Научная статья на тему 'Экономические проблемы развития инновационной экономики'

Экономические проблемы развития инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ДИНАМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиева Г.Ф.

В статье отмечается, что в связи с кризисными явлениями в мировой экономике основное внимание в данное время уделяется роли информационных технологий в формировании инновационной экономики и связанных с этим факторов, обеспечивающих экономический рост. В ходе изучения проблемы было выявлено, что эти технологии наиболее весомый и значимый фактор для формирования инновационной экономики и экономического роста в целом. Сделан вывод о том, что в настоящее время инновационная экономика находится на начальной стадии освоения данного типа технологий, когда экономический эффект еще не может проявиться в полной мере, а процесс внедрения требует государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические проблемы развития инновационной экономики»

Инновации

экономические проблемы развития инновационной экономики

Г. Ф. ГАЛИЕВА, кандидат экономических наук, докторант кафедры экономической теории E-mail: GalievaGF@mail.ru Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

В статье отмечается, что в связи с кризисными явлениями в мировой экономике основное внимание в данное время уделяется роли информационных технологий в формировании инновационной экономики и связанных с этим факторов, обеспечивающих экономический рост. В ходе изучения проблемы было выявлено, что эти технологии -наиболее весомый и значимый фактор для формирования инновационной экономики и экономического роста в целом. Сделан вывод о том, что в настоящее время инновационная экономика находится на начальной стадии освоения данного типа технологий, когда экономический эффект еще не может проявиться в полной мере, а процесс внедрения требует государственной поддержки.

Ключевые слова: инновационная экономика, динамика, управление, информационные технологии.

В последнее время, на пороге информационного века, практически все развитые страны начали разработку и реализацию национальных программ по поддержке информационных технологий, развитию электронной коммерции, распространению Интернета и увеличению числа его пользователей, а также по внедрению информационных технологий в сферы государственных институтов. Все эти программы в целом и мероприятия, проводимые в рамках этих программ, в частности, направлены на формирование инновационной экономики.

Соответственно, в России необходимо продолжить работу по организации государственной поддержки программ развития технопарков для осуществления быстрого роста производства товаров и услуг в сфере информационных технологий, в том числе ориентированных на экспорт; концен-

трации интеллектуального потенциала и создания высокооплачиваемых рабочих мест. Государственная поддержка российских компаний необходима и при их выходе на мировой рынок. Она должна включать меры, направленные на выравнивание для них условий международной конкуренции, устранение административных барьеров, препятствующих быстрому росту экспорта.

Государство должно активно участвовать в формировании механизмов привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в российские компании, работающие в сфере информационных технологий. В частности, целесообразно создание фонда отраслевого венчурного финансирования при поддержке государства.

Приоритетными целями государственной политики в сфере информационных технологий являются:

— создание условий для развития и распространения информационных технологий и их эффективного использования в социально-экономической сфере и государственном управлении;

— обеспечение растущих потребностей населения и организаций в современных информационно-коммуникационных сервисах на всей территории страны;

— превращение национального производства в сфере информационных технологий в одну из основных движущих сил экономического роста страны.

В настоящее время в России воедино сошлись несколько факторов, благоприятствующих развитию высокотехнологического бизнеса. К этим

факторам можно отнести возросшую кредитоспособность банков, глобальное распространение компьютерных сетей на базе информационных технологий, возможность вложения средств во внедрение новых научных проектов в сфере производства продукции с применением всех направлений информационных технологий, которые обеспечивают взаимосвязь разных направлений производства. Рассматривая модернизацию системы факторов экономического роста, автор пришел к выводу, что динамика и качество экономического роста все сильнее зависят от технологических сдвигов на базе инноваций.

В целом по стране модернизация экономики должна осуществляться на основе инноваций, приоритетного развития наукоемких отраслей, резкого увеличения объема выпуска высокотехнологической продукции, снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства. Жизненной необходимостью является: ускорение технологического прогресса, сокращение жизненного цикла продуктов и услуг, и особенно сроков проведения исследований, разработок и внедрения информационных технологий.

Таким образом, сами по себе информационные технологии лишь частично обеспечивают экономический рост, но без их использования развитие экономики в духе времени невозможно. Сегодня можно констатировать, что новая экономика, основанная на достижениях информационных технологий, вполне реальна, что меняет облик промышленности и сферы услуг, изменяет характер труда. Человек выводится из непосредственного процесса производства, ему все больше становятся свойственными функции контроля за процессом и управление им. При рассмотрении инновационной экономики необходимо учитывать, что она, с одной стороны, порождает совершенно новые отрасли, а с другой — коренным образом трансформирует, модифицирует традиционные.

Инновационная экономика основывается на знаниях, а не на расширяющемся потреблении невосполнимых природных ресурсов — в этом ее принципиальное отличие от экономики индустриальной. Это значит, что основным капиталом любой экономической структуры становится интеллектуальная собственность, «ноу-хау», а не материальные активы и традиционные ресурсы, что еще раз свидетельствует о трансформации материальной основы капитала в интеллектуальную. Наибольшую прибыль приносят изобретения, инновации. Причем равно важны и технологи-

ческие разработки, и организация экономических процессов, и абсолютно новые идеи. В новой экономике лидерами становятся компании, предлагающие высокотехнологичные продукты на основе эксклюзивных разработок. Не случайно транснациональные корпорации развернули настоящую «охоту за мозгами» и идеями. Объявления о новых конкурсах, премиях, грантах появляются едва ли не каждый день. Крупнейшие корпорации вкладывают в исследования суммы, сравнимые с бюджетами целых государств. Возникают новые отрасли экономики — электронная индустрия развлечений, персонализированное обеспечение информацией, дистанционное техническое обслуживание и обучение, различные бизнес-сервисы, аутсорсинг. Например, корпорация Intel практически каждый год выпускает компьютерные процессоры все большей и большей производительности.

В данное время рождается новый средний класс: место традиционных посредников (дилеров, дистрибьюторов, агентов) занимают информационные посредники — люди, организующие движение потоков данных, информации, знаний. Стираются грани между товарами и услугами, между традиционными и «виртуальными» продуктами. Изделия ближайшего будущего — это «расширенные продукты», включающие и товар, и услугу, и интеллектуальную составляющую.

Информационное общество ведет к пересмотру основных экономических постулатов. В большинстве экономических теорий прибыль любой экономической структуры в долгосрочной перспективе считается равной нулю. Создание самой структуры требует инвестиций, а в конце своей жизни она начинает приносить убытки. Таким образом, прибыль, полученная в фазе расцвета, принимается равной инвестициям и убыткам. В «доинформационном» обществе нулевая экономическая прибыль считалась успешной стратегией. Сейчас же появляется возможность перехода к модели положительной экономической прибыли, так как информация и человеческий интеллект могут рассматриваться как избыточный и неограниченный ресурс. Россия обладает огромным интеллектуальным и технологическим потенциалом. Российские нейрочипы закупают японские фирмы, а опытные образцы новейшей военной техники опережают западные аналоги на 5—10 лет. Величина суммарного оборота средств в секторе, связанном с использованием информационных ресурсов, в России уже имеет макроэкономическое значение и составляет порядка 5 % ВВП. Схема повышения

отдачи от основного капитала при внедрении информационных технологий представлена на рисунке.

Можно вспомнить печальный опыт 1970-х гг. Более 10 лет экономические проблемы зависели от цены на нефть. С тех пор прошло много лет, и нефть, как отмечает большинство экономистов, перестает быть самым важным сырьем для мировой экономики. Сейчас такое сырье — информация. В США эффект совершенствования и использования этого феномена улучшил все экономические показатели. Электронный сектор американской экономики составляет пока 8 %, но он дал уже стране 35 % всего экономического прироста. А падение цен на компьютеры вызывает падение инфляции, по крайней мере, на 1 % в год.

В инновационной экономике, особенно на начальном этапе, именно государство становится крупнейшим инвестором высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры: планы перехода к Информационному обществу не реализуемы без огромных вложений в телекоммуникационную отрасль, развитие широкополосных сетей передачи данных, компьютеризацию и обеспечение доступа к Интернету всех государственных, образовательных, культурных, медицинских и иных организаций. И эти инвестиции производятся именно в интересах повышения уровня жизнедеятельности населения.

Когда информация хранится только в головах у людей, она не вовлекается в оборот и бесполезна для организации. Цель нового менеджмента — соединение наиболее рациональным и экономичным образом тех, кто владеет знаниями, с теми, кто их ищет.

Основная функция управления знаниями и информацией — их распределение в организации таким образом, чтобы каждый сотрудник или рабочая группа могли эффективно использовать их в процессе принятия решений и творчества. Управление знаниями — это эффективная передача знаний и информации. Управление знаниями — это организация совместного их использования. Управление знаниями — это предоставление информации сотруднику в наиболее удобной для восприятия форме. Управление знаниями — это принятие решений на основе всей доступной информации. Управление знаниями — это контроль эффективности их использования и оценка коли-

Дифференциация и специализация

качества выпускаемой продукции

Схема повышения отдачи от основного капитала при внедрении информационных технологий

чества и качества корпоративного интеллектуального капитала.

Сетевая структура—путь к глобализации эконо -мики. Информационное общество меняет не только традиционную структуру экономики. Возникает и «новое предприятие». Принцип вертикальной интеграции компаний заменяется новыми формами и моделями организации экономической деятельности. Ведущей становится сетевая распределенная структура. Новая экономика—это перенасыщенный раствор компаний, специализирующихся на высокопрофессиональном выполнении одного делового процесса и обладающих наибольшим интеллектуальным капиталом в своей нише. С появлением новой идеи возникает «организация-ядро», вокруг которой немедленно кристаллизуется сообщество, сеть специализированных организаций, объединяющихся вокруг процесса создания и доставки до конкретного потребителя услуги или продукта. Такая структура изначально будет транснациональной и глобальной: взаимодействие между компаниями сети, происходящее в электронной среде, просто не знает, что такое границы.

Перераспределение форм деловой активности и рыночных ниш приводит к парадоксальным результатам. Ведущие структуры старой экономики приобретают новые бизнесы, стремясь к универсализму функций и сервисов. Структуры инновационной экономики выходят на традиционные рынки. Все это ведет к появлению конгломератов,

сочетающих в себе все возможные сектора и функции, что, видимо, также является характерной чертой смешанного общества. Компания Microsoft занялась продажами недвижимости. Самый известный в мире издатель Руперт Мэрдок планирует купить General Motors. Нефтяные компании инвестируют в интернет-порталы, а консультационные фирмы покупают акции разработчиков программного обеспечения. Но параллельно начались процессы деления: PriceWaterhouseCoopers, Lucent Technologies, HP и многие другие заявили о создании вместо одной компании двух, специализирующихся в разных областях. Все эти примеры свидетельствуют о начале драматических процессов перераспределения и ожесточенной конкурентной борьбе в новой экономике. Итогом же станет появление специализированных фирм, которые будут стремиться к монополии в своем секторе.

Экономика, основанная на знаниях, настоятельно потребует такой спецификации. Все большее распространение будет приобретать аутсорсинг — передача сторонней фирме не основных деловых процессов компании. Экономической основой этого станет стремление к снижению издержек и необходимость концентрации в организации только профильных данных, информации и знаний. Сократить издержки позволяет исключение из штата непрофильных работников: снижается фонд зарплаты и, соответственно, налоги; уменьшаются затраты на содержание рабочих мест, административные издержки, минимизируются необеспеченные риски, связанные с низкой квалификацией непрофильных работников. Сосредоточение в организации только профильной информации также снижает издержки (как прямые, так и косвенные).

Аутсорсинг позволяет усилить специализацию всех участников рынка. Любая фирма, организация имеет возможность сосредоточиться на своем основном деловом процессе: производстве высокотехнологичных расширенных продуктов по индивидуальным запросам потребителей, производстве знаний, производстве новых идей, создающих основу для новых отраслей. Уже сейчас аутсорсинг распространен во многих фирмах в России. Его основные области — бухгалтерский учет, обслуживание корпоративной информационной системы, поддержка веб-сайтов, маркетинговые исследования, обработка и систематизация входящей информации, консалтинговые услуги. На очереди — стратегическое планирование, PR, сбыт, юридическое сопровождение всей деятельности фирмы.

Уже в первом десятилетии XXI в. аналитики предсказывают лавинообразный рост количества специализированных предприятий, которые будут обслуживать во многих компаниях только один деловой процесс. Как только предложение на рынке начнет превышать спрос, появляется возможность выбора, что вызовет качественную содержательность аутсорсинга. Чем организация больше, тем скорее ей нужно избавиться от всех непрофильных структур, выигрыш заключается в улучшении управляемости и снижении расходов. Аутсорсинг дает возможность поручить выполнение отдельных деловых процессов профессионалам, чьи корпоративные знания сфокусированы в конкретном секторе, а самой компании позволяет целенаправленно увеличивать свой интеллектуальный капитал в ключевой сфере деятельности. Уже сейчас на этот путь встают даже знаменитые промышленные гиганты: General Motors, Ford и DaimlerChrysler, которые создали общую электронную систему закупок комплектующих.

Конкурентное преимущество в инновационной экономике будет определять наличие уникальных товаров. Товаром будут являться продукты, технологии, идеи, модели организации деловых процессов, аудитория потребителей. Одним из важнейших факторов конкуренции выступает время. В этой связи устойчивость позиции компании зависит от максимального сокращения периода от появления идеи до внедрения товара на рынок при одновременном наращивании производительности труда, повышении гибкости производства, снижении всех видов издержек.

Ключевое отличие инновационной экономики заключается в содержании инноваций и в их узкой направленности на нужды конкретного потребителя. В инновационной экономике высокий темп изменений диктует спрос, прежде всего на идеи. Сама идея, чтобы обеспечить лидерство, должна быть предельно локальной: конкретная технология, услуга, управленческая модель. Глобальное мышление означает планирование внедрения своего эксклюзивного товара (идеи, продукта, услуги) в наибольшем количестве отраслей, регионов, процессов. В инновационной экономике формируются глобальные стандарты. Технологии и процессы становятся универсальными. Конвергенция становится ведущей тенденцией. Именно поэтому локальные эксклюзивные решения столь быстро распространяются.

В инновационной экономике стираются границы между предприятиями. Каждый товар фактически объединяет в одну интегрированную цепочку

поставок все предприятия, задействованные в его разработке, производстве, доставке потребителю и сервисе. Введение технологической или экономической новации в любом звене автоматически ведет к их распространению по всей цепи. Все эти изменения влекут за собой и смену поведения инвесторов. Раньше они оценивали прибыльность компании, сейчас отдают приоритет обладанию уникальными технологиями или трудновоспро-изводимым бизнес-моделям. В большей степени оценке подвергается интеллектуальный капитал.

Вторая составляющая инвестиционной привлекательности компании состоит в большом числе приверженных потребителей и возможности быстрого роста их числа. Новая инвестиционная парадигма уже сейчас «обкатывается» на интернет-компаниях, полностью ведущих свой бизнес в виртуальном пространстве. Деньги будут вкладывать и в проекты, которые охватывают максимальную аудиторию, и в проекты, которые сосредоточены на удовлетворении разнообразных потребностей узкоспециализированной аудитории за счет разнообразия предлагаемых продуктов и сервисов. При налаженном бизнесе в любой из областей компания может с минимальными затратами освоить новую нишу. Электронная среда становится главным фактором рыночной экспансии. Поскольку все большее количество фирм станут переводить свои деловые процессы в Интернет, данная модель инвестиционного поведения станет преобладающей. И в борьбе за привлечение финансовых ресурсов победит не тот, кто крупнее, у кого больше финансовых возможностей, а тот, кто обладает наибольшим интеллектуальным капиталом. В результате сменится и модель конкуренции: микрофирмы, способные генерировать инновации, смогут на равных конкурировать с огромными корпорациями. Теперь можно продать пользующийся спросом товар любым заказчикам в любое время и в любом месте.

С экономической точки зрения государственное регулирование приоритетных направлений, по мнению авторов, должно обладать значительным внешним эффектом, улучшая экономическую среду и для развития данных направлений, и для роста деловой активности в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными производствами. Иными словами, она должна создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности.

С производственной точки зрения государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная

с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. В то же время, с социальной точки зрения, реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния населения. В целом нужна нацеленная деятельность государства на создание условий для роста конкурентоспособности экономических агентов и появления новых рабочих мест путем использования возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями для развития электронной коммерции, модернизации управления бизнесом, финансами и человеческими ресурсами, продвижения новых продуктов и услуг. Происходит смена технологичес -ких укладов с изменением характера и структуры общественного потребления с доминированием потребительских предпочтений в пользу образования и информационных услуг. Так, перспективной становится наукоемкая и информационно-технологическая активность. Поэтому в России должна быть обеспечена системная сбалансированность макро- и микроэкономических процессов при формировании оптимальной структуры управления процессами перехода России на модель устойчивого развития.

Список литературы

1. Дубина И. Н. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики. М.: Academia. 2009. 376 с.

2. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами: учеб. пособ. / под ред. В. Г. Зинова. М.: Дело. АХН. 2009 248 с.

3. Инвестиционные аспекты инновационного роста: мировой опыт и российские перспективы. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2009. 288 с.

4. Инновационная политика: учеб. М.: КНОРУС. 2009. 352 с.

5. Инновационная экономика России: теоретико-методические основы и стратегические приоритеты. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2009. 328 с.

6. Инновационный проект: методы отбора и инструменты анализа рисков: учеб. пособие. М.: Дело. АХН. 2009. 240 с.

7. Инновационный продукт: инструменты маркетинга: учеб. пособие. М.: Дело. АХН. 2009. 296 с.

8. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб. пособ. / под ред. К. А. Хомкина. М.: Дело. АХН. 2009. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.