Научная статья на тему 'Особенности формирования и необходимость совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности в организациях потребительской кооперации'

Особенности формирования и необходимость совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности в организациях потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребительская кооперация / бухгалтерская отчетность / бухгалтерский учет / потребительские общества / интеграция. / consumer cooperation / financial statements / accounting / consumer society / integration.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова Наталья Ивановна

В статье раскрыто содержание этапов подготовки и составления бухгалтерской отчетности в организациях потребительской кооперации. Выделены законодательные и нормативные документы, которыми должны руководствоваться организации потребительской кооперации при составлении бухгалтерской отчетности. Определены особенности формирования бухгалтерской отчетности в организациях потребительской кооперации, а также рассмотрены вопросы о необходимости разработки организациями потребительской кооперации интегрированной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белоусова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF FORMATION AND THE NECESSITY OF IMPROVING THE ACCOUNTING (FINANCIAL) STATEMENTS OF THE ORGANIZATIONS OF CONSUMER COOPERATION

Тhe article reveals the content of stages of preparation and the preparation of financial statements in organizations of consumer cooperative societies. A dedicated legislative and regulatory instruments governing the organizations of consumer cooperation in the preparation of financial statements. The features of formation of accounting reporting in organizations of consumer cooperation, and also questions about the need for the organizations of consumer cooperation of integrated reporting.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и необходимость совершенствования бухгалтерской (финансовой) отчетности в организациях потребительской кооперации»

СМИРНОВА Марина Ярославовна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

НИКОЛАЕВА Светлана Константиновна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: soln.petrova@ yandex.ru.

BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

SMIRNOVA, Marina Yaroslavovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

NIKOLAEVA, Svetlana Konstantinovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 657.3

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Н.И. Белоусова

В статье раскрыто содержание этапов подготовки и составления бухгалтерской отчетности в организациях потребительской кооперации. Выделены законодательные и нормативные документы, которыми должны руководствоваться организации потребительской кооперации при составлении бухгалтерской отчетности. Определены особенности формирования бухгалтерской отчетности в организациях потребительской кооперации, а также рассмотрены вопросы о необходимости разработки организациями потребительской кооперации интегрированной отчетности.

Ключевые слова: потребительская кооперация; бухгалтерская отчетность; бухгалтерский учет; потребительские общества; интеграция.

N.I. Belousova. THE FEATURES OF FORMATION AND THE NECESSITY OF IMPROVING THE ACCOUNTING (FINANCIAL) STATEMENTS OF THE ORGANIZATIONS OF CONSUMER COOPERATION

The article reveals the content of stages of preparation and the preparation of financial statements in organizations of consumer cooperative societies. A dedicated legislative and regulatory instruments governing the organizations of consumer cooperation in the preparation of financial statements. The features of formation of accounting reporting in organizations of consumer cooperation, and also questions about the need for the organizations of consumer cooperation of integrated reporting.

Keywords: consumer cooperation; financial statements; accounting; consumer society; integration.

Потребительская кооперация, выполняющая функцию социальной миссии, занимает важное место в экономике России. Специфика ее выражается в многоотраслевом характере деятельности. В настоящее время организации потребительской кооперации осуществляют торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывают социальные и бытовые услуги.

Условия современного развития рыночных отношений, а также новые условия хозяйствования ставят перед организациями потребительской кооперации непростые задачи. Прежде всего, организациям потребительской

кооперации необходимо развивать свою деятельность таким образом, чтобы она была не просто эффективной, но и занимала определенное место на рынке, могла выдерживать конкуренцию по отношению к другим участникам рынка. Эта задача является непростой для любых организаций, а для организаций системы потребительской кооперации, выполняющих социальные функции, осуществляющих как коммерческую, так и некоммерческую деятельность, имеющих специфическую структуру управления, она непростая вдвойне.

Потребительская кооперация осуществляет

свою деятельность в форме потребительского общества или создания союза потребительских обществ, порядок создания и управления которыми регулируется положениями Гражданского кодекса РФ, Закона РФ от 19.06.1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими нормативными актами.

В соответствии с п. 3 ст. 116 ГК РФ потребительским обществом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Потребительское общество является некоммерческой организацией [1].

Согласно п. 1 ст. 26 Закона № 3085-1 потребительское общество обязано вести бухгалтерский учет, а также предоставлять бухгалтерскую финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ [3].

Организации потребительской кооперации при составлении бухгалтерской отчетности руководствуются требованиями следующих законодательных и нормативных документов:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.11.2011 г. № 402-ФЗ;

- положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 г. № 43н;

- поло ение по ведению бухгалтерского учета и б галтерской отчетности в Россий-

ской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н;

- приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и иные действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету.

В организациях системы потребительской кооперации отчетность является завершающим и важным этапом, на котором происходит обобщение накопленной бухгалтерской, налоговой и управленческой информации и представление ее в виде, удобном для заинтересованных лиц [10]. Состав и виды отчетности в организациях потребительской кооперации представлены на рисунке.

К требованиям, предъявляемым к бухгалтерской отчетности в организациях потребительской кооперации, относятся:

- достоверность и полнота;

- нейтральность;

- целостность;

- последовательность;

- существенность;

- сопоставимость;

- своевременность;

- осмотрительность;

- приоритет содержания над формой;

- непротиворечивость;

- рациональность.

Поскольку бухгалтерская отчетность организаций потребительской кооперации является открытой и доступной для пользователей информацией, она должна быть, во-первых, достаточной, во-вторых, достоверной, в-третьих, именно на решение этих двух первых задач направлены все те требования, которые предъявляются к отчетности.

Состав и виды отчетности организаций потребительской кооперации

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческих организаций согласно ст. 14 п. 1 Закона № 402-ФЗ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним [2].

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Потребительские общества относятся к некоммерческим организациям, но кроме некоммерческой деятельности организации имеют право заниматься коммерческой деятельностью. Как правило, в структуру системы потребительской кооперации включаются региональные потребсоюзы, которые располагают своей сетью организаций. Являясь сами по себе некоммерческими, они создают коммерческие организации, им подконтрольные. Аналогичным образом формируется сеть организаций на уровне районов [11]. В связи с этим актуальными являются вопросы, связанные с особенностями формирования бухгалтерской отчетности в организациях потребительской кооперации. Проблема заключается в том, что потребительские общества должны составлять бухгалтерскую отчетность, утвержденную для некоммерческих организаций, а также отчетность, утвержденную для коммерческих организаций.

Однако на практике в состав годовой бухгалтерской отчетности организаций потребительской кооперации входят: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним.

Не все организации системы потребительской кооперации составляют отчет о целевом использовании средств, что является, в принципе, нарушением законодательства.

В ПБУ 4/99 и приказе Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н определено, что для организаций, имеющих несколько видов деятельности, при разработке и принятии своих форм бухгалтерской отчетности в их состав могут быть включены формы сверх рекомендованных образцов, что рекомендованные формы могут быть доработаны с учетом потребностей экономических субъектов [5].

В связи с этим организации потребительской кооперации включают в состав годовой бухгалтерской отчетности формы, разработанные и утвержденные Центросоюзом, а именно: справка к балансу «Расчеты с бюджетом», отчет о расходах в торговле и общественном питании, отчет о дебиторской и кредиторской задолженности, отчет о расходах в промышленности и др.

Деятельность организаций потребительской кооперации осуществляется в разных

регионах, по разным видам деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость получения качественной информации о том, что дает отдельный вид деятельности, продукции или услуг, регион, потребительское общество. Именно отражение информации по такой многоотраслевой деятельности и накладывает определенные особенности на бухгалтерскую отчетность.

Особенности составления бухгалтерской отчетности в организациях потребительской кооперации обусловлены следующими факторами:

- осуществление различных видов деятельности;

- статус потребительских обществ (на самостоятельном балансе);

- различные системы налогообложения [9].

На основании вышеизложенного определяется комплекс задач, которые бухгалтерская отчетность в потребительских организациях должна обеспечивать:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности потребительских обществ или их союзов, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, а также внешним пользователям: пайщикам, поставщикам, инвесторам, кредиторам и др.;

- своевременное отражение операций финансово-хозяйственной деятельности в учете и, соответственно, в бухгалтерской отчетности;

- формирование достоверной информации о некоммерческой и коммерческой деятельности организаций потребительской кооперации;

- соответствие доходов в кооперативе в рамках некоммерческой деятельности расходам. Это достигается за счет разрабатываемой сметы доходов и расходов кооператива, в связи с чем должен составляться отчет о целевом использовании средств.

При составлении бухгалтерской отчетности могут быть включены в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах показатели по группам статей с детализацией по видам деятельности. Потребительские общества, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, сдают отчетность, состоящую из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, в котором также отражают выручку и себестоимость с разбивкой по видам деятельности.

В отчете о финансовых результатах приводятся данные за отчетный год и предыдущий год. Выручка обычно указывается с расшифровкой по видам деятельности, осуществляемым потребительским обществом, за минусом НДС. При необходимости пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

организации потребительской кооперации составляют приложение. Необходимость пояснений диктуется Законом о бухгалтерском учете и приказом Минфина от 02.07.2010 г. № 66н, который более подробно регламентирует порядок раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовом результате. Если организация потребительской кооперации относится к субъектам малого предпринимательства и не подлежит обязательной аудиторской проверке, то баланс, отчет о финансовых результатах и пояснения к ним могут сдаваться по упрощенной форме.

Еще одной особенностью отчетности потребительской кооперации является необходимость включения в состав отчетности «Отчета о целевом использовании средств». Этот отчет формируется только теми организациями, которые являются некоммерческими по своей организационно-правовой форме, например: правлениями райпотребсоюзов, районными потребительскими обществами или райпотреб-союзами, а также потребительскими обществами, входящими в состав райпотребсоюзов.

Таким образом, можно отметить, что бухгалтерская отчетность организаций потребительской кооперации имеет особенности по сравнению с отчетностью других организаций. Статьи бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах представляются с детализацией по видам деятельности, что, в свою очередь, увеличивает и усложняет работу бухгалтера.

Отчет о движении денежных средств составляется организациями потребительской кооперации таким же образом, как и коммерческими организациями. В отчете об изменении капитала организации потребительской кооперации отражают движение фондов, поскольку как некоммерческие организации они не имеют капитала, а существуют за счет создаваемых фондов.

В отчете о целевом использовании средств согласно действующей форме организации потребительской кооперации должны указывать:

• Остаток средств на начало отчетного года.

• Поступило средств.

• Использовано средств.

• Остаток средств на конец отчетного года [9].

Такие отчеты составляются не всеми организациями потребительской кооперации, в основном по причине отсутствия информационной необходимости в них для руководства организациями потребительской кооперации. Единственным инициатором сдачи этого отчета в составе годовой отчетности являются органы статистики, которые принимают обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности в том со-

ставе, который предусмотрен законом «О бухгалтерском учете» [2]. Отсутствие данного отчета говорит о том, что организации системы потребительской кооперации не в полном объеме отражают информацию об источниках финансирования своей некоммерческой деятельности, в то время как бухгалтерская отчетность современного потребительского общества в максимальной степени должна удовлетворять интересы различных ее пользователей. С другой стороны, составляя отчет об изменениях капитала, организации потребкооперации раскрывают источники финансирования, поскольку в этой форме они отражают расход и пополнение своих фондов, а ведь именно фонды являются источником финансирования для организаций потребительской кооперации. В свете этого действительно представляется излишним формирование дополнительной отчетной формы, не несущей никакой информационной нагрузки.

Всех пользователей бухгалтерской отчетности потребительского общества условно можно разделить на пользователей с прямым и косвенным финансовым интересом, а также пользователей без финансового интереса.

Для пользователей с прямым финансовым интересом главной информацией из отчетности является информация о финансовых результатах, о финансовом положении общества, его платежеспособности и ликвидности. В состав этих пользователей включаются пайщики, настоящие и потенциальные инвесторы, кредитные организации, партнеры.

Пользователи с косвенным финансовым интересом с помощью отчетной информации контролируют поступление средств в бюджеты различных уровней, оценку жизнеспособности кооперативной организации, степень достоверности показателей отчетности. К данным пользователям относятся государственные контролирующие органы, страховые компании, профсоюзы, работники организации.

К пользователям без финансового интереса можно отнести органы статистики, суды, правоохранительные органы, которыми бухгалтерская отчетность рассматривается как средство получения информации для проведения анализа макроэкономических показателей и проверки правомерности совершаемых организацией хозяйственных операций.

Именно бухгалтерская отчетность дает возможность внешним и внутренним пользователям лучше понять логику развития кооперативной организации, проанализировать ее важнейшие показатели по каждому из основных видов деятельности и географических регионов, оценить риски и прибыль, характерные

для того или иного вида деятельности организаций потребительской кооперации.

На основе этого необходим поиск новых подходов к методике составления бухгалтерской отчетности и ее информационного обеспечения в системе потребительской кооперации, обязательного составления отчета о целевом использовании средств, что свидетельствует об актуальности темы по формированию отчетности в организациях потребительской кооперации.

В настоящее время одной из основных проблем, которая препятствует динамичному и эффективному развитию организаций потребительской кооперации, является недостаточная финансовая устойчивость. Одним из направлений повышения финансовой устойчивости потребительских обществ является разработка эффективной финансовой политики и финансовой стратегии. Финансовая стратегия отдельных организаций потребительской кооперации должна формироваться по единым правилам, присущим единой системе развития потребительской кооперации. Именно вопросы повышения финансовой устойчивости и, как следствие, формирование финансовой политики и финансовой стратегии потребительских обществ раскрываются в Концепции развития системы потребительской кооперации на 2017-2021 гг.

В Концепции сказано, что для повышения качества управления финансовой деятельностью организациям потребительской кооперации необходимо формировать достаточную информационную базу, на основе которой возможно принятие эффективных управленческих решений, направленных как на повышение финансовой устойчивости, так и на развитие организаций системы потребительской кооперации по основным направлениям деятельности.

В связи с этим для организаций потребительской кооперации является целесообразным формирование интегрированной отчетности, поскольку реальная бухгалтерская отчетность организаций потребительской кооперации отражает не полную картину их деятельности, а лишь некоторые аспекты, которых недостаточно для получения полной картины деятельности потребительского общества. Ведь изначально саму систему организаций потребительской кооперации можно назвать интегрированной системой. Само слово «кооперация» подразумевает объединение, кооперирование, совместное участие и т.д. Составление интегрированной отчетности организациями потребительской кооперации является необходимым в настоящее время. Ее можно назвать «новой моделью отчетности кооперативных организаций» [8]. Именно такая отчетность должна включать

отчетность организаций потребительской кооперации как организаций, осуществляющих некоммерческую и коммерческую деятельность, а также формы отчетности, которые разрабатывает Центросоюз непосредственно для организаций потребительской кооперации.

Формирование интегрированной отчетности поэтому, как для отдельного потребительского общества, так и для всей системы потребительских обществ, является актуальным в настоящее время. Предположим, интегрированная отчетность потребительского общества могла бы включать информацию об условиях, в которых работает данное общество, финансовые и нефинансовые показатели по тем видам деятельности, которые осуществляет потребительское общество, а также информацию, которая позволит определить трудности и выявить риски, с которыми сталкивается потребительское общество при достижении своих целей. Соответственно, формирование такой отчетности на уровне интеграции организаций системы потребительской кооперации региона позволит оценить собственную бизнес-модель развития системы потребительской кооперации региона, а именно:

- финансовые результаты деятельности;

- экономические результаты;

- социальные результаты.

Можно определить основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при составлении интегрированной отчетности организациями потребительской кооперации:

1) стратегическая направленность;

2) ориентация на будущее;

3) структурированность информации;

4) учет предпочтений заинтересованных пользователей;

5) надежность и существенность.

Таким образом, целью составления интегрированной отчетности в организациях потребительской кооперации является представление в сжатой форме всех направлений деятельности обществ во взаимосвязи между собой в виде информации, понятной любому пользователю. Интегрированная отчетность организаций потребительской кооперации должна содержать четкую, сжатую и понятную информацию о своей деятельности.

Единство требований к формируемой ученой системе и отчетной информации бухгалтерского, налогового и управленческого учета обусловливает возможность создания интегрированной системы учета и, как следствие, интегрированной отчетности. Повышение эффективности деятельности организаций системы потребительской кооперации невозможно

без формирования достоверной бухгалтерской отчетности. Работники бухгалтерии организаций вынуждены уделять все больше внимания вопросам формирования бухгалтерской отчетности, отражающей интегрированно информацию о финансово-хозяйственной деятельности потребительских обществ [7].

Таким образом, бухгалтерская отчетность организаций потребительской кооперации требует значительной доработки, которая позволит раскрыть через формы отчетности, в том числе и через ее показатели, все особенности деятельности потребительских обществ/союзов как некоммерческих организаций, имеющих определенные признаки и особенности деятельности, присущие коммерческим организациям. Актуальными также являются вопросы, касающиеся формирования в составе бухгалтерской отчетности организаций потребительской кооперации отчета о целевом использовании средств.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.

2. О бухгалтерском учете: федер. закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50, ст. 7344.

3. О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации: федер. закон от 19.06.1992 г. № 3085-1 (в ред. от 02.07.2013 г. № 185) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1992. № 1, ст. 15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н (ред. от 06.04.2015 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 35.

5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н (ред. от 08.11.2010 г.) // Финансовая газета. 1999. № 34.

6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н (ред. от 06.04.2015 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 44.

7. Белоусова Н.И. Направления развития интегрированного учета в организациях системы потребительской кооперации // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития: сб. науч. трудов по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2015. С. 172-173.

8. Малиновская Н.В. Интегрированная отчетность - инновационная модель корпоративной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 38. С. 12-17.

9. Медведева О.В. Учет, анализ и контроль в организациях системы потребительской кооперации: учеб. пособие / под ред. О.В. Медведевой [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 478 с.

10. Серебрякова Т.Ю. Интегрированный учет и отчетность: институциональный подход // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 2. С. 24-32.

11. Серебрякова Т.Ю. Контроль и ревизия. Чебоксары: Салика, 2003. 114 с.

БЕЛОУСОВА Наталья Ивановна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: belousova_nat@ rambler.ru.

BELOUSOVA, Natalya Ivanovna - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 657.1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В РОССИИ

О.А. Бирюкова

В статье анализируются подходы к построению системы управленческого учета российскими и зарубежными компаниями. Раскрывается структура положений по управленческому учету, разработанных Институтом управленческих бухгалтеров США. Особое внимание уделено вопросам возможности использования принципов управленческого учета и МСФО.

Ключевые слова: управленческий учет; положения по управленческому учету США; ГААП США; МСФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.