Научная статья на тему 'Новые образовательные цели в современном вузе'

Новые образовательные цели в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЕМЫЕ / ЦЕЛИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стариков Н. Е., Старикова А. Б.

Рассмотрено понятие «инновация», обоснована необходимость внедрения инновационных подходов в организации образовательной деятельности в вузе. Сформулированы основные образовательные цели в подготовке специалистов на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW EDUCATIONAL GOALS IN A MODERN UNIVERSITY

The concept of "innovation", justified its need for the introduction of innovative approaches to the organization of educational activities in the modern university. The basic educational goals in training specialists at this stage are given.

Текст научной работы на тему «Новые образовательные цели в современном вузе»

УДК 378

Н.Е. Стариков, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-54-28, starikov [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),

А.Б. Старикова, канд. пед. наук, доц., (4872) 55-10-49

(Россия, Тула, Тульский филиал Финуниверситета при Правительстве РФ)

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Рассмотрено понятие «инновация», обоснована необходимость внедрения инновационных подходов в организации образовательной деятельности в вузе. Сформулированы основные образовательные цели в подготовке специалистов на современном этапе.

Ключевые слова: инновация, высшее профессиональное образование, обучаемые, цели, учебный процесс.

Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества.

В настоящее время темп развития науки и техники, скорость внедрения научных открытий, освоения новых технологий в ведущих отраслях промышленности становится соизмеримым с продолжительностью учебы в вузе. Это требует моделирования такой образовательной среды, которая позволит сократить расстояние между достижениями науки, производственной практикой и содержанием образования. Повышение качества образования должно осуществляться за счет модернизации всех компонентов педагогической системы вуза. И здесь значительная роль отводится использованию инновационных подходов к решению проблем образования и инновационных технологий.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различий методологических подходов, среди которых можно выделить два основных:

- инновация как результат творческого процесса;

- инновация как процесс внедрения новшеств.

В последнее время при выработке нормативно-правовой базы и разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности за основу взят своеобразный международный стандарт: инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят

существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления.

Другими словами, инновация - это результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителя, в данном случае, в интересах обеспечения качественной профессиональной подготовки студентов.

В настоящее время инновационный подход к организации образовательной деятельности в вузе является актуальным и необходимым.

Инновационный подход как результат творческого процесса и как процесс внедрения новшеств должен реализовываться на всех этапах образовательной деятельности вуза: от целевого до оценочно -результативного.

Традиционно цели высшего профессионального образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму и, в первую очередь, работодателю нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

В современных условиях обучение в высшей школе должно быть ориентировано не только на подготовку специалиста-исполнителя, но и на развитие творчески мыслящей, активнодействующей личности, способной самостоятельно и непрерывно пополнять и обновлять знания и умения, ответственно принимать нестандартные решения.

В связи с этим определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. Это и организационное переустройство учебного процесса с учетом как индивидуально-психологических особенностей отдельного студента, так и специфических характеристик учебной группы в целом; и совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов, реализацией творческого потенциала обучаемых; и рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, позволяющая сделать приоритетным развитие личности обучаемых.

Новые цели образования могут быть успешно реализованы с помощью контекстного обучения, в рамках которого целенаправленно и последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности обучаемых. Эта теория изначально ориентирована на овладение профессиональной деятельностью

в рамках принципиально новой (по целям, содержанию, формам, методам и средствам, да и самому процессу) учебной деятельности.

В контекстном обучении при непосредственном и активном участии самого обучаемого достигаются две взаимосвязанные цели: гуманистическая - развитие самоактуализирующейся личности будущего специалиста и прагматическая - становление его социально-профессиональных компетенций.

Ориентация на новые образовательные цели влечет за собой существенные изменения и в содержании образования за счет усиления практического, межпредметного и прикладного аспектов образования. Необходима переориентация от декларативных знаний (знать «что») и процедуры (знать «как») и ценностно-смысловых (знать «зачем», «почему»). На первое место ставится не информированность обучаемого, а умение решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; в практической жизни при выполнении социальных ролей; в овладении профессиональными умениями и навыками; при рефлексии собственных жизненных проблем, самоорганизации, выборе стиля и образа жизни, разрешении конфликтов. Для реализации этих изменений необходим переход от совокупности абстрактных теоретических понятий, разбросанных по многим учебным дисциплинам, к системным, межпредметным, надпредметным, метапредметным, практико-ориентированным представлениям о мире и способах социально нормированного практического действия в нем. А это означает перевод организации образовательного процесса с «дисциплинарного» на «междисциплинарный» принцип, создание которого позволит комплексно подойти к подготовке специалиста.

Подготовка будущих специалистов на междисциплинарной основе позволит не только активизировать знания и умения, полученные при изучении отдельных дисциплин, но и обобщить и систематизировать общепрофессиональные и специальные знания, умения и навыки.

Для реализации этих целей необходимым является внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий. В современной высшей школе широкое распространение получают личностно-ориентированные технологии обучения, которые, с одной стороны, удовлетворяют образовательные потребности каждого обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями, с другой стороны, способствуют становлению специалиста.

Еще одной перспективной образовательной технологией является реализация проблемно-деятельностного обучения. Оно дает возможность в процессе учебных занятий создавать специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно

обнаруживают и осмысливают профессиональную учебную проблему, мысленно и практически действуют в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее разрешения. Деятельностный подход способствует одновременному усвоению теоретических знаний и способов деятельности человека, а также формирует его отношения с другими субъектами, социумом, окружающей средой. Здесь, прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. При таком подходе в учебном процессе происходит не только усвоение системы знаний, но и овладение способами деятельности в вариативных ситуациях, развитие познавательных потребностей, инициативности, самостоятельности и творческого потенциала студентов. При реализации деятельностного подхода акцент делается на развивающих, проблемно-модульных, игровых, проектно-исследовательских технологиях; рейтинговых системах оценки; организации различных форм тестирования.

В соответствии с целевыми установками и деятельностным типом содержания образования определяются требования к технологиям обучения: усиление поисковой или проблемно-исследовательской направленности учебного процесса; активизация самостоятельной работы обучаемых; вовлечение их в социально значимую работу на основе принципа самоуправления.

Основными видами учебных занятий являются лекции и семинары.

В ходе занятий используется передовой опыт. При проведении этих занятий необходимо применять активные методы и формы обучения студентов.

При чтении лекций, проведении семинаров и групповых занятий целесообразно применять индивидуальные и групповые формы контроля знаний и обучения, проблемный, диалоговый и др. методы.

Контроль успеваемости и оценка знаний, навыков и умения обучаемых проводятся в виде текущего контроля, проводимого на всех видах занятий, а также в виде итогового контроля, проводимого при зачете с оценкой.

Для проведения зачета на кафедре разрабатываются: справочный материал, перечень вопросов, объекты учебно-материальной базы.

При подготовке студентов к зачету целесообразно организовать проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Список литературы

1. Инновационные технологии в образовании / под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. М.: МАКС Пресс, 2011. 141а

2. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576с.

N.E. Starikov, A.B. Starikova

NEW EDUCATIONAL GOALS IN A MODERN UNIVERSITY. The concept of "innovation", justified its need for the introduction of innovative approaches to the organization of educational activities in the modern university. The basic educational goals in training specialists at this stage are given.

Key words: innovation, higher vocational education, students, goals, educational

process.

Получено 17.10.12

УДК 378.1

И.Н. Кирюшкин, д-р техн. наук, доц., (4872) 35-05-50 (Россия, Тула, ТулГУ),

А.Э. Соловьев, д-р техн. наук, (4872) 35-26-78, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),

О.В. Чукова, канд. техн. наук, доц., 8(4872)33-24-88, chukolya1 @yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Исследованы результаты многолетней организационно-практической работы, направленной на создание высокоэффективной образовательной среды непрерывной многоуровневой подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса России на базе Тульского государственного университета.

Ключевые слова: учебный процесс, специалисты, оборонно-промышленные предприятия, выпускники.

В настоящее время Тульский государственный университет осуществляет в интересах ОПК подготовку специалистов (бакалавров, магистров) по основным образовательным программам, а также по программам аспирантуры и докторантуры.

Впервые созданы и внедрены в учебный процесс инновационные технологии подготовки кадров, ориентированные на реальные потребности предприятий ОПК (НИИ, КБ и т.д.), позволяющие своевременно и адекватно реагировать на изменения указанных потребностей. Данные технологии органично объединяют научный и учебно-методический потенциал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.