Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы инновационного развития экономики'

Теоретико-методологические основы инновационного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ДИНАМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATION ECONOMY / INNOVATION POLITICS / DYNAMICS / MANAGEMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиева Гульназ Физратовна

Анализ основных направлений современного развития экономической мысли выявил устойчивую тенденцию интеграции экономических и общественных теорий с усилением внимания к развитию институциональных механизмов государственного регулирования. Актуальной проблемой при этом является степень участия государства в экономической жизни общества. В условиях рыночных отношений его приоритетной функцией является организация эффективной системы программно-целевого управления. Изучение проблемы показало, что инновационная экономика с широким использованием сетевых механизмов управления и ее глобализаций приведет к существенному росту взаимозависимости агентов хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological foundations of innovation economy

The degree of the government intervention into the economic life of the society under market relations is of particular interest. Under market relations the government function is to organize an efficient goals management system (MBO). The case study reveals the fact that the innovation economy with the wide application of network mechanisms for management and globalization of the economy will result in a significant growth of interdependence of market participants. The conclusion is drawn as to the fact that the study of the basic trends in the modern development of economic thought demonstrates a steady tendency for the integration of economic and social theories with a special focus on the development of institutional arrangements for the state regulation.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы инновационного развития экономики»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 2

Г.Ф. Галиева

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Анализ основных направлений современного развития экономической мысли выявил устойчивую тенденцию интеграции экономических и общественных теорий с усилением внимания к развитию институциональных механизмов государственного регулирования. Актуальной проблемой при этом является степень участия государства в экономической жизни общества. В условиях рыночных отношений его приоритетной функцией является организация эффективной системы программно-целевого управления. Изучение проблемы показало, что инновационная экономика с широким использованием сетевых механизмов управления и ее глобализаций приведет к существенному росту взаимозависимости агентов хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: инновационная экономика, инновационная политика, динамика, управление, информационные технологии.

The degree of the government intervention into the economic life of the society under market relations is of particular interest. Under market relations the government function is to organize an efficient goals management system (MBO). The case study reveals the fact that the innovation economy with the wide application of network mechanisms for management and globalization of the economy will result in a significant growth of interdependence of market participants. The conclusion is drawn as to the fact that the study of the basic trends in the modern development of economic thought demonstrates a steady tendency for the integration of economic and social theories with a special focus on the development of institutional arrangements for the state regulation.

Key words, innovation economy, innovation politics, dynamics, management, information technologies.

В настоящее время для России особенно актуален переход к инновационному типу развития экономики, требующему синтеза мощного научно-технологического и интеллектуально полноценного человеческого потенциалов. В связи с этим экономическая наука стоит перед необходимостью создания ее

Галиева Гульназ Физратовна — кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры экономической теории факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: GalievaGF@mail.ru

новой теории, основанной на данных принципах. Рассматривая современные проблемы выбора путей социально-экономического прогресса, можно отметить углубление поиска адекватных теоретико-методологических обоснований развития инновационной экономики с учетом их возможных социальных последствий. В связи с этим особенно актуальными представляются исследования, раскрывающие закономерности интеграции науки, инвестиций и инноваций на основе развития научно-инновационных систем. К таковым относится и данная статья, в ко торой с учетом мировых научных тенденций и на основе анализа глобальных выводов и нерешенных национальных проблем рассматриваются теоретико-методологические подходы по генерированию инновационно-инвестиционных циклов при переходе к инновационной экономике в России.

Нами были рассматрены пути развития инновационно-инвестиционного потенциала и формы его интеграции в структуре национального богатства, способствующие приоритетному накоплению интеллектуального человеческого капитала и развитию рациональной структуры инновационной системы. Кроме того, были исследованы рыночные модели формирования научно-инновационных и межотраслевых транснациональных систем в их взаимосвязи с финансово-инвестиционным рынком. На наш взгляд, именно они способны стать тем каркасом инновационной системы, который обеспечит трансформацию финансовых средств в инвестирование инновационных циклов. В связи с этим предложены новые научно-методические подходы, обусловливающие реализацию структурных приоритетов развития научно-инновационной деятельности, а также эффективные формы интеграции науки, инноваций, финансов и производства на основе корпоратизации базовых инновационных систем в регионах. По нашему мнению, активизация инновационной деятельности возможна также путем венчурного предпринимательства и формирования малых инновационных предприятий. Поэтому нами проанализированы предпосылки и факторы, способные обеспечить повышение конкурентоспособности про-мышленно-инновационной продукции и выход с наукоемкой продукцией на мировые рынки. Другими словами, представлена попытка выявления концептуальных основ развития инновационной экономики в России на долгосрочную перспективу в соответствии с глобализацией и перспективными целями и задачами по реализации долгосрочной стратегии ее социально-экономического развития.

В нашей стране сохранился высокий научно-инновационный потенциал, в том числе и у предприятий оборонной промыш-

ленности, обеспечивающих выпуск отдельных видов оборонной и авиакосмической продукции1. Однако для повышения качества и расширения выпуска наукоемкой продукции предстоит реструктуризировать промышленность и создать предпосылки для приоритетного развития обрабатывающей промышленности на базе инноваций. В этих целях предлагается создание корпоративных научно-инновационных систем в отраслях и регионах страны в виде интегрированных инновационно-инвестиционных производственных комплексов как кластеров инновационных систем.

С точки зрения экономической теории нет необходимости доказывать значение инноваций для развития экономики. Между тем существует целый ряд проблем, требующих дальнейшей проработки. Первостепенные среди них — анализ движущих сил экономики знания; влияние инноваций на тенденцию нормы прибыли к понижению; исследование особых рисков инновационной экономики и путей их снижения; особенности ценообразования на новые технологии и продукты; выявление влияния инноваций на экономический рост; соотношение экзогенных и эндогенных факторов роста и др. Известно, что переход социума в качественно новое состояние, характеризующееся способностью наиболее эффективного использования накопленных знаний, всякий раз лишь усиливает технологический отрыв ведущих стран от остального мира. При этом также возникают неожиданные трудности, к решению которых общество, корпорации, предприятия оказываются неподготовленными. Так, например, важными оказываются вопросы информационной безопасности, структуры которой должны обеспечивать не только защищенность собственно информации, но и ИТ-инфраструктуры, реализующей в корпоративной сети информационные процессы. Видимо, состояние, в котором информация и поддерживающая ИТ-инфраструктура находятся на требуемом уровне защищенности, достигается не только созданием системы как таковой, но и должной ее эксплуатацией. Если обратиться к мировой практике, то там наиболее оптимальным подходом, позволяющим взвешенно и обоснованно расходовать средства на обеспечение информационной безопасности, является применение методологии управления информационными рисками2. Анализ последних позволяет получить исходные данные для

1 Инновационная экономика России: Теоретико-методические основы и стратегические приоритеты. М., 2009. С. 34.

2 Инновационный проект: методы отбора и инструменты анализа рисков. М., 2009. С. 75.

обоснования затрат на обеспечение требуемого уровня защиты информационных активов исходя из реальных угроз безопасности и уязвимости корпоративной сети. Конечной целью управления информационными рисками считается достижение такого состояния, при котором компания способна принять меры по защите ценных активов так, чтобы ущерб в результате возможных нарушений их конфиденциальности, целостности, доступности оказался минимальным.

По мнению исследователей, современный этап социально-экономического развития человечества характеризуется двумя важнейшими явлениями — повышением значимости научных знаний в результате их трансформации в непосредственную производительную силу и особой ролью инноваций. Постоянная инновационная активность, обусловленная широким использованием самых современных достижений науки, их коммерциализация, получение вследствие этого позитивного результата и его реализация во всех областях национального хозяйства становятся главной движущей силой прогресса. Участие государства на всех этапах создания инноваций — от появления идеи до ее практического внедрения и гарантии прав собственности на доходы от интеллектуальной деятельности — по-прежнему остается важнейшим условием успешной деятельности инновационной системы страны. Мировой опыт свидетельствует, что, несмотря на имеющие место особенности в тех или иных развитых странах, общим для большинства из них является сохранение существенного влияния государства в определении приоритетов в направлении, финансировании и стимулировании инновационной деятельности. Статус России в глобальном мире зависит от ее способности использовать конкурентные преимущества и наращивать их. Переход отечественной экономики на инновационный путь развития должен прежде всего сопровождаться принятием системы нормативных актов, направленных на стимулирование инновационной деятельности и внедрения инноваций. Другими словами, необходимо создание новой межотраслевой группы норм, призванных обеспечить наиболее благоприятные правовые и экономические условия инновационной активности множества субъектов. Кроме того, переход российской экономики на инновационной путь развития невозможен без увеличения интеллектуального капитала и повышения эффективности его использования. Для этого необходимо, с одной стороны, развитие научно-технической и инновационной сфер, с другой — повышение интеллектуального и творческого потенциала широких слоев населения, формирование своеобразной «инновационной среды» в об-

ществе. Данная задача может реализоваться путем разработки комплекса механизмов, позволяющих создать комфортные условия для генерации знаний в сферах образования, науки и производства.

Реализация идеи перехода к инновационному развитию не состоится, если сырьевой сектор хозяйства останется невосприимчивым к новым технологиям. Имеются предпосылки к тому, чтобы он стал локомотивом инновационного развития всей экономики России, определяющим перспективы ее роста. Условием воплощения в жизнь таких перспектив должно стать решение задач глубокой технологической модернизации данного сектора хозяйства. Мировой опыт показывает, что компании-лидеры аналогичных отраслей, особенно в энергетике, последовательно реализуют стратегии диверсификации и освоения научно-технических рубежей. Они нацелены на снижение экономических издержек, освоение новых методов и технологий добычи, транспортировки и хранения продукции, на развитие смежных производств и услуг3. Поэтому вступление России в новый этап социально-экономического развития, который в стратегическом плане означает эволюцию экономики от экспорт-но-ориентированнной к инновационной, должен предполагать поиск новых, более продуктивных механизмов диверсифицированного экономического роста как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. В исследовательской литературе подчеркивается, что экономический подъем нашего государства может быть обеспечен только на пути оптимального сочетания инновационных и инвестиционных возможностей во всех хозяйственных отраслях. Предлагается модель механизма регулирования их перехода к инновационной экономике (рис. 1).

Действительно, в стране необходимо реализовать такую модель промышленного и экономического роста, главным качественным содержанием которой должен стать эволюционный переход к новым пропорциям ее инновационной и сырьевой составляющих. По нашему мнению, построение комплексного механизма регулирования перехода хозяйственных систем к инновационной экономике требует руководствоваться рядом методологических правил, оптимально сочетающих государственное регулирование и рыночную самоорганизацию. Важным методологическим требованием к механизму государственного регулирования перехода хозяйственных систем к инновационному

3 Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок / Ред. К.А. Хомкин. М., 2009. С. 65.

Системность проверена по нескольким критериям

Рис. 1. Механизм регулирования перехода хозяйственных систем к инновационной экономике

типу развития является его полное соответствие целям, задачам и направлениям государственной инновационной политики. Правовой основой этого служат нормативные акты, перечисленные в следующей схеме (рис. 2).

В составе основных форм и методов государственного регулирования перехода экономики на инновационный путь развития выделяются следующие:

— государственное планирование и прогнозирование;

— передача права на использование государственного имущества;

— совокупность налогов всех субъектов научно-технической и инновационной деятельности;

— налоговые льготы для предприятий и организаций;

— государственный заказ на покупку инноваций;

— государственные гарантии;

— государственные стандарты и сертификаты;

— таможенные льготы;

— инновационный мониторинг;

— государственное инвестирование научно-технической и инновационной деятельности;

— федеральные и региональные целевые научно-технические и инновационные программы и проекты;

— независимая экспертиза в области нормативно-правовой базы научно-технической и инновационной деятельности.

Рис. 2. Правовые основы механизма регулирования перехода хозяйственных систем к инновационной экономике

Темпы экономического роста в решающей степени зависят от способности экономики к ускорению инновационных процессов, активизация которых зависит от инновационного климата, создающего условия и возможности соответствующего развития производства. Инновационный климат в свою очередь зависит от экономической системы государства, призванной совместить два фактора развития — использование финансовых механизмов поддержки развития науки и инноваций как деятельности по созданию технико-технологического потенциала производства и внедрение объективных механизмов высокой его заинтересованности в инновационном развитии.

В реальной экономической жизни необходимо решать проблемы и определять приоритеты развития инновационной и сырьевой составляющей хозяйства по стране в целом. В исследовательской литературе отмечается, что происходит реальная интеграция инновационных процессов в классические сырьевые отрасли и их преобразование в цепочки от добычи природ-

ного сырья до производства высокотехнологичной продукции, имеющей спрос на внутреннем и мировом рынках. Одна из главных задач при этом — реализовать новейшие высокотехнологичные разработки в сырьевом секторе. По мере роста и развития внутреннего спроса на российском рынке потребуется все больше сырья, топлива и энергии, поэтому экономически целесообразно экспорт невозобновляемых минеральных ресурсов постепенно ограничивать, а экспорт инновационной продукции — расширять.

Комплекс информационно-коммуникационных технологий сегодня можно считать движущей силой мирового инновационного процесса. Модернизация экономики Российской Федерации невозможна без ее диверсификации, глубоких структурных сдвигов в сторону наукоемких отраслей и производств. В качестве важнейших резервов современного экономического роста выступают инновации в промышленность, инвестиции в человеческий капитал, в наукоемкие отрасли реального сектора экономики, а также повышение эффективности макроэкономического регулирования, включающее борьбу с коррупцией, совершенствование бюджетного процесса, таможенно-налоговой, денежно-кредитной и валютной политики. Инвестиции в крупные национальные проекты, в информационно-коммуникационные технологии, в человеческий капитал обладают мультипликационным эффектом, поскольку они ускоряют рост самого информационно-коммуникационного сектора, способствуют росту эффективности сопряженных отраслей и в целом экономики России.

Новая экономическая система в условиях мировой глобализации станет одновременно динамичной, изобретательной, стабильной, но и приводящей к росту экономического неравенства и неустойчивости более «слабых» стран и к возникновению потенциальных конфликтов различного характера. Поэтому названные обстоятельства следует учитывать при разработке стратегии развития цивилизации в условиях формирования инновационной экономики. Учитывая особенности экономической структуры России, инновационный комплекс страны должен образовываться несколькими блоками, а именно: научным, научно-производственным, образовательным, инфраструктурным, управленческим, социальным. Успех его развития определяется результативностью используемых научно-технических и инновационных приоритетов, а также ресурсным (прежде всего — инвестиционным) обеспечением. Безусловно, требуется и активное государственное воздействие, мера которого обусловливается рядом причин, в том числе позиционированием и статусом экономики России в мировом хозяйстве. Механизм государст-

венного регулирования динамикой инновационного комплекса включает широкий инструментарий, в составе которого нормативно-правовые, экономические и другие формы и методы.

Список литературы

Инновационная экономика России: теоретико-методические основы и стратегические приоритеты. М., 2009.

Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок / Ред. К.А. Хомкин. М., 2009.

Инновационный проект: методы отбора и инструменты анализа рисков. М., 2009.

Ковнир В.Н., Рысина Т.В. Политика доходов и социальное неравенство // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (Государство и общество). 2011. № 3.

Молчанова О.П., Солодов В.В. Государственное регулирование в сфере инновационного предпринимательства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (Государство и общество). 2011. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.