УДК 930.271
БОТ: 10.22378/кю.2022.2.166-175
Новые находки мусульманских надгробий XIII в. на территории г. Старый Крым
Мемедула Усеинов
(Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)
Аннотация. В статье исследованы два мусульманских надгробия найденные в 2021 г. в ходе земляных работ в г. Старый Крым. Памятники содержат хорошо сохранившиеся надписи содержащие имена погребенных и дату - Раби-уль авваль 684 г.х. =(1285 г.). Надмогильные камни относятся к раннему периоду развития золотоордынского города Кырым/Солхат и являются самыми ранними сохранившимися на сегодня мусульманскими надгробиями в Крыму. Мусульманские надгробия относящиеся к XIII веку достаточно редкая находка для Крыма, что свидетельствует о ценности найденных экземпляров.
Ключевые слова: Старый Крым, Золотая Орда, Солхат, надмогильные памятники, эпиграфика.
Для цитирования: Усеинов М.А. Новые находки мусульманских надгробий XIII в. на территории г. Старый Крым // Крымское историческое обозрение. 2022. Т. 9, № 2. С.166-175. БОГ 10.22378/кю.2022.2.166-175
3 июня 2021 года в южной части города Старый Крым в ходе реконструкции стадиона были обнаружены мусульманские надгробия XIII в.1 Памятники были найдены во время земляных работ в юго-западной части стадиона, на глубине около 1 м. Вместе с надгробиями были обнаружены фрагменты массивных обработанных известняковых плит, которые, по-видимому, служили основанием для памятников. На всей территории стадиона затронутой земляными работами (около 1 га), зафиксированы фрагменты человеческих костей и керамики потревоженных строительной техникой, в стратиграфии стенок котлована зафиксированы многочисленные пятна могильных ям. Были обнаружены фрагменты трех-четырех саркофагов и два небольших, целых цилиндрических надгробия (всего - около 10 фрагментов надгробий). Позднее памятники были перенесены в Музей
1 Краткое, предварительное сообщение о находках надгробий в Старом Крыму было опубликовано в разделе «Хроника» (Крымское историческое обозрение. 2021. № 1. С. 277-278).
истории и археологии г. Старый Крым (на правах отдела ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия»), и часть из них уже включена в экспозицию музея (Фото 1).
Среди обнаруженных памятников наибольший интерес представляют два надгробия с эпиграфическими надписями содержащими дату. Первый из них, саркофаг (тур. sanduka) из известняка с двускатным верхом и вертикальным выступом на торце (Фото 1). Боковые стороны памятника украшены рельефными розетками. На верхних скатах саркофага рельефная надпись хорошей сохранности содержащая цитату из Корана (2:255, аят аль-Курси). На торце саркофага рельефная надпись на арабском языке, с именем погребенного и датой. Нижние две строки надписи проработаны контурно.
Надпись на надгробии (Фото 2):
1лд Это
-^ райский сад (могила) Баха(?)-уд-дина2
Умара сына Мухаммеда, покойного.
9 И \ ¿А. Да простит его Аллах.
<...>? В <... > месяце Раби-уль-авваль
цл^ л1 J £_¡^ _и) <... > 684 г. =(май-июнь 1285 г.)
, И J
Второй памятник представляет собой фрагмент саркофага из известняка с двускатным верхом и одним «рогом». Сохранился фрагмент содержащий около 1/3 памятника с выступом-«рогом» и еще несколько фрагментов этого памятника с элементами эпиграфики. На верхних скатах саркофага фрагменты надписи с цитатой из Корана (2:255, аят аль-Курси). На торцевой стороне саркофага на прямоугольном выступе-«роге» рельефная надпись хорошей сохранности на арабском языке, с именем погребенного и датой.
2 Баха уд-дин (араб. оР—И Баха ад-дин, Багауддин, - мусульманское имя означающее «блеск, великолепие, красота религии».
Фото 2 Фото 3
Надпись на надгробии (Фото 3):
Это райский сад (могила)
1_^_J _А Мухаммед-шаха сына Баха
j^c —si уд-дина Умара, покойного.
Jj^l £—HJ j^^ JJ В начале месяца Раби-уль-авваль.
^jjl_aJ j £_Jjl _ui Год 684 = (май 1285 г.)
Ada" II j
Фото 1. Памятники в экспозиции Музея истории и археологии (г. Старый Крым)
Фото 2. Надпись на саркофаге с именем Баха-уд-дин Умар бин
Мухаммад и датой - месяц Раби-уль-авваль 684 г. по хиджре
Фото 3. Надпись на саркофаге с именем Мухаммед-шах бин Баха-уд-дин Умар и датой -месяц Раби-уль-авваль 684 г.х.
Фото 4. Котлован на месте обнаружения надгробий (г. Старый Крым)
На данной надписи некоторую сложность представляло прочтение в имени слов «шах» и —^ «ад-дин». С помощью теневой фотосъёмки удалось достаточно точно установить места сколов в этих двух словах. В первом случае, в изображении слова О-^1 видна сколотая третья точка в букве а в слове —^ скол разделяет буквы о-^ , что создает иллюзию буквы ^ вместо ^ на предыдущей букве.
Стоит отметить некоторые отличия в почерке надписи, характерные для ранних памятников отличающих их от надписей на памятниках XIV века зафиксированных в Старом Крыму. Это более мелкий и «округлый» почерк. А также характерное написание некоторых букв в частности - в виде одной изогнутой линии, и «округлое» написание начальной буквы и буквы что не встречается на памятниках XIV века.
Обращает на себя внимание одинаковая дата на памятниках - месяц Раби-уль-авваль 684 г. по хиджре =(май-июнь 1285 г.) и возможное родство умерших. Если прочтение имени на первом памятнике верное, то Ба-ха-уд-дин Умар бин Мухаммад, возможно, являлся отцом Мухаммед-шаха, и это надгробия отца и сына умерших в одном месяце и похороненных рядом.
Надгробия относятся к относительно раннему этапу развития золото-ордынского города. В этот период город Кырым/Солхат расположенный на Великом шелковом пути развивается и богатеет благодаря транзитной караванной торговле. Найденные саркофаги очень близки по времени к дате смерти Изз-ад-дина Кей Кавуса II3 который предположительно умер в Крыму в конце 1270-х гг. Характерное сельджукское влияние в оформлении памятников дает основание предположить, вероятную связь погребенных с людьми из окружения Изз-ад-дина Кей Кавуса II, которые остались в городе после смерти Изз-ад-дина и ухода из Крыма его старшего сына. И хотя присутствие общины мусульман в Крыму отмечено и более ранними датами, известна надпись на мечети в городе Кырым построенная на деньги Бей Хаджи Умара аль-Бухари с датой 1263 г. [8, с. 168], а так же мечеть построенная в Судаке в 1220-х гг. при завоевании города сельджуками под предводительством Хусам-ад-дина Чупана. Именно приход в эти земли Изз-ад-дина Кей Кавуса II со своими людьми, считается одним из факторов быстрого увеличения мусульманской общины и распространения «сельджукских традиций» в Крыму [5, с. 193; 6, с. 123, 127].
3 Изз-ад-дин Кей Кавус II - сын конийского султана Гийас ад-Дина Кей-Хосрова II. Изз-ад-дин Кей Кавус II поселился на полуострове Крым в 1265 г. после того как был освобожден из плена в Константинополе золотоордынским правителем Берке. Он получил от хана Берке в надел владения в Крыму - города Сугдак (Судак) и Солхат (Кырым) и предположительно прожил в Орде остаток жизни.
Мусульманские эпиграфические памятники относящиеся к XIII веку -достаточно редкая находка для Крыма. На полуострове на сегодня известно всего 6 мусульманских надгробий с сохранившимися датами в надписях относящихся к XIII веку.
До настоящего времени самым древним сохранившимся мусульманским эпиграфическим памятником считался фрагмент саркофага с датой 690 г.х. = (1291 г.) (№ 191 в статье О. Акчокраклы [2, с. 156]), который хранится в Литературно-художественном музее (г. Старый Крым). Этот памятник был обнаружен в сентябре 1924 г. в ходе поездки У. Боданинско-го и О. Акчокраклы в г. Старый Крым в руинах склепа в северной части города у городских стен [3, с. 91]. Из дневников У. Боданинского и статьи О. Акчокраклы известна еще более древняя арабографичная надпись с женского надгробия 672 г.х. = (1273/74 г.) (№ 142 в статье О. Акчокраклы [1, с. 15]), обнаруженная в 1925 г. в центральной части г. Старый Крым [4, с. 116, 278]. К сожалению, этот памятник утерян в 30-е гг. ХХ в. и его местонахождение на сегодняшний день неизвестно.
Известно еще два эпиграфических памятника которые О. Акчокраклы предположительно относил к XIII веку. Это фрагмент плоской стелы с датой 687 г.х. = (1288 г.), (№ 47 из статьи О. Акчокраклы [1, с. 12]). На данном памятнике с надписью на тюркском языке в слове обозначающем век сохранилась лишь первая буква «I», что дало основание предположить слово —^ алты юз (шестьсот). От этого памятника сохранился лишь небольшой фрагмент не содержащий части текста с датой, и хранящийся в Музее истории и археологии в г. Старый Крым. Проверить предположение О. Акчокраклы можно лишь по сохранившейся фотографии [7, с. 366] и рисунку У. Боданинского [4, с. 284], на которых можно рассмотреть поврежденное слово —^ (алты юз). Второе надгробие, выходца из города Кастомону, (№ 70 из статьи О. Акчокраклы [1, с. 13]), на котором по данным О. Акчокраклы сохранилось слово —^ (шестьсот), что соответствует XIII веку. Местонахождение этого памятника на сегодня неизвестно, и проверить точность прочтения надписи не представляется возможным.
Выводы:
Последний раз памятники относящиеся к XIII веку фиксировались У. Боданинским и О. Акчокраклы почти сто лет назад, в 1920-е годы в ходе археологической экспедиции в г. Старый Крым, что еще раз показывает ценность найденных надгробий.
Обнаруженные памятники и большое кладбище подтверждают информацию о том, что в городе в 80-годы XIII века была значительная мусульманская община.
Форма памятников и элементы декора используемые в украшении надгробий указывают на влияние сельджукской традиции, которая фиксируется в Крыму со второй половины XIII века.
Хорошо читаемые даты на исследованных саркофагах (684 г. х.) позволяют говорить о том, что среди сохранившихся мусульманских эпиграфических памятников в Крыму - это самые ранние экземпляры. А место где памятники были найдены - одно из древнейших известных на сегодняшний день мусульманских кладбищ на территории Крыма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акчокраклы О.[-Н.А.] Старо-Крымские и Отузские надписи XIII-XV вв. // ИТОИАЭ. Симферополь, 1927. Т. 1(58). С. 5-17.
2. Акчокраклы О.-Н.А. Старо-Крымские надписи: по раскопкам 1928 года // ИТОИАЭ. 1929. Т. 3. С. 152-159.
3. Боданинский У. Собрание сочинений. Т. II. Дневники: 1923-1926 гг. Казань-Симферополь: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. 264 с.: илл.
4. Боданинский У. Собрание сочинений. Т. III. Материалы: дневники экспедиций, рисунки, планы, отчеты и др. Бахчисарайского дворца-музея (1920-1934). [Collected works. Vol. III. Materials: diaries of expeditions, drawings, plans, reports, etc. of the Bakhchisaray Palace Museum (1920-1934).] Казань-Симферополь: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2020. 544 c.
5. Крамаровский М.Г. Крым и Рум в XIII-XIV столетиях (Анатолийская диаспора и городская культура Солхата) // Золотоордынское обозрение. Казань, 2016. № 1. С. 55-88.
6. Крамаровский М.Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия. СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. 496 с.
7. Мирас - Наследие. Том 2. Татарстан - Крым. Город Болгар и изучени татарской культуры в Татарстане и Крыму в 1923-1929 годах: в 3 т. / Сост. и отв. ред. С.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков. ООО «Астер Плюс». 2016. 572 с.
8. Эвлия Челеби. Книга путешествия. Крым и сопредельные области. (Извлечение из сочинения турецкого путешественника XVII века). Симферополь: «Доля», 2008. 272 с.
Сведения об авторе: Усеинов Мемедула Адилович - лаборант-исследователь Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация); [email protected]
New finds of Muslim tombstones of the 13th century on the territory of Stary Krym
Memedula Useinov
(Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences)
Annotation. The article examines two Muslim tombstones found in 2021 during earthworks in the city of Stary Krym. The monuments have well-preserved inscriptions containing the names of the buried and the date - Rabi-ul avval 684 AH. =(1285). The tombstones date back to the early period of development of the Golden Horde city of Solkhat/Kirim and are the earliest Muslim tombstones in the Crimea that have survived to this day. Muslim tombstones dating back to the 13th century are a rather rare find for the Crimea, which indicates the value of the found specimens.
Keywords: Stary Krym, Golden Horde, Solkhat, tombstones, epigraphy.
For citation: Useinov M.A. New finds of Muslim tombstones of the 13th century on the territory of Stary Krym. Krymskoe istoricheskoe obozrenie=Crimean Historical Review. 2022, vol. 9, no. 2, pp. 166-175. DOI: 10.22378/kio.2022.2.166-175 (In Russian)
REFERENCES
1. Akchokrakly O.[-N.A.] Staro-Krymskie i Otuzskie nadpisi XIII-XV vv. [Stary Krym and Otuz inscriptions of the 13th-15th centuries.]. ITOIAE. Simferopol, 1927., Vol. 1(58), pp. 5-17. (In Russian)
2. Akchokrakly O.-N.A. Staro-Krymskie nadpisi: po raskopkam 1928 goda [Stary Krym inscriptions: according to the excavations of 1928]. ITOIAE. 1929, Vol. 3, pp. 152-159. (In Russian)
3. Bodaninskij U. Sobranie sochinenij. Vol. II. Dnevniki: 1923-1926 gg. [Collected of works. Vol. II. Diaries: 1923-1926]. Kazan-Simferopol: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2018. 264 p.: ill. (In Russian)
4. Bodaninskij U. Sobranie sochinenij. Vol. III. Materialy: dnevniki ekspedicij, risunki, plany, otchety i dr. Bahchisarajskogo dvorca-muzeya (1920-1934). [Crimea and Rum in the XIII-XIV centuries (Anatolian diaspora and the urban culture of Solkhat)]. Kazan-Simferopol: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2020. 544 p. (In Russian)
5. Kramarovsky M.G. The Crimea and Rum in the 13th-14th centuries: The Anatolian Diaspora and Urban Culture of Solkhat. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review, 2016, no. 1, pp. 55-88. (In Russian)
6. Kramarovsky M.G. Che love k srednevekovoj ulicy. Zolotaya Or da. Vizantiya. Italiya. [Medieval street man. Golden Horde. Byzantium. Italy]. St. Petersburg: EVRAZIYA, 2012. 496 p. (In Russian)
7. Miras - Nasledie. Vol 2. Tatarstan - Krym. Gorod Bolgar i izucheni tatarskoj kul'tury v Tatarstane i Krymu v 1923-1929 godah: v 3 t. [Miras - Legacy. Vol. 2. Tatarstan - Crimea. The city of Bolgar and the study of Tatar culture in Tatarstan and the Crimea in 1923-1929: in 3 vol.] / Sost. i. otv. red. S.G. Bocharov, A.G. Sitdikov. OOO «Aster Plyus», 2016. 572 p. (In Russian)
8. Evliya Chelebi. Kniga puteshestviya. Krym i sopredel'nye oblasti. (Izvlechenie iz sochineniya tureckogo puteshestvennika XVII veka). [Travel book. Crimea and adjacent regions. (Extract from the work of a Turkish traveler of the 17th century)]. Simferopol: Dolya, 2008. 272 p. (In Russian)
About the author: Memedulla A. Useinov - laboratory assistant, researcher of the Crimean Scientific Center, Maijani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (420111, Baturin Str., 7A, Kazan, Russian Federation); [email protected]