Научная статья на тему 'Особенности управления конкурентоспособностью предприятия'

Особенности управления конкурентоспособностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
790
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE CAPACITY OF ENTERPRISES / ECONOMICAL PROCESSES / INNOVATION / STRATEGIC AIM / COMPETITIVE EDGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беззубова Е. Н.

В современных условиях развития рыночных отношений в России выпуск конкурентоспособной продукции не всегда является универсальным механизмом в борьбе за конкурентоспособность предприятия. Достижение конкурентоспособности предприятия в целом возможно только при пересечении трех составляющихконкурентоспособная продукция (работы, услуги), конкурентоспособные технологии и методы организации производства и труда, конкурентоспособный персонал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE COMPETITIVENESS MANAGEMENT FEATURES

In the present conditions of market relationships development in Russia competitive products production is not always a universal method to fight for enterprise competitiveness. Achieving competitiveness in the overall is only possible with the implementation of three components competitive products (work, service), competitive technologies and methods of production and labor organizing, competitive personnel.

Текст научной работы на тему «Особенности управления конкурентоспособностью предприятия»

около 115%. При этом структура национальной экономики Латвии должна претерпеть существенные преобразования, в частности:

GNP должен вырасти в 2011 г. на 3.5%, в 2012 г. -на 4%, а в 2013-2016г.г. Промышленное производство так же должно существенно повышать свою долю в ВНП, темпы его роста соответственно 8.2%, 5.0% и 5.6%. Существенно должны повысить свою долю в ВНП внешнеторговые операции, гостиничное хозяйство и ресторанный бизнес, соответственно рост должен составить - 7.4%, 3.9% и 4.5%. Особое внимание уделяется производству электроэнергии, потреблению газа и использованию водных ресурсов - рост 5.3%, а последующие годы - 1.9 %- 2.2%.

Особое внимание, полагаем, надо обратить внимание на роль прямых иностранных инвестиций в трансформировании экономики страны. Латвийские статистические источники отмечают существенный их рост с 2003 г., когда подавляющая их доля шла преимущественно в банковский сектор ( по 2007 г.) . 2009-2010г.г. характеризуются очень резким оттоком банковского капитала ( около 4.5 млрд. LVL), а с 2008 по настоящее время иностранные инвестиции ( преимущественно соответствующих фондов ЕС) были направлены в государственный сектор с целью реформирования и модернизации государственного аппарата страны. Основными участниками фондового рынка выступают в основном страны ЕС-15, частично новые члены Евросоюза и страны трансформационной экономики. Среди активных трейдоров - Швеция (доля в объеме операций -18%), Эстония (20%), Дания и Нидерланды (по 9%), Германия (8%), Финляндия (6%) и Литва ( лишь 4%). Таким образом на-

лицо тренд консолидации на фондовом рынке операторов стран Балтийского моря, граничащих территориально с Латвией, или Скандинавских стран, представляющих собой в рамках ЕС ( за исключением Германии конечно) малую региональную интеграционную группировку, достаточно активизировавшуюся в период пост кризисного развития Евросоюза. Для этого же периода симптоматичным является и факт того, что в 2010 г. доля Ирландии существенно выросла в виде ПИИ, направляемых в производственный сектор Латвии ( около 33% всех ПИИ), и впервые обозначилась роль России, так же инвестировавшей свои средства в реальный сектор

- 4%. Интересно и то, сто впервые США направили средства в виде ПИИ в реальный сектор Латвии - около 5% общего объема. Полагаем, что данная ситуация не случайна, поскольку практически все страны так называемой современной постиндустриализации осознали, что погашение внешних и внутренних долгов возможно только за счет создания реального продукта, т.е. материального производства. Услуги - это материализованные активы, оценка их по реальной стоимости практически исключается, а следовательно наращивание доли услуги косвенно способствует обесценению национальной валюты, но не формирует реальных источников погашения внешних и внутренних долгов стран как ЕС, так и США. Поэтому полагаем, что в дальнейшем еще более активно наметиться тенденция инвестирования и стран ЕС-15, и США в производственный потенциал не только Латвии, но и Эстонии, Литвы, преследуя цель реализации процесса фактической реиндустриализации Латвийской экономики.

1 Составлено по “Economic Development of Latvia Report” 2010, p.21

2 Приобретают значение во внешней торговле возможности, предоставляемые Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана - В.К.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Беззубова Е.Н., аспирантка кафедры «Маркетинг и менеджмент» Московского государственного технического университета

«МАМИ»

В современных условиях развития рыночных отношений в России выпуск конкурентоспособной продукции не всегда является универсальным механизмом в борьбе за конкурентоспособность предприятия. Достижение конкурентоспособности предприятия в целом возможно только при пересечении трех составляющих- конкурентоспособная продукция (работы, услуги), конкурентоспособные технологии и методы организации производства и труда, конкурентоспособный персонал.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия; экономический процесс; инновации, стратегические цели, конкурентные преимущества.

ENTERPRISE COMPETITIVENESS MANAGEMENT FEATURES

Bezzubova E., the post-graduate student. Marketing and Management chair, Moscow State Technical University MAMI

In the present conditions of market relationships development in Russia competitive products production is not always a universal method to fight for enterprise competitiveness. Achieving competitiveness in the overall is only possible with the implementation of three components - competitive products (work, service), competitive technologies and methods of production and labor organizing, competitive personnel.

Keywords : competitive capacity of enterprises, economical processes, innovation, strategic aim, competitive edge.

В общем понятии конкурентоспособность предприятий определяется как способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящимися проникнуть на рынки [4, с. 157]. В конкурентной борьбе за овладение рынками, привлечение покупателей многие предприятия, фирмы используют рекламу, снижение цен и издержек производства, повышение качества продукции, оказание предпродажных и послепродажных услуг, удовлетворение запросам отдельных групп потребителей [5, с. 168].

В современных условиях развития рыночных отношений в России выпуск конкурентоспособной продукции не всегда является универсальным механизмом в борьбе за конкурентоспособность предприятия. Безусловно, конкурентоспособность - это важная рыночная категория. При неизменных качественных характеристиках продукции, работ, услуг предприятия его конкурентоспособность может вирироваться в широком диапазоне, откликаясь на различные факторы, возникающие во внешней среде. Схематично факторы конкурентоспособности предприятия представлены на рисунке 1.

Достижение конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции на национальном и на мировом рынках, невозможно без технико-технологического обновления производства, без использования прогрессивных, высокоэффективных методов организации производственных процессов. Тем более что, в последние годы остро стоит вопрос безопасности и экологичности производ-ства[6, с. 72]. Соответствие используемых технологий возросшим требованиям по обозначенным критериям стало во многом определять уровень конкурентоспособности предприятий РФ. В это же время, результаты инновационных изменений на предприятии, будь то прогрессивные организационно-экономические преобразования, или же просто внедрение новых технологий могут быть реализованы только при соответствующем подкреплении людскими ресурсами. Это значит, что экономическое развитие предприятия возможно только при условии адекватного наращивания материально-технического и трудового потенциала.

Люди представляют конкурентный ресурс предприятия, его богатство, которое надо развивать вместе с другими ресурсами, чтобы успешно достигать поставленных стратегических целей. В

Рис. 1. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия [1, с. 33]

настоящее время, во всем мире, наряду с технологиями и методами организации производства, предприятия достигают конкурентоспособность благодаря обеспеченности квалифицированной рабочей силой, степени мотивации персонала, организационный структуре и форме работы, позволяющей достичь высокого уровня конкурентоспособности самих работников и более эффективно использовать их трудовой потенциал.

Таким образом, только при пересечении трех составляющих-конкурентоспособная продукция (работы, услуги), конкурентоспособные технологии и методы организации производства и труда, конкурентоспособный персонал, возможно достижение конкурентоспособности предприятия в целом, что, соответственно, является предпосылкой и залогом его эффективной деятельности.

Соответственно, с точки зрения управления экономическим процессом, управление конкурентоспособностью — это направленное воздействие субъекта управления на процессы и объекты, осуществляемое с целью придания определенного вектора хозяйственной деятельности предприятия и получения запланированных результатов.

Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:

- лидерство в издержках (себестоимости продукции);

- дифференциация продукции;

- фокусирование (концентрация);

- ранний выход на рынок (стратегия первопроходца); синергизм.

Первые три направления М. Портер называет базовыми стратегия, в виду их универсальной применимости. В принципе, можно применять и другие направления для достижения конкурентных преимуществ. Например основой стратегии может быть характеристика бизнеса — инновационный, или глобальный характер [3, с. 247].

Следует заметить, что конкурентные преимущества предприятия в отрасли определяются также спецификой рынка, а также его широтой. Поэтому, выбирая ту или иную общую стратегию предприятию следует определять ряд ограничивающих факторов:

- ассортиментный набор продуктов, который оно будет производить, а также тип потенциальных покупателей;

- планируемые каналы распределения продукции;

- регион, в котором оно будет продавать продукцию, а также ряд смежных отраслей, в которых собирается конкурировать.

Наряду с этим предприятие может выбирать массовый рынок или узкую рыночную нишу. Комбинируя целевые рынки с основными стратегиями, предприятие увеличивает область выбора стратегий. Когда стратегии минимизации затрат и дифференциации продукции нацелены на массовый рынок, они называются лидерством в издержках и дифференциацией продукции соответственно. Если же эти стратегии нацелены на рыночную нишу, они называются фокусированием. Выбор определенной стратегии конкуренции значительно зависит от стратегического потенциала предприятия и возможностей увеличения его ресурсов, так как именно внутренняя среда предприятия в большинстве случаев определяет выполнимость применяемой стратегии.

Стоит отметить, что конкурентные преимущества не вечны, они достигаются и удерживаются только лишь при постоянном совер-

шенствовании всех сфер деятельности, что в свою очередь является трудоемким и дорогостоящим процессом. Можно выделить ряд факторов от которых зависит стабильность конкурентных преимуществ. [2, с. 74]

1. Источники конкурентных преимуществ. При этом конкурентные преимущества подразделяются на два вида:

- преимущества высокого уровня (они присущи предприятию у которого высокая репутация, квалифицированный персонал, патенты, ведение долговременных НИОКР, развитый маркетинг основанный на использовании новейших технологий, современный менеджмент, долговременные связи с покупателями и т. д);

- преимущества низкого уровня (наличие дешевой рабочей силы, доступность источников сырья и т. д.) не столь устойчивы, так как могут быть скопированы конкурентами.

2. Прозрачность источников конкурентных преимуществ. Т.е. при наличии таких источников преимуществ (дешевое сырье, определенная технология, зависимость от конкретного поставщика) существует большая вероятность того, что конкуренты будут стремиться лишить предприятие этих преимуществ.

3. Инновации. Для удержания лидирующего положения сроки внедрения инноваций должны, по крайней мере, равняться срокам их возможного повторения конкурентами или, лучше всего, превосходить их. Инновационный процесс позволяет предприятию переходить к реализации конкурентных преимуществ более высокого уровня и соответственно наращивать число их источников.

4. Отказ от какого-либо конкурентного преимущества для того, чтобы обрести новый. Отказаться от конкурентного преимущества важно для реализации запланированной стратегии, так как этот шаг создаст барьеры для субститов. По мнению М. Портера, введение понятия «отказ от конкурентного преимущества» добавляет новое измерение к определению стратегии. Суть стратегии состоит в определении того, что не надо делать, в мотивированном отказе от преимущества в конкурентной борьбе.

Таким образом, для изменения или сохранения конкурентных преимуществ в постоянно меняющейся конкурентной среде и, в том числе, запросов потенциальных потребителей следует проводить непрерывное отслеживание действий конкурентов, мониторинг потребительских желаний и предпочтений.

Литература:

1. Быков В.А. Конкурентоспособность товара: научные основы, методы оценки, управление. - М.: Инфра-М, 2009.

2. Организация коммерческой деятельности / Под ред. Л.А. Брагина. - М.: Академия, 2006.

3. Портер М. Э. Конкуренция / Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2003.

4. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. - М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Рожкова И.Н. Совершенствование управления конкурентоспособностью товаров // Современные аспекты экономики. - 2006. -№10.

6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Управление персоналом. - 2009. - №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.