Научная статья на тему 'Проблемы развития внешнеэкономической деятельности машиностроительной отрасли Украины'

Проблемы развития внешнеэкономической деятельности машиностроительной отрасли Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
683
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОВНіШНЬОЕКОНОМіЧНА ДіЯЛЬНіСТЬ / МАШИНОБУДіВНА ГАЛУЗЬ / ЕКСПОРТ / іМПОРТ / САЛЬДО ЗОВНіШНЬОї ТОРГіВЛі / іНВЕСТИЦії / іННОВАЦії / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / САЛЬДО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майер И. Н.

Рассмотрены проблемы развития внешнеэкономической деятельности машиностроительной отрасли Украины. Определено, что наиболее развитыми отраслями отечественного машиностроения являются тяжелое и транспортное машиностроение. Выявлено, что основной причиной ухудшения состояния машиностроительных предприятий Украины является наличие значительных внутренних проблем развития: низкая конкурентоспособность продукции, недостаточное количество оборотных средств, низкая производительность труда, отсутствие технического переоснащения, высокий уровень износа основных фондов, неэффективное использование имеющихся ресурсов, сокращение инвестиций и инновационной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of foreign economic activity of Ukraine’s engineering industry

The problems of development of foreign economic activity of Ukraine’s engineering industry are considered. It is determined that the most developed industries of domestic engineering are heavy and transport engineering. The existent structure of engineering is characterized by the predominance of metal-intensive industries and insufficient development of science-intensive instrument-making, radio electronics and machine-tool construction, which negatively affects the processes of innovative development of engineering industry. The main factor of worsening the state of machine-building enterprises in Ukraine are the internal problems of development: low competitiveness of products, insufficient amount of circulating assets, low labour productivity, absence of the technical retooling, high level of capital assets wear, ineffective use of present resources, reduction of investments and innovative activity. The revival of domestic engineering and strengthening of positions on the world markets depends on the effective investment policy of the state aimed at the development and modernization of production and scientific and technical potential of engineering industry. There is a necessity to orient to the internal and oversea markets and renewal of machine-building production volumes with predominance of high-tech exports.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития внешнеэкономической деятельности машиностроительной отрасли Украины»

5. Шевченко Д.К. Проблемы эффективности использования экономического потенциала: моногр. / Д.К. Шевченко. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1984. - 155 с.

6. Донец Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала: моногр. / Ю.Ю. Донец. - К.: Знание, 1998. - 123 с.

7. Ерохин Е.А. Современное понятие и виды интегрированных организационно-производственных структур [Электронный ресурс] / Е.А. Ерохин. - Режим доступа: http://ekportal.ru/ page-id-1515.html.

8. Стратепчне управлшня потенщалом шдприемства: моно-графiя / Б.Г. Шелегеда, Н.В. Касьянова, А.Я. Берсуцький. - До-нецьк: 1ЕП НАН Украши, 2006. - 219 с.

НадШшла доредакцп 25.07.2013р.

И.Н. Майер

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ УКРАИНЫ

В настоящее время в Украине одной из ведущих отраслей является машиностроение, которое определяет уровень научно-технической политики страны, экономическую и военную безопасность государства. Одним из факторов развития машиностроительной отрасли выступает ее инвестиционное обеспечение. Одним из источников инвестиционного обеспечения отрасли выступает прибыль, полученная от реализации продукции машиностроения на мировых рынках, поэтому внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) машиностроительных предприятий является одной из важнейших сфер их деятельности.

Теоретические и методологические вопросы развития внешнеэкономической деятельности являются предметом исследований отечественных и зарубежных ученых-экономистов: А.И. Амоши, А.И. Бутенко, И.О. Дергачевой, М.И. Долишнего, О.П. Зайцевой, Т.П. Карповой, Н.О. Кухарской, Ю.В. Макогона,

© И.Н. Майер, 2013

Д. Линдсея, И.П. Продиуса и других. Однако, несмотря на достаточно большое количество исследований в области изучения ВЭД, не получила должного отображения проблема повышения эффективности инвестиционного процесса на предприятиях машиностроения. Поэтому исследование и анализ внешнеэкономической деятельности машиностроительных предприятий являются особенно актуальными в настоящее время.

Целью работы является проведение анализа, исследование современных проблем и перспектив развития внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала машиностроительных предприятий Украины.

Машиностроение Украины - ведущая отрасль промышленности, объединяющая 11267 предприятий по производству разнообразных машин и оборудования, приборов и аппаратуры, из которых 146 - больших, 1834 - средних и 9287 - малых. В нем сосредоточено 15% стоимости основных средств, 6% оборотных активов промышленности и занято свыше 22% работников. Удельный вес машиностроения в украинском ВВП составляет 12% [1]. Для сравнения, удельный вес продукции машиностроения в ВВП стран Евросоюза составляет 36-45%, в США - 10% [2].

Основной причиной ухудшения состояния машиностроительных предприятий Украины является наличие значительных внутренних проблем развития: низкая конкурентоспособность продукции, недостаточное количество оборотных средств, низкая производительность труда, отсутствие технического переоснащения, высокий уровень износа основных фондов, неэффективное использование имеющихся ресурсов, сокращение инвестиций и инновационной активности предприятий.

Существующая структура машиностроения характеризуется преобладанием металлоемких отраслей и недостаточным развитием наукоемких - приборостроения, радиоэлектроники и станкостроения, что негативно отражается на процессах инновационного развития машиностроительной отрасли.

По словам директора департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитного рынка Национального банка Сергея Ко-раблина: «В то время как весь мир борется за право производства и реализации все более технологичной продукции, связанной с дополнительными доходами, Украина почти два десятка лет движет-

ся в обратном направлении - к деиндустриализации отечественной экономики, что связано в первую очередь с ее сырьевым перепрофилированием» [3].

Удельный вес сырьевой продукции в структуре отечественной промышленности в 2010 г. составил 66,9%, тогда как продукция инвестиционного назначения - всего лишь 12,1% [4].

Ситуация усугубилась неблагоприятными факторами внешнего характера: общемировой экономической нестабильностью, вызванной последствиями кризиса 2008-2009 гг., отсутствием надлежащей государственной поддержки и государственного финансирования машиностроительной отрасли и высокой конкуренцией деятельности предприятий Европы, Китая и Японии. Поэтому борьба предприятий за рынки сбыта является основной движущей силой в современной системе ведения хозяйства, а обеспечение их конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках является залогом успешной деятельности государства.

За последние годы Украина утратила свои конкурентные позиции в высокотехнологичных отраслях - радиоэлектронике, электронной промышленности, станкостроении и приборостроении. Так, по словам С. Кораблина: «От многих машиностроительных предприятий сегодня остались лишь остовы промышленных корпусов. Их материально-техническая база давно истлела или разворована, а система подготовки кадров разрушена. При этом поступления валюты в страну нередко обеспечивают производство и технологии Х1Х века» [5].

Структура отечественного экспорта является нерациональной, а зависимость экономики государства от развития сырьевых отраслей приводит к несостоятельности достойно конкурировать с мировыми участниками международных экономических отношений. Подобную точку зрения имеют многочисленные отечественные научные работники и экономисты. Так, если в 80-е годы в экспорте продукции доминировала машиностроительная продукция (около 37%), а удельный вес черной металлургии составлял 18%, то в 2011 г. наблюдались прямо противоположные пропорции: машиностроение - 17,4%, черная металлургия - 32,3% [3, 4, 6]. Д.В. Малащук отмечает, что сегодня структура внешней торговли Украины не отвечает современным тенденциям мирового рынка и характеризуется низким уровнем потенциальных и традиционных

экспортных товаров [7]. К.О. Конченко считает, что характерной особенностью внешнеэкономических связей Украины в экспорте является ее сырьевая направленность, при этом проблема заключается не в самом экспорте сырья, а в том, что экспорт отечественных промышленных товаров незначителен, а Украина не адаптировалась к процессам «интеллектуализации», которые активно используются в мировой торговле [8].

Несмотря на существующие межгосударственные договоры и соглашения, и на членство Украины в ВТО, ее текущие позиции на международных рынках пока незначительны. Применение украинская продукция находит только в СНГ (36,8% в 2012 г.) и странах Азии (25,7%) и Африки (8,2%). Основными покупателями украинской экспортной продукции являются Индия, Иран, Ливан, Турция, Египет. На рынках Европы отечественная продукция не пользуется большим спросом [9]. Так, объемы экспорта товаров в Европу составили 25,3%, в том числе в страны Европейского Союза - 24,8%.

По словам С. Кораблина, углубление сырьевой специализации не только привязывает украинскую экономику к хозяйственному циклу ее индустриальных партнеров, но и увеличивает амплитуду ее конъюнктурных колебаний. При этом технологическое увядание снижает производственный потенциал и будущие возможности страны [3]. В 2012 г. в товарной структуре экспорта Украины удельный вес металлургической продукции составил 85,5%, а удельный вес экспорта продукции машиностроения 19,9% [10]. В общем объеме экспорта машиностроительной продукции товарная структура в 2012 г. была следующей: механические и электрические машины - 10,2%, средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства - 8,7%, приборы и аппараты оптические и фотографические - 0,4% от общего объема экспорта (см. таблицу) [11].

Внешнеэкономические операции в 2012 г. проводились с партнерами из 215 стран мира. Наибольшие экспортные поставки продукции машиностроения осуществлялись в Российскую Федерацию - 25,6% от общего объема экспорта и Казахстан - 3,6% (железнодорожные локомотивы, механические машины, черные металлы и изделия из них).

Таблица

Товарная структура экспорта-импорта машиностроительной продукции в 2012 г.

Код и название товаров согласно с УКТВЭД Экспорт Импорт

тыс. дол США в % к 2011 г. в % к общему объему тыс. дол США в % к 2011 г. в % к общему объему

Всего 68809810,6 100,6 100,0 84658059,9 102,5 100,0

В том числе: машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование 7026670,7 104,0 10,2 13178672,5 103,0 15,5

реакторы ядерные, котлы, машины 3794820,7 106,3 5,5 7226912,0 101,6 8,5

электрические машины 3231850,0 101,3 4,7 5951760,5 104,7 7,0

средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавательные средства 5963468,0 122,8 8,7 8067049,4 130,0 9,5

железнодорожные локомотивы 4107183,0 107,9 6,0 998745,9 201,6 1,2

средства наземного транспорта, кроме железнодорожного 585450,4 92,4 0,9 5948616,4 109,3 7,0

летательные аппараты 925754,6 287,7 1,3 107285,0 154,7 0,1

судна 345080,0 371,9 0,5 1012402,1 516,4 1,2

приборы и аппараты оптические, фотографические 296459,3 105,3 0,4 1218888,0 116,4 1,4

По словам министра экономического развития и торговли И. Прасолова, одним из приоритетов внешнеэкономической политики Украины является развитие торгово-экономических отношений со странами СНГ. Перспективы развития интеграции в рамках СНГ способствуют созданию условий для экономического роста государства и повышения благосостояния граждан, а продукция, которая поставляется в страны содружества - продукция перерабатывающей промышленности, то есть с высокой или достаточно высокой добавленной стоимостью. В настоящее время товарооборот Украины со странами СНГ составляет около 67 млрд дол. США [12].

В 2012 г. основу товарного импорта машиностроительной продукции составили: машины и оборудование - 15,5%, средства наземного транспорта (не включая железнодорожный транспорт) -7,0%, электрические машины - 7,0% [11]. Указанные данные свидетельствуют о нестабильности позиций украинских экспортеров на международных рынках и низкой конкурентоспособности, которая основана преимущественно на ценовой конкуренции.

Существующее положение приводит к проникновению на внутренний рынок Украины импортных товаров и высокотехнологичной импортной продукции, что приводит к атрофии отечественных научно-технических исследований. Отток валютных поступлений для закупки импортных технологий и товаров ограничивает финансирование собственных научно-технических исследований, что приводит к последующему спаду производства, уменьшению объемов экспорта и усиливает ресурсную и финансовую зависимость Украины от стран-поставщиков [3].

Неудовлетворительное состояние научно-технологической сферы и низкая результативность инновационной деятельности в Украине приводят к снижению доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, что отражается на эффективности реализации внешнеэкономической деятельности в Украине и приводит к усилению импортозависимости отечественной экономики от наукоемких товаров и научно-технических услуг. Подтверждением этого является чрезвычайно низкий удельный вес Украины в мировой торговле наукоемкими и высокотехнологичными товарами. Так, на сегодня украинский экспорт продукции с высоким уровнем добавленной стоимости не превышает 0,02% мирового объема продукции. Присутствие экономически развитых стран на мировых рынках научно-технической продукции постоянно растет. На долю США, Японии, Германии приходится, соответственно - 39; 30 и 16% общего объема рынка инновационных товаров, который оценивается в 2 трлн 300 млрд дол. США) [13].

По мнению академика В.М. Гейца, проблема экспортно-импортных операций машин и оборудования, а также транспортных средств и приборов, с точки зрения качества интеграции отечественной экономики в мировую хозяйственную систему демонстрирует неадекватность Украины мировым тенденциям интегра-

ции экономики в мировую экономическую систему. Это приводит к процессу неэквивалентного обмена товарами, при котором Украина попадает в технологическую зависимость от высокоразвитых стран мира [14].

Для дальнейшего выживания отечественные машиностроительные предприятия вынуждены активно выходить на внешние рынки и заниматься внешнеэкономической деятельностью, в том числе с привлечением иностранных инвестиций.

Привлечение иностранных инвестиций и приходящих с ними новых технических разработок и методов управления могут предоставить отечественным производителям мощный толчок для становления собственного конкурентоспособного производства. В качестве примера можно привести опыт Южной Кореи, производители которой отличаются высокой динамикой роста продаж за рубежом и уже начинают конкурировать с прежними и нынешними стратегическими партнерами (Daewoo - General Motors, KIA -Ford, Mazda) [15].

Однако проведенный анализ отраслевой направленности иностранных инвестиций показал, что для иностранных инвесторов в настоящий момент наиболее привлекательными для инвестирования являются: внутренняя и внешняя торговля, пищевая промышленность, биотехнологии, химия. Но для украинской экономики наиболее важными и необходимыми являются инвестиции в машиностроение, самолетостроение, энергосберегающие технологии, металлургию, топливно-энергетический комплекс и фармацевтику.

Нежелание иностранных инвесторов финансировать отечественное машиностроение связано с нежеланием создавать себе конкурентов на мировых рынках, а также с моральной изношенностью материальной и научно-технической базы основных средств предприятий машиностроения.

Технологический упадок наблюдается практически во всем машиностроении. А когда-то массовое производство сжато в них до единичных образцов и изделий, и о серийном выпуске речь не идет уже давно. Поэтому для того чтобы Украина стала страной-экспортером высокотехнологической продукции, необходимо максимально делать удобными любые внедрения технологий на территории Украины, и главную ставку сделать исключительно на

зарубежные технологии. Тогда действительно можно говорить о возможности получения от украинского экспорта высокотехнологической продукции десятков миллиардов долларов ежемесячно [16].

Одной из высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности, где Украина еще сохранила мощный потенциал, который она может реализовать на внешних рынках, является отечественное самолетостроение. Так, если килограмм металла стоит в среднем 50 центов, то один килограмм металла в автомобиле или танке стоит уже 50-100 дол. А килограмм металла в самолете - это 1,5-2 тыс. дол. США. Поэтому выгода сохранения собственной авиастроительной промышленности очевидна [17].

В настоящее время Министерством экономического развития и торговли Украины подготовлена Государственная программа активизации развития экономики на 2013-2014 гг. Программой определены шесть приоритетов в реализации государственной экономической политики. Среди них: повышение конкурентоспособности экономики; улучшение инвестиционных условий; поддержка национального товаропроизводителя и реализация политики замещения импорта; развитие отраслей, производящих высокотехнологическую продукцию; структурная реформа в стратегических секторах; развитие экспортного потенциала, включая финансовую поддержку экспортеров и продвижение украинских товаров на внешних рынках [18]. Также сформирована база из 714 инвестиционных проектов по приоритетным направлениям экономического и социального развития стоимостью около 900 млрд грн. В числе этих проектов предполагается налаживание серийного производства самолетов Ан-140 и Ан-148, разработка и серийное производство турбореактивного двухконтурного двигателя Ан-28 для перспективных модификаций самолетов [19]. Правительство предполагается поддержка сельскохозяйственного машиностроения, техническое переоснащение тракторного производства на объединении «Южмаш им. Макарова», и строительство комплекса по переработке и сохранению сельскохозяйственной продукции, что предоставит возможность рыночными методами регулировать цены на внутреннем рынке и усилить экспортный потенциал отечественной сельскохозяйственной продукции в условиях значительного повышения мирового спроса.

Согласно программе, государственная поддержка инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики будет предусматривать освобождение от уплаты ввозной пошлины импортного оборудования, которое не выпускается в Украине, а также введение для них нулевой ставки на прибыль до 2017 г. Общая инвестиционная поддержка государства от предоставления льгот субъектам хозяйствования на 2013 г. составит 70,4 млрд грн, в том числе за счет льгот по налогу на добавленную стоимость - 35 млрд грн, по налогу на прибыль - 30,7 млрд грн [20].

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что основными заданиями развития машиностроения на современном этапе являются:

активная государственная поддержка машиностроительной отрасли, в том числе для развития ее научно-технического потенциала;

восстановление объемов машиностроительного производства с преобладанием наукоемкого экспорта;

двусторонняя рыночная ориентация отечественных предприятий на потребности внутреннего и внешних рынков.

Литература

1. Машинобудування в Украшк тенденци, проблеми, перс-пективи / шд заг. ред. чл.-кор. НАН Украши Б.М. Данилишина. -Шжин: ТОВ "Аспект-Пол^раф", 2007. - 308 с.

2. Машиностроение Украины: текущие тенденции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minprom.ua/page2/ news755.html.

3. Кораблин С. Украина постиндустриальная / С. Кораблин // Зеркало недели. - 2010. - № 4 (4 февр. - 12 февр.).

4. Статистичний збiрник «Промисловють Украши у 20072010 рр.» // Державна служба статистики Украши (за ред. Л.М. Овденко). - К., 2011. - 307 с.

5. Кораблин С. Курсовые миражи / С. Кораблин // Зеркало недели. - 2009. - №46 (27 нояб. - 4 дек.).

6. Народне господарство Украшсько! РСР у 1990 р.: стат. щорiчник / Мшютерство статистики УРСР; вщ. за вип. В В. Самченко. - К.: Технка, 1991. - С. 273, 287.

7. Малащук Д. В. Украша на св^овому ринку машинобудiв-hoï продукци / Д. В. Малащук // Зовшшня торгiвля. - 2007. - №1 (30). - С. 27-32.

8. Конченко К. О. Науково-методичш основи державного ре-гулювання товарноï структури експорту: автореф. дис. ... канд. екон. наук: спец. 08.02.03 «Оргашзащя управлшня, планування i регулювання економшою» / К. О. Конченко. - К., 2000. - 19 с.

9. Охрименко А. Внешняя торговля: продолжаем оставаться "в минусе"... [Электронный ресурс] / А. Охрименко. - Режим доступа: http://news.finance.ua/ru/~/2/0/ all/2011/02/26/229293/.

10. Статистичний щорiчник Украши у 2010, 2011 рр. / Держ-комстат: за ред. О.Г. Осауленка. - К.: 1нформ.-аналгг. агентство, 2012. - 560 с.

11. Товарная структура внешней торговли Украины за 2012 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2012/zd/tsztt/tsztt_r/tsztt 1212_r. htm

12. Товарооборот со странами СНГ составляет около $67 миллиардов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //elvisti.com/node/123437.

13. Сухоруков А.1. Прюритети швестування нащонального технолопчного розвитку / А.1.Сухоруков // Стратепчна панорама. - 2003. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.niisp.gov.ua/.

14. Геець В.М. Економша Украши: стратепя i пол^ика дов-гострокового розвитку / В.М. Геець, В.П. Александрова, Т.1. Ар-тьомова та ш. - К.: Фешкс, 2003. - 1006 с.

15. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: учебник / под. ред. С.И. Долгова, И.И. Кретова. - М.: БЕК, 1997.

16. Охрименко А. Реформа по DICKENS с моими комментариями [Электронный ресурс] / А. Охрименко. - Режим доступа: http : //minfin.com.ua/blogs/okhrimenko/12088/.

17. Еременко А. «Участие России в проекте АН-70 должно перейти в коммерческую плоскость», - считает советник президента Украины В. Шандра / А. Еременко // Зеркало недели. -2006. - № 46 (1 дек. - 7 дек.).

18. Постанова Кабшету Мiнiстрiв Украши «Про затверджен-ня Державноï програми активiзацiï розвитку економши на 20132014 роки» вщ 27 лютого 2013 р. № 187 // Офщшний вюник Украши. - 2013. - № 24. - Ст. 807.

19. Кабмин сформировал базу инвестпроектов общей стоимостью 1,1 трлн грн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //building.ua/Kabmin-sformiroval-bazu-dannyh-investproektov-obshey-stoimostu-11-trln-grn.

20. Азаров Н. Приоритетные инвестпроекты будут освобождены от импортной пошлины на оборудование [Электронный ресурс] / Н. Азаров. - Режим доступа: http://vchaspik.ua/print/ 95250.

Представлена в редакцию 10.10.2013 г.

Я.И. Тульку

БИРЖЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ

ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ НЕЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Как отмечается в «Руководстве Осло» (Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям), опубликованном Организацией экономического сотрудничества и развития, в развивающихся странах основной причиной низкого уровня инновационного развития является слабость национальных инновационных систем. Отсутствие надлежащей поддержки инновационной деятельности со стороны правительства, незаинтересованность предпринимательского сектора, фрагментарность информационных потоков внутри национальных инновационных систем, а в некоторых случаях практически отсутствие взаимосвязей между основными ее субъектами - все это отмечается экспертами ОЭСР как основные барьеры на пути инновационного развития [7].

Одна из проблем многих стран постсоветского пространства также заключается в отсутствии прозрачной и удобной для инвесторов модели инновационной инфраструктуры, позволяющей организовать взаимодействие ее субъектов. Механизмы взаимодействия субъектов инновационной инфраструктуры, особенно в процессе инвестирования малых инновационных компаний, ведущих научные исследования и разработки, часто практически не работают, что, в том числе, снижает эффективность процесса внедре-

© Я.И. Тульку, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.