Научная статья на тему 'Новые подходы к организации трудовой и учебной деятельности в годы нэпа (на материалах Нижегородской губернии)'

Новые подходы к организации трудовой и учебной деятельности в годы нэпа (на материалах Нижегородской губернии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОТ (НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА) / «НОТИЗАЦИЯ» ПРЕДПРИЯТИЙ И ВУЗОВ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ / НЭП / «NOTIZATSIYA» OF ENTERPRISES AND INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION / SCIENTIFIC ORGANIZATION OF LABOR / NIZHEGORODSKAYA PROVINCE / THE NEP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапон Владимир Петрович, Стряпихина Анна Александровна

В статье анализируются новые сведения о том, как происходило внедрение принципов научной организации труда на предприятиях и в высших учебных заведениях Нижегородской губернии в 1920-х гг. Этот процесс, получивший название «нотизация», стал не только одним из факторов восстановления народного хозяйства, но и влиятельным элементом создания нового типа производственной и социальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к организации трудовой и учебной деятельности в годы нэпа (на материалах Нижегородской губернии)»

УДК 94(47)

В. П. Сапон, А. А. Стряпихина

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОДЫ НЭПА (НА МАТЕРИАЛАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Аннотация. В статье анализируются новые сведения о том, как происходило внедрение принципов научной организации труда на предприятиях и в высших учебных заведениях Нижегородской губернии в 1920-х гг. Этот процесс, получивший название «нотизация», стал не только одним из факторов восстановления народного хозяйства, но и влиятельным элементом создания нового типа производственной и социальной культуры.

Ключевые слова: НОТ (научная организация труда), «нотизация» предприятий и вузов, Нижегородская губерния, НЭП.

Abstract. The article analyzes new data on the introduction of the principles of scientific organization of labour at enterprises and institutions of higher education in Nizhegorodskaya province in 1920s. The process of introduction, called «notizatsi-ya», appeared to be one of the factors of economic reconstruction, as well as a significant element in formation of a new type of industrial and social culture.

Key words: scientific organization of labor, «notizatsiya» of enterprises and institutions of higher education, Nizhegorodskaya province, the NEP.

К началу 1920-х гг. Нижегородская губерния находилась в состоянии глубокого экономического упадка. Голод, поразивший среднее и нижнее Поволжье, частично охватил и Нижегородскую губернию. Из 1723 предприятий, зарегистрированных статистической переписью 1918 г., к началу 20-х гг. работало только 411 [1, с. 36]. Повсеместно наблюдался недостаток сырья, материалов, топлива, вспомогательных средств, изношенность технического оборудования, плохое снабжение рабочих. Хроническое недоедание, эпидемии, бытовая неустроенность рабочих также негативным образом сказывались на работоспособности. Кроме того, в ряде докладов, посвященных характеристике промышленности в губернии, указывалось, что крайне нерационально была поставлена организация производства [2, с. 52].

Для вывода народного хозяйства из кризиса в стране была введена новая экономическая политика. Основные задачи НЭПа в промышленности заключались в следующем: построение работы на основе хозрасчета, увеличение выработки, удешевление производства и поднятие рентабельности предприятий [3, с. 60]. В рассматриваемый период большое значение приобрело движение за научную организацию труда (НОТ) как одну из важнейших составляющих успешного восстановления промышленности.

Главным методом нового подхода стала рационализация производства и труда на предприятиях. В условиях дефицита продовольствия, сырья и топлива было решено сконцентрировать производство на лучших предприятиях, остальные закрыть и отчасти сдать в аренду. Это давало возможность полностью загрузить работой одно предприятие вместо нескольких, соблюдая в то же время экономию в топливе и накладных расходах.

Крупные предприятия, а также не имевшие себе подобных по производственному признаку, были выделены в особые хозяйственные единицы, мелкие предприятия объединялись друг с другом. Например, Безводинское

металлоткацкое производство объединено с заводом «Красный якорь», Рас-тяпинский алебастровый завод объединен с известково-алебастровым заводом «III Интернационал» и заводом огнеупорнокерамиковых изделий в трест «Нижсиликат», завод «Нижмехарт» присоединен к заводу «Красная Этна» и др.

Ряд промышленных предприятий был закрыт вследствие своей крайней убыточности и неспособности работать на принципах хозрасчета: пуговичная фабрика «Волга», обозные мастерские «Бор», завод «Нижегородский теплоход», Турбанская льнопрядильная фабрика и Ардатовская веревочно-канатная, а все льнопрядильное производство было сконцентрировано на Моли-товской фабрике, а канатное - на Растяпинской и т.д. [4, с. 57-59].

Рационализация промышленности потребовала изменения отношения к труду. Начались массовые сокращения избыточных рабочих и служащих. Например, в первые годы нэпа количество рабочей силы на Выксунском заводе сокращено с 15 905 до 13 137 человек, на Сормовском заводе - с 8771 до 8328 человек, на заводе в Кулебаках - с 5595 до 4279 человек [5, с. 56].

Одновременно происходили изменения и во внутренней работе предприятий с использованием принципов НОТ: упорядочение учета и калькуляции, механизация производства, улучшение условий труда, совершенствование нормирования труда, широкое использование материальных и моральных методов стимулирования труда, повышение квалификации кадров и др.

В 1922 г. при нижегородском губернском Совете народного хозяйства (НГСНХ) был учрежден научно-технический совет для проработки вопросов производственной деятельности предприятий, коллективного изучения вопросов в области улучшения, расширения и рационализации производства, разработки производственных программ для предприятий и т.д. [4, с. 47]. Ячейки НОТ создавались и на отдельных предприятиях. На Сормовском заводе, являвшимся одним из крупнейших промышленных центров губернии, был организован целый рационализаторский аппарат: НОТ, тарифно-нормировочное бюро (ТНБ), Распредбюро, Бюро смет и анализов, Отдел рационализации станкового оборудования.

Одним из первых шагов по внедрению НОТ стало налаживание планомерного учета производства на основе балансового метода, а также калькуляционной работы с точной классификацией всех видов расходов по группам и статьям для правильного выявления себестоимости изделий. Эти меры дали возможность получения наиболее полной информации об экономическом положении предприятия, а также объективного отражения недостатков или достижений в работе.

Одним из важнейших условий повышения производительности труда стало улучшение технического оборудования и механизация производства. В 1924-1925 гг. всего в ходу было 483 механических двигателя с общей мощностью свыше 45 тыс. лошадиных сил, а в 1925-1926 гг. действовало уже 635 двигателей с общей мощностью свыше 55 тыс. лошадиных сил. Специально для Сормовского завода оборудование разрешено было выписывать из-за границы. Особой гордостью Сормовского завода был купленный портальнофрезерный станок, являвшийся в то время последним словом техники не только в СССР, но и в Европе [6]. Было приобретено новое оборудование для заводов: «Красная Этна», «Фармхим», «Нижполиграф», «Кожтрест», «Химзавод», «Коммунист» и др. На ряде заводов проведен капитальный ремонт оборудования.

В 1924 г. состоялась Вторая Всесоюзная конференция НОТ, имевшая большое значение в деле распространения опыта НОТ. В конференции принимали участие и делегаты от Нижегородской области. Большое внимание в докладах уделялось правильной организации трудового процесса, гигиене труда, исследованию зависимости продуктивности труда от психофизиологических особенностей организма и др. Среди конкретных мероприятий по рационализации труда указывалось на необходимость принять меры: по улучшению санитарно-технических условий работы (нормализация освещения, отопления, снабжения достаточным количеством воды, приспособлениями для умывания и т.д.); открытию врачебно-гигиенических кабинетов на крупных промышленных объектах; установлению оптимального режима труда с перерывами в работе для восстановления сил; организации культурной жизни и т.д. [7, с. 61-67].

Усиливается контроль над процессом производства и организацией труда на производстве. Техническая инспекция, существовавшая при губернском Отделе труда, устраивала как плановые, так и внеплановые обследования предприятий, в ходе которых обращалось внимание на ограждение машин, станков, трансмиссий, механических устройств, осуществлялся надзор за паровыми котлами, подъемными механизмами и т.д. В условиях расширения существующих производственных единиц или постройки новых заводских зданий и мастерских техническая инспекция принимала участие в осуществлении предварительного надзора и дачи необходимых технических указаний. По результатам большинства обследований к наиболее распространенным недостаткам предприятий губернии относились: ветхость производственных зданий, теснота и загроможденность мастерских, слишком близкое расположение станков друг с другом [8, с. 33].

Тогда же, в 1924 г., началось энергичное внедрение принципов НОТ в деятельность нижегородских вузов. Было признано необходимым проводить «нотизацию» высшей школы по трем направлениям. Во-первых, направить все силы на рационализацию вуза как профессионального учреждения, работа которого основана на определенных организационных началах. Предполагалось, что для этой цели будет создана сеть кружков по научной организации труда (с соответствующим названием - «Время НОТ»), которые займутся упорядочением административно-хозяйственного и учебного аспектов вузовской работы, а именно:

«1) составлением диаграммы структуры вуза и студенческих организаций, в которой ясно должна быть выражена связь и зависимость одних частей или отделов учреждения от других;

2) рационализацией выдачи справок, документов, стипендий, субсидий, чтобы студент тратил на все это минимум времени и труда;

3) обследованием студенческих общежитий, столовых и библиотек в целях устранения всякого рода дефектов в организации и работе этих учреждений;

4) рационализацией самой обстановки, в которой протекает учебная жизнь;

5) рационализацией системы записей на зачеты и самих зачетов (поскольку зачеты еще окончательно не изжиты);

6) рационализацией в составлении расписания и расположении материалов в витринах и т.д.» [9, л. 51].

Следующее направление «нотизации» - пропаганда преимуществ научной организации труда в студенческих массах через студенческие стенгазеты: «по линии устранения из программ параллелизмов, повторений, участия в производственных совещаниях и использования элементов НОТ в летней практике студентов» [9, л. 51]. Указанных два направления «нотовской» работы представляют собой «эмпирический НОТ», который является предварительной стадией для «научного НОТа», суть которого состоит в том, чтобы внедрить теоретические итоги рационализаторских достижений в систему дисциплин, преподаваемых в вузах.

В частности, педагогическим вузам рекомендовалось ввести в учебный план цикл лекций, которые давали бы студентам знания по следующим проблемам:

«1) Принципы организации вообще и учебных заведений в частности: а) планы трудовой школы; в) выбор местоположения школ; с) школьный участок; д) оборудование - мебель и учебные пособия; е) расположение кабинетов, лабораторий, мастерских, рекреационной комнаты; ф) административнотехническая организация школы; г) организация учебных заведений и методы обследования.

2) Принципы управления вообще и учебных заведений в частности: а) понятие и реальные проблемы управления, течения на западе. Научная организация управления в С.С.С.Р; в) административная техника - подбор персонала, виды контроля и учета, документооборот, канцелярия, система делопроизводства и т.д.).

3) Принципы научного использования рабочей силы, научной организации самого трудового акта вообще и в частности работников просвещения (шк[ольных] работников): а) профессиографии. Методы - анкеты, опрос, наблюдение, самонаблюдение, эксперимент; в) профконсультация и профпод-бор. Состояние современной психотехники. Возможность прогноза; с) определение норм работы. Данные физиологии. Утомление. Методы изучения утомления. Отсутствие зарплаты. Гигиена труда.

4) Ознакомление с учреждениями, планирующими хозяйство вообще, и с учреждениями, руководящими политико-просветительской работой в союзе.

5) История нотовского движения в Западной Европе, Америке и России» [9, л. 51 об.].

Вся нагрузка по организации кружков «Время НОТ» ложилась на студентов, но с привлечением преподавательских сил и при тесном сотрудничестве с учебно-административными органами высших учебных заведений. При этом планировалось, что в вузах кружки будут состоять из факультетских секций, возглавлять работу кружков будут выборные бюро из 3-5 человек. В свою очередь «для увязки Нотовской работы в вузах и техникумах при Губбюро организуется городское Бюро НОТ, выбираемое на городской конференции нотистов, которое, помимо учета опыта отдельных заведений, ведет связь с организациями, ведающими нотовской работой (РКИ профсоюзов)» [9, л. 52-52 об.].

Как проходила «нотизация» вузовской жизни, можно судить на примере Нижегородского педагогического института. 14 ноября 1924 г. на заседании Учебного совета НПИ прозвучал доклад на тему внедрения в научнопреподавательскую жизнь принципов НОТ с соответствующей профессиональной спецификой. Студенческому коллективу было предложено создать

кружок НОТ. Профессорско-преподавательскому составу в свою очередь надлежало ввести в учебные программы изучение проблем рациональной организации труда (и особенно труда работников просвещения), а такие важные вопросы, как «профессиография, профподбор и проблема утомления», проработать уже на первом курсе в ходе практических занятий. Помимо этого, предполагалось «пронизание элементами НОТа» целого ряда дисциплин: политэкономии, истории труда, основ социологии, психологии и курса «Состояние народного образования в СССР». По итогам заседания Учебный совет постановил: «...Ввести в учебный план [1-го] курса со второго триместра пробный и опытный нотовский цикл с педагогическим уклоном при двух часах в неделю - курс, обязательный для всех студентов всех отделений, и практикум по психотехнике и психофизиологии труда при лаборатории экспериментальной психологии факультативно при двух часах в неделю» [10, л. 9].

Впрочем, вузам отводилась не самая главная роль в «нотизации» социально-экономических процессов в молодом советском государстве, поскольку, по словам директора Центрального института труда (ЦИТ) А. К. Гастева, последние достижения науки в области рациональной организации труда и управления «в настоящее время никак не могут быть исключительно соединены с традиционно-научными учреждениями в виде втузов, университетов или академий» [11, с. 184]. «В нашей социалистической стране, - настаивал этот идеолог «социального инженеризма», - где постепенно проводится обобществление исследовательской работы, наличность. объективных демократических тенденций создает и объективные, и субъективные предпосылки для того, чтобы именно предприятие превращалось в невиданный ранее и незнакомый прежним «университетским эпохам» огромный центр обучения и научных изысканий» [11, с. 187].

В самом деле нижегородские предприятия превращаются в самые настоящие лаборатории по исследованию наиболее передовых форм организации и проведения производственной деятельности. Например, в обязанности санитарной инспекции Нижегородского губернского отдела труда входило не только наблюдение за надлежащей организацией условий труда (т.е. соблюдение нормального температурного режима, наличие вентиляции, содержание в чистоте зданий, состояние кровель, полов и др.), но и научная работа по изучению профессиональных «вредностей», а именно: составление санитарных характеристик отдельных профессий и производств, изучение отдельных вредных моментов в производственных процессах и выработка мер по борьбе с ними, изучение массовых явлений профессиональной заболеваемости и смертности трудящихся в крупнейших предприятиях губернии, а также по важнейшим промышленным районам и отраслям производства. Например, велись исследования по изучению профессионального заболевания желудка у кожевников-строгателей, влияния температуры на организм человека в горячих цехах металлообрабатывающей промышленности, вредных условий автогенной сварки металлов, проводился анализ травматизма на заводах Приокского горного округа и др. [8, с. 45].

К недостаткам работы инспекции труда следует отнести: во-первых, недостаток специалистов в этой области; во-вторых, далеко не все промышленные предприятия обслуживались инспекторами труда. Так, например, в семи уездах (Арзамасском, Ветлужском, Краснобаковском, Лукояновском, Лысковском, Семеновском, Сергачском) специальной санитарной инспекции

не имелось. Эти уезды обслуживались путем выездов инспекторов труда из других уездов, но данная работа не носила системного характера.

Тем не менее работа по внедрению НОТ на нижегородских предприятиях в скором времени дала положительные результаты. Ремонт оборудования, механизация производства, улучшение условий и оплаты труда привели к ускорению производственных процессов и повышению производительности труда. Например, если на заводе «Двигатель Революции» станочный цех выпускал в 1919-1920 гг. 3 станка, то в 1924 г. - уже 26, а в 1927 г. - 111. Выпуск готовых изделий на одного рабочего Приокского горного округа составлял в 1921 г. 21 руб. 49 коп., в 1926 г. - 87 руб. 54 коп., а в 1927 г. -91 руб. 95 коп. [6, с. 97-103]

Большой трудностью в деле дальнейшего развития производительных сил была нехватка квалифицированных кадров. Например, на 1 мая 1926 г. 67 % общего состава граждан, зарегистрированных на бирже труда, не имели определенной профессии и специальности [12, л. 83]. Среди индустриальных кадров наблюдался недостаток токарей, фрезеровщиков, литейщиков, чеканщиков. Повсеместным был дефицит инженерно-технических кадров. Основной формой подготовки кадров промышленности были школы фабричнозаводского ученичества, которые давали основы профтехнического образования. Практиковалось бригадное и индивидуальное ученичество на производстве, были открыты рабфаки при вузах. Но недостаток квалифицированных специалистов продолжал нарастать. Например, к 1928 г. губерния испытывала недостаток специалистов в области строительства: каменщиков - 1700 человек, столяров - 1200 человек, бетонщиков - 700 человек и т.д. [13, л. 31].

Однако и эта проблема успешно решалась на основе принципов НОТ. В частности, стало широко применяться переобучение (переквалификация) по недостающим специальностям из числа безработных, которые не могли найти работу в течение длительного периода времени, поскольку их специальности имелись на рынке труда в избыточном количестве. С этой целью при биржах труда Нижегородской губернии организовывались краткосрочные курсы с обязательным трудоустройством после их успешного окончания.

В заключение отметим, что НОТ мыслилась советскими организаторами как неизбежный и насущно необходимый элемент развития индустриального производства и современной экономики в целом. В то же время проводилась четкая грань между рационализацией социально-экономических отношений на Западе и в России. Если в буржуазных странах НОТ являлась «своего рода методом лечения производства в эпоху загнивания капитализма» и внедрять ее могли лишь наиболее мощные предприятия-монополисты, то «наша социалистическая рационализация имеет совершенно другой характер: она есть выражение роста социалистической индустрии, роста нашего народного хозяйства и роста активности масс» [11, с. 374-375]. Однако количественный рост экономических показателей - это лишь основа для более грандиозных исторических задач: «Нам нужно жить. Нам нужно победить. Нам нужно превзойти все страны своей энергией. Мы должны устроить настоящее восстание культуры» [11, с. 65].

Список литературы

1. Воробьев, М. А. Организация промышленности в Нижегородской губернии / М. А. Воробьев // Вестник Нижегородского губернского исполнительного комитета. - 1921. - № 3.

2. Хонин, В. Методы восстановления промышленности в Нижегородской губернии / В. Хонин // Вестник агитации и пропаганды Нижегородского Губкома РКП. - 1921. - № 2.

3. НОТ в СССР (тезисы ко второй Всесоюзной конференции по НОТ) // Вопросы труда. - 1924. - № 3.

4. Нижегородская местная промышленность 1923-24 гг. - Н. Новгород, 1925.

5. Крымский, Д. Коллективное снабжение / Д. Крымский // Вестник агитации и пропаганды Нижегородского Губкома РКП. - 1921. - № 2.

6. Шульц, Ф. Ф. Десять лет Советской власти в Нижегородской губернии 19171927 / Ф. Ф. Шульц ; под ред. О. Л. Рывкина. - Н. Новгород, 1927.

7. Кашкадамов, В. П. Гигиенические основы научной организации труда / В. П. Кашкадамов // Вопросы труда. - 1924. - № 2.

8. Работа губернского отдела труда за время с 1/Х - 1924 г. по 1/Х - 1925 г. - Н. Новгород, 1926.

9. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 2734. Оп. 1. Д. 81.

10. ЦАНО. Ф. 2734. Оп. 1. Д. 76.

11. Гастев, А. К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда / А. К. Гастев. - Изд. 2-е. - М., 1972.

12. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 4678.

13. ЦАНО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 2559.

Сапон Владимир Петрович доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России, Нижегородский государственный педагогический университет

E-mail: [email protected]

Стряпихина Анна Александровна аспирант, Нижегородский государственный педагогический университет

E-mail: [email protected]

УДК 94(47)

Сапон, В. П.

Новые подходы к организации трудовой и учебной деятельности в годы НЭПа (на материалах Нижегородской губернии) / В. П. Сапон, А. А. Стряпихина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 4 (20). - С. 19-25.

Sapon Vladimir Petrovich Doctor of historical science, professor, sub-department of Russian history, Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Stryapikhina Anna Alexandrovna Postgraduate student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.