НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПАРТНЕРСТВА РОССИИ И АСЕАН
П.М. Носырева, студент
Научный руководитель: В.С. Осипов, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-9-2-98-102
Аннотация. В статье проводится анализ исторических аспектов и базовых основ формирования партнерских отношений между Россией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Рассматриваются актуальные вызовы и возможные перспективы углубления взаимодействия. Основной акцент сделан на новых направлениях стратегического сотрудничества, включающих экономическое партнерство, обеспечение энергетической безопасности, развитие цифровых технологий и экологических проектов. Кроме того, в статье предложены прогнозы относительно будущего развития отношений между Россией и АСЕАН в условиях глобальных трансформаций и обеспечения региональной безопасности.
Ключевые слова: Россия, АСЕАН, стратегическое партнерство, экономическое сотрудничество, региональная безопасность.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (англ. Association of South East Asian Nations) представляет собой региональную межправительственную организацию, которая объединяет 10 стран Юго-Восточной Азии и имеет политическую, экономическую и культурную направленность. АСЕАН была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке, что было закреплено подписанием «Декларации АСЕАН», широко известной как «Бангкок-ская декларация». Официальное оформление организации состоялось в 1976 году с подписанием Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, известного как Балийский договор, а также «Декларации согласия ASEAN» [1].
В число государств-участников АСЕАН входят 10 стран. Основателями организации стали Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (с 8 августа 1967 года). Позднее в состав вошли Бруней (7 января 1984 года, вскоре после обретения независимости), Вьетнам (28 июля 1995 года), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 года) и Камбоджа (30 апреля 1999 года). В 2002 году Восточный Тимор подал заявку
на статус наблюдателя. На сегодняшний день статус наблюдателей имеют Восточный Тимор и Папуа - Новая Гвинея. Население стран АСЕАН составляет около 667 миллионов человек, а общая территория охватывает 4,5 миллиона квадратных километров. Совокупный ВВП стран-членов достигает 9,731 трлн долл. США.
История партнерских отношений между Россией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) началась в 1991 году, когда Россия впервые установила официальные связи с этой региональной организацией. В 1996 году Россия получила статус диалогового партнера, что послужило основой для дальнейшего расширения сотрудничества. Важной вехой в развитии отношений стало подписание Россией Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии в 2004 году (известного как Балийский договор), что существенно укрепило межгосударственные связи. В 2017 году было учреждено Постоянное представительство России при АСЕАН в Джакарте, что способствовало поддержанию непрерывного и тесного взаимодействия на высоком уровне.
PHILIPPINES
BRUNEI DARUSSALAM
INDONESIA
Рисунок 1. Страны участники АСЕАН
Механизмы сотрудничества между Россией и АСЕАН охватывают широкий спектр форматов, включая регулярные саммиты, встречи министров иностранных дел и профильные консультации. Первый саммит Россия-АСЕАН, состоявшийся в 2005 году в Куала-Лумпуре, определил ключевые направления дальнейшего взаимодействия, такие как развитие экономических связей и культурное сотрудничество.
На этом мероприятии было принято Совместное заявление о прогрессивном партнерстве, заключено Соглашение о сотрудничестве в экономической сфере, а также одобрена Комплексная программа действий на 2005-2015 годы. Второй саммит, прошедший в 2010 году в Ханое, усилил кооперацию в областях чрезвычайного реагирования, культурного обмена и гуманитарных инициатив [2].
Юбилейный саммит, проведенный в 2016 году в Сочи, стал знаковым событием, приуроченным к 20-летию диалогового партнерства между Россией и АСЕАН, и впервые состоялся на территории России. В ходе саммита была принята Сочинская декларация, а также разработан новый
Комплексный план действий на период 2016-2020 годов, который заложил прочную основу для дальнейшего сотрудничества. На третьем саммите, состоявшемся в 2018 году в Сингапуре, партнерство было выведено на стратегический уровень, и был утвержден документ, касающийся сотрудничества в области информационной безопасности. Четвертый саммит, прошедший в 2021 году, подтвердил стратегическую направленность партнерства, одобрив Комплексный план на 2021-2025 годы, а также позволил обсудить вопросы региональной безопасности и борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Ежегодные встречи министров иностранных дел России и АСЕАН играют важную роль в координации партнерства. В 2020 и 2021 годах прошли специальные министерские встречи, посвященные борьбе с пандемией коронавируса и укреплению роли АСЕАН в региональной архитектуре безопасности. Профильное сотрудничество включает регулярные встречи глав экономических ведомств, а также совещания по обороне, транспорту, культуре и другим сферам. В 2021 году стартовал диалог по безопасности ИКТ, а также
состоялись первые российско-асеановские военно-морские учения.
Существенным достижением стало развитие экономических связей. В 2007 году был создан Финансовый фонд диалогового партнерства, который поддерживает совместные проекты в научно-технической и культурной сферах. Подписание в 2018 году Меморандума о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и АСЕАН открыло возможности для дальнейших шагов в области свободной торговли. Диалог также охватывает политические, экономические и гуманитарные направления, расширяются культурные и образовательные обмены, что способствует укреплению взаимопонимания между странами России и АСЕАН.
В 2021 году Шанхайская организация сотрудничества отпраздновала свое 20-летие. В рамках саммита, который прошел в Душанбе, были заключены несколько ключевых соглашений. 17 сентября 2021 года Евразийская экономическая комиссия и Секретариат ШОС подписали Меморандум о взаимопонимании в ходе юбилейного саммита. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на заседании Совета глав государств-членов ШОС подчеркнул важность подписанного меморандума. «Это, безусловно, идёт в русле реализации российской идеи создания Большого Евразийского партнёрства с участием стран ШОС, ЕврАзЭс, АСЕАН и китайской инициативы «Один пояс, один путь». Я убеждён, стыковка различных интеграционных процессов, развивающихся в Евразии, и формирование в этом огромном регионе общего пространства, открытого, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества отвечает интересам всех наших стран», - заявил Президент РФ [3].
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Россия будут продолжать развивать всестороннее сотрудничество, направленное на укрепление стратегического партнерства. Об этом говорится в совместном заявлении, сделанном по итогам состоявшихся в четверг в Джакарте переговоров между министрами иностранных дел АСЕАН и России. «Мы договорились продолжить углубленный и всеобъ-
емлющий диалог, а также кооперацию между АСЕАН и Россией», - отметили главы внешнеполитических ведомств, подчеркивая, что это будет способствовать укреплению стратегического партнерства между сторонами. Они также подчеркнули важность наращивания совместных усилий в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также сотрудничества в области продовольственной безопасности в регионе [4].
Кроме того, министры договорились продвигать конструктивное сотрудничество в рамках ООН, направленное на «поддержание международных правовых норм и целей, установленных Уставом ООН». В документе также подчеркивается важность соблюдения принципов международного права и положений Устава ООН, включая право на самоопределение, суверенитет, территориальную целостность и отказ от применения силы или угрозы ее применения.
Постоянный представитель России при Ассоциации стран Юго-Восточной Азии Евгений Загайнов заявил, что организация открыта для взаимодействия с Москвой, несмотря на беспрецедентное давление со стороны США [5].
Загайнов подчеркнул, что АСЕАН хочет сотрудничать с Россией вопреки влиянию США, «которые стремятся любыми способами изолировать страну и вытеснить ее на периферию региональных процессов». Постпред подчеркнул, что организация и Москва «прошли испытания временем». Россия выстраивала отношения с государствами Юго-Восточной Азии, опираясь на принципы «равноправия и взаимного уважения».
Осенью в Мьянме заявили о заинтересованности АСЕАН в сотрудничестве с Россией. Об этом сообщил министр инвестиций и внешних экономических связей страны Кан Зо на полях Восточного экономического форума (ВЭФ).
В условиях мировой экономической и политической турбулентности, вызванной пандемией COVID-19 и геополитической обстановкой в 2022-2024 гг., сотрудничество России с АСЕАН приобретает особую значимость. Основные вызовы в двусто-
ронних отношениях обусловлены изменениями в мировой архитектуре безопасности, трансформацией глобальных рынков и необходимостью адаптации к новым условиям экономического развития.
В экономической сфере Россия и АСЕАН сталкиваются с рядом значительных вызовов, обусловленных изменениями в глобальной торговле и логистических цепочках. В 2023 году объем товарооборота между Россией и странами АСЕАН составил около 15,5 млрд долларов США, что демонстрирует снижение по сравнению с предыдущими годами, в основном из-за геополитических факторов и санкционного давления на Россию. Несмотря на это, Россия продолжает активно развивать экономическое сотрудничество с регионами Юго-Восточной Азии, рассматривая их как перспективного партнера для диверсификации своих внешнеэкономических связей [6].
Одним из главных вызовов для россий-ско-асеановского партнерства остается укрепление продовольственной и энергетической безопасности. В 2024 году Россия продолжила наращивать поставки энергоресурсов в регион, что особенно актуально в свете глобальных изменений на рынках энергоносителей. Важную роль в этом играют двусторонние соглашения с ведущими экономиками АСЕАН, такими как Индонезия, Вьетнам и Таиланд. Сотрудничество в энергетической сфере, особенно в области разработки и использования возобновляемых источников энергии, остается перспективным направлением для дальнейшего углубления связей.
Новые перспективные направления стратегического партнерства России и АСЕАН строятся на фоне глобальных изменений и региональных вызовов, где ключевую роль играют геополитические и экономические факторы. Россия и Китай, являясь партнерами АСЕАН, одновременно демонстрируют различные подходы к сотрудничеству с этим интеграционным блоком. В то время как Китай традиционно воспринимался как угроза для стран АСЕАН, ситуация изменилась после нормализации отношений с США и начала рыночных реформ в Китае. В последние десяти-
летия Китай укрепил свои позиции в регионе, став его крупнейшим торговым партнером. Тем не менее, торговая война между США и КНР привела к некоторому обострению отношений между Китаем и отдельными странами АСЕАН.
Одним из наиболее важных направлений партнерства остается сотрудничество в сфере морской безопасности. Региональная важность морских маршрутов, пролегающих через акваторию Юго-Восточной Азии, требует усиленного внимания со стороны всех участников процесса. Форум по морским вопросам, который был запущен в 2010 году, стал платформой для обсуждения вопросов, связанных с морскими угрозами, пиратством, контрабандой и деградацией экосистем. Для России сотрудничество в этой области позволяет укрепить свои позиции в обеспечении региональной стабильности и безопасности, что особенно актуально на фоне глобальной конкуренции за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе [7].
Вместе с тем АСЕАН сталкивается с рядом внутренних вызовов, таких как социально-экономическое неравенство между странами-участниками блока. В 2022 году на Индонезию приходилось более трети совокупного ВВП АСЕАН, в то время как вклад таких стран, как Лаос и Камбоджа, был незначительным. Диспропорции в экономическом развитии усложняют реализацию долгосрочных интеграционных проектов и требуют выработки комплексных решений для сокращения разрыва между более развитыми и менее развитыми странами региона.
Перспективы сотрудничества между Россией и АСЕАН также связаны с расширением участия России в экономических и политических инициативах блока, включая создание зоны свободной торговли в формате ЕАЭС-АСЕАН. Усиление кроссплат-форменных связей, особенно в области энергетики, цифровых технологий и безопасности, станет основой для дальнейшего углубления стратегического партнерства.
Таким образом, стратегическое партнерство между Россией и АСЕАН обладает значительным потенциалом для развития,
несмотря на существующие вызовы. Совместные усилия по углублению экономических связей, безопасности и гуманитар-
нову для дальнейшего укрепления отношений и решения региональных и глобальных задач.
ного сотрудничества создают прочную ос-
Библиографический список
1. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://m.wikipedia.org/wiki/Ассоциация_государств_Юго-Восточной_Азии (дата обращения: 30.09.2024).
2. Россия - АСЕАН // МИД РФ. 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asean.mid.ru/ru/rossiya_asean/dialogovoe_partnerstvo/?TSPD_101_R0=08765fb817ab20 0080d5e95a766f343740d4a55914ce8d7234f895474bc692ba4205829f12d8cbdf08b66ef7261430 008cfd129779e28e35c644c7464875e1760e8ef7f6879d29a4c0145aeb3fd3193771eb8e29b30dfb1 333343b0bd8e88bef (дата обращения: 30.09.2024).
3. Мартынова Е.С. Сотрудничество России и АСЕАН в контексте формирования большого евразийского партнёрства // ЮВА: актуальные проблемы развития. - 2021. - №4 (53).
4. АСЕАН и Россия условились продвигать стратегическое и прогрессивное сотрудничество. 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-рапогата/18264877 (дата обращения: 30.09.2024).
5. Совина М. Постпред заявил о желании АСЕАН сотрудничать с Россией. 2024. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2024/05/10/postpred-zayavil-o-zhelanii-asean-sotrudnichat-s-rossiey/ (дата обращения: 30.09.2024).
6. Объем торговли между АСЕАН и Россией достиг в 2023 году $15,5 млрд. 2024. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/news/2022/09/06/18495343.shtml (дата обращения: 30.09.2024).
7. АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/base/25/09/2024/66f3d51d9a79473420c03ca5#toc-c03ca5-7 (дата обращения: 30.09.2024).
NEW PROMISING DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC PARTNERSHIP BETWEEN RUSSIA AND ASEAN
P.M. Nosyreva, Student
Supervisor: V.S. Osipov, Doctor of Economic Sciences, Professor Lomonosov Moscow State University (Russia, Moscow)
Abstract. The article analyzes the historical aspects and basic foundations of partnership relations between Russia and the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN). Current challenges and possible prospects for deepening cooperation are considered. The main emphasis is placed on new areas of strategic cooperation, including economic partnership, energy security, development of digital technologies and environmental projects. In addition, the article offers forecasts on the future development of relations between Russia and ASEAN in the context of global transformations and ensuring regional security.
Keywords: Russia, ASEAN, strategic partnership, economic cooperation, regional security.