НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛАТВИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Кошкин В.Н., аспирант РАГС
В статье проведен ретроспективный анализ основных показателей состояния экономики Латвии: проведено сравнение основных товарных групп экспорта, рассмотрена структура экспорта Латвии по группам стран, экспорта и импорта услуг.
Ключевые слова: экспорт, импорт, внешнеторговая деятельность, инвестиции
NEW PROSPECTS OF THE LATVIAN ECONOMY DURING THE POSTCRISIS PERIOD
Koshkin V., the post-graduate student, RAGS
In article the retrospective analysis of the basic indicators of state of the economy of Latvia is carried out: comparison of the basic commodity groups of export is spent, the structure of export of Latvia on groups of the countries, export and import of services is considered.
Keywords: export, import, the foreign trade activity, investments.
2010 год для экономики Латвии - это год стабилизации развития национального хозяйства , формирования новых пропорций в структуре экономике, а так же роста экспорта товаров потребительского сектора при стабилизации внутреннего рынка и росте внутреннего потребления. Как отмечается в годовых отчетах Министерства экономики Латвии, в 2010 г. и в 2011 г. правительством республики предпринимаются меры по реализации программы стабилизации национальной экономики на базе национальной валюты -лат, предполагающей снижение бюджетного дефицита с целью присоединения к зоне евро уже в 2014 году. Фактически цели указанной программы могут быть сведены к трем основным задачам:
1. Повышение национальной конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в стране;
2. Развитие реального производственного сектора и преодоление деиндустриализации, получившей развитие в процессе реформирования;
3. Повышение энергообеспеченности национального хозяйства при сокращении энергоемкости промышленных производств.
Уже в 2010 г. экспорт явился локомотивом роста национального валового продукта, и эта тенденция должна сохраниться в ближайшие 2 года. Так, если экспорт в 2005 году принять за базовый уровень, то кризисное снижение произошло именно в 1 квартале
2009 г., но при этом превысив абсолютный размер 2005 года, а со 2 квартала 2009 г. экспорт получил новый импульс роста, превысив в
2010 г. 1200 млн. LVL. Основными группами товаров в экспорте явились (таб. 1).
При этом нам представляется интересным географическая структура экспорта Латвийской республики, которая представлена в ниже следующей таблице 2.
Что касается импорта, то в 2009 г. он резко снизился и по группе потребительских товаров, и по машинотехническому импорту. Но 2010 г. обозначил возрастание возможностей хозяйствующих субъектов на приобретение товаров и услуг по импорту. В результате мы можем констатировать, то импорт по отношение к 2009 году в целом увеличился на 21%. Особое место в импорте принадлежит машинотехнической группе товаров, а так же продукции химических отраслей, что в целом примерно варьирует в пределах 60% всего импорта страны. Фактически мы можем констатировать тот факт, что латвийская республика проводит достаточно реальную экономическую стратегию содействия приобретению по импорту товаров ( включая технологии) промышленно-производственного назначения, инсталляция которых позволит реализовать фактически модернизационные преобразования национального хозяйства и осуществить реиндустриализацию хозяйства. Однако по-прежнему существенную долю в импорте имеют продукты питания и сельскохозяйственные товары ( около 18%), минеральное сырье (около 17 %), а так же металлы и полуфабрикаты из них ( примерно 8%). В целом можно охарактеризовать импорт Латвии как ориентированный по приобретение полуфабрикатов для последующей переработки ( от 50% в 2004 г. до 45% в 2010г.). Доля капиталоемких товаров ( машин, оборудования, технологических линий и пр.) постепенно снижается и составляет достаточно невы-
Таблица № 1. Основные товарные группы экспорта ( в %%, в ценах ФОБ) Составлено: “Economic Development of Latvia Report” 2010, p.21
2009г. 2010г.
Группы товаров и услуг Структура 100 % Рост/снижение к прошлому году в % Рост к прошлому году в %% Доля в общем объеме в %%
Всего, в т.ч. 100 -18.7 28.8 28.8
Шерсть и товары из нее 16.5 -19.0 51.9 8.6
Металлы и их производные 12.4 -39.4 41.7 5.2
Легкая промышленность 5.7 -24.3 11.0 0.6
С/х-во и продукты питания 16.6 -10.6 20.9 3.9
Химич.пр-ть и продукты хим.пр-ти 11.4 -17.6 25.0 2.8
Машиностроение 14.1 -8.0 16.6 2.3
Минералы 5.5 8.5 43.1 2.4
Прочие 15.8 -38.7 35.0 2.9
Таблица № 2. Структура экспорта Латвии по группам стран1 ( в % к общему объему за соответствующий год)
Группы стран/ годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
ЕС-15 54 47 43 41 37 35 35
Литва и Эстония 18 22 27 30 31 31 30
Страны СНГ 2 12 14 15 15 14 15
Прочие страны ЕС 3 8 5 5 5 6 7
Другие страны 4 11 11 9 12 14 15
сокую долю в процентном отношении - 19% в 2007 г. до 9% в 2010г., а группа потребительских товаров устойчиво сохраняется с 2004 г. на уровне 24 - 28%% ( 2010г.).
Преодоление кризисных явлений в экономике Латвии характеризуется не только ростом общего товарооборота Латвии, но некоторой локализацией его применительно к отдельным странам. Так внешнеторговый оборот со странами ЕС-27 составил 6.9 млрд. LVL, при этом сальдо отрицательное и равно примерно 0,8 млрд. LVL. Евросоюз является основным интеграционным торговым партнером республики. Страны СНГ так же в последнее время стали приобретать достаточно важное значение для развития взаимовыгодного внешнеэкономического партнерства. Так, внешнеторговый оборот в 2010 г. со странами СНГ составил 1.4 млрд. LVL, при этом сальдо так же отрицательное , но более низкое против торговли со странами ЕС и составляет - 0.2 млрд. LVL. Основными торговыми партнерами Латвии в 2010 году были:
Литва- внешнеторговый оборот - 1.5 млрд. LVL; отрицательное сальдо 0,2 млрд. LVL;
Эстония - внешнеторговый оборот - 1.2 млрд. LVL, сальдо ВТ баланса практически несущественно отрицательное - 0.02 млрд. LVL;
Россия - ВТ оборот равен - 0.9 млрд. LVL, сальдо ВТ баланса так же отрицательное и составляет 0.08 млрд. LVL;
Германия - внешнеторговый оборот - 0.9 млрд. LVL, при этом импорт примерно в 2 раза превышает экспорт;
Швеция - ВТ оборот около 0.4 млрд. LVL, и экспорт превышает импорт примерно 80 млн. LVL.
Далее следуют Польша, Финляндия и другие государства преимущественно Европы и незначительно Азии.
Примечательной характеристикой экономики Латвии является развитие сектора услуг, имеющий существенное значение для внешней торговли.
Составлено: по “Economic Development of Latvia Report” 2010,
p.23
Латвийские источники обращают внимание на факт роста товарооборота услуг со странами СНГ - около 13-15% общего объема, и одним основных контрагентов выступает - Россия. Литва и Эстония имеют примерно одинаковые квоты в пределах 7-9 % в год.
Особенностью внешней торговли Латвии является практически несущественная доля товаров из Китая, хотя для всех стран ЕС-
15 эта квота велика, преимущественно в сфере потребления товаров массового спроса. Латвийской республике удалось обеспечить конкурентоспособность национального производства товаров легкой промышленности, и главное - сформировать у потребителей спрос на отечественную продукцию, что например, для России пока является достаточно проблематичным. Конечно, мы не должны забывать, что в советское время производственные мощности легкой промышленности республики были модернизированы для выпуска товаров народного производства, и выпускаемые товары так же являлись дефицитом на советском рынке. Латвийская промышленность теперь уже можно сказать исторически была ориентирована на выпуск конкурентоспособной продукции, постоянной ее модернизации, и в какой-то степени - преследующей цели формирования собственных новых модных трендов и веяний на «рынке моды» .
Полагаем так же, что примечательными для посткризисного развития Латвии являются следующие факты.
Во-первых, внешнеторговая активность латвийских хозяйствующий субъектов концентрируется на традиционном взаимодействии с другими государствами Балтии - Эстонией и Литвой. Полагаем, что объяснимо это наличием идентичной социо-техноло-гической культуры производства и потребления, а так же историко-экономической совместимостью потенциальных требований, пожеланий и возможностей рынков этих стран.
Во-вторых, Россия и страны СНГ постепенно наращивают свои внешнеторговые потенциалы для развития взаимовыгодного партнерства с Латвийской республикой. И главное то, что латвийские хозяйствующие субъекты стадии осознавать экономическую необходимость развития партнерских связей с Россией и другими странами СНГ.2 Другими словами набирает обороты процесс преодоления «идеологической» ангажированности во внешней торговле и побеждает экономическая выгода и целесообразность.
В настоящей статье мы хотим обратить внимание так же на то, что Правительство республики Латвии осознало необходимость осуществления средне- долгосрочного планирования и индикативного прогнозирования. Так, существующие в настоящее время прогнозы экономического развития страны ориентированы на « резкий рост GNP» и на «модернизированно-современное» развитие GNP на период до 2016 года. По первому сценарию рост должен составить примерно 125% к уровню 2005 года, а по второму -
Таблица № 3.Экспорт и импорт услуг
2009 2010
Экспорт Импорт Экспорт Импорт
Услуги всего 100 100 1000 100
Вт.ч. транспортные услуги 50.6 25.3 50.3 29.9
Вт.ч. морской 17.9 7.5 15.5 7.9
- авиа 8.3 8.2 10.0 11.0
- Прочий 24.5 9.6 24.5 11.0
Путешествия, туризм 18.8 35.1 17.4 30.2
Коммерческие услуги 29.6 37.8 30.8 38.7
Прочие услуги I 1.1 1.7 1.2 1.3
около 115%. При этом структура национальной экономики Латвии должна претерпеть существенные преобразования, в частности:
GNP должен вырасти в 2011 г. на 3.5%, в 2012 г. -на 4%, а в 2013-2016г.г. Промышленное производство так же должно существенно повышать свою долю в ВНП, темпы его роста соответственно 8.2%, 5.0% и 5.6%. Существенно должны повысить свою долю в ВНП внешнеторговые операции, гостиничное хозяйство и ресторанный бизнес, соответственно рост должен составить - 7.4%, 3.9% и 4.5%. Особое внимание уделяется производству электроэнергии, потреблению газа и использованию водных ресурсов - рост 5.3%, а последующие годы - 1.9 %- 2.2%.
Особое внимание, полагаем, надо обратить внимание на роль прямых иностранных инвестиций в трансформировании экономики страны. Латвийские статистические источники отмечают существенный их рост с 2003 г., когда подавляющая их доля шла преимущественно в банковский сектор ( по 2007 г.) . 2009-2010г.г. характеризуются очень резким оттоком банковского капитала ( около 4.5 млрд. LVL), а с 2008 по настоящее время иностранные инвестиции ( преимущественно соответствующих фондов ЕС) были направлены в государственный сектор с целью реформирования и модернизации государственного аппарата страны. Основными участниками фондового рынка выступают в основном страны ЕС-15, частично новые члены Евросоюза и страны трансформационной экономики. Среди активных трейдоров - Швеция (доля в объеме операций -18%), Эстония (20%), Дания и Нидерланды (по 9%), Германия (8%), Финляндия (6%) и Литва ( лишь 4%). Таким образом на-
лицо тренд консолидации на фондовом рынке операторов стран Балтийского моря, граничащих территориально с Латвией, или Скандинавских стран, представляющих собой в рамках ЕС ( за исключением Германии конечно) малую региональную интеграционную группировку, достаточно активизировавшуюся в период пост кризисного развития Евросоюза. Для этого же периода симптоматичным является и факт того, что в 2010 г. доля Ирландии существенно выросла в виде ПИИ, направляемых в производственный сектор Латвии ( около 33% всех ПИИ), и впервые обозначилась роль России, так же инвестировавшей свои средства в реальный сектор - 4%. Интересно и то, сто впервые США направили средства в виде ПИИ в реальный сектор Латвии - около 5% общего объема. Полагаем, что данная ситуация не случайна, поскольку практически все страны так называемой современной постиндустриализации осознали, что погашение внешних и внутренних долгов возможно только за счет создания реального продукта, т.е. материального производства. Услуги - это материализованные активы, оценка их по реальной стоимости практически исключается, а следовательно наращивание доли услуги косвенно способствует обесценению национальной валюты, но не формирует реальных источников погашения внешних и внутренних долгов стран как ЕС, так и США. Поэтому полагаем, что в дальнейшем еще более активно наметиться тенденция инвестирования и стран ЕС-15, и США в производственный потенциал не только Латвии, но и Эстонии, Литвы, преследуя цель реализации процесса фактической реиндустриализации Латвийской экономики.
1 Составлено по “Economic Development of Latvia Report” 2010, p.21
2 Приобретают значение во внешней торговле возможности, предоставляемые Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана - В.К.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
Беззубова Е.Н., аспирантка кафедры «Маркетинг и менеджмент» Московского государственного технического университета
«МАМИ»
В современных условиях развития рыночных отношений в России выпуск конкурентоспособной продукции не всегда является универсальным механизмом в борьбе за конкурентоспособность предприятия. Достижение конкурентоспособности предприятия в целом возможно только при пересечении трех составляющих- конкурентоспособная продукция (работы, услуги), конкурентоспособные технологии и методы организации производства и труда, конкурентоспособный персонал.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия; экономический процесс; инновации, стратегические цели, конкурентные преимущества.
ENTERPRISE COMPETITIVENESS MANAGEMENT FEATURES
Bezzubova E., the post-graduate student. Marketing and Management chair, Moscow State Technical University MAMI
In the present conditions of market relationships development in Russia competitive products production is not always a universal method to fight for enterprise competitiveness. Achieving competitiveness in the overall is only possible with the implementation of three components - competitive products (work, service), competitive technologies and methods of production and labor organizing, competitive personnel.
Keywords : competitive capacity of enterprises, economical processes, innovation, strategic aim, competitive edge.
В общем понятии конкурентоспособность предприятий определяется как способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящимися проникнуть на рынки [4, с. 157]. В конкурентной борьбе за овладение рынками, привлечение покупателей многие предприятия, фирмы используют рекламу, снижение цен и издержек производства, повышение качества продукции, оказание предпродажных и послепродажных услуг, удовлетворение запросам отдельных групп потребителей [5, с. 168].
В современных условиях развития рыночных отношений в России выпуск конкурентоспособной продукции не всегда является универсальным механизмом в борьбе за конкурентоспособность предприятия. Безусловно, конкурентоспособность - это важная рыночная категория. При неизменных качественных характеристиках продукции, работ, услуг предприятия его конкурентоспособность может вирироваться в широком диапазоне, откликаясь на различные факторы, возникающие во внешней среде. Схематично факторы конкурентоспособности предприятия представлены на рисунке 1.
Достижение конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции на национальном и на мировом рынках, невозможно без технико-технологического обновления производства, без использования прогрессивных, высокоэффективных методов организации производственных процессов. Тем более что, в последние годы остро стоит вопрос безопасности и экологичности производ-ства[6, с. 72]. Соответствие используемых технологий возросшим требованиям по обозначенным критериям стало во многом определять уровень конкурентоспособности предприятий РФ. В это же время, результаты инновационных изменений на предприятии, будь то прогрессивные организационно-экономические преобразования, или же просто внедрение новых технологий могут быть реализованы только при соответствующем подкреплении людскими ресурсами. Это значит, что экономическое развитие предприятия возможно только при условии адекватного наращивания материально-технического и трудового потенциала.
Люди представляют конкурентный ресурс предприятия, его богатство, которое надо развивать вместе с другими ресурсами, чтобы успешно достигать поставленных стратегических целей. В