Научная статья на тему 'Новые механизмы государственного стимулирования инвестиционной активности и результаты их использования в ресурсном секторе Дальнего Востока'

Новые механизмы государственного стимулирования инвестиционной активности и результаты их использования в ресурсном секторе Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионалистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЕ ОТРАСЛИ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / TERRITORIES OF ADVANCING SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENT PROJECTS / NATURAL RESOURCE INDUSTRIES / RUSSIAN FAR EAST / STATE STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломакина Наталья Валентиновна, Антонова Наталья Евгеньевна

В статье исследуется отклик хозяйствующих субъектов в природно-ресурсных отраслях Дальнего Востока на имплементацию двух механизмов государственного стимулирования инвестиционной активности на Дальнем Востоке: территорий опережающего социально-экономического развития и государственной поддержки наиболее готовых инвестиционных проектов. Показано, что ресурсные проекты, прежде всего минерально-сырьевые, остаются привлекательными как для частных, так и для государственных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Mechanisms of State Stimulation of Investment Activity and the Results of Their Use in Far Eastern Resource Sector

The article is devoted to research of the response of economic agents in natural resource industries of the Far East on implementation of two mechanisms of the state stimulation of investment activity in the Far East: the territories of advancing social and economic development and the state support of most ready investment projects. It is shown that resource projects, first of all mineral resource ones, remain attractive both for private and for the state investments.

Текст научной работы на тему «Новые механизмы государственного стимулирования инвестиционной активности и результаты их использования в ресурсном секторе Дальнего Востока»

р-ешоналмстика

DOI: 10.14530/reg.2016.6

АНТОНОВА Наталья Евгеньевна

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Институт экономических исследований ДВО РАН ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

ANTONOVA Natalia Evgenyevna

Doctor of economics, chief researcher

Economic Research Institute FEB RAS, 153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

antonova@ecrin.ru

© Антонова Н.Е., Ломакина Н.В., 2016

Wt^li

av

УДК 332.14 + 330.15 (571.6)

НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСУРСНОМ СЕКТОРЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В статье исследуется отклик хозяйствующих субъектов в природно-ресурсных отраслях Дальнего Востока на имплемента-цию двух механизмов государственного стимулирования инвестиционной активности на Дальнем Востоке: территорий опережающего социально-экономического развития и государственной поддержки наиболее готовых инвестиционных проектов. Показано, что ресурсные проекты, прежде всего минерально-сырьевые, остаются привлекательными как для частных, так и для государственных инвестиций.

Территории опережающего социально-экономического развития, инвестиционные проекты, природно-ресурсные отрасли, Дальний Восток, государственное стимулирование

NEW MECHANISMS OF STATE STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITY AND THE RESULTS OF THEIR USE IN FAR EASTERN RESOURCE SECTOR

The article is devoted to research of the response of economic agents in natural resource industries of the Far East on implementation of two mechanisms of the state stimulation of investment activity in the Far East: the territories of advancing social and economic development and the state support of most ready investment projects. It is shown that resource projects, first of all mineral resource ones, remain attractive both for private and for the state investments.

Territories of advancing social and economic development, investment projects, natural resource industries, Russian Far East, state stimulation

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ДВО РАН № 15-[-8-012 «Развитие ресурсного сектора экономики Дальнего Востока в условиях ресурсно-спросовых ограничений и институциональных шоков».

~ & L '

regionalistica.org 2016 Том 3 № 6 23

Счч /г/\ у

¡шанапмстика

DOI: 10.14530/reg.2016.6

ЛОМАКИНА

Наталья

Валентиновна

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник

Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

LOMAKINA

Natalia

Valentinovna

Doctor of economics, chief researcher

Economic Research Institute FEB RAS, 153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

lomakina@ecrin.ru

iTtAMfi

Ж

шшшшт

v №

Введение

Богатый природно-ресурсный потенциал, развитие ресурсных секторов в качестве отраслей национальной специализации Дальневосточного макрорегиона, активное участие государства в его развитии - этот набор факторов и их сочетание вполне справедливо признаны фундаментальными, определяющими перспективы его развития [10].

За последние 20 лет было принято и в разной степени реализовано уже несколько программно-стратегических документов по развитию данного макрорегиона1. При этом основным лейтмотивом практически всех этих документов было то, что макрорегион не сможет конкурировать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по выпуску продукции машиностроения и других высокотехнологичных отраслей. Позиционирование экономики Дальнего Востока возможно через развитие добычи и переработки природных ресурсов и использование транзитных возможностей макрорегиона. Одной из ключевых задач признавалась модернизация ресурсного сектора, который являлся как основным направлением, так и источником развития макрорегиона [7]. Но инвестиционная «накачка» макрорегиона, благоприятно сказавшись на развитии его экспортного сырьевого сектора, проблему собственно экономического развития Дальнего Востока решить не смогла [8].

В конце 2013 г. было объявлено о формировании новой модели развития Дальнего Востока, и целевая задача развития региона была сформирована по-иному: «Дальний Восток должен стать конкурентоспособным регионом с диверсифицированной экономикой, в структуре которой преобладают высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью»2. Были предложены и уже начали реализовы-ваться новые механизмы такой модели, в частности:

1) формирование территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или коротко ТОР);

2) государственная поддержка инвестиционных проектов, практическая реализация которых способна дать значимый для развития Дальнего Востока эффект.

1 Государственная политика развития Дальнего Востока, её инструменты и акценты уже неоднократно становились объектом исследований (см. [5; 8; 9; 10; и др.]).

2 Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (утверждена распоряжением Правительства РФ № 466-р от 29 марта 2013 г.).

й а

кегианалмстика

¡З^ТЕ

РО!: 10.14530/гед.2016.6

гД 1 \ п-Д

Можно предположить, что реализация таких целевых задач должна привести к «выталкиванию» ресурсных секторов из области действия новых механизмов государственного стимулирования инвестиционной активности [6]. Целью статьи является анализ первых результатов имплемен-тации механизмов «новой модели» развития Дальнего Востока в природно-ресурсном секторе регионе.

Территории опережающего социально-экономического развития: ресурсные резиденты

В качестве одного из ключевых механизмов привлечения инвестиций на Дальнем Востоке было предложено использовать ТОР. В 2014 г. был принят федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», которым устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Этот режим включает: приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, созданной на бюджетные деньги; установление льготных ставок арендной платы за пользование землёй; особое налогообложение резидентов; сокращение числа проверок и снижение административной нагрузки; применение процедур свободной таможенной зоны; льготный размер страховых взносов на фонд заработной платы; ускоренные процедуры получения разрешения на строительство.

Для решения административных и инфраструктурных вопросов территорий опережающего социально-экономического развития создана специальная управляющая компания1 - акционерное общество

1 Постановление Правительства РФ № 432 от 30 апреля 2015 г. «Об управляющей компании территориями опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе».

1Ш5

«Корпорация развития Дальнего Востока», 100% акций которой находятся в федеральной собственности. Управляющая компания обладает широким перечнем полномочий: выступает в качестве застройщика объектов инфраструктуры ТОР и обеспечивает их функционирование; ведёт реестр резидентов ТОР; выполняет функции центра предоставления государственных и муниципальных услуг резидентам.

Как показывает практика, одним из условий привлекательности ТОР для инвесторов является создание и обслуживание объектов инфраструктуры (строительство и эксплуатация дорог, электро- и водоснабжение, водоотведение) с использованием бюджетных средств. С одной стороны, участие государства в создании инфраструктуры для целого «куста» производств порождает положительные экстерналии за счёт минимальной «загрузки» инвесторов инфраструктурными обязательствами. С другой стороны, наличие одного из «жёстких» факторов инвестиционной привлекательности территории (инфраструктура) является немаловажным с точки зрения повышения ценовой конкуренции на мировых рынках продукции, выпускаемой на Дальнем Востоке.

Чтобы стать резидентом ТОР, предпринимателю нужно предложить инвестиционный проект в высокой степени проработки с минимальным объёмом инвестиций 500 тыс. рублей, пройти государственную регистрацию на ТОР, заключить с управляющей компанией соглашение об осуществлении деятельности на ней, быть включённым в реестр резидентов ТОР.

В настоящее время на Дальнем Востоке создано 13 территорий опережающего социально-экономического развития: три в Приморском крае, по две - в Хабаровском крае, в Амурской и Сахалинской областях, по одной - в Республике Саха (Якутия), Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе. По сути, «ТОРи-зацией» экономики охвачены, за исключе-

й Ft-

кегианалмстика

¡¡tTE

DOI: 10.14530/reg.2016.6

__Л

jf! 1 rHpi,' П. E\L

нием Магаданской области, все дальневосточные территории.

В реестр резидентов ТОР на конец ноября 2016 г. было включено 96 инвесторов, реализующих на этих территориях проекты в различных отраслях экономики1. Анализ отраслевой принадлежности резидентов ТОР показал, что одна треть инвесторов реализует проекты в природно-ресурсном секторе Дальнего Востока: в добыче и переработке полезных ископаемых, рыболовстве и рыбопереработке, заготовке и переработке древесины, сельском хозяйстве. Ещё порядка десяти инвесторов создают предприятия по производству строительных материалов с использованием местных общераспространённых полезных ископаемых.

Добыча и переработка полезных ископаемых

В этой отрасли реализуется пять крупных проектов в трёх ТОР. Большая часть проектов в этой сфере приходится на ТОР «Беринговский» (Чукотский АО):

- Якорным резидентом является ООО «Берингпромуголь», учредителем которого выступает австралийская угледобывающая компания Tigers Realm Coal Ltd, работающая на Чукотке с 2012 г. ООО «Берингпромуголь» будет добывать коксующийся уголь на месторождении Фан-дюшкинское поле. Объём инвестиций -6,5 млрд рублей ;

- ООО «Канчалано-Амгуэмская площадь» завершит геологоразведочные работы и введёт в промышленную эксплуатацию месторождение золота и серебра «Жильное». Инвестиции составят более 2,5 млрд рублей ;

- ООО «Инновационные технологии комплексного обогащения минерального

Л.

1 http://erdc.ru/upload/iblock/715/71510ae25d1c932f5 28cead738c4c0ac.pdf.

2 http://minvr.ru/press-center/news_minvostok/7ELEM ENT_ID=4670

3 http://trud-ost.ru/?p=458766

ш

сырья» («ИНТЕХКОМС») реализует проект по добыче россыпного золота на месторождении Ручей Сухой в Анадырском районе. Предприятие реализует проект с 2014 г., регистрация в качестве резидента ТОР позволит предприятию за счёт налоговых преференций увеличить вложения в обновление оборудования и ускорить выход на промышленные объёмы добычи золота. Объём инвестиций составит 15,5 млн рублей4

В ТОР «Приамурская» (Амурская область) ООО «Амурская энергетическая компания» строит совместно с китайскими инвесторами (ОАО «Мэн Лань Син Хэ») Амурский нефтеперерабатывающий завод для поставки по трубопроводу нефтепродуктов в Китай. Объём инвестиций -123 млрд рублей. Сырьё для завода предполагается как закупать у нефтедобывающих компаний, так и добывать самостоятельно: ведётся геологоразведка трёх приобретённых в Якутии нефтеносных участков, к 2018 г. ожидается добыча 3,5 млн т нефти в год5.

В ТОР «Амуро-Хинганская» (ЕАО) резидент ООО «Дальграфит» создаст на базе Союзного месторождения графита горно-обогатительный комбинат мощностью до 40 тыс. т концентрата графита в год6. Срок реализации проекта - 2018 г., объём инвестиций - 5,5 млрд рублей7. В результате реализации проекта будет создано 300 рабочих мест, 40% продукции будет поступать на внутренний рынок, остальное - на внешний . Вся инфраструктура будет создана за счёт средств

9

инвесторов .

http://www.kommersant.ru/doc/3035831; http://www.

vostokmedia.com/n286622.html

5 http://аэк28.рф/history

6 http://www.minvostokrazvitia.ru/press-center/news_ minvostok/?ELEMENT_ID=4651

7 http://www.kommersant.ru/doc/2772237

8 https://ria.ru/eao/20160831/1475682984.html

9 http ://www. eastrussia. ru/news/tor-amuro-khinganska ya-trinadtsataya-dalnevostochnaya-tor-poyavitsya-v-evreyskoy-avtonomnoy-oblasti/

'yjJtCH. & - I

regionalistica.org 2016 Том 3 № 6 26

шшС?1

►егмоналмсвжа

Рыболовство и рыбопереработка

Среди резидентов ТОР к этой отрасли относятся пять проектов, из которых три реализуется в самом «рыбном» регионе ДФО - Камчатском крае, в ТОР «Камчатка». В число крупнейших резидентов входит рыболовецкий совхоз им. В.И. Ленина, который реализует проект по строительству береговой базы переработки морских биоресурсов и модернизации морских судов. Объём инвестиций - 660 млн рублей.

Ещё один крупный резидент ТОР «Камчатка» - ООО «Город 415» - совместно с корейской компанией Korea Trading & Industries Co., LTD построит рыбоперерабатывающий комплекс производственной мощностью 10 тыс. т в год, включающий консервное производство1. Объём инвестиций - 643,3 млн рублей, реализация проекта - 2018 г. Сырьё для производства - за счёт собственной ресурсной базы. Рынок сбыта продукции - как внутренний, так и экспорт в Корею и Японию.

В ТОР «Беринговский» действующее с 2001 г. предприятие ООО «Чукотрыб-промхоз» реализует проект по модернизации производства с целью использования рыбных ресурсов внутренних водоёмов Чукотки2.

Резидент ТОР «Комсомольск» (Хабаровский край) ООО «Торговый дом «Юкон» осуществляет модернизацию действующего рыбоперерабатывающего производства с целью увеличения объёмов выпуска готовой продукции. Объём инвестиций - 95,5 млн рублей . Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 60 наименований4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заготовка и переработка древесины

В лесном комплексе в рамках ТОР реализуется два проекта.

В ТОР «Комсомольск» два резидента5 создают на площадке «Амурск» «Дальневосточный центр по глубокой переработке древесины». Фактически этот центр создаётся с 2012 г. в рамках программы приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов [1]. Построен завод по производству лущёного шпона, в рамках второй очереди идёт создание производства пиломатериалов, ДСП и технологической щепы. В производство и инфраструктуру будет вложено 326 млн рублей 6.

В ТОР «Амуро-Хинганская» ООО «Амурпром» с привлечением китайских инвестиций реализует проект по строительству комплекса по глубокой переработке древесины мощностью более 20 тыс. м в год, где предполагается производство пиломатериалов, шпона, мебельных щитов и топливных брикетов7.

Сельское хозяйство

Из 18 реализуемых в рамках ТОР сельскохозяйственных проектов интерес представляют проекты, связанные с растениеводством в открытом грунте. В этом контексте можно выделить ТОР «Михайловский» (Приморский край), где все проекты относятся к агропромышленному комплексу. Реализуемый в рамках этой ТОР крупный проект ООО «Черниговский Агрохолдинг» ориентирован на создание предприятия по выращиванию, переработке и хранению зерновых культур. Объём инвестиций - 369,6 млн рублей .

1 https://ria.ru/economy/20161117/1481538869.html

2 http://prochukotku.ru/news/main/20160822/464.html

3 http://erdc.ru/tor/komsomolsk/

4 http://khabkrai-invest.tilda.ws/asez-komsomolsk

5 ООО «Амурская лесопромышленная компания» и ООО «Амурский промышленный центр», учредителями которых является ООО «УК РФП Групп».

6 http://erdc.rU/tor/komsomolsk/#

7 http://www.minvostokrazvitia.ru/press-center/news_ minvostok/?ELEMENT_ID=4651

8 http://erdc.ru/tor/mikhaylovskiy/

~ & L '

regionalistica.org 2016 Том 3 № 6 27

й а

кегианалмстика

¡З^ТЕ

DOI: 10.14530/reg.2016.6

1 тт.^»^' Ш^егО.

В Амурской области в рамках ТОР «Белогорск» в качестве резидента зарегистрировано ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский». Здесь создаётся производство по глубокой переработке выращиваемой в области сои, предполагающей выпуск кормового и пищевого шрота, рафинированного дезодорированного масла и лецитина1. Объём инвестиций - 1,1 млрд рублей, проектный объём переработки сои - 240 тыс. т в год. Из соевого пищевого шрота будут производиться изолят, пищевые волокна и соевые олигосахариды для пищевой промышленности, которые пока не производятся на территории России. В настоящее время сравнимый объём непе-реработанной сои из Амурской области экспортируется в Китай (206 тыс. т в 2015 г.) [4], которая потом в виде готовой продукции из сои импортируется в Россию. Следовательно, реализация проекта по созданию маслоэкстракционного завода «Амурский» соответствует ориентации российской экономики на импортозамеще-ние.

Ещё один завод по глубокой переработке сои будет построен в рамках ТОР «Амуро-Хинганская» ООО «Амурпром». Целью является создание современного высокотехнологичного предприятия на основе многоступенчатых биохимических технологий по выделению из местных соевых бобов масла, лецитина, изофлавинов и белковых комплексов. Мощность завода предполагает переработку до 300 тыс. т соевых бобов в год. Объём инвестиций оценивается в 7 млрд рублей, включая производство, связанное с переработкой древесины [2]. Произведённая продукция будет поставляться на внутрироссийский рынок, а также в страны АТР.

Объём инвестиций по рассмотренным выше наиболее крупным природно-ресурсным проектам, реализуемым в рамках ТОР, составит 138,7 млрд рублей, или 33,7% из общей суммы инвестиций, заяв-

Л.

ленных по всем зарегистрированным резидентам ТОР. При этом более 90% инвестиций приходится на проекты, непосредственно связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых2.

Пока ещё рано оценивать эффективность данной «новации». По своему содержанию концепция ТОР не является новой, она заимствована из известных в мировой практике методов регионального развития XX в., и практика эта в некоторых случаях была успешной, но не всегда [8]. На Дальнем Востоке эта концепция реализовывалась в виде особых экономических зон, полюсов роста, зон ускоренного развития. Предлагаемые в ТОР льготные режимы могут обеспечить их резидентам конкурентоспособность на международных рынках, в том числе в природно-сырьевых отраслях, только при наличии конкретных экономических преимуществ (цена труда, условия финансирования и кредитования, норма рентабельности и т.д.) [9].

Государственная поддержка инвестиционных проектов: ресурсные отрасли

Ещё одним важным механизмом «новой модели» развития региона является государственная поддержка инвестиционных проектов, практическая реализация которых способна дать значимый для Дальнего Востока эффект. К настоящему времени Правительством РФ утверждена методика отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона3.

В 2015-2016 гг. уже было проведено несколько этапов отбора инвестпроектов

1 http://www.ampravda.ru/2016/07/22/068406.html

2 http://erdc.rU/#

3 Постановление Правительства РФ № 1055 от 16 октября 2014 г. «Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона».

й а

кегианалмстика

¡З^ТЕ

РО!: 10.14530/гед.2016.6

__Л

Л.

для прямой государственной поддержки в виде субсидий на создание и реконструкцию инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов1. В ходе отбора было рассмотрено более полусотни проектов в различных отраслях, и к настоящему времени для господдержки отобрано 13 инвестпроектов. При этом 9 из 13 проектов, соответствующих «целям стратегических документов, определяющих направления социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона», предполагается к реализации именно в ресурсном секторе - 8 проектов по добыче полезных ископаемых и один -в лесопереработке (табл. 1).

Основная часть проектов в ресурсном секторе, реализация которых поддержана субсидиями из федерального бюджета для решения инфраструктурных проблем, по-прежнему ориентируется прежде всего на добычу сырьевых ресурсов. При этом в 2015 г. на эти цели направлено чуть более 80% государственных субсидий, в целом же предполагаемая поддержка ожидается на уровне 91,2% всех бюджетных средств, предназначенных на эти цели (30,3 из 33,2 млрд рублей). Фактически ресурсные проекты по-прежнему признаны соответствующими стратегическим целям развития макрорегиона и создающими в нём максимальный социально-экономический эффект.

Заключение

Анализ «старта» механизмов реализации «новой модели» развития Дальнего Востока и их первых результатов в при-родно-ресурсном секторе (секторе национальной специализации региона) даёт основания обозначить следующие позиции.

1) Такой инструмент государственного стимулирования инвестиционной активности, как ТОР, показал свои возмож-

ности по привлечению инвестиций в переработку в ресурсных отраслях (нефте- и лесопереработка, производство конечных продуктов в сое- и рыбопереработке). Предлагаемые специальные режимы могут способствовать повышению конкурентоспособности производимой резидентами ТОР продукции в природно-сырьевых отраслях.

2) Практика применения прямых государственных субсидий из федерального бюджета для решения инфраструктурных проблем при реализации инвестпроектов показала, что он не способствует достижению новой целевой задачи развития Дальнего Востока - уходу от экспортно-сырьевой экономики и формированию диверсифицированной экономики, в структуре которой преобладали бы высокотехнологичные производства. Результаты применения данного инструмента в 20152016 гг. показали, что ресурсные проекты (прежде всего - минерально-сырьевые) по-прежнему наиболее привлекательны как для частных инвесторов, так и для государства. Такая ситуация - следствие применения выбранных критериев и индикаторов отбора инвестпроектов для господдержки. Ориентация управленческих решений на неизмеряемый критерий «соответствие целям стратегических документов» и вполне количественно измеримый индикатор «отношение объёма частных инвестиций к объёму бюджетных средств» ещё долго будет обеспечивать «победу» ресурсным проектам (особенно - капиталоёмким минерально-сырьевым) в борьбе за государственные средства. Хотя, как показывают исследования2, при всей значимости ресурсных отраслей в экономике регионов, они создают небольшое количество «путей» и связей, диверсифицирующих и «скрепляющих» региональную экономику.

Распоряжения Правительства РФ № 484-р от 23 марта 2015 г., № 1339-р от 13 июля 2015 г. и № 1806-р от 27 августа 2016 г.

' В том числе см. [3].

¡шанапмстика

ХШ- гХ \ Ъ

DOI: 10.1

ЩЙШШ

Таблица 1

Характеристики инвестпроектов и объёмы прямой государственной поддержки, предоставляемой на создание и реконструкцию инфраструктуры в рамках их реализации на Дальнем Востоке

Наименование инвестпроекта, сроки реализации, субъект РФ

Строительство горнообогатительного комплекса «Инаглинский», 2011-2017 гг., Республика Саха (Якутия)

Комплексный инвестиционный проект развития угледобычи и углеобогащения АО «Ургал-уголь», 2011-2021 гг., Хабаровский край

Горно-металлургический комбинат (ГМК) по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения, 2009-2017 гг., Камчатский край

Строительство Таёжного горно-обогатительного комбината (1-й этап), 2014-2017 гг., Республика Саха (Якутия)

Развитие золотодобычи в Се-лемджинском районе, 2011-2019 гг., Амурская область

Строительство горнодобывающего и перерабатывающего предприятия на базе Наталкин-ского золоторудного месторождения, 2009-2018 гг., Магаданская область

Алмазодобывающее предприятие на базе Верхне-Мункого рудного поля, 2015-2020 гг., Республика Саха (Якутия)

Строительство и эксплуатация горно-обогатительного комбината «Тарын» на месторождении «Дражное», 2016-2018 гг., Республика Саха (Якутия)

Цель проекта, мощность

Добыча коксующегося угля и производство высококачественного коксующегося концентрата

Увеличение добычи угля (в том числе экспортного качества), производство обога-щённого угля(концен-трата)

Комплексная разведка Озерновского рудного поля и развёртывание ГМК мощностью до 10 т золота в год

Создание ГОКа на месторождении Таёжное для добычи и переработки железной руды (3 млн т в год)

Разработка золоторудных месторождений Селемджинского района

Развитие золотодобычи в Тенькинском районе (Наталкинское месторождение, 8,6 млн т руды в год)

Разработка нового месторождения алмазов Верхне-Мунское

Освоение месторождения «Дражное» открытым способом со строительством ГОКа (мощность 700 тыс. т руды, производство золота 2 130 кг в год)

Объект инфраструктуры, на создание (реконструкцию) которого предоставляется субсидия

Подстанция 110 кВ «Инаг-линский угольный комплекс» с заходами линии электропередачи 110 кВ

Автомобильные мосты через р. Чегдомын и р. Ургал; железнодорожные пути обогатительной фабрики «Чегдомын»; линия электропередачи 110 кВ

Подъездная автодорога к Озерновскому месторождению, участок Лызык-Озерновское

Железнодорожная станция «Таёжная»; энергетический комплекс Таёжного ГОКа

Линия электропередачи 220 кВ «Февральская -Рудная» с подстанцией 220 кВ «Рудная»

Линия электропередачи 220 кВ «Усть-Омчуг - Ом-чак Новая» с распределительным пунктом 220 кВ и подстанцией 220 кВ «Ом-чак Новая»

Временный технологический проезд до Верхне-Мунского месторождения (от г. Удачный, 150 км)

Автодорога (уч. Нелькан -уч. Дражный, 103,5 км); линия электропередачи 35 кВ (10 км) с подстанцией 35/6 кВ

Предельный общий объём субсидии, предоставляемой инвестору, млн рублей

560,0

1 548,9

758,4

1 620,0

5 490,9

9 947,0

8 525,8

978,0

/ :ки

Наименование инвестпроекта, сроки реализации, субъект РФ

Организация производства строганных и профилированных пиломатериалов в пос. Березовый Солнечного района, 2012-2020 гг., Хабаровский край

шшшШймш

Цель проекта, мощность

Создание комплексного лесопильно-деревооб-рабатывающего предприятия с годовым объёмом лесозаготовок 973 тыс. м3 и переработки пиловочного сырья 750 тыс. м3

Продолжение таблицы 1

Объект инфраструктуры, на создание (реконструкцию) которого предоставляется субсидия

Участки лесовозных и подъездных автомобильных дорог; цех генерации электроэнергии лесопиль-но-деревообрабатывающе-го предприятия

Итого по ресурсным проектам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предельный общий объём субсидии, предоставляемой инвестору, млн рублей

847,0

30 276,0

Источники: распоряжения Правительства РФ № 484-р от 23 марта 2015 г. и № 1339-р от 13 июля 2015 г.

Список литературы

1. Антонова Н.Е. Нужна ли господдержка лесному комплексу Дальнего Востока? // ЭКО.

2015. № 7. С. 16-34.

2. Антонова Н.Е. Экономический пояс Шелкового пути: есть ли возможности для развития биоресурсного сектора Дальнего Востока? // ЭКО. 2016. № 7. С. 37-55.

3. Антонова Н.Е., Дёмина О.В., Захарчен-ко Н.Г., Ломакина Н.В., Сухомиров Г.И. Оценка роли ресурсного сектора в экономике региона: пример Хабаровского края // Региона-листика. 2014. Т. 1. № 2. С. 42-70.

4. Антонова Н.Е., Синеговский М.О. Соевод-ство в Амурской области в разрезе глобального и национального трендов // Регионалистика.

2016. Т. 3. № 2. С. 21-35.

5. Демьяненко А.Н. О стратегических инициативах по развитию Дальнего Востока России в контексте исторического опыта // Регио-налистика. 2016. Т. 3. № 1. С. 6-13.

6. Ломакина Н.В. Ключевые механизмы новой модели развития Дальнего Востока и их влияние на роль минерального сектора в экономике региона // ЭКО. 2015. № 7. С. 5-15.

7. Ломакина Н.В. Минеральный сектор экономики в Госпрограмме развития Дальнего Востока: целевые задачи и ожидаемые результаты // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 3. С. 22-29.

8. Минакир П.А. Новая восточная политика и экономические реалии // Пространственная

экономика. 2015. № 2. С. 7-11.

9. Минакир П.А. От главного редактора // Пространственная экономика. 2014. № 1. С. 711.

10. Минакир П.А. Экономика регионов. Дальний Восток. М.: Экономика, 2006. 848 с.

References

1. Antonova N.E. Do We Need Government Support Forest Complex of the Far East? EKO [ECO]. 2015. No. 7. Pp. 16-34. (In Russian)

2. Antonova N.E. The Economic Zone of the Silk Road: is there a Possibility for the Development of the Sector Bioresource the Far East? EKO [ECO]. 2016. No. 7. Pp. 37-55. (In Russian)

3. Antonova N.E., Dyomina O.V., Zakhar-chenko N.G., Lomakina N.V., Sukhomirov G.I. Estimating the Resource Sector Role in Regional Economy: The Case of Khabarovsk Krai. Regionalistica [Regionalistics]. 2014. Vol. 1. No. 2. Pp. 42-70. (In Russian)

4. Antonova N.E., Sinegovskiy M.O. Cultivation of Soybeans in Amur Oblast in the Context of Global and National Trends. Regionalistica [Regionalistics]. 2016. Vol. 3. No. 2. Pp. 21-35. (In Russian)

5. Demyanenko A.N. On the Strategic Initiatives for Development of Russian Far East in the Context of Historical Experience. Regionalistica [Regionalistics]. 2016. Vol. 3. No. 1. Pp. 6-13. (In Russian)

¡> а

►егионалистика

ÍJtTE

^ ж

DOI: 10.14530/reg.2016.6

• D.I:. I,

Л.

6. Lomakina N.V. Key Mechanisms of New Model of Development of the Far East and Their Influence on a Role of Mineral Sector in Region Economy. EKO [ECO]. 2015. No. 7. Pp. 5-15. (In Russian)

7. Lomakina N.V. Mineral Sector of Economy in a State Program of Development of the Far East: Target Tasks and the Expected Results. Menedzhment i biznes-administrirovanie [Management and Business Administration]. 2013. No. 3. Pp. 22-29. (In Russian)

8. Minakir P. A. New Eastern Policy and Economic Realities. Prostranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2015. No. 2. Pp. 7-11. (In Russian)

9. Minakir P.A. From the Chief Editor. Prostranstvennaya economika [Spatial Economics]. 2014. No. 1. Pp. 7-11. (In Russian)

10. Minakir P.A. Regions' Economics. Russian Far East. Moscow, 2006. 848 p. (In Russian)

Для цитирования:

Антонова Н.Е., Ломакина Н.В. Новые механизмы государственного стимулирования инвестиционной активности и результаты их использования в ресурсном секторе Дальнего Востока // Регионалистика. 2016. Т. 3. № 6. С. 23-32.

For citing:

Antonova N.E., Lomakina N.V. New Mechanisms of State Stimulation of Investment Activity and the Results of Their Use in Far Eastern Resource Sector. Regionalistica [Regionalistics]. 2016. Vol. 3. No. 6. Pp. 2332. (In Russian)

mm

Шт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.