Научная статья на тему 'НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / СРЕДА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко А.Ф.

в статье анализируется современное профессиональное образование, которое неразрывно связано с новыми представлениями о молодом специалисте. Качество подготовки специалистов среднего профессионального образования зависит от многих факторов. К основным относятся: профессионализм преподавательского состава образовательной организации, материально-техническая база образовательной организации. В современной системе профессионального образования большое внимание уделяется умению преподавателя применять дистанционные образовательные технологии, владеть основами организации электронного обучения. При данных навыках преподаватель повышает свою конкуренцию в профессиональном сообществе, легко выстраивает виртуальную образовательную среду для взаимодействия с обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаренко А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM

the article analyzes modern professional education, which is inextricably linked with new ideas about a young specialist. The quality of training of specialists of secondary vocational education depends on many factors. The main ones are: the professionalism of the teaching staff of the educational organization, the material and technical base of the educational organization. In the modern system of professional education, much attention is paid to the ability of a teacher to apply distance learning technologies, to master the basics of organizing e-learning. With these skills, the teacher increases his competition in the professional community, easily builds a virtual educational environment for interaction with students.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Назаренко А.Ф. Email: Nazarenko6119@scientifictext.ru

Назаренко Анжела Францевна - преподаватель математики, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владикавказский торгово-экономический техникум, г. Владикавказ

Аннотация: в статье анализируется современное профессиональное образование, которое неразрывно связано с новыми представлениями о молодом специалисте. Качество подготовки специалистов среднего профессионального образования зависит от многих факторов. К основным относятся: профессионализм преподавательского состава образовательной организации, материально-техническая база образовательной организации. В современной системе профессионального образования большое внимание уделяется умению преподавателя применять дистанционные образовательные технологии, владеть основами организации электронного обучения. При данных навыках преподаватель повышает свою конкуренцию в профессиональном сообществе, легко выстраивает виртуальную образовательную среду для взаимодействия с обучающимися.

Ключевые слова: современное профессиональное образование, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронный учебник, среда дистанционного обучения.

NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM Nazarenko A.F.

Nazarenko Angela Frantsevna - Teacher of Mathematics, STATE BUDGETARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION VLADIKAVKAZ TRADE AND ECONOMIC COLLEGE, VLADIKAVKAZ

Abstract: the article analyzes modern professional education, which is inextricably linked with new ideas about a young specialist. The quality of training of specialists of secondary vocational education depends on many factors. The main ones are: the professionalism of the teaching staff of the educational organization, the material and technical base of the educational organization. In the modern system of professional education, much attention is paid to the ability of a teacher to apply distance learning technologies, to master the basics of organizing e-learning. With these skills, the teacher increases his competition in the professional community, easily builds a virtual educational environment for interaction with students.

Keywords: modern professional education, e-learning, distance learning technologies, electronic textbook, distance learning environment.

УДК 37

Современное профессиональное образование неразрывно связано с новыми представлениями о молодом специалисте, которое предъявляется обществом. Согласно Национальному проекту "Образование" одним из ключевых направлений является "совершенствование содержания образования - обновление нормативных и методических документов, определяющих содержание образования, внедрение новых

методик и технологий преподавания, а также формирование системы управления качеством образования" [1]. До 2024 года техникумы и колледжи будут оснащены современными мастерскими. Федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" направлен на "обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда" [2].

Качество подготовки специалистов среднего профессионального образования зависит от многих факторов. К основным относятся: профессионализм преподавательского состава образовательной организации, материально-техническая база образовательной организации.

Введение новых образовательных технологий подразумевает реализацию государственной политики в образовании, которая нацелена на решение главной задачи - обеспечение равных возможностей и доступности для получения образования, которая отражена в ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" направлен на "создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности" [3].

В современной системе профессионального образования большое внимание уделяется умению преподавателя применять дистанционные образовательные технологии, владеть основами организации электронного обучения. При данных навыках преподаватель повышает свою конкуренцию в профессиональном сообществе, легко выстраивает виртуальную образовательную среду для взаимодействия с обучающимися.

Важно понимать, что дистанционное обучение в Российской Федерации не является формой получения образования. Получают образование в формах очной, заочной, очно-заочной с применением дистанционных образовательных технологий на определённом этапе обучения.

Что подразумевается под дистанционными образовательными технологиями? Это прежде всего "образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников" [4]. Выделяют три основные категории в дистанционных образовательных технологиях: неинтерактивные (печатные материалы, аудио и видеоносители), средства компьютерного обучения (электронные учебники, новейшие средства мультимедиа, компьютерная проверка знаний и умений через тестирование); видеоконференция.

Под электронным обучением согласно статье 16 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" понимается "организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников" [4].

Исходя из выше сказанного, электронное обучение определяет взаимодействие преподавателя и обучающегося в виртуальном пространстве, через которое открывается доступ к электронным образовательным ресурсам. И дистанционные образовательные технологии и электронное обучение могут использоваться по

отдельности. Однако, реализуя только электронное обучение, дистанционные образовательные технологии будут необходимы.

Для того чтобы в своей профессиональной деятельности преподаватели могли реализовать поставленные перед ним современные образовательные задачи, он должен владеть ИКТ-компетентностями. Это подтверждается и в соответствующем профессиональном стандарте педагога. При работе в режиме электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий преподаватель должен определить способ взаимодействия с обучающимся. При этом, необходимо соответствующее техническое оснащение в образовательной организации, доступ к информационным ресурсам с использованием технологий Интернет. Преподаватель в своей деятельности должен продумать структуру учебного занятия, как будет осуществлять контроль полученных знаний, как будет выстраивать внеучебную деятельность.

Во многом педагогу облегчает решение данного вопроса электронные книги (учебники). Концепция электронных книг заключается в том, чтобы не заменить бумажные учебники, а сделать их инструментом для обучения с большими возможностями. Наряду с текстовой информацией в электронной книге представлены для наглядности графическая и звуковая информация, включены видеофрагменты. Интерактивность электронного учебника даёт возможность преподавателю применить индивидуальный подход к обучению, а у обучающегося развивается самостоятельный поиск в решении проблем и стимулирует развитие познавательных способностей, формирует ИКТ-компетентности. Однако, необходимо учитывать, что электронные книги должны быть безопасными, удобными, универсальными, надёжными, доступными. Постепенно учебники, входящие в Федеральный перечень, переводятся в электронную форму, которая должна работать на двух операционных системах и быть безопасной во время использования для здоровья. Практически все издательства предоставляют электронные библиотеки. Образовательные организации заключают с ними договора, на основании которых обучающиеся и преподаватели могут пользоваться ими бесплатно. Это очень важный момент, особенно для семей, имеющих сложные материальные ситуации. Ведь электронный учебник не должен стать преградой в получении образования. В процессе работы с электронными учебниками преподаватели отмечают заинтересованность к изучению предмета со стороны обучающихся.

С помощью информационных и коммуникационных технологий с целью повышения качества образования педагоги создают электронные образовательные ресурсы. Самой популярной является среда дистанционного обучения Moodle. Абревиатура с английского Modular Object-Oriented Dynamic Learnig Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Имеет свободный доступ в интернете, с помощью которого создают ресурсы для онлайн обучения. Имеет лицензию GNU GPL. Для обучающихся не имеет значения, где они в данный момент находятся, не привязаны по времени. Для совместной работы в данной среде представлен следующий набор интерактивных инструментов: форумы, чаты, комментарии, система оповещения, геймификация. В Moodle можно загрузить тексты с расширением PDF и XLS, изображения, презентации, тесты, курсы, видео. Существует мобильная версия приложения, что значительно упрощает работу на смартфонах и планшетах. Изучение учебного материала осуществляется через Интернет либо самостоятельно, либо в режиме реального времени через онлайн лекции, семинары, видеоконференции. На форумах и в чатах можно обсуждать учебный материал. Через рассылки преподаватель передаёт необходимую информацию для всех обучающихся. Данный ресурс позволяет отслеживать активность обучающегося, его оценки, комментарии преподавателей, сообщения в чатах и форумах.

Odin - информационная система, которая также может автоматизировать и упростить максимально возможное количество процессов в образовательной деятельности. В Odin необходимо предварительно самостоятельно зарегистрироваться. В процессе регистрации пользователю присваивается определённый статус - преподаватель или студент. Работа выстраивается достаточно удобно и для преподавателей и для студентов.

В период пандемии большой популярностью стала пользоваться корпоративная платформа Microsoft Teams, которая является частью пакета Office365. В рабочем пространстве данной платформы действуют чаты, встречи, заметки, вложения. В данном образовательном пространстве удобно организовать группы, задания, файлы, совместную работу, обмениваться файлами, получать доступ к файлам группы из единого центра. Кроме того, удобно отслеживать аналитику по группе и всей образовательной организацией в целом.

Zoom - программа для онлайн-конференций. Предназначена для удаленного взаимодействия между сотрудниками кампаний или учебных онлайн-занятий. После регистрации в zoom можно сразу провести конференцию, присоединяя участников. Также возможно запланировать конференцию. После появления конференции в календаре администратор получает доступ к приглашению, которое рассылается будущим участникам. В анонсе указаны дата и время онлайн-встречи, даны ссылка, идентификатор конференции и код доступа администратора. Создатель конференции управляет настройками: редактирует название, описание, время, ограничения и другие параметры, предусмотрена функция отключения звука или удаления из конференции, а благодаря модерации при входе присутствовать будут только приглашенные участники. В zoom стандартные функции: создание чатов, отправление файлов, смайлики, стикеры. Есть функция доски, записи конференции. Данная платформа пользуется большим спросом вследствие понятного интерфейса.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий возможна, если преподаватели отвечают современным требованиям, свободно владеют информационно-коммуникативными технологиями. А для этого необходимо проходить курсы повышения квалификации, посещать специализированные конференции. Также необходимо иметь материально-техническое и программное обеспечение как образовательной организации, так и самим обучающимся.

Список литературы / References

1. Минпросвещения России, Национальный проект "Образование". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (дата обращения: 09.11.2021).

2. Минпросвещения России, Федеральный проект "Молодые профессионалы" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/professionals/ (дата обращения: 09.11.2021).

3. Минпросвещения России, Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 09.11.2021).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021).

5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения // Учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 194 с.

6. Полат У.С. [и др.]. Теория и практика дистанционного обучения // Учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 434 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.