Научная статья на тему 'НОВЫЕ МЕТОДЫ В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ'

НОВЫЕ МЕТОДЫ В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ / МЕДИАТОРЫ ПОЗНАНИЯ (ЗНАК / СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАТОРОВ / СИМВОЛ / СЛОВО / МИФ) / СЕМЕЙНЫЕ ИНТРОЕКТЫ / АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФАЗ ПЕРЕХОДА / ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобанова М.Ю.

В статье анализируется метод консультирования приемной семьи с помощью использования медиаторов познания. Предлагаемый метод консультирования опирается на специфику использования каждого из медиаторов, позволяет учитывать психологические особенности приемных родителей, специфические особенности детей-сирот и адаптирован к реальным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW METHODS IN FAMILY CONSULTATION OF A FOSTER HOME WHEN TRAINING PSY-CHOLOGISTS-CONSULTANTS

In the article the method of consultation of a foster home with the help of using the mediators of knowledge is shined. The offered method of consultation relies on the specifics of using each of the mediators, allows to consider psychological features of the adoptive parents, specific features of orphan children and is adapted for real conditions.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МЕТОДЫ В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ»

НОВЫЕ МЕТОДЫ

В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ

М. Ю. ЛОБАНОВА, аспирант НГПУ им. К. Минина, старший преподаватель кафедры психологии НИРО marina_lobanova @ mail.ru

В статье анализируется метод консультирования приемной семьи с помощью использования медиаторов познания. Предлагаемый метод консультирования опирается на специфику использования каждого из медиаторов, позволяет учитывать психологические особенности приемных родителей, специфические особенности детей-сирот и адаптирован к реальным условиям.

In the article the method of consultation of a foster home with the help of using the mediators of knowledge is shined. The offered method of consultation relies on the specifics of using each of the mediators, allows to consider psychological features of the adoptive parents, specific features of orphan children and is adapted for real conditions.

Ключевые слова: метод консультирования приемных семей, медиаторы познания (Знак, Символ, Слово, Миф), специфика использования медиаторов, психологические,, особенности приемных семей, семейные интроекты, анализ структуры предложений, последовательность фаз перехода, правовые документы

Key words: method of counselling of substitute families, mediators of cognition (Sign, Symbol, Word, Myth), specificity of using of mediator, psychological properties of substitute families, family introjects, analysis of sentence structure, succession of transition phases, legal documents

Семья является первичной структурой, в которой осуществляется первый этап вхождения ребенка в социум. Возникновение семейной терапии относится к 50-м годам XX века и связано с работой Н. Акермана (1958).

Психодинамика семейной жизни. Семейный психотерапевт Ф. Баркер (1981) полагает, что семейная психотерапия зародилась одновременно в нескольких местах. Заслуга психоанализа заключается в том, что он поставил семейные отношения детей и родителей в центр рассматриваемых проблем. Именно в особенностях этих взаимоотношений в раннем детстве нередко усматривалась при-

чина психических заболеваний. Классический психоанализ рассматривал реальные семейные отношения клиента лишь как слепок с родительских отношений его семьи в детстве, их пассивное отражение. Сама психотерапевтическая процедура психоаналитиков была ориентирована на клиента, а его семья рассматривалась как конкурирующая или мешающая среда.

Представители практически любого направления, сталкиваясь с семейными проблемами, предлагали их решение в рамках своих теорий. Теория поля К. Левина получила свое развитие в работах по семейной терапии О. Баха (1954, 1957). Возникновение клиент-центрированной

психотерапии К. Роджерса привело к соответствующей семейной терапии (C. Rogers, 1972). Развитие учения о рефлексах способствовало развитию поведенческой семейной психотерапии в работах таких авторов, как Р. Вейс, Н. Хопп, Г. Петтерсон (l973), Р. Стюарт (1980), Р. Либерман. Разработки в области исследования межличностной коммуникации определили концепцию семейной психотерапии «двойной связи» (Дж. Ватер-сон, Дж. Халей (1963)).

В отечественной психологии начало развития семейной психотерапии связано прежде всего с работами В. К. Мягер (1973, 1976), Т. М. Мишиной (1974), В. М. Воловика (1973, 1975), Э. Г. Эйдемиллера (1973). В отечественной психиатрии в исследованиях В. М. Бехтерева, П. Б. Ган-нушкина, В. Н. Мясищева, Г. Е. Сухаревой большое внимание уделялось анализу влияния семьи на клиента. В развитии отечественной психотерапии, как групповой, так и индивидуальной, значительную роль играют теория деятельности (А. Н. Леонтьев, 1983), психологическая теория групп (А. В. Петровский 1986), теория восприятия человека человеком (А. А. Бодалев 1965, 1983).

В рамках подготовки потенциальных приемных родителей психолога нужно обучить методам консул ь-тирования приемной семьи, необходимым для формирования коммуникативной и деятельност-ной компетентностей психолога-консультанта. Консультирование приемной семьи имеет свои особенности, поскольку она не является типичной семьей, адаптация и борьба за власть в ней выглядят особенно рельефно, прохождение нормативных кризисов семьи нередко осложняется самим наличием приемного ребенка.

Мы рассматриваем любую семью как целостное образование. В связи с этим нам представляется наиболее эффективным консультирование семьи в полном

Переживание событий сказки и мифа со сходной проблемной тематикой повышает уровень осознанности событий, помогает приобрести знания о законах социальной жизни.

составе. Также для исследования проблемной ситуации в семье, на наш взгляд, целесообразно использовать медиаторы познания, под которыми мы понимаем Миф, Слово, Символ и Знак, по определению В. П. Зинченко [3]. Использование каждого из медиаторов по-новому разворачивает кристалл семьи.

Медиатор Миф. При его использовании членам семьи дается возможность выйти за пределы ситуации и в образном плане посмотреть на нее со стороны, а значит, отстраненно, без чрезмерных эмоциональных оценок, рассмотреть травмирующую ситуацию. Анализ сказок и мифов по актуальной тематике помогает членам семьи осознать, что они не одиноки в своих проблемах. Люди много веков назад и до сегодняшнего дня сталкиваются с подобными проблемами и находят пути решения. Семейные интроекты, передаваемые из поколения в поколение в виде легенд и рассказов о проблемных ситуациях, требуют для проработки использование мифов и сказок. Переживание событий сказки и мифа со сходной проблемной тематикой повышает уровень осознанности событий, помогает приобрести знания о законах социальной жизни. По словам К. Эстесс, сказки обладают целительной силой, которая начинает действовать уже при их прослушивании, в сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную «душевную пружину» [3, с. 9].

С. Н. Лютова в статье «Архетипиче-ский анализ семейных конфликтов» в журнале «Практическая психология» (№ 1 за 2006 год) пишет: «Задача обоих участников психотерапевтического процесса — не истолкование образов, а погружение в них. Лишь новый образ может быть реакцией на образ собеседника... некое сотворчество». Сказка и метафора предоставляют, на наш взгляд, широкий спектр возможностей для погружения в образ, приглашая к сотворчеству и клиента, и терапевта. Способность к творческому подходу является необходимой компе-

тентностью приемного родителя, так как ему предстоит сталкиваться с нетипичными ситуациями. Многие приемные родители на консультировании говорили, что взяли ребенка «по зову души», без ребенка их жизнь пуста и полна тревоги. Экзи-стенциальность данного момента отражена в подходе М. Хайдеггера.

Использование медиатора Слово. Его анализ повышает уровень взаимопонимания между членами семьи, восстанавливая коммуникации. На практике мы нередко сталкиваемся с фактом, что члены семьи «говорят на разных языках». Этот феномен связан не только с различными ведущими репрезентативными системами членов семьи, но и с различной семантической решеткой ключевых понятий, лежащей в основе восприятия информации. Такие «информационные фильтры» зависят от культурного уровня, образования, пола, уникальности жизненного опыта. Даже диалект может влиять на восприятие информации, включая компоненты оценки и критики.

Особого внимания заслуживает и анализ структуры предложений, составленных клиентами. Так, речь отца семейства, состоящая преимущественно из глаголов, предполагает активный деятель-ностный подход к жизни, создавая взгляд на мир, основанный на ожидании и готовности к эволюционному взрыву. Речь матери наполнена существительными, и внутренний фокус ее внимания смещается на объекты и представления в том виде, как они существуют в реальности. Таким образом, видно, что у этих двух взрослых людей различные образы мира, позволяющие им по-разному реагировать на похожие жизненные ситуации, а суть семейного конфликта хорошо «читается» психологом при анализе разницы в построении предложений клиентами. Сначала консультативная работа психолога с данной семьей заключается в переводе смыслов из одной системы в другую, затем — либо в создании общей и понятной для обоих супругов словесно-смысловой модели

общения, либо в обучении их навыкам «перевода» языков уже существующих систем.

Использование медиатора Символ. В каждой семье из поколения в поколение передаются так называемые «слепые пятна», то есть набор проблем, который предыдущее поколение не смогло решить, но который активно транслируется членами семьи при невербальном общении. Человек понимает, что он что-то делает не так, но это «что-то» не может осознать. Анализ приемов невербального общения и определение соответствия или несоответствия их существующей ситуации и целям клиента оптимальнее всего реализуются при использовании медиатора «символ». Для данного анализа можно применить игры, рисование, ролевые этюды, работу с цветом, музыкой.

В своих исследованиях Б. Хеллингер говорит, что при работе со смешанными семьями, образованными в результате повторных браков, часто возникают проблемы со структурой и иерархией привязанностей. Такой же феномен наблюдается и при переходе ребенка из биологической в приемную семью. При консультировании приемной семьи в полном составе мы предлагаем написать сказку и воспроизвести серию сцен, отражающих последовательность фаз перехода проблем от бывшей семьи до реальной ситуации в существующей семье. Это правило распространяется и в том случае, если биологические родители приемного ребенка находятся вне пределов досягаемости. В процессе написания сказок, при разыгрывании несложных сцен и с помощью приемов игровой терапии, отражающих домашнюю обстановку и взаимоотношения на каждой из стадий развития семьи, члены семьи учатся признавать и уважать предшествующие структуры и связи. Подобный подход позволяет развиваться и креп-

Анализ приемов невербального общения и определение соответствия или несоответствия их существующей ситуации и целям клиента оптимальнее всего реализуются при использовании медиатора «символ».

нуть новому семейному образу, который получает право на жизнь и развитие [1].

Человек не может без корней. С помощью сказок, притчей и легенд актуализируется течение любви в системе и отдается дань уважения биологическим родителям, которые подарили ребенку жизнь. На этом этапе принятия своих биологических родителей происходит трансформация семейной системы и создается база для принятия ребенком своих приемных родителей, самой модели приемной семьи и своего места в ней. Считаем, что такая работа необходима для профилактики отказов.

Использование медиатора Знак. При работе с семьями «группы риска» прослеживается тенденция незнания или невыполнения родителями своих обязанностей. При работе с такими семьями целесообразно использовать медиатор «знак», представленный в виде правовых документов и социально-принятых в обществе норм. Нам представляется перспективным использование медиатора «знак» при работе по сохранению биологической семьи ребенка на ранних этапах. При консультировании приемных родителей важно использовать данный материал для обозначения роли и места биологических и приемных родителей относительно приемного ребенка, а также места и роли родных детей приемных родителей в системе.

В практике консультирования психологи обычно предпочитают работать с детьми и родителями отдельно, полагая, что дети мешают процессу консультирования. На самом деле дети в силу возраста лишены большинства психологических защит взрослых людей и являются не только более искренними и спонтанными по сравнению со взрослыми, но и наиболее полно и рельефно отражают проблемы семьи в своем поведении.

Человек не может без корней. С помощью сказок, притчей и легенд актуализируется течение любви в системе и отдается дань уважения биологическим родителям, которые подарили ребенку жизнь.

В данной статье мы предлагаем для обсуждения структуру последовательности встреч семейного консультирования приемной семьи с использованием медиаторов познания в виде структуры, пошагово освещающей этапы семейного консультирования. В основу создания такой структуры была положена адаптированная схема Р. Чейзина [2, с. 24—40].

3 I этап: прояснение необходимости совместных встреч

Цель: прояснение запроса и заключение контракта по условиям дальнейшей работы.

На этом этапе консультанту необходимо представиться самому; спросить у членов семьи, как бы им хотелось, чтобы к ним обращались; объяснить всем членам семьи, зачем они все здесь собрались и что можно ожидать от занятий. Консультант на этом этапе объясняет, что в ходе занятий участники будут разговаривать, рассказывать сказки, играть, рисовать и лепить для того, чтобы находить новые способы стать более счастливыми в своей семье. Психолог проясняет ожидания и опасения членов семьи, на данном этапе он присоединяется к системе приемной семьи по темпу речи, сохраняя, однако, свою маргинальность.

3 II этап: введение правил общения

На этом шаге психолог говорит следующее: «В ходе наших занятий мы будем придерживаться некоторых правил. Во-первых, вы не обязаны отвечать на все мои вопросы или всегда делать то, что я вас прошу, если вы этого не хотите. В подобном случае достаточно просто сказать о своем нежелании. Во-вторых, за дисциплину во время занятия отвечают родители. Если дети будут делать здесь то, что им обычно не позволяют, папе и маме следует поступать так же, как они это делают дома. В-третьих, мы будем стараться обеспечить максимальную безопасность для каждого. Если кто-то скажет или сделает что-то, приносящее вред другим, то каждый может вмешаться, что-

бы это прекратить. В-четвертых, в этом кабинете я принимаю решения, какие игрушки, карандаши, краски или пластилин и когда мы будем использовать. Если семья не может прийти на следующую встречу, то она должна предупредить психолога не позднее чем за сутки. Выполнять домашние задания обязательно для всех членов семейной системы».

На данном этапе психолог работает с медиаторами «знак» и «символ». Символ психолог использует в функции означивания, например, психолог говорит обращаясь к приемному ребенку: «Когда ты поворачиваешься спиной к нам, что это значит? Есть ли такое правило в вашей семейной системе?»

3 III этап: ресурсы

Для прогноза возможных изменений и продуктивности встреч необходимо оценить ресурсы всех членов данной приемной семьи, узнать их сильные стороны, на которые будет опираться каждый из них в переходный этап. Консультант просит членов семьи поделиться, чем они по праву гордятся и чем сильны. Этот шаг дает им возможность осознать ресурсы для изменения. Этот же этап позволяет развивать толерантность членов семейной системы к инаковости другого. Лозунг данного этапа: «Мы все разные — и это здорово!», «В нашей семье есть и это, и это, и это!» На данном этапе важна работа с медиаторами «знак» и «символ», позволяющими сформировать позитивный миф приемной семьи: «Все мы Ивановы — умные!»

3 IV этап (диагностический): исследование семейных проблем

Реализация этого этапа проходит несколько стадий.

Во-первых, при прояснении запроса необходимо уделить достаточно времени выявлению очевидных причин и обстоятельств, предшествовавших возникновению проблемной ситуации, так как часто приемного ребенка берут в семью, надеясь, что он поможет решить семейные пробле-

мы, но приемный ребенок вследствие психологической травмы никому помочь не может, так как ему самому нужна помощь.

Во-вторых, фокус консультирования переносится с проблемного поведения приемного ребенка на системные представления о символическом значении данной проблемы, на пути и способы ее разрешения, при этом необходимо помнить, что часто приемный ребенок выступает идентифицированным пациентом данной семейной системы. Психологом проясняются с каждый членом семьи страхи и надежды на будущее. Запуская творческий потенциал семейной системы и стимулируя взятие ответственности каждым из ее членов, психолог-консультант на этом этапе говорит следующее: «Я прошу каждого из вас назвать один или два способа улучшения вашей семейной ситуации». При этом необходимо помнить, что маленьким детям чаще всего свойственны такие черты поведения, как эгоцентризм и конкретность. Часто дети на данный вопрос отвечают: «Куклу хочу!» Психолог проясняет: «Какую куклу? Кто бы мог тебе ее подарить? Можешь ее нарисовать? Что ты будешь делать с куклой? Зачем она тебе?» Родителям же и детям-подросткам чаще всего присущи абстрактность и негативизм. С ними необходимо конкретизировать ситуацию, чтобы шаги к улучшению обстановки в приемной семье приобрели позитивную и предметную соотнесенность. Необходимо уделить достаточно времени на проработку надежд и ожиданий членов семьи. Примерно столько же времени требует и проработка страхов. Важно использовать на данном этапе медиаторы «миф» и «символ» при сопроводительной роли медиатора «слово».

3 V (заключительный) этап: рекомендации и обмен впечатлениями

На этом этапе психолог озвучивает, в чем, на его взгляд, состоит проблема

Для прогноза возможных изменений и продуктивности встреч необходимо оценить ресурсы всех членов данной приемной семьи, узнать их сильные стороны.

приемной семьи, и дает рекомендации по выходу семьи из кризиса. Если семье трудно самостоятельно выйти из кризиса, то психолог-консультант заключает с приемной семьей новый контракт.

Важно помнить, что рекомендации семейного психолога-консультанта должны

Социально-психологический тренинг по подготовке психологов-консультантов по р<

быть взвешены и требуют времени для анализа.

В заключение мы предлагаем примерные темы, необходимые для формирования когнитивного компонента компетентности психолога-консультанта по работе с приемной семьей.

основного курса занятий

аботе с приемной семьей (72 часа)

№ п/п Количество часов Название занятия Основное содержание занятия

1 6 Вводное занятие 3 Знакомство, выявление ожиданий; 3 установление правил работы группы; 3 мотивация на дальнейшую работу; 3 знакомство с программой работы курсов; 3 сплочение группы; 3 сбор первичной информации

2 6 Мотивы принятия ребенка в семью 3 Конструктивные и деструктивные мотивы принятия ребенка в семью; 3 методы работы психолога по осознанию мотивации потенциальными приемными родителями

3 6 Сознательное роди-тельство 3 Ожидания потенциальных замещающих родителей; 3 компоненты успешного родительства; 3 портрет реального и идеального ребенка; 3 портрет реального и идеального приемного родителя; 3 знакомство с опытом эффективных приемных семей

4 6 Законы функционирования семейной системы (I часть) 3 Современное представление о развитии семьи, опыт воспитания приемных детей; 3 функции семьи; 3 структура семьи и ее нарушения; 3 динамика, жизненный цикл семьи; 3 нормативные кризисы семьи; 3 возрастные кризисы детей и родителей

5 6 Законы функционирования семейной системы (II часть) 3 Семейные подсистемы и границы; 3 структура семейных ролей; 3 семейные мифы и правила; 3 ритуалы и традиции семьи

6 6 Семья в трудной жизненной ситуации 3 Нарушение жизнедеятельности семьи; 3 понятие семейного стресса; 3 семейный стресс в процессе принятия ребенка в приемную семью

7 6 Выявление ресурсов семьи для успешной приемной заботы 3 Показания и противопоказания к привлечению семьи к замещающей заботе; 3 критерии эффективности; 3 профессиональная семейная забота; 3 основные принципы подбора семьи ребенку для совместной жизни; 3 особые случаи принятия в семью ребенка: — после утраты кровного родственника; — одиноким усыновителем; — людьми старшего возраста

Окончание табл.

№ п/п Количество часов Название занятия Основное содержание занятия

8 6 Сравнительная характеристика детей, проживающих в детских домах и домах ребенка, и детей, изъятых из неблагополучных семей (занятие ведется при участии невролога, педиатра) 3 Синдром госпитализма, травматический опыт ребенка и его восприятие жизненной перспективы; 3 роль возраста ребенка при адаптации в приемной семье; 3 основные представления о влиянии биологических и средовых условий на развитие личности ребенка; 3 наиболее часто встречающие генетические заболевания приемных детей и их диагностика; 3 специфика воспитания ребенка с особыми потребностями в развитии

9 6 Взаимодействие приемной семьи с социальным окружением и биологической семьей приемного ребенка 3 Материнство в социальном контексте, девиантное материнство; 3 делинквентное поведение родителей и его влияние на формирование личности ребенка; 3 проблема контактов с биологической семьей ребенка, построение отношений с биологическими родственниками приемного ребенка; 3 как сказать ребенку, что он приемный; 3 подготовка родственников и ближайшего окружения к факту принятия ребенка

10 6 Особенности функционирования приемной семьи 3 Этапы адаптации ребенка в приемной семье; 3 формирование привязанности у детей и родителей в приемной семье; 3 формирование двойной идентичности у приемного ребенка

11 6 Обучение навыкам эффективного взаимодействия родителей и детей в приемной семье 3 Оценка воспитательного потенциала семьи в отношении воспитания приемного ребенка; 3 родительские ожидания; 3 типичные ошибки приемных родителей; 3 ключевые моменты воспитания приемных детей; 3 построение воспитательной системы в приемной семье: методы поощрений и наказаний, профилактика жестокого обращения с детьми

12 6 Заключительное занятие 3 Подведение итогов работы; 3 совместный праздник приемных и потенциальных приемных родителей

ЛИТЕРАТУРА _

1. Вебер, Г. Два рода счастья. Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. — М. : Институт консультирования и системных решений, 2005. — 332 с.

2. Дети в семейной психотерапии: практическая работа и профессиональное обучение / под ред. Дж. Дж. Зильбах. — М. : Изд-во Института психотерапии, 2004. — 208 с.

3. Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М. : Тривола, 1994. — 304 с.

4. Эстес, К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях : пер. с англ. / К. П. Эс-тес. — Киев : София ; М. : Гелиос, 2001. — 496 с.

5. Prochaska, J. O., Norcross, J. C. Systems of phychotherapy: A transtheoretical analysis / J. O. Prochaska, J. C. Norcross. — Pacific Grove, CA: Brooks-Cole, 1999. — 591 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.