Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. Новые подходы к государственному управлению инновационными процессами в российской экономике
д.э.н. проф. Райзберг Б. А.
ФБНУ «ИМЭИ» 8(495) 653-12-76
Аннотация. В статье анализируется применявшиеся организационно-экономические механизмы государственного управления технико-технологическим прогрессом, инновациями в период становления рыночной экономики в России. Представлено описание нерешенных проблем инновационного развития. Изложена программная стратегия воздействия государственного управления на формирование инновационного курса российской экономики.
Ключевые слова: государственное управление, механизмы управления, инновации, инновационное развитие, технико-технологический прогресс, инновационный менеджмент, концепция, стратегия, научные исследования и разработки, планы, проекты, программы, финансирование.
Повышение технико-технологического уровня производства, применение новшеств в сфере социальных отношений представляет органичную часть государственного управления в любой стране, в особенности, в странах, тяготеющих к индустриальному способу ведения хозяйства. Как свидетельствует мировой опыт, интерес государственных органов к инновациям порожден, прежде всего, тем, что они образуют материально-техническую и технологическую основу повышения производительности труда, снижения материало и энергоемкости продукции, роста качества товаров и услуг, создаваемых в стране.
Все эти присущие подлинным инновациям признаки превращают технико-технологические, организационно-управленческие новшества в мощный инструмент повышения конкурентоспособности отдельных организаций, предпринимательского сектора, ведущих отраслей хозяйства, экономики страны в целом. Системное свойство инноваций проявляется в том, что, будучи двигателем научно-технического потенциала экономики, они одновременно приводят в движение весь производственно-экономический потенциал.
Замечательное свойство нововведений состоит в том, что они пронизывают всю социально-экономическую систему страны, в равной мере проявляются на всех уровнях управления экономикой, распространяя свое влияние на производство, социальную сферу, образ и уровень жизни населения, затрагивая в то же время и саму систему управления. Тем самым инновации представляют объект управления со стороны самых разных субъектов: государства, корпораций, копаний, предприятий.
Но в той части, в которой они связаны с научными исследованиями, подкрепляющим их образовательным процессом, развитием фундаментальной науки, роль государства в управлении инновационной деятельностью велика и незаменима, носит превалирующий характер. Достаточно упомянуть, что в мировой практике свыше 50% расходов на фундаментальные научные исследования в экономически развитых странах принимает на себя государство.
Известно, что при высокой доле граждан, обладающих высшим образованием, большом количестве научных работников, наличии сотен тысяч людей с ученой степенью Россия занимает далеко не высшие места в освоении инновационных достижений, применении их в производстве. Подобный неутешительный итог во многом обусловлен стратегией государственного управления экономикой, технико-технологическим состоянием промышленного и всего общественного производства. До последнего времени в государственном управлении социально-экономическим развитием слабо проявлялась мотивация к обновлению структуры производства, повышению его технического и технологического уровня, продуктивному использованию современных достижений науки, техники, технологии.
Сырьевая ориентация развития российской экономики, имевшая место в течение многих десятилетий, способствовала росту рентных доходов, увеличению валового внутреннего продукта страны, повышению уровня жизни населения. В связи с этим и в сознании широких слоев населения, и в умах лиц, занимающих высшие государственные посты, имело место и наблюдается до сих пор торможение устремлений к прогрессивному изменению структуры экономики, освоению новых эффективных средств производства. В итоге в течение многих лет происходило торможение инновационного развития, нарастало отставание России от передовых стран в области технико-технологического уровня производства, качества и разнообразия производимой продукции, конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировых рынках. Резко возросла импортозависимость государства от внешних поставок.
Длительное осуществление сырьевого курса привело к падению международного имиджа страны как передовой державы мира, поставило экономику в прямую зависимость от спроса мировых рынков на топливно-минеральные ресурсы и цен на них, подверженных значительным колебаниям. По этим причинам для обеспечения устойчивого будущего, завоевания прочного экономического положения России необходимо проводить активную инновационную политику, направленную на достижение передовых позиций в области научно-технического и технико-технологического прогресса.
Переход на инновационный курс требует решения многих проблем и весьма крупных вложений. Поэтому надеяться, что инновационный подъем будет автоматически обеспечен рыночной конкуренцией, стремлением предпринимателей, инвесторов к получению высокой прибыли, не приходится. Для решения этой сверхсложной задачи гигантского масштаба необходимо непосредственное участие государства как инвестора, собственника, администратора, субъекта управления и регулирования экономики.
Инновационная деятельность чрезвычайно капиталоемка по следующим причинам:
• между научными исследованиями и результатами их использования в экономике производства проходит значительное время, измеряемое годами, затрачиваемое на освоение и внедрение;
• инновационная деятельность требует затрат на оплату труда исследователей, проектантов, конструкторов, технологов, на дорогостоящую научную аппаратуру, оборудование для экспериментального производства и испытаний, проверки эффекта;
• инновационные (венчурные) проекты относятся к категории весьма рискованных по той причине, что трудно заведомо гарантировать успех первоначального замысла, заложенного в продукт: до двух третей разработок оказывается бесперспективными и не находят практического приложения. К тому же, чтобы уменьшить вероятность неудачи, приходится осуществлять параллельный поиск по ряду направлений, альтернатив.
Высокая ресурсоемкость инноваций, возрастающая со временем, характерна и проявляется во всей мировой экономике, но в России она проявляется в еще большей степени ввиду низкого уровня организации исследований и разработок, отсутствия побудительных мотивов к быстрому освоению плодов научных достижений. На осуществление инновационных проектов решаются в основном крупные, чаще всего государственные корпорации или государственно-частные партнерства, да и то при условии государственной поддержки.
Необходимость в значительных инвестициях для проведения инновационной деятельности превращает ее в инновационно-инвестиционную, то есть, по сути, любой инновационный проект становится одновременно инвестиционным, связанным к необходимостью значительных вложений капитала на продолжительное время с расчетом на последующую отдачу, окупаемость инвестиций.
Задача фундаментального значения в области государственного управления состоит в инвестиционном обеспечении научных, технических, технологических инноваций. Это область наиболее уязвима в отношении инвестирования и потерпела самый большой урон в результате резкого снижения вложений капитала в научные исследования, проектно-
Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. конструкторские и технологические разработки, опытное производство, испытания новых конструкций и технологий в российской экономике переходного периода. К глубокому сожалению, стремление к получению быстрой прибыли, не отягчаемое потребностью отвлечения масштабных средств на длительный период времени, стало девизом предпринимательского сектора не только в малом, но и в среднем и крупном секторе той экономики, что была построена в России в итоге рыночных реформ.
Инвестиции с высоким уровнем риска называют рисковыми, или венчурным капиталом. Чаще всего крупные рисковые инвестиции связаны с вложением в осуществление инновационных проектов, в новые сферы деятельности. Чтобы уменьшить риск каждого вкладчика такого капитала, объединяют капиталы многих вкладчиков, образуя фонд венчурного капитала. Суть современной грамотной, перспективной промышленной политики государства состоит в его непосредственной включенности в инновационные процессы не только как обладателя инвестиционного капитала, но и как соучастника инвестиционного риска, гаранта предотвращения его катастрофических последствий.
В странах с рыночной экономикой инновационно-инвестиционная деятельность лишь частично является государственной в том смысле, что она непосредственно управляется государством, финансируется им, выполняется по государственному заказу. Если в отношении научных, поисковых исследований участие государства в управлении ощутимо велико, то в области технического, технологического применения научных достижений, их проникновения на рынки государство оказывает в большей мере косвенное, чем прямое влияние. Одно из значимых направлений активизации роли государства в управлении инновационными процессами - превращение государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию в действенный фактор государственной экономической политики. Государственный заказ должен стать не только механизмом поддержки научных организаций, но и инструментом обеспечения государственных нужд в научно-технической продукции, прогрессивных технологиях.
Даже такое мощное государство, как Россия, не обладает достаточными ресурсными возможностями, чтобы взять под свое крыло весь цикл «наука - техника - производство», то есть направлять и финансировать научные исследования и опытно-конструкторские разработки вплоть до использования их результатов в производстве. Но в то же время государство располагает возможностями правового, законодательного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности, осуществления поддержки в форме так называемого патронажа отраслей, находящихся на переднем крае технико-технологического прогресса.
В течение ряда лет во главу угла в государственном управлении инновационным развитием российской экономики и государственной политике в области науки и технологического прогресса ставилось формирование национальной инновационной системы, повышение эффективности, результативности научно-технической деятельности. При всей глобальности подобной постановки цели и задач инновационного развития или вследствие чрезмерной глобальности такого подхода, эффективную в экономическом и социальном аспектах, всеобщую национальную инновационную систему создать не удается. Реально она превращается в набор разрозненных действий отдельных участников научного поиска, применения отдельных научно-технических достижений, инновационного менеджмента.
Отсюда следует вывод, что первопричина низкой отдачи инвестиций в России заключается в неразвитости, практическом отсутствии стратегического прогнозирования, планирования, целевого программирования инновационной деятельности в масштабе страны, регионов, отраслей. Такую миссию способно выполнить только государство, призванное придавать управлению инновациями стратегический характер.
В широком плане речь идет о проведении государственной научно-технической политики, ориентированной на развитие технологических укладов, всемерное использование в экономике инновационных факторов. Такой курс закреплен Законом Российской Федерации
«О науке и научно-технической политике». Целью научно-технической политики является формирование, поддержание, развитие инновационного потенциала страны. Инновационная стратегия ставит своей задачей выход на передовые рубежи, прорыв в определенных областях техники и технологии, организации производства, дающий возможность получения длительных конкурентных преимуществ. В 2006 году Президент Российской Федерации утвердил «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации» и «Перечень критических технологий Российской Федерации», что следует рассматривать как предпосылку разработки долгосрочной инновационной стратегии.
Государственная инновационная стратегия закреплена также в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В разделе Концепции «Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития» предложены следующие направления перехода:
1. Развитие человеческого потенциала России.
2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.
3. Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.
4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).
5. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.
6. Переход к модели пространственного развития российской экономики.
Концепцией предусмотрено также взаимодействие государства, частного бизнеса как субъектов инновационного развития.
В еще большей степени в сравнении с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года близка к постановке целей и определению путей инновационного развития российской экономики «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р. Стратегия содержит меры в области государственного управления, способствующие инноватизации.
В Стратегии инновационного развития сформулирована генеральная цель, заключающаяся в переводе к 2020 году экономики России на инновационный путь развития при одновременном решении следующих задач:
• увеличение доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 40 - 50 процентов;
• рост доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг до 5 - 10 процентов в 5- 7 и более секторах экономики;
• увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта таких товаров до 2 процентов;
• рост доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 -30 процентов;
• повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта;
• увеличение доли публикаций российских исследователей в общем объеме публикаций в мировых научных журналах до 3 процентов;
• увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузах, до 25 процентов от общего объема поступающих средств;
• развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. 332 Известия МГТУ «МАМИ» № 1(13), 2012
Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. Ключевым инструментом государственного воздействия на технологический прогресс и координацию действий в этом направлении призвано стать развитие технологических платформ. Эта получившая широкое распространение в мире форма организации инновационной деятельности представляет механизм объединения усилий государства, научных организаций, бизнес-структур и потребителей для освоения и развития перспективных технологических направлений в отдельных отраслях или в масштабах всей экономики.
Ключевое условие осуществления перспективной, эффективной научно-технической политики - вложение инвестиций и государственная бюджетная поддержка науки и образования, развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в системе Академии Наук, отраслевых научно-исследовательских, проектных институтах, в высших учебных заведениях.
Решение этой задачи требует увеличения государственного финансирования научных исследований и проектно-конструкторских разработок, участия государства в развитии лабораторной, опытно-испытательной базы научных исследований и разработок.
Догоняющая научно-техническая стратегия заключается в следовании передовому зарубежному опыту, воспроизведении прогрессивных технологий, закупке лицензий, на основании чего осваивается выпуск наукоемкой продукции. Активная стратегия опирается на исполнение собственного научно-технического потенциала, достижение прорывов в критических точках, где назрели условия для технико-технологического скачка.
Главным механизмом и инструментом государственного управления иннвационными процессами в российской экономике призваны стать государственные программы Российской Федерации, в состав которых включаются уже давно применяемые федеральные целевые, региональные, ведомственные программы научно-технического профиля. В перечне государственных программ Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 года № 1950-р, выделен раздел « Инновационное развитие и модернизация экономики», в который включены следующие программы:
1. Развитие науки и технологий.
2. Экономическое развитие и инновационная экономика.
3. Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности.
4. Развитие авиационной промышленности.
5. Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности.
6. Развитие фармацевтической и медицинской промышленности.
7. Космическая деятельность России.
8. Развитие атомного энергопромышленного комплекса.
9. Информационное общество.
10. Развитие транспортной системы.
11. Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков.
12. Развитие рыбохозяйственного комплекса.
13. Развитие внешнеэкономической деятельности.
14. Воспроизводство и использование природных ресурсов.
15. Развитие лесного хозяйства.
16. Энергоэффективность и развитие энергетики.
Наряду с государственными программами Российской Федерации и федеральными, ведомственными, региональными, отраслевыми программами в их составе, многие более узкие по масштабам проблемы инновационного развития должны решаться посредством реализации инвестиционно-инновационных проектов.
Государственное способствование переходу российской экономики на инновационную траекторию развития требует проведения обширного комплекса мер, включающего: • бюджетное финансирование затрат на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
• государственные закупки научно-технической продукции;
• обеспечение заказами государственных научно-исследовательских организаций;
• государственную поддержку подготовки научных кадров;
• предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности;
• содействие международному научно-техническому обмену;
• государственную защиту интеллектуальной собственности: открытий, изобретений, патентов;
• государственное способствование коммерциализации прикладной науки;
• помощь в реализации отечественных инноваций на мировых рынках;
• популяризацию ученых, их трудов, деятельности.
Особого внимания заслужит активизация комплексных исследований в области повышения качества, результативности, эффективности государственного управления экономикой и социальной сферой, обеспечивающего устойчивое, бескризисное развитие, сопровождаемое и подкрепляемое как технико-технологическими, так и социальными инновациями.
Выводы
Несмотря на спад инновационной активности в годы проведения рыночных реформ и ослабление государственного внимания к науке, Россия сохраняет весомый научно-инновационной потенциал и даже является крупным поставщиком научных кадров в страны Европы и Америки. В ряде отраслевых направлений научно-технического и технико-технологического прогресса сохранена инновационная потенция. В этих условиях представляется рациональным использование государством селективной модели управления иннова-цинно-инвестиционной деятельностью, основывающейся на концентрации ограниченных государственных ресурсов на узких, но значимых проектах с перспективой выхода на внутренние и мировые рынки.
Литература
1. Кокурин А.И., Назин К.Н., Тогоев А.М. Устинова Л.Н. Управление инновациями (марке-тинго-ориентированный подход). Монография. Второе издание - М.: Изд. Рудомино», 2010 - 496с.
2. Рубвальтер Д.А. Управление научно-техническим комплексом: Монография. Под ред. Клейнера - М.: РУДН, 2008. 517.
3. Райзберг Б.А. Прикладная теория управления экономическими системами. - М.: Изд. МПСИ, 2011.464с.
Анализ эффективности финансовых вложений в модернизацию основных производственных фондов машиностроительного предприятия
д.э.н. проф. Кокурин Д.И., Павельев В.П., Колтунов А.И. Московский Государственный Педагогический Университет, МГТУ «МАМИ»
8 (495) 223-05-23 доб. 1452
Аннотация: в статье предлагается анализ объемов производства товарной продукции при различных схемах финансовых вложений в модернизацию основных средств на производственные показатели: при использовании кредита или лизинга для обновления основных производственных фондов предприятия.
Ключевые слова: модернизация, машиностроительное предприятие, лизинг, инвестирование.
На объём производимой, т.е. на результат деятельности предприятия по производству какой-либо продукции и представленных производственных услуг (далее- «продукция») оказывают влияние: количество используемо оборудования, его производительность и время