Научная статья на тему 'НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ'

НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АККРЕДИТАЦИЯ / АККРЕДИТАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова С.С., Кирина И.Б.

Статья посвящена анализу новых методологических подходов к разработке фондов оценочных средств в системе высшего образования. Обозначены основные преимущества новой аккредитационной модели для образовательной организации и место в ней оценочных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF EVALUATION FUNDS

The article is devoted to the analysis of new methodological approaches to the development of evaluation funds in the higher education system. The main advantages of the new accreditation model for an educational organization and the place of evaluation materials in it are outlined.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ»

УДК 378.14

НОВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Светлана Серафимовна Кириллова

кандидат экономических наук, доцент

sv_kirillova@mail. ru Ирина Борисовна Кирина

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

ro dina1947@mail. ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена анализу новых методологических подходов к разработке фондов оценочных средств в системе высшего образования. Обозначены основные преимущества новой аккредитационной модели для образовательной организации и место в ней оценочных материалов.

Ключевые слова: высшее образование, образовательная деятельность, аккредитация, аккредитационная экспертиза.

В системе высшего образования в Российской Федерации произошли существенные изменения в части аккредитации образовательной деятельности. Основной идеей трансформации аккредитационной модели стало снижение объема документооборота, концентрация на непосредственно образовательной деятельности, минимизация контакта образовательной организации с контролирующими структурами. Тем самым предполагается существенно снизить коррупционную, а также бюрократическую составляющие [4, 5, 6, 10].

При этом сама государственная аккредитация становится бессрочной. Отменяется процедура периодического ее подтверждения, а получение аккредитации становится возможным не только по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, но и отдельно по направлениям подготовки/укрупненным группам специальностей и направлений подготовки ВКВ или области образования, а также виду профессиональной деятельности.

Аккредитационная экспертиза также преобразована. Ее базой теперь становится система аккредитационных показателей, разработанных и утвержденных Министерством науки и высшего образования, а также Министерством просвещения. Причем оценка их значения и их динамика могут быть проведены по материалам, размещенным на официальном сайте образовательный организации. Одновременно с этим важнейшим показателем становится диагностическая работа, которая позволяет оценить качества подготовки обучающихся конкретной образовательной организации.

Трансформированная модель аккредитации предполагает изменение системы контроля и надзора за образовательной организацией. Лишение государственной аккредитации возможно в том случае, когда организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила нарушения требований аккредитационных показателей, выявленные по результатам проведенных в отношении нее контрольных (надзорных) мероприятий.

Аккредитационному мониторингу автоматически подвергаются все без исключения образовательные организации. При этом сам мониторинг можно

охарактеризовать как удаленное наблюдение за деятельность образовательного учреждения, реализуемое с периодичностью раз в три года.

Первый аккредитационный мониторинг в отношении вузов будет проведен весной 2023 года. Ему будет предшествовать серьезная апробация в виде пробной оценки высших ученых заведений по планируемым показателям. Предполагается, что перечень показателей может быть изменен с учетом результатов апробации. Не исключается возможность периодической трансформации показателей с учетом их актуальности.

В новой процедуре огромное место отведено оценочным материалам. Основными этапами разработки оценочных материалов являются следующие.

Прежде всего, осуществляется формирование перечня контролируемых индикаторов достижения (результатов освоения) (преимущественно три индикатора (результата освоения) [1, 2, 8].

Далее производится содержательное раскрытие каждого индикатора достижения (результата освоения) (не менее семи содержательных элементов)

[9].

На следующем этапе происходит разработка вариантов заданий, включаемых в оценочные материалы (двадцать заданий для каждого содержательного элемента). Также указывается перечень рекомендуемой литературы.

Наиболее предпочтительными становятся следующие типы заданий: -задания открытого типа (самостоятельный ввод обучающимся правильного ответа в виде термина, краткого определения, цифрового значения и т.д.),

-выбор одного правильного варианта из предложенных вариантов, -выбор нескольких правильных вариантов из предложенных вариантов, -установление правильной последовательности в предложенных вариантах,

-установление соответствия.

В конечном итоге новая процедура должна полностью исключить возможность коррупции, минимизировать затраты организации образования на проведение аккредитационной экспертизы, повысить заинтересованность образовательной организации в высоком качестве подготовки выпускников [3,

7].

Список литературы:

1. Григорьева Л.В., Бобрович Л.В., Третьякова Е.Н., Третьякова Я.А. Высшее образование и современные требования работодателей АПК//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2020. № 1 (60). С. 811.

2. Григорьева Л.В. Внедрение инновационных технологий в садоводстве и проблемы кадрового обеспечения// Современные системы производства, хранения и переработки высококачественных плодов и ягод: Мат. науч.-практ. конф. Мичуринск - Наукоград. 2010. С. 152-156.

3. Григорьева Л.В. Современные модели садов интенсивного типа для условий ЦЧР РФ// Инновационные технологии АПК России - 2015: Материалы III конференции в рамках 9-го Международного Биотехнологического Форума-выставки «РосБиоТех-2015». Ассоциация "ТППП АПК". 2015. С. 12-15.

4. Каширина Н.В., Корепанова Е.В., Щугорева Н.В. Внедрение инновационных педагогических технологий в практику образовательной деятельности//Наука и Образование. 2020. Т.3. № 4. С. 200

5. Квочкин А.Н., Григорьева Л.В. Проблемы кадрового обеспечения садоводства //Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2013. № 3. С. 8-11.

6. Кириллова С.С. Цифровизация образовательного процесса: преимущества и угрозы//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 25

7. Кириллова С.С. Опыт практикоориентированного проведения занятий по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»//Современные методики учебной и научно-исследовательской

работы. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией Сухановой С.Ф. 2019. С. 44 - 47

8. Корепанова Е.В., Ашихмина Г.А. Реализация компетентностного подхода на основе технологии активизации и интенсификации деятельности студентов//Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК -продукты здорового питания. 2015. № 4 (8). С. 76 - 81

9. Манаенкова М.П. Формирование речевой компетенции в условиях современной образовательной парадигмы//Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. XIII Международная научно-практическая Internet-конференция. 2017. С. 372-377

10. Щербаков Н.В., Кирина И.Б., Кириллова С.С. О внедрении онлайн-курсов в образовательный процесс университета//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 64

ШС 378.14

NEW METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF EVALUATION FUNDS

Svetlana S. Kirillova

candidate of economic Sciences, associate Professor

sv_kirillova@mail .ru Irina B. Kirina

candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

ro dina1947@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the analysis of new methodological approaches to the development of evaluation funds in the higher education system. The main advantages of the new accreditation model for an educational organization and the place of evaluation materials in it are outlined.

Keyword: higher education, educational activities, accreditation, accreditation expertise.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.