Научная статья на тему 'Новые перспективы подготовки логопедов в высших учебных заведениях Украины: работа с детьми раннего возраста'

Новые перспективы подготовки логопедов в высших учебных заведениях Украины: работа с детьми раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые перспективы подготовки логопедов в высших учебных заведениях Украины: работа с детьми раннего возраста»

Важно понимать, что в данных случаях коррекция эмоциональноволевых установок у учащихся с ЗПР имеет огромное значение и во многом зависит от конечного результата - обоснованного, доведенного до автоматизма выбора вычислительных операций и безошибочного решения арифметических задач. Обозначенные педагогические действия предопределяют методическую целесообразность проведения работы по систематизации приемов дифференциации смысловых значений словосочетательных моделей при решении арифметических задач младшими школьниками с задержкой психического развития.

На основании сказанного выше можно полагать, что систематизация приемов дифференциации смысловых значений словосочетательных моделей при решении арифметических задач способствует развитию учебной активности учащихся с ЗПР и создает ситуацию успеха в их решении, сглаживая тем самым возможные негативные проявления и укрепляя уверенность детей в своих возможностях.

Л.А. Федорович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и коррекционной педагогики, Полтавский национальный педагогический университет им. В.Г. Короленка, Украина

Новые перспективы подготовки логопедов в высших учебных заведениях Украины: работа с детьми раннего возраста

Во всех областях Украины в рамках национальной программы «Новая жизнь - новое качество охраны материнства и детства» начинают работать перинатальные центры. Эти нововведения требуют подготовки специалистов новой генерации, в частности педагогов-логопедов для работы с детьми раннего возраста и их родителями. Концепция развития высшего педагогического образования (А. Алексюк, О. Глозман,

С. Гончаренко и др.), в том числе - последипломного педагогического образования (А. Кузьминский, В. Стрельников и др.) освещают основы профессиональной педагогической деятельности специалистов нового поколения, раскрывают личностную ориентацию всего образовательного процесса высшего учебного заведения [2].

Профессиональное становление - это процесс прогрессивного изменения личности под действием социальных влияний, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализацию [6].

Т. Кудрявцев рассматривает профессиональное становление как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений к полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса - профессиональное самоопределение [4]; Т. Зеер трактует профессиональное становление как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности [3]; К. Левитан выделяет три основных стадии про-

202

фессионального становления личности: подготовительная стадия, связанная с выбором профессии; начальная стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала; основная стадия, в которой происходит развитие всех сущностных сил личности с целью ее полной самореализации в профессиональной деятельности как профессионала [5]. Т. Кудрявцев, Т. Зеер выделяют 4 стадии профессионального становления [4; 3]. Е. Климов выделяет семь фаз: оптации, адепта, адаптации, интернала, мастера, авторитета, наставника. Согласно теорий освоения профессии, профессиональная подготовка - это один из этапов профессионального пути и, соответственно, профессионального развития и именно на этом этапе осуществляется развитие личности [6]. Т. Аверьяновой выделены шесть стадий процесса профессионального образования в становлении личности специалиста: оптация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и профессиональное мастерство [1].

Переход от одной стадии становления к другой означает изменение социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоения или присвоения новой социальной роли, профессионального поведения и перестройку личности. Рассматривая профессиональное становление личности специалиста в целом, мы считаем, что специалисты в отрасли логопедии также проходят аналогичный путь. Изменяющиеся социальные требования к профессиональной деятельности и личностным качествам специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, обязуют привести содержание их подготовки в целом и логопедов в частности в соответствие с выполняемыми ими социальными функциями, а именно: профессиональной подготовки логопеда к работе с детьми раннего возраста. Профессиональная деятельность логопеда заключается в осуществлении профилактического, диагностического и коррекционного логопедического влияния на нарушения речи первичного и вторичного характера, которое обеспечивается системой комплексной логопедической работы. Под педагогическим образованием будущего логопеда мы понимаем процесс профессионального становления личности, который предусматривает использование совокупности приемов социального влияния на личность студента, включение его в разные виды учебной деятельности (работа в лаборатории, участие в волонтерском движении, разработка научно-исследовательских программ, прохождение педагогической практики, профессиональное и личностное общение и др.), что имеют целью формировать систему профессионально важных качеств, а именно: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, и специфических качеств, необходимых для работы с детьми с нарушениями речи.

По мнению М. Шеремет, основной целью модернизации системы специального образования на современном этапе является создание механизмов устойчивого развития, которое заключается в усовершенство-

203

вании и конкретных изменениях существующей системы - достройке звена ранней помощи. Раннее логопедическое влияние с выраженной предотвращающей, профилактической направленностью является условием и средством полноценного развития не только речи, но и психики данной категории детей, формирования у них социальных умений и навыков, готовности к обучению в школе. Поэтому необходимость построения звена ранней помощи в системе специального образования актуальна и является одним из вариантов ее модернизации и реформирования, и внутрисистемной интеграции, которая предоставит возможность отвечать требованиям международных конвенций [8]. В Украине подготовка логопедов осуществляется в соответствии с требованиями общества и определяется процессами, которые происходят в социальной среде, растущими требованиями к качеству профессиональной подготовки и уровнем разработанности эффективных технологий подготовки высококвалифицированных специалистов. В переходный период реформирования специального образования выделены ведущие направления: первое направление - надстройка новой базисной системы ранней помощи, так как организованная ранняя комплексная помощь способствует значительной части детей вхождение в общий образовательный процесс на раннем этапе развития; второе направление модернизации - образовательная и социальная интеграция детей с ограниченными возможностями в систему массового образования; третье направление - усовершенствование содержания специального образования в подготовке специалистов нового поколения.

Следовательно, модернизация системы специального образования, достройка и становление системы ранней помощи побуждает к исследованию профессиональной подготовки будущих логопедов в высшей школе.

В центре внимания современной педагогики высшей школы - практика «образования на протяжении жизни», специфика которого заключается в том, что образование пронизывает весь жизненный цикл человека от рождения и реализуется в конкретных моделях образования, в целях, содержании, формах, видах и качестве получения образования. Как уверяет В. Тарасун, проблема ранней помощи детям с ограниченными возможностями сегодня входит в круг чрезвычайно важных, поскольку количество здоровых новорожденных существенно снижается с каждым годом, в результате чего до 80 % новорожденных являются физиологически незрелыми, а около 70 % имеют перинатальную патологию. Кроме того, постоянно растет число детей из социально неблагополучных семей. Нерешенными являются и вопросы раннего выявления, дифференциальной диагностики психического развития детей дошкольного возраста в структурном и содержательном плане. В результате подавляющее большинство из них (90 % от тех, кого направляют в специальную школу) не получают специального организованного коррекционного воспитания в дошкольном возрасте, что тормозит полную реализацию адаптивных и компенсаторных возможностей детей [7].

204

Теоретической основой профессиональной подготовки будущих логопедов к работе с детьми раннего возраста является учение Л. Выготского относительно понимания природы вторичных нарушений у детей, «социальных вывихов», изучением которых занимается специальная психология и педагогика, разработанные «Концепция стандарта специального образования детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития» (Е. Соботович), «Концепция становления и развития личности ребенка преддошкольного возраста с особенностями в развитии» (В. Тарасун). Е. Соботович считала, что адаптация и социальная интеграция детей с нарушениями речевого развития нуждается в следующем: разрабатывании нового механизма взаимодействия структур общего и специального образования; вариативных программ общеобразовательной учебы; системы ранней диагностики и коррекции речевых нарушений у детей; включении в содержание коррекционнокомпенсаторного звена обучения раздела пропедевтики, направленного на предупреждение негативного влияния речевого дефекта, на формирование других психических функций и профилактику школьной неуспеваемости, особенно из предметов языкового цикла [7].

Следовательно, высокие требования к качеству помощи детям раннего возраста, их обучения и воспитания побуждают к инновациям в подготовке логопедов в высшей школе. В условиях перестройки национальной системы образования и становления ранней помощи как структуры специального образования возникает проблема качественной подготовки будущих логопедов в педагогических вузах способных работать в соответствии с новыми требованиями и потребностями современного общества.

Список литературы

1. Аверьянова Т. А. Роль профессионального образования в становлении личности специалиста Современные проблемы науки и образования: материалы внутривуз. науч. конф. преподавателей МаГУ. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 402 с.

2. Болонський процес: Документи / Укладачк З.1. Тимошенко, А.М. Грехов, Ю.А. Гапон, Ю.1. Палеха. - К.: Вид-во Свроп.ун-ту, 2004. - 169 с.

3. Зеер Т.В. Профессиональное становление личности педагога. - Урал, 1988. -

89 с.

4. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 67-69.

5. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. - Саратов, 1991. -135 с.

6. Структуры вимiри сучасного сусптьства: Навчальний поабник / за ред. С. Макеева. - К, 2006. - 372 с.

7. Тарасун В.В. Формування мовноТ особистост - новий напрям логопедичноТ роботи (Теоретичне обфунтування) // Дефектолопя. - 2007. - № 4. - С. 3-11.

8. Шеремет М.К. Проблеми та перспективи спе^альноТ осв™ // Зб. наук. праць Кам’янець-Подтьського державного уыверситету: Серiя «Со^ально-педагопчна». -Вип. VII / за ред. О.В. Гаврилова, В.1. Сывак. - Кам’янець-Подтьський: ПП. Мошинський В.С. 2007. - 420 с.

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.