Научная статья на тему 'Стратегические ориентиры инновационной модернизации отечественной экономической системы'

Стратегические ориентиры инновационной модернизации отечественной экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INVESTMENT APPEAL / INNOVATIVE ECONOMY / DOMESTIC ECONOMIC SYSTEM / CAPITAL / COMPETITIVENESS / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КАПИТАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудакова Любовь Григорьевна

В статье рассмотрены направления инновационной политики различных стран на современном этапе, выделены четыре стратегии инноватизации экономической системы, характеризующиеся комбинацией двух их основных характеристик эффективности и величины издержек на осуществление, приведены стратегии государственного стимулирования экономического прогресса через инноватизацию и рост капиталонасыщенности инновационных сфер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC REFERENCE POINTS OF INNOVATIVE MODERNIZATION OF DOMESTIC ECONOMIC SYSTEM

In article the directions of an innovative policy of the various countries at the present stage are allocated, four allocated strategies of economical system's innovatezation are also characterised by a combination of their two basic characteristics efficiency and size of costs on realisation, strategies of the state stimulation of economic progress through innovatization and growth of capital intensity in innovative spheres are resulted.

Текст научной работы на тему «Стратегические ориентиры инновационной модернизации отечественной экономической системы»

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс] Режим доступа: ht:tp://www.consultant.ru/popular/budget/56_17.htшl#p2461, свободный. Язык русский.

2. Гурвич Е., Вакуленко Е., Кривенко П. Циклические свойства бюджетная политика в нефтедобывающих странах // Вопросы экономики. 2009. № 2.

3. Дробышевский С., Малинина Т., Синельников-Мурылев С. Основные направления реформирования налоговой системы на среднесрочную перспективу // Экономическая политика. 2012. № 3.

4. Интервью Президента Российской Федерации В.В. Путина, 17.03.2014

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (действующая редакция) // Информац.-правовая система «Консультант пляс» //

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157077;div=LAW;dst=104453;rnd =0.8746070549545268

6. Путин не видит угрозы экспорту российской нефти и газа // Еженедельная деловая газета // rbcdaily.ru

7. Сорос предлагает наказать Россию снижением цен на нефть // РосБизнесКонсалтинг// http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140321145054.shtml

8. Френкель А., Мальцева И. Анализ рисков бюджетной системы России в долгосрочной перспективе // Экономическая политика. 2012. № 5.

9. Эдер Л., Филимонова И. Экономика нефтегазового сектора // Вопросы экономики. 2012. № 10.

УДК 338

Дудакова Л.Г.

Стратегические ориентиры инновационной модернизации отечественной экономической системы

В статье рассмотрены направления инновационной политики различных стран на современном этапе, выделены четыре стратегии инноватизации экономической системы, характеризующиеся комбинацией двух их основных характеристик - эффективности и величины издержек на осуществление, приведены стратегии государственного стимулирования экономического прогресса через инноватизацию и рост капиталонасыщенности инновационных сфер.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инновационная экономика, диверсификация, отечественная экономическая система, капитал, конкурентоспособность.

Современный этап мирохозяйственного развития характеризуется ускоренными темпами научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией основных факторов производства. Эффективно эксплуатируемый инновационный потенциал страны не только определяет перспективы хозяйственного роста, но и служит показателем уровня экономической независимости и благосостояния государства. Встроенность инновационных систем государств мира в глобальные экономические связи превращается в один из важнейших факторов конкурентоспособности национальных экономик, смыслом взаимодействия которых все отчетливее становится ориентация на создание технологических инноваций общемирового применения.

В условиях перехода к инновационной модели экономического развития, повышения национальной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности государство

становится главным автором, разрабатывающим национальную стратегию развития, создающим основные условия инновационного развития, механизмы саморегулирования и становления эффективных институтов инновационной среды.

Одна из важнейших причин возрастания роли государства в условиях перехода к новой парадигме экономического развития состоит в том, что сам рынок ориентирует частные компании на получение предсказуемых коммерческих результатов и высоких доходов в краткосрочной перспективе, стремление к удерживанию лидерства на рынке как за счет монопольного права на обладание отдельными факторами производства (сырьем, технологиями и пр.), так и за счет образования искусственных препятствий для других инновационных компаний.

На первый план выдвигается задача создания государством общих условий развития предпринимательства и инновационной деятельности, создание среды, которая стимулирует инновационный риск, способствует привлечению частного и иностранного капитала в создание наукоемкой продукции, стимулированию различных форм кооперации между государственным, университетским и предпринимательским секторами научной и промышленной деятельности. Именно партнерство государства и частного бизнеса снижает риски неэффективных решений в сфере инновационной деятельности. Поэтому центр тяжести в решении проблемы соотношения государства и рынка переносится на аспекты их взаимной дополняемости, а не противопоставления одного другому. В этом контексте должны формироваться национальные инновационные системы.

Основные тенденции деятельности государства в инновационной сфере развитых стран привели к формированию универсальных, проверенных мировой практикой и доказавших свою эффективность рекомендаций в отношении содержания и основных задач государственной поддержки инновационной деятельности. К основным из них можно отнести:

- принятие соответствующих нормативно-правовых решений в сферах, которые традиционно закреплены за государством;

- активное содействие трансферу технологий, созданных в зонах традиционной ответственности государства;

- ведущая роль в кооперации партнерства государства и частного сектора во всех направлениях инновационной деятельности, по возможности участвие в тех или иных узлах «цепочки» создания инноваций, имеющих как большую общественную пользу, так и значимость для частного сектора;

- фокусирование национальных усилий на технологиях, являющихся критическими для предприятий растущей экономики.

Чем радикальнее и глубже прорывы в науке и технике, технологии и информационном обеспечении, тем больше бизнес и общество возлагают надежду именно на государство, его ресурсы и институты.

Мировой опыт также показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке (преодоление технологического отставания) обеспечивается прежде всего наличием развитой национальной инновационной системы. Формирование и эффективное взаимодействие всех элементов национальной инновационной системы является главной целью государственной инновационной политики.

Государственная инновационная политика той или иной страны, как правило, не является «чистым» выражением определенной теоретической модели, а представляет собой композицию мер различной направленности, при этом следует отметить существенную специфичность национальных инновационных политик. Можно выделить следующие важнейшие направления инновационной политики различных стран на современном этапе (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления государственной инновационной политики стран мира

Направление инновационной политики Специфика Страны

Оптимизация структуры национальной инновационной системы Оптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инноваций Япония, Норвегия, Индия, Чили

Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы США, Франция, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Тайвань, Австралия

Развитие фундаментальных исследований Великобритания, Швеция, Словения

Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны Стимулирование симметричного сближения университетов и корпораций США, Финляндия

Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу, и привлечение национального частного капитала Израиль, Финляндия

Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль

Стимулирование инновационной инициативы научного сектора Германия, Япония, Новая Зеландия, Дания

Интеграция в международные инновационные сети Комплексная интеграция Финляндия, Израиль, Нидерланды, Китай

Технологическая специализация Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Индия

Налаживание внутренних инновационных сетей Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере США, Норвегия, Ирландия

Стимулирование инициативы национальных регионов Франция, Германия, Финляндия

Формирование национальной инновационной системы Реструктуризация госсектора науки Болгария, Польша, Литва

Инициирование интеграции науки и образования Латвия, Эстония, Чехия

Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферу Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония, Турция, Чили

Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологий Чехия, Румыния, Чили, Турция

Принципиально важным при формировании инновационной политики является выбор главного вектора ее движения, что позволяет выделить две основные модели [1, с. 54]:

- модель инновационной политики, ориентированной на выполнение научно -технических программ и проектов общенационального значения. Главной целью является

поощрение развития положительных возможностей в областях, имеющих приоритетное значение для страны;

- модель инновационной политики, ориентированная на распространение научно-технических знаний. Главная цель такой политики — повышение способности осваивать новые технологии, расширять технологические возможности отраслей и сфер экономики. Чаще всего это касается совершенствования инновационной инфраструктуры, системы образования и профессиональной подготовки.

В зависимости от проводимой инновационной политики страны мира можно разделить на три группы [2, с. 87] :

- страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии инновационного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в военной сфере (США, Великобритания, Франция);

- страны, ориентированные на создание благоприятной инновационной среды, оптимизацию всей экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

- страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

Следует заметить, что подход к формированию государственной инновационной политики у каждой страны отличается в зависимости от ее национальных особенностей: Финляндия - диверсификация экономики; Франция - создание более мелких технологических фирм; США - поддержка реструктуризации национальной экономики.

Проведенный анализ инвестиционной привлекательности инновационной экономики, специфики инновационной модернизации в различных регионах мира позволяет выделить следующие макроэкономические стратегии государственного стимулирования экономического прогресса через инноватизацию и рост капиталонасыщенности инновационных сфер:

- формирование национальной инновационной среды и системы мониторинга, отбора и коммерциализации инноваций, в рамках которых активно взаимодействует бизнес и государство. Данная стратегия актуальна в отношении стран-лидеров научно-технологического прогресса, создавших национальные модели непрерывного генерирования инноваций с высоким коэффициентом эффективности;

- стратегия иминовации, заключающаяся в формировании национальных лабораторий и научно-исследовательских центров высокой степени открытости и мобильности, исследующих мировой рынок инноваций и изыскивающих возможности для дальнейшего совершенствования и модернизации (чаще всего ведется поиск новых направлений и отраслей применения заимствованных инноваций) с последующей коммерциализацией разработок;

- стратегия копирования инноваций, основанная на заимствовании последних и их имплантации в национальные отрасли хозяйствования;

- стратегия привлечения инноваций, базирующаяся на создании оптимальных условий деятельности инновационных компаний с целью полного или частичного переноса их производственного процесса с возможностью дальнейшей диффузии технологий и разработок на смежные отрасли национального хозяйства.

Сравнительный анализ стратегий формирования инновационной экономики приведен в табл. 2.

Таблица 2

Анализ традиционных стратегий формирования инновационной экономики

Национальная инновационная среда и система мониторинга инноваций (США, Япония, страны Западной Европы) Сильные стороны Слабые стороны

- генерирование национального потока непрерывных инноваций; - слабая зависимость темпов ин-новатизации национальной экономики от экспорта технологий; - возможность экспорта технологий; - возможность оказывать воздействие на развитие глобальных отраслей хозяйствования; - рост конкурентоспособности национальной экономической системы; -стимулирование внутреннего спроса на инновационный продукт и высокий внутренний эффект масштаба высокотехнологичных производств; - аккумулирование преимуществ технологического лидера - высокие затраты, связанные с формированием национальной инновационной среды и системы мониторинга инноваций; - высокие риски в процессе коммерциализации разработок; - необходимость поддержания и перманентного совершенствования инфраструктуры инновационной макроэкономической модели; - реструктуризация взаимодействий бизнеса, образования, государства, населения; - негативные последствия реструктуризации экономики, способные привести к оттоку капитала из реального сектора, «перегреву» ИТ-отраслей, диспропорциям в доходах населения; - высокая стоимость мер, направленных на поддержание технологического лидерства

Стратегия иминовации (Таиланд, Малайзия, Сингапур, Китай, Южная Корея, Словения, Эстония) - низкие издержки на формирование национальной инновационной среды; - возможность развития национальной инновационной сферы и имплантации инноваций в различные сферы жизнедеятельности общества; - высокие темпы формирования инновационной экономики; - невысокая стоимость коммерциализации инноваций, усиливающая их конкурентоспособность и повышающая эффективность их коммерциализации; - низкая величина риска в процессе коммерциализации имино-ваций - высокая стоимость формирования национальной системы мониторинга мировых инноваций и результатов исследований; - необходимость решения проблем с правовой защищенностью интеллектуальной собственности и международным движением инновационного продукта; - невысокий объем внутреннего спроса на инновационный продукт, сокращение эффекта масштаба в высокотехнологичном производстве

Окончание табл. 2

н т е

ь В(

«

и

з е н

о

д

кФ

г

е

ате

- низкие издержки на реализацию стратегии в связи с отсутствием необходимости формирования инновационной среды и системы мониторинга мировых инноваций;

- перспективы эффективной коммерциализации заимствованных разработок и технологий за счет низкой стоимости национальных факторов высокотехнологичного производства;

- высокие объемы экспорта высокотехнологичной продукции и наличие у последней глобальных конкурентных преимуществ (прежде всего, ценовых);

- возможность формирования национальных инновационных компаний.

- негативный имидж производимой технологичной продукции и самой страны как ее производителя и экспортера;

- возможность применения санкций со стороны стран и корпораций - разработчиков инноваций;

- низкий объем внутреннего потребления высокотехнологичной продукции и зависимость деятельности ИТ-отраслей от экспорта;

- необходимость сохранения низкого уровня производственных издержек (прежде всего, стоимости квалифицированной рабочей силы) для поддержания конкурентоспособности экспорта;

- низкая вероятность формирования национальной инновационной среды в силу высоких входных барьеров и «эффекта легких денег» стратегии копирования инноваций;

- сохранение технологического отставания страны и ее инновационных компаний_

а

йк ии цР

а т с о

§ * яи т

ин ьл е ла ча

елч М

в, ия

яд ир

ег ро

Й ®

тр ,Э

рСт ОАЭ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- низкие издержки для реализации, заключающиеся только в создании оптимальных условий для деятельности инновационных компаний и ее инфраструктуры;

- углубление интеграции макроэкономической системы в мировой процесс производства и обмена инновациями;

- мощный стимул для модернизации национальных предприятий, перевода основ их функционирования на принципы инновационной экономики;

- стремительная модернизация общества, возможность роста внутреннего спроса на инновационный продукт;

- рост национального экспорта за счет привлеченных высокотехнологичных производств, диверсификация экономики, снижение ее зависимости от традиционных сфер (обычно связанных с добычей ресурсов)_

- зависимость национальной экономики от деятельности зарубежных инновационных корпораций;

- сопротивление со стороны национального предпринимательства и местного населения;

- рост миграции в силу отсутствия локальной рабочей силы и возможные социальные проблемы;

- необходимость крупных инвестиций

в инфраструктуру и поддержание режима максимального благоприятствования для деятельности иностранных ИТ-компаний;

- возможность оказания давления на власти со стороны зарубежных корпораций;

- низкий внутренний спрос на инновационный продукт и рост зависимости от экспорта;

- возможности дисбаланса национального отраслевого развития, связанные с притоком капитала в ИТ-сферу;

- низкая вероятность формирования привлекательных условий для инновационных компаний;

- высокая вероятность переноса в страну устаревших технологий

Выделенные четыре стратегии инноватизации экономической системы также характеризуются комбинацией двух их основных характеристик - эффективности и величине издержек на осуществление. При этом эффективность детерминирована, прежде всего, качеством национального инновационного процесса, перспективами коммерциализации разработок, в первую очередь на внутреннем рынке, степенью защиты прав на интеллектуальную собственность. Издержки на осуществление определяются возможными расходами государства или бизнеса на формирование соответствующих институтов или инфраструктуры, преодоление проблем ограниченности факторов высокотехнологичного производства, выхода на зарубежные рынки сбыта.

Россия обладает определенными преимуществами в инновационной модернизации, что сокращает ее входные барьеры и существенно повышает потенциал отечественной экономики в реализации стратегий инноватизации высокого уровня. Можно сказать, что у отечественной экономики появился шанс модернизации и перехода на новый инновационный уровень своего функционирования, причем впервые за все годы независимости России этот шанс реален, то есть предполагает наличие как финансового, так и временного ресурса своего осуществления.

Не менее важно отметить, что Правительство проявляет определенные инициативы в данном направлении, доказательством чему является озвучивание Президентом наиболее перспективных, с точки зрения инноваций, глобального порядка сфер научных исследований (нанотехнология, биотехнология, космонавтика, энергетика), проводимая работа по формированию национальных стратегий в отношении образования и науки, инфраструктурных мер (формирование государственных холдингов в авиастроении, судостроении, производстве вооружений, способных объединить потенциал многочисленных независимых предприятий и научных центров; исследовательских центров на базе существующих конструкторских бюро и высших учебных заведений, специализированных технопарков и техно-зон; реализация программ, направленных на информатизацию и технологизацию деятельности самого государства, стимулирование работы высокотехнологичных компаний и так далее), конкретных высокотехнологических проектов (например, производство отечественных гражданских самолетов, систем навигации, спутникового слежения, телекоммуникаций) [3].

На рис. 1 представлены показатели инновационной активности организаций. Анализируя данную диаграмму видим, что, несмотря на реализуемый курс на инновационную модель экономического роста, сохраняется очень низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Он практически не изменился даже во время экономического подъема. К сожалению, в настоящее время нет оснований говорить о крупномасштабных технологических прорывах в промышленности, интенсивном освоении результатов исследований и разработок.

Главная проблема российского научно-технологического комплекса - значительный разрыв между имеющимися ресурсами, главным образом, научно-технологическим потенциалом, и эффектом от их использования - производством и экспортом высокотехнологической продукции и технологий. Разрыв между наукой, образованием и производством в последнее время возрос до критической черты: они оказались организационно и экономически разобщены, а без интеграции науки, образования и производства, объединенной национальной инновационной стратегией, экономика развиваться не сможет.

Вместе с тем, усилия государства, в целесообразности которых мало кто сомневается, находятся под угрозой их превращения в очередные временные кампании, ливневое и бесконтрольное финансирование малоперспективных, зато каким-то образом попадающих под стратегические ориентиры хозяйственного развития проектов.

Рис 1. Показатели инновационной активности организаций, % [4]

Считаем, что для повышения эффективности процесса реструктуризации и инновати-зации экономики России государство должно, во-первых, инициировать процесс генерирования национальных инноваций, создав необходимую для этого среду и инфраструктуру; во-вторых, отойти от патерналистской методики стимулирования и регулирования процесса инноватизации, выражающейся в четком определении приоритетных сфер с дальнейшим их финансированием, ограничившись методикой реагентных точек; в-третьих, государству необходимо самому трансформироваться в мобильную, созданную на сетевом принципе, наделенную регулятивными компетенциями структуру, высокая эффективность экономической деятельности которой должна базироваться на инновационности как применяемых методик реализации программ государственного присутствия в хозяйственной практике, так и создаваемой инфраструктуры регулирования общества и бизнеса.

В условиях наличия в России инновационной среды, точечного государственного стимулирования инновационного процесса и детерминированных инноватизацией государственных регулятивных компетенций прозрачности отношений бизнес - государство, государство - общество, современной инфраструктуры, требующейся для организации национального генерирования непрерывного потока инноваций, оптимизации взаимодействий бизнеса и научно-образовательных структур, возможен скачкообразный рост эффективности

отечественного инновационного процесса прежде всего за счет эффективной коммерциализации имеющихся разработок и технологий макроуровня, выявления новых направлений российских научных исследований, имплантации их результатов во многочисленные отрасли хозяйствования с перманентным ростом конкурентоспособности и эффективности последних [5-7]. Кроме того, в случае успешной реализации предлагаемой стратегии возможно превращение высокотехнологичных отраслей в локомотив отечественного хозяйственного развития, реструктуризация национального экспорта, формирование отечественных инновационных компаний с высоким уровнем капитализации, а при условии постоянного повышения качества инфраструктуры и условий проведения инновационной деятельности -превращение России либо отдельных ее территорий в центры притяжения квалифицированной рабочей силы и мобильных капиталов мирового уровня.

Литература

1. Мясникович М.В., Антонова Н.Б., Нехорошева Л.Н. Государственное регулирование инновационной деятельности: Уч. пос. Мн.: Академия управления при Президенте Республике Беларусь, 2005.

2. Innovation policy in seven candidate countries: the challenges. A study co-ordinated by ADE S. A. for the Enterprise Directorate-General, European Commission, Luxembourg, 2003.

3. Городникова Н.В., Гохберг Л.М. Индикаторы инновационной деятельности / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, Г.А. Грачева, И.А. Кузнецова, С.В. Мартынова, Т.В. Ратай, Л.А. Росовецкая // стат. сб. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2012.

4.europa.eu.int/en/comm/eurostat/servfr/home.htm (Евростат)

5.http://www.economy.gov.ru/minec/main (Министерство экономического развития Российской Федерации)

6.Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: Уч. пос. Изд.: Дашков и К, 2013.

7. Горина А. П. Курс России на инновационное развитие экономики // Молодой ученый. 2013. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.