Международное экономическое и торговое сотрудничество России и АСЕАН: современное состояние и перспективы развития
Долгий Павел Александрович,
студент базовая кафедра инфокоммуникаций ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», geimer89@mail.ru
Костерев Максим Сергеевич,
студент базовая кафедра инфокоммуникаций ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», aspirationlevel_5@mail.ru
Сушков Александр Евгеньевич,
студент базовая кафедра инфокоммуникаций ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Alex.su-shkov15@gmail.com
Пылинская Юлия Андреевна,
студент кафедра стандартизации, метро-логии и управления качеством ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», ulia281197@yandex.ru
Бакшеев Виталий Вячеславович,
студент кафедра радиотехника ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», vitaliy_2419@mail.ru
Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа характеристики современного этапа сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и определению перспективы их дальнейшего развития внешнеэкономических и внешнеторговых партнерских отношений. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что на сегодняшний между Россией и АСЕАН формируются активные и динамичные международные отношения, стимулирующие внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность. В рамках статьи рассмотрены основные достижения текущего этапа формирования сотрудничества и международных отношений между Россией и странами АСЕАН. Проанализирована практическая роль России в укреплении роли АСЕАН в Азиатско-тихоокеанском регионе. Рассмотрены актуальные проблемы взаимодействия по линии «Россия-АСЕАН». Проанализировано как кризис пандемии коронавируса повлияла на развитие товарооборота между Россией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. Выделены перспективные направления дальнейшего развития международного сотрудничества и партнерства по линии «Россия-АСЕАН». В заключении статьи, автором установлено, что несмотря на список проблем, существует ряд перспектив сотрудничества по линии «Россия-АСЕАН», как наращивание объемов внешней торговли, увеличение внешней инвестиционной деятельности, активное участие России практически во всех мероприятиях АСЕАН.
Ключевые слова: АСЕАН; международное экономическое сотрудничество; мировая экономика; международные отношения; внешняя торговля; Россия и АСЕАН; Ассоциация государств Юго-Восточной Азии; Азиатско-Тихоокеанский регион.
Современный этап развития международного общества характеризуется трансформацией рынков под факторами глобализации. В первую очередь, глобализация обусловлена экономическими факторами, из-за которых создаются новые тесные внешнеэкономические и внешнеторговые связи между предприятиями,корпорациями, частными инвесторами, рынками и целыми государствами.
В последние годы глобализация мирового сообщества характеризуется и созданием новых внешнеэкономических связей России с целыми ассоциациями, к которым относится АСЕАН [1].
Одним из форм развития глобализации в ХХ1-м столетие является регионализация, в рамках которой формируются региональные организации международной политики и деятельности, среди которых Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Задачей создания подобных ассоциаций выступает стимулирование условий социально-экономического развития стран-партнеров, поиск новых внешних отношений и рынков сбыта.
Актуальность научного исследования на тематику «Международное экономическое и торговое сотрудничество России и АСЕАН» обусловлена тем, что на сегодняшний между Россией и АСЕАН формируются активные и динамичные международные отношения, стимулирующие внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность.
По этой причине, целью научной статьи выступает проведение исследовательского анализа характеристики современного этапа сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и определению перспективы их дальнейшего развития внешнеэкономических и внешнеторговых партнерских отношений.
Россия активно сотрудничает с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), с 1996 года является ее официальным диалоговым партнером.
За прошедший период удалось добиться значительного прогресса во всех сферах взаимоотношений с этой ведущей региональной организацией. Заложен солидный договорно-правовой фундамент. Созданы эффективно работающие совместные механизмы. С 2017 года в Джакарте действует Постпредство России при АСЕАН.
14 ноября 2018 года в Сингапуре состоялся 4-й саммит Россия-АСЕАН, на котором было принято историческое решение о повышении российско-асеановского партнерства до стратегического уровня.
В ходе саммита также был одобрен документ о сотрудничестве в сфере безопасности информационно-коммуникационных технологий, направленный на повышение эффективности борьбы с преступностью в этой области и выработку единых подходов к поведению государств в информационном пространстве.
Изначально предысторией саммита в Сингапуре 2018 года была встреча Путина в 2016 году в Сочи с представителями Ассоциации стран Юго-Восточной
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
о
О!
О Ш Ш X
<
ш
о
X X
Азии, где были определены стратегические области развития их международных отношений. К важным направлениям внешней политики относятся такие сферы деятельности, как:
- укрепление связей в сельскохозяйственном производстве;
- взаимный обмен достижениями в науки и инновациях;
- укрепление связей в организации борьбы против международного и внутреннего терроризма;
- развитие проектов в сфере здравоохранения;
- развитие проектов в сфере туризма;
- обеспечение защиты национальных границ и морской безопасности.
Таким образом, именно на саммите в Сингапуре 2018 года отношения между Россией и АСЕАН были выведены на новый стратегический уровень, после чего приоритетными вопросами выступали безопасность, политика, экономика, туризм и внешняя торговля.
Приоритетом отношений остается кооперация в торгово-экономической и инвестиционной сферах. Совокупный товарооборот России с Ассоциацией по итогам 2018 году достиг 19,6 млрд долл. США [3].
Одним из мотивов развития сотрудничества по линии «Россия-АСЕАН» является желание государств Юго-Восточной Азии приобрести надежного внешнеэкономического и политического партнера при укреплении роли АСЕАН в азиатско-тихоокеанском регионе.
Совместные проекты России и АСЕАН включают в себя формирование финансового фонда делового сотрудничества, где проводятся следующие мероприятия, а именно [2]:
- профессиональное обучение;
- проведение семинаров и конференций;
- организация экспертиз и исследований;
- обмен делегациями;
- иная деятельность, способствующая тесным связям и отношениям между Россией и АСЕАН.
Практическая роль России в укреплении роли АСЕАН в азиатско-тихоокеанском регионе заключается в следующих аспектах:
1. Во-первых, Россия является одной из крупнейших экономик и рынков мира, из-за чего внешняя торговля между российскими компаниями и организациями стран Юго-Восточной Азии формирует положительный стимул для экономического роста государств участников.
2. Во-вторых, Россия является крупнейшей площадкой для создания внешних логистических цепочек поставок, что открывает возможность экспансии продукции компаний стран АСЕАН на рынки Европейского Союза.
3. В-третьих, Россия активный участник и партнер во внешнеэкономических и внешнеполитических вопросах Китая - основного игрока азиатско-тихоокеанского региона. Благодаря этому, страны АСЕАН получают возможность устанавливать новые тесные контакты с Поднебесной в удовлетворении своих политических и экономических вопросов/интересов.
Одной из главных форм международного сотрудничества между Россией и АСЕАН являются встречи их министров в сфере экономики, торговли, безопасности и туризма.
Например, за лето 2021 года было организовано 2 встречи министра иностранных дел РФ с министрами иностранных дел стран АСЕАН. В рамках отношений были приняты следующие стратегически важные решения:
- обсуждено партнерство в решении проблемы распространения пандемии коронавируса;
- Россия получила договоренности о поставках своей вакцины в страны АСЕАН;
- принято решение об продолжении координирования своих действий на многосторонних форумах под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
- обсужден будущий диалог стран об развитии информационных коммуникаций и технологий в сфере развития промышленности и национальной безопасности.
Анализируя общую характеристику международных отношений и сотрудничества по линии «Россия-АСЕАН» можно на рисунке 1 изобразить основные направления их текущего этапа.
Рисунок 1 - Основные направления сотрудничества по линии «Россия-АСЕАН» и их основные задачи.
В рамках оценки эффективности и перспектив сотрудничества между Россией и странами АСЕАН возможно выделить следующие актуальные проблемы, среди которых:
1. Традиционная географическую направленность асеановского экспорта и импорта на страны Северо-Восточной Азии, США и Евросоюза, которые имеют стратегические политические и экономические интересы в регионе Юго-Восточной Азии и сохраняют статус ведущих торговых (и инвестиционных) партнеров.
2. Слабая информированность государств АСЕАН о торговых возможностях нашей страны.
3. Географическая удаленность наших стран друг от друга, что ведет к завышению транспортных издержек, а значит, удорожанию поставляемой продукции.
4. Невысокий уровень логистики, стимулирующий применение услуг посредников из Сингапура и западноевропейских государств.
5. Невысокая эффективность государственной политики стимулирования российского экспорта на основе таких инструментов, как, например, кредитование и страхование экспорта промышленной продукции [6; 7].
Еще одной проблемой формирования перспектив сотрудничества России и АСЕАН является сфера туризма и низкий уровень осведомленности наших граждан о гражданах государств-членов АСЕАН. Опять же из-за пандемии снизился поток туристов.
Например, для экономики России приток новых туристов со стороны стран АСЕАН является приоритетным направлением дальнейшего развития внутреннего туризма. Однако тому препятствует ряд проблем, таких, как:
- низкий уровень развитости туристической инфраструктуры;
- неэффективная система продвижения туристических продуктов;
- дефицит профессиональных кадров туристической деятельности;
- слабая развитость информационных ресурсов туристических предприятий.
Несмотря на это, можно выделить следующие перспективные направления дальнейшего развития международного сотрудничества и партнерства по линии «Россия-АСЕАН» [4; 5]:
1. Наращивание объемов внешней торговли, динамика чего подтверждается на графике рисунка 2.
Рисунок 2 - Динамика экспорта и импорта между Россией и странами АСЕАН в периоде 2009-2017 гг., в млрд долларов США [составлено автором на основе источника 4].
2. Увеличение внешней инвестиционной деятельности, поскольку наблюдается рост объема прямых инвестиций из России в АСЕАН. Российские компании вкладывают средства в добычу полезных ископаемых в Индонезии и Мьянме, в «мирный атом» во Вьетнаме.
3. В перспективе развития сотрудничества России и стран-членов АСЕАН актуальной представляется задача налаживания и развития контактов между отдельными регионами России и стран АСЕАН, прежде всего в направлении расширения круга потенциальных инвесторов.
Таким образом, подводя итоги научной работы, можно заключить следующее, что несмотря на список проблем, существует ряд перспектив сотрудничества по линии «Россия-АСЕАН», как наращивание объемов внешней торговли, увеличение внешней инвестиционной деятельности, активное участие России практически во всех мероприятиях АСЕАН, увеличение внешнеэкономического сотрудничества в вопросах развития транс-портно-логистической инфраструктуры, повышение практической роли энергетики, как отрасли взаимных интересов между Россией и странами АСЕАН, налаживание и развитие контактов между отдельными регионами России и стран АСЕАН, прежде всего в направлении расширения круга потенциальных инвесторов.
Литература
1. Сидоров А.С., Огнева В.В. Регионализация как важнейший тренд современного мирового развития // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2015. №2.
2. Диалог Россия-АСЕАН. URL: https://www.mid.ru/dialog-rossia-asean (дата обращения: 21.09.2021).
3. Васина Е.С. Экономическое сотрудничество стран АСЕАН и России // Аллея науки. 2018. Т. 8. № 5 (21). С. 983-987.
4. Долгова Д.А., Аветисян Э.Г. Перспективы сотрудничества ЕАЭС и АСЕАН в контексте поворота России на Восток // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. 2018. № 3 (12). С. 17-19.
5. Костюнина Г.М. Внешняя торговля России со странами АСЕАН: основные тенденции развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 3. С. 43-59.
6. Иванов А.А. АСЕАН и вокруг нее: нужен ли России стратегический шаг в Азию? // Вестник Института востоковедения РАН. 2019. № 1 (7). С. 176-184.
7. Маматов М. Россия и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) // Аллея науки. 2019. Т. 3. № 5 (32). С. 736-739.
International economic and trade cooperation of Russia and ASEAN:
current state and development prospects Dolgiy P.A., Kosterev M.S., Sushkov A.E., Pylinskaya Yu.A., Baksheev V.V.
Siberian federal university
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
The scientific article is devoted to the research analysis of the characteristics of the current stage of cooperation between the Russian Federation and the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN) and the determination of the prospects for their further development of foreign economic and foreign trade partnerships. The relevance of the study on the selected problem is due to the fact that today active and dynamic international relations are being formed between Russia and ASEAN, stimulating foreign economic and foreign trade activities. The article examines the main achievements of the current stage in the formation of cooperation and international relations between Russia and the ASEAN countries. The practical role of Russia in strengthening the role of ASEAN in the Asia-Pacific region is analyzed. Topical problems of interaction between Russia and ASEAN were considered. It is analyzed how the coro-navirus pandemic crisis affected the development of trade between Russia and the Association of Southeast Asian Nations. Highlighted promising areas for the further development of international cooperation and partnership in the "Russia-ASEAN" line. In the conclusion of the article, the author found that despite the list of problems, there are a number of prospects for cooperation between Russia and ASEAN, such as increasing foreign trade, increasing foreign investment activity, Russia's active participation in almost all ASEAN events. Keywords: ASEAN; international economic cooperation; world economy; international relationships; international trade; Russia and ASEAN; Association of Southeast Asian Nations; Asian-Pacific area. References
1. Sidorov A.S., Ogneva V.V. Regionalization as the most important trend of
modern world development // Izvestia TulGU. Humanitarian sciences. 2015. No. 2.
2. Dialogue Russia-ASEAN. URL: https://www.mid.ru/dialog-rossia-asean
(date of access: 21.09.2021).
3. Vasina E.S. Economic cooperation between ASEAN countries and Russia
// Alley of Science. 2018.Vol. 8.No. 5 (21). S. 983-987.
4. Dolgova D.A., Avetisyan E.G. Prospects for cooperation between the
EAEU and ASEAN in the context of Russia's turn to the East // Modern periodicals in the context of communication processes. 2018. No. 3 (12). S. 17-19.
5. Kostyunina G.M. Foreign trade of Russia with the ASEAN countries: main
development trends // Russian foreign economic bulletin. 2019.No. 3.P. 43-59.
6. Ivanov A.A. ASEAN and Around It: Does Russia Need a Strategic Step into
Asia? // Bulletin of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. 2019. No. 1 (7). S. 176-184.
7. Mamatov M. Russia and the Association of Southeast Asian Nations
(ASEAN) // Alley of Science. 2019.Vol. 3.No. 5 (32). S. 736-739.
I I
О
го
>
п.
I
го m
о
io
2
О M