Научная статья на тему 'Новые медиафеномены в курсе профессиональной этики журналиста'

Новые медиафеномены в курсе профессиональной этики журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
208
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые медиафеномены в курсе профессиональной этики журналиста»

В.А. Абилькенова Новые медиафеномены в курсе профессиональной этики журналиста

Преподаватель курса профессиональной этики журналиста знает, что такие термины, как «мораль», «миссия», «профессиональный долг», «профессиональная честь» и т.п. нередко отторгаются студентами, которые неплохо знакомы с нравами современной журналистики и уже имеют свое представление о практике профессии.

Однако идеям курса противостоят не просто скепсис и цинизм со стороны студентов, но и «контрпропаганда» в адрес профессиональной этики некоторых преподавателей.

В то же время перед преподавателем курса профессиональной этики журналиста возникает соблазн заменить - не просто дополнить - профессиональную этику на «правила ремесла», практическая польза от которых очевидна. Тем более, что прагматика курса более всего волнует студентов, которые вполне справедливо спрашивают: «Как нам придерживаться высоких стандартов на работе?». Правда, Ю.В. Казаков давно отметил: «В том-то и фокус журналистики как современной профессии, что уже и базовое, "ремесленное" в ней ни шагу не может ступить без про-фессионально-этического»1.

Еще одна забота преподавателя состоит в том, чтобы уйти от риска морализаторства, пафосного декларирования общеморальных норм, прямолинейно апплицируемых к журналистике, и говорить об этике журналиста исходя из природы самой профессии, в число атрибутов которой входят саморегулирование, миссия, этический кодекс. Тогда предъявление профессионально-нравственных императи-

1 См.: Казаков Ю.В. На пути к профессионально правильному. Российский медиаэтос как территория поиска. М.: Центр прикладной этики, 2001. С. 201.

bob становится для студентов реально мотивированным, понятным: «журналист должен», потому что «этого требует профессия, без этого она вырождается».

Актуальна и такая задача - максимально учитывать современную отечественную ситуацию, в которой функционирует журналистика. Сегодня честнее и конструктивнее говорить о профессиональной этике, различая этику как идеально-должное - и этос как реально-должное. А характеристики этоса укрепить нормами «минимального стандарта», мотивация которого может быть и более высокой -как реализация миссии и кредо, и более прагматичной - от «техники безопасности».

Такой подход представляется эффективным, поскольку студенты уже со второго-третьего курса начинают осваивать профессиональные навыки, работая в СМИ, где все этические вопросы «вязнут в рутине повседневности», и если «с первых шагов в профессии дать журналисту впасть в этический анабиоз, не внушить ему, что профессиональная успешность не может быть достигнута за счет толстокожести, непроницаемой для уколов совести, то вторые и третьи "шаги" довершат разрушение: мораль так и останется теорией»2.

Наконец, преподавателю профессиональной этики журналиста уже нельзя уклониться от актуальных вызовов, связанных с «новыми медиа».

L Ситуация в журналистике в связи с новыми медиа: эскиз

Новые информационные технологии, которые способствовали появлению электронных версий печатных изданий, интерактивных СМИ, созданию социальных сетей, в том числе феномена блогерства и т.п., то есть, в конечном счете, новых медиа, во многом повлияли на ситуацию в

2 Симонов А.К. Предисловие // Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Моральный выбор журналиста. Тюмень: Центр прикладной этики, 2002. С.4.

отечественной журналистике и сформировали актуальные вызовы профессиональной этике.

Эти вызовы связаны с тем, что новые медиа стали занимать нишу, из которой журналистика, можно сказать, начала отход, во многом ослабляя свои возможности исполнять профессиональную миссию. Начала отход не по доброй воле, а вытесняемая внедрившимися в СМИ без всяких ограничений рекламой, пиаром, пропагандой: СМИ все более становятся инструментом власти и бизнеса.

Занимая нишу журналистики, новые медиа, с одной стороны, фактически выполняют некоторые ее функции. В блогах и соцсетях можно найти вполне качественную и оперативную информацию о важных событиях в жизни общества, тогда как журналисты все чаще предлагают лишь официальную версию тех или иных событий. Информационная повестка дня, формируемая блогерами и пользователями соцсетей, существенно отличается от повестки дня, которую журналистам формируют власти.

Чтобы увидеть разницу «картин мира», достаточно сравнить повестки дня на Яндексе: топ самых актуальных новостей в официальных СМИ и в блогах, как правило, не совпадает.

Например, топ новостей от 29 сентября 2012 года, 21:59.

Новости официальных СМИ Темы, обсуждаемые в блогах

1. По факту пожара на заводе в Югре возбуждено уголовное дело. 2. Финляндию могут объявить страной, опасной для российских семей. 3. Рогозин: Правительство поддерживает закон об уклонистах. 1.Законопроект об оскорблении чувств верующих. 2. Студенты МГУ: «Нас обязали ко встрече с патриархом Кириллом». 3. Отмена оперы «Иисус Христос - суперзвезда» в Ростове-на-Дону.

4. Журавлев избран председателем воссоздаваемой партии «Родина».

5. Бухгалтеру «Ура.ру» продлили срок задержания.

Как справедливо отметила Е.Л. Вартанова, с появлением новых медиа «журналистика начала терять эксклюзивное право на формирование информационной повестки дня»3. И действительно, появилось понятие «цифровые кочевники» - «digital nomads». Таковым может стать любой человек с минимальными знаниями и умениями в сфере журналистики и современных цифровых технологий: с помощью Интернета они «способны создать и передать свои месседжи из дома, интернет-кафе или из любой точки в любом уголке мира»4.

Речь идет не только о новом факторе в формировании повестки дня. Исследователи подчеркивают, что «на платформах для онлайновых сообщений обладатели новых ме-диаресурсов выступают в качестве помощников, конкурентов и критиков профессиональной журналистики», одновременно и журналистика получила новое задание. Ей предложено примерить функцию модератора, оказывающего «профессиональную помощь пользователям в организации содержательной беседы на интерактивной площадке редакции»5.

3 Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М.: Медиа-Мир, 2009. С. 23.

4 Полисученко А/О. Цифровые кочевники - новое явление в журналистике // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Фак-т журналистики МГУ. 2011. С. 381.

5Стечкин И.В. Журналист в социальной роли модератора/фаси-литатора: основные модели поведения //Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информа-

Еще один штрих к эскизу. Пользователи соцсетей и блогеры берут на себя и роль организаторов местных сообществ: в Москве, например, это была организация волонтерского движения при тушении летних пожаров, в Тюмени - различные движения в поисках пропавшей Ани Анисимо-вой, помощи детям в тубдиспансере, Доме ребенка и т.д. Не говоря уже о движении за чистые выборы, которое способствовало небывалой активности наблюдателей на выборах.

По мере роста влияния новых медиа на ситуацию в журналистике у исследователей появляется соблазн придать журналистике как профессии дополнительные атрибутивные признаки - «ее начинают толковать как журналистику интерактивную, гражданскую, гуманитарную, демократическую, коммунитарную, любительскую, блоговую, социальную»6.

Однако этот понятный в ситуации «смешения карт» соблазн несет с собой риск утраты идентичности профессии. Идентичности, которая обеспечивается не столько технологией, сколько миссией. Как пишет Г. Нюгрен, кризис идентичности журналистской профессии, связанный с появлением новых технологий и квазижурналистских или псевдожурналистских занятий (блогерство и иной созданный пользователями контент), - это смещение акцента в современной журналистской профессии «с ценностей к технологичности» . Утрата идентичности далеко не безобидна. Дело не только в том, что по мере роста и влияния блогосферы размываются границы между блогами, с одной стороны, и веб-сайтами традиционных медиа - с другой. Дело в новой

ции. Сб. материалов Международной научно-практической конференции. М.: Фак-т журналистики МГУ. 2012. С. 203.

6 Страшное С.П. Терминологические аналоги «народной» журналистики // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере.... 2011. С. 388.

7 Нюгрен Г. Де-профессионализация журналистики, http://www.hs-етесЛа.ги/5еттаг.рЬр?1уре=5 (дата обращения: 08.10.10).

ситуации для этики профессии, зафиксированной в профессиональном дискурсе: активность новых медиа побуждает исследователей и преподавателей ставить перед профессиональным сообществом вопросы. Среди них: не заменяет ли блогерство журналистику как профессию с ее вполне определенными миссией и профэтикой? Как должна реагировать профессиональная этика журналистики на новые вызовы? Даже если такого рода вопросы кажутся слишком алармистскими, их стоит отрефлексировать.

2.(Профессионально)-этический потенциал блогерства в ситуации замещения журналистики

Профессионально-этическая проблема для журналистики заключается не в самом по себе феномене новых медиа: наивно было бы стремиться «остановить прогресс», тем более его позитивные проявления, например, обновление повестки дня, организация местных сообществ. Вызов формируется в ситуации «смешения жанров», видов деятельности в медиасфере: профессиональная журналистика с ее миссией и профэтикой - и блогерство. Очевидно, что это смешение - следствие не просто технологического потенциала новых медиа, но активности блогерства и, в то же время, (не)вольной пассивности журналистики. Но даже если иметь в виду, что блогерство, можно сказать, вынужденно заменяет журналистику в ее привычной нише и уже начало формировать свои этические правила, смешение жанров рискованно в случае нарушения интервала идентичности каждого из них.

Многие из нас в последнее время используют социальные сети как один из источников информации. Это объясняется их очевидными преимуществами: высокая скорость получения информации, открытый доступ к ней, оперативность и т.п. В то же время наша профессиональная задача отчетливо сознавать, что такая информация таит в себе и ряд опасностей: социальные сети нередко служат не источником информации, а одним из инструментов пиара - тех-

нологий, используемых политиками для поддержания общественного интереса к ним8. И мы не застрахованы в этих случаях от недостоверной или провокационной информации, в том числе нарушающей общеморальные нормы. Именно поэтому, используя социальные сети как источник информации, журналисты обязаны помнить о своих профессиональных стандартах и работать с такой информацией: проверять ее достоверность, подтверждать или опровергать факты и т.д.

Характерное явление: в блогерской среде заметна тенденция сформулировать правила и нормы своей этики. Даже в Википедии появилась соответствующая статья9.

Нетрудно заметить, что речь идёт о включении в кодекс блогеров элементов разных нормативно-ценностных систем: простых норм нравственности (быть честным, быть справедливым), профессиональной этики журналиста (не заниматься плагиатом, указывать ссылки на источники, не публиковать неточную информацию, проводить грань между фактической информацией и рекламой, воздержаться от оскорблений на этнической, религиозной и расовой почве), корпоративной этики незримого сообщества (признавать и исправлять свои ошибки, поощрять свободу слова), наконец, своеобразный этикетный регламент. Как можно объяснить эту эклектику?

Большинство норм заимствовано из профессиональной этики журналиста. Возможно, блогеры заботятся о своей репутации: они заинтересованы в том, чтобы вызвать доверие пользователей.

Возможно, блогеры пытаются объединить свое сообщество на основе конвенциональных норм. Показательно, что

8 Федорченко A.C. Соцсети в журналистике: ПР-инструмент, источник информации или фактор формирования ценностей // Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации... 2012. С. 206.

9 Кодекс блогерской этики: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 09.09.12).

форум кавказских блогеров, приняв решение разработать «Хартию ответственного блогера»10, обязуются воздерживаться от оскорблений на этнической, религиозной и расовой почве, мотивируя эту акцию следующим образом: «сегодня необходима площадка, чтобы организовать такое общение по сложным проблемам, которое гарантировало бы уважение к собеседникам и гарантию от оскорблений» (Хартия принята по итогам анализа взаимного общения между конфликтными регионами Кавказа).

Характерно, что и этот этический документ декларировал близость своих оснований к профессиональной этике журналиста.

Обратимся к еще одному кодексу блогеров11. Документ носит, на наш взгляд, этикетно-регламентный характер. Об этом говорит уже первый его раздел «Принципы этики общения», в котором заявляется необходимость вежливости и взаимно уважительных отношений блогеров и рекламодателей. В разделе «Требования к этике общения пользователей» заявляется обязанность блогеров, рекламодателей и других «быть корректным и сдержанным в переписке и личном общении». И в этом кодексе содержатся требования, близкие к профэтике журналиста: «Пользователь обязан воздерживаться от распространения непроверенной, ложной, дезориентирующей и иной информации».

Как отнестись к заимствованиям и перекличкам кодексов блогеров с профессиональной этикой журналиста? Представляется, эти заимствования несут в себе моменты риска для всех сторон - журналистики, блогерства, аудитории.

Прежде всего, не идентифицируя себя в качестве профессии, блогерство, даже при стремлении принять нормы

10 Блогеры Кавказа намерены составить собственную хартию этики: http://www.yuga.ru/news/261490/ (дата обращения: 13.09.12).

11 http://blogun.rU/policy.php#talk_requirements (дата обращения: 16.11.12).

профессиональной журналистики, не может полноценно отвечать за это намерение: заимствованные у профессии «журналистика» нормы не имеют в блогерстве своего фундамента. Не являясь профессией, блогерство и не сформулировало миссию своего сообщества. Без отрефлекси-рованной миссии, общепризнанной самим блогерским сообществом и, что не менее важно, обществом, даже искреннее намерение действовать по кодексу ненадежно.

Уже только поэтому приписываемое феномену блогер-ства такое последствие, как «смерть традиционной журналистики», интересно скорее как метафора, чем прогноз.

С другой стороны, к утверждению Мадлен Олбрайт, что «у технологий нет морали, ими можно злоупотреблять», стоит отнестись лишь как к метафоре12. Аргумент сдержанного, некатегоричного отношения - само появление кодексов блогера. Вопрос - в их надежности? Да. Но самое важное средство профилактики - в осознании этим сообществом интервала своей идентичности.

Вместо заключения

На наш взгляд, важно поставить еще один вопрос: как должна журналистика ответить на новый вызов?

Можно пафосно говорить о необходимости разработки стратегии возвращения журналистики к своей миссии.

Можно ставить задачу наведения мостов между журналистикой и блогерством.

Можно следовать кажущемуся элементарным призыву «просто стоит честно и качественно делать свою работу»13.

В любом случае, феномен новых медиа дает сигнал развитию дискурса о профессиональной этике журналиста. В том числе и в соответствующем учебном курсе.

12 Соколов М. Пропаганда успешно замещает реальность // Новая газета. 2012. № 122. 26 октября. С. 6.

13 Колесников А. Говорит и показывает Нью-Йорк тайме // Новая газета. 2012. № 92. 17 августа, http://www.novayagazeta.ru/com-теп1з/54017.Ь1т1 (Дата обращения: 4 сентября 2012 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.