Новые подходы
к государственному финансированию инвестиционных проектов
УДК 330.322.14
Резюме. В статье рассмотрены формы участия государства в инвестиционной деятельности. Выявлены проблемные вопросы и представлены нововведения в системе бюджетной поддержки и льготного кредитования проектов. Рекомендован новый механизм модернизации отечественных производств на основе проектного финансирования. Ключевые слова: инвестиционный проект, бюджетное финансирование, кредитование, государственная программа.
Роль государства в инвестиционной сфере определяется задачами социально-экономического развития. В качестве последних выступают активизация инвестиционных процессов на основе повышения эффективности реализованных проектов, а также создание благоприятных условий для осуществления отечественных и иностранных капиталовложений.
Выделяют прямую и косвенную формы участия государства в инвестиционной деятельности. Первая реализуется путем:
■ принятия государственных программ и их финансирования за счет бюджетных средств;
■ предоставления финансовых ресурсов на инвестиционные цели на основе платности, срочности и возвратности;
■ выдачи гарантий Правительства по кредитам, привлекаемым для реализации проектов, и проведения комплексной экспертизы их бизнес-планов.
В рамках прямого участия государство выступает в качестве инвестора и направляет средства на реализацию значимых задач в различных сферах экономики.
Косвенным образом оно создает благоприятные условия для осуществления деятельности по капиталовложениям на основе:
■ оказания инвесторам поддержки, защиты их интересов;
■ предоставления кредитных ресурсов на льготных условиях;
■ проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики.
Для Беларуси характерен высокий уровень участия государства в инвестиционной деятельности. Так, в 2005-2011 гг. наблюдался существенный рост вложений в основной капитал (в 2005 г.- 120% в сопоставимых ценах по отношению к 2004 г., в 2011 г.- 117,9%), обусловленный значительными бюджетными средствами, направляемыми на реализацию программ, масштабной государственной поддержкой инвестиционных проектов и высокими объемами кредитования экономики (рис. 1).
Вместе с тем в 2012-2014 гг. прослеживается тенденция к снижению инвестиционной активности отечественных организаций. В частности, в прошлом
Елена Преснякова,
заведующая сектором
инвестиционной
политики
Института экономики НАН Беларуси, кандидат
экономических наук, доцент
году темпы вложения денежных средств в основной капитал составили 90,9% в сопоставимых ценах к уровню 2013 г. На это замедление оказали влияние сокращение объемов бюджетного финансирования, повышение цен в инвестиционной сфере, рост стоимости заемных ресурсов.
В значительной мере на инвестиционную активность воздействуют объемы господдержки и банковского кредитования экономики, в том числе льготного (рис. 2).
В 2014 г. за счет средств консолидированного бюджета профинансировано 15,8% инвестиций в основной капитал, льготных кредитов банков - 7,3% (рис. 2). В существующих условиях возникает необходимость повышения контроля за эффективностью использования государственных
Рис. 1.
Темпы роста инвестиций в основной капитал, ВВП, производительности труда по ВВП в Беларуси в сопоставимых ценах, %
Источник:
составлено автором на основании [1]
Рис. 2.
Удельный вес средств консолидированного бюджета, кредитов банков, в том числе льготных, в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал, %
Источник:
составлено автором на основании [1]
средств и льготных кредитов, направляемых на реализацию инвестиционных проектов.
Государственная
поддержка
инвестиционной
деятельности
организаций
Господдержка отраслей национальной экономики Беларуси в 2014 г. составила около 4512 млрд руб. (3,4% от расходов республиканского бюджета) (табл. 1).
Наиболее распространенным инструментом выступает возмещение процентов по кредитам,
59,2
52,6
47,5
49
" I
9,3 ■ 9,8 25,8 I 26,1
выданным банками. В 2014 г. его объем составил 3619,1 млрд руб. Компенсация осуществляется в соответствии с рядом нормативно-правовых актов, в том числе в рамках проводимой государственной политики по модернизации производств, в соответствии с которой основной объем бюджетного финансирования был предоставлен компаниям концерна «Беллесбумпром» -1139,8 млрд руб. На втором месте -организации, подведомственные Министерству строительства и архитектуры (20,3%), на третьем - структуры, подчиненные местным органам власти (18,2%).
51,8
57,4
55,1
57,6
14,4 ■ 9,3
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Консолидированный бюджет Льготные кредиты
Кредиты, не относящиеся к льготным Прочие
Проекты модернизации отечественных предприятий порой оборачиваются неэффективным расходованием денег. Анализ показывает, что бюджетные средства в некоторых случаях направлены на недостаточно подготовленные производства. Доступность практически бесплатных кредитных ресурсов для государственных предприятий обусловливает предпосылки к появлению некачественных бизнес-планов, не учитывающих все риски, связанные с финансированием. Таким образом, выделяемые правительством на модернизацию экономики ресурсы не в полной мере выполняют функцию инструмента, позволяющего отечественным компаниям выйти на качественно новый технологический уровень.
Проблемные вопросы финансирования инвестиционных проектов, включенных в госпрограммы
Характерной особенностью финансирования инвестиционной деятельности в Беларуси является льготное кредитование проектов, включенных в государственные программы. В последнее время в связи с накопленными дисбалансами в экономической сфере правительством проводилась последовательная политика по сокращению объемов государственной поддержки и повышению контроля над их использованием. Советом Министров Республики Беларусь утверждались планы финансирования государственных программ и мероприятий на 2014 и 2015 гг., в которых указывались предельные объемы кредитования. Предоставление ссуд новым инвестиционным проектам с поддержкой государства осуществлялось только через ОАО «Банк развития Республики Беларусь» на конкурсной основе [3, 4].
Научная публикация
Проблемным вопросом остается формирование процентных ставок по выданным займам на реализацию госпрограмм, что обусловлено необходимостью компенсации банкам потерь из бюджета. Также возникают значительные диспропорции между условиями по льготным кредитам и кредитам, предоставленным на общих основаниях. Согласно нормативным документам, принятым в 2014 г., по отдельным инвестиционным проектам, реализуемым в рамках госпрограмм, возмещаются проценты по кредитам в размере 50% или 100% ставки рефинансирования. Правительству целесообразно определить единые критерии установления процентных ставок, а также размеров возмещения процентов по льготным ссудам, учитывающие социально-экономическую значимость проектов, вид экономической деятельности организации, объем привлекаемых заемных ресурсов.
Нововведения в системе финансирования инвестиционных проектов
В Беларуси формируется новая модель бюджетной поддержки инвестиционных проектов. В частности, подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах программ развития и повышении эффективности использования государственных средств». Государственные программы будут направлены на реализацию одного из следующих приоритетов социально-экономического развития:
■ улучшение человеческого потенциала;
■ создание новых рабочих мест и повышение производительности существующих, перемещение и перераспределение трудовых, материальных
и финансовых ресурсов в но-
в том числе
Наименование государственного органа Всего отсрочка (рассрочка) уплаты налогов, пени возмещение части процентов за пользование кредитами финансовая помощь бюджетные ссуды и займы
Общий итог, млрд руб. 4 511,8 51,2 3 619,1 134,7 706,7
Концерн «Беллесбумпром» 1 379,4 - 1 139,8 - 239,6
Концерн «Белгоспищепром» 121,5 - 121,5 - -
Местные органы власти 659,5 - 659,5 - -
Министерство сельского хозяйства и продовольствия 195 - 100,3 - 94,8
Министерство строительства и архитектуры 839,2 - 736,2 - 103
Министерство энергетики 106,7 - 106,7 - -
Министерство промышленности 451,2 21,3 211,1 - 218,8
Министерство здравоохранения 119,7 - 45,9 73,8 -
Прочие 639,5 29,9 498,1 30,9 50,6
Структура, % 100 1,1 80,2 3 15,7
вые и перспективные сектора экономики;
■ сбалансированное региональное развитие на основе конкурентных преимуществ территорий;
■ рост и диверсификация экспорта товаров и услуг, обеспечение сбалансированности внешней торговли;
■ повышение конкуренции, инвестиционной и инновационной активности, информатизация экономики.
Подпрограммы будут включать в себя комплекс мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, направленный
на достижение поставленных целей. Программы развития будут формироваться в пределах лимитов бюджетного и льготного кредитного финансирования, установленных Советом Министров Республики Беларусь, и являться исходной базой в распределении государственных средств на среднесрочную перспективу. Кроме бюджетных на реализацию инвестиционных проектов будут направляться финансовые ресурсы за счет различных источников, в числе которых собственные средства предприятий, займы на условиях коммерческих банков, иностранные капиталовложения (рис. 3).
Источники финансирования госпрограмм
Объем лимита бюджетных средств
иностранные инвестиции
Таблица 1.
Сведения
о размерах
государственной
поддержки,
оказанной
юридическим
лицам
за счет средств республиканского бюджета в 2014 г.
Источник:
составлено автором на основании [2]
Рис. 3.
Финансирование государственных программ
Источник:
составлено автором на основании [5]
Помимо кредитов на льготных условиях для реализации инвестиционных проектов государственная поддержка организациям будет оказана в виде предоставления субсидий из бюджета на возмещение организациям:
■ расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей;
■ процентов за пользование кредитами, предоставленными отечественными банками для осуществления инвестпроек-тов, а также на текущую деятельность в области АПК или на компенсацию потерь банков республики при предоставлении таких ссуд на льготных условиях.
ОАО «Банк развития Республики Беларусь» будет установлен порядок проведения конкурсного отбора организаций, претендующих на получение кредитов для реализации инвестиционных проектов в рамках подпрограмм, а также механизм оценки эффективности данных проектов на разных стадиях.
В качестве дополнительного критерия при проведении конкурсного отбора нами предлагается учитывать уровень технологичности вида экономической деятельности, рассчитываемый как удельный вес расходов на исследования и разработки в его добавленной стоимости. В Европейском союзе все виды экономической деятельности делятся на высоко-, средне- и низкотехнологичные [6, 7]. Государственную поддержку высокотехнологичным наукоемким производствам нужно оказывать в первоочередном порядке, средне- и низкотехнологичным - по остаточному принципу.
С целью систематизации сведений и контроля за ходом выполнения госпрограмм целесообразно создать Единую информационную базу данных. В качестве схемы банковского кредитова-
ния крупных инвестиционных проектов в рамках модернизации отечественных предприятий следует применять проектное финансирование. На базе Банка развития необходимо сформировать подразделение, осуществляющее координацию организационных и финансовых вопросов реализации проектов и контролирующее ход их выполнения. Это будет способствовать нивелированию экономических интересов должностных лиц модернизируемых предприятий в нерациональном освоении бюджетных ресурсов. При составлении планов денежного обеспечения проектов следует привлекать различные источники для снижения стоимости капитала (банковские кредиты, эмиссия акций, корпоративные облигационные займы, финансовый лизинг, собственные средства промышленных компаний, паевые взносы в акционерный капитал, государственные средства в виде кредитов, субсидий, гарантий льгот). Возврат основного долга и погашение процентов по кредитам, выданным Банком развития по схеме проектного финансирования, следует осуществлять при наступлении эксплуатационной стадии жизненного цикла проекта согласно документации. В противном случае задолженность перед банком должна погашаться за счет собственных средств модернизируемых организаций. Все вышеперечисленное позволит сконцентрировать бюджетные ресурсы на отдельных направлениях и будет способствовать их максимальной отдаче.
В целях финансирования дорогостоящих проектов на базе ОАО «Банк развития Республики Беларусь» следует развивать механизмы консорциального кредитования с привлечением ресурсов иных институтов развития. В качестве альтернативы банковским ссудам нужно активно совершенствовать и применять
лизинговые схемы обновления оборудования с помощью компании ОАО «Промагролизинг».
Для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность без государственной поддержки, необходимо поступательно снижать стоимость кредитных ресурсов с учетом ситуации на валютном рынке. В целом это будет способствовать снижению зависимости отечественных предприятий от бюджетных средств и оздоровлению ситуации в инвестиционной сфере. СИ
Статья поступила в редакцию 14.05.2015 г.
Summary
The article deals with the form of state participation in investment activities. Revealed the problematic issues of government support and preferential crediting investment projects. Presents innovations in the system of financing of the investment projects included in the government program. It recommended a new mechanism of modernization of domestic industries on the basis of project financing.
See: http://innosfera.by/2015/10/FINANCING
Литература
1. Статистический ежегодник 2015 / Нац. стат. комитет Республики Беларусь.- Мн., 2015.
2. Сведения о государственной поддержке, оказанной юридическим лицам за счет средств республиканского бюджета. Электронный ресурс: http://www.minfin.gov.by/budget_ execution/info_state_sup port.
3. О финансировании государственных программ и мероприятий в 2014 году: Пост. Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2014 г., №264 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2014.№5/38613.
4. О финансировании государственных программ и мероприятий в 2015 году: Пост. Совета Министров Республики Беларусь от 07.02.2015 г. №76 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2014. №5/40100.
5. Методические рекомендации по разработке Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы / Министерство экономики Республики Беларусь.-2015.
6. High-tech classification of manufacturing industries. Электронный ресурс: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-
explained/index.php/Glossary: H igh-tech_cl assification_of_
manufacturing_industries.
7. Knowledge-intensive services (KIS). Электронный ресурс: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/ Glossary: Knowledge-intensive_services_%28KI S%29.