новиков П.Н., Ишина М.С. Человеческий фактор современной экономики: тенденции изменения содержания понятий. Социально-трудовые исследования. 2023;53(4):8-17. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-8-17.

13. Голованова Н.В. Межбюджетные трансферы: многообразие терминов и российская практика // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018;(2):24-35.

14. Волошин С. Использование методов профессиональных проб в профконсультационной работе / С. Волошин, С. Чистякова // Школьные технологии. 2006;(4):306-309.

15. Методические рекомендации «Отраслевая профориентация: профессиональные пробы» / Пакалина Е. Н. Екатеринбург, изд-во ГБОУ ДПОСО «ИРО». 2013.

16. Чистякова С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб. Кемерово, 2012.

17. Гуткин М.С. Об одном из подходов к конструированию профессиональных проб // Школа - труд - профессия: тезисы между-нар. семинара, программа ЮНЕСКО. Ярославль, 2008.

REFERENCES

1. Pryazhnikov N. S. Professional self-determination: theory and practice. M., Academy. 2008. (In Russ.).

2. Professional self-determination of youth: A concept / V. A. Polyakov, S. N. Chistyakova (supervision), S. A. Voloshin, A.V. Gubin, V. V. Zhuravlev, A. Ya. Zhurkina, N. S. Pryazhnikov. Pedagogy. 1993;(5):33-37. (In Russ.).

3. Blinov V.I., Sergeev I.S., etc. The concept of organizational and pedagogical support for professional self-determination of students in the conditions of continuous education. M., FIRO; publishing house "Pero". 2014. (In Russ.).

4. Fukuyama S. Theoretical foundations of professional orientation. M., 2002. (In Russ.).

5. Sergeev I. S. Designing a system of organizational and pedagogical support for professional self-determination of students in conditions of vertical integrated continuing education. M.: Publishing house "Pero". 2017. (In Russ.).

6. Balakina A.P. Career guidance in the human resource development management system. Economics and Management. 2011;12(74):3-6. (In Russ.).

ш

7. Methodology for the formation of professional self-determination at various age stages / ed. by I.Ya. Zhurkina, S.N. Chistyakova. Kemerovo. 2011. (In Russ.).

8. Bazarov T.Yu., Erofeev A.K., Shmelev A.G. Collective definition of the concept of "competence": an attempt to extract semantic trends from fuzzy expert knowledge. Bulletin of Moscow University. Psychology. 2014;1(14):87-102. (In Russ.).

9. Zeer E.F., Symanyuk E. Competence-based approach to the modernization of vocational education. Higher Education in Russia. 2005;(4):23-29

10. Ilyazova M.D. Competence, competence, qualifications are the main directions of modern research. Scientific Research in Education. 2008;(1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnost-kompetentsiya-kvalifikatsiya-osnovnye-napravleniya- sovremen-nyh-issledovaniy.

11. Bidenko V.I. Competencies in vocational education (toward the development of a competency-based approach). Higher Education in Russia. 2004;(11):3-13. (In Russ.).

12. Zuev V.M., Novikov P.N., Ishina M.S. The human factor of the modern economy: Trends in changes in the content of concepts. Social and Labor Research. 2023;53(4):8-17. DOI: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-8-17. (In Russ.).

13. Golovanova N.V. Interbudgetary transfers: variety of terms and Russian practice. Scientific Research Financial Institute. Financial Magazine. 2018;(2):24-35. (In Russ.).

14. Voloshin S., Chistyakova S. Using methods of professional tests in professional consulting work. School Technologies. 2006;(4): 306-309. (In Russ.).

15. Methodological recommendations "Industry career guidance: professional tests" / Pakalina E. N. Ekaterinburg, publishing house of GBOU DPOSO "IRO". 2013. (In Russ.).

16. Chistyakova S.N. A set of educational and methodological documentation for conducting professional tests. Kemerovo. 2012. (In Russ.).

17. Gutkin M.S. About one of the approaches to the design of professional samples. School - work - profession: theses of the international. seminar, UNESCO program. Yaroslavl 2008. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Ольга Михайловна Зайцева - кандидат социологических наук, директор Центра развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия

Olga M. Zaitseva - Candidate of Sociological Sciences, Director of the Center for the Development of Professional Qualifications, All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor of Russia, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-4886-6693 olzaytseva@vcot.info

Петр Николаевич Новиков - доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России; главный научный сотрудник Центра методологии бухгалтерского учета, Научноисследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Россия

Petr N. Novikov - Dr. Sci. (Pedagog.), Professor, Senior Researcher, Centre for the Development of Professional Qualifications, All-Russian Research Institute of Labor, Russian Ministry of Labor and Social Protection; Chief Researcher, Centre for Accounting Methodology, Financial Research Institute, Russian Ministry of Finance, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0001-5299-181X Novikov_vgna@hotmail.co

Ольга Дмитриевна Прянишникова - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций, Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда России, Москва, Россия

Olga D. Pryanishnikova - Candidate of Biological Sciences, Senior Researcher, Center for the Development of Professional Qualifications, All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor of Russia, Moscow, Russia opryanishnikova@vcot.info

ЗАЯВЛЕННЫЙ ВКЛАД АВТОРОВ Зайцева О.М. - постановка проблемы; определение цели исследования и его проведение.

Новиков П.Н. - содержательный анализ и интерпретация полученных результатов, формирование выводов исследования. Прянишникова О.Д. - разработка общей концепции исследования, обоснование теоретико-методологических положений, проведение исследования

AUTHORS' DECLARED CONTRIBUTIONS Zaitseva O.M. - formulation of the problem; determination of the purpose of the study and its implementation. Novikov P.N. - meaningful analysis and interpretation of the results obtained, formation of research conclusions. Pryanishnikova O.D. - development of a general research concept, substantiation of theoretical and methodological principles, conducting research.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 22.03.2024; после рецензирования 27.03.2024, принята к публикации 28.03.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 22.03.2024; revised on 27.03.2024 and accepted for publication on 28.03.2024. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.