УДК 378.14
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА БУДУЩИМИ
САДОВОДАМИ
Ирина Борисовна Кирина
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
го dina1947@mail .ru Светлана Серафимовна Кириллова
кандидат экономических наук, доцент
sv_kirillova@mail. ru Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье обосновывается значение изучения будущими садоводами основ финансового менеджмента. Определяется перечень требований к будущим садоводам с учетом применения современных инновационных технологий, а также перечень необходимых знания в области самостоятельных элементов финансового менеджмента.
Ключевые слова: садоводы, профессиональная деятельность, профессиональные компетенции, финансовый менеджмент.
Подготовка будущих специалистов аграрного профиля в области садоводства направлена на удовлетворение потребностей общества и государства в образованных и гармонично развитых специалистах в области садоводства, владеющих современными инновационными аграрными технологиями. Образовательная программа по направлению подготовки 35.03.05 Садоводство направлена на удовлетворение потребности личности в овладении универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС ВО, позволяющими быть востребованной на рынке труда и в обществе, способной к социальной и профессиональной мобильности.
Необходимо отметить, что сегодня садоводство относится к такому виду экономической детальности, который дает возможность вести высокорентабельное производство промышленного уровня плодов и ягод с широким применением интенсивных технологий, а также способствующих получению в самые короткие сроки максимально высоких экономических результатов. В Тамбовской области развитие садоводства - одна из приоритетных задач сельскохозяйственного сектора. С учетом этого имеется стабильная потребность в грамотных кадрах, способных реализовывать на практике решения, направленные на рост конкурентоспособности организаций АПК.
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
Основными объектами (областями знания) профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
- сады, ягодники и виноградники, посевы и посадки овощных, декоративных, лекарственных и эфиромасличных культур;
- культивационные сооружения для выращивания садовых культур;
- сорта плодовых, овощных, декоративных, лекарственных и эфиромасличных культур и винограда;
- генетические коллекции родов, видов, гибридов, мутантов и трансгенов садовых растений;
- технологии производства, хранения и переработки продукции садоводства;
- болезни и вредители садовых культур и средства защиты от них;
-объекты ландшафтной архитектуры;
- почва и её плодородие.
Выпускник, освоивший программу, должен быть готов решать следующие задачи профессиональной деятельности:
- участие в выполнении научных исследований в области садоводства;
- выполнение программы экспериментальных исследований, закладка и проведение различных опытов по утвержденным методикам;
- проведение учетов и наблюдений, анализ полученных данных по оценке состояния и возможностей повышения урожайности садовых культур и качества получаемой продукции;
- статистическая обработка результатов экспериментов, их анализ, формулирование выводов и предложений;
- оценка пригодности агроландшафтов для возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда;
- подбор видов, пород и сортов плодовых, овощных, декоративных, лекарственных культур и винограда для различных агроэкологических условий и технологий;
- производство посадочного материала плодовых, декоративных, овощных культур и винограда;
- реализация технологий возделывания овощных (в условиях открытого и защищенного грунта), плодовых, лекарственных и декоративных культур, винограда;
- применение удобрений, средств защиты растений и садовой техники;
- оценка качества продукции садоводства и определение способов ее использования;
- организация и проведение сбора урожая садовых культур, первичной обработки продукции и закладка ее на хранение;
- создание и эксплуатация садово-парковых объектов, проведение озеленения населенных пунктов;
- контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Решение большинства обозначенных задач невозможно без элементарных знаний в области финансов и кредита. Мало того, специалисты аграрного профиля, занимающие руководящие должности, практически в ежедневном режиме принимают решения, большинство из которых - это решения финансового характера.
Для будущих специалистов аграрного профиль, в том числе и садоводов, важно освоить основы финансового менеджмента. Необходимы знания в области самостоятельных элементов финансового менеджмента. Система финансового менеджмента охватывает круг задач в области управления финансами и управления персоналом. Управление персоналом ориентировано на создание стимулов для эффективной производственной деятельности, поиск наиболее оптимальных производственных процессов, разумное применение инновационных технологий.
Управление финансами предусматривает весь спектр финансовых задач: управление затратами, управление финансовыми результатами, управление налогами, управление кредитными отношениями, управление системой взаимоотношений организации с финансовыми органами по поводу различных форм государственной поддержки, управление системой взаимоотношений с кредитными организациями, управление системой взаимоотношений с контрагентами. Знание основ финансового менеджмента, умение управлять финансовыми потоками, а также навыки взаимодействия с финансово-кредитной системой - это необходимый минимум для будущих садоводов, который
обеспечит стабильное развитие сельскохозяйственной организации в современных условиях.
Список литературы:
1.Григорьева Л.В., Бобрович Л.В., Третьякова Е.Н., Третьякова Я.А. Высшее образование и современные требования работодателей АПК//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2020. № 1 (60). С. 8 -11
2.Гурьянова Ю.В., Кирина И.Б., Кириллова С.С. Особенности применения инновационных технологий в аграрном образовании//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 17
3.Кириллова С.С., Зимина М.Д., Родюкова А.С. Развитие финансового планирования в сельскохозяйственных организациях//Агротехнологии XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию высшего аграрного образования на Урале. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н Прянишникова». 2019. С. 54 - 57
4.Кириллова С.С. Развитие системы финансового менеджмента в сельскохозяйственных организациях//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. № 3 (58). С. 136 - 140
5.Третьякова Е.Н., Кирина И.Б., Третьякова Я.А. Компетентностный подход в высшем образовании в аграрном вузе//Наука и образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 60
UDC 378.14
LEARNING THE BASICS OF FINANCIAL MANAGEMENT BY FUTURE
GARDENERS
Irina B. Kirina
candidate of agricultural sciences, associate Professor
ro dina1947@mail .ru Svetlana S. Kirillova candidate of economic Sciences, associate Professor Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article substantiates the importance of future gardeners studying the basics of financial management. A list of requirements for future gardeners is determined, taking into account the use of modern innovative technologies, as well as a list of necessary knowledge in the field of independent elements of financial management.
Keywords: gardeners, professional activity, professional competencies, financial management.
Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.
The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.