Научная статья на тему 'Устойчивое развитие промышленного комплекса на основе развития инновационной деятельности'

Устойчивое развитие промышленного комплекса на основе развития инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / STEADY DEVELOPMENT / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / INDUSTRIAL COMPLEX / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE-INVESTMENT ACTIVITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланова Х.Д.

Обсуждаются актуальные вопросы и проблемы устойчивого развития промышленного комплекса на основе развития инновационной деятельности. Отражается сложившаяся негативная обстановка в системе генерации и реализации инновационных продуктов в регионе. Определяется необходимость создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности в промышленном комплексе Дагестана в контексте его устойчивого развития. Предлагаются основные направления активизации инновационной деятельности в промышленном комплексе республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AN INDUSTRIAL COMPLEX ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

The urgent questions and problems of steady development of an industrial complex are discussed on the basis of development инновационной of activity. Usual negative conditions in system of generation and realization инновационных of products in region is reflected. The necessity of creation of favorable conditions for development инновационной of activity in an industrial complex of Dagestan, in a context of his steady development is defined. The basic directions of activization of innovative of activity in an industrial complex of republic are offered.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие промышленного комплекса на основе развития инновационной деятельности»

АРСЛАНОВАХ.Д.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждаются актуальные вопросы и проблемы устойчивого развития промышленного комплекса на основе развития инновационной деятельности. Отражается сложившаяся негативная обстановка в системе генерации и реализации инновационных продуктов в регионе. Определяется необходимость создания благоприятных условий для развития инновационной деятельности в промышленном комплексе Дагестана в контексте его устойчивого развития. Предлагаются основные направления активизации инновационной деятельности в промышленном комплексе республики.

А РА И.IX

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF AN INDUSTRIAL COMPLEX ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

The urgent questions and problems of steady development of an industrial complex are discussed on the basis of development инновационной of activity. Usual negative conditions in system of generation and realization инновационных of products in region is reflected. The necessity of creation offavorable conditions for development инновационной of activity in an industrial complex of Dagestan, in a context of his steady development is defined. The basic directions of activization of innovative of activity in an industrial complex of republic are offered.

Ключевые слова: устойчивое развитие, промышленный комплекс, развитие, инновации, инновационно-инвестиционная деятельность, конкурентоспособность, регион.

Keywords: steady development, industrial complex, development, innovations, innovative-investment activity, competitiveness, region.

Одно из важнейших требований современности - инновационный характер развития экономики региона. Инновации становятся важнейшим условием экономического подъема и развития. Обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике региона - ключевая экономическая проблема успешности его развития.

Потребность активного использования инноваций для всех участников рыночной экономики является основной отличительной особенностью настоящего времени. В случае ослабевания или угасания этой сферы можно утверждать, что поступает тревожный сигнал не только для хозяйствующих субъектов, но и для экономики той или иной страны и стран мира в целом. [8]

Под инновациями следует понимать использование научных и технических знаний в нововведениях, что связано с их рыночной реализацией. Это обстоятельство придает инновациям отличие от традиционных форм научно-технических разработок, используемых в производстве и в экономике.

Проблемы и необходимость оживления и последующего развития инновационной сферы в России становятся решающими в условиях современных вызовов, с которыми сталкивается экономика, и при переходе к устойчивому развитию реального сектора экономики, и, в частности, промышленности [1].

От их успешного решения, может быть больше, чем от всех других экономических проблем, зависит будущее российской экономики, а тем более и экономики Республики Дагестан.

Основные задачи устойчивого развития промышленного комплекса сводятся к ресурсосбережению (в том числе энергосбережению), улучшению экологической ситуации, повышение экономического роста и т.д. Данные задачи устойчивого развития промышленного комплекса успешно решаются в инновационной сфере, поэтому инновации можно считать инструментом устойчивого развития.

Наилучшим образом целям устойчивого развития промышленного комплекса соответствует инновационный путь развития, а инновационный ресурс служит дополнительным источником устойчивости. Поэтому в настоящее время безальтернативной основой устойчивого развития промышленного комплекса является управление научно-техническим прогрессом [8].

При этом надо отметить, что за годы реформ не просто сократились объемы промышленного производства как в регионе, так и в целом по России, но при этом наиболее высокими темпами снижались объемы наукоемких секторов.

Столь масштабное сокращение объемов наукоемкой продукции явилось прямым результатом резкого снижения финансирования фундаментальной науки, и научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Такая политика властей не могла не сказаться на резком сокращении «задельных» работ по созданию новой техники, обновлении производственной базы промышленности и других отраслей экономики на новой технической основе.

Учитывая вышесказанное и ряд закономерных длительных тенденций, проявившихся в мировом хозяйстве за последние десятилетия, можно констатировать, что переход к инновационной основе развития промышленного комплекса требует особого внимания со стороны государства и научных учреждений. Промышленный комплекс должен рассматриваться как совокупность научной, научно-производственной, инфраструктурной, социальной и управленческой составляющих.

В ходе практики исследования можно выделить следующую совокупность приоритетных направлений перспективного развития науки и техники,

которая условно может быть разделена на 3 группы [4]:

Первая группа приоритетов увязывается прежде всего с национальной безопасностью, позициями в мировой науке. Сюда относятся фундаментальные и прикладные направления исследований, ориентированные на использование потенциала отраслей оборонного комплекса для разработки конкурентоспособных системных технологий и гражданской продукции.

Вторая группа включает приоритетные направления, призванные обеспечить развитие высокотехнологических производственных отраслей, обеспечивающих технологическую базу перевооружения промышленности на основе новейших технологий, в том числе в добыче и переработке сырья. Эта группа приоритетов ориентирована на импортозамещение.

Третья группа приоритетов включает технологии, в наибольшей степени ориентированные на решение социальных задач, на поддержку производителей товаров массового спроса, которые в состоянии обеспечить внутренние потребности по многим направлениям, но не обладают на внешних рынках необходимой конкурентоспособностью.

Однако разрабатываемые и реализуемые приоритеты в области науки и высоких технологий не дают пока ожидаемых существенных подвижек в росте конкурентоспособности наукоемких товаров и формировании производителями собственных ниш на общероссийском или мировых товарных рынках, в повышении эффективности производства, в решении проблем ресурсо- энергосбережения, импортозамещения.

Традиционно в числе причин такой ситуации обычно называют, нехватку инвестиций, недостатки существующей нормативно-правовой базы, слабую поддержку отечественных производителей наукоемкой продукции государством в условиях недостаточной их подготовленности к конкуренции с зарубежными производителями, невостребованность разработок науки и продукции высокотехнологичного производства экономикой, низкую коммерциализацию результатов научно-технической деятельности и ряд других причин. Эти причины, конечно, существуют, но, за исключением дефицита инвестиционных ресурсов, не являются, на наш взгляд, решающими.

Инновационные процессы многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием. Предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров. Следствием чего является укрепление их позиций в конкурентной борьбе.

Немаловажную роль в формировании инновационной основы устойчивого развития промышленного комплекса региона играет создание организаций, поддерживающих развитие инновационной деятельности [7].

Особое место среди инновационных предприятий занимают венчурные фирмы, т.е. рисковые фирмы, представляющие собой небольшие, но очень

гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых инноваций». В некоторых случаях венчурные фирмы являются временными организационными структурами, которые создаются под решение конкретной проблемы.

При существующих экономических условиях России и ее регионов приоритет должен быть отдан методам косвенного стимулирования активизации инновационно-инвестиционной деятельности, и прежде всего, через налоговые механизмы, при этом организациям должна обеспечиваться: благоприятная среда для проведения НИОКР, осуществления инновационной деятельности и расширенное воспроизводство конкурентоспособной продукции [6].

Целесообразно расширить практику возвратного финансирования высокоэффективных прикладных разработок, имеющих коммерческую значимость, с последующим увеличением доли возвратного финансирования в общем объеме финансирования науки и инновационной сферы из федерального бюджета.

Роль государства в развитии венчурного бизнеса должна сводиться, в основном, к обеспечению законодательного поля в финансовом стимулировании и поддержке венчурного предпринимательства. В России пока отсутствует важное условие для развития венчурного предпринимательства, но возможности для многократного увеличения в течение нескольких лет венчурного капитала имеются. Однако, проводимая в настоящее время жесткая финансово-кредитная политика и кризис неплатежей, вынуждают предприятия использовать на финансирование текущих нужд действующего производства значительную часть ресурсов.

В таких условиях государственная и региональная инновационная политика должна ориентироваться на следующие положения:

повышение избирательности в финансировании за счет средств федерального и регионального бюджетов инновационных проектов, концентрацию ресурсов на создание технологических заделов стратегического характера, а также в тех жизненно важных для страны и региона областях инновационной сферы, в которых бюджетное финансирование является объективно необходимым условием их развития;

активное привлечение средств для поддержки НИОКР и разработки новых технологий из дополнительных источников, в том числе за счет внебюджетных фондов, позволяющих создать конкурентную среду на рынке научно-технической продукции и услуг, расширить возможности разработчиков новой техники и технологий в получении необходимых средств и обеспечить участие промышленности в поддержке прикладной науки;

развитие лизинговых операций, позволяющих не только решить проблему финансирования технического перевооружения производства, но и осуществлять ее на принципиально новой, прогрессивной основе с использованием западных технологий;

создание условий для взаимодействия финансового и промышленного капиталов в сфере инновационной деятельности.

Наряду с реформированием финансово-кредитной системы, необходим комплекс специальных нормативных мер, позволяющих активизировать инновационный процесс, повысить конкурентоспособность продукции, сформировать благоприятную конкурентную среду для отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. Названный комплекс мер включает в себя четыре блока мероприятий [5]:

Реализацию рациональной кредитной политики;

Совершенствование системы финансирования государственных инвестиций;

Совершенствование учетной и налоговой политики;

Активизацию фондового рынка.

Кредитная политика должна быть прежде всего направлена на создание условий для переориентации финансовых ресурсов из финансового сектора в промышленность и увеличение объема реального кредитования инновационной деятельности. Для этого рекомендуется реализовать на практике следующие методические подходы:

использовать опыт офсетного кредитования (выставления дополнительных условий зарубежным партнерам закупать на определенную сумму отечественную продукцию или осуществлять прямые инвестиции на оговоренных заранее условиях) при реализации крупных инновационно-инвестиционных проектов на территории России с участием иностранных поставщиков;

продолжить расширение практики лизинговых продаж отечественного промышленного оборудования и основных фондов, создание условий для развития и расширения объемов товарного кредита в инновационную сферу промышленности. В этой связи необходимо более широкое привлечение ведущих банков России к разработке и участию в инвестиционной политике. Средства иностранных кредитов должны консолидироваться в рамках государственных и региональных инвестиционных и инновационных программ и размещаться на конкурсной основе.

Необходимо помнить, что создание благоприятного инвестиционного климата связано с минимизацией рисков в регионах и в целом по стране. Это позволит повысить мобильность капиталов и рабочей силы, стабилизировать социально-экономическую ситуацию, повысить защиту инвестиций.

Другой составной частью перехода к инновационному пути развития является выработка инновационной стратегии. Инновационная стратегия включает в себя приоритеты технологического развития, определяющие направления приоритетного развития инновационного менеджмента, позволяющего максимально использовать человеческие ресурсы в инновационной сфере обновление законодательной базы инновационной сферы, прежде всего в области налогообложения; реструктуризация научной сферы с выделением инновационного сектора и поиском наиболее эффективных завершенных исследовательских проектов, которые могут

реализовываться в эффективные инновационные проекты.

Решение этой задачи связано:

Во-первых, с необходимостью формирования благоприятных условий, обеспечивающих устойчивость структурных преобразований.

Во-вторых, с обеспечением адекватного использования экономических рычагов, определяющих функционирование и саморегулирование инновационно-инвестиционного комплекса в деятельности как государственных, так и частных организаций.

Таким образом, инновации, как процесс, поддерживаются инвестициями и соответствующими институтами, без чего механизм их реализации просто не будет запущен, а новые идеи и технические разработки останутся только в головах их проектировщиков, так и не превратившись в нововведения [3].

Разработка методики оценки подобных потерь, которые можно было бы назвать потерями от невнедренных новаций, явилась бы своеобразным развитием экономической теории разрывов, основы которой были заложены Артуром Оукеном и представителями Стокгольмской экономической школы, в частности Эриком Лундбергом.

Нереализованные идеи и технологии почти так же обеспечивают недопроизводство ВВП, как и безработица, быть может, только на большую величину, поскольку от инноваций зависит масштаб самой безработицы. Экономическая оценка этих эффектов позволит разработать более адекватные политические мероприятия и повысить эффективность процесса инноваций.

Таким образом, цели в инновационной сфере состоят в увеличении производства продукции с высокой добавленной стоимостью, в развитии инновационного предпринимательства.

Рассматривая научно-технический потенциал республики, уровень поддержки и использования знаний, можно сказать, что эти показатели уступают среднероссийским. Несмотря на то, что республика имеет научный и человеческий потенциалы, они остаются невостребованными. В этих условиях основной задачей государственных органов управления выступает создание благоприятной правовой, организационной и экономической среды для запуска и реализации механизмов инновационно-инвестиционной деятельности.

К настоящему времени не только механизм активизации, но и механизм практической реализации инновационных процессов остается неотработанным, а сложившиеся организационные формы управления результатами вновь созданной научно-технической продукции оказались непригодными, стали тормозить темпы научно-технического прогресса.

Разработка новых механизмов и формирование системы инструментов регулирования и инвестиционной поддержки инновационной деятельности в организациях и на предприятиях регионов Российской Федерации, а тем более в Республики Дагестан, практически не ведутся.

Хотя, как известно, разработка обоснованных предложений по повышению технического уровня и конкурентоспособности производства за счет использования инновационного потенциала предприятий и организаций

является одной из первоочередных проблем и важным фактором стабилизации и перехода к экономическому росту, ее устойчивому развитию. Такой подход является важнейшим инструментом обеспечения более высокого качества жизни населения страны в целом и ее регионов в частности.

Практика показывает, что курс реформирования экономики в республике Дагестан нуждается в значительной корректировке. Необходим поиск путей, форм и механизмов обеспечения устойчивого развития, точек роста и стабильности.

Разработка инновационной политики республики Дагестан и подготовка соответствующих научно-обоснованных предложений по формированию плана реализации инновационной политики является в определенной степени новым направлением в деятельности как государственного, так и негосударственного секторов экономики республики.

В целях активизации инновационной деятельности в реальном секторе экономики Республики Дагестан и повышения эффективности и конкурентоспособности регионального промышленного комплекса, а также содействия формированию его рациональной структуры, характерной для развитых индустриальных стран мира, необходимы новые механизмы, обеспечивающие:

реализацию инновационной политики;

приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности;

использование современных финансово-кредитных механизмов; разработку (или доработку) необходимых нормативно-правовых актов.

Литература

1. Гранберг А. Стратегия социально-экономического развития России: от идеи к реализации.// Вопросы экономики. 2001, №9.

2. Денисов Е.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики. СПб.: Наука, 1993г.

3. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Яковца, -М.: Изд-во РАГС, 2000г.

4. Капицын В.М. Анализ экономической ситуации в промышленности России в 1999-2000гг. / В.М. Капицын, О.А. Герасименко, Л.Н. Андронова // Пробл. Прогнозирования. 2001г., №5.

5. Ложникова А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. М.: МЗ-Пресс, 2001г.

6. Орешников А. Интегрированные цепочки производства и практика их создания.// Экономист. 2006, №6.

7. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. / Под ред. В.М. Котлякова. -М., 2002.

8. Санто Б. Инновация - как средство экономического развития. - М.: Прогресс, 1990г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.