Научная статья на тему 'Новые основания классификации политических партий в современной России'

Новые основания классификации политических партий в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3903
465
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА / ГЕНДЕРНЫЕ ПАРТИИ / КАДРОВЫЕ ПАРТИИ / МАССОВЫЕ ПАРТИИ / ПАРТИЙНЫЕ ЭЛИТЫ / ПАРТИЙНАЯ ЛИНЕЙКА / PARTY SYSTEM / GENDER PARTIES / STAFF PARTIES / MASS PARTIES / PARTY ELITES / PARTY SCALE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лаврентьев Сергей Николаевич

В статье содержится критический обзор принятых систем классификации политических партий применительно к условиям постсоветской России. В частности, автор доказывает, что традиционная модель партийной линейки с дифференциацией партий на правые, левые и центр в условиях России не работает. Автор обосновывает собственную двухмерную модель классификации, а также дает определение левоконсервативной партии как специфического феномена постсоветской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The critical survey of accepted political parties' classifications in relation to post-Soviet Russia's conditions is carried out in the article. In particular the author proves that the traditional model of the party scale differentiating parties into right, left and central does not work in Russian conditions. The author substantiates his own two-dimensional model of classification and gives the definition of a left-conservative party as a specific phenomenon of post-Soviet Russia.

Текст научной работы на тему «Новые основания классификации политических партий в современной России»

Политология

Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ

НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье содержится критический обзор принятых систем классификации политических партий применительно к условиям постсоветской России. В частности, автор доказывает, что традиционная модель партийной линейки с дифференциацией партий на правые, левые и центр в условиях России не работает. Автор обосновывает собственную двухмерную модель классификации, а также дает определение левоконсервативной партии как специфического феномена постсоветской России.

The critical survey of accepted political parties’ classifications in relation to post-Soviet Russia’s conditions is carried out in the article. In particular the author proves that the traditional model of the party scale differentiation of parties into right, left and central does not work in Russian conditions. The author substantiates his own two-dimensional model of classification and gives the definition of a left-conservative party as a specific phenomenon of post-Soviet Russia.

Ключевые слова:

партийная система, гендерные партии, кадровые партии, массовые партии, партийные элиты, партийная линейка; party system, gender parties, staff parties, mass parties, party elites, party scale.

ЛАВРЕНТЬЕВ

Сергей

Николаевич — к.и.н., профессор; ректор БАГСУ при Президенте Республики Башкортостан bagsu@rb.ru

Отечественная политология сталкивается с целым рядом труд -ностей, связанных с тем, что существующие классификации являются иностранными заимствованиями, которые зача -стую отражают реалии политических систем, отличных от россий -ских. В связи с этим многие авторитетные системы классификаций, порой носившие характер эпохальных парадигм, на сегодняшний день утратили свою былую значимость. Такова, например, марксистская система классификации политических партий по классо -вым основаниям — на буржуазные партии и партии рабочего класса. На сегодняшний день во всем мире классовые партии стали достоя -нием истории. Последнее связано с постиндустриальными измене -ниями в социальной структуре западных обществ, резким сокраще -нием численности рабочего класса и его фактическим включением в нижнюю часть среднего класса, тогда как система жесткой экс -плуатации была вынесена капиталом за пределы собственных поли -тических систем в страны «третьего мира».

Другой пример — линейная классификация политических пар -тий, хорошо зарекомендовавшая себя в условиях США и стран Евросоюза, с делением на «правых», «левых» и «центристов». Однако в условиях России такая «одномерная» классификация просто не работает, поскольку все зарегистрированные в России политиче -ские партии несут в себе признаки организаций как «правого», так и «левого» политического спектров. Например, партия «Правое дело» (до недавнего времени — Союз правых сил) позиционирует себя как партия правого спектра. Действительно, программный акцент на защите прав частных собственников, требования сокращения соци альных расходов государства являются признаком правых партий. Вместе с тем идеи необходимости ослабления института националь ной государственности и подчеркнутый космополитизм являются несомненными признаками левой партии. В свою очередь, партия, занимающая, казалось бы, крайне левый фланг партийного спектра,

— Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) после -довательно выступает с патриотической риторикой — за укрепление института семьи, общественную нравственность, патриотизм и силь ное государство. Даже если не брать в расчет заигрывание с предста

вителями традиционных религиозных кон -фессий (в частности, публичное заявление Г.А. Зюганова в теледебатах, что «Иисус Христос был первым коммунистом»), уже этого достаточно, чтобы признать КПРФ частично «правой» партией.

То же самое показывает политологиче ский анализ, осуществленный по осталь ным официально зарегистрированным политическим партиям Российской Федерации. В партийной конфигурации современной России отсутствуют цен тристские партии. Претендующая на этот статус «правящая» на сегодняшний день «президентская» партия «Единая Россия» (ЕР) по своей сути центристской не явля ется. Выступая, а главное, действуя с пра ворадикальных позиций недопустимости любого пересмотра итогов приватизации 90 - х гг., она резко смещается вправо от центра по шкале партийной идентифи кации. Здесь необходимо отметить, что в условиях развитых стран с рыночной экономикой процесс приватизации диа лектически взаимосвязан с процессом национализации, которые являются в рав ной степени легитимными рыночными инструментами экономической политики демократического государства, осущест вляемой в интересах инновационного раз -вития общества. Отрицание национали -зации как одного из таких инструментов ставит ЕР на праворадикальные позиции.

Для партийной конфигурации запад ных государств является традиционным, что партии, придерживающиеся консер вативной идеологии, занимают правый партийный спектр, либералы — право -центристский, социал -демократы — лево -центристский, коммунисты — левый. Особенностью эволюции политических партий Российской Федерации стали пар тии, ориентированные на либеральные рыночные модели развития и при этом на консервативные политические ценно сти («Правое дело»). Также сформирова -лись партии, разделяющие либерально демократические ценности и при этом имеющие, по сути, социал -демокра -тическую политическую платформу (Объединенная демократическая партия «Яблоко»).

Все это показывает, что имеющиеся системы партийной классификации в условиях России фактически не работают. Даже используя принятые в политологии научные понятия, необходима их экс

пликация и адаптация применительно к российской политической системе и осо -бенностям ее политической эволюции. Вместе с тем потребности политической прогностики, анализа и консалтинга тре -буют на теоретическом уровне решить проблему построения научно объективной модели российского партийного поля.

Концепция так называемой «всеохват -ной партии» (catch-all party), или «партии избирателей», также не решает проблему российской партийной классификации, т.к. все семь зарегистрированных партий Российской Федерации являются по сво -ему типу catch-all parties.

Чтобы разобраться в сложившейся ситу -ации, необходимо принять во внимание, что исторически современные россий ские партии формировались не «снизу вверх», как кузницы политической элиты и организации, созданные контрэлитой для борьбы за власть, а «сверху вниз», как организации уже сформировавшихся политических элитных группировок. Даже эгалитарная по своей идеологии КПРФ была сформулирована как элит -ный проект с использованием остатков кадрового потенциала КПСС и, по всей видимости, некоторых ее финансовых и имущественных активов. В этой связи мы предлагаем следующую классификацию политических партий: партии — админи -стративные проекты («Единая Россия», «Справедливая Россия»), партии — пиар -проекты («ЛДПР», «Яблоко», «Патриоты России»), партии — программные проекты («Правое дело» и «КПРФ»).

Анатомия политических партий — адми -нистративных проектов хорошопросматри -вается на примере партии «Единая Россия» и предшествовавших ей Межрегионального движения «Единство» («Медведь») и партии «Отечество — Вся Россия». Эти партии были сформированы в качестве политических проектов разных сегмен тов высшей политико административной элиты Российской Федерации: «Единство» («Медведь») — президентских структур и силовиков, «Отечество» — политико -административных элит Москвы и Санкт Петербурга, «Вся Россия» — региональ -ных элит и, прежде всего, национальных республик — Татарстана, Ингушетии, Башкортостана и т.д.

«Справедливая Россия» образовалась путем слияния так называемой Партии жизни С. Миронова и партии «Родина»

Д. Рогозина, причем этот партийный синойкизм произошел на базе элек -торально более слабой Партии жизни. На наш взгляд, это далеко не случайно. Несмотря на декларируемую антисистем -ность, Партия жизни, а впоследствии и «Справедливая Россия», формировались как левый административный проект Кремля. Согласно имеющейся в нашем распоряжении инсайдерской информа ции, процедуры, связанные с регистра -цией Партии жизни, реализовывались не без помощи административного ресурса. В частности, это касалось формирова -ния установленного числа членов регио -нальных отделений. Необходимо также отметить, что лидер Партии жизни и «Справедливой России» С. Миронов до 18 мая 2011 г. сохранял за собой пост Председателя Совета Федерации ФС РФ. Также как и Единая Россия, в 2007 г. пар -тия «Справедливая Россия» поддержала кандидатуру Д.А. Медведева на пост пре -зидента Российской Федерации.

В целом, партии — административные проекты не могут служить опорой дей ствующей власти. Напротив, как показали выборы в Государственную Думу ФС РФ 4 декабря 2011 г., они сами нуждаются в административной поддержке. Без адми -нистративного ресурса, как свидетель ствует опыт партии «Наш дом — Россия» (НДР), они вряд ли смогут преодолеть установленный барьер прохождения в Думу. Спецификой России является то, что не партия является источником леги тимности ее политического лидера, а напротив, сама партия — административ -ный проект эксплуатирует легитимность лидера, который даже не является ее фор мальным членом. Данные партии создавались в целях политической мобилизации российской бюрократии, а также своего рода «выключения» законодательной вла -сти из реального политического процесса. Добившись конституционного большин -ства, партия — административный про -ект превращает Государственную Думу в «машину для голосования». Причем про цедуры согласований, экспертных оценок и консультаций де факто исключались из российской парламентской практики. Наиболее точно это выразил в своем высту -плении председатель исполкома «Единой России» Б. Грызлов, заявивший: «Мне кажется, что Государственная Дума — это не та площадка, где надо проводить поли

тические баталии, отстаивать какие то политические лозунги и идеологии, это та площадка, где должны заниматься кон структивной, эффективной законодатель ной деятельностью»1. Впоследствии это высказывание оформилось в афоризм: «Парламент — не место для дискуссий».

Причем было бы ошибкой утверждать, что партии как административные про екты не несли в себе определенного кон структивного для государственного управ ления смысла. Например, партия «Единая Россия» в немалой степени способствовала консолидации и повышению управляемо -сти кадрового корпуса государственной бюрократии, как некогда во времена КПСС. Однако эти аспекты политической деятельности партии не имеют отношения к классическим моделям западных партий как институтов парламентской борьбы.

В качестве другой разновидности суще ствующих российских политических партий мы рассматриваем партии — про -граммные проекты. Причем их не следует ассоциировать с классическими партиями, основанными на идеологических доктри -нах. Так же, как и партии — администра -тивные проекты, они типичные catch-all parties, однако это партии, созданные для реализации исторически оформившихся в политическом сознании граждан России политических проектов, достаточно уто -пичных, но обязательно включающих в себя несколько идеологий и целый ком плекс достаточно противоречивых поли -тических ценностей. В политической системе РФ таких «программных» пар тий две: «Правое дело» — правопреемник «Союза правых сил», «Демократического выбора России» и Коммунистическая партия Российской Федерации. Обе пар тии не имеют классового (социального) ядра. Несмотря на декларации о том, что «Правое дело» — партия успешных, социально состоявшихся людей или, как вариант, партия среднего класса (малого бизнеса), основную массу голосов пра вые получают от бедных молодых людей с нереализованными амбициями. Если проанализировать федеральный список «Правого дела» на выборах в ГД ФС РФ 4 декабря 2011 г., то можно убедиться, что

1 Государственная Дума ФС РФ. 4-й созыв. Текст стенограммы заседания от 29.12.2003. Бюллетень № 1(715), ч. 1, с. 4-31, ст. 14.

представители бизнеса в ней составляют ничтожное меньшинство1.

Вопреки пропагандистским заявлениям руководства КПРФ, что они являются партией «рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции» (трудового народа), в партийном списке партии в ходе выбо ров в ГД 6 - го созыва значительная часть кандидатов в депутаты являлась профес сиональными политиками, с включением представителей бизнес структур и лиц, занимавших государственные должно сти РФ и ее субъектов2. Таким образом, и КПРФ, и «Правое дело» являются парти ями профессиональных политиков.

Программность данных партий не явля ется синонимом понятия «идеологическая партия», поскольку, как уже было отме чено выше, их программы эклектичны. Наиболее точное определение данных программных проектов предложили известные российские политтехнологи Е. Малкин, Е. Сучков и В. Полуэктов. Так, партия «Правое дело» отражает про ект вестернизации России, т.е. объединяет избирателей под популистским лозунгом: «Сделаем как на Западе»3.

Программный проект КПРФ заклю -чается в «советизации» Российской Федерации под лозунгом: «Назад (вперед) в СССР!». В полном соответствии с зако -нами политического мифотворчества оба проекта отражают не «реальный Запад»4 и не «реальный СССР»5, а их снятые, идеализированные в массовом сознании образы.

И наконец, партии — пиар проекты вклю -чают в себя «партии одного политика»,

1 Федеральный список кандидатов в депутаты ГД ФС РФ 6 -го созыва, выдвинутый Всероссийской политической партией «Правое дело». Постановление ЦИК РФ № 50/414- 6 от 24.10.2011 // Официальный портал ЦИК РФ; http://www.cikrf.ru/law/decree_of_cec/2011/10/24/ Zp11414.html (дата обращения 5.01.2012).

2 Федеральный список кандидатов в депутаты ГД ФС РФ 6 го созыва, выдвинутый Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации». Постановление ЦИК РФ № 45/374- 6 от 14.10.2011 // Официальный портал ЦИК РФ; http://www.cikrf.ru/law/decree_of_cec/2011/10/14/ Zp11374.html (дата обращения: 5.01.2012).

3 Технологии политического успеха. Приложения. — М. : Высшая школа управления, 2007, с. 140.

4 См.: Зиновьев А.А. Запад. — М. : Центрполи-граф, 2000.

5 См.: Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. — М. : Центрполиграф, 1994.

например Либерально -демократическую партию России (ЛДПР), Объединенную демократическую партию «Яблоко». Данные партии служат своего рода пиар площадками для реализации политичес кого потенциала своих лидеров, со ответственно В.В. Жириновского и Г.А. Явлинского. Сюда же необходимо отнести так называемые спойлерские пар тии — двойники, созданные политтехно -логами с целью частичного раскола элек тората конкурентов. Следует отметить, что данный тип партий не может быть устойчивым. Поэтому мы можем с уве ренностью прогнозировать, что партий ная конфигурация этого сектора партий ного поля России в ближайшие десять лет радикально изменится — отчасти в связи со сменой возрастных поколений в политике, а отчасти — с неизбежными изменениями в расстановке сил на политическом поле России. Как самостоятельный тип партий ной модели партии — пиар - проекты, несо -мненно, останутся и в дальнейшем, но вот состав игроков изменится.

Таким образом, для точной классифика -ционной привязки политической партии к тому или иному сегменту партийного поля одномерной модели недостаточно. Например, к числу «программных» партий следует отнести такие антагонистические партии, как КПРФ и «Правое дело», что вносит определенную путаницу в систему классификации. Следовательно, необхо -дима многомерная модель, учитывающая не только цель создания политической партии (реализация административного, программного или пиар -проекта), но и нюансы ценностных различий, положен ных в основу их деятельности. На наш взгляд, для классификации политических партий России по ценностным основа ниям можно воспользоваться двухмерной моделью (см. рис. 1).

Как уже отмечалось выше, все действу ющие политические партии России явля ются эклектичными в идеологическом аспекте. У партий нет единой идеологии, но есть определенные ценности. Партия может разделять левые и одновременно консервативные ценности или ультрапра -вые и одновременно либеральные ценно -сти. Например, «Правое дело» принци -пиально не разделяет эгалитарные ценно сти, а КПРФ не отрицает, подобно западным левым, ценность института сильного государства. Поэтому феноменом пар -

Консерваторы

Либералы

Рисунок 1 Модель партийного поля Российской Федерации

тийного поля РФ являются левые кон серваторы (КПРФ, «Патриоты России»), левые либералы («Справедливая Россия», «Яблоко»), правые либералы («Правое дело»). Необходимо отметить, что, несмо тря на провозглашение консерватизма официальной партийной идеологией, партия «Единая Россия» консервативной не является. Внутрипартийная кадровая политика с включением в федеральный избирательный список спортсменок и актрис, отметившихся откровенными фотосессиями в «желтых» журналах, бло -кирование законодательных инициатив левоконсервативных партий о введении общественного контроля за нравствен ностью на государственных телеканалах, отказ поддержать идею об ограничении абортов и целый ряд других политиче ских решений позволяют идентифициро вать «Единую Россию» как партию, раз деляющую умеренные праволиберальные ценности.

Таким образом, нами установлена неэф фективность существующих систем клас сификации политических партий, приня тых в политической науке США и стран Евросоюза, для условий политической

системы Российской Федерации. Эти модели нуждаются в адаптации к россий ской специфике, которая сформирована особенностями исторического развития России, своеобразием ее политической культуры. Для построения системы клас -сификации политических партий, отве чающей российской действительности, необходимо использовать ценностнопроектный классификационный крите рий. Объективной реальностью совре менной России являются непривычные Западу левоконсервативная (КПРФ) и праволиберальная («Правое дело») пар тии — программные проекты, правокон -сервативная (ЛДПР), леволиберальные («Справедливая Россия» и «Яблоко) и левоконсервативная («Патриоты России») партии — пиар - проекты, а также право -либеральный административный проект

— партия «Единая Россия». Причем, по нашему прогнозу, такое распределение партийных акторов на партийном поле России является достаточно устойчивым. И хотя отдельные партийные проекты теоретически могут «сменить вывеску», основные партийные типы полностью сохранятся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.