Научная статья на тему 'Старокрымские мусульманские надмогильные памятники золотоордынского периода (на примере подтипа в форме восьмигранной призмы без фигурного навершия)'

Старокрымские мусульманские надмогильные памятники золотоордынского периода (на примере подтипа в форме восьмигранной призмы без фигурного навершия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
358
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЫЙ КРЫМ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / ЭПИГРАФИКА / НАДМОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ / ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ВОСЬМИГРАННЫЕ НАДГРОБИЯ / STARY KRYM / GOLDEN HORDE / EPIGRAPHY / GRAVESTONES / VERTICAL OCTAGONAL TOMBSTONES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усеинов Мемедула Адилович

В статье рассматривается подтип мусульманских надмогильных памятников золотоордынского периода, представляющих собой вертикальную восьмигранную призму без фигурного навершия. Надгробия были зафиксированы на территории г. Старый Крым. Исследование памятников в форме восьмигранных призм позволило выявить два подтипа. В результате анализа определены различия в назначении этих двух подтипов: с фигурным навершием, у которых верхняя часть памятника по форме похожа на купол дюрбе, или мужской головной убор. Надпись несет информацию преимущественно на арабском языке об имени человека, а также насаб и нисбу. без фигурного навершия; надпись на таких надгробиях несет информацию только о дате смерти погребенного, прописью на арабском языке. Из 318 надгробных памятников золотоордынского периода 124 (39 %) были отнесены к типу вертикальной восьмигранной призмы, из которых 31 надгробие относится к подтипу без фигурного навершия. В целом же анализ тридцати одного надгробия, относящегося к данному подтипу, показал основные приемы оформления, характерные особенности присущие данному подтипу надгробий. Анализ элементов декора, использованных в оформлении надгробий, показал наличие сельджукского влияния. Расшифровка надписей на двенадцати надгробных камнях, показала, что они относятся к седьмому веку по Хиджре (XIV в.). Стилистическая близость, позволяет отнести все памятники данной подгруппы к золотоордынскому периоду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STARY KRYM MUSLIM GRAVESTONES OF THE GOLDEN HORDE PERIOD (EXEMPLIFIED BY A SUBTYPE IN THE FORM OF AN OCTAGONAL PRIZM WITH NO FIGURED TOP SECTION)

The article considers a subtype of Muslim gravestones dating back to the Golden Horde period represented by a vertical octagonal prism with no figured top section. The gravestones have been recorded in the territory of Stary Krym. The study of the monuments in the form of octahedral prisms allowed to identify a total of two subtypes. The analysis allowed to determine the differences in the functional purpose of the two subtypes: with a figured top section and the upper part of the monnument resembling a durbe dome or a men’s headdress in terms of the shape. The inscription primarily conveys information on the name of a person in the Arabic language, as well as a nasab and a nisbu. without a figured top section; the inscription on these tombstones only conveys information on the date of death of the buried in the Arabic language. A total of 318 (39 %) gravestones of 318 dating back to the Golden Horde period were classified as the vertical octagonal prism type, 31 of which correspond to the subtype with no figured top section. On the whole, an analysis of thirty-one gravestones corresponding to the given subtype revealed the basic design techniques and characteristic features typical for this gravestone subtype. An analysis of decoration elements used in the design of gravestones demonstrated the presence of a Seljuk influence. The interpretation of inscriptions on twelve gravestones demonstrated that they correspond to the seventh century A.H. (14th century A.D.). Stylistic similarity allows to attribute all the monuments of this subgroup to the Golden Horde period.

Текст научной работы на тему «Старокрымские мусульманские надмогильные памятники золотоордынского периода (на примере подтипа в форме восьмигранной призмы без фигурного навершия)»

УДК 930.271

СТАРОКРЫМСКИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ НАДМОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ПЕРИОДА (НА ПРИМЕРЕ ПОДТИПА В ФОРМЕ ВОСЬМИГРАННОЙ ПРИЗМЫ БЕЗ ФИГУРНОГО НАВЕРШИЯ)

М.А. Усеинов

STARY KRYM MUSLIM GRAVESTONES OF THE GOLDEN HORDE PERIOD (EXEMPLIFIED BY A SUBTYPE IN THE FORM OF AN OCTAGONAL PRIZM

WITH NO FIGURED TOP SECTION)

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ

В статье рассматривается подтип мусульманских надмогильных памятников золотоордынского периода, представляющих собой вертикальную восьмигранную призму без фигурного навершия. Надгробия были зафиксированы на территории г. Старый Крым.

Исследование памятников в форме восьмигранных призм позволило выявить два подтипа. В результате анализа определены различия в назначении этих двух подтипов:

— с фигурным навершием, у которых верхняя часть памятника по форме похожа на купол дюрбе, или мужской головной убор. Надпись несет информацию преимущественно на арабском языке об имени человека, а также насаб и нисбу.

— без фигурного навершия; надпись на таких надгробиях несет информацию только о дате смерти погребенного, прописью на арабском языке.

Из 318 надгробных памятников золотоордынского периода 124 (39 %) были отнесены к типу вертикальной восьмигранной призмы, из которых 31 надгробие относится к подтипу без фигурного на-вершия.

В целом же анализ тридцати одного надгробия, относящегося к данному подтипу, показал основные приемы оформления, характерные особенности присущие данному подтипу надгробий. Анализ элементов декора, использованных в оформлении надгробий, показал наличие сельджукского влияния.

Расшифровка надписей на двенадцати надгробных камнях, показала, что они относятся к седьмому веку по Хиджре (XIV в.). Стилистическая близость, позволяет отнести все памятники данной подгруппы к золотоордынскому периоду.

Ключевые слова: Старый Крым, Золотая Орда, эпиграфика, надмогильные памятники, вертикальные восьмигранные надгробия.

The article considers a subtype of Muslim gravestones dating back to the Golden Horde period represented by a vertical octagonal prism with no figured top section. The gravestones have been recorded in the territory of Stary Krym.

The study of the monuments in the form of octahedral prisms allowed to identify a total of two subtypes. The analysis allowed to determine the differences in the functional purpose of the two subtypes:

- with a figured top section and the upper part of the monnument resembling a durbe dome or a men's headdress in terms of the shape. The inscription primarily conveys information on the name of a person in the Arabic language, as well as a nasab and a nisbu.

- without a figured top section; the inscription on these tombstones only conveys information on the date of death of the buried in the Arabic language.

A total of 318 (39 %) gravestones of 318 dating back to the Golden Horde period were classified as the vertical octagonal prism type, 31 of which correspond to the subtype with no figured top section.

On the whole, an analysis of thirty-one gravestones corresponding to the given subtype revealed the basic design techniques and characteristic features typical for this gravestone subtype. An analysis of decoration elements used in the design of gravestones demonstrated the presence of a Seljuk influence.

The interpretation of inscriptions on twelve gravestones demonstrated that they correspond to the seventh century A.H. (14th century A.D.). Stylistic similarity allows to attribute all the monuments of this subgroup to the Golden Horde period.

Keywords: Stary Krym, Golden Horde, epigraphy, gravestones, vertical octagonal tombstones.

Определенная часть надгробий зафиксированных на территории Старого Крыма, известна нам благодаря работе в 20-е годы XX века ряда археологических экспедиций, под руководством И.Н. Бороздина. В которых принимали участие У. Боданинский, О. Акчокраклы и др. Обширный материал по надмогильным памятникам собранный Старокрымской археологической экспедицией Государственного Эрмитажа, под руководством М.Г. Крамаровского, хранится в фондах экспедиции [5, с. 149]. Многие надгробия были случайно обнаружены местными жителями, при разборе старых строений и земляных работах на территории города. Одним из мест аккумуляции подобных находок стала территория мечети хана Узбека. Из случайных находок также сформировались несколько частных коллекций. Проблемной стороной, выявленных таким образом памятников стало установление места обнаружения надгробия. Процесс обнаружения и сбора надмогильных памятников продолжается и в настоящее время.

Из зафиксированных в ходе настоящего исследования в г. Старый Крым 318-ти надмогильных памятников и их фрагментов - 124 (около 39%) относятся к типу вертикальной восьмигранной призмы. Это один из самых распространенных типов надгробий. Как указывает О. Акчокрак-лы, вертикальные восьмигранные, а также цилиндрические надгробия устанавливались над мужскими погребениями, в отличие от вертикальных плоских надгробий, которые устанавливались над погребениями женщин [2, с. 153].

Вертикальные надмогильные памятники в форме восьмигранной призмы можно разделить на два подтипа. Подтип с фигурным навершием [1, с. 153] (рис. 1)* у которого верхняя часть памятника по форме похожа на купол дюрбе, или мужской головной убор, и подтип без фигурного навершия (рис. 2).

В результате анализа удалось выявить различия в назначении этих двух подтипов.

На надгробиях с фигурным навершием, текст содержит имя погребенного человека, отчество (насаб) и нисбу1. На некоторых памятниках содержится также дата смерти. Надмогильный памятник этого подтипа, вероятно, устанавливался у изголовья погребения.

В отличие от него на памятниках без фигурного навершия, текст несет информацию только о дате смерти.

Среди 124-х «восьмигранников», зафиксированных в г. Старый Крым, 64 экземпляра и фрагмента надгробий с уверенностью можно отнести к подгруппе с фигурным навершием. Фрагментов восьмигранных надгробий, принадлежность которых невозможно отнести к той или иной подгруппе - 29 экз. Надмогильных камней без фигурного навершия - 31 экземпляр.

Надгробия, относящиеся к исследуемому подтипу без навершия, изготовлены из известняка (28 шт.) и из плотного песчаника (3 шт.)

По размерам выделены три основных группы надгробий. Первая группа - с диаметром восьмигранника 12-15 см. Сохранились лишь фрагменты таких камней, поэтому определить изначальную высоту памятника не представляется возможным. Вторая группа, средняя по размеру и наиболее многочисленная - с диаметром восьмигранника от 17 до 22 см. Высота целых памятников от 60 см до 115 см. Третья группа представлена одним, более крупным надгробием с диаметром восьмигранника 28 см и высотой 94 см.

Рассматриваемые в статье надгробия представляют собой восьмигранную призму, в основании которой четырехгранное основание (рис. 2, а), иногда со скошенными углами. Достаточно распространен подтип памятника, у которого четырехгранник в его нижней части переходит в массивное, бесформенное основание, которое вкапывается в землю (рис. 2, б, в).

Грани четырехгранного основания на большинстве надгробий не имеют декоративного оформления, т.к. эта часть надгробия находится либо под землей, либо слишком близко к поверхности. Но имеются несколько надгробий, у которых четырехгранное основание украшено розет-

* Цв. рис. 1—13 к статье см. на стр. 263—266.

1 Нисба (араб. - отношение, связь) - часть мусульманского имени, показывающая принадлежность человека либо к месту его рождения, либо месту проживания.

ками. По-видимому, они устанавливались на каком-либо постаменте, т.к. узор расположен вплотную к нижнему краю камня (рис. 3).

Грани самой восьмигранной призмы у части надгробий без декора, но основная масса надгробий декорирована по всем граням фигурой в виде прямоугольника с аркой в верхней части. Существует большое количество вариаций этого элемента оформления (рис. 4; 5, а), а также формы арки, от полукруглой до стрельчатой (рис. 5, б). По-видимому, вся композиция на гранях памятника подразумевает имитацию колоннады.

Другая, часто используемая фигура при оформлении граней надгробия, представлена на рис. (5, в). Зафиксировано несколько вариантов в использовании этой фигуры (рис. 2, в).

Достаточно распространенный и весьма характерный мотив в оформлении надгробий золотоордынского периода в г. Старый Крым - изображение лампады. У данного подтипа встречается только на одном памятнике, на одной из граней изображение лампады, а на противоположной грани - свеча в подсвечнике (рис. 6).

В оформлении указанного фрагмента, как и многих подобных ему надгробий просматривается сельджукское влияние, что неоднократно отмечалось в работах отечественных исследователей [1, с. 6; 2, с. 153; 3, с. 301; 5, с. 148, 150; 6, с. 67-73]. Лампада и свечи - довольно часто используемый элемент оформления сельджукских надгробий Малой Азии [8, с. 638-639]. Одно из значений символа «лампада» в исламской традиции - свет веры человека, свет веры данный Всевышним. Свет, который призван помочь человеку во «мраке могилы» [8, с. 640-641]. Вероятно, подобная трактовка заимствована из Корана [10, с. 121-122]: «Аллах - свет небес и земли. Его свет - точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло - точно жемчужная звезда...» (сура Ан-Нур (Свет), 35 аят). [4, с. 242].

Один из вариантов трактовки в исламской традиции символа две свечи в подсвечниках - это свет знаний Корана и Сунны2 пророка Мухаммада. Эти знания, согласно исламу, должны помочь человеку своим светом во «мраке могилы в ожидании Судного Дня» [9, с. 319]. Также существуют и другие трактовки этих символов, и вопрос расшифровки их значения требует дальнейшего исследования.

На многих памятниках присутствует надпись, которая располагается в верхней трети восьмигранной призмы, либо под самым верхним краем восьмигранной тумбы. Текст расположен горизонтально, по периметру, на всех восьми гранях надгробия. Текст представляет собой плоскорельефную надпись, выполненную на арабском языке.

Как было сказано выше, на восьмигранных надгробиях существует два типа надписей. Рассматриваемый в данной статье подтип без навершия несет информацию только о дате смерти. Предположительно, такое надгробие устанавливалось у изножья могилы. Анализ надписей на надгробиях показывает, что на всех прочитанных текстах содержится год смерти по Хиджре, написанный прописью на арабском языке, иногда указывается месяц.

Из тридцати одного восьмигранника без фигурного навершия, надписи частично, или полностью, присутствуют на 18-ти камнях. Полностью сохранились даты на четырех памятниках: 753 г. по Хиджре (1352 г. по григорианскому календарю); 775 г. по Хиджре (1373 г.); 782 г. по Хиджре (1380 г.); 790 г. по Хиджре (1388 г.).

Ниже приведены несколько примеров надписей.

1) ... AjLajuij j^j jjjlj I ^à Âiui ¿JJJ

Дата 782 г. по Хиджре; (1380 г. по григорианскому календарю) (Рис. 7).

2) ÄJU £lul J Aiul JjVl £JJJ ¿JJJ ^à

Дата [месяц] Рабби-уль Авваль, год 790 г. (по Хиджре) (март-апрель 1388 г. по григорианскому календарю) (Рис. 8).

Частично удалось расшифровать даты на семи надгробиях. Это седьмой век и десятилетие: на двух - семьсот семьдесят, на одном - семьсот восемьдесят. Еще на пяти памятниках ясно виден седьмой век (араб. ¿J"). Таким образом, из 18-ти надгробий с надписями, 12 с уверенно-

2 Сунна — зафиксированные в виде преданий (хадисов) поступки и высказывания пророка Мухаммеда, считающиеся образцом, которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениями Корана составляет содержание мусульманского религиозного закона шариата.

стью можно отнести к седьмому веку по Хиджре (XIV в. по Григорианскому календарю). Встречаются названия мусульманских месяцев - Раби-уль Авваль (араб. ¿¿и), Раджаб (араб. м^), Рамадан (араб. и^^и).

Среди исследованных памятников имеется пример иного расположения текста. На данном надгробии текст расположен вертикально на одной грани (Рис. 9, а). Этот надмогильный камень был обнаружен еще в 20-х гг. ХХ века. Анализ надписи на фрагменте надгробия показал ее идентичность с памятником на фото (Рис. 9, б), и сходство надписи с текстом на камне № 93 из статьи О. Акчокраклы (1927, с. 14). На сегодня сохранилась верхняя часть надгробия. Текст на надгробии:

Дата месяца Раджаб, 702 г. (март, 1303 г.)

При отсутствии текста, его место заменяет изящный орнамент в виде плетенки, или «сельджукской косы» (рис. 10, а). Встречается также растительный орнамент (рис. 10, б).

Верхняя часть восьмигранной тумбы, имеет несколько вариантов оформления, которые приведены на рис. 12. Причем элементы оформления надгробий, как с надписями, так и без них стилистически близки (Рис. 10 а; 11; 2 а, б). Это дает основание отнести все эти памятники к золото-ордынскому периоду.

На верхней грани надгробий данного подтипа чаще всего встречаются изображения шестиконечной звезды в разных вариациях, рельефной розетки, барельефной розетки в виде цветка (Рис. 12). Есть надгробия без какого-либо оформления верхней грани.

Также, распространены надгробия, на верхней грани которых, имеется круглая выемка (рис. 13). Одна из возможных версий предназначения этих углублений приводится в дневнике У. Боданинского: «В степной безводной части Крыма, где каждая капля имеет значение, принято было в верхней части головного камня делать четырехугольн[ые] или круглые выемки для того, чтобы животные, или птицы могли из них утолять жажду; эти своеобразные водохранилища называются здесь - ^

- куш хайраты, т.е. общественное достояние птиц» [7, л. 45]. Выражение куш хайраты можно перевести также как - благо для птиц. И возможно, традиция, описанная У. Боданинским, также была распространена в золотоордынский период.

Таким образом, рассматриваемые в статье мусульманские надмогильные памятники в форме вертикальных восьмигранных призм без фигурного навершия, относятся к золотоордынскому периоду. Надпись несет информацию исключительно о дате смерти. Текст содержит год по мусульманскому летоисчислению (по Хиджре) написанный прописью на арабском языке. На некоторых памятниках присутствует также название месяца. Все 12 надгробий, на которых удалось прочесть дату, относятся к седьмому веку по Хиджре. Встречаются даты 753 г. по Хиджре (1352 г.); 775 г. по Хиджре (1373 г.); 782 г. по Хиджре (1380 г.); 790 г. по Хиджре (1388 г.). Анализ элементов декора, использованных в оформлении надгробий, показал стилистическую схожесть всех надгробий исследованного подтипа, что дает основание отнести памятники к золотоордынскому периоду. Также, выявлено наличие сельджукского влияния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акчокраклы О. [-Н. А.] Старо-Крымские и Отузские надписи XIII—XV вв. // ИТОИАЭ. Симферополь, 1927. Т. 1(58). С. 5-17.

2. Акчокраклы О.-Н.А. Старо-Крымские надписи: по раскопкам 1928 года // ИТОИАЭ. 1929. Т. 3. С. 152-159.

3. Бороздин И.Н. Солхат // Новый Восток / Под ред. М. Павловича. М., 1928. № 13-14. С. 271-301.

4. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Душанбе, 1990. 447 с.

5. Крамаровский М.Г. Солхат-Крым: к вопросу о населении и топографии города в XIII-XIV вв. // Итоги археологических экспедиций. Л., 1989. C. 141-157.

6. Крамаровский М.Г. Крым и Рум в XIII-XIV столетиях (Анатолийская диаспора и городская культура Солхата) // Золотоордынское обозрение. Казань, 2016. № 1. С. 55-88.

7. Фонды БИКАМЗ. КП-10740/405. Дневник У. Боданинского. 1925. Л. 45.

8. Bigici H. Kamil. iznik Muzesindeki Kandil ve §amdan Motifli Mezar Ta§lar // Turkish Studies - International Periodical For The Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. Ankara, 2012. Vol. 7/3. p. 637661.

9. £al Halit. Turklerde mezar-mezar ta^lari. // Aile Yazilari, 8, TC. Aile ve Sosyal Politikalar Bakanligi Yayini. Ankara, 2015. S. 295-332.

10. Delikgoz Omer, Fulya Ali9. Osmanli Istanbul'unda bulunan bazi muslim ve Gayrimuslim mezarliklarindaki kimi semboller // Hacettepe Universitesi Turkiyat Ara^tirmalari Dergisi. 2010. № 13. S. 113-131.

Информация об авторе:

Усеинов Мемедула Адилович, аспирант Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Марджани АН РТ (Казань, Российская Федерация); [email protected]

About the Author:

Useinov Mememula A., Postgraduate Student, Centre for Golden Horde and Tatar Khanate Studies named after M.A. Usmanov, Institute of History named after Sh. Marjani, Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.