Научная статья на тему 'Новые направления и перспективы развития государства и гражданского общества в России и странах ЕС (материалы круглого стола)'

Новые направления и перспективы развития государства и гражданского общества в России и странах ЕС (материалы круглого стола) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые направления и перспективы развития государства и гражданского общества в России и странах ЕС (материалы круглого стола)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2008. № 4

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС (материалы круглого стола)

В рамках российско-польской политологической школы "Государство. Политика. Общество", в которой приняли участие преподаватели, аспиранты и студенты отделения политологии философского факультета МГУ и Лодзинского университета (Польша), 11 сентября 2007 г. состоялся круглый стол, посвященный новым направлениям и перспективам развития государства и гражданского общества в России и странах ЕС. В его работе приняли участие представители кафедры политических систем Университета Лодзи: руководитель польской делегации профессор Алиция Стемпень-Ку-чинска, ассистент Катаржина Доспиаль-Борысяк, ассистент Манго-жата Рацкевич, ассистент Михал Словиковски (кафедра международных отношений и политологии), докторант Марек Семпах, студентка Джоанна Дзуба, а также преподаватели и аспиранты кафедры государственной политики философского факультета МГУ: профессор А.Ю. Шутов, профессор И.А. Василенко, профессор М.С. Куцряшова, доцент A.C. Ахременко, аспиранты Е. Бычкова, И. Гаврюшкина, И. Лебедева.

Вели круглый стол профессор А. Стемпень-Кучинска и профессор И.А. Василенко.

И.А. Василенко: Уважаемые коллеги! Уважаемые польские гости! Наша российско-польская политологическая школа завершается сегодня работой круглого стола, который во многом призван подвести итоги обсуждению весьма актуальных проблем взаимодействия государства и гражданского общества в России и странах ЕС.

В России и Польше, которая сравнительно недавно вошла в ЕС, существует много общих проблем, связанных с периодом политического транзита — переходом к демократической политической системе, в которой важное место принадлежит институтам гражданского общества, политическим партиям и организациям, стремящимся вести активный диалог с государством. Однако создание зрелого, активного гражданского общества — весьма сложный процесс, и наши страны находятся еще в самом начале этого пути. Именно об этом мы и поговорим сегодня.

А. Стемпень-Кучинска: Уважаемые коллеги! За последние годы в странах Центральной и Восточной Европы произошли серьезные изменения институтов политической системы и выборного законодательства, в целом соответствующие демократическим стандартам.

Однако в большинстве этих стран процесс демократизации нуждается в дальнейшем углублении. Поэтому в ближайшем будущем мы станем свидетелями борьбы за ценности, а не за процедуры. Наибольшим изменениям в этом случае подвергнется партийная система. В странах данного региона сегодня мы сталкиваемся с кризисом доверия к государственным институтам и политическим элитам. Представители молодого поколения, интеллигенции предпочитают не вступать в партии и политические объединения, выражая таким образом несогласие с политикой правительства. Тем не менее для углубления демократизации нужен диалог граждан и элит, который возможен лишь тогда, когда элиты разделяют власть, а не концентрируют ее в одних руках во имя эффективного управления. Демократизация всегда предполагает создание условий для активного участия граждан в общественно-политической жизни. Это необходимо для развития любого гражданского общества. В противном случае демократия в стране будет характеризоваться политологами как формальная, управляемая. О том, как происходит процесс демократизации в Польше, пойдет речь ниже.

М. Рацкевич: Несмотря на то что современные демократические преобразования в польской политической системе начались только в 1989 г., демократическая традиция в Польше является одной из древнейших в Европе. Основной гарант успешного перехода к демократическому правлению в стране — Конституция 1997 г. Она утверждает следующие важнейшие принципы: провозглашение Польши суверенным государством; принадлежность верховной власти в стране народу; принцип демократичного, основанного на законе, правления; разделение властей; гарантии прав и свобод граждан и принцип построения гражданского общества как главного инструмента взаимодействия граждан и государства.

Польская политическая система, как и другие находящиеся в процессе трансформации, характеризуется нестабильностью, препятствующей созданию демократического государства и гражданского общества. Польше предстоит проделать большой путь в этом направлении.

М. Словиковски: Одна из наиболее острых проблем политической системы Польши — отсутствие доверия общества к политическим институтам, особенно к партиям и парламенту, что заметно по тому, как непостоянны результаты выборов и крайне низка явка избирателей. Высокий уровень недоверия к политическим институтам характерен для всех стран с коммунистическим прошлым, где граждане были практически лишены политических прав. Причиной недоверия могут быть и процессы, сопровождающие строительство демократического режима. Иногда создается впечатление, что граждане Польши и политики живут в двух разных реальностях: политиков мало интересуют нужды и ожидания избирателей. Отсутствие социальной активности может быть объяснено тем, что гражданское об-

щество еще не сформировано и его члены не готовы к принятию серьезных коллективных решений.

И.А. Василенко: В связи с этим хотелось бы задать нашим польским коллегам вопрос: как на развитие гражданского общества в Польше влияет процесс европейской интеграции, ведь Польша уже несколько лет — член ЕС?

К. Доспиаль-Борысяк: Ни одна организация по масштабам своего влияния на формирование политической жизни в Польше не может сравниться с ЕС. Причина этого заключается в том, что страна, желающая стать членом ЕС, должна следовать ряду строгих обязательств. С 1989 по 2008 г. Польша последовательно проходит несколько этапов во взаимоотношениях с ЕС, начиная с установления институциональных связей и заканчивая превращением в полноправного члена этой организации. Для ЕС проблемы развития гражданского общества и гражданской активности всегда были актуальны. Поэтому ЕС оказывает моральную и материальную поддержку самым разным общественным польским организациям.

М.С. Кудряшова: Проблемы политического транзита в Польше, о которых рассказали наши польские коллеги, во многом пересекаются с теми проблемами, которые мы сегодня решаем в России. Вопрос о том, как активизировать гражданское общество, как заинтересовать граждан, повысить их интерес к политике, весьма актуален для России. Как и в Польше, гражданское общество в России еще не сформировалось, нам также предстоит много сделать в данном направлении. Об этом пойдет речь в выступлениях наших аспирантов.

Е. Бычкова: Действительно, гражданское общество в России находится в процессе становления. Но развивать его необходимо именно гражданам, а не государству. Попытки ускорить процесс развития гражданского общества через государственную инициативу ведут к появлению некоего организма, лишь по форме напоминающего гражданское общество, но лишенного всякого содержания. Для того чтобы в стране появилось эффективное гражданское общество, необходим определенный уровень зрелости общественного сознания. В данной ситуации государство может помочь, только создав благоприятные демократические условия для этого: обеспечить соблюдение свободы слова и собраний, волеизъявления, права на получение достоверной информации, иными словами, соблюдение принципов, прописанных в Конституции.

И. Гаврюшкина: Для развития гражданского общества особенно важно участие молодежи в этом процессе. Молодежь — будущее любого государства и важнейший социальный стратегический ресурс общества. Важность работы с молодежью в России понимают все общественные организации. Молодые люди должны получить возможность проявить себя и осознать свою востребованность в обществе. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы молодежь была интегрирована в полноценную жизнь общества, потому что

именно она обладает крайне высоким протестным потенциалом и может явиться фактором социальной нестабильности (как это случилось в Югославии, Украине, Грузии, где в "цветных революциях" огромную роль сыграли молодежные движения "Отпор", "Пора", "Кхмара").

И. Лебедева: Гражданское общество в России переживает непростой этап в своем становлении. За последние несколько лет было немало сказано о роли некоммерческих организаций (НКО) в развитии структур гражданского общества. Сейчас государство взяло курс на упорядочение порядка работы НКО, что привело к целому ряду конфликтов, связанных с деятельностью иностранных НКО на территории России, а также российских НКО, финансируемых из-за рубежа. Некоторые организации были вынуждены прекратить свою деятельность, другие — существенно ее ограничить.

Данные конфликты получили значительное освещение в СМИ, в том числе и на Западе. В этой связи остро встает вопрос об обеспечении объективного информационного освещения на Западе процессов взаимодействия гражданского общества и государства в России. Отдельные конфликты, связанные с НКО, используются Западом для оказания прямого давления на Россию и ее внешнюю политику, для обвинений в якобы снова возводимом "железном занавесе" и "имперских амбициях". Очевидно, что проблема становления гражданского общества в России — крайне важная сфера, нуждающаяся в выработке отдельной стратегии информационного обеспечения, призванной минимизировать риски для российской внешней политики.

А.Ю. Шутов: Мне хочется подчеркнуть, что российские и польские участники круглого стола отмечают низкий уровень гражданской активности населения в наших странах, определенное недоверие к политическим институтам, что характерно для всех стран с коммунистическим прошлым, где долгое время граждане были политически пассивны. Однако сегодня в период политических выборов мы наблюдаем в России определенный всплеск политической активности. Нам кажется, в Польше также усилился интерес граждан к политике в преддверии выборов.

М. Семпах: В Польше спектр электоральных предпочтений формируется вокруг либерального, популистского, католического и агностического направлений.

Доминирующие позиции принадлежат тем, кто разделяет популистские взгляды и придерживается идеалов католицизма (около 50% избирателей). Это люди с традиционалистскими представлениями, религиозные и открытые для демагогии. В числе партий, ведущих борьбу за голоса этих избирателей, — "Самооборона", "Право и справедливость", Польская народная партия и Лига правых республиканцев. Порядка 40% избирателей являются сторонниками принципов экономической свободы, либерализма. Однако часть из них поддерживает католическую церковь, половина же является агности-

ками. Идеалам первых соответствует партия "Гражданская платформа", вторых — Союз демократических левых сил. Наименее популярна (10% избирателей) позиция тех, кто придерживается популистского направления и отрицает церковь. Как правило, они тяготеют к идеологии левого толка. Сейчас нет крупной силы, представляющей их интересы. Возможно, их голоса будут отданы другим партиям например Союзу демократических левых сил.

В ближайшие годы на политическом рынке Польши будут преобладать 3 идеологии: правая, либерально-центристская и левая.

Дж. Дзуба: Результаты последних двух парламентских выборов в Польше свидетельствуют о смене модели выбора народом правящих сил. Бывшие лидеры — левые и демократы — потеряли поддержку большей части избирателей в пользу правых либералов, что показало появление новых партий-лидеров ("Право и справедливость" и "Гражданская платформа"). Эти изменения — следствие необходимости поиска виновных в провале реформ в 90-е годы, повлекшем замедление темпов демократических преобразований (ими стали инициаторы реформ — коррумпированные бывшие коммунисты), и трансформации социальных нужд, выразившейся в переориентации граждан с личного обогащения, бывшего основной целью большинства в первые посткоммунистические годы, на возвращение к традиции и христианской морали. Сдвиг во мнении общества использовали лидеры либеральных партий, поменяв акцент в риторике последней предвыборной компании с либерально-экономической на моральную и общественную составляющие своих программ, что существенно увеличило их шансы на победу в выборах.

А. Стемпень-Кучинска: Таким образом, в последние годы в Польше произошли существенные изменения в электоральных процессах. А как происходит процесс подготовки к парламентским выборам в России? Какие изменения в электоральной системе России произошли за последний период?

A.C. Ахременко: Из институциональных изменений следует выделить прежде всего переход от смешанной избирательной системы к пропорциональной и повышение заградительного барьера с 5 до 7%. Первая мера лежит в русле общего курса властной элиты на укрепление института политических партий, причем в российском варианте партийная система фактически организована вокруг доминирующего "игрока" — "Единой России". Повышение заградительного барьера будет обеспечивать более оптимальное для "партии власти" распределение депутатских мандатов в парламенте.

В целом если в Польше, как мы поняли из выступлений коллег, доминируют расколы "либерализм — популизм" и "католичество — агностицизм", то в России в 2000-х гг. на первое место однозначно выходит раскол по отношению к власти. Собственно идеология (раскол "левые — правые" и пр.) отходит на второй план, выборы приобретают все более плебисцитарный характер. Фактически решается

вопрос не о выборе из набора качественно разных электоральных альтернатив, а о доверии правящей элите.

Этот процесс сказывается и на уровне политической и электоральной активности. Здесь уже не раз говорилось о достаточно низком уровне политической и электоральной активности в Польше. В России ситуация несколько иная. Если посмотреть на географию явки, то происходит "расслоение" российских регионов на две группы: со средненизким уровнем электоральной активности и с очень высоким (более 90%). Последнее характерно для национальных республик. Данный процесс является отражением возрастания влияния властного административного ресурса на ход и результат голосования. Ключевым различием между электоральными группами становится различие в их "проницаемости" для "импульсов" со стороны правящих элит.

И.А. Василенко: Наш круглый стол завершает свою работу. В ходе дискуссий мы попытались сравнить, как происходит процесс политической демократизации в России и Польше, и выяснили, что многие общие проблемы, связанные с недостатком политической активности граждан, коренятся в нашем коммунистическом прошлом. Россия и Польша находятся сегодня на сложном этапе политического транзита, когда надо последовательно, шаг за шагом идти по пути политической демократизации общественной жизни, развивать институты гражданского общества.

Хочется надеяться, что наше научное сотрудничество будет продолжено, и первая российско-польская политологическая школа "Государство. Политика. Общество" положит начало регулярным встречам, в ходе которых мы будем обсуждать актуальные проблемы политической жизни в наших странах. Спасибо всем участникам круглого стола за интересные выступления.

А. С тем пень -Кучинска: Хочется выразить благодарность нашим российским коллегам за приглашение принять участие в политологической школе и в сегодняшнем круглом столе, где обсуждалось много интересных проблем. Надеемся, что вторая российско-польская политологическая школа состоится в Польше, в Лодзинском университете.

Обзор подготовила ИЛ. Василенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.