Научная статья на тему 'Анализ инвестиционно-инновационной деятельности в машиностроительной отрасли Украины'

Анализ инвестиционно-инновационной деятельности в машиностроительной отрасли Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
іНВЕСТИЦії / іННОВАЦії / МАШИНОБУДіВНА ГАЛУЗЬ / ПіДПРИєМСТВА / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЯ / INVESTMENTS / INNOVATIONS / MACHINE-BUILDING INDUSTRY / ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майер И. Н.

В статье проанализировано состояние инвестиционно-инновационной деятельности в машиностроительной отрасли Украины. Предложены направления по активизации инвестиционной деятельности на машиностроительных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes state of the art in the investment and innovative activity of the machine-building in Ukraine. The directions on activation of the investment activity at the machine-building enterprises are offered.

Текст научной работы на тему «Анализ инвестиционно-инновационной деятельности в машиностроительной отрасли Украины»

И.Н. Майер

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ УКРАИНЫ

Машиностроение Украины является одной из ведущих отраслей промышленности, где сосредоточено около 20% основных средств промышленности и производство инновационной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, почти 6% оборотных активов отечественной промышленности и 22% общего количества наемных работников.

Общим назначением машиностроения является создание активной части основного капитала экономики. Машины и оборудование различного назначения, транспортные средства, приборы, агрегаты и узлы в процессе инвестиционной деятельности превращаются в основной капитал экономики и представляют собой производственный потенциал Украины, осуществляя воспроизводственный процесс в национальной экономике.

В настоящее время отечественное машиностроение не обеспечивает должным образом воспроизводство конкурентоспособной экономики в Украине. Средства, полученные от экспорта продукции, расходуются на импорт машин и оборудования транспортных средств, приборы и аппараты, а не структурообразующие обрабатывающие производства.

Негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса отразились не только на экономике Украины, но и на отечественной машиностроительной отрасли. Отечественные производители были потеснены крупными зарубежными корпорациями как на внутреннем, так и на внешних рынках, особенно в наукоемком секторе.

Основными причинами, сдерживающими развитие машиностроительных предприятий Украины, являются следующие:

рост импорта в Украину более конкурентоспособной машиностроительной продукции;

вытеснение отечественных производителей машиностроительной промышленности с внутреннего рынка и сокращение их части на мировых рынках в связи с тем, что они не могут своевременно адаптироваться к изменениям мировой конъюнктуры рынка;

изношенность основных фондов предприятий составляет более 70%;

научно-технологическое отставание производств на предприятиях отечественного машиностроения от мировых лидеров и низкий технологических уклад экономики Украины.

Целью статьи является анализ состояния инвестиционно-инновационной деятельности в машиностроительной отрасли Украины и поиск направлений по активизации инвестиционной деятельности на предприятиях машиностроения.

Для решения поставленной задачи проанализируем состояние промышленного производства, объемы инвестиций в основной капитал, инновационной деятельности в машиностроительной отрасли Украины.

Индексы промышленного производства в Украине представлены в табл. 1.

Анализ табл. 1 свидетельствует, что в 2010 г. прирост промышленного производства составил 11,2%. Увеличение воспроизводства наблюдалось в перерабатывающей промышленности, производство которой выросло на 13,9% (в 2009 г. отмечалось падение на 26,5%).

В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды темпы обновления составили 9,5% (в 2009 г. падение достигло 11,1%), в добывающей промышленности было зафиксировано увеличение на уровне 3,7% (против снижения на 10,6% в 2009 г.).

Таблица 1

Индексы промышленной продукции, в % к предыдущему году [1, 109]

Отрасли промышленности 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Промышленность 103,1 106,2 107,6 94,8 78,1 111,2

Добывающая 104,4 105,8 102,6 95,7 89,4 103,7

Перерабатывающая В том числе: 103,0 106,3 109,9 94,0 73,5 113,9

пищевая 113,7 110,0 107,5 97,9 94,0 103,2

легкая 100,3 98,1 97,4 89,4 74,2 108,9

деревообрабатывающая 119,5 113,9 112,4 97,6 75,4 109,6

целлюлозно-бумажная 112,7 110,3 111,6 100,1 81,3 102,8

Производство кокса и нефтепродуктов 86,6 87,9 102,1 86,6 96,6 99,8

Химическая и нефтехимическая промышленность 109,8 103,2 108,4 91,4 77,0 122,5

Производство другой неметаллической минеральной продукции 114,3 112,8 111,9 97,2 61,5 108,5

Металлургия 98,5 108,9 107,0 87,7 73,3 112,2

Машиностроение 107,1 111,8 119,0 100,3 55,1 136,1

Электроэнергия, газ и вода 102,9 106,7 102,3 98,2 88,9 109,5

В отраслевом разрезе перерабатывающей промышленности наибольшее увеличение наблюдалось в машиностроении (36,1%), химической и нефтехимической промышленности (22,5%) и металлургии (12,2%). Однако увеличение промышленного производства в 2010 г. является ощутимым только по сравнению с 2009 г., когда объемы производства значительно сократились.

Необходимо отметить, что позитивные показатели в машиностроении в 2010 г. были обеспечены за счет увеличения объемов производства конечной продукции, а не полуфабрикатов или комплектующих. Статистические данные свидетельствуют, что в 2010 г. производство тракторов выросло в 3,3 раза, грузовых вагонов - в 3,1 раза, автобусов - в 1,8 раза, холодильного и морозильного оборудования - в 1,9 раза, грузовых автомобилей - в 1,9 раза. Наибольшая динамика производства была достигнута в следующих подотраслях машиностроения: производство для железнодорожного подвижного состава выросло на 135,5%, машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства - на 66,6%, для добывающей промышленности и строительства - 39,2% [1].

Динамика объемов реализованной продукции машиностроительной отрасли Украины представлена на рис. 1.

Машины и оборудование

—■—Транспортные средства

—д— Электрическое,

электронное и оптическое оборудование

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 1. Динамика объемов реализации машиностроительной продукции (млрд грн, в фактических

ценах) [2]

Данные рис. 1 показывают, что объем реализации транспортных средств снизился в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 54,1%, машин и оборудования на 8,1%, производство электрического, электронного и оптического оборудования на 0,4%. В 2010 г. произошло увеличение объемов реализации машиностроительной продукции, но уровень 2008 г. так и не был достигнут ни в одной из подотраслей машиностроения.

Слабое возобновление объемов производства машиностроения и реализации продукции связано с зависимостью многих машиностроительных предприятий и потребителей их продукции от кредитных ресурсов, а также низким уровнем инвестиционной и инновационной активности машиностроительных предприятий.

На рис. 2 представлена динамика инвестиций в основной капитал машиностроительной отрасли.

ялпп

6000 „4 6189

4ЛЛ0 .Ж330 \ 4400

2000 Ж3653 \-3564 ^А2268 ^

0. _^024——1646

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал машиностроительной промышленности (млн грн, в фактических ценах) [1, 208]

Проведенный анализ показал, что в 2009 г. наблюдалось значительное сокращение инвестиций в основной капитал машиностроения, которые составили 57,6% по сравнению с предыдущим годом. В 2010 г. инвестиции в основной капитал машиностроительной отрасли выросли на 23,5% сравнительно с 2009 г., но их объемы недостаточны для финансового обеспечения предприятий.

По источникам финансирования инвестиции в основной капитал были распределены следующим образом (табл.2).

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования, %

2005 2006 2007 2009 2010'

Всего, в фактических ценах: 93096 125254 188486 151777 150667

Всего, в %: 100 100 100 100

в том числе за счет:

государственного бюджета 5,5 5,5 5,6 4,4 6,3

местных бюджетов 4,2 4,3 3,9 2,7 2,9

собственных средств предприятий и организаций 57,4 57,8 56,5 63,3 55,7

кредитов банков и других заимствований 14,8 15,5 16,6 14,2 13,7

иностранных инвесторов 5,0 3,7 3,5 4,5 2,3

других источников финансирования 13,1 13,2 13,9 10,9 19,1

'Без НДС.

Данные табл. 2 показывают, что в 2010 г. основными источниками инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий, которые составили в 2010 г. 55,7% против 63,3% в 2009 г. Кредиты банков составили 13,7%, средства государственного бюджета - 6,3%, местных бюджетов - 2,9%.

Наблюдается уменьшение поступлений за счет средств иностранных инвесторов. Так, в 2010 г. по сравнению с предыдущим это сокращение составило почти 2 раза.

Основной причиной недостаточного поступления прямых иностранных инвестиций в экономику страны является невысокий уровень проведения инвестиционного бизнес-климата в Украине. Одной из причин этого являются административные барьеры для осуществления бизнеса, недостаточно эффективная судебная система и замедление роста мировой экономики.

Необходимо отметить, что по причине мирового экономического кризиса произошло также снижение объемов экспорта товаров основных подотраслей машиностроения Украины. Так, в 2009 г. по отношению к 2008 г. объемы экспорта транспортных средств снизились на 63,1%, машин и оборудования - на 20,9% [3].

В 2010 г. отмечалось увеличение экспорта продукции машиностроения, которое составило 25% от уровня 2009 г. Фактором роста экспорта послужило улучшение экономической ситуации в странах СНГ (основных импортерах продукции отечественного машиностроения).

Основными потребителями товаров украинской машиностроительной промышленности являются Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Германия, Венгрия, Польша и Иран.

Экспорт продукции отечественного машиностроения осуществляется преимущественно по следующим товарным группам: котлы, машины и аппараты, электрические машины и оборудование, железнодорожные и трамвайные локомотивы, транспортное оборудование.

В связи с кризисными явлениями, которые сопровождались девальвацией гривни относительно основных мировых валют и сокращением кредитования промышленности и населения, объемы импорта машин и оборудования в 2009 г. по отношению к 2008 г. уменьшились на 53,2%, транспортных средств - на 82,1%, приборов и аппаратов - на 44,7%. В 2010 г. происходит возобновление объемов импорта: импорт машин и оборудования вырос на 30,6%, транспортных средств - на 69,3%, приборов и аппаратов - на 32,1% соответственно [1, 260].

Украина находится в большой зависимости от импорта продукции машиностроения. Данные Государственного комитета статистики Украины показывают, что в 2009 г. превышение импорта над экспортом составило по машинам и оборудованию -1,2 раза, по транспортным средствам - 1,4 раза, по приборам и аппаратам - 2,4 раза.

В 2010 г. общий прирост объемов импорта товаров машиностроительной промышленности по сравнению с 2009 г. составил 39,9%, а рост экспорта 33,3%, что увеличивает риск наращивания отрицательного сальдо по внешней торговле товарами. В целом экспорт товаров машиностроительной промышленности в 2010 г. составил 9,2 млрд дол. США, импорт - 12,7 млрд дол. США [1].

В развитых странах мира в 2010 г. отмечался рост промышленного производства. В США этот показатель составил 3,3%, Германии - 9,0%, Франции - 3,5%, Китае - 11%, РФ - 8,3%, Бразилии 11,5% [3].

Страны-лидеры по производству продукции машиностроения применяют различные механизмы для возобновления производства и повышения международной конкурентоспособности машиностроительной продукции. Европейские производители транспортных средств, прежде всего автомобилей, осуществили масштабную переориентацию своих предприятий на производство энергосберегающих образцов с уменьшенной стоимостью.

При отсутствии свободных собственных средств и кредитных ресурсов на инвестиционные цели в период кризиса машиностроительные предприятия почти не осуществляли инвестиции в освоение новой продукции. Проведенный анализ свидетельствует, что в 2007 г. общее количество инновационно активных предприятий в машиностроительной промышленности составило 23,3%, в 2008 г. этот показатель сократился до 21,2%, а в 2009 г. - до 21,1% [1].

Количество предприятий машиностроительной отрасли, внедрявших инновации, представлено в табл. 3.

Таблица 3

Количество предприятий машиностроения, внедрявших инновации [4, 216-218]

2005 2008 2009

Промышленность Украины 810 1160 1180

Машиностроение В том числе: 305 354 358

машин и оборудования 134 156 160

электрического и электронного оборудования 110 137 136

транспортного оборудования 61 61 62

Несмотря на положительную динамику по внедрению инноваций на предприятиях машиностроения (увеличение в 2009 . в 1,2 раза по сравнению с 2005 г.) необходимым условием активизации инновационной деятельности является увеличение финансирования, что связано с постоянно увеличивающейся конкуренцией машиностроительных производств за рубежом.

Распределение объемов финансирования инновационной деятельности в машиностроительной отрасли Украины было следующим (табл.4).

Таблица 4

Финансирование инновационной деятельности в машиностроении, % [4, 204-209]

2005 2008 2009

Всего, в том числе: 100,0 100,0 100,0

собственные средства предприятий 89,6 76,7 80,6

госбюджет 1,0 4,0 4,0

иностранные инвесторы 0,9 2,0 5,0

другие источники 8,5 17,3 10,4

Основным источником финансирования инноваций в машиностроительной отрасли Украины остаются собственные средства предприятий. В 2009-2010 гг. произошло увеличение вложений в инновационную деятельность за счет средств госбюджета на 3% и иностранных инвесторов на 4,1%, что говорит о незначительном перераспределении финансирования инновационной деятельности. Однако этих средств недостаточно для осуществления полноценного обновления основных фондов предприятий.

Промышленность Украины характеризуется технологической отсталостью и низкой инновационной активностью субъектов хозяйствования, устаревшей структурой ее перерабатывающей части и усилением технологической зависимости от экономически развитых стран мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характерной чертой отечественного машиностроения остаются значительные затраты производства, наличие большой части энергоемких производств тяжелой и химической промышленности и сокращение инвестиций, направляемых на обновление основных фондов предприятий.

В развитых странах мира государственная поддержка предприятий машиностроительной отрасли осуществляется преимущественно в предоставлении финансовой помощи и обеспечения доступа к кредитным ресурсам с одновременной реструктуризацией долговых обязательств.

В целом машиностроительная отрасль имеет значительный потенциал роста, но для развития этого потенциала необходима государственная поддержка для преодоления технического и технологического отставания отрасли, роста инновационных проектов, увеличения технологических производств.

В настоящее время машиностроительные предприятия Украины только начинают приспосабливаться к новым условиям ведения хозяйственной деятельности после мирового экономического кризиса.

Для улучшения ситуации в машиностроительной отрасли необходимо содействовать:

достижению позитивного эффекта в сопутствующих отраслях промышленности, прежде всего в горнодобывающей, черной и цветной металлургии, металлообработке посредством увеличения потребления их продукции;

увеличению прибыли предприятий машиностроения, которая будет направлена на техническое перевооружение и модернизацию производств.

Масштабного импортозамещения на внутреннем рынке продукции машиностроения не произойдет, однако ожидается, что благодаря улучшению финансового состояния предприятий и реализации новых положений Налогового кодекса относительно уменьшения ставки налога на прибыль предприятий объемы собственных средств на инвестиционные цели увеличатся. Кроме этого, постепенное уменьшение этого налога в среднесрочной перспективе будет содействовать реализации долгосрочных инвестиционных проектов в частном секторе.

Развитие экономики Украины в 2011 г. ив последующих годах будет зависеть от инвестиционной активности предприятий. В последние два года инвестиции в основной капитал составляют 14-16% от ВВП, тогда как среднестатистический показатель в странах ЕС - 30%, в Китае - 40-46% [5].

Прогнозируется увеличение объемов привлечения кредитных ресурсов благодаря возобновлению банковского кредитования. Ожидается приток финансовых ресурсов из мировых финансовых рынков.

В настоящее время в Верховной Раде находится перечень законопроектов, необходимых для реализации программы экономических реформ, улучшения инвестиционного климата и развития научно-технической и инновационной сферы. В частности, Закон «Об индустриальных парках в Украине», которым будут внесены изменения в Закон «Об инвестиционной деятельности» и создание системы подготовки и рассмотрения инвестиционных и инновационных проектов, что позволит получить привлекательный продукт для потенциального инвестора.

В Министерстве промышленной политики Украины рассматривается проект Программы развития машиностроительного сектора на 2012-2017 гг. Необходимый объем финансирования за счет средств государственного бюджета составляет 923,3 млн грн. Остальные средства ожидаются за счет собственных и привлеченных средств организаций.

Реализация программы позволит пополнить государственный бюджет на 1,4 млрд грн, и создаст бюджетный эффект в размере около 450-500 млн грн. При реализации программы планируется, что производительность труда увеличится в 2,5-3 раза и будут созданы около 20-30 тыс. новых рабочих мест [6].

Таким образом, к основным направлениям по активизации инвестиционной деятельности можно отнести следующие:

увеличение финансирования предприятий машиностроения за счет средств государственного бюджета;

активизация банковского кредитования на отечественных машиностроительных предприятиях;

привлечение иностранных инвестиций для развития и поддержания машиностроительных предприятий отрасли.

Государственная политика в сфере активизации инвестиционной деятельности в машиностроительной отрасли должна быть нацелена на предоставление государственной поддержки предприятиям машиностроительных отраслей в виде предоставления дотаций и льготных кредитов как производителям машиностроительной продукции, так и потребителям машин и оборудования.

В первом случае будет наблюдаться снижение уровня цен на производимую технику и соответственно повышение уровня платежеспособного спроса со стороны потребителей машиностроительной продукции. В этой ситуации финансовые средства будут выделяться производителю техники для компенсации определенной части затрат на производство определенных объемов машин и оборудования для конкретных потребителей.

Во втором случае будет происходить повышение уровня платежеспособного спроса со стороны потребителей техники, а также уровня их платежеспособности. В этой ситуации необходимо обеспечить контроль и строгое целевое использование потребителями техники выделенных им финансовых средств.

Таким образом, для эффективного функционирования предприятий машиностроительной отрасли необходимо осуществить кардинальные мероприятия, которые будут направлены на активизацию инвестиционной деятельности в экономике Украины. Эти мероприятия должны предусматривать действия по улучшению инвестиционного климата с целью привлечения иностранных инвестиций и предоставления государственной поддержки предприятиям машиностроительной отрасли Украины.

Литература

1. Статистичний щорiчник Украши у 2009, 2010 рр. / за ред. О.Г. Осауленка / Держкомстат Украши. - К.: 1нформацшно-анал^ичне агентство, 2011. - 564 с.

2. Объем реализованной промышленной продукции (работ, услуг) за 2001-2010 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua.

3. Зовшшня торпвля Украши товарами за 2010 р.: експрес - випуск / Держкомстат Украши. -К.: 1нформацшно-анал^ичне агентство, 2010.-14 с.

4. Статистичний збiрник: Наукова та шновацшна дiяльнiсть в Укра1ш у 2009 рощ / Держкомстат Украши. - К.; 1нформацшно-анал^ичне агентство, 2010. - 344 с.

5. Модернизация Украины - наш стратегический выбор: ежегодное Послание Президента Украины в Верховную Раду Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: / www. president. gov. ua/ docs/Posl annya_sborka.pdf.

6. В Минпромполитики идет разработка проекта развития машиностроения на 2012-2017 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.bau.ua/20101001/v-minprompolitiki-idet-razrabotka.

Представлена в редакцию 12.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.