Научная статья на тему 'Новые перспективы латвииской экономики в посткризисный период'

Новые перспективы латвииской экономики в посткризисный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / EXPORT / IMPORT / THE FOREIGN TRADE ACTIVITY / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошкин В. Н.

В статье проведен ретроспективный анализ основных показателей состояния экономики Латвии: проведено сравнение основных товарных групп экспорта, рассмотрена структура экспорта Латвии по группам стран, экспорта и импорта услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW PROSPECTS OF THE LATVIAN ECONOMY DURING THE POSTCRISIS PERIOD

In article the retrospective analysis of the basic indicators of state of the economy of Latvia is carried out: comparison of the basic commodity groups of export is spent, the structure of export of Latvia on groups of the countries, export and import of services is considered.

Текст научной работы на тему «Новые перспективы латвииской экономики в посткризисный период»

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛАТВИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Кошкин В.Н., аспирант РАГС

В статье проведен ретроспективный анализ основных показателей состояния экономики Латвии: проведено сравнение основных товарных групп экспорта, рассмотрена структура экспорта Латвии по группам стран, экспорта и импорта услуг.

Ключевые слова: экспорт, импорт, внешнеторговая деятельность, инвестиции

NEW PROSPECTS OF THE LATVIAN ECONOMY DURING THE POSTCRISIS PERIOD

Koshkin V., the post-graduate student, RAGS

In article the retrospective analysis of the basic indicators of state of the economy of Latvia is carried out: comparison of the basic commodity groups of export is spent, the structure of export of Latvia on groups of the countries, export and import of services is considered.

Keywords: export, import, the foreign trade activity, investments.

2010 год для экономики Латвии - это год стабилизации развития национального хозяйства , формирования новых пропорций в структуре экономике, а так же роста экспорта товаров потребительского сектора при стабилизации внутреннего рынка и росте внутреннего потребления. Как отмечается в годовых отчетах Министерства экономики Латвии, в 2010 г. и в 2011 г. правительством республики предпринимаются меры по реализации программы стабилизации национальной экономики на базе национальной валюты -лат, предполагающей снижение бюджетного дефицита с целью присоединения к зоне евро уже в 2014 году. Фактически цели указанной программы могут быть сведены к трем основным задачам:

1. Повышение национальной конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в стране;

2. Развитие реального производственного сектора и преодоление деиндустриализации, получившей развитие в процессе реформирования;

3. Повышение энергообеспеченности национального хозяйства при сокращении энергоемкости промышленных производств.

Уже в 2010 г. экспорт явился локомотивом роста национального валового продукта, и эта тенденция должна сохраниться в ближайшие 2 года. Так, если экспорт в 2005 году принять за базовый уровень, то кризисное снижение произошло именно в 1 квартале

2009 г., но при этом превысив абсолютный размер 2005 года, а со 2 квартала 2009 г. экспорт получил новый импульс роста, превысив в

2010 г. 1200 млн. LVL. Основными группами товаров в экспорте явились (таб. 1).

При этом нам представляется интересным географическая структура экспорта Латвийской республики, которая представлена в ниже следующей таблице 2.

Что касается импорта, то в 2009 г. он резко снизился и по группе потребительских товаров, и по машинотехническому импорту. Но 2010 г. обозначил возрастание возможностей хозяйствующих субъектов на приобретение товаров и услуг по импорту. В результате мы можем констатировать, то импорт по отношение к 2009 году в целом увеличился на 21%. Особое место в импорте принадлежит машинотехнической группе товаров, а так же продукции химических отраслей, что в целом примерно варьирует в пределах 60% всего импорта страны. Фактически мы можем констатировать тот факт, что латвийская республика проводит достаточно реальную экономическую стратегию содействия приобретению по импорту товаров ( включая технологии) промышленно-производственного назначения, инсталляция которых позволит реализовать фактически модернизационные преобразования национального хозяйства и осуществить реиндустриализацию хозяйства. Однако по-прежнему существенную долю в импорте имеют продукты питания и сельскохозяйственные товары ( около 18%), минеральное сырье (около 17 %), а так же металлы и полуфабрикаты из них ( примерно 8%). В целом можно охарактеризовать импорт Латвии как ориентированный по приобретение полуфабрикатов для последующей переработки ( от 50% в 2004 г. до 45% в 2010г.). Доля капиталоемких товаров ( машин, оборудования, технологических линий и пр.) постепенно снижается и составляет достаточно невы-

Таблица № 1. Основные товарные группы экспорта ( в %%, в ценах ФОБ) Составлено: “Economic Development of Latvia Report” 2010, p.21

2009г. 2010г.

Группы товаров и услуг Структура 100 % Рост/снижение к прошлому году в % Рост к прошлому году в %% Доля в общем объеме в %%

Всего, в т.ч. 100 -18.7 28.8 28.8

Шерсть и товары из нее 16.5 -19.0 51.9 8.6

Металлы и их производные 12.4 -39.4 41.7 5.2

Легкая промышленность 5.7 -24.3 11.0 0.6

С/х-во и продукты питания 16.6 -10.6 20.9 3.9

Химич.пр-ть и продукты хим.пр-ти 11.4 -17.6 25.0 2.8

Машиностроение 14.1 -8.0 16.6 2.3

Минералы 5.5 8.5 43.1 2.4

Прочие 15.8 -38.7 35.0 2.9

Таблица № 2. Структура экспорта Латвии по группам стран1 ( в % к общему объему за соответствующий год)

Группы стран/ годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

ЕС-15 54 47 43 41 37 35 35

Литва и Эстония 18 22 27 30 31 31 30

Страны СНГ 2 12 14 15 15 14 15

Прочие страны ЕС 3 8 5 5 5 6 7

Другие страны 4 11 11 9 12 14 15

сокую долю в процентном отношении - 19% в 2007 г. до 9% в 2010г., а группа потребительских товаров устойчиво сохраняется с 2004 г. на уровне 24 - 28%% ( 2010г.).

Преодоление кризисных явлений в экономике Латвии характеризуется не только ростом общего товарооборота Латвии, но некоторой локализацией его применительно к отдельным странам. Так внешнеторговый оборот со странами ЕС-27 составил 6.9 млрд. LVL, при этом сальдо отрицательное и равно примерно 0,8 млрд. LVL. Евросоюз является основным интеграционным торговым партнером республики. Страны СНГ так же в последнее время стали приобретать достаточно важное значение для развития взаимовыгодного внешнеэкономического партнерства. Так, внешнеторговый оборот в 2010 г. со странами СНГ составил 1.4 млрд. LVL, при этом сальдо так же отрицательное , но более низкое против торговли со странами ЕС и составляет - 0.2 млрд. LVL. Основными торговыми партнерами Латвии в 2010 году были:

Литва- внешнеторговый оборот - 1.5 млрд. LVL; отрицательное сальдо 0,2 млрд. LVL;

Эстония - внешнеторговый оборот - 1.2 млрд. LVL, сальдо ВТ баланса практически несущественно отрицательное - 0.02 млрд. LVL;

Россия - ВТ оборот равен - 0.9 млрд. LVL, сальдо ВТ баланса так же отрицательное и составляет 0.08 млрд. LVL;

Германия - внешнеторговый оборот - 0.9 млрд. LVL, при этом импорт примерно в 2 раза превышает экспорт;

Швеция - ВТ оборот около 0.4 млрд. LVL, и экспорт превышает импорт примерно 80 млн. LVL.

Далее следуют Польша, Финляндия и другие государства преимущественно Европы и незначительно Азии.

Примечательной характеристикой экономики Латвии является развитие сектора услуг, имеющий существенное значение для внешней торговли.

Составлено: по “Economic Development of Latvia Report” 2010,

p.23

Латвийские источники обращают внимание на факт роста товарооборота услуг со странами СНГ - около 13-15% общего объема, и одним основных контрагентов выступает - Россия. Литва и Эстония имеют примерно одинаковые квоты в пределах 7-9 % в год.

Особенностью внешней торговли Латвии является практически несущественная доля товаров из Китая, хотя для всех стран ЕС-

15 эта квота велика, преимущественно в сфере потребления товаров массового спроса. Латвийской республике удалось обеспечить конкурентоспособность национального производства товаров легкой промышленности, и главное - сформировать у потребителей спрос на отечественную продукцию, что например, для России пока является достаточно проблематичным. Конечно, мы не должны забывать, что в советское время производственные мощности легкой промышленности республики были модернизированы для выпуска товаров народного производства, и выпускаемые товары так же являлись дефицитом на советском рынке. Латвийская промышленность теперь уже можно сказать исторически была ориентирована на выпуск конкурентоспособной продукции, постоянной ее модернизации, и в какой-то степени - преследующей цели формирования собственных новых модных трендов и веяний на «рынке моды» .

Полагаем так же, что примечательными для посткризисного развития Латвии являются следующие факты.

Во-первых, внешнеторговая активность латвийских хозяйствующий субъектов концентрируется на традиционном взаимодействии с другими государствами Балтии - Эстонией и Литвой. Полагаем, что объяснимо это наличием идентичной социо-техноло-гической культуры производства и потребления, а так же историко-экономической совместимостью потенциальных требований, пожеланий и возможностей рынков этих стран.

Во-вторых, Россия и страны СНГ постепенно наращивают свои внешнеторговые потенциалы для развития взаимовыгодного партнерства с Латвийской республикой. И главное то, что латвийские хозяйствующие субъекты стадии осознавать экономическую необходимость развития партнерских связей с Россией и другими странами СНГ.2 Другими словами набирает обороты процесс преодоления «идеологической» ангажированности во внешней торговле и побеждает экономическая выгода и целесообразность.

В настоящей статье мы хотим обратить внимание так же на то, что Правительство республики Латвии осознало необходимость осуществления средне- долгосрочного планирования и индикативного прогнозирования. Так, существующие в настоящее время прогнозы экономического развития страны ориентированы на « резкий рост GNP» и на «модернизированно-современное» развитие GNP на период до 2016 года. По первому сценарию рост должен составить примерно 125% к уровню 2005 года, а по второму -

Таблица № 3.Экспорт и импорт услуг

2009 2010

Экспорт Импорт Экспорт Импорт

Услуги всего 100 100 1000 100

Вт.ч. транспортные услуги 50.6 25.3 50.3 29.9

Вт.ч. морской 17.9 7.5 15.5 7.9

- авиа 8.3 8.2 10.0 11.0

- Прочий 24.5 9.6 24.5 11.0

Путешествия, туризм 18.8 35.1 17.4 30.2

Коммерческие услуги 29.6 37.8 30.8 38.7

Прочие услуги I 1.1 1.7 1.2 1.3

около 115%. При этом структура национальной экономики Латвии должна претерпеть существенные преобразования, в частности:

GNP должен вырасти в 2011 г. на 3.5%, в 2012 г. -на 4%, а в 2013-2016г.г. Промышленное производство так же должно существенно повышать свою долю в ВНП, темпы его роста соответственно 8.2%, 5.0% и 5.6%. Существенно должны повысить свою долю в ВНП внешнеторговые операции, гостиничное хозяйство и ресторанный бизнес, соответственно рост должен составить - 7.4%, 3.9% и 4.5%. Особое внимание уделяется производству электроэнергии, потреблению газа и использованию водных ресурсов - рост 5.3%, а последующие годы - 1.9 %- 2.2%.

Особое внимание, полагаем, надо обратить внимание на роль прямых иностранных инвестиций в трансформировании экономики страны. Латвийские статистические источники отмечают существенный их рост с 2003 г., когда подавляющая их доля шла преимущественно в банковский сектор ( по 2007 г.) . 2009-2010г.г. характеризуются очень резким оттоком банковского капитала ( около 4.5 млрд. LVL), а с 2008 по настоящее время иностранные инвестиции ( преимущественно соответствующих фондов ЕС) были направлены в государственный сектор с целью реформирования и модернизации государственного аппарата страны. Основными участниками фондового рынка выступают в основном страны ЕС-15, частично новые члены Евросоюза и страны трансформационной экономики. Среди активных трейдоров - Швеция (доля в объеме операций -18%), Эстония (20%), Дания и Нидерланды (по 9%), Германия (8%), Финляндия (6%) и Литва ( лишь 4%). Таким образом на-

лицо тренд консолидации на фондовом рынке операторов стран Балтийского моря, граничащих территориально с Латвией, или Скандинавских стран, представляющих собой в рамках ЕС ( за исключением Германии конечно) малую региональную интеграционную группировку, достаточно активизировавшуюся в период пост кризисного развития Евросоюза. Для этого же периода симптоматичным является и факт того, что в 2010 г. доля Ирландии существенно выросла в виде ПИИ, направляемых в производственный сектор Латвии ( около 33% всех ПИИ), и впервые обозначилась роль России, так же инвестировавшей свои средства в реальный сектор - 4%. Интересно и то, сто впервые США направили средства в виде ПИИ в реальный сектор Латвии - около 5% общего объема. Полагаем, что данная ситуация не случайна, поскольку практически все страны так называемой современной постиндустриализации осознали, что погашение внешних и внутренних долгов возможно только за счет создания реального продукта, т.е. материального производства. Услуги - это материализованные активы, оценка их по реальной стоимости практически исключается, а следовательно наращивание доли услуги косвенно способствует обесценению национальной валюты, но не формирует реальных источников погашения внешних и внутренних долгов стран как ЕС, так и США. Поэтому полагаем, что в дальнейшем еще более активно наметиться тенденция инвестирования и стран ЕС-15, и США в производственный потенциал не только Латвии, но и Эстонии, Литвы, преследуя цель реализации процесса фактической реиндустриализации Латвийской экономики.

1 Составлено по “Economic Development of Latvia Report” 2010, p.21

2 Приобретают значение во внешней торговле возможности, предоставляемые Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана - В.К.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Беззубова Е.Н., аспирантка кафедры «Маркетинг и менеджмент» Московского государственного технического университета

«МАМИ»

В современных условиях развития рыночных отношений в России выпуск конкурентоспособной продукции не всегда является универсальным механизмом в борьбе за конкурентоспособность предприятия. Достижение конкурентоспособности предприятия в целом возможно только при пересечении трех составляющих- конкурентоспособная продукция (работы, услуги), конкурентоспособные технологии и методы организации производства и труда, конкурентоспособный персонал.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия; экономический процесс; инновации, стратегические цели, конкурентные преимущества.

ENTERPRISE COMPETITIVENESS MANAGEMENT FEATURES

Bezzubova E., the post-graduate student. Marketing and Management chair, Moscow State Technical University MAMI

In the present conditions of market relationships development in Russia competitive products production is not always a universal method to fight for enterprise competitiveness. Achieving competitiveness in the overall is only possible with the implementation of three components - competitive products (work, service), competitive technologies and methods of production and labor organizing, competitive personnel.

Keywords : competitive capacity of enterprises, economical processes, innovation, strategic aim, competitive edge.

В общем понятии конкурентоспособность предприятий определяется как способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящимися проникнуть на рынки [4, с. 157]. В конкурентной борьбе за овладение рынками, привлечение покупателей многие предприятия, фирмы используют рекламу, снижение цен и издержек производства, повышение качества продукции, оказание предпродажных и послепродажных услуг, удовлетворение запросам отдельных групп потребителей [5, с. 168].

В современных условиях развития рыночных отношений в России выпуск конкурентоспособной продукции не всегда является универсальным механизмом в борьбе за конкурентоспособность предприятия. Безусловно, конкурентоспособность - это важная рыночная категория. При неизменных качественных характеристиках продукции, работ, услуг предприятия его конкурентоспособность может вирироваться в широком диапазоне, откликаясь на различные факторы, возникающие во внешней среде. Схематично факторы конкурентоспособности предприятия представлены на рисунке 1.

Достижение конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции на национальном и на мировом рынках, невозможно без технико-технологического обновления производства, без использования прогрессивных, высокоэффективных методов организации производственных процессов. Тем более что, в последние годы остро стоит вопрос безопасности и экологичности производ-ства[6, с. 72]. Соответствие используемых технологий возросшим требованиям по обозначенным критериям стало во многом определять уровень конкурентоспособности предприятий РФ. В это же время, результаты инновационных изменений на предприятии, будь то прогрессивные организационно-экономические преобразования, или же просто внедрение новых технологий могут быть реализованы только при соответствующем подкреплении людскими ресурсами. Это значит, что экономическое развитие предприятия возможно только при условии адекватного наращивания материально-технического и трудового потенциала.

Люди представляют конкурентный ресурс предприятия, его богатство, которое надо развивать вместе с другими ресурсами, чтобы успешно достигать поставленных стратегических целей. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.