Научная статья на тему 'НОВЫЕ МОЩНОСТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ'

НОВЫЕ МОЩНОСТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы —

Латвийский холдинг Dinaz, один из крупнейших нефтетрейдеров в странах Балтии, ведет активную подготовку к строительству нового НПЗ в Прибалтике. Завод планируется построить в районе латвийского города Даугавпилс, расположенного вблизи крупного железнодорожного узла и всего в 4 км от ныне простаивающего нефтепровода системы LatRosTrans. Однако планы холдинга не ограничиваются только переработкой нефти. Параллельно ведется разработка проекта строительства нефте- наливного терминала в порту Риги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МОЩНОСТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ»

СТРОИТЕЛЬСТВО

новые мощности нового времени

Латвийский холдинг Dinazr один из крупнейших нефтетрейдеров в странах Балтии, ведет активную подготовку к строительству нового НПЗ в Прибалтике. Завод планируется построить в районе латвийского города Даугавпилс, расположенного вблизи крупного железнодорожного узла и всего в 4 км от ныне простаивающего нефтепровода системы LatRosTrans. Однако планы холдинга не ограничиваются только переработкой нефти. Параллельно ведется разработка проекта строительства нефтеналивного терминала в порту Риги.

не переработкой единой

Компания Euro Oil Refinery, входящая в холдинг Dinaz, построит в Даугавпилс-ском районе завод для переработки 7,5 млн тонн сырой нефти в год. Место выигрышное - вблизи границ сразу трех государств: в 150 км от российской, в 40 км от белорусской и в 10 км от литовской границ. Кроме того, в 4 км от места строительства проходит нефтепровод «Дружба».

По заверениям будущих хозяев, при реализации проекта будут использоваться новейшие и уникальные технологии переработки нефти с соблюдением самых строгих экологических требований. И сегодня уже проделана большая работа. Итальянская инжиниринговая компания APS разработала проект технико-экономического обоснования. Осенью этого года латвийский холдинг планирует завершить проект охраны окружающей среды и утвердить экологическую экспертизу. В начале 2010 г. компания намерена получить разрешение на проектирование и строительство НПЗ. В октябре - ноябре 2009 г. планируется получение разрешения на проектирование и строительство нефтеперерабатывающего завода. Начало строительства в октябре - ноябре 2010 г. Срок строи-

тельства терминала - 24 месяца. Сроки строительства нефтеперерабатывающего завода - 37 месяцев.КОГДА НАЧНЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО?

Новый НПЗ будет не только содействовать стабилизации нефтепродуктообе-спечения Латвии, но и усилит транзитный потенциал страны - параллельно с заводом холдинг намеревается построить на территории Рижского свободного порта нефтеналивной терминал мощностью 10 млн тонн в год. Терминал сможет переваливать не только нефтепродукты с НПЗ в Даугавпилсе, но и предоставлять услуги по перевалке нефтепродуктов и сырой нефти другим транзитным операторам. Стоимость проекта по строительству нефтеналивного терминала оценивается в 170 млн евро. Предполагается, что перевалочный комплекс будет состоять из двух причалов, общий объем резервуарного парка составит около 420 тыс. м3. Строительство комплекса планируется начать в сентябре - октябре 2010 г.

Интерес к строительству терминала проявляет белорусский концерн «Бел-нефтехим». Ежегодно Белоруссия экспортирует около 14-15 млн тонн нефтепродуктов. Одно из преимуществ латвийского проекта - возможность осуществления экспортных поставок на условиях FOB (с доставкой на судно). Такая схема доставки позволила бы Белоруссии избежать посредников при экспорте нефтепродуктов. Однако у проекта есть и критики. Представители одного из основных операто-

ров латвийского рынка - LukoiL Baltia, а также Mazeikiu Nafta, отмечают, что в регионе уже есть крупные мощности по перевалке нефти и нефтепродуктов как на терминалах в Вентспилсе, так и в Риге, а также крупный НПЗ в Ма-жейкяе (Литва) производительностью 10 млн тонн в год. Заметим, что ключевым элементом данного проекта все же является строительство современного экспортноориентированного НПЗ.

глубже только в США

При строительстве НПЗ будут использованы технологии и опыт ведущих мировых компаний, занимающихся переработкой нефти. Глубина переработки максимальная, то есть до 90-95%, что сопоставимо с показателями лучших НПЗ США. В результате в Латвии будут получены наиболее ценные светлые нефтепродукты - бензин и дизтопливо. Производство бензина составит около 25% от потребляемого сегодня в стране, дизтоплива - около 65%. Кроме того, на НПЗ будут выпускаться моторные топлива исключительно стандарта Евро-5. Для обеспечения необходимых объемов и качества выпускаемых нефтепродуктов в технологическую схему завода включены (см. сводный материальный баланс НПЗ):

1) установка АВТ - атмосферная трубчатка мощностью 7,5 млн тонн в год,

2) установка вакуумной трубчатки мощностью 2,686 млн тонн в год,

3) установка гидроочистки дизельного топлива мощностью по сырью 2,212 млн тонн,

62 \\ ТЕРРИТОРИЯ нефтегаз \\

\\ № В \\ август \ 2003

\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

№ 8 \\ август \ 2009

4) установка гидрокрекинга - 2,15 млн тонн по сырью,

5) установка гидроочистки и фракционирования бензина - 1,349 млн тонн по сырью,

6) установка каталитического реформинга - 937,2 тыс. тонн по сырью,

7)установка изомеризации фракции С5-С6 - 404,8 тыс. тонн по сырью,

8) установка очистки сжиженного газа - 138,4 тыс. тонн по сырью,

9) установка очистки сухого газа -102,8 тыс. тонн по сырью,

10) установка газофракционирования - 170,4 тыс. тонн по сырью,

11) установка деасфальтизации гудрона - 1, 102 млн тонн по сырью,

12) установка газификации асфальта - 482 тыс. тонн по сырью.

Новый НПЗ, как и аналогичные предприятия в США, вообще не будет выпускать мазут - бич многих малых, да и крупных НПЗ в России. Рост производства мазута в РФ в последние годы стал неприятным побочным эффектом увеличения объемов переработки нефти в стране. Это стало следствием недостаточной глубины переработки на российских НПЗ, немногим превышающей в среднем 71%. Так называемые тяжелые остатки будут подлежать газификации. Полученный газ будет сжигаться в газотурбинных установках мощностью около 10 МВт для производства электроэнергии, половина которой пойдет на собственные нужды, а половина - в сеть «Латвэнерго».

кризис - это и НОВЫЕ возможности

Экспортные поставки нефти из Латвии все более актуальны не только для северо-западной Европы, но и для Западной Европы и США, поэтому строительство здесь современного не-фтеперабатывающего завода весьма уместно. Среди наиболее часто озвучиваемых контраргументов называется проблема обеспечения НПЗ сырьем. Здесь следует отметить, что и другие нефтеперерабатывающие заводы региона - Mazeikiu Nafta (Литва) или НПЗ в Порвоо(Финляндии) - не получают сегодня трубопроводной нефти из России и других стран СНГ, а следовательно, не будут иметь стратегических преимуществ. Разработчики проекта НПЗ в Даугавпилсе изначально строят

стратегию загрузки завода на основе комплексного подхода, который включает поставки колесных партий мазута, газового конденсата и легкой нефти из Казахстана.

Наряду с этим не следует исключать и возобновление трубопроводных поставок российской нефти по системе LatRostrans, вблизи которой будет строиться НПЗ. Сегодня российская сторона настаивает на том, что технические проблемы на участке экспортного нефтепровода в Брянской области, перекачивающего нефть по системе «Дружба» и поставлявшего ранее сырье в Литву, не позволяют возобновить прокачку черного золота на Mazeikiu Nafta. Однако, заинтересованность в ремонте трубопровода и его финансирование могут появиться, если в число ключевых акционеров нового проекта войдет крупная российская частная или государственная компания. Вряд ли этому будут препятствовать и в Евросоюзе

- ведь появление нового, хорошо загруженного НПЗ в Латвии лишь укрепит энергетическую безопасность Восточной Европы и ЕС в целом. Стратегическая привлекательность проекта как для потребителей в странах Балтии и ЕС в целом, так и в России и Казахстане, несомненно, будет способствовать решению задач по его финансированию. Учитывая мировой опыт строительства НПЗ аналогичной мощ-

ности, эксперты оценивают стоимость проекта в 2,5 млрд евро. При этом срок окупаемости вложений в строительство НПЗ составит 8 лет. По мнению генерального директора Dinaz Николая Ермолаева, мировой финансовый кризис только повысил инвестиционную привлекательность проекта. Парадоксально, но кризис -это не только финансовые проблемы, но и новые возможности. Ведь в условиях низких цен на черное золото и недорогих трудовых ресурсов переработка нефти становится особенно вы годной.

В холдинге 01'па2 надеются, что новые проекты станут логическим продолжением наметившегося конструктивного взаимодействия Латвии и России. Новый НПЗ и нефтеналивной терминал послужат взаимной выгоде российских и казахстанских нефтяных компаний, а также потребителей моторных топлив в странах Балтии и ЕС.

idinaz

WW

Катринас дамбис 14-203 Рига, LV -1045, Латвия Тел: + 371 6750 84 27 / 28 Факс: + 371 6750 84 39 e-mail: office@riga.dinaz.lv www.dinaz.lv

Сводный материальный баланс НПЗ*

% МАСС Т/ЧАС ТЫС. тонн/год

Приход

Сырая нефть 98,1 750 7500

МТБЭ 1,9 15,0 120

Итого 100,0 765,0 6120

Расход

Сухой газ (в топливо на собственные нужды) 2,0 15,9 127,2

Пропановая фракция 0,68 5,21 41,68

Изобутановая фракция 0,4 3,11 24,88

Автобензин EURO c ОЧИ (RON) 95 24,41 186,78 1494,2

Авиационное топливо 5,12 39,2 313,6

Дизельное топливо 55,79 426,0 3408

Остаток гидрокрекинга 3,5 26,8 214,4

Сера 1.37 10,5 84

Асфальт на выработку электроэнергии 6,73 51,5 412

Итого 100,0 765,0 6120

*без учета потерь

WWW.NEFTEGAS.INFO

\\ строительство \\ 63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.