Научная статья на тему 'Новые подходы к формированию учетной политики потребительского общества'

Новые подходы к формированию учетной политики потребительского общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА / РАСХОДЫ / РЕЗЕРВЫ / СТАВКА ДИСКОНТИРОВАНИЯ / ACCOUNTING POLICIES / THE CONSUMER SOCIETY / ACCOUNTING / POINT SYSTEM / EXPENSES / RESERVES / DISCOUNTED RATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Христолюбова Вера Васильевна

Рассмотрены новые подходы формирования учетной политики потребительского общества. Для ее самооценки предложена балльная система. Изучены законодательные новации в бухгалтерском учете при построении учетной политики, в том числе и потребительскими обществами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Христолюбова Вера Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF ACCOUNTING POLICY CONSUMER SOCIETY

New approaches formation of accounting policy of the consumer society. For her self-esteem proposed point system. Legislative innovations studied accounting in the construction of the accounting policies, including the consumer society.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к формированию учетной политики потребительского общества»

16

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №1(11)

Обращая внимание на особенности кооперативной торговли, следует согласиться с мнением профессора М.И. Баканова, что методика анализа, методика экономических расчетов и выявления влияния тех или иных факторов одинакова как для государственной, так и для кооперативной торговли.

Свой вклад в методическое обеспечение анализа хозяйственной деятельности внес профессор И.Т. Абдукаримов. В качестве основной задачи экономического анализа он в то время называл контроль выполнения плана. К недостаткам данной работы, по нашему мнению, относится то, что в учебнике, как и в работах предыдущих авторов, отсутствовали разделы, посвященные анализу деятельности автотранспортных предприятий потребительской кооперации, строительных организаций, подсобных хозяйств. Это упущение частично было ликвидировано в издании учебника 1989 г, в котором отдельные главы были посвящены анализу хозяйственной деятельности предприятий автомобильного транспорта и капитального строительства потребительской кооперации. Более подробно в нем изложены вопросы организации аналитической работы на предприятиях потребительской кооперации в новых условиях хозяйствования.

Большой вклад в разработку методологии внутрисистемного экономического анализа внес профессор А.М. Фридман. В его работах много страниц посвящено экономическому анализу, его аппарату и возможностям исполь-

зования в системе управления потребительским обществом.

Ведущая роль по разработке методологии анализа хозяйственной деятельности кооперативных организаций в отдельных ее аспектах в то время принадлежала Центросоюзу, в лице его финансово-экономического управления. На уровне потребсоюзов экономическим анализом занимались планово-экономические отделы. Однако, с учетом отраслевого принципа управления ряд объектов экономического анализа закреплялся за соответствующими функциональными отделами, такими как: финансовый, труда и заработной платы, общественного питания, транспортный, производственный (отдел или управление).

Проведенный исторический анализ и исследование его методологических основ позволили определить направления использования данных экономического анализа для управления.

список литературы

1. Бланк Г.Я. Анализ хозяйственной деятельности райпотребсоюза. М.: Центросоюз, 1953. 152 с.

2. Вейцман Н.Р. Очерки по бухгалтерскому учету и анализу. М.: Госфиниздат, 1958. 112 с.

3. Меркулова А.С. История потребительской кооперации. М.: Экономика, 1970. 85 с.

4. Фридман А.М. Экономика и планирование советской кооперативной торговли: учебник. М.: Экономика, 1976. 470 с.

НИКАНДРОВА Роза Степановна - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры денежного обращения, учета и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: vstarostin@ rucoop.ru

NIKANDROVA, Roza Stepanovna - Candidate of Economics, Senior Lecturer of Department of Monetary Circulation, Accounting and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

уцк 657.6

новые подходы к формированию учетной политики потребительского общества

В.В. Христолюбова

Рассмотрены новые подходы формирования учетной политики потребительского общества. Для ее самооценки предложена балльная система. Изучены законодательные новации в бухгалтерском учете при построении учетной политики, в том числе и потребительскими обществами.

Ключевые слова: учетная политика; потребительское общество; бухгалтерский учет; балльная система; расходы; резервы; ставка дисконтирования.

V.V. Khristolyubova. NEW APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF ACCOUNTING POLICY CONSUMER SOCIETY

New approaches formation of accounting policy of the consumer society. For her self-esteem proposed point system. Legislative innovations studied accounting in the construction of the accounting policies, including the consumer society.

Keywords: accounting policies; the consumer society; accounting; point system; expenses; reserves; discounted rate.

Учетная политика организации входит в четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета. Ей всегда уделялось особое внимание как со стороны бухгалтеров, так и различных контролирующих органов. Отдельное место ей отведено в новом Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. [1], вступившем в силу с 2013 г., в котором учетной политике посвящена отдельная ст. 8.

Решение задачи формирования экономически грамотной учетной политики не только обеспечивает правильную организацию бухгалтерского учета, но и ведет к повышению эффективности деятельности. Разработкой учетной политики озадачиваются все главные бухгалтеры и иные лица, на которых возложено ведение бухгалтерского учета, практически ежегодно. Но в большинстве случаев эта работа сводится лишь к учету изменений в законодательстве и нормативных документах. Анализ же показателей деятельности и налогообложения в увязке с выбранными способами ведения учета не проводится. Не дается оценка полноты, грамотности и эффективности ранее принятой учетной политики. Тогда как разработка учетной политики это не только выбор способа ведения учета, но и обоснование этого выбора законодательно установленными нормами бухгалтерского учета. Поэтому учетная политика любой организации, включая потребительские общества, должна составляться после проведения анализа показателей деятельности, постановки перспективных целей и задач, решение которых может быть достигнуто разрабатываемым документом, а также в результате рассмотрения каждого из возможных способов (методов) учета применительно к данной организации.

Для самооценки учетной политики потребительским обществам может быть предложена балльная система. Сумма всех баллов по всем ответам теста берется за 100% (5 или иное количество баллов в зависимости от количества выделенных элементов в учетной политике - если способ закреплен в ней, 0 баллов - если нет, от 0 до 5 - если имеется неточность или недостаточность формулировок). Чем полнее разработан тест, тем объективнее будет оценка, которая и укажет на необходимость подготовки

детальных рекомендаций по улучшению организации учета. Можно предложить и использование моделирования, при котором следует производить расчеты и сравнения величин доходов, расходов, налогов при использовании разных способов (методов) учета.

Требование последовательности применения учетной политики из года в год (п. 5 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ) дает возможность сформировать учетную политику один раз - при создании организации, т.е. можно не формировать учетную политику ежегодно заново. Но при необходимости организация может вносить изменения и (или) дополнения в свою учетную политику (п. 6 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ). Если принятая учетная политика устраивает организацию, и она готова и в следующем году применять ее без каких-либо изменений, достаточно в декабре издать приказ руководителя о том, что в следующем году при ведении бухгалтерского учета следует руководствоваться учетной политикой предыдущего года. Если же есть необходимость внести в учетную политику какие-то изменения, тогда в декабре следует издать приказ о внесении изменений в учетную политику и в нем перечислить только те моменты, которые будут изменены. Заново переписывать всю учетную политику (в той части, в которой она не претерпевает никаких изменений) не следует. Приказ об учетной политике не входит в состав бухгалтерской отчетности. Поэтому организация не обязана сдавать его в налоговую инспекцию. Однако, основные моменты принятой учетной политики обязательно должны найти отражение в пояснительной записке, включаемой в состав годовой бухгалтерской отчетности - до 2013 г., а с 2013 г. - в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Дополнения в учетную политику могут вноситься по мере необходимости. В течение года организация может дополнять учетную политику неоднократно. И сама учетная политика, и изменения, и дополнения, вносимые в нее, должны оформляться приказами руководителя. При составлении учетной политики часто встречаются две крайности:

18

Вестник Российского университета кооперации. 2013. №1(11)

- учетная политика пишется на 2-3 листах;

- учетная политика пишется на многих десятках страниц.

В первом случае не охватываются многие вопросы. Во втором случае в учетную политику включатся все или почти все, что содержится в нормативных документах. На наш взгляд, в ней следует отразить лишь те способы учета, которые относятся к активам, обязательствам, операциям, имеющимся в организации. Например, если в потребительском обществе нет нематериальных активов или финансовых вложений, то нет необходимости прописывать в учетной политике способы их бухгалтерского учета. Если же в течение года они появятся, то всегда можно внести в учетную политику соответствующие дополнения.

Обязательно следует разрабатывать учетную политику отдельно для бухгалтерского учета и отдельно для налогового учета, так как правила их различны и не стоит путать пользователей одной (совмещенной) политикой. В каждой из них лучше выделять два направления: организационно-техническое и методическое. Первое следует представлять отдельными приложениями (положение о бухгалтерии, должностные инструкции, график документооборота, рабочий план счетов, план или график проведения инвентаризаций, перечни применяемых форм первичных учетных документов, учетных регистров и форм внутренней отчетности, перечень лиц, ответственных за оформление и подписание документов, расчет лимита кассы и др.).

Остановимся на основных новациях в бухгалтерском учете, недавно вступивших или вступающих в силу с 2013 г., которые должны обязательно быть учтены всеми организациями, в том числе и потребительскими обществами, при построении учетной политики:

1. ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г., вступивший в силу с 01.01.2013 г., не требует применять унифицированные формы первичных документов при оформлении фактов хозяйственной жизни, но предусматривает обязательность утверждения форм первичных учетных документов руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Эти формы должны содержать обязательные реквизиты, установленные ст. 9 вышеуказанного закона. Все организации теперь должны составлять и прилагать к учетной политике перечни применяемых форм регистров бухгалтерского учета, также утверждаемые руководителем

экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и содержащие обязательные реквизиты.

2. В учетной политике ряда исследованных нами потребительских обществ ПФО по-прежнему предусматривается вариантность порядка ведения учета расходов на ремонт основных средств: или с применением счетов текущих затрат (счета 20, 23, 25, 26, 44); или счета расходов будущих периодов (счет 97); или счета резервов предстоящих расходов (счет 96). Учитывая изменения в бухгалтерском учете, внесенные ПБУ 8/2010 [4], а также приказами МФ РФ от 24.12.2010 г. №186н [2] и от 02.07.2010 г. № 66н [3], эти расходы с 2011 г. не могут учитываться ни на счете 97 «Расходы будущих периодов», ни на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Поэтому потребительским обществам необходимо фактические затраты на ремонт основных средств включать в расходы по мере выполнения ремонтных работ в том периоде, в котором они были осуществлены.

3. До 2011 г. организации (включая потребительские общества) вопрос создания оценочных резервов, включая резервы сомнительных долгов, рассматривали как право. Однако приказ МФ РФ от 24.12.2010 г. № 186н решил этот вопрос по иному - с 2011 г. «организации создают резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации» (ст. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). Таким образом, это не право, а обязанность организаций. Поэтому в учетной политике любого потребительского общества следует обязательно предусматривать создание резервов сомнительных долгов и порядок определения их величины. Для этого могут быть взяты правила их создания в налоговом учете.

4. ПБУ 8/2010, вступившее в силу с бухгалтерской отчетностью 2011 г., ввело понятие оценочных обязательств, которые должны учитываться на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Оценочным является обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения, возникающее из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров, а также прошлой практики или заявлений организации. В учетной политике потребительского общества следует конкретно прописать, из чего оно исходит при определении величины оценочного обязательства, а также размер ставки дисконтирования, если предпо-

лагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты.

5. Новацией 2011-2012 гг. явился практически полный отказ от применения счета 97 «Расходы будущих периодов». Основанием для этого стал приказ МФ РФ от 24.12.2010 г. №186н. В связи с этим в учетной политике потребительского общества следует четко перечислить ограниченные случаи применения счета 97, разрешенные п. 16 и 21 ПБУ 2/2008, п. 39 ПБУ 14/2007 [5], п. 16 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, и порядок их списания [6].

6. С 2012 г. организация для ведения кассовых операций устанавливает лимит остатка наличных денег. Расчет производится в соответствии с Приложением к Положению Банка России от 12.10.2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» [7]. Потребительское общество должно издавать приказ об установленном лимите остатка наличных денег и хранить его в порядке, определенном руководителем.

7. В соответствии с приказом МФ РФ от 02.07.2010 г. № 66н (ред. от 05.10.2011 г.) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» любая организация, в том числе и потребительское общество, начиная с 2011 г. самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям бухгалтерских отчетов и содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Поэтому теперь в учетной политике следует обязательно выделять раздел по бухгалтерской (финансовой) отчетности и определять ее детализированный формат.

Надеемся, что рассмотренные в данной статье вопросы формирования и изменения учетной политики, приведенные здесь рекомендации позволят бухгалтерам потребительских обществ правильно сформировать и

внести изменения в учетную политику 2013 г. с учетом требований законодательства и нормативных документов.

список литературы

1. О бухгалтерском учете: федер. закон от

06.12.2011 г. № 402-ФЗ // http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122855.

2. О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24.12.2010 г. №186н // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=110985.

3. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 г. № 66н// http://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/ legislation/reporting/.

4. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 2/2008) (в ред. приказов Минфина России от 14.02.2012 г. № 23н, от

27.04.2012 № 55н) // http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131557.

5. Учет нематериальных активов: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 14/2007) (Приложение к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 г. № 153н) // http://www.buhgalteria.ru/modules/helppbu/?id=22.

6. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, и порядок их списания (Приложение к приказу Минфина Российской Федерации от 20.05.2003 г. № 44н) // http://base.garant.ru/12131456.

7. О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации: Положение Банка России от 12.10.2011 г. № 373-П // http://www. glavbukh.ru/doc/5107.

ХРИСТОЛЮБОВА Вера Васильевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: vervas-08@yandex.ru

KHRISTOLUBOVA, Vera Vasilyevna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Accounting, Analysis and Auditing. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vervas-08@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.