Научная статья на тему 'Новые подходы к государственному управлению инновационными процессами в российской экономике'

Новые подходы к государственному управлению инновационными процессами в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОНЦЕПЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / ПЛАНЫ / ПРОЕКТЫ / ПРОГРАММЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / MANAGEMENT MECHANISMS / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / INNOVATION MANAGEMENT / CONCEPT / STRATEGY / RESEARCH AND DEVELOPMENT PLANS / PROJECTS / PROGRAMS / FUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райзберг Б. А.

В статье анализируется применявшиеся организационно-экономические механизмы государственного управления технико-технологическим прогрессом, инновациями в период становления рыночной экономики в России. Представлено описание нерешенных проблем инновационного развития. Изложена программная стратегия воздействия государственного управления на формирование инновационного курса российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO GOVERNANCE OF INNOVATION PROCESSES IN RUSSIAN ECONOMY

The article examines applied organizational and economic mechanisms of state control of technical and technological progress, innovation in the making of a market economy in Russia. The authors presented the description of the unsolved problems of innovative development. Program strategy outlined the impact of government on the formation of innovative policy of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к государственному управлению инновационными процессами в российской экономике»

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. Новые подходы к государственному управлению инновационными процессами в российской экономике

д.э.н. проф. Райзберг Б. А.

ФБНУ «ИМЭИ» 8(495) 653-12-76

Аннотация. В статье анализируется применявшиеся организационно-экономические механизмы государственного управления технико-технологическим прогрессом, инновациями в период становления рыночной экономики в России. Представлено описание нерешенных проблем инновационного развития. Изложена программная стратегия воздействия государственного управления на формирование инновационного курса российской экономики.

Ключевые слова: государственное управление, механизмы управления, инновации, инновационное развитие, технико-технологический прогресс, инновационный менеджмент, концепция, стратегия, научные исследования и разработки, планы, проекты, программы, финансирование.

Повышение технико-технологического уровня производства, применение новшеств в сфере социальных отношений представляет органичную часть государственного управления в любой стране, в особенности, в странах, тяготеющих к индустриальному способу ведения хозяйства. Как свидетельствует мировой опыт, интерес государственных органов к инновациям порожден, прежде всего, тем, что они образуют материально-техническую и технологическую основу повышения производительности труда, снижения материало и энергоемкости продукции, роста качества товаров и услуг, создаваемых в стране.

Все эти присущие подлинным инновациям признаки превращают технико-технологические, организационно-управленческие новшества в мощный инструмент повышения конкурентоспособности отдельных организаций, предпринимательского сектора, ведущих отраслей хозяйства, экономики страны в целом. Системное свойство инноваций проявляется в том, что, будучи двигателем научно-технического потенциала экономики, они одновременно приводят в движение весь производственно-экономический потенциал.

Замечательное свойство нововведений состоит в том, что они пронизывают всю социально-экономическую систему страны, в равной мере проявляются на всех уровнях управления экономикой, распространяя свое влияние на производство, социальную сферу, образ и уровень жизни населения, затрагивая в то же время и саму систему управления. Тем самым инновации представляют объект управления со стороны самых разных субъектов: государства, корпораций, копаний, предприятий.

Но в той части, в которой они связаны с научными исследованиями, подкрепляющим их образовательным процессом, развитием фундаментальной науки, роль государства в управлении инновационной деятельностью велика и незаменима, носит превалирующий характер. Достаточно упомянуть, что в мировой практике свыше 50% расходов на фундаментальные научные исследования в экономически развитых странах принимает на себя государство.

Известно, что при высокой доле граждан, обладающих высшим образованием, большом количестве научных работников, наличии сотен тысяч людей с ученой степенью Россия занимает далеко не высшие места в освоении инновационных достижений, применении их в производстве. Подобный неутешительный итог во многом обусловлен стратегией государственного управления экономикой, технико-технологическим состоянием промышленного и всего общественного производства. До последнего времени в государственном управлении социально-экономическим развитием слабо проявлялась мотивация к обновлению структуры производства, повышению его технического и технологического уровня, продуктивному использованию современных достижений науки, техники, технологии.

Сырьевая ориентация развития российской экономики, имевшая место в течение многих десятилетий, способствовала росту рентных доходов, увеличению валового внутреннего продукта страны, повышению уровня жизни населения. В связи с этим и в сознании широких слоев населения, и в умах лиц, занимающих высшие государственные посты, имело место и наблюдается до сих пор торможение устремлений к прогрессивному изменению структуры экономики, освоению новых эффективных средств производства. В итоге в течение многих лет происходило торможение инновационного развития, нарастало отставание России от передовых стран в области технико-технологического уровня производства, качества и разнообразия производимой продукции, конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировых рынках. Резко возросла импортозависимость государства от внешних поставок.

Длительное осуществление сырьевого курса привело к падению международного имиджа страны как передовой державы мира, поставило экономику в прямую зависимость от спроса мировых рынков на топливно-минеральные ресурсы и цен на них, подверженных значительным колебаниям. По этим причинам для обеспечения устойчивого будущего, завоевания прочного экономического положения России необходимо проводить активную инновационную политику, направленную на достижение передовых позиций в области научно-технического и технико-технологического прогресса.

Переход на инновационный курс требует решения многих проблем и весьма крупных вложений. Поэтому надеяться, что инновационный подъем будет автоматически обеспечен рыночной конкуренцией, стремлением предпринимателей, инвесторов к получению высокой прибыли, не приходится. Для решения этой сверхсложной задачи гигантского масштаба необходимо непосредственное участие государства как инвестора, собственника, администратора, субъекта управления и регулирования экономики.

Инновационная деятельность чрезвычайно капиталоемка по следующим причинам:

• между научными исследованиями и результатами их использования в экономике производства проходит значительное время, измеряемое годами, затрачиваемое на освоение и внедрение;

• инновационная деятельность требует затрат на оплату труда исследователей, проектантов, конструкторов, технологов, на дорогостоящую научную аппаратуру, оборудование для экспериментального производства и испытаний, проверки эффекта;

• инновационные (венчурные) проекты относятся к категории весьма рискованных по той причине, что трудно заведомо гарантировать успех первоначального замысла, заложенного в продукт: до двух третей разработок оказывается бесперспективными и не находят практического приложения. К тому же, чтобы уменьшить вероятность неудачи, приходится осуществлять параллельный поиск по ряду направлений, альтернатив.

Высокая ресурсоемкость инноваций, возрастающая со временем, характерна и проявляется во всей мировой экономике, но в России она проявляется в еще большей степени ввиду низкого уровня организации исследований и разработок, отсутствия побудительных мотивов к быстрому освоению плодов научных достижений. На осуществление инновационных проектов решаются в основном крупные, чаще всего государственные корпорации или государственно-частные партнерства, да и то при условии государственной поддержки.

Необходимость в значительных инвестициях для проведения инновационной деятельности превращает ее в инновационно-инвестиционную, то есть, по сути, любой инновационный проект становится одновременно инвестиционным, связанным к необходимостью значительных вложений капитала на продолжительное время с расчетом на последующую отдачу, окупаемость инвестиций.

Задача фундаментального значения в области государственного управления состоит в инвестиционном обеспечении научных, технических, технологических инноваций. Это область наиболее уязвима в отношении инвестирования и потерпела самый большой урон в результате резкого снижения вложений капитала в научные исследования, проектно-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. конструкторские и технологические разработки, опытное производство, испытания новых конструкций и технологий в российской экономике переходного периода. К глубокому сожалению, стремление к получению быстрой прибыли, не отягчаемое потребностью отвлечения масштабных средств на длительный период времени, стало девизом предпринимательского сектора не только в малом, но и в среднем и крупном секторе той экономики, что была построена в России в итоге рыночных реформ.

Инвестиции с высоким уровнем риска называют рисковыми, или венчурным капиталом. Чаще всего крупные рисковые инвестиции связаны с вложением в осуществление инновационных проектов, в новые сферы деятельности. Чтобы уменьшить риск каждого вкладчика такого капитала, объединяют капиталы многих вкладчиков, образуя фонд венчурного капитала. Суть современной грамотной, перспективной промышленной политики государства состоит в его непосредственной включенности в инновационные процессы не только как обладателя инвестиционного капитала, но и как соучастника инвестиционного риска, гаранта предотвращения его катастрофических последствий.

В странах с рыночной экономикой инновационно-инвестиционная деятельность лишь частично является государственной в том смысле, что она непосредственно управляется государством, финансируется им, выполняется по государственному заказу. Если в отношении научных, поисковых исследований участие государства в управлении ощутимо велико, то в области технического, технологического применения научных достижений, их проникновения на рынки государство оказывает в большей мере косвенное, чем прямое влияние. Одно из значимых направлений активизации роли государства в управлении инновационными процессами - превращение государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию в действенный фактор государственной экономической политики. Государственный заказ должен стать не только механизмом поддержки научных организаций, но и инструментом обеспечения государственных нужд в научно-технической продукции, прогрессивных технологиях.

Даже такое мощное государство, как Россия, не обладает достаточными ресурсными возможностями, чтобы взять под свое крыло весь цикл «наука - техника - производство», то есть направлять и финансировать научные исследования и опытно-конструкторские разработки вплоть до использования их результатов в производстве. Но в то же время государство располагает возможностями правового, законодательного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности, осуществления поддержки в форме так называемого патронажа отраслей, находящихся на переднем крае технико-технологического прогресса.

В течение ряда лет во главу угла в государственном управлении инновационным развитием российской экономики и государственной политике в области науки и технологического прогресса ставилось формирование национальной инновационной системы, повышение эффективности, результативности научно-технической деятельности. При всей глобальности подобной постановки цели и задач инновационного развития или вследствие чрезмерной глобальности такого подхода, эффективную в экономическом и социальном аспектах, всеобщую национальную инновационную систему создать не удается. Реально она превращается в набор разрозненных действий отдельных участников научного поиска, применения отдельных научно-технических достижений, инновационного менеджмента.

Отсюда следует вывод, что первопричина низкой отдачи инвестиций в России заключается в неразвитости, практическом отсутствии стратегического прогнозирования, планирования, целевого программирования инновационной деятельности в масштабе страны, регионов, отраслей. Такую миссию способно выполнить только государство, призванное придавать управлению инновациями стратегический характер.

В широком плане речь идет о проведении государственной научно-технической политики, ориентированной на развитие технологических укладов, всемерное использование в экономике инновационных факторов. Такой курс закреплен Законом Российской Федерации

«О науке и научно-технической политике». Целью научно-технической политики является формирование, поддержание, развитие инновационного потенциала страны. Инновационная стратегия ставит своей задачей выход на передовые рубежи, прорыв в определенных областях техники и технологии, организации производства, дающий возможность получения длительных конкурентных преимуществ. В 2006 году Президент Российской Федерации утвердил «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации» и «Перечень критических технологий Российской Федерации», что следует рассматривать как предпосылку разработки долгосрочной инновационной стратегии.

Государственная инновационная стратегия закреплена также в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В разделе Концепции «Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития» предложены следующие направления перехода:

1. Развитие человеческого потенциала России.

2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.

3. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.

4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).

5. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.

6. Переход к модели пространственного развития российской экономики.

Концепцией предусмотрено также взаимодействие государства, частного бизнеса как субъектов инновационного развития.

В еще большей степени в сравнении с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года близка к постановке целей и определению путей инновационного развития российской экономики «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р. Стратегия содержит меры в области государственного управления, способствующие инноватизации.

В Стратегии инновационного развития сформулирована генеральная цель, заключающаяся в переводе к 2020 году экономики России на инновационный путь развития при одновременном решении следующих задач:

• увеличение доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 40 - 50 процентов;

• рост доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг до 5 - 10 процентов в 5- 7 и более секторах экономики;

• увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта таких товаров до 2 процентов;

• рост доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 -30 процентов;

• повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта;

• увеличение доли публикаций российских исследователей в общем объеме публикаций в мировых научных журналах до 3 процентов;

• увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузах, до 25 процентов от общего объема поступающих средств;

• развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. 332 Известия МГТУ «МАМИ» № 1(13), 2012

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. Ключевым инструментом государственного воздействия на технологический прогресс и координацию действий в этом направлении призвано стать развитие технологических платформ. Эта получившая широкое распространение в мире форма организации инновационной деятельности представляет механизм объединения усилий государства, научных организаций, бизнес-структур и потребителей для освоения и развития перспективных технологических направлений в отдельных отраслях или в масштабах всей экономики.

Ключевое условие осуществления перспективной, эффективной научно-технической политики - вложение инвестиций и государственная бюджетная поддержка науки и образования, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в системе Академии Наук, отраслевых научно-исследовательских, проектных институтах, в высших учебных заведениях.

Решение этой задачи требует увеличения государственного финансирования научных исследований и проектно-конструкторских разработок, участия государства в развитии лабораторной, опытно-испытательной базы научных исследований и разработок.

Догоняющая научно-техническая стратегия заключается в следовании передовому зарубежному опыту, воспроизведении прогрессивных технологий, закупке лицензий, на основании чего осваивается выпуск наукоемкой продукции. Активная стратегия опирается на исполнение собственного научно-технического потенциала, достижение прорывов в критических точках, где назрели условия для технико-технологического скачка.

Главным механизмом и инструментом государственного управления иннвационными процессами в российской экономике призваны стать государственные программы Российской Федерации, в состав которых включаются уже давно применяемые федеральные целевые, региональные, ведомственные программы научно-технического профиля. В перечне государственных программ Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 года № 1950-р, выделен раздел « Инновационное развитие и модернизация экономики», в который включены следующие программы:

1. Развитие науки и технологий.

2. Экономическое развитие и инновационная экономика.

3. Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности.

4. Развитие авиационной промышленности.

5. Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности.

6. Развитие фармацевтической и медицинской промышленности.

7. Космическая деятельность России.

8. Развитие атомного энергопромышленного комплекса.

9. Информационное общество.

10. Развитие транспортной системы.

11. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков.

12. Развитие рыбохозяйственного комплекса.

13. Развитие внешнеэкономической деятельности.

14. Воспроизводство и использование природных ресурсов.

15. Развитие лесного хозяйства.

16. Энергоэффективность и развитие энергетики.

Наряду с государственными программами Российской Федерации и федеральными, ведомственными, региональными, отраслевыми программами в их составе, многие более узкие по масштабам проблемы инновационного развития должны решаться посредством реализации инвестиционно-инновационных проектов.

Государственное способствование переходу российской экономики на инновационную траекторию развития требует проведения обширного комплекса мер, включающего: • бюджетное финансирование затрат на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

• государственные закупки научно-технической продукции;

• обеспечение заказами государственных научно-исследовательских организаций;

• государственную поддержку подготовки научных кадров;

• предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности;

• содействие международному научно-техническому обмену;

• государственную защиту интеллектуальной собственности: открытий, изобретений, патентов;

• государственное способствование коммерциализации прикладной науки;

• помощь в реализации отечественных инноваций на мировых рынках;

• популяризацию ученых, их трудов, деятельности.

Особого внимания заслужит активизация комплексных исследований в области повышения качества, результативности, эффективности государственного управления экономикой и социальной сферой, обеспечивающего устойчивое, бескризисное развитие, сопровождаемое и подкрепляемое как технико-технологическими, так и социальными инновациями.

Выводы

Несмотря на спад инновационной активности в годы проведения рыночных реформ и ослабление государственного внимания к науке, Россия сохраняет весомый научно-инновационной потенциал и даже является крупным поставщиком научных кадров в страны Европы и Америки. В ряде отраслевых направлений научно-технического и технико-технологического прогресса сохранена инновационная потенция. В этих условиях представляется рациональным использование государством селективной модели управления иннова-цинно-инвестиционной деятельностью, основывающейся на концентрации ограниченных государственных ресурсов на узких, но значимых проектах с перспективой выхода на внутренние и мировые рынки.

Литература

1. Кокурин А.И., Назин К.Н., Тогоев А.М. Устинова Л.Н. Управление инновациями (марке-тинго-ориентированный подход). Монография. Второе издание - М.: Изд. Рудомино», 2010 - 496с.

2. Рубвальтер Д.А. Управление научно-техническим комплексом: Монография. Под ред. Клейнера - М.: РУДН, 2008. 517.

3. Райзберг Б.А. Прикладная теория управления экономическими системами. - М.: Изд. МПСИ, 2011.464с.

Анализ эффективности финансовых вложений в модернизацию основных производственных фондов машиностроительного предприятия

д.э.н. проф. Кокурин Д.И., Павельев В.П., Колтунов А.И. Московский Государственный Педагогический Университет, МГТУ «МАМИ»

8 (495) 223-05-23 доб. 1452

Аннотация: в статье предлагается анализ объемов производства товарной продукции при различных схемах финансовых вложений в модернизацию основных средств на производственные показатели: при использовании кредита или лизинга для обновления основных производственных фондов предприятия.

Ключевые слова: модернизация, машиностроительное предприятие, лизинг, инвестирование.

На объём производимой, т.е. на результат деятельности предприятия по производству какой-либо продукции и представленных производственных услуг (далее- «продукция») оказывают влияние: количество используемо оборудования, его производительность и время

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.