Научная статья на тему 'Мультиатрибутивная модель потребительской оценки качества водок'

Мультиатрибутивная модель потребительской оценки качества водок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультиатрибутивная модель потребительской оценки качества водок»

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ ДЛЯ ПИЩЕВОМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

= ТЕМА НОМЕРА

УДК 663.5:614.3

Мультиатрибутивная модель

потребительской оценки качества водок

Е.И. Мазанько, канд. экон. наук, доц., В.М. Киселев, д-р техн. наук, проф. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности А.А. Казанцев

ООО «Кузнецкпромторг», г. Новокузнецк

Рост потребления водки ведет к снижению здоровья нации. Видимо, оценка качества водки только с точки зрения Роспотребнадзора является однобокой. Настала очередь комплексной оценки качества водки, включающей, помимо указанных показателей, оцениваемых Роспотребнадзором, также и показатели, отражающие интересы других активных участников в сфере товародвижения водки - товаропроизводителей, оптовых и розничных продавцов, потребителей, общественных организаций и органов государственного правления, контролирующих здоровье нации.

В этой связи исследование, посвященное вопросу разработки мультиат-рибутивной модели потребительской оценки качества водки и методики достижения паритета потребностей всех заинтересованных участников сферы ее товародвижения, является актуаль-

Значимость атрибута для:

Атрибут покупателей розничных продавцов товаропроизводителей

Факторы места продажи водки

Глубокий ассортимент + - +

Положительный опыт + - +/-

Розничная цена +/- + +/-

Условия покупки + - +/-

Факторы производства водки

Защищенность от подделок + +/- +

Внешний вид упаковки + + +

Имидж марки + +

Факторы потребления водки

Отсутствие вреда + +/-для организма

Польза для + +/-организма

Вкус + +/-

Цвет + +/-

Аромат + +/-

ным, будет способствовать как решению задач повышения экономической эффективности водочного производства, так и решению важнейших социальных задач современного российского государства.

Для достижения цели настоящего исследования требования различных участников канала товародвижения целесообразно систематизировать в нижеследующий перечень факторов:

• факторы места продажи водки -глубокий ассортимент, положительный опыт, розничная цена, условия покупки (размер торговой площади мест продажи алкогольных напитков, экономическая доступность, численность артикулов, вкусовое разнообразие, разные ценовые категории, факторы неценового выбора);

• факторы производства водки - защищенность от подделок (доверие к качеству водки, надежность товаропроизводителя), внешний вид упаковки (факторы неценового выбора, снижение объемов разового потребления водки), имидж марки (известность товарной марки, географическое расположение товаропроизводителя);

• факторы потребления водки - отсутствие вреда для организма (сорт используемого спирта, необходимая информация на этикетке), польза для организма (наличие физиологически активных ингредиентов), вкус, цвет, аромат (потребительский опыт предыдущих покупок).

История развития торговых каналов, как в России, так и за рубежом, демонстрирует разные интересы участников канала различных уровней, которые находятся зачастую в конфликте - интересы одного из участников обеспечиваются за счет ущемления интересов других. Например, вкусовое разнообразие водки приводит к снижению экономической эффективности водочного производства.

С целью моделирования паритета потребностей участников канала товародвижения приведем экспертную оценку значимости для них указанных факторов (см. таблицу).

Как видно из таблицы, для покупателей имеют значение все перечисленные атрибуты водки. В качестве платформы для разрабатываемой модели была предложена компенсационная модель развертывания качества, в которой недостаток одного из атрибутов качества компенсируется преимуществом другого.

о = 2=2, кд,,

где О - комплексная оценка качества водки, баллы; п- число атрибутов качества водки; к/- коэффициент значимости /-го атрибута; д- потребительская оценка /-го атрибута, баллы.

Вместе с тем в данной модели важно то, что у множества атрибутов допускается дифференциация по их значимости для потребителей. Для исследования значимости для потребителей каждого из анализируемых атрибутов в опросе респондентам предлагалось оценить каждый из них по пятибалльной шкале. Респонденты избирались из числа целевой покупательской аудитории. В последующем покупательские предпочтения были обработаны методами математической статистики для их выражения в виде коэффициентов значимости.

Предложенная нами мультиатрибу-тивная модель качества водок является развертыванием функции их качества, которое осуществляется по всем уровням его формирования и оценки: товарное производство, распространение и реализация водки, ее покупка и потребление.

Воздействие органов государственного контроля за производством, реализацией и потреблением водки служит внутренним ограничением многих из указанных атрибутов: розничная цена, условия покупки, защищенность от подделок, отсутствие вреда для организма, польза для организма, внешний вид и информационная насыщенность упаковки, вкус, цвет и аромат водки. Последнее замечание указывает на то, что интересы государства и общества в данной модели опосредованно учтены.

Наибольшее влияние на потребительскую оценку качества оказывают такие факторы, как глубокий ассортимент, положительный опыт предыду-

ANALYTICAL DEVICES FOR FOOD PROCESSING INDUSTRY

щих покупок, розничная цена, условия покупки, отсутствие вреда для организма, внешний вид упаковки и вкус - коэффициенты значимости этих атрибутов наиболее высокие.

Потребительская оценка качества водки осуществляется непосредственно в местах продажи алкогольных напитков. Такая оценка не сопровождается математическими расчетами и сравнением их результатов, полученных для различных товарных артикулов. В большей мере эта оценка носит эмпирический характер.

О важности внешних атрибутов ценности товаров для покупателей и о необходимости учета этих атрибутов товаропроизводителями и розничными продавцами сообщается в работах В.М. Киселева и др. [2-3].

В этой связи процесс оценки качества водки покупателями в местах продажи заключается в выделении некоторой совокупности ее внешних атрибутов, которая дает возможность сравнивать совокупную оценку разных товарных артикулов аналогичного ценового

уровня по степени удовлетворения наиболее значимой в данной ситуации потребности.

В этом контексте под потребностями определены разноплановые жизненные ценности: безопасность, комфортность и гедонизм (наслаждение), доминантность (поддержание своего имиджа), социальность (демонстрация своей принадлежности к определенной социальной группе), когнитив-ность (познание мира) и, наконец, экономичность. Реализация этих потребностей по своей сути и является степенью полезности водки. Справедливость этого высказывания проверена на фокус-группе, составленной из респондентов - представителей различных ценовых сегментов, о чем сообщалось ранее [1-3].

Таким образом, мультиатрибутивная модель качества водки, предусматривающая развертывание этой функции, заключается в ее способности удовлетворять не столько индивидуальные потребности, сколько социальную деятельность потребителя, т. е. осуществ-

ляемую в определенном социуме. В этих условиях экономическая составляющая предлагаемой модели качества, впрочем, как и другие указанные его атрибуты, меняют свою значимость в различных ценовых уровнях ощущаемой потребителем ценности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казанцев А.А. Модель развертывания функции качества водок//Сб. докладов 1-й Межведомств. научно-практич. конф. «Товароведение, экспертиза и технология прод. товаров». -М.: МГУПП, 2008, с. 33-37.

2. Киселев В.М., Мазанько Е.И. Управление ассортиментом товаров. - М.-Ке-мерово: Объединенное издательство «Российские университеты», 2006.

3. Киселев В.М, Парамонова Т.Н., Казанцев А.А. Визуальный мерчандай-зинг: теория и практика визуальных коммуникаций в товаропроводящих каналах: Учеб. пос.; изд. 2-е, перераб. и доп. - Кемерово: Кузбассвузиздат -АСШТ, 2007.

DL

DRINK LINE ТЕХНОЛОГИИ РОЗЛИВА

М(к|Кдуни|Н)дш1Я (Inriinu.iJi.fпроклинай Нысташш

14 16 апреля 2009 Москва, ЦВК "Экспоцентр*'

WWW. DRINKLINE. RU

+7 (495) 980-9542

ejgggg^^H

For-Expo Ltd.

Совместно с

Генеральные информационные спонсоры

(эормацнонный спонсор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.