Научная статья на тему 'Модель комплекса перехода Российской экономики на инновационный путь развития'

Модель комплекса перехода Российской экономики на инновационный путь развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1031
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ / ЭКОНОМИКА / ДИНАМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиева Г.Ф.

В работе рассмотрены проблемы совершенствования экономического механизма и факторы формирования финансово-инвестиционной инфраструктуры стимулирующей налогово-льготной системы для активного перехода к инновационной экономике в России. Сделан вывод о возможности использования единого потокового принципа модельной интерпретации информационного отображения функциональных элементов социо-, технои биосферы с использованием системно организованных знаний о познанных физических и иных закономерностях социально-экономического развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель комплекса перехода Российской экономики на инновационный путь развития»

УДК 338.2

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСА ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Г. Ф. ГАЛИЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: GalievaGF@mail. ru Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

В работе рассмотрены проблемы совершенствования экономического механизма и факторы формирования финансово-инвестиционной инфраструктуры стимулирующей налогово-льготной системы для активного перехода к инновационной экономике в России. Сделан вывод о возможности использования единого потокового принципа модельной интерпретации информационного отображения функциональных элементов социо-, техно- и биосферы с использованием системно организованных знаний о познанных физических и иных закономерностях социально-экономического развития общества.

Ключевые слова: инновационный, экономика, динамика, управление, информационные технологии.

Переход к новому типу механизма управления инновационным развитием возможен лишь при условии коренных преобразований, формирующих новую организационно-экономическую среду, благоприятствующую ускоренному созданию нововведений и обеспечивающую, с одной стороны, их востребованность, а с другой - способствующую их эффективному восприятию производством.

В настоящее время существует несколько взаимосвязанных проблем, от решения которых зависит эффективность использования инновационной политики в качестве инструмента, способствующего развитию общества.

Для перехода страны к инновационному экономическому развитию по социально ориентированному типу необходимо создание дополнительных стимулов и преодоление невосприимчивости к ин-

новациям сложившейся в Российском государстве функциональной системы.

Для активизации инновационных процессов с учетом приоритетов социально-экономического развития необходимы разработки и реализация дополнительных конкретных мер (в их числе должны быть в первую очередь экономические, организационные, налоговые и правовые), позволяющих сделать инновационную сферу более привлекательной. Схематично это изображено на рис. 1.

Важнейшим результатом предлагаемых мер станет вклад в прирост валового внутреннего продукта за счет увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, что позволит повысить конкурентоспособность отечественной экономики.

Опыт возникавших экономических кризисов свидетельствует, что выход из потрясений напрямую связан с научно-техническими прорывами, приводящими к изменению структуры экономики. Поэтому устранение барьеров на пути инновационного развития реального сектора отечественной экономики является важнейшей задачей антикризисных мер всех ветвей власти, регионов, финансовых институтов и бизнес-сообщества.

Развитые страны перешли к созданию инновационной экономики, активно разрабатывают шестой технологический уклад, который будет определять конкурентоспособность товаров и услуг на мировых рынках в 2015-2030 гг. При рождении нового экономического пространства в конкурентной борьбе выиграет тот, кто не только быстрее и более

Рис. 1. Факторы, влияющие на инновационную сферу

качественно освоит новые знания и технологии на их основе, но и скорее воплотит их в продукцию и выйдет с ней на рынок.

Сегодня в развитых и претендующих на самостоятельность развивающихся странах отмечаются тенденции превращения их экономик в системы, базирующиеся на использовании научных знаний. Эти тенденции характеризуются как процесс перехода к особому, инновационному типу воспроизводства, когда каждый акт расширенного воспроизводства становится проводником в экономику научно-технологических нововведений, обладающих высоким потенциалом эффективности.

В качестве нововведений при этом выступают не только новые технологии и виды продукции, но и новые организационно-управленческие решения, а также всевозможные сочетания новшеств. Инновационные процессы в таких условиях превращаются в важнейший структурообразующий компонент макроэкономических систем и в ключевой фактор завоевания страной и отдельными фирмами высоких конкурентных позиций в мире.

Переход на инновационный путь развития учитывается статистикой в форме возрастающих темпов экономического роста, на базе чего в стране растет уровень благосостояния населения. Структурные изменения - ключевой, но весьма противоречивый

фактор при переходе на инновационный путь экономического развития.

Инновационные сдвиги в зависимости от их масштабов и глубины в той или иной степени влияют на различные виды структуры национальной экономики: отраслевую, технологическую, воспроизводственную, территориальную, социальную, институциональную и др. Объективная многоплановость необходимых качественных структурных сдвигов делает исключительно сложной для правительств задачу выбора и реализации приоритетов инновационных преобразований.

Моделей перехода экономики на путь инновационного развития в современном мире реализуется достаточно много, но не все они адекватны. Рассматривая современные мировые научные исследования, можно выделить три прогрессивные модели развития инновационной экономики.

Традиционная линейная модель предполагает, что инновационное развитие идет путем развертывания макроинновационного цикла от фундаментальных исследований к прикладным разработкам, затем - последовательно путем коммерциализации научно-прикладных достижений к их освоению в массовом производстве. Финансирование последнего формируется на основе складывающегося спроса на инновационном рынке, т. е. инновации базируются на результатах НИОКР, причем их вовлечение в рыночные процессы осуществляется на последних стадиях, а привлечение высококвалифицированных специалистов в инновационный процесс происходит преимущественно на его первых стадиях.

Интерактивная модель исходит из освоения достижений новых технологических укладов, создавая благоприятные условия для генерирования инновационных идей на всех этапах инновационного цикла (включая научные разработки, коммерциализацию и производство), а промежуточные и

конечные результаты, получаемые на всех этапах, могут продаваться на рынке. Причем фундаментальные исследования не являются обязательным инициирующим этапом, поскольку генерирование исследований с учетом обратных связей происходит на всех стадиях инновационного цикла, включая венчурное предпринимательство. Это обеспечивает привлечение научно-инновационных специалистов высокой квалификации на всех этапах инновационного процесса. Такая модель наибольшее распространение получила в США и в развитых странах Европейского Союза.

Суперактивная модель обеспечивает приоритетное генерирование перспективных направлений научно-инновационной деятельности шестого технологического уклада в избранных национальных инновационных приоритетах на всех стадиях реализации макро- и микроинновационных циклов на основе развития кластерной структуры и активной государственной поддержки роста знаний, накопления интеллектуального капитала, стимулирования частно-государственных инвестиций, развития корпоративных территориальных и многоотраслевых инновационных объединений, включая участие в них мировых транснациональных корпораций, создавая глобальные конкурентные преимущества национальным корпорациям и венчурным фирмам при продаже научных идей, технологий и готовой наукоемкой продукции на мировых рынках.

Пример суперактивной модели кластерного типа наблюдается в Японии, где реализация этой модели базируется на национальной идее - «превращение в нацию, основанную на интеллектуальной собственности» путем комплексного развития научно-промышленно-инновационных кластеров и транснациональных корпораций, когда вся политика, осуществляемая органами власти, концентрируется на государственно-частном инвестировании избранных национальных инновационных приоритетов -микроэлектроники и роботостроения; нанотехно-логий и новых материалов энергосберегающих и экологосберегающих технологий; подготовки высокоинтеллектуальных кадров на основе доступного всеобщего высшего образования; стимулирования частных изобретателей, коллективного творчества; создания программных продуктов, ноу-хау и нематериальных активов.

В последние годы российское правительство делает ставку на реализацию суперактивной модели перехода к инновационной экономике на основе

инвестирования приоритетных проектов и инновационных программ. По результатам исследования инновационно-инвестиционного потенциала можно констатировать, что имеющиеся базовые предпосылки позволяют мобилизовать инновационную деятельность в нашей стране в рамках суперактивной модели развития инновационной экономики.

Россия одной из первых стран в мире начала путь в XXI век при одновременной реорганизации своей социально-политической системы и реструктуризации институционально-экономической структуры на основе проведения рыночных реформ. Достигнуты очень важные необратимые результаты. Однако не все подходы к проведению рыночных реформ дали положительные итоги.

Сейчас Россия стоит перед выбором следующего шага в будущее - генеральной стратегии и путей развития страны, т. е. наиболее важных и ответственных положений перспективной государственной политики, до которых в период проведения поспешных реформ перехода к рынку не доходили руки.

Человечество в начале XXI в. выходит на очередную волну развертывания научно-технического прогресса, которая в ближайшие 25-30 лет приведет к кардинальной и принципиальной смене технологий производства и установлению нового технологического уклада, который будет базироваться на генерировании интегрированных инновационных циклов в кластерах национальной инновационной системы и обеспечит качественное преобразование производительных сил, резкий рост производительности труда.

Глобальная стратегия научно-технологического прорыва в будущее в соответствии с достижениями шестого технологического уклада уже обозначилась в мировом масштабе на основе достаточно известных науке перспективных научных направлений и заделов. Высокоразвитые страны ускоренно развивают национальные инновационные системы и внедряют новые технологические уклады, всеми научными силами и финансовыми ресурсами осуществляя технологические прорывы.

Определенные достижения и заделы по этим направлениям созданы и в России. Стимулирование инновационных процессов в производстве осуществляется в результате действия двух факторов: механизмов конкуренции и государственной системы поддержки и поощрения. Если в экономически развитых странах включены оба фактора, то в России положение значительно сложнее.

Модель стратегического инновационного развития России с участием государства и корпораций приведена на рис. 2.

Несмотря на низкую конкурентоспособность отечественных промышленных товаров, о системе инновационных мер по ее повышению информации нет. Бизнес по-прежнему ориентируется на получение текущей прибыли.

В рамках создания инновационной системы необходима разработка и принятие экономических и организационных мер, обеспечивающих высокую эффективность инновационных процессов на основе взаимодействия всех их участников. Рассматриваемая модель показывает необходимость разработки совместно государством и крупным бизнесом не только экономической, но и инновационной стратегии, а также создания механизмов их

Рис. 2. Модель системы стратегического инновационного развития России с участием государства и корпораций

стратегического взаимодействия, стимулирования бизнеса к их реализации.

В долгосрочной стратегии необходима активная управляющая деятельность правительства по ускорению инновационного и социально-экономического роста, а не отслеживание и экстраполяция сложившейся экономической ситуации, как это было на первом этапе рыночной трансформации. Это потребует определенного изменения функций и механизмов управления на всех уровнях, включения в государственную инновационную систему деятельности бизнеса, в первую очередь крупных хозяйственных структур.

На рис. 3 приведена принципиальная модель стратегического взаимодействия государства и крупных корпораций при разработке стратегии инновационного развития в конкурентоспособных для

России направлениях.

В предлагаемой модели каждая связь блоков определяет функцию управления. В соответствии с ними стратегическое инновационное развитие экономики России реализуется в такой последовательности.

1. Научной общественностью, профильными научными организациями при участии органов законодательной и исполнительной власти разрабатывается долгосрочная концепция социально-экономического развития России, показывающая необходимые перспективы и возможные этапы реализации. На основе маркетинговых исследований, проведенных государственными органами и крупным бизнесом, разрабатывается прогноз-стратегия как намечаемое направление развития

Совет корпоративного бизнеса при Президенте РФ

Система экономического стимулирования развития бизнеса

Федеральное Собрание РФ

I

Маркетинговая система государства

Министерство экономического развития РФ

Долгосрочная концепция и прогноз-стратегия социально-экономического развития

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Инвестиционная система

Государственная социально-экономическая стратегическая программа

Корпорации-исполнители

Инвестиционная система

Рис. 3. Принципиальная модель стратегического взаимодействия государства

и корпораций

России и ее ресурсное обеспечение. Этот документ отражает пути достижение целей развития страны на долгосрочную перспективу.

2. Государство в лице соответствующих министерств совместно с крупными корпорациями, функционирующими в стратегических направлениях, объединенными в самостоятельную общественную организацию на основе стратегической концепции разрабатывают государственную социально-экономическую стратегическую программу на период 10-15 лет. Намечаемые параметры программы содержат данные по ожидаемым социально-экономическим результатам, их обеспечению необходимыми ресурсами из коммерческих и государственных источников, формируют приоритетные направления развития с учетом роста инновационности производства. В других направлениях бизнес обеспечивает товарное и инновационное развитие самостоятельно на сугубо рыночных условиях.

3. Государство в лице исполнительных и законодательных органов создает общую систему стимулирования инновационных и инвестиционных процессов в производстве, а также экономическую систему стимулирования бизнеса в приоритетных и стратегических направлениях.

4. При разработке концепции и программы корпорации показывают возможности своего участия в стратегическом развитии государства, интересы которого согласовываются с устремлениями крупного бизнеса. В случае расхождения вырабатывается совместная экономическая политика.

5. Экономическая система государства ориентируется на создание условий становления бизнеса, необходимых для социально - экономического развития в приоритетных направлениях, обеспечивается экономический консенсус. Для этого рассматривается участие крупного бизнеса в утвержденных правительством ведомственных государственных программах.

Предлагаемая модель не отражает всех механизмов стимулирования инновационного развития. Она предполагает привлечение заинтересованных корпораций всех типов к участию в стратегическом развитии государства. Основными условиями их включения в государственную систему регулирования являются деятельность в стратегически приоритетных направлениях, ориентация на инновационное развитие, повышение конкурентоспособности товаров на внутреннем и мировых рынках. Экономическая поддержка корпораций, участвующих в выполнении государственных программ, осуществляется через инновационную, инвестиционную и налоговую системы.

Инновационная инфраструктура создается для обеспечения единства национального инновационного пространства на территории России, но ее современное состояние не обеспечивает сбалансированного доступа к различным ресурсам и услугам для участников инновационного процесса. В настоящее время создание глобальной инновационной системы ставит задачу деления инновационной инфраструктуры на уровни (международный,

7х"

17

ведомственный, региональный) и обеспечения рационального соотношения между ними.

Для повышения эффективности инновационной инфраструктуры в целом и уже созданных ее объектов и элементов необходимо обеспечить не только соответствующие пропорции между составляющими, но и координацию их взаимодействия. Коммерциализации результатов научно-технической деятельности сегодня препятствует недостаточное развитие кооперационных связей между субъектами инновационной системы. Поэтому при дальнейшем развитии инфраструктуры инновационной системы особое значение приобретают вопросы координации и повышения эффективности деятельности как системы в целом, так и ее отдельных элементов.

Также недостаточно развиты и используются институты и меры, стимулирующие развитие связей между научными организациями, вузами и инновационными фирмами, между крупными компаниями и малыми и средними инновационными предприятиями.

Важнейшими проблемами развития инновационной экономики остаются формирование и реализация стратегии наращивания и защиты отечественной интеллектуальной собственности как основы эффективного инновационного процесса, низкая восприимчивость предпринимательского сектора к инновациям.

Названные узкие места могут быть устранены лишь в том случае, если формирование экономики инноваций на основе конкурентоспособной экономики станет центральным направлением государственной политики, а создание инфраструктуры будет одним из главных элементов государственной инновационной политики. Развитие инновационной инфраструктуры требует существенных ресурсных и временных затрат, а также создания благоприятной правовой среды. Без этого невозможна заметная на макроэкономическом уровне инновационная деятельность.

В условиях радикальных глобальных трансформаций, затрагивающих все стороны жизнедеятельности глобальных, региональных, национальных и прочих человеческих сообществ, происходит переход к инновационной экономике развития. Смысло-образующими понятиями этой модели экономики являются развитие для человека и посредством человека, а также знания как основа совершенствования в системной целостности.

Экономическое развитие в этой модели экономики хотя и является важнейшим среди других аспектов, находится от них в системной зависимости.

Не будет движения вперед по всем направлениям -не будет и экономического развития. При этом последнее не сводится просто к проблеме количественного экономического роста, а означает поступательное совершенствование на основе знаний и других качественных параметров. Экономическое развитие предполагает также создание и увеличение потенциала национальной конкурентоспособности на развитой научно-технологической базе.

Помимо этого экономическое развитие означает производительное участие всего трудоспособного населения как в самом процессе совершенствования, так и в использовании его результатов. Последнее возможно только в том случае, если инновационная экономика будет базироваться на полиформной системе собственности, позволяющей максимально обеспечить участие граждан в созидании. Только в этом случае принцип развития для человека и посредством человека получает основу для реализации.

Нынешнее отставание от авангардных стран в распространении современного пятого и освоении перспективного шестого технологического уклада будет нарастать, что подрывает конкурентоспособность отечественной готовой продукции.

Это, кстати, особенно проявится после присоединения России к Всемирной торговой организации. В связи с высоким уровнем износа основных фондов и низкой инновационной активностью предприятий конкурентоспособность продукции отечественного обрабатывающего комплекса будет падать. Сохранится конкурентоспособность сфер, работающих на экспорт (нефтегазовая, металлургия) или находящихся под контролем транснациональных корпораций (пищевая). Высокие темпы прироста внешнеторгового оборота, в несколько раз превышающие темпы прироста ВВП, усилят зависимость российской экономики от колебаний конъюнктуры мирового рынка. Будет подорван кадровый потенциал инновационного развития.

Россия имеет шанс переломить сложившиеся тенденции и включиться в основной поток инновационного переворота, сокращая отрыв от передовых стран и осваивая инновационные ниши сначала на внутреннем, а затем и на внешних рынках. Для этого необходимо создать систему, ориентирующуюся на технологический прорыв, и сконцентрировать ресурсы государства и бизнеса (в том числе накопленной мировой нефтегазовой ренты) на освоении современных базисных инноваций, обеспечивающих распространение последних поколений пя-

того технологического уклада и освоение первых поколений шестого в узких направлениях прорыва, где сохранились необходимые научные и изобретательские заделы и инновационный потенциал.

Список литературы

1. Инвестиционные аспекты инновационного роста: мировой опыт и российские перспективы. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 288 с.

2. Инновационная политика: учебник / Л. П. Гончаренко, Ю. А. Арутюнов. М.: КНОРУС, 2009. 352 с.

3. Инновационная экономика России: теоретико-методические основы и стратегические приоритеты. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 328 с.

4. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами: учеб. пособие / под ред. В. Г. Зинова. М.: изд-во «Дело» АХН, 2009. 248 с.

5. Инновационный проект: методы отбора и инструменты анализа рисков: учеб. пособие. М.: изд-во «Дело» АХН, 2009. 240 с.

6-9 января 2012 г. в гостиничном комплексе «Измайлово» (г. Москва) состоится

международная олимпиада для студентов и школьников Эрудиты"' России и зарубежных стран

«Эрудиты Планеты - 2012»

Планеты

Дополнительная информация по телефонам: (495) 979-96-19, 979-93-90, 8-901-524-03-50 (53), а также e-mail: mail@erudites.ru либо dsp08@list.ru. www.erudites.ru

ФИНАНСОВАя АНАЛИТИКА

проблемы и решения ^ 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.