Научная статья на тему 'Новые подходы к оценке качества водок'

Новые подходы к оценке качества водок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазанько Е. И., Позняковский В. М.

Разработана модель потребительской оценки качества водки, учитывающая интересы всех участников сферы ее товародвижения. Предложенная модель позволит прогнозировать спрос на новые товарные марки и виды водки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к оценке качества водок»

жения необходимых температур и влагосодержаний колбасных изделий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитические методы описания технологических про -цессов мясной промышленности / Э.Э. Афанасов, Н.С. Николаев, И.А. Рогов и др. - М.: Мир, 2003.- 184 с.

2. Бражников А.М. Теория термической обработки мясопродуктов. - М.: Агропромиздат, 1987. - 271 с.

3. Лыков А.В., Михайлов Ю.А. Теория тепло- и массопе -реноса. - М.-Л.: Госэнергоиздат, 1963. - 536 с.

4. Снеддон И. Преобразование Фурье. - М.: Изд-во ино-стран. лит., 1955. - 667 с.

5. Волков И.К., Канатников А.Н. Интегральные преобразования и операционное исчисление. - М.: Изд-во МГТУ им.

Н.Э. Баумана, 2002. - 228 с.

Поступила 06.05.09 г.

ANALYTICAL TASK SOLUTION HEAT-MASS CARRY IN SAUSAGE ITEMS AT THEIR THERMAL PROCESSING

B.A. VORONENKO, V.V. PELENKO, V.V. STARIKOV

Saint-Petersburg State University of Low Temperature and Food Technologies,

9, Lomonosova st., Saint-Petersburg, 191002; e-mail: vasekspb83@mail. ru

The problem joint heat- and massoperenos in sausage products is put and solved analytically at their thermal processing. Computer research of the received solutions is conducted, their adequacy to real process is checked up, temperature and humidity fields dependences are found in a processed material from similarity numbers.

Key words: the analytical decision, sausage products, thermal processing, heat- and massoperenos.

663.5:658.562

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОДОК

Е.И. МАЗАНЬКО, В.М. ПОЗНЯКОВСКИЙ

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,

650003, г. Кемерово, Бульвар Строителей, 47; тел.: (3842) 75-66-39, факс: (3842) 73-41-03, e-mail: tovar@kemtipp. ru

Разработана модель потребительской оценки качества водки, учитывающая интересы всех участников сферы ее това -родвижения. Предложенная модель позволит прогнозировать спрос на новые товарные марки и виды водки. Ключевые слова: водка, модель, потребитель, качество, безопасность.

Водка - один из самых распространенных алкогольных напитков, потребляемых населением России, что свидетельствует о необходимости обеспечения ее качества и безопасности [1].

Нами разработана мультиатрибутивная модель потребительской оценки качества водки и методика достижения паритета потребностей всех заинтересованных участников сферы ее товародвижения.

Сформулирован перечень факторов, оказывающих влияние на потребительскую оценку качества водок: известность товарной марки, доверие к качеству водки, потребительский опыт предыдущих покупок, надежность товаропроизводителя, географическое расположение товаропроизводителя, снижение объемов разового потребления водки, размер торговой площади мест продажи алкогольных напитков, экономическая доступность водки (средневзвешенная величина цены 167 р.), разные ценовые категории водки, факторы неценового выбора, численность артикулов водки, вкусовое разнообразие водки, наличие физиологически активных ингредиентов, сорт используемого спирта, необходимая информация на этикетке [2].

С целью определения значимости указанных показателей проведено фокусирование в группе целевых

потребителей водок в условиях интегрированного канала товародвижения (на примере рынка г. Новокузнецка, таблица).

Таблица

Значимость атрибутов

Наименование атрибутов для покупателей для розничных продавцов для това -ропроиз -водителей

Факторы места продажи водки

Глубокий ассортимент + - +

Положительный опыт + - +/-

Розничная цена +/- + +/-

Условия покупки + - +/-

Факторы производства водки

Защищенность от подделок + +/- +

Внешний вид упаковки + + +

Имидж марки + + +

Факторы потребления водки

Отсутствие вреда для организма + +/- +

Польза для организма + +/- +

Вкус + +/- +

Цвет + +/- +

Аромат + +/- +

Аромат

Глубокий ассортимент

^ Положительный

лрпыт

Розничная

Условия

покупки

Глубокий ассортимент

Имиджа \ \ / \Г / Защищенность

марки \ \ V—/ / от подделок

Внешний вид^^^_ ^^^^Отсуствие вреда

упаковки Пользадляоргшшзма ДЛЯ °рганИЗма

Рис. 1

Это послужило основанием для разработки мульти-атрибутивной модели потребительской оценки качества водок с развертыванием его функций:

(1)

Положительный

опыт

Розничная

дена

Вкус!

марки

Условия

покупки

Защищенность от подделок

Внешний вид упаковки

Отсуствие вреда

Польза для организма

для организма

Рис. 2

где Q - комплексная оценка качества водки, балл; п - число атрибу -тов качества водки; кг - коэффициент значимости г-го атрибута; -

потребительская оценка г-го атрибута, балл.

Вместе с тем, установлено, что у многих атрибутов допускается дифференциация по их значимости для потребителей. В опросе респондентам предлагалось оценить каждый из анализируемых атрибутов по 5-балльной шкале. Респонденты избирались из числа целевой покупательской аудитории. Покупательские предпочтения были обработаны методами математической статистики для их выражения в виде коэффициентов значимости. Значения этих коэффициентов приве -дены на рис. 1.

Исследования показали, что выявленные показатели потребительской оценки качества водок имеют различающиеся коэффициенты значимости. Наиболее значимым показателем является ассортиментная характеристика водок - 0,11, а наименее - аромат и защищенность от подделок по - 0,06.

Ценность разработанной модели заключается в ее способности прогнозировать спрос на товарные марки, виды, разновидности, артикулы на основании потребительской оценки, проведенной в условиях фокус-группы. Совмещение методов фокус-групп с методикой мультиатрибутивной модели качества с развертыванием его функции позволит товаропроизводителям и розничным продавцам прогнозировать потребительскую оценку качества водки в местах продажи.

На рис. 2 приведен пример сравнительной оценки качества двух образцов водки: отличной и известной водки и другой водки, в полной мере удовлетворяющей требованиям качества и безопасности, регламентированным в нормативной документации.

Потребительская оценка товарной марки водки, мало популярной с точки зрения покупательского спроса,

выраженного показателями товарооборота в натуральных единицах, значительно ниже оценки широко известной и популярной в целевой покупательской группе товарной марки. С точки зрения ГОСТ и СанПиН (товаропроизводителей) анализируемые показатели одинаковы, что косвенно характеризует равную оценку и их качества. Таким образом, предложенная в работе комплексная мультиатрибутивная модель потребительской оценки качества водки в местах ее продажи дает возможность оценивать различные товарные марки, имеющие показатели качества, допустимые для ее свободной реализации (факторы доверия потребителей к действиям Роспотребнадзора).

Как видно из таблицы, развертывание функции качества осуществляется по всем уровням его формирования: товарное производство, распространение и реализация водки, ее покупка и потребление. Воздействие органов государственного контроля за производством, реализацией и потреблением водки является внутренним ограничением многих из указанных атрибутов: розничная цена, условия покупки, защищенность от подделок, отсутствие вреда для организма, польза для организма, внешний вид и информационная насыщенность упаковки, вкус, цвет и аромат водки. Это свидетельствует о том, что интересы государства и общества в данной модели опосредованно учтены.

Фактор розничной цены водки исследовался в фо -кус-группе самостоятельно с позиций отмеченных ценовых безразличий. Результаты подтвердили ранее сделанные выводы о существенном влиянии на потребительскую оценку качества водки уровня ее розничной цены. Чем абсолютное значение последнего выше, тем значимость этого показателя в потребительской оценке качества водки ниже. Это крайне важно при формировании государственной политики регулирования объема и структуры потребительского спроса на водку с точки зрения повышения уровня качества жизни населения и показателей здоровья нации, продолжительности периода активной жизнедеятельности.

Процесс оценки качества водки покупателями в местах продажи заключается в выделении некоторой совокупности ее внешних атрибутов, которая дает воз-

і= 1

можность сравнивать совокупную оценку разных товарных артикулов аналогичного ценового уровня по степени удовлетворения наиболее значимой в данной ситуации потребности. Под потребностями определены разноплановые жизненные ценности: безопасность, комфортность и гедонизм (наслаждение), доминантность (поддержание своего имиджа), социальность (демонстрация своей принадлежности к определенной социальной группе), когнитивность (познание мира), экономичность. Реализация этих потребностей по сути и является степенью полезности водки.

Для учета в потребительской оценке качества водки интересов других участников сферы производства и товародвижения рассчитана математическая модель паритета потребностей указанных участников, включая потребительскую оценку качества водки с развертыванием его функции.

При разработке модели паритета потребностей считалось, что существует одна наилучшая точка, которая удовлетворяет условиям достижения паритета потребностей участников канала товародвижения (товаропроизводители, розничные продавцы, покупатели, потребители, общество, государство и др.). В этой точке траты каждого из участников минимальны. Для паритета потребностей рассчитывается оптимальное качество водки с точки зрения всех перечисленных участников: формулы (2)-(10).

__ ¡=п

2 =! ка, (2)

/= 1

где 2 - интегральный показатель качества в точке паритета потребностей; п - число участников, для которых формируется паритет по -требностей; /,/ - индексы, соответствующие атрибутам и участни -кам; а - критериальный вектор /-го атрибута и/-го участника; к -коэффициент значимости критериального вектора.

Ак(к = 1, ... , т) - альтернативы участников:

А = (Аь ..., Ат}. (3)

Существует некоторое множество критериальных векторов, из которых необходимо выбрать альтернативы, удовлетворяющие точке паритета потребностей:

А = {а„...,€т }, (4)

а1 $ А, / = 1,2,...,т (5)

На основе определенной целевой функции ау принимается как функционал суммарных взвешенных потерь Р,а:

¡=п

Р =! ацРц , (6)

/= 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где р/ (р1, рт) - потери /-го участника, достигаемого паритета по -

требностей.

В качестве лучшего решения выбирается та альтернатива А , которой соответствует минимальное значение функционала суммарных взвешенных потерь P“:

А * = arg min P“ (A,.), (7)

где i = 1,2,..., m.

Аналогично рассчитывается функция полезности Qk ="Qk ,* ,Qm # критерия а для альтернативы

А{АЬ..Ат}. При этом агрегирование базового критерия av осуществляется по формуле (2).

А * = arg max Q (Ai) (8)

при i = 1,2,..., m

Для цели проектирования оптимальных решений участников канала товародвижения можно использовать формулу

A* %АГроект = f (A**_x, t, j, ю), (9)

где - проектируемые альтернативы; A*.x - исходные альтерна -

тивы; t, j, ю - ресурсы времени, финансов, прочие.

Используя формулу (2), можно проектировать паритет потребностей на ближайшую перспективу, например, при известных намерениях одного из участников существенно поменять вектор своего интереса

Таким образом, выявлены и систематизированы 12 атрибутов качества водки, рассматриваемые покупателями при оценке множественности вариантов покупки в местах продажи, определены коэффициенты их значимости. Наибольшее влияние на потребительскую оценку качества оказывают ассортимент, опыт предыдущих покупок, розничная цена, условия покупки, отсутствие вреда для организма, внешний вид упаковки и вкусовые достоинства.

Разработана мультиатрибутивная модель потребительской оценки качества водки в местах продажи с развертыванием его функции, в которой рациональные атрибуты (розничная цена) сочетаются с иррациональными (неценовые атрибуты качества) в соотношении 1 : 9. Внешние атрибуты ценности водки доминируют над внутренними. Факт выбора потребителями определенного товарного артикула водки из множественной совокупности аналогичных предложений означает более высокую потребительскую оценку ее качества в сравнении с остальными рыночными альтернативами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экспертиза напитков: Учеб.-справ. пособие / В.М. По -зняковский, В.А. Помозова, Т.Ф. Киселева и др.; Под общ. ред. чл.-кор. РАЕН, проф. В.М. Позняковского. - 5-е изд., испр. и доп. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. - 384 с.

2. Мазанько Е.И. Теоретические и практические аспекты формирования качества алкогольной продукции. - Кемерово: Куз-бассвузиздат, 2008. - 247 с.

Поступила 26.05.09 г.

NEW APPROACHES TO ESTIMATION OF VODKA QUALITY

E.I. MAZANKO, V.M. POZNYAKOVSKY

Kemerovo Technological Institute of the Food Industry,

47, Stroitelei blvrd., Kemerovo, 650056; ph. : (3842) 75-66-39, fax: (3842) 73-41-03, e-mail: tovar@kemtipp.ru

The model of a consumer estimation of quality vodka, considering interests of all participants of its sphere movement of the goods is developed. The offered model will allow to predict demand for new commodity marks and vodka kinds.

Key words: vodka, model, consumer, quality, safety.

65.011.56

ВЫБОР МЕТОДОВ СИНТЕЗА И АЛГОРИТМОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ОПТИМАЛЬНЫХ СТР УКТУР РАСПРЕДЕЛЕННЫХ БАЗ ДАННЫХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В.А. АТРОЩЕНКО, Д.В. ТИШКОВСКИЙ

Кубанский государственный технологический университет,

350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2; электронная почта: tishatdv@kub.stu.ги

Предложены методы и алгоритмы при решении задач синтеза оптимальных структур распределенных баз данных, по -зволяющие снизить временные и финансовые издержки предприятия по созданию и внедрению информационных сис -тем разного функционального назначения, а также сократить время поиска оптимальных структур размещения распределенных баз данных, используемых в информационных системах предприятий хлебопекарной промышленности. Ключевые слова: информационные системы, распределенные базы данных, оптимизация синтеза, база метаданных.

В настоящее время информационные системы (ИС) являются неотъемлемой частью практически всех предприятий хлебопекарной промышленности.

Основные функции ИС предприятий хлебопекарной промышленности: работа с поставщиками; работа с покупателями; работа с некоммерческими организациями; работа с персоналом;

работа по обеспечению технологического процесса;

работа по решению логистических задач; учет производственных и непроизводственных запасов;

финансовые задачи; работа с собственной торговой сетью; обеспечение безопасности; правовое обеспечение предприятия.

Как правило, на всех предприятиях имеется несколько разрозненных ИС, обеспечивающих ведение внешней и внутренней хозяйственной деятельности. К тому же предприятие может быть территориально разрознено и иметь в своем составе несколько производственных площадок со схожим функциональным назначением.

В настоящее время отсутствуют ИС, которые могли бы реализовать весь необходимый функционал в рамках единого пространства. В свою очередь стоимость работ по созданию такой ИС с необходимым функционалом достаточно высока.

Наиболее эффективным способом является использование неких унифицированных систем с возможностью синтеза по их функциональному назначению.

Основной составляющей ИС являются базы данных. Таким образом, задача обеспечить предприятие информационными ресурсами сводится к задаче синтеза оптимальных логических структур распределенных баз данных (РБД) [1].

В РБД возможны три способа размещения и хранения информации в узлах вычислительной сети (ВС).

При первом способе производится так называемая «вертикальная» декомпозиция общей логической структуры РБД, в результате которой в узлах ВС хранятся отдельные фрагменты РБД, не содержащие дублируемой информации. При данном способе логическая структура РБД как бы «разрезается» на отдельные компоненты (подграфы), которые семантически связаны между собой. Этот способ облегчает процедуры администрирования РБД ввиду отсутствия необходимости согласования данных на предмет их непротиворечивости и актуальности, а также поддержки отдельных фрагментов РБД в целостном состоянии. Однако при данном способе увеличивается время выполнения запросов и транзакций, так как данные размещаются в территориально удаленных узлах.

При втором способе производится так называемая «горизонтальная» декомпозиция общей логической структуры РБД, в результате которой во всех узлах ВС хранятся данные с одной и той же логической структурой, соответствующей общей логической структуре, но различающиеся по составу экземпляров записей. Например, одна логическая запись с именем «служащий» может хранить в одном узле экземпляры записей, соответствующих служащим категории «высшее руководство организации», во втором узле - служащим категории «начальники отделов», в третьем - «инженер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.