сийской Федерации о закреплении в нормативном документе положения, в соответствии с которым лес становится предметом хищения с момента окончания его незаконной порубки, позволит незаконную заготовку древесины квалифицировать как кражу по ст. 158 УК России.
Разработка проекта Постановления Правительства РФ о придании древесине
в виде «круглого леса» (основной объект экспорта продукции ЛПК) статуса стратегического сырья позволит квалифицировать контрабанду лесопродукции по ч. 2 ст. 188 УК РФ и дополнить ч. 3 ст. 188 УК РФ пунктом, предусматривающим ответственность за контрабанду, в особо крупном размере и совершенную неоднократно.
Инвестиционная и инновационная
деятельность в условиях технологической модернизации российской экономики
Ермакова Н.М. *
In article investment and innovative activity in conditions of technological upgrade of the Russian economy is considered.
Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и ее приоритетов является краеугольным камнем при интеграции России в мировую экономику. Только при четкой выработке и неукоснительном следовании стратегии экономической безопасности Россия может занять подобающее ей место в системе глобального экономического пространства.
Понятие «экономической безопасности» в последние десятилетия, совпавшие с периодом глубоких структурных преобразований в экономиках развитых стран, было дополнено таким важным признаком, как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировом рынке.
В настоящее время показатели экономической безопасности России по целому ряду направлений находятся в районе критических значений. Среди них: неспособность нашей экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; уровень жизни населения; устойчивость финансовой системы; структура внешней торговли; научный потенциал; сохранение единого экономического пространства; криминализация экономики; инвестиции в производство; доля импорта в потреблении; объем обращения иностранной валюты в наличной форме и др. Продолжается распад производственного и научно-технического потенциала. Нарушен процесс воспроизводства основных фондов. Сохраняется опасность прогрессирующего экономического отставания.
Применительно к нашему государству экономическая безопасность должна обеспечить такое состояние национальной экономики, при котором одной из важнейших задач становится технико-экономическая независимость, которая в свою очередь определяет производство знаний и новых технологий как основной приоритет экономического развития страны.
В утвержденных Президентом Российской Федерации «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», Концепции инновационной политики Российской Федерации, в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации отмечается, что важной составной частью государственной социально-экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов определен в качестве главной цели государственной научно-технологической политики. Поставлена задача ускоренного перевода страны на инновационный
Кандидат экономических наук.
путь развития, основанный на концепции пяти «И» — институты, инвестиции, инфраструктура, инновации и интеллект.
Анализ сложившейся ситуации в области инвестиционной и инновационной деятельности в промышленности показывает низкий спрос предприятий на основные научно-технические достижения, что усугубляет технологическое отставание, отрицательно сказывается на конкурентоспособности продукции. Слабо развит рынок научно-технической продукции и сопутствующая ему инфраструктура. Предприятия и организации, занимающиеся инновационной деятельностью, а также кредитно-финансовые учреждения, финансирующие эти мероприятия, мало заинтересованы во внедрении инноваций и успешности друг друга.
Быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели к коренным изменениям в состоянии производственного аппарата. В большей части он физически изношен и морально устарел. В отраслях промышленности происходит снижение объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень. Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Обозначенная проблема непосредственно связана с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации и направлена на решение следующих системных задач в технологической и наукоемкой сфере деятельности, предусмотренных «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»:
• преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, низкого уровня значительной части научно-технических разработок, недостаточной инновационной активности российских компаний;
• развитие высокотехнологичного сектора российской экономики в целях обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности отечественных товаров;
• создание условий для многократного увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции;
• замещение импортной продукции и переход на этой основе в стадию стабильного роста инновационно-активного промышленного производства;
• повышение инновационной активности и обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;
• обеспечение позитивных структурных сдвигов, направленных на увеличение доли перерабатывающих отраслей в общем объеме продукции и доли высокотехнологичной наукоемкой продукции в перерабатывающих отраслях;
• закрепление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей инновационной продукции и высоких технологий на внутреннем и внешних рынках.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, как это отмечено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, «угрожает России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России». Поэтому государственная поддержка развития промышленности ориентирована на обеспечение инновационного характера ее развития и воспроизводство главного материального фактора обновления производства — его технологической базы, реализующей современные достижения научно-технического прогресса и обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции.
Особенности современного развития российской экономики обусловили большую сложность осуществления инновационного процесса. Глубокий экономический кризис, охвативший в условиях переходного периода все сферы хозяйственной жизни общества, в том числе инвестиционную, обострил факторы, дести-мулирующие инвестиции. Основные проявления инвестиционного кризиса выражены в спаде объемов инвестиций, уменьшении совокупного инвестиционного потенциала, негативных сдвигах в отраслевой, региональной и функциональной структурах инвестиций, спекулятивном характере формирующихся финансовых рынков.
Основными причинами инвестиционного кризиса в России явились: дли-
О)
о о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л <
S I
н
о ф
со
тельный экономический спад; уменьшение валовых национальных сбережений; инфляционные процессы и снижение устойчивости национальной валюты; структурные деформации денежной массы; сокращение бюджетных инвестиционных расходов при некомпенсированном росте финансирования инвестиций из собственных и привлеченных средств корпорации; рост неплатежей; неустойчивое финансовое положение предприятий; нарушение процессов формирования общественного капитала, соотношения между системой процентных ставок и уровнем рентабельности реального сектора экономики; во многом ошибочность экономической политики государства, опирающейся на либерально-монетаристскую модель рыночных преобразований; отсутствие государственной инвестиционной стратегии; несовершенство законодательства.
За период рыночного реформирования российской экономики ресурсы валовых национальных сбережений уменьшились в 2,9 раза, валовое накопление основного капитала — в 2,7 раза. При общем сокращении валовых сбережений снизилась их доля, используемая для валового накопления реального сектора экономики. Уменьшение финансовых накоплений усугубляется неразвитостью механизмов капитализации сбережений. Экономическое и инвестиционное оживление последних лет пока не привело к коренному перелому ситуации в инвестиционной сфере.
Структура источников финансирования инвестиций предприятий в современной российской экономике отличается существенными особенностями. Это обусловлено тем, что переход к рыночной модели инвестирования с характерным для нее изменением соотношения между внутренними и внешними источниками финансирования инвестиций осуществляется в условиях системного кризиса, когда значительная часть предприятий, с одной стороны, не может использовать ресурсы рынка ссудных капиталов и фондового рынка, с другой стороны, не обладает собственными источниками для финансирования инвестиционной деятельности.
Модифицирована и воспроизводственная структура источников инвестиций в зависимости от фазы делового цикла. Если в рыночной экономике в соответствии с объективными закономернос-
тями доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада в условиях сокращения масштабов инвестирования и уменьшения предложения денег, в российских условиях, где основным источником инвестиционного оживления являются внутренние источники предприятий, хозяйственное оживление сопровождалось увеличением доли собственных средств в общем объеме источников финансирования инвестиций. Этому способствовали, наряду с оптимизацией структуры прибыли, также факторы реинвестирования амортизационных отчислений, уменьшения нецелевого использования амортизации в результате заметной нормализации платежного оборота (сокращение дебиторской задолженности, вытеснение неплатежей и бартера).
Остро стоит проблема формирования ресурсного потенциала инвестиционной деятельности. Выявление возможностей более полного и эффективного использования всех возможных источников инвестирования производственных инвестиций подразумевает изучение таких важных вопросов в корпорациях и компаниях, как изменение структуры активов и соотношения внутренних и внешних источников финансирования инвестиций при переходе к рынку, анализ материальных и финансовых инвестиционных ресурсов в субъектах экономики, развитие механизма трансформации сбережений в инвестиции.
Также, применительно к сложившейся в России ситуации, имеет первоочередное и неотложное значение проблема совершенствования налоговой системы, ориентированной на активизацию инвестиционного процесса. Эта проблема должна быть в центре внимания при разработке инвестиционной программы, осуществлении реструктуризации компаний, осуществлении политики в области доходов. Инвестиционный налоговый кредит, как свидетельствует мировой опыт, является инструментом государственного регулирования экономики в различных макроэкономических условиях и особенно в кризисных ситуациях. Причем налогам как источнику инвестиций и как фактору активизации инвестиционного процесса присущи ряд свойств, отличающих их от других источников. Во-первых, их использование носит антиинфляцион-
ный характер. Во-вторых, инвестиционный налоговый кредит служит эффективным средством формирования инвестиционных предпочтений у хозяйствующих субъектов. В-третьих, он позволяет решать многие задачи, стоящие перед государством, начиная с активизации инвестиционного процесса, расширения возможностей предприятий для инвестирования и кончая стимулированием их деятельности по осуществлению инноваций, использованию достижений научно-технического прогресса в производстве. В-четвертых, инвестиционный налоговый кредит выступает действенным инструментом развития малого бизнеса, прежде всего в тех отраслях и сферах производства, где он в наибольшей мере является экономически оправданным. Наконец, в-пятых, налоговые льготы, используемые в практике макроэкономического регулирования экономики, способствуют привлечению иностранных инвестиций.
Россия, как и все развивающиеся страны, резко сократила централизованное государственное финансирование, в результате чего его уровень оказался в 1,5—2,5 раза ниже, чем во Франции, Великобритании, Бразилии. Бюджетные средства распределяются, исходя из политических соображений или в результате лоббирования интересов определенных групп.
По своей сущности инвестиционно-финансовый рынок представляет важнейшую сферу экономики — реализацию инвестиционного процесса на всех стадиях его осуществления и проявляющуюся в различных формах: материального товара, инвестиционных активов, включая капитальные вложения (прямые инвестиции) в основной и оборотный капитал, вложения в ценные бумаги и страховые полисы. В этом отношении инвестиционный рынок обслуживает процесс воспроизводства национального богатства страны, его репродукцию и расширенное воспроизводство. В зависимости от уровня и качества его функционирования эти процессы следует реализовать на самой прогрессивной научно-технологической основе.
Инвестиционный рынок по своей структуре включает:
• материальные товары в виде строительных материалов, оборудования для строящихся объектов, строительного инструмента и других предметов, впоследствии овеществляемых в
здания, сооружения, транспортные средства и др.;
• инвестиционные активы, включающие капитальные вложения (прямые инвестиции) в основной и оборотный капитал,
• портфельные инвестиции в виде вложений в разные ценные бумаги и страховые полисы.
Финансовая инфраструктура в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития — в первую очередь это относится к инвестиционно-финансовому рынку как стимулятору инвестиционной деятельности в социально-экономическом развитии страны.
Сложившаяся к настоящему времени российская система финансов прошла сложные трансформации в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Проблем инвестиционно-финансового рынка не возникало, поскольку как такового его не было.
Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовая система и финансовый рынок функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они, в то же время, обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение.
В настоящее время в российской экономике чрезвычайно высок удельный вес убыточных предприятий, что резко снижает возможности инвестиционных ресурсов. Кардинальное решение данной проблемы заключается в повышении инвестиционного потенциала национальных корпораций на основе оптимизации инвестиционных ресурсов. Без этого нельзя всерьез говорить о повышении конкурентоспособности наших предприятий, восстановлении воспроизводственного цикла всего народного хозяйства, платежно-расчетных отношений, что порождает целые цепочки аномалий в экономике, ставящих на колени убыточности многие российские компании.
Для успешного решения задачи подъема отечественной промышленности как главного фактора устойчивого роста эко-
•
о> о о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О) О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
номики страны необходима современная, динамично развивающаяся технологическая база, обеспечивающая создание и производство конкурентоспособной наукоемкой продукции, способной со временем занять передовые позиции в экономике страны. Обладание передовыми технологиями является важнейшим фактором развития национальной экономики и обеспечения экономической безопасности любой страны. Преимущество страны в технологической сфере обеспечивает ей приоритетные позиции на мировых рынках и одновременно увеличивает ее оборонный потенциал.
Базисные инновации, меняющие облик экономики и технологий, требуют концентрированных по времени, крупных и рискованных инвестиций. Поэтому стартовые вложения в такие инновации требуют непосредственной государственной поддержки: прямой в виде соответствующих масштабу проекта бюджетных средств и косвенной — в виде государственных таможенных и налоговых преференций, льготных кредитов, государственных гарантий, развития инновационной структуры, правовой защиты интеллектуальной собственности.
Государство должно своей долей инвестиций, налоговой и амортизационной политикой показать бизнесу направления развития промышленного производства и сформировать необходимые условия его участия, гарантии потребления создаваемого продукта внутри страны и поддержку при выходе на мировые рынки, гарантии получения нормы прибыли, то есть снизить риски и создать условия реального производства инновационных продуктов в достойном количестве и конкурентоспособного качества.
При всем разнообразии возможных форм и механизмов финансирования инновационной деятельности основным источником являются собственные средства предприятий.
В настоящее время действующее налоговое законодательство предоставляет налоговые льготы предприятиям при закупке оборудования либо его модернизации или адаптации для собственных нужд в целях проведения НИОКР, оптимизации процесса воспроизводства и создания новых производственных линий, а также при перемещении технологий, наукоемких товаров и оборудования через границу. Снижены пошлины на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в России, практикуется
субсидирование процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение. Однако этого недостаточно.
Согласно официальной статистике в России на внедрение новых продуктов и технологических процессов расходовалось в докризисный период 69,7 % затрат на инновации. В то же время на приобретение новых технологий, определяющих перспективы технологического развития приходится 1,4 % затрат на инновации, на обучение и подготовку персонала и маркетинговые исследования — всего 1,7 %. Почти три четверти общего объема затрат на технологические инновации сосредоточены в четырех отраслях: машиностроении и металлообработке (33,5 %), топливной (15,1 %), химической и нефтехимической промышленности (13,7 %) и цветной металлургии (11,9 %).
Запаздывание модернизации российских предприятий ведет к потере внутреннего рынка такими отраслями, как швейная, трикотажная, мебельная, химическая, нефтехимическая, станкостроение, машиностроение. Противостоять этому можно, только форсируя развитие наукоемкого высокотехнологичного производства соответствующего масштаба.
Собственными источниками инвестиций предприятий являются прибыль и амортизация. По промышленности доля собственных средств в инвестициях значительно выше, чем в целом по экономике и составила 62,4 %, в металлургии — 84,7 %, в машиностроении и металлообработке — 78,4 %, в пищевой — 70,7 %. Из общего объема средств на приобретение, монтаж и установку новых машин, оборудования и транспортных средств направлено 37,1 %.
Хотя динамика роста доли амортизационных отчислений в инвестициях положительная, рост цен на капитальные товары сужает ее функции до рамок простого воспроизводства основного капитала. В условиях недостатка собственных оборотных средств валовая прибыль (отчисления на реновацию и чистая прибыль) используется предприятием главным образом на повседневные нужды.
Для целей достижения технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции созданы и реализуются федеральная целевая
программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 гг.», федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на период 2007— 2011гг., федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндуст-рии в Российской Федерации на 2008— 2010 гг.» и др.
Программы направлены на создание технологического базиса инновационного развития и удовлетворение потребностей отечественной наукоемкой промышленности в новых базовых технологиях, обеспечивающих новые функциональные качества и конкурентоспособность производимой продукции с учетом требований обеспечения технологических аспектов национальной безопасности страны, технологической независимости при реализации Энергетической стратегии, Стратегий развития промышленности и других основополагающих директивных документов. Программы являются катализатором коммерциализации результатов научно-технической деятельности и повышения уровня капитализации предприятий и организаций — разработчиков новых технологий за счет введения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
В инновационном процессе, включающем следующую последовательность этапов: фундаментальные исследования, прикладные поисковые исследования, новые технологические идеи и принципы («пробирочные» технологии) — промышленные базовые технологии — разработка инновационного продукта (комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализующих технологии создания образца конкретного продукта) — производство инновационного продукта, мероприятия программ направлены на реализацию второго этапа инновационной цепочки — разработку промышленных базовых технологий, предназначенных для непосредственного использования в промышленности.
Таким образом, магистральной линией ускорения инновационного развития должно стать формирование государственного спроса на наукоемкую, высокотехнологичную продукцию при непосредственном участии государства в создании этого рынка. Для повышения эффективности инновационного инвестирования должны быть предусмотрены разно-
образные финансовые механизмы, стимулирующие длительные вложения в научные исследования и разработки, а также способствующие постоянному обновлению основного капитала.
Главным условием реализации стратегии технологического прорыва является формирование в стране инновационного партнерства бизнеса, государства, создателей интеллектуальной собственности и консолидации собственных национальных источников инвестиций, использование национальных конкурентоспособных особенностей.
По мнению автора, для повышения эффективности инновационной инфраструктуры и совершенствования механизмов финансирования инновационной деятельности необходимы:
• модернизация организации исследований и внедрения результатов в практику;
• подготовка высококвалифицированных и образованных специалистов;
• эффективный и недорогой венчурный рынок на уровне регионов;
• внедрение в практику накопленного мирового опыта финансирования инноваций;
• размещение инновационных производств в местах с адекватной инфраструктурой и на основе увязки интересов бизнеса и возможностей городов и регионов;
• налоговое стимулирование инвестиций;
• расширение возможностей инновационных компаний по реальному выбору адекватной амортизационной политики;
• выявление инновационного потенциала компаний и стадии их развития;
• создание и развитие сети региональных технопарков, бизнес-инкубаторов, иной инфраструктуры продвижения инноваций;
• государственно-частное партнерство в сфере инновационного и технологического развития;
• вовлечение в инновационную деятельность малого бизнеса, его участие в тендере при формировании госзаказа;
• создание региональных экспертных групп для оценки коммерческой эффективности научных идей и определения оптимального момента подключения бизнеса к коммерциализации проекта в зависимости от стадии его развития в жизненном цикле;
• организация совместных с иностранными компаниями производств на
•
о> о о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
российской территории с использованием собственных инновационных разработок.
Несмотря на новый фактор риска для инвестиционной и инновационной деятельности — финансово-экономический
кризис, России необходима национальная инновационная система, в которой четко определены цели и задачи государства, роль и место каждого из ведущих субъектов инновационной деятельности: науки, образования, производства и бизнеса.
Формирование и использование трудового потенциала: региональные аспекты
занятости населения и дифференциации
его доходов
Озов А.А.
This article shows the tendencies of forming and using of the labor potential in the sign of regional aspects of population employment and its incoming's differentiation.
The possible tendencies of development of the Russian market in generally and of the subjects of the South Federal Region.
The article is illustrated with factual materials for the considered region.
Одной из особенностей реформирования экономики России выступает несовпадение темпов снижения ВВП, численности занятых и отработанного времени. По данным Р. Капелюшникова, при кумулятивном падении ВВП в 1998 г. по сравнению с 1991 г. на 37 % занятость сократилась на 12,6 %. Промышленное производство сократилось практически наполовину, а численность промышленного персонала — на треть, т.е. эластичность изменения занятости по отношению к объёму выпуска в промышленности составила 0,78.
В течение 1996—2006 гг. наблюдалась устойчивая тенденция сокращения не полностью занятых в экономике страны: скрытая безработица уменьшилась с 11-12% в 1996 г. до 2,2-3% в 2006 г. Следует также отметить и особенности политики «сдерживания» открытой безработицы, которую проводили работодатели. Анализ структуры не полностью занятых свидетельствует о том, что большая часть этой категории работников (55-60 %) находились на рабочих местах, но были заняты не полный рабочий день, а остальные находились в административных отпусках. Устойчивость данного соотношения в течение всего периода наблюдений позволяет сделать вывод о том, что предприятия предпочитали частично использовать рабочую си-
лу, поддерживая тем самым определённый качественный уровень трудового потенциала. Косвенным подтверждением этого служат данные о динамике приёма и выбытия рабочей силы. В течение 2003-2008 гг. наблюдались незначительные колебания показателей оборота рабочей силы (табл. 1).
Неотъемлемой чертой функционирования рыночной экономики является безработица, которая принимает различные формы в тот или иной период экономического цикла. Последствия безработицы достаточно полно исследуются в социально-экономической литературе. Они представляют собой не только сумму пособий и различных выплат официально зарегистрированным безработным, расходы на подготовку и переподготовку кадров, поиск рабочего места, снижение уровня жизни безработных, но и недопроизводство ВВП и ВРП как на уровне страны, так и отдельных регионов. Очевидно, что эти потери характеризуют состояние неполной занятости трудовых ресурсов, не эффективное их использование. Однако существование естественной безработицы делает эти потери неустранимыми. В то же время значительное превышение фактического уровня безработицы над её естественным уровнем требует определения величины устранимых потерь, которые можно минимизировать
Кандидат экономических наук, доцент.