Проблемы экономики и менеджмента
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 621.01(477)
В. В. Лукьянова
д-р экон. наук, профессор, кафедра экономики предприятия и предпринимательства,
Хмельницкий национальный университет (Украина)
Т.В. Цвигун
аспирант, кафедра экономики предприятия и предпринимательства, Хмельницкий национальный университет (Украина)
МАШИНОСТРОЕНИЕ В УКРАИНЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье исследована роль машиностроения как отрасли экономики Украины. На основе статистических данных проанализирована динамика основных показателей развития машиностроения Украины за 2001-2010 гг. Авторы выделяют значительные проблемы в исследуемой отрасли, и определяют приоритеты дальнейшего ее развития.
Ключевые слова: машиностроение, производство, программа развития, степень износа, экспорт, импорт.
V.V. Lukianova, Khmelnitsky National University
T.V. Tsvigun, Khmelnitsky National University
ENGINEERING IN UKRAINE: CURRENT STATUS, PROBLEMS AND PROSPECTS
Abstract. The role of engineering as a field of Ukraine economy is investigated. The dynamics of the main indicators of Ukraine engineering growth for 2001-2010 years is analyzed on the basis of statistical data. The authors distinguish the significant problems in the study field and determine priorities of its further development.
Keywords: engineering, production, development plan, degree of wear, export, import.
Постановка проблемы. В структуре промышленности Украины наибольший удельный вес занимают отрасли тяжелой индустрии, в частности угольная промышленность, черная металлургия и машиностроение. Машиностроение является одной из отраслей перерабатывающей промышленности, которая объединяет предприятия и организации по разработке, изготовлению и ремонту средств производства и орудий труда, транспортных средств, электрической и электронной аппаратуры, электрооборудования, оборонной продукции и т.п.
На период обретения независимости многоотраслевой машиностроительный комплекс Украины имел чрезвычайно мощный и уникальный по своим возможностям научно-технический и производственный потенциал, ведь страна занимала второе место по объему производства продукции машиностроения среди стран СНГ. Но с начала 90-х годов ситуация в машиностроении начала меняться - снизилась конкурентоспособность продукции и возможность выхода на мировой рынок.
№ 1 (17) - 2013
77
Проблемы экономики и менеджмента
На сегодня в машиностроительной отрасли сосредоточена треть промышленнопроизводственных фондов и почти половина промышленного производственного потенциала страны. От стабильного функционирования предприятий данной отрасли в современных условиях хозяйствования напрямую зависит состояние и уровень развития национальной экономики Украины. Поэтому, по нашему мнению, актуально исследовать современное состояние машиностроения, определить проблемы отрасли и перспективы ее дальнейшего развития.
Целью статьи является анализ современного состояния машиностроительной отрасли Украины, выявление основных проблем и определение приоритетов ее перспективного развития.
Анализ исследований и публикаций. Особенности, тенденции и проблемы развития машиностроения, основные направления их решения в современных условиях хозяйствования исследовали Данилишин Б.М., Романенко В.А., Тарасова Н.В., Шапу-ров А. А. и другие.
Изложение основного материала исследования. Машиностроение является чрезвычайно сложной комплексной отраслью промышленности, которая объединяет несколько десятков отраслей. Наиболее развитыми из них в Украине есть тяжелое машиностроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное, транспортное машиностроение, станкостроение, приборостроение, электротехническое производство, химическое и нефтехимическое машиностроение.
Предприятия машиностроения размещены во всех областях Украины, но наибольшее их количество концентрируется в Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Запорожской, Киевской, Харьковской, Львовской, Одесской областях, а также в г. Киеве.
Среди ведущих предприятий машиностроения Украины можно выделить высокотехнологичные предприятия, которые стремительно расширяют свое присутствие на зарубежных рынках (ОАО «Турбоатом», ГНПО «Заря-Машпроект», ПАО «Мотор-Сич», ПАО «Новокраматорский машиностроительный завод», ПАО «СНПО им. М.В. Фрунзе»), и предприятия транспортного машиностроения (ПАО «Лугансктепловоз», ПАО «Крюковский вагоностроительный завод», ГП «УкрНИИ вагоностроения», ПАО «Днепровагонмаш», «Авиационный научно-технический комплекс имени О. К. Антонова», Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» им. акад.
А.Г. Ивченко, ГП «Авиационный научно-технический комплекс имени О.К. Антонова», ПАО «ЗАЗ» и др.) [1].
Количество субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в области машиностроения в Украине, по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ), ежегодно растет [2] (табл. 1). Наибольшая доля предприятий машиностроения занимается производством машин и оборудования, а наименьшая - производством транспортных средств и оборудования. Так, на начало 2011 года производством машин и оборудования занимались 44,6% предприятий машиностроения, производством электрического, электронного и оптического
78
№ 1 (17) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
оборудования - 43,6%, а производством транспортных средств и оборудования -лишь 11,8%.
Таблица 1 - Количество субъектов ЕГРПОУ в машиностроении Украины
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Машиностроение 17061 18275 19251 20155 20792 21435 21447 21982 22345 22483 22964
Производство машин и оборудования 7336 7944 8501 8957 9281 9536 9751 9898 10001 10019 10255
Производство электрического и электронного оборудования 7351 7829 8136 8433 8678 8981 9261 9568 9734 9837 10001
Производство транспортных средств и оборудования 2374 2502 2614 2765 2833 2918 2435 2516 2610 2627 2708
Государственная программа развития промышленности на 2003-2011 гг., утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июля 2003 года № 1172
[3], выделяет приоритетные производства, которые могут способствовать достаточно быстрому повышению уровня промышленно-технологической переработки и усилению конкурентоспособности. В машиностроении к таким производствам отнесены: производство авиационной и ракетно-космической техники; приборостроения; судостроения; автомобилестроения; производство новейшего подвижного состава и другого оборудования для железнодорожного транспорта; коммунального машиностроения, энергетических агрегатов; энергетическое и сельскохозяйственное машиностроение; отдельные производства электронной техники и т.д.
Согласно Государственной программе развития машиностроения на 2006-2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 18 апреля 2006 года № 516 [4], положение дел в машиностроительном комплексе на современном этапе обусловливает необходимость инновационного развития и эффективной конкурентоспособности всех других секторов реальной экономики.
В данной программе выделены основные проблемы, существующие в области машиностроения, в частности такие:
1) устарелость основных фондов, низкий их технический уровень, отсутствие оборудования, пригодного к переналадке без значительных затрат для внедрения ресурсосберегающих технологий;
2) недостаточная платежеспособность потребителей продукции;
3) несовершенство механизма средне- и долгосрочного кредитования производителей и потребителей продукции и высокие ставки кредитования;
4) неразвитость инфраструктуры рынка (отсутствие реального мониторинга, ди-
№ 1 (17) - 2013
79
Проблемы экономики и менеджмента
стрибьюторской системы, фирменного технического обслуживания);
5) несоответствие отрасли и структурирования предприятий условиям свободной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках и т.п.
Целью данной программы является создание конкурентоспособного машиностроительного комплекса, способного в условиях интеграции и глобализации решать задачи по обеспечению основных секторов реальной экономики инновационной, эффективной продукцией собственного производства, а также увеличение объема ее экспорта.
Таблица 2 - Показатели развития машиностроения Украины
Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1. Объем реализованной продукции, млн грн. 21523,1 24492,2 35133,1 53569,3 59668,1 68730,6 98339,9 121780,4 85883 116348,5
2. Стоимость основных средств. млн грн. 50590 49567 54233 59544 58488 62285 89678 99243 192521 229128
3. Степень шноса основных средств. о/ % 57,1 58,2 61,4 58,5 62 63,2 68,9 66,3 82,6 84,3
4. Среднегодовое количество наемных работников, тыс. человек 958 867 810 793 773 740 710 687 579 578
5.Среднемесячная номинальная заработная плата работников, грн. 319 387 497 640 821 1060 1389 1789 1709 2262
6. Экспорт продукции, млн дол. 2262,9 2447,9 3310,1 5068,2 4497,7 5411,6 8281,3 10662,4 6610,7 8932,8
7. Импорт, млн дол. 3124 3523,5 5352,6 7234,3 9562 3020,5 18788,3 25471,2 8420 11831,2
8. Инвестиции в основной капитал, млн грн. 940 1024 1646 2268 2251 3653 5340 6189 3564 4400
Для достижения этой цели необходимо обеспечить: освоение новых видов конкурентоспособной продукции, развитие внутреннего и внешнего рынков, проведение в области новой технической политики и т. д.
На основе статистических данных [2; 5-8] проследим динамику показателей развития машиностроения Украины за 2001-2010 гг. (табл. 2).
Характер изменений производства машиностроительной продукции за 20012010 гг. имеет скачкообразный характер [2] (рис. 1). Прослеживаются незначительные спады в 2002 и в 2005 годах, после которых темпы производства постепенно наращиваются. Следует отметить, что в 2009 году в машиностроении произошел значительный спад производства в соответствии с предыдущим годом на 44,9%. Это обусловлено
80
№ 1 (17) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
преимущественно сокращением объемов выпуска в производстве транспортных средств и оборудования на 58%, в производстве машин и оборудования на 47,6%, в производстве электрического, электронного и оптического оборудования на 28,8%. Данное сокращение вызвано, в том числе, мировым финансовым кризисом, который возник в конце 2008 года. Однако уже в 2010 году можно отметить максимальное увеличение производства продукции машиностроения - 136,1% [2].
% к
предыдущему
году
140 -120 -100 -80 -60 -40 -20 0
135,8
Л 118,8 111 3
/
/ — —
—
—
—
—1
_
128-
136,1
107,1 Ш’8
119
100,3
55 1
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 годы
Рисунок 1 - Индекс объема продукции машиностроительной отрясли
Тенденция развития машиностроительного производства подобна развитию промышленного производства в целом [2] (рис. 2). Однако отличие машиностроительного от промышленного производства состоит в том, что первое уменьшается и наращивается большими темпами, чем второе.
% к
предыдущему
году
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
годы
----Индекс обьема продукции машиностроения
-Индекс обьема продукции промышленности
Рисунок 2 - Динамика машиностроительного и промышленного производства
Объем реализованной продукции машиностроительной отрасли с 2001 по 2010 гг., как видно из табл. 2, имеет тенденцию к росту, однако наблюдался значительный спад в 2009 году [2]. Основной причиной снижения объемов реализации в 2009 году,
№ 1 (17) - 2013
81
Проблемы экономики и менеджмента
как показывает анализ, стал рост цен на металл в первом полугодии 2008 года, которое привело к увеличению стоимости конечной продукции, а также сокращение мирового спроса на рынке машиностроительной продукции, в результате чего предприятия потеряли зарубежные рынки сбыта. 2010 год является годом преодоления кризисных явлений, обновления производственных мощностей, наращивания объемов производства и, соответственно, роста объемов реализованной продукции.
Удельный вес реализованной машиностроительной продукции в промышленности за последние годы колебалась в пределах 10-14% [2] (рис. 3). Самым большим данный показатель был в 2004 и 2007 годах (13,4% и 13,7%), а наименьшим - в 2001 и 2009 годах (10,2% и 10,6%).
%
16
14
12
10
8
6
4
2 -i 0
i
_______13 4 12 7 12 5 13,7 13,3
нют
[ГШ 1 ! ■ ■
10,6 I0,9
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
годы
Рисунок 3 - Удельный вес реализованной продукции машиностроения в общем промышленном объеме
Стоимость основных средств за период 2001-2010 гг. увеличилась на 178538 млн грн. и в 2010 году составила 229128 млн грн. [2; 5, с. 69; 6, с. 66]. Это почти 22% стоимости основных средств промышленного комплекса. Наблюдается высокий уровень износа основных средств машиностроительных предприятий, который имеет тенденцию к росту. В 2010 году данный показатель был наибольшим за последние десять лет и составлял 84,3% [5, c. 73; 6, c. 70].
Численность работников машиностроительной отрасли, как показывает анализ, ежегодно сокращается [7, c. 382; 8, c. 372]. За исследуемые годы среднегодовое количество наемных работников в машиностроении сократилось на 380 тыс. человек (39,7%). Быстрые темпы снижения численности работников прослеживались с 2001 до 2003 года (на 15,4%). В 2004-2008 динамика была почти стабильной - сокращение составило 10,3%. Стремительное снижение численности работников на 13,4% произошло в 20092010 годах.
Тенденция снижения численности работников за 2001-2010 годы наблюдается не только в машиностроении, но и в обрабатывающей промышленности (на 820 тыс. человек или 30,3%) и промышленности в целом (на 969 тыс. человек или 25,4%) [7, c. 382;
82
№ 1 (17) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
8, c.372] (рис. 4).
■Среднегодовое количество наемных работников в машиностроении ■Среднегодовое количество наемных работников в промышленности ■ Среднегодовое количество наемных работников в перерабатывающей промышленности
Рисунок 4 - Среднегодовое количество наемных работников в машиностроении, в перерабатывающей промышленности и промышленности в целом
Оплата труда работников машиностроительной отрасли имеет тенденцию к росту [7, с. 401; 8, с. 391]. Так, среднемесячная заработная плата выросла за последние десять лет на 1943 грн. или на 85,9%. Незначительное ее уменьшение на 4,5% наблюдалось в 2009 году.
Хотя оплата труда и росла, однако данная отрасль имеет одну из самых низких среднемесячных заработных плат в промышленности страны [7, с. 401; 8, с. 391] (рис. 5). Если в химической и нефтехимической промышленности заработная плата в 2010 году составила 2363 грн., в металлургическом производстве - 2916 грн., в добывающей промышленности - 3539 грн., то в машиностроении этот показатель в 2010 году составил всего 2262 грн.
Среди факторов, способствующих эффективному функционированию предприятий, выделяют экспортный потенциал предприятий и инвестиционную составляющую. Безусловно, увеличение экспорта готовой продукции, а тем более в условиях обновления продукции отрасли, является гарантом дальнейшего развития не только предприятий машиностроительной отрасли [9, c. 111]. По данным официальной статистики, примерно третья часть всей продукции машиностроения Украины экспортируется, при этом около 30% приходится на рынок Российской Федерации. Такая же доля приходится на торговлю со странами Европейского Союза [10, c. 113].
Внешнеторговые операции Украины в течение 2001-2008 годов увеличиваются [2]. В 2009 году происходит спад экспорта и импорта продукции машиностроения, что является отражением мирового финансового кризиса. 2010 год характеризуется оживлением внешней торговли. Удельный вес экспорта и импорта продукции машинострое-
№ 1 (17) - 2013
83
Проблемы экономики и менеджмента
ния в структуре всего экспорта и импорта представлен на рис. 6.
годы
Среднемесячная номинальная заработная плата работников машиностроения
Среднемесячная номинальная заработная плата работников химической и нефтехимической промышленности
Среднемесячная номинальная заработная плата работников металлургического производства
— - Среднемесячная номинальная заработная плата работников добывающей промышленности
Рисунок 5 - Среднемесячная номинальная заработная плата работников машиностроительной отрасли, химической и нефтехимической промышленности, металлургического производства и добывающей промышленности
По данным Государственного комитета статистики Украины основной продукцией машиностроительной отрасли, которая входит в структуру внешней торговли является механическое оборудование, машины и механизмы, электрооборудование и их части, устройства для записи или воспроизведения изображения и звука, а также транспортные средства и дорожное оборудование.
годы
• Удельный вес экспорта машиностроительной продукции в структуре всего экспорта
■ Удельный вес импорта машиностроительной продукции в структуре всего импорта
Рисунок 6 - Удельный вес экспорта и импорта продукции машиностроения в общем объеме экспорта и импорта товаров
84
№ 1 (17) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
Основные потребности в продукции машиностроительной отрасли в целом Украина обеспечивает не за счет национального производства, а за счет импорта. Как результат, доля машиностроительной продукции в структуре импорта имела устойчивую тенденцию к росту в течение 2001-2007 годов. Спад импорта состоялся лишь в 20082009 годах. Наряду с этим темпы роста объема импорта машиностроительной продукции значительно превышают темпы увеличения ее экспорта. Доля экспорта этой продукции в структуре экспорта Украины является незначительной и колеблется в последние годы в пределах 13-17%. Относительно небольшая доля машиностроительной продукции в структуре экспорта свидетельствует о низком уровне конкурентоспособности украинской машиностроительной продукции
В результате превышения импорта над экспортом сальдо внешней торговли продукции машиностроения является отрицательным на протяжении всех десяти лет (рис. 7).
Общий объем инвестиций в основной капитал за 2001-2010 годы составил 31275 млн грн. [7, с. 213; 8, с. 206]. С 2001 по 2008 год данный показатель в основном имел тенденцию к росту. Крупнейшими инвестиции в основной капитал были в 2008 году -6186 млн грн. Спад на 42,4% произошел в 2009 году. А в 2010 году этот показатель вырос на 19% по сравнению с предыдущим годом и составил 4400 млн грн.
-1000 -3000 -5000 -7000
млн дол -9000 -11000 -13000 -15000 -17000
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
годы
Рисунок 7 - Динамика сальдо внешней торговли продукции машиностроения
По полученным результатам исследования можно отметить, что переломным в машиностроении явился именно 2009 год, который характеризовался: стремительным сокращением производства и реализации машиностроительной продукции, уменьшением численности работников и оплаты труда в машиностроительной отрасли, спадом экспорта и импорта продукции.
Рост производства продукции машиностроения за последние годы, мы считаем, не может быть долговременным из-за кризисного состояния предприятий отрасли, нерациональной отраслевой и технологической структуры, о чем и свидетельствуют ре-
№ 1 (17) - 2013
85
Проблемы экономики и менеджмента
зультаты 2009 года. Этому есть подтверждение: промышленное производство на предприятиях машиностроения за январь-сентябрь 2012 года по сравнению с соответствующим периодом 2011 года сократилось на 4,8%. Уменьшены объемы продукции в производстве машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства на 33,9%, автомобильного транспорта - на 16,2%, электрических машин и оборудования - на 12,6%, контрольно-измерительных приборов - на 10,3%, для металлургии - на 2,3%, добывающей промышленности и строительства - на 2,4% [11].
Производственные мощности машиностроительных предприятий морально и физически устарели (70% оборудования эксплуатируется 15 и более лет, используются ресурсоемкие технологии), что не может обеспечить необходимого объема производства. Большое количество предприятий отрасли требует масштабной реконструкции и технического перевооружения с целью создания условий для изготовления продукции с конкурентоспособными технико-экономическими показателями.
Выводы. Следовательно, в перспективе машиностроительная отрасль должна занять, по нашему мнению, более важное место и в структуре промышленности, и в формировании экспорта Украины. Необходимо провести модернизацию машиностроительных заводов, их техническое переоснащение с использованием современных технологий, расширить ассортимент, наладить производство высокоэффективных машин и их систем для всех отраслей и сфер народного хозяйства, приборов и аппаратов, скоростной электронно-вычислительной техники новых поколений, производства систем связи, средств управления, автоматизации. За счет этого значительно повысится конкурентоспособность продукции отрасли.
Учитывая вышеизложенное, проблемы и перспективы развития отрасли машиностроения непосредственно связаны со стратегией экономического развития промышленности и страны в целом. Поскольку машиностроительный комплекс Украины имеет значительный научно-производственный потенциал, современная стратегия государственной промышленной политики должна быть направлена на рост темпов выпуска наукоемкой и высокотехнологичной продукции, освоение новых конкурентоспособных образцов техники, повышение качества и эффективности производства с ориентацией на потребности внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала.
Список литературы:
1. Отечественными машиностроительными предприятиями освоено и изготовле-
но более 500 наименований новой техники и оборудования, которые до недавнего времени не производились в Украине [Электронный ресурс] / Пресс-служба Министерства промышленной политики Украины. - Режим доступа:
http://195.78.68.71/mdustry/control/uk/publish/artide?art_id=66942&cat_id=42652.
2. Промышленность: статистическая информация [Электронный ресурс] / Главное упр. статистики в Хмельниц. обл., Гос. служба статистики Украины. - Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua
3. Об утверждении Государственной программы развития машиностроения на 2006-2011 годы: Постановление Кабинета Министров Украины от 18 апреля 2006 г. №
86
№ 1 (17) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
516 [Электронный ресурс] / Кабинет Министров Украины. - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/516-2006-%D0%BF
4. Об одобрении Государственной программы развития промышленности на 2003-2011 годы: Постановление Кабинета Министров Украины от 28 июля 2003 г. № 1174 [Электронный ресурс] / Кабинет Министров Украины. - Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1174-2003-%EF
5. Промышленность Украины в 2001-2005 годах: стат. сборник / под ред. Л.М. Овденко. - Киев: Гос. ком. статистики Украины, 2006. - 303 с.
6. Промышленность Украины в 2001-2007 годах: стат. сборник / под ред. Л.М. Овденко. - Киев: Гос. ком. статистики Украины, 2008. - 304 с.
7. Статистический ежегодник Украины за 2008 год / под ред. О.Г. Осауленко. -Киев: Консультант, 2009. - 566 с.
8. Статистический ежегодник Украины за 2010 год / под ред. О.Г. Осауленко. -Киев: Консультант, 2011. - 559 с.
9. Макаренко В.Ф. Факторы положительного влияния на эффективное функционирование предприятий машиностроительного комплекса Украины / В.Ф. Макаренко // Актуальные проблемы экономики. - 2004. - № 3. - С. 108-118.
10. Романко А.П. Факторы формирования конкурентоспособности машиностроительного предприятия / А. П. Романко // Актуальные проблемы экономики. - 2009. - № 3 (93). - С. 113-125.
11. Основные показатели экономического и социального развития Украины [Электронный ресурс] / Отдел сопровождения информ. ресурсов. - Режим доступа: http://www.me.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=78200&cat_id=78198
List of references:
1. More than 500 titles of new mechanism and equipment, which until recently have not been produced in Ukraine are assimilated and produced by domestic machine-building enterprises [Electronic resource] / Press Service of the Ministry of Industrial Policy of Ukraine. - Mode of access: http://195.78.68.71/industry/control/uk/publish/article?art_id=66942&cat_id=42652
2. Industry: statistics [Electronic resource]: the Central Statistical Office in Khmelnitsky region / State Statistics Office of Ukraine. - Mode of access: http://www.ukrstat.gov.ua
3. On approval of the State program of engineering development of 2006-2011: Cabinet of Ministers of Ukraine dated April 18, 2006 № 516 [Electronic resource]: the Cabinet of Ministers of Ukraine. - Mode of access: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/516-2006-%D0%BF
4. On approval of the State program of industrial development of 2003-2011: Cabinet of Ministers of Ukraine dated July 28, 2003 № 1174 [Electronic resource]: the Cabinet of Ministers of Ukraine. - Mode of access: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1174-2003-%EF
5. Industry of Ukraine in 2001-2005: statistical collection / L.M. Ovdenko. - Kyiv: State Statistics Committee of Ukraine, 2006. - 303 p.
6. Industry of Ukraine in 2001-2007: statistical collection / L.M. Ovdenko. - Kyiv: State Statistics Committee of Ukraine, 2008. - 304 p.
7. Statistical Yearbook of Ukraine of 2008 / O.H.Osaulenko. - Kyiv: Consultant, 2009. - 566 p.
8. Statistical Yearbook of Ukraine of 2010 / O.H.Osaulenko. - Kyiv: Consultant, 2011. - 559 p.
9. Makarenko V.F. Factors of positive impact on the effective functioning of the machine-building enterprises of Ukraine / V.F. Makarenko // Actual problems of economy. - 2004. - № 3. - P. 108-118.
10. Romanko O.P. Forming factors of the machine-building enterprise competitiveness / A.P. Romanko // Actual problems of economy. - 2009. - № 3 (93). - P. 113-125.
11. Ministry of Economic Development and Trade of Ukraine (2012). Basic indicators of economic and social development of Ukraine [Electronic resource] / Department of maintenance information resources. -Mode of access: http://www.me.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=78200&cat_id=781983
№ 1 (17) - 2013
87